Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Мюрюнская средняя общеобразовательная школа №2”
«Рассмотрено»
Руководитель МО
/АхзПу' /Копырина А.В./
От « р( »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Фамилия, имя, отчество учителя:
Никитина Нина Викторовна
Учебная дисциплина: Информатика и ИКТ
Год обучения: 8 класс ФГОС
Учебник:Босова Л.Л.. Босова А.Ю. Информатика:
учебник для 8 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2018г.
Количество часов, отводимых на изучение:
35ч, в неделю 1ч
«Согласованно»
Заместитель директора по /Жураховская
МСОШ№2
/Фомин С.Е/
2022-2023уч.год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательном, процессу, объектам нознания, результатам образовательной дельное™. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются.
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях
развития информационного общества; ,jvt-
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и И , ^
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;
. способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условии
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапред четные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в
основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
. владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
. владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
“Г:/з=с"и, определять способы действий . рамках предложенных условий, корректировать свои действия и соответствии е «меняющейся
ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
. владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
владений информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую, умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования
. ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологии для сбора, хРанени*’
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ, фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщении, создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации, анализ
информации).
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
формированию информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формированию умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формированию навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Обучающийся получит возможность научиться:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
формального исполнителя с заданной системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Раздел 1. Математические основы информатики.
Техника безопасности и организация рабочего места.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления.
Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.
Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы алгебры логики).
Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Раздел 2. Основы алгоритмизации.
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных.
Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык - формальный язык для записи алгоритмов.
Программа - запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
О
№ урока | Сроки проведения | Тема урока | Количество часов |
план | факт |
1 | | | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность | 1 |
Тема 1. Математические основы информатики. |
2 | | | Общие сведения о системах счисления | 1 |
3 | | | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | 1 |
4 | | | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | 1 |
5 | | | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | 1 |
6 | | | Представление целых и вещественных чисел | 1 |
7 | | | Множества и операции с ними. | 1 |
8 | | | Высказывание. Логические операции | 1 |
9 | | | Построение таблиц истинности для логических выражений | 1 |
10 | | | Свойства логических операций | 1 |
11 | | | Решение логических задач | 1 |
12 | | | Логические элементы | 1 |
13 | | | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Проверочная работа «Математические основы информатики». | 1 |
Тема 2. Основы алгоритмизации. |
14 | | | Алгоритмы и исполнители | 1 |
4
15 | | | Способы записи алгоритмов | 1 |
16 | | | Объекты алгоритмов | 1 |
17 | | | Алгоритмическая конструкция следование | 1 |
18 | | | Алгоритмическая конструкция ветвление Полная форма ветвления | 1 |
19 | | | Неполная форма ветвления | 1 |
20 | | | А пгопитмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения раооты | 1 |
21 | | | Цикл с заданным условием окончания работы | 1 |
22 | | | Цикл с заданным числом повторений | 1 |
23 | | | Алгоритмы управления _ | 1 |
24 | | | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Проверочная работа «Основы алгоритмизации». | 1 |
Тема 3. А | лгоритмь | и пппгпаммиоование. Начала программирования. | |
25 | | | Общие сведения о языке программирования Паскаль | 1 |
26 | | | Организация ввода и вывода данных | 1 |
27 | | | Программирование линейных алгоритмов | 1 |
28 | | | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор | 1 |
29 | | | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений | 1 |
30 | | | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы | 1 |
31 | | | Программирование циклов с заданным условием окончания работы | 1 |
32 | | | Программирование циклов с заданным числом повторении | 1 |
33 | | | Различные варианты программирования циклического алгоритма | 1 |
34 | | | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Проверочная работа «Начала программирования». | 1 |
Итоговое | повторен | ие. |
35 | | 1 Основные понятия курса. Итоговое тестирование | 1 |
| Итого 35 часов |
5
Раздел учебного курса, количество | Организация учебного процесса | | | Планируемые результаты | | Домашнее задание | да | га |
№ п/п | Тема урока (раздела) | Часы | Тмп урока | Элементы содержания | Формы контро ля | Средства ИКТ и ЦОР | Решаемые учебные задачи | предметные | метапредметные | личностные | | План | Факт |
1 | Дели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места | 1 | Изучение новой темы | информатика; теоретическая информатика, средства информатизации; информационные технологии, социальная информатика. | опрос | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран. 1К учащихся. Электронное приложение к учебнику презентация «Информатика 8 класс. Введение» единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: v демонстрация к лекции «Правильная посадка за компьютером» (134882). | обобщение представлений учащихся о целях изучения курса информатики, обобщение и систематизация знаний учащихся о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; повторение правил техники безопасности и организации рабочего места при работе со средства ми ИКТ | общие представления о структуре предметной области «Информатика», о целях изучения курса информатики; | целостные представления о роли информатики и ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; | и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ | выбору учителя). | | |
2 | Общие сведения о системах счисления | 1 | Изучение новой темы | у система счисления, цифра; алфавит, позиционная система счисления; основание, развернутая форма записи числа; свернутая форма записи числа. | практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, му льтимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику: презентация «Системы счисления» единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: анимация «Нспозиционныс системы счисления» (134984); демонстрация к лекции «Развернутая форма записи числа» (128629). Федеральный центр информационных образовательных ресурсов: информационный модуль «Понятие о системах счисления»; информационный моду ль «Представление числовой информации с помощью систем счисления Алфавит, базис, основание. Свернутая и развернутая формы представления чисел». | углубление имеющихся представлений учащихся о системах счисления; рассмотрение системы счисления как знаковой системы; рассмотрение примеров систем счисления разных типов; рассмотрение позиционных систем счисления с основанием 10 и другими основаниями, рассмотрение общего вида записи числа в системе счисления с основанием q; рассмотрение развернутой и свернутой форм записи числа. | общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; умения определять основание и алфавит системы счисления, переходить от свернутой формы записи числа к его развернутой записи | умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему | понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | §1.1 (пункт I), вопросы и задания № 1-11,23 к параграфу: № 16, 19,9-10, 12 в РТ. Дополнительное задание: Одно из заданий № 20-23,36-37 в РТ по выбору ученика. | | |
3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | 1 | Изучение новой темы | система счисления; цифра, алфавит; позиционная система счисления; основание; развернутая форма записи числа; свернутая форма записи числа; двоичная система счисления; двоичная арифметика | практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику : презентация «Системы счисления» единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: анимация «Преобразование десятичного числа в другую систему счисления» (L35050); анимация «Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел» (128618); анимация «Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел» (128624); анимация «Умножение и деление двоичных чисел» (128634); виртуальная лаборатория «Цифровые весы» (135009); анимация «Арифметические операции в позиционных системах счисления» (128623). Федеральный центр информационных образовательных ресурсов: контрольный модуль «Понятие о системах счисления». | рассмотрение двоичной системы счисления как знаковой системы; рассмотрение правила перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления; рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления; знакомство с операциями сложения и умножения в двоичной системе счисления. | навыки перевода небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления; умения выполнения операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами | умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему | фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | и задания № 16, 17,20 к параграфу; по выбору учителя № 41, № 47—49 в РТ. Дополнительное задание: с помощью виртуальной лаборатории «Цифровые весы» самостоятельно изучить метод разностей и выполнить № 45 в РТ. | | |
4 s | восьмеричная и шестнадцатеричные истемы счисления. (Компьютерные» :истсмы счисления | Изучение новой темы | истома счисления; 1ифра; алфавит; тозиционная система числсния; основание; зазвернутая форма юписи числа; ; вер путая форма записи числа; двоичная система счисления, восьмеричная система счисления; шестнадцатеричная система счисления. | Самостоятельная работа | терсональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; "IK учащихся Электронное приложение к учебнику-; презентация «Системы счисления», диная коллекция цифровых образовательных ресурсов ) анимация «Преобразование десятичного числа в другую систему' числения» (135050); анимация «Арифметические операции в позиционных системах .числения» (128623); анимация «Преобразование чисел между системами счисления 2,8, 16» 135020); 4) анимация «Схема Горнера» (134855). | ) рассмотрение восьмеричной системы ■числения как знаковой системы, рассмотрение правила перевода юсьмеричных чисел в десятичную систему счисления; рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в восьмеричную систему счисления; рассмотрение шестнадцатеричной системы счисления как знаковой системы, рассмотрение правила перевода пеетнадцатеричньгх чисел в десятичную систему счисления; рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в шестнадцатеричную систему счисления; характеристика двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления с точки зрения их использования в компьютерной технике | !авыки перевода «больших десятичных чисел в восьмеричную и пеетнадцатер ич ную системы счисления и восьмеричных и пеетнадцатер ич пых чисел десятичную систему счисления; | умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему ; | юиимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | 1 1 (пункты 3,4), вопросы задания № 13, 14 к параграфу; закончить сшснис № 50,51,57 в РТ; выполнить № 43, 35 в РТ Дополнительное задание: познакомиться с анимациями «Схема ’орнера» и/или (Преобразование чисел между' системами счисления 2,8, 16». | | |
5 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | Закрепление | система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развернутая форма записи числа; свернутая форма записи числа; двоичная система счисления; восьмеричная система счисления; шестнадцатерич ная система счисления. | Практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику : презентация «Системы счисления», единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: анимация «Преобразование десятичного числа в другую систему счисления» (135050); анимация «Перевод десятичных чисел в другие системы счисления» (128625); анимация «Перевод нсдесятичных чисел в десятичную систему счисления» (128615); интерактивный задачник, раздел «Системы счисления» (128659). Федеральный центр информационных ооразоватсльных ресурсов. у контрольный модуль «Представление числовой информации с помощью систем счисления Алфавит, базис, основание Свернутая и развернутая формы представления чисел». | обобщение представлений о позиционных системах счисления; рассмотрение общего правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием; закрепление навыков перевода десятичных чисел в другие системы счисления. | навыки перевода небольших десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием | позиционную систему счисления как знаковую систему | фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | и задания № 15, 19 к параграфу; № 52-54,61 в РТ. Дополнительное задание: работа с контрольным модулем «Представление числовой информации с помощью систем счисления. Алфавит, базис, основание. Свернутая и развернутая формы представления чисел». | | |
6 | Представление целых и вещественных чисел | Изучение новой темы | ячейка памяти; разряд; беззнаковое представление целых чисел; представление целых чисел со знаком; представление вещественных чисел; формат с плавающей запетой; мантисса; порядок | Самостоятельная работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран: ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику-: у презентация «Представление чисел в компьютере», единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. интерактивный задачник, раздел «Системы счисления» (128659); демонстрация к лекции «Представление целых чисел в памяти компьютера» (119430); тест по теме «Системы счисления» — «Система тестов и заданий N12» (134887); интерактивный задачник, раздел «Представление чисел» (119410). Федеральный центр информационных образовательных ресурсов: информационный моду ль «Число и его компьютерный код»; практический модуль «Число и его компьютерный код»; информационный модуль «Дополнительный код числа. Алгоритм получения дополнительного кода отрицательного числа»; информационный модуль «Числа с фиксированной и плавающей запятой» | закрепление навыков оперирования с числами, представленными в различных позиционных системах счисления; знакомство со структурой памяти компьютера; рассмотрение беззнаковых данных, сфер их применения и способов представления в памяти компьютера; 4) рассмотрение представления целых чисел со знаком; рассмотрение нормальной (научной, экспоненциальной) формы записи вещественных чисел; рассмотрение формата с плавающей запятой; повторение подходов к представлению графической информации в компьютере; демонстрация связи между' теоретическими знаниями (системы счисления) и их применением на практике. | формирование представлений о структуре памяти компьютера: память — ячейка — бит (разряд); | диапазон значений величин при вычислениях | фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | 1-10 к параграфу; завершить выполнение № 68-70 в РТ. Дополнительное задание: самостоятельно познакомиться с информационным модулем «Дополнительный код. Алгоритм получения дополнительного кода отрицательного числа»; работа с информационным модулем ФЦИОР «Числа с фиксированной и плавающей запятой» и интерактивным задачником (раздел «Представление чисел») ЕК ЦОР в режиме тренировки | | |
7 | Дножества и операции с ними | 1 | Закрепление | множество: надмножество; объединение множеств; тересечение множеств, пополнение. | Практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику: презентация «Множества и операции над ними» из электронного приложения к учебнику. | ) актуализировать и систематизировать занес полученные учащимися знания о множествах и подмножествах; 2) рассмотреть способы решения задач с операциями объединения, пересечения и пополнения множеств. | представление о разделе математики — теории множеств, об основных способах, которыми может бьгть описано множество, об операциях объединения, пересечения дополнения множеств. | бщепредмстные навыки обработки информации. | юни мание сущности и роли фундаментальных основ шформатики и ИКТ | 1.3, вопросы и задания -7 к параграфу | | |
V 8 | Высказывание. Логические операции | 1 | Изучение новой темы | алгебра логики; высказывание, югическая переменная; готическое значение; логическая операция; конъюнкция, дизъюнкция; отрицание. | Практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику: презентация «Элементы алгебры логики». единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: тренировочный тест «Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера» (119342); демонстрация к лекции «Основные понятия математической логики» (12X630); демонстрация к лекции «Вычисление логических выражений» (128658). Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. информационный модуль «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции»; практический модуль «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции». | закрепление навыков представления чисел в памяти компьютера; знакомство с понятием высказывания, с простыми и сложными, истинными и ложными высказываниями, знакомство с логическими операциями (И конъюнкцией, ИЛИ — дизъюнкцией. НЕ инверсией) и приоритетом их выполнения, отработка умений составления логических выражений, соответствующих сложным высказываниям | представления о разделе математики — алгебре логики, высказывании как ее объекте, об операциях над высказываниями; | структуры высказываний; понимание связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами. | фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | № 76, 77,79,82 в РТ Дополнительное задание: работа с информационным модулем ФЦИОР «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции». | | |
9 | Построение таблиц истинности для логических выражений | 1 | Изучение новой темы | логическая переменная, логическое значение, логическая операция; конъюнкция. дизъюнкция; отрицание; таблица ИСТИННОСТИ. | Самостоятельная работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику: v презентация «Элементы алгебры логики». Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. ин практический модуль «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке»; контрольный модуль «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке». | проверка знания основных логических операций. закрепление навыков формализации логических выражений; рассмотрение алгоритма построения таблиц истинности; отработка навыков построения таблиц истинности для логических выражений. | представление о таблице истинности для логического выражения: | навыки формализации и анали и логической структуры высказываний; способность видеть инвариантную сущность внешне различных объектов; | фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | 10 к параграфу; задание № 83 в РТ. Дополнительное задание: работа с практическим модулем ФЦИОР «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке» | | |
10 | Свойства логических операций | 1 | Закрепление | логическая переметая, логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание; таблица истинности; законы алгебры логики. | Практическая работа | у персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; у ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику: у презентация «Элементы алгебры логики». Федеральный центр информационных образовательных ресурсов: информационный модуль «Логические законы и правила преобразования логических выражений»; практический модуль «Логические законы и правила преобразования логических выражений»; контрольный модуль «Логические законы и правила преобразования логических выражений» | закрепление навыков построения таблиц истинности; рассмотрение основных законов алгебры логики; выявление логических законов, аналогичных законам алгебры чисел; доказательство логических законов с помощью таблиц истинности. | представление о свойствах логических операций (законах алгебры логики), умения преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами | логических выражений, способность видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах (законы алгебры лотки и законы алгебры чисел); | фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | 84 в РТ, закончить № 86, 88 в РТ. Дополнительное задание: № 85 в РТ; работа с контрольным модулем ФЦИОР «Логические законы и правила преобразования логических выражений» (ученики выборочно выполняют посильные им задания). | | |
11 | }ешснис логических адач | 1 | Закрепление | огическос ысказывание; огическое ыражение, огическос значение; тогичсская операция; габлица истинности, аконы алгебры логики. | Самостоятельная работа | терсональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ТК учащихся. Электронное приложение к учебнику': презентация «Элементы алгебры логики». [сдсральный центр информационных образовательных ресурсов 1) ин(|юрмационный модуль «Решение логических задач»; 2) практический модуль «Решение логических задач»; 3) контрольный модуль «Решение логических задач». свободное программное обеспечение: демонстрационная версия логической головоломки «Шерлок» http://www.kascr.com). | ) рассмотрение способа решения логических задач с использованием таблиц истинности; закрепление навыков построения и анализа таблиц истинности, рассмотрение способа решения логических задач путем составления и преобразования логических выражений; формирование умений преобразования логических высказываний | ■аники составления и треобразоваиия югических выражений в соответствии с логическими законами | твыки формализации высказываний, анализа и преобразования логических выражений; навыки выбора метода для решения конкретной задачи | понимание рази фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | 1.4 (пункт 5); задания № 90, 92 в РТ Дополнительное задание: работа с контрольным модулем [http://www.kaser.com). | | |
12 | Логические элементы | 1 | Изучение новой темы | логический элемент; конъюнктор; дитьюнггор. инвертор; элекфонная схема. | Практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, му льтимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику' v презентация «Элементы алгебры логики». Федеральный центр информационных образовательных ресурсов v информационный моду'ль «Достоинства и недостатки двоичной системы счисления при использовании ее в компьютере». свободное программное обеспечение: у тренажер «Логика» (http://kpolyakov.narod. m/prog/ logic.htm). | знакомство с дискретными преобразователями информации и простейшими электронными схемами; рассмотрение примеров анализа логических схем; обобщение вопросов, связанных с теоретическими основами средств информационных технологий. | представление о логических элементах (конмонкторе, дизьюнкторе, инверторе) и электронных схемах; умения анализа электронных схем | же информации в разных формах (таблица истинности, логическое выражение, электронная схема); | фундаме1пальиых знаний как основы современных информационных технологий | 13 к параграфу; № 93,94 в РТ. Дополнительное задание: работа с тренажером «Логика». | | |
13 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики» | 1 | контрольный урок | система счисления; двоичная система счисления; восьмеричная система счисления, шестнадцатсрич ная система счисления; представление целых чисел, представление вещественных чисел, высказывание; логическая операция; логическое выражение, таблица истинности; законы логики; электронная схема | контрольная работа | персональный компьютер (ПК) у'читсля, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику: интерактивный тест по теме «Математические основы информатики». О | обобщен»; и систематизация представлений учащихся о математических основах информатики; проверка знаний учащихся по теме «Математические основы информатики». сновы алгоритмизации (10 ч) | знание основных понятий темы «Математические основы информатики» | объектов; способность видеть инвариантную сущность различных объектов; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость фундаментальных аспектов подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества. | | | |
14 | Алгоритмы и исполнители | 1 | Изучение новой темы | алгоритм; свойства алгоритма: -дискретность, понятность; определенность, результативность, массовость; исполнитель, характеристики исполнителя: -среда; | практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; 1К учащихся. Электронное приложение к учебнику: презентация «Алгоритмы и исполнители», единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: тскция по теме «Наибольший общий делитель» (185111); лекция по теме (Наименьшее общее кратное» (184642); анимация «Решето Эратосфена» 180279); демонстрация к лекции «Исполнитель алгоритма» (128639); демонстрация к лекции «Происхождение и определение понятия алгоритма» (126137); демонстрация к лекции «Свойства алгоритма» (128655). | ) обобщение первоначальных представлений учащихся о понятиях «алгоритм» и «исполнитель»; рассмотрение свойств алгоритма, рассмотрение возможности автоматизации деятельности человека за счет возможности формального исполнения алгоритма | юиимание смысла юнятия «алгоритм»; умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, определенность, понятность, результативность, массовость; понимание терминов «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; умение исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; | юиимание смысла понятия | алгоритмическое мышление, гсобходимое для профессионал ьн ой деятельности в современном обществе | § 2.1; вопросы и задания № 1-20 к параграфу; | | |
15 | Способы записи алгоритмов | 1 | Изучение новой темы | алгоритм, словесное описание; построчная запись, блок-схема; школьный алгоритмический язык. | практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику : у презентация «Способы записи алгоритмов». свободное программное обеспечение: 1) система КуМир — Комплект учебных миров (http://www.niisi.nl/kumir/); 2) редактор блок-схем (http://viktor-zm.blogspot.ru/20 И/09/blog-post_5556.html). | закрепление понятий «алгоритм», «исполнитель», «свойства алгоритма», рассмотрение словесных способов записи алгоритмов; рассмотрение фафичеекого способа записи алгоритмов с помощью блок-схем; формирование общих представлений об алгоритмических языках. | знание различных способов записи алгоритмов | умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, определенность, понятность, результативность, массовость; понимание преимущества и недостатков той или иной формы записи алгоритмов; умение переходить or одной формы записи алгоритмов к другой; умение выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задаче; | необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. | ^ 2.2, вопросы и задания М? 1-8 к параграфу, | | |
16 \ | Объекты алгоритмов | 1 | Изучение новой темы | алгоритм, величина; константа; переменная; тип; имя, присваивание; выражение; таблица | практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, му льтимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику: презентация «Объекты алгоритмов» единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: демонстрация к лекции «Понятие величины, типы величин» (126808). | ввести понятие величины и ее характеристик (имя, тип, значение); рассмотреть особегаюсти величин разных типов; рассмотреть правила записи выражений, рассмотреть сущность операции присваивания, 4) познакомиться с табличными величинами. | представление о величинах, с которыми работают алгоритмы; знание правил записи выражений на алгоритмическом языке; понимание сущности операции присваивания; | понимание сущности понятия «величина»; понимание границ применимости величин того или иного типа; | необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. | 1-19 к параграфу. | | |
17 | Алгоритмическая конструкция «следование» | 1 | Изучение новой темы | алгоритм; следование; линейный алгоритм, блок-схема, таблица значений переменных. | Самостоятельная работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику': у презентация «Основные алгоритмические конструкции. Следование», единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: демонстрация «Режимы работы программы "Констру ктор алгоритмов”» (126134); программа «Конструктор алгоритмов»( 127435); модуль для коллективной работы «Линейные алгоритмы» (217039). свободное программное обеспечение: система КуМир — Комплект учебных миров (http:// www.niisi.ni/kuimr/); редактор блок-схем (http://viktor-zin.blogspol.ni/2011/ 09/blog- post_5556.html) | обобщить представления об алгоритмической конструкции «следование» получить навыки выполнения линейных алгоритмов для различных формальных исполнителей: получить навыки разработки линейных алгоритмов для различных формальных исполнителей с заданной системой команд. | представление оо алгоритмической конструкции «следование»; умение исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) линейные алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд; | умение выделять линейные алгоритмы в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов; | необходимое для профосе нованыюй деятельности в современном обществе. | § 2.4 (пуню 1), вопросы и задания № 1-9 к параграфу (№ 4 можно выполнить в срсде КуМир). Дополнительное задание: работа с модулем «Линейные алгоритмы» в режиме тестирования. | | |
18-19 | Алгоритм ическая конструкция «ветвление» Полная форма ветвления. Неполная форма ветвления | 2 | Изучение новой темы | алгоритм; ветвление; разветвляющийся алгоритм; блок-схема, операции сравнения; простые условия; составные условия. | практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику': презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление», единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: программа «Конструктор алгоритмов»( 127435); модуль для коллективной работы «Алгоритмы с ветвящейся структурой» (217044). свободное программное обеспечение. редактор блок-схем (http://viktor-zin.blogspot.ru/2011/ 09/blog- post_5556.html). | обобщить представления об алгоритмической конструкции «ветвление»; получить навыки записи составных условий; получить навыки выполнения алгоритмов с ветвлениями для различных формальных исполнителей, получить навыки разработки алгоритмов с вет влениями для различных формальных исполнителей с заданной системой команд. | представление об алгоритмической конст рукции «ветвление»; умение исполнял» алгоритм с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд, умение составлять простые (короткие) алгоритмы с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд; | умение выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов; | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном общее гве | § 2.4 (пункт 2); вопросы и задания № 11-23 к параграфу. Дополнительное задание: работа с модулем «Алгоритмы с ветвящейся структурой» в режиме тестирования. | | |
20 | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикле заданным условием продолжения работы | 1 | Изучение новой темы | алгоритм, повторение; циклический алгоритм (цикл); тело цикла. | практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, му льтимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику : презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение», единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: программа «Конструктор алгоритмов»( 127435); демонстрация к лекции на тему «Циклические алгоритмы» (126789); модуль для коллективной работы «Циклические алгоритмы с предусловием» (217033). свободное программное обеспечение: редактор блок-схем (http://viktor-zin.blogspot m/2011/09/blog- post_5556.html). | обобщить представления об алгоритмической конструкции «цикл»; получить навыки записи циклов с заданным условием продолжения работы; получить навыки выполнения циклов с заданным условием продолжения работы для различных формальных исполнителей; получить навыки разработки циклов с заданным условием продолжения работы для различных формальных исполнителей с заданной системой команд. | представления об алгоритмической конст рукции «цикл», о цикле с заданным условием продолжения работы; умение исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд; | умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах; | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе | § 2.4 (пункт 3); вопросы и задания № 24-30 к параграфу. Дополнительное задание: работа с модулем «Циклические алгоритмы с предусловием». | | |
21 | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикле заданным условием окончания работы | 1 | Изучение новой темы | алгоритм; повторение, циклический алгоритм (цикл); тело цикла. | практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику: презентация «Основные алгоритмическис конструкции. Повторение», единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: программа «Конструктор алгоритмов» (127435); модуль для коллективной работы «Циклические алгоритмы с постусловием» (217037). свободное программное обеспечение: редактор блок-схем (http://viktor-zin.blogspot.ru/2011/ 09/blog- post_5556.html). | расширить представления об алгоритмической конструкции «цикл», получить навыки записи циклов с заданным условием окончания работы, получить навыки выполнения циклов с заданным условием окончания работы для различных формальных исполнителей; получить навыки разработки циклов с заданным условием окончания работы для различных формальных исполнителей с заданной системой команд. | представления об алгоритмической конст рукции «цикл», о цикле с заданным условием окончания работы; умение исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд. | умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах; | алгоритмически мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. | § 2.4 (пункт 3); вопросы и задания № 31-32 к параграфу. Дополнительное задание: работа с модулем «Циклические алгоритмы с постусловием». | | |
22 | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикле заданным числом повторений | 1 | Изучение новой темы | алгоритм; повторение; циклический алгоритм (цикл); тело цикла. | практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику: презентация «Основные алгоритмические констру кции. Повторение» единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: программа «Конструктор алгоритмов»( 127435); модуль для коллективной работы «Циклические алгоритмы с параметром» (217024). свободное программное обеспечение: редактор блок-схем (http://viktor-zjn.blogspot.rn/2011/ 09/blog- post_5556.html). | расширить представления об алгоритмической конструкции «цикл»; получить навыки записи циклов с заданным числом повторений; получить навыки выполнения циклов с заданным числом повторений для различных формальных исполнителей; получить навыки разработки циклов с заданным числом повторений для различных формальных исполнителей с заданной системой команд. | представления оо алгоритмической конст рукции «цикл», о цикле с заданным числом повторений; умение исполнять циклический алгорит м для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд; | умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах: | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. | Пункт 2.4.3 (подпункт 3); задания № 33-34 к параграфу. Дополнительное задание: работа с модулем «Циклические алгоритмы с параметром». | | |
23 | Алгоритмы управления | 1 | Закрепление | кибернетика, управление, управляемый объект; управляющий объект; алгоритм управления, обратная связь; программа; язык iipoipa ммнроваиия | Самостоятельная работа | персональный компьютер (ПК) учителя, му льтимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику: презентация «Алгоритмы управления». | познакомить обучающихся с управлением как информационным процессом, рассмотреть примеры алгоритмов управления; обобщить, систематизировать и закрепить знания и умения обучающихся по теме «Алгоритмизация и программирование». | представления о понятии управления, объекте управления, управляющей системе, обратной связи, умение записывать алгоритмы управления формальным исполнителем с помощью понятных ему команд; | у мение соотносит!» свои действия с планируемыми результатами, осуществлял» контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. | | | |
24 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации» | 1 | контрольный урок | алгоритм, способы описание алгоритма; объекты алгоритмов; линейный алгорит м, разветвляю щи йея алгоритм; циклический алгоритм | контрольная работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику: интерактивный тест по теме «Основы алгоритмизации», httpy/www. licey.nct/kumir/. | обобщение и систематизация представлений учащихся об алгоритмизации; проверка знаний учащихся по теме «Основы алгоритмизации». | знание основных понятий темы «Основы алгоритмизации»; | у мение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оцениват ь правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. | | | |
| | | | Начала программирования (10 ч) | | | | | | |
25 | Общие сведения о языке программирования Паскаль | 1 | Изучение новой темы | язык программирования, программа, алфавит; служебпые слова; типы данных, структура профаммы, оператор присваивания | практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, му льтимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику': презентация «Общие сведения о языке программирования Паскаль». Среда PascalABC.net (http://pascalabc.net/); ссылка на скачивание: http:// pascalabc. net/ssyilki-dlya-skachivaniya. | рассмотрение вопросов, касающихся общей характеристики языка программирования Паскаль; знакомство с алфавитом и словарем языка 1[аскаль; рассмотрение некоторых простых типов данных в языке Паскаль; рассмотрение структуры программы на языке Паскаль; рассмотрение процесса выполнения оператора присваивания. | знание общих сведений о языке программирования Паскаль(история возникновения, алфавит и словарь, используемые типы данных, структура профаммы); | умения анализа языка Паскаль как формального языка; | представление о профаммировании как сфере возможной профессиональной деятельности. | § 3.1; вопросы и задания № 1-12 к параграфу. | | |
26 | Организация ввода и вывода данных | 1 | Изучение новой темы | оператор вывода writer; формат вывода; оператор ввода read. | практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, му льтимедийный проектор, экран; ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику: презентация «Организация ввода и вывода данных», единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: демонстрация к лекции на тему' «Команды ввода и вывода» (126788). | познакомиться с правилами записи оператора вывода и примерами работы с ним; познакомиться с правилами записи оператора ввода и примерами работы с ним; научиться вводить, отлаживать и выполнять в среде программирования Паскаль простейшие программы. | умение применять операторы ввода/вывода данных; | умение записывать простые последовательности действий на формальном языке; | представление о профаммировании как сфере возможной профессиональной деятельности. | § 3.2; вопросы и задания № 1-11 к параграфу. | | |