СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 8 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Мюрюнская средняя общеобразовательная школа №2”

«Рассмотрено»

Руководитель МО

/АхзПу' /Копырина А.В./

От « р( »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Фамилия, имя, отчество учителя:

Никитина Нина Викторовна
Учебная дисциплина: Информатика и ИКТ
Год обучения: 8 класс ФГОС
Учебник:Босова Л.Л.. Босова А.Ю. Информатика:
учебник для 8 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2018г.
Количество часов, отводимых на изучение:

35ч, в неделю 1ч

«Согласованно»

Заместитель директора по /Жураховская

МСОШ№2

/Фомин С.Е/

2022-2023уч.год


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательном, процессу, объектам нознания, результатам образовательной дельное™. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются.

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

понимание роли информационных процессов в современном мире;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях

развития информационного общества; ,jvt-

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и И , ^

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно­исследовательской, творческой деятельности;

. способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условии

безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапред четные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в

основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

. владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно

выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение

(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

. владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

“Г:/з=с"и, определять способы действий . рамках предложенных условий, корректировать свои действия и соответствии е «меняющейся

ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

. владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой

информации применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового

  • владений информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую, умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования

. ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологии для сбора, хРанени*’

преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ, фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщении, создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации, анализ

информации).


Предметные результаты.

Обучающийся научится:

  • формированию информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формированию умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формированию навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита

  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;

  • формального исполнителя с заданной системой команд;

  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Раздел 1. Математические основы информатики.

Техника безопасности и организация рабочего места.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления.

Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.

Двоичная арифметика.

Логика высказываний (элементы алгебры логики).

Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Раздел 2. Основы алгоритмизации.

Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных.

Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык - формальный язык для записи алгоритмов.

Программа - запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

О


урока

Сроки

проведения

Тема урока

Количество

часов

план

факт

1



Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность

1

Тема 1. Математические основы информатики.

2



Общие сведения о системах счисления

1

3



Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

1

4



Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления

1

5



Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

1

6



Представление целых и вещественных чисел

1

7



Множества и операции с ними.

1

8



Высказывание. Логические операции

1

9



Построение таблиц истинности для логических выражений

1

10



Свойства логических операций

1

11



Решение логических задач

1

12



Логические элементы

1

13



Обобщение и систематизация основных понятий темы. Проверочная работа «Математические основы информатики».

1

Тема 2. Основы алгоритмизации.

14



Алгоритмы и исполнители

1

4


15



Способы записи алгоритмов

1

16



Объекты алгоритмов

1

17



Алгоритмическая конструкция следование

1

18



Алгоритмическая конструкция ветвление Полная форма ветвления

1

19



Неполная форма ветвления

1

20



А пгопитмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения раооты

1

21



Цикл с заданным условием окончания работы

1

22



Цикл с заданным числом повторений

1

23



Алгоритмы управления _

1

24



Обобщение и систематизация основных понятий темы. Проверочная работа «Основы алгоритмизации».

1

Тема 3. А

лгоритмь

и пппгпаммиоование. Начала программирования.


25



Общие сведения о языке программирования Паскаль

1

26



Организация ввода и вывода данных

1

27



Программирование линейных алгоритмов

1

28



Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор

1

29



Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений

1

30



Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

1

31



Программирование циклов с заданным условием окончания работы

1

32



Программирование циклов с заданным числом повторении

1

33



Различные варианты программирования циклического алгоритма

1

34



Обобщение и систематизация основных понятий темы. Проверочная работа «Начала программирования».

1

Итоговое

повторен

ие.

35


1 Основные понятия курса. Итоговое тестирование

1


Итого 35 часов

5


Раздел учебного курса, количество

Организация учебного процесса



Планируемые результаты


Домашнее задание

да

га

№ п/п

Тема урока (раздела)

Часы

Тмп урока

Элементы

содержания

Формы

контро

ля

Средства ИКТ и ЦОР

Решаемые учебные задачи

предметные

метапредметные

личностные


План

Факт

1

Дели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места

1

Изучение новой темы

информатика;

теоретическая

информатика,

средства

информатизации;

информационные

технологии,

социальная

информатика.

опрос

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран. 1К учащихся.

Электронное приложение к учебнику презентация «Информатика 8 класс. Введение» единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: v демонстрация к лекции «Правильная посадка за ком­пьютером» (134882).

  1. обобщение представлений учащихся о целях изучения курса информатики,

  2. обобщение и систематизация знаний учащихся о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни;

  3. повторение правил техники безопасности и организации рабочего места при работе со средства ми ИКТ

общие представления о структуре пред­метной области «Информатика», о целях изучения курса информатики;

целостные представления о роли информатики и ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ

выбору учителя).



2

Общие сведения о системах счисления

1

Изучение новой темы

у система счисления, цифра; алфавит, позиционная система счисления; основание, развернутая форма записи числа; свернутая форма записи числа.

практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, му льтимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику: презентация «Системы счисления» единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

  1. анимация «Нспозиционныс системы счисления»

(134984);

  1. демонстрация к лекции «Развернутая форма записи числа» (128629). Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:

  1. информационный модуль «Понятие о системах счисления»;

  2. информационный моду ль «Представление числовой информации с помощью систем счисления Алфавит, базис, основание. Свернутая и развернутая формы представления чисел».

  1. углубление имеющихся представлений учащихся о системах счисления; рассмотрение системы счисления как знаковой системы;

  2. рассмотрение примеров систем счисления разных типов;

  3. рассмотрение позиционных систем счисления с основанием 10 и другими основаниями, рассмотрение общего вида записи числа в системе счисления с основанием q;

  4. рассмотрение развернутой и свернутой форм записи числа.

общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; умения определять основание и алфавит системы счисления, переходить от свернутой формы записи числа к его развернутой записи

умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему

понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

§1.1 (пункт I), вопросы и задания № 1-11,23 к параграфу: № 16, 19,9-10, 12 в РТ. Дополнительное задание: Одно из заданий № 20-23,36-37 в РТ по выбору ученика.



3

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

1

Изучение новой темы

система счисления; цифра, алфавит; позиционная система счисления; основание; развернутая форма записи числа; свернутая форма записи числа; двоичная система счисления; двоичная арифметика

практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику : презентация «Системы счисления» единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

  1. анимация «Преобразование десятичного числа в другую систему счисления» (L35050);

  2. анимация «Сложение и вычитание одноразрядных двоичных чисел» (128618);

  3. анимация «Сложение и вычитание многоразрядных двоичных чисел» (128624);

  4. анимация «Умножение и деление двоичных чисел» (128634);

  5. виртуальная лаборатория «Цифровые весы» (135009);

  6. анимация «Арифметические операции в позиционных системах счисления» (128623).

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов: контрольный модуль «Понятие о системах счисления».

  1. рассмотрение двоичной системы счисления как знаковой системы;

  2. рассмотрение правила перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления;

  3. рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления;

  4. знакомство с операциями сложения и умножения в двоичной системе счисления.

навыки перевода небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления; умения выполнения операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами

умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему

фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

и задания № 16, 17,20 к параграфу; по выбору учителя № 41, № 47—49 в РТ. Дополнительное задание: с помощью виртуальной лаборатории «Цифровые весы» самостоятельно изучить метод разностей и выполнить № 45 в РТ.




4

s

восьмеричная и шестнадцатеричные истемы счисления. (Компьютерные» :истсмы счисления

Изучение новой темы

истома счисления; 1ифра; алфавит; тозиционная система числсния; основание; зазвернутая форма юписи числа;

; вер путая форма записи числа; двоичная система счисления, восьмеричная система счисления; шестнадцатеричная система счисления.

Самостоятельная работа

терсональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; "IK учащихся

Электронное приложение к учебнику-; презентация «Системы счисления», диная коллекция цифровых образовательных ресурсов ) анимация «Преобразование десятичного числа в другую систему' числения» (135050);

  1. анимация «Арифметические операции в позиционных системах .числения» (128623);

  2. анимация «Преобразование чисел между системами счисления 2,8, 16» 135020); 4) анимация «Схема Горнера» (134855).

) рассмотрение восьмеричной системы ■числения как знаковой системы,

  1. рассмотрение правила перевода юсьмеричных чисел в десятичную систему счисления;

  2. рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в восьмеричную систему счисления;

  3. рассмотрение шестнадцатеричной системы счисления как знаковой системы,

  4. рассмотрение правила перевода пеетнадцатеричньгх чисел в десятичную систему счисления;

  5. рассмотрение правила перевода целых десятичных чисел в шестнадцатеричную систему счисления;

  6. характеристика двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления с точки зрения их использования в компьютерной технике

!авыки перевода «больших десятичных чисел в восьмеричную и пеетнадцатер ич ную системы счисления и восьмеричных и пеетнадцатер ич пых чисел десятичную систему счисления;

умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему ;

юиимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

1 1 (пункты 3,4), вопросы задания № 13, 14 к параграфу; закончить сшснис № 50,51,57 в РТ; выполнить № 43, 35 в РТ Дополнительное задание: познакомиться с анимациями «Схема ’орнера» и/или (Преобразование чисел между' системами счисления 2,8, 16».



5

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

Закрепление

система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развернутая форма записи числа; свернутая форма записи числа; двоичная система счисления; восьмеричная система счисления; шестнадцатерич ная система счисления.

Практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику : презентация «Системы счисления», единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

  1. анимация «Преобразование десятичного числа в другую систему счисления» (135050);

  2. анимация «Перевод десятичных чисел в другие системы счисления» (128625);

  3. анимация «Перевод нсдесятичных чисел в десятичную систему счисления» (128615);

  4. интерактивный задачник, раздел «Системы счисления» (128659). Федеральный центр информационных ооразоватсльных ресурсов.

у контрольный модуль «Представление числовой информации с помощью систем счисления Алфавит, базис, основание Свернутая и развернутая формы представления чисел».

  1. обобщение представлений о позиционных системах счисления;

  2. рассмотрение общего правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием;

  3. закрепление навыков перевода десятичных чисел в другие системы счисления.

навыки перевода небольших десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием

позиционную систему счисления как знаковую систему

фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

и задания № 15, 19 к параграфу; № 52-54,61 в РТ. Дополнительное задание: работа с контрольным модулем «Представление числовой информации с помощью систем счисления. Алфавит, базис, основание. Свернутая и развернутая формы представления чисел».



6

Представление целых и вещественных чисел

Изучение новой темы

ячейка памяти; разряд; беззнаковое представление целых чисел;

представление целых чисел со знаком; представление вещественных чисел; формат с плавающей запетой; мантисса; порядок

Самостоятельная работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран: ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику-: у презентация «Представление чисел в компьютере», единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  1. интерактивный задачник, раздел «Системы счисления» (128659);

  2. демонстрация к лекции «Представление целых чисел в памяти компьютера» (119430);

  3. тест по теме «Системы счисления» — «Система тестов и заданий N12» (134887);

  4. интерактивный задачник, раздел «Представление чисел» (119410). Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:

  1. информационный моду ль «Число и его компьютерный код»;

  2. практический модуль «Число и его компьютерный код»;

  3. информационный модуль «Дополнительный код числа. Алгоритм получения дополнительного кода отрицательного числа»;

  4. информационный модуль «Числа с фиксированной и плавающей запятой»

  1. закрепление навыков оперирования с числами, представленными в различных позиционных системах счисления;

  2. знакомство со структурой памяти компьютера;

  3. рассмотрение беззнаковых данных, сфер их применения и способов представления в памяти компьютера; 4) рассмотрение представления целых чисел со знаком;

  1. рассмотрение нормальной (научной, экспоненциальной) формы записи вещественных чисел;

  2. рассмотрение формата с плавающей запятой;

  3. повторение подходов к представлению графической информации в компьютере;

  4. демонстрация связи между' теоретическими знаниями (системы счисления) и их применением на практике.

формирование представлений о структуре памяти компьютера: память — ячейка — бит (разряд);

диапазон значений величин при вычислениях

фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

1-10 к параграфу; завершить выполнение № 68-70 в РТ.

Дополнительное задание: самостоятельно познакомиться с информационным модулем «Дополнительный код. Алгоритм получения дополнительного кода отрицательного числа»; работа с информационным модулем ФЦИОР «Числа с фиксированной и плавающей запятой» и интерактивным задачником (раздел «Представление чисел») ЕК ЦОР в режиме тренировки




7

Дножества и операции с ними

1

Закрепление

множество:

надмножество;

объединение

множеств;

тересечение

множеств,

пополнение.

Практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику: презентация «Множества и операции над ними» из элек­тронного приложения к учебнику.

) актуализировать и систематизировать занес полученные учащимися знания о множествах и подмножествах;

2) рассмотреть способы решения задач с операциями объединения, пересечения и пополнения множеств.

представление о разделе математики — теории множеств, об основных способах, которыми может бьгть описано множество, об операциях объединения, пересечения дополнения множеств.

бщепредмстные навыки обработки информации.

юни мание сущности и роли фундаментальных основ шформатики и ИКТ

1.3, вопросы и задания -7 к параграфу



V

8

Высказывание. Логические операции

1

Изучение новой темы

алгебра логики; высказывание, югическая переменная; готическое значение; логическая операция; конъюнкция, дизъюнкция; отрицание.

Практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

презентация «Элементы алгебры логики».

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

  1. тренировочный тест «Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера» (119342);

  2. демонстрация к лекции «Основные понятия математической логики» (12X630);

  3. демонстрация к лекции «Вычисление логических выражений» (128658). Федеральный центр информационных образовательных ресурсов.

  1. информационный модуль «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции»;

  2. практический модуль «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции».

  1. закрепление навыков представления чисел в памяти компьютера;

  2. знакомство с понятием высказывания, с простыми и сложными, истинными и ложными высказываниями,

  3. знакомство с логическими операциями (И

  • конъюнкцией, ИЛИ — дизъюнкцией. НЕ

  • инверсией) и приоритетом их выполнения,

  1. отработка умений составления логических выражений, соответствующих сложным высказываниям

представления о разделе математики — алгебре логики, высказывании как ее объекте, об операциях над высказываниями;

структуры высказываний; понимание связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами.

фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

№ 76, 77,79,82 в РТ Дополнительное задание: работа с информационным модулем ФЦИОР «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции».



9

Построение таблиц истинности для логических выражений

1

Изучение новой темы

логическая переменная, логическое значение, логическая операция; конъюнкция.

дизъюнкция; отрицание; таблица ИСТИННОСТИ.

Самостоятельная работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику: v презентация «Элементы алгебры логики».

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов.

  1. ин

  2. практический модуль «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке»;

  3. контрольный модуль «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке».

  1. проверка знания основных логических операций.

  2. закрепление навыков формализации логических выражений;

  3. рассмотрение алгоритма построения таблиц истинности;

  4. отработка навыков построения таблиц истинности для логических выражений.

представление о таблице истинности для логического выражения:

навыки формализации и анали и логической структуры высказываний; способность видеть

инвариантную сущность внешне различных объектов;

фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

10 к параграфу; задание № 83 в РТ. Дополнительное задание: работа с практическим модулем ФЦИОР «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке»



10

Свойства логических операций

1

Закрепление

логическая переметая, логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание; таблица истинности; законы алгебры логики.

Практическая работа

у персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

у ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику: у презентация «Элементы алгебры логики».

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:

  1. информационный модуль «Логические законы и правила преобразования логических выражений»;

  2. практический модуль «Логические законы и правила преобразования логических выражений»;

  3. контрольный модуль «Логические законы и правила преобразования логических выражений»

  1. закрепление навыков построения таблиц истинности;

  2. рассмотрение основных законов алгебры логики;

  3. выявление логических законов, аналогичных законам алгебры чисел;

  4. доказательство логических законов с помощью таблиц истинности.

представление о свойствах логических операций (законах алгебры логики), умения преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами

логических выражений, способность видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах (законы алгебры лотки и законы алгебры чисел);

фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

84 в РТ, закончить № 86, 88 в РТ. Дополнительное задание: № 85 в РТ; работа с контрольным модулем ФЦИОР «Логические законы и правила преобразования логических выражений» (ученики выборочно выполняют посильные им задания).




11

}ешснис логических адач

1

Закрепление

огическос ысказывание; огическое ыражение, огическос значение; тогичсская операция; габлица истинности, аконы алгебры логики.

Самостоятельная работа

терсональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ТК учащихся.

Электронное приложение к учебнику': презентация «Элементы алгебры логики».

[сдсральный центр информационных образовательных ресурсов 1) ин(|юрмационный модуль «Решение логических задач»; 2) практический модуль «Решение логических задач»; 3) контрольный модуль «Решение логических задач».

свободное программное обеспечение: демонстрационная версия логической головоломки «Шерлок» http://www.kascr.com).

) рассмотрение способа решения логических задач с использованием таблиц истинности;

  1. закрепление навыков построения и анализа таблиц истинности,

  2. рассмотрение способа решения логических задач путем составления и преобразования логических выражений;

  3. формирование умений преобразования логических высказываний

■аники составления и треобразоваиия югических выражений в соответствии с логическими законами

твыки формализации высказываний, анализа и преобразования логических выражений; навыки выбора метода для решения конкретной задачи

понимание рази фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

1.4 (пункт 5); задания № 90, 92 в РТ Дополнительное задание: работа с контрольным модулем

[http://www.kaser.com).



12

Логические элементы

1

Изучение новой темы

логический элемент; конъюнктор; дитьюнггор. инвертор; элекфонная схема.

Практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, му льтимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику' v презентация «Элементы алгебры логики».

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов

v информационный моду'ль «Достоинства и недостатки двоичной системы

счисления при использовании ее в компьютере».

свободное программное обеспечение:

у тренажер «Логика» (http://kpolyakov.narod. m/prog/

logic.htm).

  1. знакомство с дискретными преобразователями информации и простейшими электронными схемами;

  2. рассмотрение примеров анализа логических схем;

  3. обобщение вопросов, связанных с теоретическими основами средств информационных технологий.

представление о логических элементах (конмонкторе, дизьюнкторе, инверторе) и электронных схемах; умения анализа электронных схем

же информации в разных формах (таблица истинности, логическое выражение, электронная схема);

фундаме1пальиых знаний как основы современных информационных технологий

13 к параграфу; № 93,94 в РТ. Дополнительное задание: работа с тренажером «Логика».



13

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики»

1

контрольный урок

система счисления; двоичная система счисления; восьмеричная система счисления, шестнадцатсрич ная система счисления; представление целых чисел,

представление вещественных чисел, высказывание; логическая операция; логическое выражение, таблица истинности; законы логики; электронная схема

контрольная работа

персональный компьютер (ПК) у'читсля, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику: интерактивный тест по теме «Математические основы информатики».

О

  1. обобщен»; и систематизация представлений учащихся о математических основах информатики;

  2. проверка знаний учащихся по теме «Математические основы информатики».

сновы алгоритмизации (10 ч)

знание основных понятий темы «Математические основы информатики»

объектов; способность видеть инвариантную сущность различных объектов; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость фундаментальных аспектов подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.





14

Алгоритмы и исполнители

1

Изучение новой темы

алгоритм; свойства алгоритма: -дискретность, понятность; определенность, результативность, массовость; исполнитель, характеристики исполнителя:

  • круг решаемых задач;

-среда;

  • режим работы;

  • система команд; формальное исполнение алгоритма.

практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; 1К учащихся.

Электронное приложение к учебнику: презентация «Алгоритмы и исполнители», единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: тскция по теме «Наибольший общий делитель» (185111); лекция по теме (Наименьшее общее кратное» (184642); анимация «Решето Эратосфена» 180279); демонстрация к лекции «Исполнитель алгоритма» (128639); демонстрация к лекции «Происхождение и определение понятия алгоритма» (126137);

демонстрация к лекции «Свойства алгоритма» (128655).

) обобщение первоначальных представлений учащихся о понятиях «алгоритм» и «исполнитель»;

  1. рассмотрение свойств алгоритма,

  2. рассмотрение возможности автоматизации деятельности человека за счет возможности формального исполнения алгоритма

юиимание смысла юнятия «алгоритм»; умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, определенность, понятность, результативность, массовость; понимание терминов «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; умение исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

юиимание смысла понятия

алгоритмическое мышление, гсобходимое для профессионал ьн ой деятельности в современном обществе

§ 2.1; вопросы и задания № 1-20 к параграфу;



15

Способы записи алгоритмов

1

Изучение новой темы

алгоритм, словесное

описание;

построчная запись,

блок-схема;

школьный

алгоритмический

язык.

практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику : у презентация «Способы записи алгоритмов».

свободное программное обеспечение: 1) система КуМир — Комплект учебных миров (http://www.niisi.nl/kumir/);

2) редактор блок-схем

(http://viktor-zm.blogspot.ru/20 И/09/blog-post_5556.html).

  1. закрепление понятий «алгоритм», «исполнитель»,

«свойства алгоритма»,

  1. рассмотрение словесных способов записи алгоритмов;

  2. рассмотрение фафичеекого способа записи алгоритмов с помощью блок-схем;

  3. формирование общих представлений об алгоритмических языках.

знание различных способов записи алгоритмов

умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, определенность, понятность, результативность, массовость; понимание преимущества и недостатков той или иной формы записи алгоритмов; умение переходить or одной формы записи алгоритмов к другой; умение выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задаче;

необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

^ 2.2, вопросы и задания М? 1-8 к параграфу,



16

\

Объекты алгоритмов

1

Изучение новой темы

алгоритм, величина; константа; переменная; тип; имя, присваивание; выражение; таблица

практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, му льтимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику: презентация «Объекты алгоритмов» единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: демонстрация к лекции «Понятие величины, типы вели­чин» (126808).

  1. ввести понятие величины и ее характеристик (имя, тип, значение); рассмотреть особегаюсти величин разных типов;

  2. рассмотреть правила записи выражений,

  3. рассмотреть сущность операции присваивания, 4) познакомиться с табличными величинами.

представление о величинах, с которыми работают алгоритмы; знание правил записи выражений на алгоритмическом языке; понимание сущности операции присваивания;

понимание сущности понятия «ве­личина»; понимание границ применимости величин того или иного типа;

необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

1-19 к параграфу.



17

Алгоритмическая

конструкция

«следование»

1

Изучение новой темы

алгоритм; следование; линейный алгоритм, блок-схема, таблица значений переменных.

Самостоятельная работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику':

у презентация «Основные алгоритмические конструкции. Следование», единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

  1. демонстрация «Режимы работы программы "Констру ктор алгоритмов”» (126134);

  2. программа «Конструктор алгоритмов»( 127435);

  3. модуль для коллективной работы «Линейные алгоритмы» (217039). свободное программное обеспечение:

  1. система КуМир — Комплект учебных миров (http:// www.niisi.ni/kuimr/);

  2. редактор блок-схем (http://viktor-zin.blogspol.ni/2011/ 09/blog- post_5556.html)

  1. обобщить представления об алгоритмической конструкции «следование»

  2. получить навыки выполнения линейных алгоритмов для различных формальных исполнителей:

  3. получить навыки разработки линейных алгоритмов для различных формальных исполнителей с заданной системой команд.

представление оо алгоритмической конструкции «следование»; умение исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) линейные алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд;

умение выделять линейные алгоритмы в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов;

необходимое для профосе нованыюй деятельности в современном обществе.

§ 2.4 (пуню 1), вопросы и задания № 1-9 к параграфу (№ 4 можно выполнить в срсде КуМир). Дополнительное задание: работа с модулем «Линейные алгоритмы» в режиме тестирования.




18-19

Алгоритм ическая конструкция «ветвление» Полная форма ветвления. Неполная форма ветвления

2

Изучение новой темы

алгоритм; ветвление; разветвляющийся алгоритм; блок-схема, операции сравнения; простые условия; составные условия.

практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику':

презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление», единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

  1. программа «Конструктор алгоритмов»( 127435);

  2. модуль для коллективной работы «Алгоритмы с ветвящейся структурой» (217044).

свободное программное обеспечение.

редактор блок-схем (http://viktor-zin.blogspot.ru/2011/ 09/blog- post_5556.html).

  1. обобщить представления об алгоритмической конструкции «ветвление»;

  2. получить навыки записи составных условий;

  3. получить навыки выполнения алгоритмов с ветвлениями для различных формальных исполнителей,

  4. получить навыки разработки алгоритмов с вет влениями для различных формальных исполнителей с заданной системой команд.

представление об алгоритмической конст рукции «ветвление»; умение исполнял» алгоритм с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд, умение составлять простые (короткие) алгоритмы с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд;

умение выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов;

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном общее гве

§ 2.4 (пункт 2); вопросы и задания № 11-23 к параграфу. Дополнительное задание: работа с модулем «Алгоритмы с ветвящейся структурой» в режиме тестирования.



20

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикле заданным условием продолжения работы

1

Изучение новой темы

алгоритм, повторение; циклический алгоритм (цикл); тело цикла.

практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, му льтимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику :

презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение», единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

  1. программа «Конструктор алгоритмов»( 127435);

  2. демонстрация к лекции на тему «Циклические алгоритмы» (126789);

  3. модуль для коллективной работы «Циклические алгоритмы с предусловием» (217033).

свободное программное обеспечение:

редактор блок-схем (http://viktor-zin.blogspot m/2011/09/blog- post_5556.html).

  1. обобщить представления об алгоритмической конструкции «цикл»;

  2. получить навыки записи циклов с заданным условием продолжения работы;

  3. получить навыки выполнения циклов с заданным условием продолжения работы для различных формальных исполнителей;

  4. получить навыки разработки циклов с заданным условием продолжения работы для различных формальных исполнителей с заданной системой команд.

представления об алгоритмической конст рукции «цикл», о цикле с заданным условием продолжения работы; умение исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд;

умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах;

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе

§ 2.4 (пункт 3); вопросы и задания № 24-30 к параграфу. Дополнительное задание: работа с модулем «Циклические алгоритмы с предусловием».



21

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикле заданным условием окончания работы

1

Изучение новой темы

алгоритм; повторение, циклический алгоритм (цикл); тело цикла.

практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

презентация «Основные алгоритмическис конструкции. Повторение», единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

  1. программа «Конструктор алгоритмов» (127435);

  2. модуль для коллективной работы «Циклические алгоритмы с постусловием» (217037). свободное программное обеспечение: редактор блок-схем (http://viktor-zin.blogspot.ru/2011/ 09/blog- post_5556.html).

  1. расширить представления об алгоритмической конструкции «цикл»,

  2. получить навыки записи циклов с заданным условием окончания работы,

  3. получить навыки выполнения циклов с заданным условием окончания работы для различных формальных исполнителей;

  4. получить навыки разработки циклов с заданным условием окончания работы для различных формальных исполнителей с заданной системой команд.

представления об алгоритмической конст рукции «цикл», о цикле с заданным условием окончания работы; умение исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд.

умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах;

алгоритмически мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

§ 2.4 (пункт 3); вопросы и задания № 31-32 к параграфу. Дополнительное задание: работа с модулем «Циклические алгоритмы с постусловием».



22

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикле заданным числом повторений

1

Изучение новой темы

алгоритм; повторение; циклический алгоритм (цикл); тело цикла.

практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

презентация «Основные алгоритмические констру кции. Повторение» единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

  1. программа «Конструктор алгоритмов»( 127435);

  2. модуль для коллективной работы «Циклические алгоритмы с параметром» (217024).

свободное программное обеспечение:

редактор блок-схем (http://viktor-zjn.blogspot.rn/2011/ 09/blog- post_5556.html).

  1. расширить представления об алгоритмической конструкции «цикл»;

  2. получить навыки записи циклов с заданным числом повторений;

  3. получить навыки выполнения циклов с заданным числом повторений для различных формальных исполнителей;

  4. получить навыки разработки циклов с заданным числом повторений для различных формальных исполнителей с заданной системой команд.

представления оо алгоритмической конст рукции «цикл», о цикле с заданным числом повторений; умение исполнять циклический алгорит м для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд;

умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах:

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Пункт 2.4.3 (подпункт 3); задания № 33-34 к параграфу. Дополнительное задание: работа с модулем «Циклические алгоритмы с параметром».




23

Алгоритмы управления

1

Закрепление

кибернетика, управление, управляемый объект; управляющий объект; алгоритм управления, обратная связь; программа; язык iipoipa ммнроваиия

Самостоятельная работа

персональный компьютер (ПК) учителя, му льтимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику: презентация «Алгоритмы управления».

  1. познакомить обучающихся с управлением как информационным процессом,

  2. рассмотреть примеры алгоритмов управления;

  3. обобщить, систематизировать и закрепить знания и умения обучающихся по теме «Алгоритмизация и программирование».

представления о понятии управления, объекте управления, управляющей системе, обратной связи, умение записывать алгоритмы управления формальным

исполнителем с помощью понятных ему команд;

у мение соотносит!» свои действия с планируемыми результатами, осуществлял» контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.




24

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации»

1

контрольный урок

алгоритм, способы описание алгоритма; объекты алгоритмов; линейный алгорит м, разветвляю щи йея алгоритм; циклический алгоритм

контрольная работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику: интерактивный тест по теме «Основы алгоритмизации», httpy/www. licey.nct/kumir/.

  1. обобщение и систематизация представлений учащихся об алгоритмизации;

  2. проверка знаний учащихся по теме «Основы алгоритмизации».

знание основных понятий темы «Основы алгоритмизации»;

у мение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оцениват ь правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.








Начала программирования (10 ч)







25

Общие сведения о языке

программирования

Паскаль

1

Изучение новой темы

язык

программирования, программа, алфавит; служебпые слова; типы данных, структура профаммы, оператор присваивания

практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, му льтимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику': презентация «Общие сведения о языке программирова­ния Паскаль».

Среда PascalABC.net (http://pascalabc.net/); ссылка на скачивание: http:// pascalabc. net/ssyilki-dlya-skachivaniya.

  1. рассмотрение вопросов, касающихся общей характеристики языка программирования Паскаль;

  2. знакомство с алфавитом и словарем языка 1[аскаль;

  3. рассмотрение некоторых простых типов данных в языке Паскаль;

  4. рассмотрение структуры программы на языке Паскаль;

  5. рассмотрение процесса выполнения оператора присваивания.

знание общих сведений о языке программирования Паскаль(история возникновения, алфавит и словарь, используемые типы данных, структура профаммы);

умения анализа языка Паскаль как формального языка;

представление о профаммировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

§ 3.1; вопросы и задания № 1-12 к параграфу.



26

Организация ввода и вывода данных

1

Изучение новой темы

оператор вывода writer; формат вывода; оператор ввода read.

практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, му льтимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

презентация «Организация ввода и вывода данных», единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: демонстрация к лекции на тему' «Команды ввода и выво­да» (126788).

  1. познакомиться с правилами записи оператора вывода и примерами работы с ним;

  2. познакомиться с правилами записи оператора ввода и примерами работы с ним;

  3. научиться вводить, отлаживать и выполнять в среде программирования Паскаль простейшие программы.

умение применять операторы ввода/вывода данных;

умение записывать простые последовательности действий на формальном языке;

представление о профаммировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

§ 3.2; вопросы и задания № 1-11 к параграфу.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!