Адрес программы
Рабочая программа составлена в соответствии федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).
Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений, образовательной программы основного общего образования МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М. Шукшина», авторской программы А.А. Данилова, О.Н. Журавлевой, И.Е. Барыкиной «История России» 6-9 классы
Тип программы: общеобразовательная
Данная программа адресована учащимся 9 класса МБОУ «Сростинская СОШ им.В.М.Шукшина» Бийского района Алтайского края
Нормативные документы на основе которых составлена программа.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Всеобщая декларация прав человека;
Конвенция о правах ребенка;
Конституция РФ (от 12.12.1993);
Закон РФ «Об образовании»;
Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ);
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г.№373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 (далее - ФГОС основного общего образования) (для V- VI классов образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2016/2017 учебном году);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (ред. от 25.12.2013) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).
Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.04г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (далее ФБУП-2004);
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для V-XI (XII) классов)
Приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 года №1994, приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 года №74,
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189. Сравнение старой и новой редакций СанПиН 2.4.2.2821–10. Новая редакция документа — от 24.11.2015.
Устав муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина». Программы развития муниципальной бюджетной общеобразовательной организации МБОУ «Сростинская СОШ им. В. М. Шукшина» ««Школа – ЛИДЕР» - как центр Личностного роста в социокультурном, образовательном пространстве села, охватывающая временной период с 2017 года по 2022 год.
Цель изучения курса «История России» в рамках учебного предмета «История»
Целью школьного исторического образования является формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в период Нового времени, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
Задачи изучения истории России в 9 классе:
- формирование у молодого поколения основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоиндентификации личности ,осмысление опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества;
- овладение базовыми историческими понятиями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в период Нового времени (16-17 вв.) в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
-воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по истории России и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством А.В. Торкунова.
Рассчитана на использование учебника Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Левандовского А.А., Токаревой А.Я. История России. 9 класс. В 2 частях.- М.: Просвещение, 2018.
Данный учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет «История России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6—9 классах в общем объёме 160 ч. Из них: 6 класс — 40 учебных часов; 7 класс — 40 учебных часа; 8 класс — 40 учебных часа; 9 класс — 40 учебных часов.
В 6—9 классах на изучение истории отводится 2 ч в неделю. Согласно уставу школы образовательного учреждения МБОУ «Сростинская СОШ им В. М Шукшина» учебный план рассчитан на 34 учебные недели в год, в связи с этим в 9 классе отводится 38 часов на изучение истории России.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «История России» в 9 классе.
Предметные результаты освоения учебного предмета
• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении
X I X в.;
• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в X I X в;
• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;
• представление о социальной стратификации и ее эволюции на протяжении X I X в;
• знание основных течений общественного движения X I X в ( декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;
• установление взаимосвязи между общественными движениями и политическими событиями;
• определение и использование основных исторических понятий периода;
• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в X I X в.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• анализ информации ,содержащейся в исторических источниках X I X в.;
• анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений , а также влияния их деятельности на развитие Российского государства;
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории в сравнении с государствами Западной Европы;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности ,представление ее результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
• приобретение опыта историко-культурного, историко- антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• представление о культурном пространстве России в X I X в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
• освоение национальных ценностей, традиций, культуры ,знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в X I X в.;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
• гражданский патриотизм ,любовь к Родине ,чувство гордости за свою страну и ее достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
• устойчивый познавательный интерес к прошлому совей Родины;
• уважение к личности и ее достоинству ,способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей ,нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• внимательное отношение к ценностям семьи ,осознание ее роли в истории страны;
• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;
• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;
• самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия ,так и по ходу его реализации;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций путем сотрудничества;
• работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путем сотрудничества;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками ,определять цели и функции участников ,способы взаимодействия ,планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль ,коррекцию, оценку действий партнера ,уметь убеждать;
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• в процессе коммуникации достаточно точно ,последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• выявлять проблему, аргументировать ее актуальность;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий ,процессов, объектов , проводить исследование ее объективности;
• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное ,основную идею текста ,выстраивать последовательность описываемых событий.
Метапредметные результаты ИКТ - компетенции
- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
- входить в информационную среду образовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещать в информационной среде
различные информационные объекты;
- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ;
- создавать презентации на основе цифровых фотографий;
- использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики;
- строить запросы для поиска информации с использованием логических операций и анализировать результаты поиска;
- использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
- создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические
изображения;
- форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа, форматирование символов и абзацев, вставка
колонтитулов и номеров страниц);
- вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения.
Содержание учебного предмета «История России» в 9 классе
№ п/п | Наименование разделов | Описание содержание разделов | Количество часов | Методы и формы работы |
1 | Тема 1. Россия в первой четверти XIX в. | Россия и мир на рубеже XVIII – XIX вв. Александр 1: начало правления. Реформы М.М. Сперанского Внешняя политика Александра 1 в 1801-1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра 1 в 1813-1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1 в 1815-1825 гг. Национальная политика Александра 1 Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре 1. Выступление декабристов. | 9 | Частично-поисковый, или эвристический метод; исследовательский метод; объяснительно-иллюстративный Индивидуальная, парная, фронтальная |
2 | Тема 2. Россия во второй четверти XIX в. | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая 1 Социально- экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае 1. Национальная и религиозная политика Николая 1. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая 1. Кавказская война 1817-1864 гг. Крымская война 1853-1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Повторительно-обобщающий урок по темам 1 и 2 | 7 | Объяснительно-иллюстративный и эвристический, проблемный, исследование, ролевая игра Индивидуальная, парная, работа с текстом, групповая, фронтальная, беседа, самостоятельная работа |
3 | Тема 3. Россия в эпоху Великих реформ. | Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России Александр 2: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и правовая модернизация Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период Общественное движение при Александре 2 и политика правительства Национальная и религиозная политика Александра 2. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра 2. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 7 | Объяснительно-иллюстративный и эвристический, проблемный, исследование, ролевая игра Индивидуальная, парная, работа с текстом, групповая, фронтальная, беседа, самостоятельная работа |
4 | Тема 4. Россия в 1880-1890-е гг. | Александр 3: особенности внутренней политики Перемены в экономике и социальном строе Общественное движение при Александре 3 Национальная и религиозная политика Александра 3 Внешняя политика Александра 3 Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневгая жизнь разных слоев населения в XIX в. | 6 | Объяснительно-иллюстративный и эвристический, проблемный, исследование, ролевая игра Индивидуальная, парная, работа с текстом, групповая, фронтальная, беседа, самостоятельная работа |
5 | Тема 5. Россия в начале XX в. | Россия и мир на рубеже XIX - XX вв.: динамика и противоречия развития Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX - XX вв. Николай 2: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг. Внешняя политика Николая 2. Русско-японская война 1904-1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг. Социально-экономические реформы П.А. Столыпина Политическое развитие страны в 1907-1914 гг. Серебряный век русской культуры Повторительно-обобщающий урок по темам 3-5. | 9 | Объяснительно-иллюстративный и эвристический, проблемный, исследование, ролевая игра Индивидуальная, парная, работа с текстом, групповая, фронтальная, беседа, самостоятельная работа |
| | ИТОГО: | 38 | |
Тематическое планирование
История России. 9 класс (38 ч.).
№ п\п | Тема | Количество часов |
| Тема 1. Россия в первой четверти XIX в. | 9 |
1 | Россия и мир на рубеже XVIII – XIX вв. | 1 |
2 | Александр 1: начало правления. Реформы М.М. Сперанского | 1 |
3 | Внешняя политика Александра 1 в 1801-1812 гг. | 1 |
4 | Отечественная война 1812 г. | 1 |
5 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра 1 в 1813-1825 гг. | 1 |
6 | Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1 в 1815-1825 гг. | 1 |
7 | Национальная политика Александра 1 | 1 |
8 | Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. | 1 |
9 | Общественное движение при Александре 1. Выступление декабристов. | 1 |
| Тема 2. Россия во второй четверти XIX в. | 7 |
10 | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая 1 | 1 |
11 | Социально- экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. | 1 |
12 | Общественное движение при Николае 1. Национальная и религиозная политика Николая 1. Этнокультурный облик страны. | 1 |
13 | Внешняя политика Николая 1. Кавказская война 1817-1864 гг. | 1 |
14 | Крымская война 1853-1856 гг. | 1 |
15 | Культурное пространство империи в первой половине XIX в. | 1 |
16 | Повторительно-обобщающий урок по темам 1 и 2 | 1 |
| Тема 3. Россия в эпоху Великих реформ. | 7 |
17 | Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России | 1 |
18 | Александр 2: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. | 1 |
19 | Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и правовая модернизация | 1 |
20 | Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период | 1 |
21 | Общественное движение при Александре 2 и политика правительства | 1 |
22 | Национальная и религиозная политика Александра 2. Национальный вопрос в России и Европе. | 1 |
23 | Внешняя политика Александра 2. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 |
| Тема 4. Россия в 1880-1890-е гг. | 6 |
24 | Александр 3: особенности внутренней политики | 1 |
25 | Перемены в экономике и социальном строе | 1 |
26 | Общественное движение при Александре 3 | 1 |
27 | Национальная и религиозная политика Александра 3 | 1 |
28 | Внешняя политика Александра 3 | 1 |
29 | Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневгая жизнь разных слоев населения в XIX в. | 1 |
| Тема 5. Россия в начале XX в. | 9 |
30 | Россия и мир на рубеже XIX - XX вв.: динамика и противоречия развития | 1 |
31 | Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX - XX вв. | 1 |
32 | Николай 2: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг. | 1 |
33 | Внешняя политика Николая 2. Русско-японская война 1904-1905 гг. | 1 |
34 | Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг. | 1 |
35 | Социально-экономические реформы П.А. Столыпина | 1 |
36 | Политическое развитие страны в 1907-1914 гг. | 1 |
37 | Серебряный век русской культуры | 1 |
38 | Повторительно-обобщающий урок по темам 3-5. | 1 |
| ИТОГО: | 38 ч |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ.
Для учителя:
История России. 9 класс. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский и др. в 2-х частях, М. – Просвещение, 2018
История России. 9 класс. Поурочные рекомендации. Барыкина И.Е. М. – Просвещение ,2018
Атлас по истории России. 9 класс. Тороп В.В.
История России. Рабочая тетрадь. 9 класс. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.В. Лукутин, М. – Просвещение 2018
История России. Контрольные работы. 9 класс. Артасов И.А., М. – Просвещение, 2018.
Для учащихся:
История России. 9 класс. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский и др. в 2-х частях, М. – Просвещение, 2018
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
1. Аудиоколонки колонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.
5. Экран.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
1 . Настенные карты по Истории России
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ.
1. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Основные Интернет-ресурсы
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ
http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»
http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
Дополнительные Интернет-ресурсы
hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»
http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.
http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам
http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории»
http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека
http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов
http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»
http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса
http://www.lib-history.info - историческая библиотека
http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»
http://www.vciom.ru– Всероссийский Центр изучения общественного мнения
http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций.