Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Навлинская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по учебному предмету
«Информатика и ИКТ»
для обучающихся 7 класса
Учитель информатики и ИКТ Кукушкина Олеся Вячеславовна
2021 – 2022 учебный год
Рабочая программа по информатике для обучающихся 7 класса разработана на основе требований авторской программы курса «Информатика» для основной школы 7 – 9 классы И. Г. Семакина, Л. А. Залоговой, С. В. Русаковой, Л. В. Шестаковой, (Информатика. Программы для образовательных организаций. 2 – 11 классы / сост. М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми
в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
Метапредметные:
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции);
Предметные:
умение приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
уметь определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
умение приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
умение измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
умение пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
умение пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных;
умение включать и выключать компьютер;
умение пользоваться клавиатурой;
умение ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
умение инициализировать выполнение программ из программных файлов;
умение просматривать на экране директорию диска;
умение выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
умение использовать антивирусные программы;
умение набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
умение выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
умение сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
умение строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
умение сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать;
умение создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Содержание учебного предмета
Введение в предмет (1 час)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.
Человек и информация (4 часа)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Компьютер: устройство и программное обеспечение (6 часов)
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере:
Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений.
Работа с файловой системой операционной системы.
Знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы, справочная служба.
Текстовая информация и компьютер (9 часов)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере:
Основные приемы ввода и редактирования текста.
Работа со шрифтами, приемы форматирования текста.
Работа с таблицами, вставка в таблицы формул, рисунков.
Работа с нумерованными и маркированными списками, шаблонами и стилями.
Вставка объектов в текст (рисунков, формул).
Вставка гиперссылок в текстовый документ.
Графическая информация и компьютер (6 часов)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере:
Создание и редактирование изображений в растровом редакторе Paint.
Создание и редактирование изображений в Word.
Создание простейшего чертежа в векторном редакторе Компас.
Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Мультимедиа и компьютерные презентации (6 часов)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере:
Создание презентации, содержащей графические изображения.
Создание презентации, содержащей анимацию, звук, текст.
Создание презентации, содержащей гиперссылки.
Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора.
Повторение (3 часа)
Тематическое планирование |
№ п.п | № урока | Тема урока | Содержание материала | Дата проведения | Домашнее задание |
по плану | фактич. |
1. Введение в предмет (1 час) |
1 | 1.1 | Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в кабинете информатики. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания | Ввести понятия: информатика, программирование, ИКТ. Санитарные нормы работы за ПК. Сообщения – знания – информация. Классификация знаний. | | | §1 стр. 6 - 15 |
2. Человек и информация (4 часа) |
2 | 2.1 | Восприятие и представление информации человеком | Информативность сообщений. Восприятие информации. Информация и письменность. Языки естественные и формальные. | | | §2 стр. 15 - 19 |
3 | 2.2 | Информационные процессы. Т. Б. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера | Основные информационные процессы. Хранение информации. Передача информации. Обработка информации. Поиск информации. Информационные процессы в живой природе. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. | | | §3 стр. 20 - 24 |
4 | 2.3 | Алфавитный подход к измерению информации | Алфавитный подход к измерению информации. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. | | | §4 стр. 24 – 26 |
5 | 2.4 | Единицы измерения информации | Информационный вес символа. Информационный объём текста. Единицы информации. | | | §4 стр. 26 – 29 |
3. Компьютер: устройство и программное обеспечение (6 часов) |
6 | 3.1 | Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память | Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера. Что такое данные и программы. Внутренняя и внешняя память. Структура внутренней памяти компьютера. | | | §5, §6 стр. 40 - 49 |
7 | 3.2 | Устройство персонального компьютера и его основные характеристики | Программа в памяти компьютера. Носители и устройства внешней памяти. Основные характеристики персонального компьютера. | | | §7, §8 стр. 49 - 52 |
8 | 3.3 | Программное обеспечение компьютера. Назначение операционной системы | Микропроцессор. Объём внутренней памяти. Устройства ввода/вывода. Что такое программное обеспечение, его типы и состав. Операционная система. Сервисные программы. | | | §9, §10 стр. 52 - 60 |
9 | 3.4 | Файлы и файловые структуры | Что такое файл, имя файла. Логические диски. Файловая структура диска. Путь к файлу, полное имя файла. Работа с файловой структурой операционной системы. | | | §11 стр. 61 - 66 |
10 | 3.5 | Пользовательский интерфейс. Знакомство с интерфейсом операционной системы Windows | Дружественный пользовательский интерфейс. Объектно-ориентированный интерфейс, объекты, контекстное меню | | | §12 стр. 67 - 73 |
11 | 3.6 | Контрольная работа №1 по теме «Человек и информация. Устройство и программное обеспечение компьютера» | Проверить знания обучающихся по теме «Человек и информация. Компьютер: устройство и программное обеспечение» | | | стр. 73 - 75 |
4. Текстовая информация и компьютер (9 часов) |
12 | 4.1 | Коррекция знаний. Тексты в компьютерной памяти | Провести работу над ошибками. Преимущества компьютерного документа по сравнению с бумажным. Как представляются тексты в памяти компьютера. Что такое гипертекст. | | | §13 стр. 76 - 82 |
13 | 4.2 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | Что такое текстовый редактор и текстовый процессор. Структурные единицы текста. Среда текстового редактора. Файловые операции. Сохранение и загрузка файлов. | | | §14 стр. 83 - 85 |
14 | 4.3 | Основные приёмы ввода и редактирования текста | Режим ввода-редактирования текста. Шрифты и начертания. Орфографическая проверка текста, поиск и замена, печать документа. Автоматическая проверка правописания. | | | §15 стр. 85 - 86 |
15 | 4.4 | Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Орфографическая проверка текста. Печать документа | Работа с фрагментами текста. Работа с окнами. Поиск и замена фрагмента. Печать документа. Режим помощи пользователю. Форматирование текста. | | | §15 стр. 86 - 88 |
16 | 4.5 | Работа с таблицами, вставка в таблицы формул, рисунков | Включение таблиц в текстовый документ. Включение в текстовый документ графических объектов и формул. | | | §15 стр. 88 - 91 |
17 | 4.6 | Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в кабинете информатики. Дополнительные возможности текстовых процессоров. | Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в кабинете информатики. Что такое стили и шаблоны. Работа со списками. Гиперссылки. Вставка гиперссылок в текстовый документ. | | | §16 стр. 92 - 96 |
18 | 4.7 | Системы перевода и распознавания текста. Сканирование, перевод и распознавание текста | Как работают программы-переводчики. Распознавание печатного и рукописного документа. | . | | §17 стр. 97 - 99 |
19 | 4.8 | Итоговое занятие по теме «Текстовая информация и компьютер» | Проверочная работа по теме «Текстовая информация и компьютер». Подготовка к контрольной работе. | | | стр. 76 - 100 |
20 | 4.9 | Контрольная работа №2 по теме «Текстовая информация и компьютер» | Проверить знания обучающихся по теме «Текстовая информация и компьютер» | | | стр. 101 - 105 |
5. Графическая информация и компьютер (6 часов) |
21 | 5.1 | Коррекция знаний. Компьютерная графика. Технические средства компьютерной графики | Провести работу над ошибками. История компьютерной графики. Научная, деловая, конструкторская, иллюстративная, трёхмерная графика. Компьютерная анимация. | | | §18, §19 стр. 106 - 117 |
22 | 5.2 | Как кодируется изображение. Растровая и векторная графика | Монитор, принципы работы монитора. Как получается цветное изображение на экране. Жидкокристаллические мониторы. Видеопамять и дисплейный процессор. Устройства ввода изображения в компьютер. Кодирование цветов пикселей. Объём видеопамяти. | | | §20 стр. 118 - 122 |
23 | 5.3 | Работа с графическим редактором растрового типа | Два принципа представления изображения. Растровая графика. Векторная графика. Создание и редактирование изображений в растровом редакторе Paint. | | | §21 стр. 123 - 127 |
24 | 5.4 | Работа с графическим редактором векторного типа | Среда векторного графического редактора. Возможности графического редактора векторного типа. | | | §22 стр. 128 - 132 |
25 | 5.5 | Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе | Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе | | | §23 стр. 132 - 136 |
26 | 5.6 | Контрольная работа №3 по теме «Графическая информация и компьютер» | Проверить знания обучающихся по теме «Графическая информация и компьютер» | | | стр. 138 - 145 |
6. Мультимедиа и компьютерные презентации (6 часов) |
27 | 6.1 | Коррекция знаний. Что такое мультимедиа | Провести работу над ошибками. Что такое мультимедиа. Области использования мультимедиа. Представление результатов компьютерного мультимедиа. Реклама. | | | §24 стр. 146 - 148 |
28 | 6.2 | Аналоговый и цифровой звук. Технические средства мультимедиа. Создание анимации | История звукозаписывающей техники. Аналоговое представление звука. Цифровое представление звука. Что такое АЦП и ЦАП. Устройства хранения мультимедийной информации. | | | §25, §26 стр. 148 - 152 |
29 | 6.3 | Компьютерные презентации. Создание презентации с использованием текста, графики и звука | Что такое презентация. Какие бывают презентации. Этапы создания презентации | | | §27 стр. 153 - 157 |
30 | 6.4 | Запись звука и изображения. Создание презентации с применением звука и изображения | Создание презентации с применением звука и изображения | | | стр. 153 - 157 |
31 | 6.5 | Компьютерные презентации. Создание презентации, содержащей гиперссылки | Создание интерактивной презентации «История развития ВТ» | | | §27 стр. 153 - 157 |
32 | 6.6 | Контрольная работа №4 по теме «Мультимедиа и компьютерные презентации» | Проверить знания обучающихся по теме «Мультимедиа и компьютерные презентации» | | | стр. 158 - 165 |
7. Повторение (3 часа) |
33 | 7.1 | Коррекция знаний. Повторение по теме «Текстовая информация и компьютер» | Провести работу над ошибками. Работа с текстовым редактором. | | | стр. 101 - 105 |
34 | 7.2 | Итоговая контрольная работа | Проверить знания обучающихся по всему курсу информатики 7 класса | | | стр. 138 - 145 |
35 | 7.3 | Коррекция знаний. Повторение по теме «Графическая информация и компьютер» | Провести работу над ошибками. Работа с графическими редакторами. | | | |