ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Предметный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, государственной итоговой аттестации (ГИА), а также возрастных и психологических особенностей обучающихся на ступени основного общего образования.
Рабочая программа составлена на основе стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, на основе авторской рабочей программы И.Г. Семакина (Сборник «Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. ФГОС» под ред. И.Г. Семакина, Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний., 2012 г.).
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ, 29.12.2012);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Учебный план школы на 2018 – 2019 учебный год.
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика 2 – 11 класс / Сост. М.Н.Бородин. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 437с.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Место предмета в учебном плане
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 класса в течении 68 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю)
Общая характеристика предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Цели изучения информатики и ИКТ в 9 классе:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классах направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания обучающихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Обучающиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования.
Основное содержание.
1. Передача информации в компьютерных сетях.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Обучающиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
Обучающиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
работать с одной из программ-архиваторов.
2. Информационное моделирование
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
Обучающиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Обучающиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
3. Хранение и обработка информации в базах данных
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Обучающиеся должны знать:
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Обучающиеся должны уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
4. Табличные вычисления на компьютере
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Обучающиеся должны знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
Обучающиеся должны уметь:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
5. Управление и алгоритмы
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Обучающиеся должны знать:
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Обучающиеся должны уметь:
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
6. Программное управление работой компьютера
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Обучающиеся должны знать:
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования;
что такое трансляция;
назначение систем программирования;
правила оформления программы на Паскале;
правила представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования.
Обучающиеся должны уметь:
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
7. Информационные технологии и общество
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Обучающиеся должны знать:
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
историю способов записи чисел (систем счисления);
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Обучающиеся должны уметь:
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
общее | теория | практика | контроль |
1 | Управление и алгоритмы | 18 | 4 | 12 | 2 |
2 | Введение в программирование | 26 | 3 | 21 | 2 |
3 | Системы счисления | 7 | 3 | 3 | 1 |
4 | Основы алгебры логики | 6 | 2 | 3 | 1 |
5 | Информационные технологии и общество | 6 | 4 | 2 | 0 |
6 | Повторение | 5 | 3 | 1 | 1 |
| Итого: | 68 | 19 | 42 | 7 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ В 9 КЛАССЕ.
№ урока | Номер | Тема урока | Кол-во часов | Планир. дата | Фактич. дата | Примечания |
| | 1.Управление и алгоритмы (18 ч.) |
1 | 1.1 | ПТБ, ППБ. Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью | 1 | | | |
2 | 1.2 | Понятие алгоритма и его свойства | 1 | | | |
3 | 1.3 | Графический учебный исполнитель | 1 | | | П/Р№1 |
4 | 1.4 | Построение линейных алгоритмов. | 1 | | | П/Р№2 |
5 | 1.5 | Вспомогательные алгоритмы. | 1 | | | П/Р№3 |
6 | 1.6 | Метод последовательной детализации и сборочный метод. | 1 | | | |
7 | 1.7 | Циклический алгоритм. Циклы со счетчиком | 1 | | | П/Р№4 |
8 | 1.8 | Циклический алгоритм. Циклы со счетчиком | 1 | | | П/Р№5 |
9 | 1.9 | Решение задач | 1 | | | П/Р№6 |
10 | 1.10 | Контрольная работа 1 «Построение алгоритмов» | 1 | | | К/Р№1 |
11 | 1.11 | Анализ контрольной работы. Использование циклов с предусловием(блок-схема). | 1 | | | П/Р№7 |
12 | 1.12 | Использование циклов с постусловием(блок-схема). | 1 | | | П/Р№8 |
13 | 1.13 | Решение задач | 1 | | | П/Р№9 |
14 | 1.14 | Ветвления. | 1 | | | |
15 | 1.15 | Использование двухшаговой детализации | 1 | | | П/Р№10 |
16 | 1.16 | Решение задач | 1 | | | П/Р№11 |
17 | 1.17 | Контрольная работа 2 «Построение алгоритмов» | 1 | | | К/Р№2 |
18 | 1.18 | Анализ контрольной работы. Решение задач | 1 | | | П/Р№12 |
| | 2.Введение в программирование (26 ч.) |
19 | 2.1 | Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами(константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных). | 1 | | | |
20 | 2.2 | Запись математических выражений. | 1 | | | П/Р№1 |
21 | 2.3 | Запись числовых выражений. | 1 | | | П/Р№2 |
22 | 2.4 | Запись буквенных выражений. | 1 | | | П/Р№3 |
23 | 2.5 | Алгоритмический язык Паскаль. Линейные вычислительные алгоритмы | 1 | | | П/Р№4 |
24 | 2.6 | Программирование на Паскале линейных алгоритмов | 1 | | | П/Р№5 |
25 | 2.7 | Оператор ветвления. | 1 | | | П/Р№6 |
26 | 2.8 | Логические операции на Паскале | 1 | | | П/Р№7 |
27 | 2.9 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций | 1 | | | П/Р№8 |
28 | 2.10 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций | 1 | | | П/Р№9 |
29 | 2.11 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций | 1 | | | П/Р№10 |
30 | 2.12 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций | 1 | | | П/Р№11 |
31 | 2.13 | Контрольная работа 3 «Программа Паскаль» | 1 | | | К/Р№3 |
32 | 2.14 | Анализ контрольной работы. Решение задач | 1 | | | П/Р№12 |
33 | 2.15 | Циклы на языке Паскаль | 1 | | | |
34 | 2.16 | Циклы на языке Паскаль | 1 | | | П/Р№13 |
35 | 2.17 | Циклы «До» и «Пока». | 1 | | | П/Р№14 |
36 | 2.18 | Организация циклов «До» и «Пока». | 1 | | | П/Р№15 |
37 | 2.19 | Сочетание циклов и ветвлений. | 1 | | | П/Р№16 |
38 | 2.20 | Алгоритм Евклида | 1 | | | |
39 | 2.21 | Использование алгоритма Евклида при решении задач | 1 | | | П/Р№17 |
40 | 2.22 | Одномерные массивы в Паскале | 1 | | | П/Р№18 |
41 | 2.23 | Разработка программ обработки одномерных массивов | 1 | | | П/Р№19 |
42 | 2.24 | Понятие случайного числа. Поиск чисел в массиве | 1 | | | П/Р№20 |
43 | 2.25 | Сортировка массива | 1 | | | П/Р№21 |
44 | 2.26 | Контрольная работа 4 «Программа Паскаль» | 1 | | | К/Р№4 |
3.Системы счисления (7 ч.) |
45 | 3.1 | Системы счисления. Перевод чисел в 10 систему счисления. | 1 | | | |
46 | 3.2 | Перевод чисел из 10 системы счисления. | 1 | | | П/Р№1 |
47 | 3.3 | Родственные системы счисления. Перевод чисел в родственных системах счисления по основанию 2. | 1 | | | П/Р№2 |
48 | 3.4 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. | 1 | | | |
49 | 3.5 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. | 1 | | | П/Р№3 |
50 | 3.6 | Контрольная работа 5 «Системы счисления» | 1 | | | К/Р№5 |
51 | 3.7 | Анализ контрольной работы. Решение задач. | 1 | | | |
4.Основы алгебры логики (6 ч.) |
52 | 4.1 | Основы алгебры логики. Высказывания. Логические операции. | 1 | | | |
53 | 4.2 | Алгебра логики. Частное и общее решения | 1 | | | П/Р№1 |
54 | 4.3 | Основные законы алгебры логики | 1 | | | |
55 | 4.4 | Использование законов логики при упрощении логических высказываний | 1 | | | П/Р№2 |
56 | 4.5 | Логические основы устройства компьютера. | 1 | | | П/Р№3 |
57 | 4.6 | Контрольная работа 6 «Основы алгебры логики» | 1 | | | К/Р№6 |
| | 5.Информационные технологии и общество (6 ч.) |
58 | 5.1 | Анализ контрольной работы. Предыстория информатики. | 1 | | | |
59 | 5.2 | История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ | 1 | | | |
60 | 5.3 | Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество | 1 | | | |
61 | 5.4 | Социальная информатика: информационная безопасность | 1 | | | |
62 | 5.5 | Тестирование. Защита проектов | 1 | | | П/Р№1 |
63 | 5.6 | Защита проектов | 1 | | | П/Р№2 |
6.Повторение (5 часов) |
64 | 6.1 | Итоговое повторение | 1 | | | |
65 | 6.2 | Итоговое повторение | 1 | | | |
66 | 6.3 | Итоговое повторение | 1 | | | |
67 | 6.4 | Итоговое повторение | 1 | | | |
68 | 6.5 | Итоговая контрольная работа по 9 класса | 1 | | | К/Р№7 |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий обучающиеся
должны знать/понимать:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных техно-
логий.
Уметь:
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию,
пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной
безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
– структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
– создавать и использовать различные формы представления информации: формулы,
графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в
практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
– создавать записи в базе данных;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах
данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и
словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным
учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием
(принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем); проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Средства обучения
Аппаратные средства
Компьютер, проектор, принтер, телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети, устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), интерактивная доска.
Программные средства
Операционная система, файловый менеджер, антивирусная программа, программа-
архиватор, клавиатурный тренажер, интегрированное офисное приложение (включающее
текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы), система оптического распознавания текста, мультимедиа проигрыватель, браузер.
11