СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 8 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение информатики в 8 классах направлено на достижение следующих целей ... Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственнымобразовательным стандартом основного общего образования по информатике и авторской программой учебного курса. Изменения, внесенные в авторскую программу Л.Л. Босовой, взятую за основу написания Рабочей программы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 8 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», письмом Департамента образования Ярославской области «Рекомендации по организации образовательной деятельности в 2014-2015 учебном году в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования», методическим письмо «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» (Информатика) в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2014-2015 учебном году» и авторской программы к линии учебников, рекомендованных Федеральным переченем учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253


Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями к УМК И. Г. Семакина, включенного в Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год


Литература для учащихся:


1.Семакин И.Г., 3алогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс:учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

2. Семакин И.Г., 3алогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс:учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

3. 3адачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.


Литература для учителя:


1. 3алогова Л.А., Русаков С.В., Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шестакова Л.В. Основы информатики и вычислительной техники в базовой Школе. Пособие для учителя. Пермь: 2007.

2. Основы информатики и вычислительной техники: Пробн. учеб.пособие для сред. учеб. завед. В 2-х ч./Под ред. А.П. Ершова и В.М. Монахова. -~M.:Просвещение, 1998 (ч.1), 1999 (ч.2).

3. Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Скворень Р.А.Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991.

4. Каймин В.А., Щеголев А.Г., Ерохина Е.А., Федюшин Д.П. Основы информатики и вычислительной техники.- М.: Просвещение, 1989.

5. Гейн А.Г., Линецкий Е.В., Сапир М.В., Шолохович В.Ф. Информатика. - М.: Просвещение, 1994.

6. Программы средней общеобразовательной школы.Основы информатики и вычислительной техники. - М.: Просвещение, 2005.


Программа рассчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю) и 1 неделя промежуточной аттестации


Учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в 8 – 9 классах. Курс должен быть реализован не менее 105 часов за 2 года.



Класс

Количество часов в год

Количество часов в неделю

8 класс

35

1

9 класс

70

2



Содержание программы согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в данной программе нет отдельного раздела «Представление информации», однако все вопросы этого раздела из Примерной программы раскрываются в содержании других разделов курса. Представление различных типов данных излагается в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются.

Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.

Вопросы, содержащиеся в разделе Примерной программы «Алгоритмы и исполнители», в настоящей программе включены в два раздела: «Управление и алгоритмы» и «Программное управление работой компьютера». Кроме того, в первом из этих двух разделов рассматривается кибернетическая модель управления, которая в Примерной программе включена в раздел «Формализация и моделирование». Примеры реализаций информационных моделей и задания на практическую работу с ними присутствуют в разделах настоящей программы.

Материал делится на две части теоретическую и практическую. При изложении теоритической части используется в форме лекций. Практическая часть: практические работы, тесты, контрольные практические и самостоятельные задания. Часть практических работ обучающего характера не требующая оценивания.

Организация учебного процесса стандартная: теоретическое изучение материала и проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

При проведении уроков с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся использую следующие методы и формы работы: словесные, наглядные, индуктивные и дедуктивные, проблемно-поисковые и методы и методы самостоятельной работы.

В основном учащиеся данного класса имеют способности средние и ниже средних, поэтому одной из основных задач обучения является ознакомление их с соотношениями между явлениями реального и проектируемого мира и его математическими моделями, что позволяет глубже понять суть вещей.

Для контроля знаний использую: небольшие тестовые самостоятельные работы, составленные по части А и В и частично из части С государственной итоговой аттестации учащихся. В конце курса предлагается выполнить тестовую работу с заданиями открытого и закрытого типа составленную по материалам государственной итоговой аттестации и на основании результатов которого, оценивается уровень подготовки выпускников основной школы по информатике и ИКТ.


Информатика и ИКТ.    8 класс

Поурочный план занятий

урока

Тема  урока

Практические

работы

Разделы учебника

Примерные сроки проведения

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ




Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация, информационные объекты различных видов.


Введение. Техника  безопасности  и  санитарные  нормы  работы  на  ПК


Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Восприятие информации человеком

 

§§1,2


Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

Работа с тренажёром клавиатуры

§ 3


Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации.


§ 3


Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации

Работа с тренажёром клавиатуры  Выполнение практического задания №1

§ 4, 5


Дискретная форма представления информации.

 

 § 6 


Основные компоненты компьютера и их функции.

 

§§5 ,6


Понятие программного принципа работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения

 

§§9, 10


Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя.

 

§ 12



Знакомство с комплектацией устройство персонального компьютера. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Выполнение практического задания №2

§§7, 8


Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.




Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс).

 

§ 11


Файлы и файловые структуры. Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств.

Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практического задания №3

§ 11


Итоговое тестирование  по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером». 

 

§ § 1 - 12


Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы

 

§ 13


Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов

 

§ § 14 - 15


Работа с фрагментами текста. Страница. Проверка правописания , словари. Печать текста

Выполнение практического задания №4

§ 15


Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений.

Выполнение практического задания №5.

§ 15


Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул.

Выполнение практического задания №6. 

§ 15


Планирование работы над текстом.Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат)

Выполнение практического задания №7

§ 16


Запись текстов (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи).

 

§ 16


Запись таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов

Выполнение итогового  практического задания №8.

 

§ § 13-16


Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы»  

 

§ § 13-17


Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики

 

§ § 18, 21


Графические редакторы растрового типа

Работа с растровым графическим редактором

§ 22


Векторная графика

Работа с векторным графическим редактором

§ 21


Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов


§ 19


Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.

Диаграммы, планы, карты

 

§ § 23, 26


Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации

Создание презентации с использованием текста, графики и звука

§ 26


Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов




Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов); Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):

 

§ §24, 25


Звуки, и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов. Запись музыки (в том числе с Использованием музыкальной клавиатуры).Итоговое  тестирование к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа»


§ 26


Итоговое тестирование по курсу 8 класса 

 

§ §18-26


Содержание программы по Информатике и ИКТ

в 8 – 9 классе


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.

Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.

Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Основные устройства ИКТ

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):

  • запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);

  • текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);

  • музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);

  • таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.


Создание и обработка информационных объектов

Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).


Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.


Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.


Звуки, и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.


Поиск информации

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Проектирование и моделирование

Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

Простейшие управляемые компьютерные модели.


Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Организация информационной среды

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!