I. Пояснительная записка
Программа по информатике для 8 класса составлена в соответствии с: Федеральным законом об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)), требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); примерной рабочей программы / Л.Л. HYPERLINK "http://www.lbz.ru/metodist/iumk/informatics/files/bosova-5-6-prog.pdf"БосоваHYPERLINK "http://www.lbz.ru/metodist/iumk/informatics/files/bosova-5-6-prog.pdf", А.Ю. HYPERLINK "http://www.lbz.ru/metodist/iumk/informatics/files/bosova-5-6-prog.pdf"Босова, учебника Л.Л. Босова, А.Ю. Босова,. Информатика. 8 класс .
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, регистрационный № 15785);
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373» (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2010, регистрационный № 19707);
-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 1993).
- Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012 г.
-Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089
-Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования («Вестник образования» №5-6 2012 г.)
-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
-Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», от 31 декабря 2015 г. № 1576 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936)
Программа по информатике для 8 класса составлена в соответствии с: Федеральным законом об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)), требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); примерной рабочей программы / Л.Л. HYPERLINK "http://www.lbz.ru/metodist/iumk/informatics/files/bosova-5-6-prog.pdf"БосоваHYPERLINK "http://www.lbz.ru/metodist/iumk/informatics/files/bosova-5-6-prog.pdf", А.Ю. HYPERLINK "http://www.lbz.ru/metodist/iumk/informatics/files/bosova-5-6-prog.pdf"Босова, учебника Л.Л. Босова, А.Ю. Босова,. Информатика. 8 класс .
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, регистрационный № 15785);
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373» (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2010, регистрационный № 19707);
-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 1993).
- Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012 г.
-Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089
-Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования («Вестник образования» №5-6 2012 г.)
-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
-Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», от 31 декабря 2015 г. № 1576 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936)
Целью этого курса является:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
При изучении курса решаются следующие задачи:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
II. Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира.. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
III. Место учебного предмета «Информатика 8 класс» в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение информатики в 8 классе отводится 35 часов, из часов федерального компонента, из расчета 1 час в неделю.
IV. Ценностные ориентиры содержания предмета
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
V. Планируемые результаты освоения курса «Информатика 8 класс»
Изучение информатики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.
Личностные результаты:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
VI. Содержание учебного предмета, курса
1. Математические основы информатики – 13 часов
Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.
Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.
Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.
Арифметические действия в системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.
Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.
Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность).Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.
Практические работы:
1. Перевод из одной системы счисления в другую.
2. Построение таблиц истинности.
3. Решение логических задач.
Контрольная работа № 1. «Математические основы информатики».
2. Основы алгоритмизации – 10 часов
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем. Программное управление самодвижущимся роботом.
Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке.
Системы программирования. Средства создания и выполнения программ.
Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.
Алгоритмические конструкции
Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.
Выполнение и невыполнениеусловия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных
Практические работы:
4. Алгоритмическая конструкция следование.
5. Алгоритмическая конструкция ветвление.
6. Сокращенная форма ветвления.
7. Алгоритмическая конструкция повторение.
8. Цикл с заданным условием окончания работы.
9. Цикл с заданным числом повторений
Контрольная работа № 2. «Основы алгоритмизации».
3. Начала программирования – 12 часов
Оператор присваивания. Представление о структурах данных.
Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.
Примеры задач обработки данных:
нахождение минимального и максимального числа из двух,трех, четырех данных чисел;
нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;
нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива;
нахождение минимального (максимального) элемента массива.
Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде программирования.
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.
Практические работы:
10. Организация ввода и вывода данных.
11. Программирование линейных алгоритмов.
12. Программирование разветвляющихся алгоритмов.
13. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы
14. Программирование циклов с заданным условием окончания работы.
15. Программирование циклов с заданным числом повторений.
16. Различные варианты программирования циклического алгоритма.
Контрольная работа № 3. «Начала программирования».
Итоговая контрольная работа
VII. Основные требования к уровню подготовки учащихся:
К концу обучения в восьмом классе ученик должен
знать/понимать/уметь:
различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
приводить примеры информационных процессов – процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
узнавать о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;
о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров;
осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
о физических ограничениях назначения характеристик компьютера;
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы);
сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;
примеры использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
о влиянии ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);
о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации;
составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
VIII.Критерии и нормы оценок в основной школе по информатике
Устный ответ.
оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая и специализированная терминология и символика;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.
оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
оценка «1» выставляется, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка самостоятельных письменных и проверочных работ.
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты и дан полный ответ;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.
Оценка "4" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;
- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.
письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию:
оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
практическая работа на ЭВМ оценивается следующим образом:
оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической работы на ЭВМ по проверяемой теме.
IX. Перечень контрольных, проверочных, практических и др. работ по информатике в 8 классе
№ п/п | Вид контроля | Количество |
1. | Контрольная работа | 4 |
2. | Практическая раблта | 16 |
X. Материально техническое обеспечение учебного предмета
Цифровые образовательные ресурсы
1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
2. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Технические средства обучения
1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедиа проектор.
3. Экран (на штативе или навесной).
4. Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
5. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
6. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; микрофон.
7. Устройство для вывода информации на печать, оформление проектных папок , проектов: принтер.
8. Выход в интернет.
Программные средства
1. Операционная система – Windows;
2. Пакет офисных приложений Office или OpenOffice .
Учебно – методический комплекс для учащихся
1. Информатика: учебник для 8 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 6-е изд., стереотип. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 160 с.: ил.
Учебно-методические средства обучения:
№. п/п | Класс | Автор и название пособия | Издательство и год выпуска |
1. | 7 - 9 | Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы. | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. |
2. | 8 | Информатика. 8 класс: самостоятельные и контрольные работы/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова | М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. |
3. | 8 | Контрольно-измерительные материалы. Информатика. 8 класс / Сост. О. Н. Масленикова. | М.: ВАКО, 2017. |
Программа составлена на основе Примерных программ по учебным предметам. Информатика. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения); и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Информатика: учебник для 8 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 6-е изд., стереотип. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 160 с.: ил.
Календарно – тематическое планирование информатика 8 класс
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Формирование УУД | Вид контроля | Дата проведения |
План | Факт |
Математические основы информатики – 13 часов |
1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места | Знать цели изучения курса информатики и ИКТ. Технику безопасности и организация рабочего места | Текущий контроль | | |
2. | Общие сведения о системах счисления. | Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. | Знать понятие системы счисления, отличать позиционные и непозиционные системы счисления Уметь; выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления | Устный опрос | | |
3. | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. | Перевод небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления; - выполнение операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами; | Уметь переводить небольшие целые числа из десятичной системы счисления в двоичную выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами | Текущий контроль | | |
4. | Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления. | Понятие о системах счисления с основанием 16 и 8, правила перевода | Уметь переводить небольшие целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно. | Текущий контроль | | |
5. | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Практическая работа № 1 «Перевод из одной системы счисления в другую». | Перевод небольших десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием | Уметь выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; записывать вещественные числа в естественной нормальной форме. | Практическая работа | | |
6 | Представление целых чисел. | Понятие о структуре памяти компьютера: память – ячейка – бит | Уметь записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме. | Текущий контроль | | |
7. | Представление вещественных чисел. | Научная (экспоненциальная) форма записи вещественных чисел; представление о формате с плавающей запятой | Уметь записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме. | Устный опрос | | |
8. | Высказывание. Логические операции. | Понятие об алгебре логики, высказывании как еѐ объекте, об операциях над высказываниями. | Знать: определение понятий высказывание. Уметь: определять логические операции; сложные и простые высказывания. | Текущий контроль | | |
9. | Построение таблиц истинности для логических выражений. Практическая работа № 2 «Построение таблиц истинности». | Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений. | Уметь: анализировать логическую структуру высказываний; строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения. | Практическая работа | | |
10. | Свойства логических операций. | Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций. | Уметь: анализировать логическую структуру высказываний; строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения. | Устный опрос | | |
11. | Практическая работа № 3. «Решение логических задач». | Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. | Уметь: решать логические задачи. | Практическая работа | | |
12. | Логические элементы. | Понятие о логических элементах (конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах; анализ электронных схем. | Уметь: применять теоретических знаний на практике; решать логические задачи на построение логических высказываний. | Устный опрос | | |
13. | Контрольная работа № 1 "Математические основы информатики». | Все понятия и основные положения изученного материала. | Знать: Все понятия и основные положения изученного материала. | Контроль и коррекция знаний | | |
Основы алгоритмизации – 10 часов |
14. | Алгоритмы и исполнители. | Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями | Уметь: анализировать понятие алгоритма и исполнителя; решать алгоритмические задачи. | Текущий контроль | | |
15. | Способы записи алгоритмов. | Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке. | Уметь: определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую. | Текущий контроль | | |
16. | Объекты алгоритмов. | Оператор присваивания. Представление о структурах данных. Константы и переменные. Переменная: имя и значение. | Знать объекты алгоритмов. Уметь: анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм. | Текущий контроль | | |
17. | Практическая работа № 4. «Алгоритмическая конструкция следование». | Алгоритмическая конструкция «следование»; исполнение линейного алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд. Работа в Кумир. | Уметь: определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных. | Практическая работа | | |
18. | Практическая работа № 5. «Алгоритмическая конструкция ветвление». | Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления исполнение линейного алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд. Работа в Кумир. | Уметь: определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; исполнять готовые алгоритмы для разветвляющихся алгоритмов. | Практическая работа | | |
19. | Практическая работа № 6. «Сокращенная форма ветвления». | Сокращенная форма ветвления. | Уметь: определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; исполнять готовые алгоритмы для разветвляющихся алгоритмов. | Практическая работа | | |
20. | Практическая работа № 7. «Алгоритмическая конструкция повторение». | Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла. | Уметь: определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; исполнять готовые алгоритмы для циклических алгоритмов. | Практическая работа | | |
21. | Практическая работа № 8. «Цикл с заданным условием окончания работы». | Цикл с заданным условием окончания работы, исполнение линейного алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд. | Уметь: определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; исполнять готовые алгоритмы для циклических алгоритмов. | Практическая работа | | |
22. | Практическая работа № 9. «Цикл с заданным числом повторений». | Цикл с заданным числом повторений, исполнение линейного алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд. | Уметь: определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; исполнять готовые алгоритмы для циклических алгоритмов. | Практическая работа | | |
23. | Контрольная работа № 2. «Основы алгоритмизации». | Все понятия и основные положения изученного материала. | Знать: Все понятия и основные положения изученного материала. | Контроль и коррекция знаний | | |
Начала программирования – 12 часов |
24. | Общие сведения о языке программирования. Паскаль. | Общие сведения о языке программирования. Паскаль (история возникновения, алфавит и словарь, используемые типы данных, структура программы). | Знать общие сведения о языке программирования Паскаль. | Текущий контроль | | |
25. | Практическая работа № 10. «Организация ввода и вывода данных». | Применение операторов ввода-вывода данных | Знать операторы ввода и вывода, типы данных и их обозначения. | Практическая работа | | |
26. | Практическая работа № 11. «Программирование линейных алгоритмов». | Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, линейный алгоритм. Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, линейный алгоритм. | Уметь: анализировать готовые программы; определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; выделять этапы решения задачи на компьютере; программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений. | Практическая работа | | |
27. | Практическая работа № 12. «Программирование разветвляющихся алгоритмов». | Программирование коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию ветвление. | Уметь: разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций. | Практическая работа | | |
28. | Составной оператор. | Составной оператор, способы записи ветвление: полное и неполное ветвление. | Уметь: разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций. | Устный опрос | | |
29. | Практическая работа № 13. «Программирование циклов с заданным условием продолжения работы». | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы в среде программирования. | Уметь: разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла с заданным условием работы продолжения. | Практическая работа | | |
30. | Практическая работа 14. «Программирование циклов с заданным условием окончания работы». | Программирование циклов с заданным условием окончания работы в среде программирования. | Уметь: разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла с заданным условием окончания работы. | Практическая работа | | |
31. | Практическая работа № 15. «Программирование циклов с заданным числом повторений». | Программирование циклов с заданным числом повторений в среде программирования. | Уметь: разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла с заданным условием окончания работы | Практическая работа | | |
32. | Практическая работа № 16. «Различные варианты программирования циклического алгоритма». | Программирование циклов с заданным числом повторений в среде программирования. | Уметь: разрабатывать программы, содержащие различные задания. | Практическая работа | | |
33. | Контрольная работа № 3. «Начала программирования». | Все понятия и основные положения изученного материала. | Знать: Все понятия и основные положения изученного материала. | Контроль и коррекция знаний | | |
34. | Итоговая контрольная работа. | Все понятия и основные положения изученного материала. | Знать: Все понятия и основные положения изученного материала. | Контроль и коррекция знаний | | |
35. | Повторение материала. | Все понятия и основные положения изученного материала. | Знать: Все понятия и основные положения изученного материала. | | | |