СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа-курса «Окружающий мир» для второго класса на 2014-2015 учеб­ный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Пле­шакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009).
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ №1241 от 26.11.2009 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования №373 от 06.10.2009»
  3. Примерная программа по литературному чтению для начального образования.
  1. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях в 2015-2016 учебном году
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2014.
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2014.
  4. Основная образовательная программа МБОУ «Медведевская средняя школа».
  5. Школьный учебный план МБОУ «Медведевская средняя школа». на 2015 – 2016 учебный год.
  6. Положение о структуре и разработке рабочих программ МБОУ «Медведевская средняя школа».

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в услови­ях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, сво­его места в нём;
  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффек­тивного и безопасного взаимодействия в социуме.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ве­дущих идей:

  1. идея многообразия мира;
  2. идея целостности мира;
  3. идея уважения к миру.

Курс «Окружающий мир» для второго класса в равной мере интегрирует природовед­ческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам ес­тественно-научный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В рамках предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника реше­ны задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на эт­нокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важней­шее национальное достояние России.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информацион­но-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характе­ра, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы рабо­ты, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Боль­шое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной дея­тельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

  1. распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
  2. моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
  3. эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по окружающему миру 2 класс»

38



 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Медведевская средняя школа»

муниципального образования

Черноморский район Республики Крым



Рассмотрено и

рекомендовано к утверждению

на заседании методического объединения учителей начальных классов

Протокол № __

от «27» августа 2015 года

Руководитель методического объединения: ____________Л.А.Шаховская

Согласовано

Заместитель директора по УВР

________М.А. Хаджимба


от «__» августа 2015 года


Утверждаю

Директор школы

____________Е.В. Симоненко

Приказ№_______

от «__» августа 2015года














Рабочая программа

По окружающему миру для 2 класса

Дюскина Елена Анатольевна











2015-2016 учебный год



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Пояснительная записка

Рабочая программа-курса «Окружающий мир» для второго класса на 2014-2015 учеб­ный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Пле­шакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009).

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ №1241 от 26.11.2009 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования №373 от 06.10.2009»

  3. Примерная программа по литературному чтению для начального образования.

  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях в 2015-2016 учебном году

  5. Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2014.

  6. Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2014.

  7. Основная образовательная программа МБОУ «Медведевская средняя школа».

  8. Школьный учебный план МБОУ «Медведевская средняя школа». на 2015 – 2016 учебный год.

  9. Положение о структуре и разработке рабочих программ МБОУ «Медведевская средняя школа».

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в услови­ях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, сво­его места в нём;

  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффек­тивного и безопасного взаимодействия в социуме.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ве­дущих идей:

  1. идея многообразия мира;

  2. идея целостности мира;

  3. идея уважения к миру.

Курс «Окружающий мир» для второго класса в равной мере интегрирует природовед­ческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам ес­тественно-научный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В рамках предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника реше­ны задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на эт­нокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важней­шее национальное достояние России.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информацион­но-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характе­ра, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы рабо­ты, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Боль­шое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной дея­тельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

  1. распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

  2. моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

  3. эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Курс рассчитан на 2 час в неделю 2 класс – 68 часов



Планируемые результаты освоения предмета

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение лично­стных результатов начального образования. У второклассника продолжается:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и нацио­нальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского об­щества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его орга­ничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре дру­гих народов;

  4. формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том чис­ле в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со­циальной справедливости и свободе;

  1. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  1. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  2. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социаль­ных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотива­ции к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальными ду­ховным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования. У второклассника продолжается:

  1. процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  1. процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;

  1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  2. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  1. процесс освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  1. формирование умения использовать знаково-символические средства представле­ния информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  2. формирование умения активно использовать речевые средства и средства инфор­мационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и позна­вательных задач;

  3. формирование умения использовать различные способы поиска (в справочных ис­точниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обра­ботки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окру­жающий мир»;

  4. процесс овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобще­ния, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;


  1. формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  2. формирование умения определять общую цель и пути её достижения; умения до­говариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведе­ние и поведение окружающих;

  3. процесс овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

  4. процесс овладения базовыми предметными и межпредметными понятиями, отра­жающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  5. формирование умения работать в материальной и информационной среде началь­ного общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержани­ем учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются предметные результаты. Вто­роклассник учится:

  1. понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  2. уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  1. осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической гра­мотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  2. осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  3. устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание программы (68 часов)

Где мы живём? (3 часа)

Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название на­шего села. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками лю­дей. Наше отношение к окружающему.

Природа (21 час)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства зем­ных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дико­растущие и культурные растения. Комнатные растения.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.

Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.

Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, ра­зорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их ох­раны. Правила поведения в природе.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температу­ры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравни­тельное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дико­растущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 часов)

Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъ­езде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представ.

об отдельных производственных процессах.

Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины посёлка.

Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательно­стями посёлка.

Здоровье и безопасность (10 часов)

Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.

Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, остры­ми предметами). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде.

Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опас­ных ситуациях при контакте с людьми.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (6 часов)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения маль­чиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (15 часов)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Мос­ковский Кремль и другие достопримечательности.

Знакомство с другими городами нашей страны.

Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех лю­дей.

Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.

Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.

Резерв - 3 часа








Учебно-тематический план



Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Где мы живём?

3

2

Природа

21

3

Жизнь города и села

10

4

Здоровье и безопасность

10

5

Общение

6

6

Путешествия

15

7

Резерв

3


Итого

68



Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения окружающего мира второклассники научатся:

  • распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей мест­ности;

  • правилам поведения в природе;

  • называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;

  • называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;

  • распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; осо­бенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на ули­це, в быту, на воде, при контактах с людьми;

  • называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;

  • называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.

Второклассники получат возможность научиться:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и, живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в при­роде;

  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;

  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

• определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

Виды контрольно-измерительных материалов



урока

Вид работы

Тема

4

Стартовая диагностика

Входная

6

Практическая работа № 1

Измерение температуры

8

Экскурсия № 1

В гости к осени

11

Практическая работа № 2

Знакомство с горными породами и минералами

14

Практическая работа № 3

Распознавание деревьев, кустарников и трав

15

Проверочная работа

Качество усвоения программного материала за пер­вую четверть

17

Практическая работа № 4

Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений

19

Практическая работа № 5

Отработка приёмов ухода за комнатными растениями

21

Практическая № 6

Отработка приёмов ухода за животными живого уголка

24

Тест № 1

Природа

29

Промежуточная диагностическая работа

Итоговая работа за 1 полугодие

31

Экскурсия № 2

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе

34

Тест № 2

Жизнь города и села

38

Практическая работа № 7

Отработка правил перехода улиц

44

Тест № 3

Здоровье и безопасность

48

Практическая работа № 8

Отработка основных правил этикета

49

Проверочная работа.

Качество усвоения программного материала за тре­тью четверть

50

Тест № 4

Общение

52

Практическая работа № 9

Определение сторон горизонта по компасу

56

Экскурсия № 3

В гости к весне

58

Практическая работа № 10

Освоение основных приёмов чтения карты

63

Тест № 5

Путешествия

64

Итоговая диагностиче­ская работа

Качество усвоения программного материала за учебный год

65

Экскурсия № 4

Впереди лето



График проведения экскурсий, практических и проверочных работ



Период обучения

Количество часов

Диагностический и практический

материал

1 четверть

18 часов

практическая работа

4





Экскурсия

1





проверочная работа

1





стартовая диагностика

1

2 четверть

14 часов

практическая работа

2





Экскурсия

1





Тест

1





промежуточная диагностика

1

3 четверть

20 часов

практическая работа

3





Тест

3





проверочная работа

3

4 четверть

16 часов

практическая работа

1





Экскурсия

2





Тест

1





итоговая диагностика

1

Итого:

68 часов

практическая работа

10





Экскурсия

4





Тест

5





проверочная работа

2





Диагностика

3









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 2 класс


Дата

Тема

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Оборудование

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел «Где мы живём ?»


1

03.09.


Родная страна.

Имя родной страны – Россия, или Рос. Фед. Государ. символы РФ: герб, флаг, гимн.

Россия – многонац-ая страна. Государ. язык.

Научатся различать государствен. символы России от символов других стран; различать национальные языки.


Регулятивные:

Понимать и сохранять учеб. задачу; учитывать ориентиры действия в новом учебн. материале; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Коммуникативные:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотруднич-ве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.


Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности.

- различать государств. символы России;

-различать национал. языки и государствен. язык России;

- извлекать сведения о символах России.

Карта

Глобус

Презентация

Электрон прил


2

07.09


Город и село.

Характ. особенности городских и сельских поселений. Занятия жителей города и села

Научатся объяснять особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта.


- сравнив. город и село;

-рассказывать о доме;

-распред. обязанности по выполнен. проекта;

-собирать информацию о земляках;

Карта

Глобус

Презентация

Электрон прил

карточки


3

10.09


Природа и рукотворный мир.

Объекты природы и предметы рукотворн. мира. Наше отношение к миру

Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира.

-различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Электр.прил


4

14.09


Наш адрес в мире.

Вселенная. Звезды и планеты. Разнообраз. стран и народов на Земле. Разнообразие городов и сел России. Наш город, наш крайнаша малая родина.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» Стартовая диагностика

Научатся оценивать свои достижения.





- определять «свой адрес» в мире;

-сравнивать звёзды и планеты;

-анализировать схему в учебнике, находить планету;

-отвечать на итоговые вопросы, выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения.

Карта

Глобус

Презентация

Электрон прил


Раздел «Природа»


5

17.09


Неживая и живая природа.

Живая и неживая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между живой и неживой природой.

Практическая работа №1

Научатся различать объекты живой и неживой природы.


Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные:

Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить опыты.

Коммуникативные:

Строить понятные для партнёра высказыван.; задавать вопросы.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- широкая мотивационная основа учебной деятельности;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- способность к самооценке.

-классифицировать объекты природы по существ. признакам;

-различать объекты неживой и живой природы;

-устанавливать связи между живой и неживой природой


6

21.09


Явления природы.

Сезонные явления неживой и живой природы. Термометр – прибор для измерения температуры

Практическая работа№1

Научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека.

-различать объекты и явления природы;

-приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений

Карточки

Виды термометров


7

24.09

25.09

Что такое погода.

Погода и погодные явления. Условные знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды.

Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде.


-наблюдать и описыв. состояние погоды;

-приводить примеры погодных явлений;

-сопоставлять научные и народные предсказания погоды

Календарь погоды


8

28.09


В гости к осени экскурсия №1.

Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе.

Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе.


-наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавлив. взаимозависимость;

-определять природн. объекты с помощью атласа-определителя


9

28.09


В гости к осени (урок).

Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь.

Научится рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой природе; показывать связь между ними.


-знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе;

- рассказывать об осенних явлениях в природе родного края


10

01.10


Звёздное небо.

Созвездие Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак.

Научатся различать изученные созвездия; узнают несколько новых созвездий.


- находить созвездия;

-моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;

-находить информац. о созвездиях в дополнит. литературе

Презентация

Табл.


11

05.10


Заглянем в кладовые земли.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав.

Практическая работа №2

Научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы.


- практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита,рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;

-различать горные породы и минералы

Горные породы


12


08.10


Про воздух и про воду.

Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана. Вода. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение. Охрана.

Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды.

















- рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;

- анализировать схемы, показывающие источники загрязнен. воздуха и воды;

-описывать эстетичес. воздейств. созерцания неба и водных просторов на человека;

- наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;

-находить информацию об охране воздуха и воды родного края.


презентация


13

12.10


Про воздух и про воду.




14

15.10


Какие бывают растения.

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения Эстетическое воздействие растений на человека.

Практическая работа№3

Научатся делить растения по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп.



-устанавливать по схеме различия между группами растений;

- называть и классифиц. растения, осуществлять самопроверку;

-приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;

-определять растения

гербарии


15

19.10


Какие бывают животные.

Многообразие животных.Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от образа жизни.

Научатся делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных.



- соотносить группы животных и признаки;

- знакомиться с разнообразием животных, находить информацию о них,

-сравнивать животных, выявлять зависимость строения тела животн. от его образа жизни

презентация


16

22.10


Невидимые нити.

Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей.

Научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей.


- устанавливать взаимосвязи в природе;

-моделировать изучаемые взаимосвязи;

-выявлять роль человека в сохранении или нарушении взаимосвяз.

Электрон прил


17

02.11


Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений.

Легенды о растениях.

Практическая работа№4

Научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в тексте.



-сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;

-классифицировать культурные растения по определён. признакам;

-находить информацию о растениях;

-обсуждать материалы книги «Великан на поляне».


гербарии


18

05.11


Дикие и домашние животные.

Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных.

Научатся различать диких и домашних животных; рассказывать о значении домашних животных для человека.



- сравнивать и различать диких и домашних животных;

-моделировать значение домашних животных для человека;

-рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними.

презентация


19

09.11


Комнатные растения.

Комнатные растения, роль в жизни человека Уход , происхождение комнатных растений.

Практическая работа№5

Научатся узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями.



- узнавать комнатные растения;

-определять растения своего класса;

-оценивать роль растений для здоровья

Комнатные растения

таблица


20

12.11


Животные живого уголка.

Аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода. Роль содержан. животных для здоровья человека.

Научатся определять животных живого уголка; ухаживать за некоторыми из них.



- рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;

-объяснять их роль в создании благоприятной психологич. атмосферы;

-осваивать приёмы содержания животных живого уголка

презентация


21

16.11


Про кошек и собак.

Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.

Практическая работа№6

Научатся приводить примеры разных пород кошек и собак; различать изученные породы.



- определять породы кошек и собак;

-обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме;

-объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу.

презентация


22

19.11


Красная книга.

Красная книга России. Сведения о растениях и животных. Меры по сохранен. и увеличен. численности растений и животных.

Научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы.


- выявлять причины исчезновения растений и животных;

- обсуждать меры по охране;

-подготовить сообщение о растен. или животном

Красная книга


23

23.11


Будь природе другом.

Проект «Красная книга, или возьмём под защиту».

Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки.

Научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы.



- анализировать факторы, угрожающие живой природе;

-знакомиться с Правилами друзей природы и экологическ. знаками;

-составлять Красную книгу


24

26.11


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

Проверка знаний и умений. Тест№1


Научатся оценивать свои достижения.

- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильн. / неправильн. ответов;

-оценивать отношение к природе

карточки



Раздел «Жизнь города и села»


25

30.11


Что такое экономика.

Экономика и её составные части. Связи между частями экономики. Экономика родного края. Деньги.

Научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части.



Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей


Познавательные:

научится осуществлять поиск необходимой информации

для выполнения учебных заданий; проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания


- учебно-познавательный интерес к новому материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-будут сформированы

чувства прекрасного и эстетические чувства.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

--способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- рассказывать об отраслях экономики;

-анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производ-ве продуктов;

-моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно;

-извлекать сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение.

26

03.12


Из чего что сделано. Использование природн. материалов для изготовления предметов.Простейш. производственные цепочки. Уважение к труду людей.

Научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам.





- прослеживать производственные цепочки, моделировать;

-приводить примеры использования природных материалов для производства изделий.

Электр.прил


27

07.12


Как построить дом.

Представление о технологии строит-ва городск. и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строит. техники

Научатся выявлять особенности возведения городского и сельского домов; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности.


- рассказывать о строительстве городск. и сельского домов;

-сравнивать технологию возведения городского дома и сельского;

-рассказывать о строительных объектах

Электр.прил


28

10.12


Какой бывает транспорт.

Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта.

Научатся классифицировать транспортные средства; запомнят номера телефонов экстренных служб.


- классифицировать средства транспорта;

-узнавать транспорт служб экстренного вызова;

-запомнить номера экстренного вызова

Электр.прил


29

14.12


Культура и образование.

Учреждения культуры и образования, роль в жизни человека и общества. Первый музей России

Промежуточная диагностика

Научатся различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры.



- различать учреждения культуры и образов-ия;

-приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;


Электр.прил



карточки


30

17.12


Все профессии важны.

Проект «Профессии».

Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей.


.Научатся определять названия профессий по характеру деятельности; узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи.



- рассказывать о профессиях своих родителей;

-определять названия профессий по характеру деятельности;

-обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни

презентация


31

21.12


В гости к зиме экскурсия №2.

Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе.

Научатся наблюдать за зимними природными явлениями.



- наблюдать над зимн. погодными явлениями;

-исследовать пласт снега;

-распознавать следы животных;

-наблюдать за повед-ем зимующих птиц.


32

24.12


В гости к зиме (урок).

Зимние явления в неживой и живой природе.

Научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними.



- обобщать наблюдения над зимними природными явлениями;

-формулировать правила безопасного поведения зимой;

-вести наблюдения в природе

Электр.прил


33

11.01


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

Проверка знаний и умений.Тест№2


Научатся оценивать свои достижения.

- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность ответов;

-оценивать отношение к природе;

-формировать самооценку

карточки


34

14.01


Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».

Представление результатов проектной деятельности.




Научатся выступать с подготовленным сообщением, расширят углубят знания по выбранной теме.



- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.



Раздел «Здоровье и безопасность»


35

18.01


Строение тела человека.

Внешнее и внутрен. строение тела человека. Местоположение органов и их работа.

Научатся называть и показывать внешние части тела человека; осознавать необходимость безопасного и здоров. образа жизни.

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные:

Строить понятные для партнёра высказывания.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- ориентация на здоровый образ жизни.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

--способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- называть и показывать внешние части тела человека и положение внутренних органов

-моделировать внутреннее строение тела человека

Электр.прил

таблица


36

21.01


Если хочешь быть здоров.

Режим дня 2-классн. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи

Научатся осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня.


-составлять режим дня школьника;

-обсуждать питание школьника;

-формулировать правила личной гигиены и соблюдать их

Электр.прил


37

25.01


Берегись автомобиля!

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Научатся узнавать дорожные знаки, осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения.

- моделировать сигналы светофоров;

-различать дорож.знаки;

-формулировать правила движения по загородной дороге

Электр.прил


38

28.01


Школа пешехода

Практическая работа

Практическая работа№8

Научатся соблюдать правила безопасности



-формулировать правила безопасности;

-учиться соблюдать правила безопасности


39

01.02


Домашние опасности.

Правила безопасного поведения в быту.

Научатся объяснять опасность бытовых предметов


- объяснять опасность бытовых предметов и ситуаций;

-формулировать правила безопасного поведения в быту

Электр.прил


40

04.02


Пожар.

Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.

Научатся вызывать пожарных по телефону; запомнят правила предупреждения пожара.



- характеризовать пожароопасн. предметы;

-запомнить правила предупрежден. пожара;

-моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону

Электр.прил


41

08.02


На воде и в лесу.

Правила безопасного поведения в воде и в лесу.

Научатся избегать опасности на воде и в лесу



- характеризовать опасности пребывания у воды и в лесу;

-различать съедобные и ядовитые грибы

Электр.прил


42

11.02


Опасные незнакомцы.

Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов милиции.

Научатся предвидеть опасность; запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами.



- характеризовать опасности при контактах с незнакомыми людьми;

-моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС

Электр.прил


43

15.02


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

Проверка знаний и умений.

Научатся оценивать свои достижения.

- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность ответов;

-оценивать отношение к природе

карточки



Раздел «Общение»


44

18.02


Наша дружная семья.

Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотн. в семье.

Научатся объяснять, что такое культура общения.



Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать ориентиры действия в учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

строить рассуждения в форме простых суждений; осуществлять поиск информации для выполнения заданий.

Коммуникативные:

Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; строить монологическое высказывание


- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-знание основных моральных норм.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

--способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-рассказывать о семейн. взаимоотношениях, общих занятиях;

-обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

-моделировать ситуации семейного досуга

Электр.прил


45

18.02


Проект «Родословная».

Подготовка к выполнению проекта:


Научатся составлять родословное древо своей семьи.



- интервьюировать родителей о представителях старшего поколения,

-отбирать фотографии из семейного архива;

-составлять родословное древо семьи;

-презентовать свой проект.



46

25.02


В школе.

Классный и школьный коллектив.

Совместная учеба, игры, отдых.

Этика общения с одноклассниками,

учителями и руководством школы.

Научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива.



рассказывать о школьн. коллективе, мероприятиях в классе;

-формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

-моделировать ситуации общения на уроке и переменах.

Электр.прил


47

25.02


Правила вежливости.

Правила этики в общении.

Этикет общения по телефону.

Правила поведения в обществ. транспорте

Научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми.



-формулировать привила поведения в общественном транспорте;

-моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

Электр.прил


48

29.02


Ты и твои друзья.

Правила поведения в гостях.

Практическая работа№8

Научатся формулировать правила этикета


-обсуждать морально-этические аспекты дружбы;

-формулиров. правила этикета в гостях.

карточки


49

03.03


Мы – зрители и пассажиры.

Правила поведения в общественных местах

Проверочная работа

Научатся вести себя в общественных местах.



- обсуждать правила поведения в театре;

- обсуждать правила поведения в обществен. транспорте

Электр.прил


50

03.03


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

Проверка знаний и умений.

Тест№3

Научатся оценивать свои достижения.

- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность ответов;

-оценивать отношение к природе;

-формиров. самооценку в соответствии с набранными баллами

карточки


Раздел «Путешествия»


51

10.03


Посмотри вокруг.

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли.

Научатся различать стороны горизонта и обозначать их на схеме.



Регулятивные:

понимать учебную задачу урока и стремит. выполнить;

учитывать ориентиры действия в учебном материале; планировать действие

учебно-познавательный интерес к новому материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности

находить линию горизонта;

различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

анализировать текст;

формулировать вывод о форме Земли

Электр.прил


52









14.03


Ориентирование на местности.

Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта.

Практическая работа№9

Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам

в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:

осуществлять анализ, обобщать и делать выводы;

использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные:

Задавать вопросы; строить понятные высказывания; формулировать собственное мнение; контролировать действия партнёра

учебной деятельности

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

находить ориентиры на рисунке, по дороге от дома до школы;

знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним; осваивать приёмы ориентир-ия по компасу;

знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природ. признакам



Электр.прил


компас











Электр.прил


53

14.03


Ориентирование на местности.

Компас – прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом.


54

17.03


Формы земной поверхности.

Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор

Научатся различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту природы.





сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существен. признаков форм земной поверхности;

анализировать цветовое обозначение равнин и гор;

сравнивать по схеме холм и гору;

характеризовать поверхность края.

Электр.прил







карта


55

21.03


Водные богатства. Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды. Водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря.

Научатся называть части реки; анализировать схему.





различать водоёмы естественного и искусственного происхождения;

анализировать схему частей реки;

рассказывать о водных богатствах своего края

Электр.прил





карта


56

24.03


В гости к весне экскурсия№3.

Наблюдения над весенними явлениями природы.

Научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека.





наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д.;

формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздейств. на человека


57

04.04


В гости к весне (урок).

Весенние явления в неживой и живой природе.

Научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них.





рассказывать о своих весенн. наблюдениях;

знакомиться с изменен-ми в природе весной; моделировать взаимосвязи весенних явлений в природе


58

07.04


Россия на карте.

Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте.

Практическая работа№8

Научатся приёмам чтения карты; осознают величие нашей страны.





сравнивать изображение России на глобусе и карте;

соотносить пейзажи на фотографиях с местоположением на физической карте;

осваивать приёмы чтения карты;

учиться правильно показывать объекты на настенной карте.

карта


59

11.04


Проект

«Города России».

Подготовка к выполнению проекта:

знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение сроков работы.

Узнают новую информацию о городах России.





распределять обязанности по выполнению проекта;

находить сведения об истории и достопримечательн. города;

составлять презентацию своего исследования


60

14.04


Путешествие

по Москве.

Первоначальные сведения об истории основании города. План Москвы. Герб Москвы. Основные

достопримеча-

тельности столицы.


Научатся находить Москву на карте России; называть основные достопримечательности столицы.





находить Москву на карте России;

знакомиться с планом Москвы; описывать достопримечательности по фотографиям;

отличать герб Москвы от гербов др. городов

иллюстрации


61

18.04


Московский Кремль.

Московский Кремль – символ нашей Родины.

Достопримечательности Кремля и Красной площади.

Научатся рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади; осознают значение Кремля для жителей России.





обсуждать значение Московского Кремля для жителя России;

находить на фотографии достопримечательности Кремля;

находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение

презентация


62

21.04


Город на Неве.

Санкт-Петербург – северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру 1, история его создания.

Научатся находить Санкт-Петербург на карте России; находить в тексте нужную информацию.





находить Санкт-Петербург на карте;

знакомиться с планом Санкт-Петербурга;

описывать достопримечательности по фотографиям;

отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов

презентация


63

25.04


Путешествие по планете.

Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте.

Тест№5

Научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями.





сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; соотносить фотографии с местоположением районов на карте мира

Электр.прил





карточки


64

28.04


Путешествие по материкам.

Особенности природы и жизни людей на разных материках.

Части света: Европа и Азия.

Итоговая диагностическая работа

Научатся находить материки на карте мира; осознают масштабность нашей планеты.





находить материки на карте мира;

знакомиться с особенностями материков;

готовить сообщения и выступать с ними

Карта







карточки


65

05.05


Страны мира. Проект

«Страны мира»

Физические и политические карты.

Подготовка к выполнению проекта:

знакомство с материал. учебника, распределение заданий, обсуждение сроков работы

Научатся различать физическую и политическую карты мира; показывать на политической карте мира территорию России.





находить на политической карте мира территорию Россию и друг. стран;

определять, каким странам принадлежат флаги; распределять обязанности по выполнению проекта;

готовить сообщения о странах


66

12.05


Впереди лето.

Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных.

Экскурсия№4

Научатся работать с атласом-определителем; узнают о жизни насекомых и растений летом.





определять цветущие летом травы, насекомых и других животных;

приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;

рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям


67

16.05


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

Проверка знаний и умений.

Научатся оценивать свои достижения.



выполнять тестовые задания учебника;

оценивать правильность ответов;

оценивать отношение к природе; формировать адекватную самооценку

карточки



68

19.05


Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

Представление результатов проектной деятельности.

Научатся выступать с подготовленным сообщением; расширят и углубят знания по выбранной теме.



выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их нагляд. материалами;

обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.




Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предпола­гает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познава­тельные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достиже­ний ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достиже­ний являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизи­рованных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность де­монстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высо­ких уровней формируемых учебных действий.

Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - сис­темы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окру­жающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагно­стических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освое­ния темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализует­ся в рамках накопительной системы, которая:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование каче­ства образования;

  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образова­тельных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсаль­ных учебных действий;

  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе на­чального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятель­ность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.


Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неде­лю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из не­скольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для те­матических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюде­ний учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и прак­тических работ, итоговой диагностической работы.


Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, со­ставляющих образовательную область «Окру­жающий мир», оказывает влияние на содержа­ние и формы контроля. Основная цель контро­ля - проверка знания фактов учебного матери­ала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приво­дить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, мо­делями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, за­мена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описа­нии объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рас­суждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

  • ошибки в сравнении объектов, их классифи­кации на группы по существенным признакам;

  • незнание фактического материала, неуме­ние привести самостоятельные примеры, под­тверждающие высказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не­ умение подтвердить свой ответ схемой, рисун­ком, иллюстративным материалом;

  • ошибки при постановке опыта, приводя­щие к неправильному результату;

  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изу­ченных объектов (природоведческих и истори­ческих).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта не­существенных его признаков;

  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательнос­ти операций при проведении опыта, не приво­дящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом, рекомендованным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014г. №253.

  1. Плешаков А.А. Окружающий мирУчебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2014.

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2014.

  3. Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешаков

  4. Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Окружающий мир. 2 класс» (15 таблиц + CD диск) с методическими рекомендациями для учителя

  5. Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Окружающий мир. Летние и осенние изменения в природе» (13 таблиц + 32 карточки + CD диск) с методическими рекомендациями для учителя

  6. Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Окружающий мир. Символы и понятия» (8 таблиц + CD диск) с методическими рекомендациями для учителя

  7. Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Основы безопасности жизнедеятельности 1-4 класс» (10 таблиц + CD диск)

  8. Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Окружающий мир 2 класс. Человек и общество» с методическими рекомендациями для учителя

  9. Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Окружающий мир 2 класс. Человек и природа» с методическими рекомендациями для учителя

  10. Комплект разрезных карточек для тренировки учебных навыков. Окружающий мир (6 видов по 5 шт.) с методическими рекомендациями для учителя

  11. Комплект тестовых карточек для пошаговой подготовки к итоговой аттестации. Окружающий мир 1-4 класс с методическими рекомендациями для учителя

  12. Гербарий «Для начальной школы» (30 видов, с иллюстрациями)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!