ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена с учетом требований следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям (Приказ Министерства образования от 09.03.2004 № 1312);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
· овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
· воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
· выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.
Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации.
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Основные устройства ИКТ
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):
- запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
- текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);
- музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
- таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Создание и обработка информационных объектов
Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство.
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии.
Поиск информации
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение, естественнонаучные дисциплины, языки.
Проектирование и моделирование
Чертежи. Двумерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Простейшие управляемые компьютерные модели.
Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).
Организация информационной среды
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
· основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
· программный принцип работы компьютера;
· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
· создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ
В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. В новом Федеральном базисном учебном плане курс изучается в течение двух лет с 8 по 9 класс, 8 класс - 1 час в неделю, 35 часов в год, 9 класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год. С учетом особенностей региона учебным планом МОУ СОШ № 21 предусмотрено изучение базового курса информатики и ИКТ в 8-9 классах, 8 класс - 1 час в неделю, 34 часа в год, 9 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Учебно-тематическое планирование составлено на основе примерной программы базового курса «Информатика и ИКТ», рекомендованной Министерством образования РФ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8-9 класс.
№ | Тема | Кол-во часов |
ПП | 8 класс | 9 класс |
| Информация и информационные процессы | 4 | 4+1=5 | |
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 4 | 4+1=5 | |
| Обработка текстовой информации | 14 | 14+1=15 | |
| Обработка графической информации | 4 | 5+1=6 | |
| Представление информации (см. Примечания) | 6 | 4 | 2 |
| Обработка числовой информации | 6 | | 6+1+1(р.)=8 |
| Мультимедийные технологии | 8 | | 8+1=9 |
| Алгоритмы и исполнители | 19 | | 19 |
| Моделирование и формализация | 8 | | 8 |
| Хранение, поиск и сортировка информации | 4 | | 4 |
| Коммуникационные технологии | 12 | | 12 |
| Информационные технологии в обществе. | 4 | | 4+1(р.)=5 |
| Резерв времени. | 12 | 3 | 5-1-1=3 |
| Итого: | 105 | 34 | 68 |
Примечания:
В рабочей программе раздел «Представление информации» раскрывается в содержании других разделов курса:
Тема «Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки» раскрывается в содержании раздела «Информация и информационные процессы».
Тема «Дискретная форма представления информации» изучается в содержании раздела «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»
Тема «Компьютерное представление текстовой информации» изучается в разделе «Обработка текстовой информации»
Тема «Кодирование графической информации» изучается в разделе «Обработка графической информации»
Тема «Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации» изучается в разделе «Обработка числовой информации».
Тема «Кодирование звуковой информации» изучается в разделе «Мультимедийные технологии»
Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Приложение 1. 8 класс
Приложение 2. 9 класс
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Количество часов | 8 класс | 9 класс |
в год | 34 | 68 |
в неделю | 1 | 2 |
из них: | | |
контрольных работ (15-20 мин.) | 4 | 7 |
практических работ (20-25 мин.) | 18 | 39 |
Практикумов (20-25 мин.) | 2 | 5 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ и ПРАКТИКУМОВ
Приложение 3. 8 класс
Приложение 4. 9 класс
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, компьютерные технологии, и др.
Организация учебного процесса: классно-урочная; в соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на уроках предполагается практическая работа учащихся за компьютером (20-25 мин.).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплект для учителя:
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Задачник-практикум. Информатика и ИКТ: в 2 т. / Л.А. Залогова [и др.]; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Цифровые образовательные ресурсы.
Учебно-методический комплект для учащихся:
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Задачник-практикум. Информатика и ИКТ: в 2 т. / Л.А. Залогова [и др.]; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Дополнительная литература:
Персональный компьютер / С.В. Глушаков, А.С. Сурядный, Т.С. Хачиров. – М.:АСТ: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2008
Клуб веселых информатиков: занимательные уроки, внеклассные мероприятия / Л.Н. Горбунова, Т.П. Лунина. – Волгоград: Учитель, 2009
Решение задач средствами языка Turbo Pascal 7.0 / А.Н. Моргун – К.: Юниор, 2002
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ на 2011-2012 учебный год. 8 класс.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Контроль | Параг-раф | Дата прове-дения |
Информация и информационные процессы (5 часов) |
1 | Информация и информационные объекты различных видов. Техника безопасности в кабинете. Роль информации в жизни людей. | 1 | ознакомление с новым материалом | Техника безопасности в кабинете. Информация. Свойства информации (объективность, достоверность, полнота, актуальность, ценность, понятность). Информационные объекты различных видов. Роль информации в жизни людей. | Знать правила: работы в компьютерном классе; за компьютером; электробезопасности и пожарной безопасности; оказания первой медицинской помощи. Иметь представление об информации и знаниях. Знать виды информационных объектов. Иметь представление о роли информации и информационных объектов в жизни людей. Знать свойства информации. | Опрос. | § 1 | |
2 | Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Практическая работа №1 «Фиксация аудио- и видеоинформации с помощью цифровых камер и устройств звукозаписи» | 1 | комбинированный | Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Естественные и формальные языки. | Иметь представление об информационных процессах. Знать виды информационных процессов (хранение, передача, обработка, поиск). Уметь приводить примеры информационных процессов; источников и приемников информации. Уметь фиксировать аудио- и видеоинформацию с помощью различных технических средств (цифровая видеокамера, устройство аудиозаписи) и сохранять на компьютере. | Опрос. Компьютерный практикум | § 2, 3 | |
3 | Понятие количества информации: различные подходы. | 1 | ознакомление с новым материалом | Понятие количества информации: различные подходы. Алфавитный подход к определению количества информации. Алфавит. Мощность алфавита. Информационный вес символа. | Иметь представление об измеримости информации. Понимать сущностные характеристики содержательного и вероятностного подходов к измерению информации. Понимать зависимость мощности алфавита и информационного веса символа. | Опрос. Решение задач. | § 4 | |
4 | Единицы измерения количества информации. | 1 | ознакомление с новым материалом | Информационный объем текста. Единицы измерения количества информации. | Знать единицы измерения количества информации. Уметь переводить единицы измерения количества информации, используя таблицу единиц, производных от байта. | Опрос. Решение задач. | § 4 | |
5 | Единицы измерения количества информации. Контрольная работа № 1 «Информационные процессы» (15 мин.) | 1 | закрепление изученного | Информационный объем текста. Единицы измерения количества информации. | Знать единицы измерения количества информации. Уметь переводить единицы измерения количества информации, используя таблицу единиц, производных от байта. | Опрос. Решение задач. Тест. | | |
6-7 | Основные компоненты компьютера и их функции. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Практическая работа № 2 «Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера» | 2 | комбинированный | Основные компоненты компьютера, их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Дискретная форма представления информации. | Знать о внутренних устройствах, обеспечивающих работу компьютера; характеристики основных внутренних устройств компьютера. Понимать принцип дискретного представления информации. Уметь включать и выключать компьютер, получать информацию о характеристиках ПК: процессора и оперативной памяти, информационной емкости дисков, их сходство и различие; вставлять сменные диски в накопители. | Опрос. Практикум | § 5-8 | |
8 | Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Практическая работа №3 «Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы) | 1 | комбинированный | Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. | Иметь представление о сущности программного управления работой компьютера. Знать программный принцип работы компьютера; функции операционной системы; типологию программных средств, используемых человеком для решения задач. Уметь выполнять операции с информационными объектами, используя графический интерфейс операционной системы (перемещать, копировать, удалять файлы и папки, создавать ярлыки). | Опрос. Компьютерный практикум | § 9-10 | |
9 | Данные и программы. Файлы и файловая система. Практическая работа №4 «Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях» | 1 | комбинированный | Данные и программы. Файл. Имя файла. Файловая структура диска. Каталог. Полное имя файла. | Иметь представление об организации файлов, о дереве каталога. Знать определение файла; возможности работы с файлами, основные действия с ними (создание, сохранение, перенос, удаление); о необходимости проверки файлов на наличие вирусов. Уметь просматривать на экране каталоги диска, проверять файлы на наличие вирусов; сохранять информацию на внешних носителях | Опрос. Компьютерный практикум | § 11 | |
10 | Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню) Контрольная работа № 2 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» (20 мин.) | 1 | комбинированный | Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). | Иметь представление об информационном пространстве. Знать основные элементы Рабочего стола, различие между значками и ярлыками. Уметь создавать папки; создавать, именовать, сохранять, переносить и удалять файлы; вызывать контекстное меню с помощью правой кнопки мыши; пользоваться справочной системой. | Опрос. Тест. | § 12 | |
| Обработка текстовой информации (15 часов) |
11 | Компьютерное представление текстовой информации. Практическая работа № 5 «Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе» | 1 | ознакомление с новым материалом | Тексты в компьютерной памяти. Гипертекст. | Знать преимущества компьютерного документа по сравнению с бумажным. Знать понятие гипертекст. Понимать представление текста в компьютерной памяти. Уметь кодировать в двоичной форме текстовую информацию с помощью таблиц кодировки. | Опрос. Решение задач. | § 13 | |
12 | Создание и простейшее редактирование документов. Практическая работа № 6 «Знакомство с приемами квалифицированного письма» | 1 | комбиниро-ванный | Текстовые редакторы и процессоры, структурные единицы текста, среда текстового процессора. Квалифицированное письмо, «слепой» десяти-пальцевый метод клавиатурного письма, приемы его усвоения. | Знать назначение и основные режимы работы текстового процессора. Иметь представление о «слепом» десяти-пальцевом методе клавиатурного письма. | Опрос. Компьютерный практикум | § 14 | |
13 | Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Практическая работа №7 «Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов» | 1 | комбинированный | Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). | Знать технологию создания и редактирования простейших текстовых документов. Уметь набирать и редактировать текст (вставлять, удалять и заменять символы); работать с фрагментами текста (выделять, перемещать, копировать, вставлять, удалять); | Опрос. Компьютерный практикум | § 15 | |
14 | Создание и простейшее редактирование документов. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Параметры шрифта, параметры абзаца. Проверка правописания. | 1 | комбинированный | Создание и простейшее редактирование документов. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Параметры шрифта, параметры абзаца | Иметь представление о параметрах шрифта, различных типах шрифта, размерах шрифта; о 4-х способах выравнивания абзацев (по левому краю, по центру, по правому краю, по ширине), отступах(слева и справа) и междустрочных интервалах; о нумерации и ориентации страниц, колонтитулах. Уметь структурировать текст, используя технологию создания и редактирования простейших текстовых документов. Уметь форматировать текстовый документ; задавать параметры шрифта, абзаца изменять размеры страницы, величину полей. | Опрос. Компьютерный практикум | § 15 | |
15 | Создание и простей- шее редактирование документов. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Параметры шрифта, параметры абзаца. Практическая работа № 8 «Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц)» | 1 | закрепление изученного | Создание и простейшее редактирование документов. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Параметры шрифта, параметры абзаца | Уметь задавать размеры полей (верхнего и нижнего, правого и левого), нумерацию страницы (вверху или внизу по центру, справа или слева), колонтитулы (верхний и нижний) и ориентацию страницы (книжная, альбомная). Уметь структурировать текст, используя параметры абзаца | Опрос. Компьютерный практикум | § 15 | |
16 | Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки | 1 | комбинированный | Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Проверка правописания. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки | Иметь представление об использовании в текстовых документах мастеров и шаблонов. Уметь применять библиотеки шаблонов для создания документов различного назначения (визитка, реферат и др.). Иметь представление о встроенной в текстовый редактор системе проверки правописания; автозамене частых опечаток и о настройке выделения исправлений. Знать принцип подчеркивания ошибки (орфографические -красная линия, синтаксические - зеленая). | Опрос. Компьютерный практикум | § 16 | |
17 | Включение в текстовый документ списков. Практическая работа № 9 «Создание и форматирование списков» | 1 | комбинированный | Включение в текстовый документ списков. | Иметь представление о многоуровневых списках (вложенные списки). Знать виды списков (нумерованные, маркированные, многоуровневые). Уметь создавать и редактировать маркированные и нумерованные списки. | Опрос. Компьютерный практикум | § 16 | |
18 | Включение в текстовый документ таблиц. Практическая работа № 10 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» | 1 | комбинированный | Включение в текстовый документ таблиц. | Уметь включать таблицу в текстовый документ; размещать в ячейках таблицы данные различных типов (текст, числа, изображения); модернизировать параметры таблицы (вставлять и удалять строки, столбцы и ячейки; изменять ширину столбцов и высоту строк с помощью мыши; изменять размеры отдельных ячеек, разделять их на несколько ячеек), использовать границы и заливку для оформления внешнего вида таблицы | Опрос. Компьютерный практикум | § 16 | |
19 | Включение в текстовый документ диаграмм, формул. Практическая работа № 11 «Вставка в документ формул» | 1 | ознакомление с новым материалом | Дополнительные возможности текстовых процессоров. Включение в текстовый документ диаграмм, формул. | Иметь представление о способах применения специальных встроенных редакторов формул для ввода формул. Уметь набирать формулы, содержащие арифметические действия, дробные выражения, используя встроенный в текстовый процессор редактор формул. Уметь вставлять диаграммы. | Опрос. Компьютерный практикум | § 16 | |
20 | Графический объект в текстовом документе. | 1 | комбинированный | Включение в текстовый документ графических объектов | Уметь включать в текстовый документ (из файла, из буфера обмена) графические объекты; размещать их; создавать и редактировать, используя возможности встроенного графического редактора. Уметь включать в текстовый документ списки, таблицы, диаграммы, формулы и графические объекты. | Опрос. Компьютерный практикум | § 16 | |
21 | Компьютерные словари и системы перевода текстов. Практическая работа №12 «Перевод текста с использованием системы машинного перевода» | 1 | комбинированный | Компьютерные словари и системы перевода текстов. | Иметь представление о возможностях компьютерных словарей (многоязычность, содержание слов из различных областей знаний, обеспечение быстрого поиска словарных статей, мультимедийность). Знать приемы создания текстовых документов с использованием вспомогательных программ-словарей и подготовку документа к печати с использованием периферийного оборудования (принтер). Уметь переводить текст с использованием системы машинного перевода (небольшой блок текста) | Опрос. Компьютерный практикум | § 17 | |
22 | Распознавание текста. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. Практическая работа № 13 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» | 1 | комбинированный | Распознавание текста. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. | Знать приемы создания текстовых документов с использованием периферийного оборудования (сканер) и программных средств для распознавания полученного изображения. Уметь с помощью сканера получить изображение страницы текста в графическом формате, провести распознавание текста для получения документа в текстовом формате. Уметь сохранить документ, вывести на печать на принтере. | Опрос. Компьютерный практикум | § 17 | |
23 | Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. | 1 | комбинированный | Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. | Иметь представление о создании в текстовом документе закладок и ссылок, записи и выделении изменений. | Опрос. Компьютерный практикум | | |
24 | Повторение. Контрольная работа № 3 «Обработка текстовой информации» (20 мин.) | 1 | закрепление изученного | Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов | Уметь создавать структурированный текст, используя базовые возможности текстового процессора. | Опрос. Тест. | | |
25 | Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета) Практикум, работа № 1 «Обработка текстовой информации» | 1 | закрепление изученного | Планирование текста, создание оглавления. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использование сканера и программ распознавания печатного текста. | Уметь оформлять текст в виде отчета о работе, доклада, реферата и т.п., используя возможности текстового процессора | Практикум | | |
| Обработка графической информации (6 часов) |
26 | Компьютерная графика, технические средства компьютерной графики. | 1 | ознакомление с новым материалом | Компьютерная графика, технические средства компьютерной графики. Кодирование графической информации (пиксель, растр, видеопамять). | Иметь представление о системе вывода изображения на экран и ввода изображения в компьютер. Знать понятия пиксель, растр, | Опрос. | § 18-19 | |
27 | Кодирование графической информации (кодировка цвета). Практическая работа № 14 «Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе» | 1 | ознакомление с новым материал | Кодировка цвета. Объем видеопамяти. | | Опрос. Решение задач. | § 20 | |
28 | Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Форматы графических фалов. Практическая работа № 15 «Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования» | 1 | комбинированный | Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования | Иметь представление о двух видах представления изображения (вектор и растр). Знать виды компьютерной графики, их сходства и отличия; возможности графических редакторов; основные режимы работы графических редакторов. Иметь представление об интерфейсах графических редакторов. Знать форматы графических файлов, их достоинства и недостатки; области применения разных графических форматов. Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора MS Paint; использовать готовые примитивы и шаблоны; производить геометрические преобразования изображения. | Опрос. Компьютерный практикум | § 21, 22 | |
29 | Практическая работа № 16 «Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования» | 1 | комбинированный | Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования | Иметь представление о стандартных векторных и растровых форматах графического файла, о собственных форматах графических приложений. Уметь создавать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора; использовать готовые примитивы и шаблоны; конструировать объекты; производить геометрические преобразования изображения. Знать возможности, режимы работы и среду графического векторного редактора. | Опрос. Компьютерный практикум | § 21, 22 | |
30 | Практическая работа № 17 «Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов» Практическая работа №18 «Сканирование графических изображений» | 1 | комбинированный | Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов. Сканирование графических изображений. | Уметь с помощью сканера осуществлять ввод изображения; использовать готовые графические объекты для создания сложных объектов; создавать графический объект с использованием готовых фрагментов в цифровом виде; редактировать объекты, полученные путем сканирования. | Опрос. Компьютерный практикум | § 21, 22 | |
31 | Контрольная работа № 4 «Обработка графической информации» (20 мин.) Практикум, работа № 2 «Создание графического объекта на свободную тему» | 1 | комбинированный | Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создание изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного). Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата. | Уметь создавать изображения с использованием графической панели;создавать рисунки, чертежи, графические представления информации в процессе редактирования с использованием операций графических редакторов. | Тест. Практикум. | § 21, 22 | |
32-34 | Резерв времени | 3 | | | | | | |
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ на 2011-2012 учебный год. 9 класс.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Контроль | Параг-раф | Дата прове-дения |
1. Коммуникационные технологии (12 часов) |
1 | Техника безопасности в кабинете. Локальные и глобальные компьютерные сети. | 1 | ознакомление с новым материалом | Техника безопасности в кабинете. Компьютерная сеть. Телекоммуникации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. | Знать правила: работы в компьютерном классе; за компьютером; электробезопасности и пожарной безопасности; оказания первой медицинской помощи. Знать понятие сети; классификацию сетей; топологию локальных сетей; структуру и возможности глобальной компьютерной сети. | Опрос. | § 1 | |
2 | Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Практическая работа № 1 «Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения» | 1 | комбиниро-ванный | Электронная почта как средство связи. Почтовый ящик, электронный адрес. Структура электронного письма. | Знать правила переписки по электронной почте. Уметь создать почтовый ящик, создать, отправить сообщение в режиме on- и offline; делать приложения к письмам | Опрос. Компьютерный практикум | § 2 | |
3 | Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Практическая работа № 2 «Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат» | 1 | комбиниро-ванный | Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. | Иметь представление о информационных ресурсах и сервисах компьютерных сетей. Уметь принимать участие в форумах, телеконференциях, чатах. | Опрос. Компьютерный практикум | § 2 | |
4 | Процесс передачи информации, источник и приемник информации. Аппаратное и программное обеспечение сети. | 1 | ознакомление с новым материалом | Процесс передачи информации, источник и приемник информации. Аппаратное и программное обеспечение сети. | Иметь представление о процессе передачи информации. Знать понятия «канал связи», «источник» и «приемник информации». Уметь для конкретного процесса передачи информации определять его элементы | Опрос. | § 3 | |
5 | Сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации. | 1 | ознакомление с новым материалом | Сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации Искажение информации при передаче. | Знать понятие и характеристику процессов кодирования и декодирования информации. Уметь устанавливать скорость передачи информации от канала связи. | Опрос. Решение задач. | § 3 § 1.1 (доп.) | |
6 | Интернет и Всемирная паутина. Практическая работа № 3 «Путешествие по всемирной паутине» | 1 | комбиниро-ванный | Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них. | Уметь сохранять для индивидуального использования информационные объекты из Интернета и ссылки на них. | Компьютерный практикум | § 4 | |
7 | Поиск информации. Практическая работа № 4 «Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них» | 1 | комбиниро-ванный | Поиск информации. | Уметь делать простые и составные запросы, использовать различные поисковые машины. | Компьютерный практикум | § 5 | |
8 | Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы Практическая работа № 5 «Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов» | 1 | ознакомление с новым материалом | Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов. | Иметь представление о компьютерных энциклопедиях и справочниках; информации в компьютерных сетях, компьютерных и некомпьютерных каталогах. Знать особенности поисковых машин и способ составления запросов в них. Уметь осуществлять поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов. | Опрос. Компьютерный практикум | § 5 | |
9 | Архивирование и разархивирование. Практическая работа № 6 «Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора, загрузка файла из файлового архива» | 1 | комбинированный | Архивирование и раз-архивирование. | Знать особенности процессов архивирования и разархивирования. Уметь создавать и распаковывать архив. | Опрос. Компьютерный практикум | § 1.2 (доп.) | |
10 | Создание комплексного информационного объекта в виде web-странички, включающей графические объекты | 1 | комбиниро-ванный | Создание комплексного информационного объекта в виде web-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов | Знать требования и уметь создавать комплексный информационный объект в виде web-странички. | Компьютерный практикум | | |
11 | Практическая работа № 7 «Создание комплексного информационного объекта в виде web-странички, включающей графические объекты» | 1 | комбиниро-ванный | Создание комплексного информационного объекта в виде web-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов | Знать требования и уметь создавать комплексный информационный объект в виде web-странички. | Компьютерный практикум | | |
12 | Повторение пройденного. Контрольная работа № 1 «Коммуникационные технологии» (20 мин.) | 1 | комбиниро-ванный | Создание комплексного информационного объекта в виде web-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов | Знать требования и уметь создавать комплексный информационный объект в виде web-странички. | Тест. | | |
2. Формализация и моделирование (8 часов) |
13 | Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Практическая работа № 8 «Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории» | 1 | ознакомление с новым материалом | Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории. | Иметь представление о процессе формализации. Уметь приводить примеры моделирования объектов и процессов. Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории | | § 6 | |
14 | Виды информационных моделей. Чертежи. Диаграммы, планы, карты. Практическая работа № 9 «Построение генеалогического дерева семьи» | 1 | комбиниро-ванный | Виды информационных моделей. Построение генеалогического дерева семьи. | Знать виды информационных моделей. Уметь представлять информационную модель в виде графа, диаграммы. | Опрос. | § 7 | |
15 | Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Практическая работа № 10 «Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования» | 1 | комбиниро-ванный | Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная графика. Диаграммы, планы, карты. Трехмерная графика | Знать виды информационных моделей. Уметь представлять информационную модель в виде графа, диаграммы. | Опрос. Компьютерный практикум | § 7 § 2.1 (доп.) | |
16 | Таблица как средство моделирования. | 1 | комбиниро-ванный | Таблица как средство моделирования. | Иметь представление о таблице как средстве моделирования. | Опрос. Решение задач. | § 8 | |
17 | Таблица как средство моделирования. Практическая работа № 11 «Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц» | 1 | комбиниро-ванный | Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц | Уметь строить и исследовать компьютерные модели, реализующие анализ результатов в форме таблиц. | Опрос. Компьютерный практикум | | |
18 | Практическая работа № 12 «Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования» | 1 | комбиниро-ванный | Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования. | Уметь строить и исследовать компьютерные модели, реализующие анализ результатов в форме таблиц. | Опрос. Компьютерный практикум | | |
19 | Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь. Практическая работа № 13 «Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе» | 1 | комбиниро-ванный | Модели. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе. | Уметь строить и исследовать компьютерные геоинформационные модели. | Опрос. Компьютерный практикум | § 9 | |
20 | Практикум, работа № 1 «Работа с моделями» Контрольная работа № 2 «Формализация и моделирование» (20 мин.) | 1 | | Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики. Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм | Уметь использовать модели и моделирующие программы в области естествознания, обществознания, математики; использовать простейшие возможности системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм. | Тест. Практикум | | |
3. Хранение информации (4 часа) |
21 | Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними | 1 | ознакомление с новым материалом | Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними | Знать понятие базы данных, ее элементов. Иметь представление о типах данных и СУБД. | | § 10, 11 | |
22 | Ввод и редактирование записей | 1 | комбиниро-ванный | Ввод и редактирование записей | Уметь вводить и редактировать записи. | Опрос. | § 12 | |
23 | Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Практическая работа № 14 «Поиск записей в готовой базе данных» | 1 | комбиниро-ванный | Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск записей в готовой базе данных. | Уметь задавать условия поиска информации в базе данных. | Опрос. Компьютерный практикум | § 13, 14 | |
24 | Поиск, удаление и сортировка данных. Практическая работа № 15 «Сортировка записей в готовой базе данных» Контрольная работа № 3 «Хранение информации» (10 мин.) | 1 | комбиниро-ванный | Поиск, удаление и сортировка данных. | Уметь проводить поиск, удаление и сортировку данных. | Тест. Компьютерный практикум | § 15 | |
Обработка числовой информации (8 часов) |
25 | Представление числовой информации в различных системах счисления. Двоичная система счисления. Практическая работа № 16 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью программного калькулятора» | 1 | ознакомление с новым материалом | Представление числовой информации в различных системах счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора. | Знать способы представления числовой информации в различных системах счисления. Знать особенности позиционных и непозиционных систем счисления. Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую; выполнять арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью Калькулятора. | Решение задач. | § 16 | |
26 | Компьютерное представление числовой информации. | 1 | ознакомление с новым материалом | Компьютерное представление числовой информации. | Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую; выполнять арифметические вычисления в различных системах счисления. Иметь представление о компьютерном представлении числовой информации. | Опрос. Решение задач | § 17 | |
27 | Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Практическая работа № 19 «Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных» | 1 | ознакомление с новым материалом | Отличие электронной таблицы от базы данных, структура электронной таблицы, данные в электронной таблице, режимы отображения данных. | Понимать отличие базы данных от электронной таблицы. Знать структуру ЭТ, режимы отображения данных. Уметь вводить и изменять данные в готовой таблице. | Опрос. Компьютерный практикум. | § 18 | |
28 | Типы данных: числа, формулы, текст. Практическая работа № 18 «Создание и обработка таблиц» | 1 | комбиниро-ванный | Правила заполнения таблицы. Подготовка таблицы к расчетам. | Знать правила заполнения таблицы. Уметь создавать и обрабатывать таблицы. | Опрос. Компьютерный практикум. | § 19 | |
29 | Относительные ссылки. Встроенные функции. Практическая работа № 19 «Построение диаграмм и графиков» | 1 | комбиниро-ванный | Относительные ссылки. Встроенные функции. Условная функция. Построение диаграмм и графиков. | Знать понятие диапазон, функции обработки диапазона. Понимать принцип относительной адресации. Уметь строить диаграммы и графики. | Опрос. Компьютерный практикум. | § 20, 21 | |
30 | Абсолютные ссылки. Встроенные функции. | 1 | комбиниро-ванный | Абсолютные ссылки. Встроенные функции. Логические функции. Функция времени. | Уметь записывать логические функции, функции времени. Понимать назначение абсолютных адресов. | Опрос. Компьютерный практикум. | § 22 | |
31 | Практическая работа № 20 «Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах» | 1 | комбиниро-ванный | Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах | Уметь вводить математические формулы и производить вычисления по ним. Уметь представлять формульную зависимость на графике. | Опрос. Компьютерный практикум. | § 23 | |
32 | Практикум, работа № 2 «Обработка числовой информации» Контрольная работа № 4 «Обработка числовой информации» (15 мин.) | 1 | комбинированный | Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, построение диаграмм. Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. | Уметь редактировать данные, вводить данные в готовую таблицу, строить диаграммы на основе данных. Уметь создавать и обрабатывать таблицы с результатами измерений и опросов. | Практикум. Решение задач. | | |
| Алгоритмы и исполнители (19 часов) |
33 | Алгоритм. Свойства алгоритма | 1 | ознакомление с новым материалом | Алгоритм. Свойства алгоритма | Знать понятие алгоритма; свойства алгоритмов. Уметь определять свойства конкретных алгоритмов. | Решение задач | § 27 | |
34 | Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека | 1 | ознакомление с новым материалом | Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека | Знать способы записи алгоритмов; блок-схемы. Уметь записывать алгоритм разными способами. Иметь представление о возможностях автоматизации деятельности человека. | Опрос. Решение задач. | § 25 | |
35 | Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ) | 1 | ознакомление с новым материалом | Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ) | Знать понятие «исполнитель алгоритмов»; назначение. Уметь определять среду, режим работы, систему команд конкретного исполнителя. Иметь представление о компьютере как формальном исполнителе алгоритмов | Опрос. Решение задач. | § 27, 33 | |
36 | Алгоритмические конструкции: следование. Практическая работа № 21 «Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения» | 1 | комбиниро-ванный | Алгоритмические конструкции: следование. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения. | Знать структуру алгоритмической конструкции следования. Уметь разрабатывать линейный алгоритм решения математических задач. | Опрос. Решение задач. | § 34 | |
37 | Алгоритмические конструкции: ветвление Практическая работа № 22 «Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления» | 1 | комбиниро-ванный | Алгоритмические конструкции: ветвление. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления. | Знать структуру алгоритмической конструкции ветвления. Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор ветвления. | Опрос. Решение задач. | § 36 | |
38 | Алгоритмические конструкции: ветвление Практическая работа № 23 «Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления» | 1 | закрепление изученного | Алгоритмические конструкции: ветвление. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления. | Знать структуру алгоритмической конструкции ветвления. Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор ветвления. | Опрос. Решение задач. | § 37 | |
39 | Алгоритмические конструкции: повторение Практическая работа № 24 «Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла» | 1 | комбинированный | Алгоритмические конструкции: повторение. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла. | Знать структуру алгоритмической конструкции повторения. Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор цикла | Опрос. Решение задач. | § 39 | |
40 | Алгоритмические конструкции: повторение Практическая работа № 25 «Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла» | 1 | закрепление изученного | Алгоритмические конструкции: повторение. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла. | Знать структуру алгоритмической конструкции повторения. Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор цикла | Опрос. Решение задач. | § 39 | |
41 | Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение | 1 | закрепление изученного | Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение | Уметь создавать алгоритмы решения задач, используя конструкции ветвления, цикла. | Опрос. Решение задач. | | |
42 | Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Практическая работа № 26 «Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму» | 1 | комбинированный | Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму | Знать способы разбиения задачи на подзадачи. Иметь представление о вспомогательном алгоритме. Уметь использовать вспомогательные алгоритмы при разработке алгоритмов методом детализации. | Опрос. Решение задач. | § 29 | |
43 | Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. | 1 | закрепление изученного | Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. | Уметь создавать алгоритмы решения задач, используя конструкции ветвления, цикла, вспомогательные алгоритмы. | Опрос. Решение задач. | | |
44 | Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных | 1 | ознакомление с новым материалом | Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных | Знать алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных | Опрос. Решение задач. | § 33 | |
45 | Языки программирования, их классификация | 1 | ознакомление с новым материалом | Языки программирования, их классификация | Знать классификацию языков программирования; особенности основных типов языков программирования. Иметь представление о синтаксисе и семантике языка программирования | Опрос. Решение задач. | § 32 Доп. мат. 6.3 | |
46 | Правила представления данных | 1 | ознакомление с новым материалом | Правила представления данных | Знать правила представления данных | Опрос. Решение задач. | § 35 | |
47 | Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Практическая работа № 27 «Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива» | 1 | ознакомление с новым материалом | Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива | Знать правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла на языке программирования. Уметь разрабатывать алгоритмы определения элементов массива, удовлетворяющих определенным условиям, или их суммы, находить наименьший (наибольший) элемент и т.п. | Опрос. Решение задач. | § 35, 41 | |
48 | Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Практическая работа № 28 «Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива» | 1 | ознакомление с новым материалом | Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива | Знать правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла на языке программирования. Уметь разрабатывать алгоритмы определения элементов массива, удовлетворяющих определенным условиям, или их суммы, находить наименьший (наибольший) элемент и т.п. | Опрос. Решение задач. | § 35, 41, 42 | |
49 | Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Практическая работа № 29 «Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций» | 1 | ознакомление с новым материалом | Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций. | Знать этапы разработки программы. Уметь разрабатывать алгоритм, требующий для решения поставленной задачи использования логических операций. | Опрос. Решение задач. | § 39 | |
50 | Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья. Контрольная работа № 5 «Алгоритмы и исполнители» (20 мин.) | 1 | комбиниро-ванный | Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. | Знать обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья; действия с этими объектами | Опрос. Решение задач. | | |
51 | Практикум, работа № 3 Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу. | 1 | закрепление изученного | Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражений, операторов ветвления и цикла. Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива. | Знать способы и приемы разработки алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражений, операторов ветвления и цикла. Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов. | Практикум | | |
Мультимедийные технологии (10 часов) |
52 | Компьютерные презентации. Практическая работа № 30 «Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда» | 1 | ознакомление с новым материалом | Компьютерные презентации. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда. Структура. | Иметь представление о компьютерной презентации. Знать возможности мультимедийных технологий. Уметь создавать презентации с использованием готовых шаблонов, редактировать содержание слайдов. | Компьютерный практикум | | |
53 | Дизайн презентации и макеты слайдов. Практическая работа № 31 «Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда» | 1 | комбинированный | Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда. Оформление слайдов. | Уметь форматировать текст, представленный на слайдах; оформлять слайды в презентации (фон, оформление слайдов, размещение графических и текстовых объектов на слайдах). | Опрос. Компьютерный практикум | | |
54 | Использование простых анимационных графических объектов. Практическая работа № 32 «Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора» | 1 | комбинированный | Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование простых анимационных графических объектов. Создание гипертекстового информационного объекта. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора. | Иметь представление о дизайне слайдов и презентации в целом. Уметь создавать тематическую презентацию; встраивать в слайды графические объекты; настраивать эффекты анимации. Уметь создавать гипертекстовый информационный объект. Уметь использовать макеты слайдов при создании презентации; сохранять презентацию в режиме демонстрации; запускать презентацию для демонстрации на экране монитора и с помощью проектора. | Опрос. Компьютерный практикум | | |
55 | Звуки и видеоизображения. Технические приемы записи звуковой и видеоинформации. Практическая работа № 33 «Запись изображений и звука с использованием различных устройств» | 1 | ознакомление с новым материалом | Звуки и видеоизображения. Технические приемы записи звуковой и видеоинформации. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). | Знать технические приемы записи звуковой и видеоинформации. Уметь записывать изображение и звук с помощью цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов. | Опрос. Компьютерный практикум | | |
56 | Кодирование звуковой информации. Практическая работа № 34 «Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации)» | 1 | ознакомление с новым материалом | Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации) | Иметь представление о кодировании звуковой информации. Уметь записывать звуковые файлы с различным качеством звучания. | Опрос. Компьютерный практикум | | |
57 | Технические приемы записи звуковой информации. Практическая работа № 35 «Запись музыки, в том числе с использованием музыкальной клавиатуры» | 1 | комбиниро-ванный | Технические приемы записи звуковой информации. Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры). | Знать технические приемы записи звуковой информации. Уметь записывать музыку на ПК. | Опрос. Компьютерный практикум | | |
58 | Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Практическая работа № 36 «Обработка материала, монтаж информационного объекта» | 1 | комбиниро-ванный | Звуки и видеоизображения. Обработка материала, монтаж информационного объекта. Композиция и монтаж | Иметь представление о звуко- и видеоизображениях. Уметь осуществлять монтаж информационного объекта, используя редактор презентаций. | Опрос. Компьютерный практикум | | |
59 | Контрольная работа № 6 «Мультимедийные технологии» (20 мин.) Практикум, работа № 4 «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов» | 1 | комбинированный | Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов. Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации. Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране. | Иметь представление о мультимедийных технологиях. Уметь создавать и обрабатывать комплексный информационный объект в виде презентации с использованием шаблонов; обеспечивать сопровождение устных выступлений презентацией на проекционном экране | Тест. Практикум | | |
60 | Практикум, работа № 5 «Запись и обработка видеофильма» | 1 | | Запись и обработка видеофильма'. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры). Обработка материала, монтаж информационного объекта | Уметь записывать изображения и звук с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов, микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов); записывать музыку; осуществлять монтаж информационного объекта | Практикум | | |
Информационные технологии в обществе (5 часов) |
61 | Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. | 1 | ознакомление с новым материалом | Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом | Знать правила организации групповой работы над документом | | | |
62 | Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Практическая работа № 37 «Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи» | 1 | ознакомление с новым материалом | Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи. Основные этапы развития средств информационных техноологий. | Знать виды и характеристики информационных ресурсов общества. Уметь оценивать скорость передачи и об работки информационных объектов, стоимость информационных продуктов и услуг связи. | Опрос. Решение задач | § 48 | |
63 | Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Практическая работа № 38 «Защита информации от компьютерных вирусов» | 1 | ознакомление с новым материалом | Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Защита информации от компьютерных вирусов. | Соблюдать право при создании и использовании информации. Уметь защищать информацию от вирусов. Знать правила информационной безопасности. | Опрос. Компьютерный практикум | § 48 | |
64 | Правовая охрана информационных ресурсов. Практическая работа № 39 «Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы» | 1 | комбинированный | Правовая охрана информационных ресурсов. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы. | Знать нормативные документы по обеспечению правовой охраны информационных ресурсов. Уметь устанавливать программное обеспечение | Опрос. Компьютерный практикум | § 48 | |
65 | Повторение. Контрольная работа № 7 «Информационные технологии в обществе» (20 мин.) | 1 | закрепление изученного | Информационные технологии в обществе. | Уметь использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. | Опрос. Тест. | | |
66- 68 | Резерв учебного времени | 3 | | | | | | |
Приложение 3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ и ПРАКТИКУМОВ в 8 классе
Тема | Дата |
1 группа | 2 группа |
Контрольные работы |
Контрольная работа № 1 «Информационные процессы» (15 мин.) | | |
Контрольная работа № 2 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» (20 мин.) | | |
Контрольная работа № 3 «Обработка текстовой информации» (20 мин.) | | |
Контрольная работа № 4 «Обработка графической информации» (20 мин.) | | |
Практикумы |
Практикум, работа № 1 «Обработка текстовой информации» | | |
Практикум, работа № 2 «Создание графического объекта на свободную тему» | | |
Приложение 4
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ и ПРАКТИКУМОВ в 9 классе
Тема | Дата |
1 группа | 2 группа |
Контрольные работы |
Контрольная работа № 1 «Коммуникационные технологии» (20 мин.) | | |
Контрольная работа № 2 «Формализация и моделирование» (20 мин.) | | |
Контрольная работа № 3 «Хранение информации» (10 мин.) | | |
Контрольная работа № 4 «Обработка числовой информации» (15 мин.) | | |
Контрольная работа № 5 «Алгоритмы и исполнители» (20 мин.) | | |
Контрольная работа № 6 «Мультимедийные технологии» (20 мин.) | | |
Контрольная работа № 7 «Информационные технологии в обществе» (20 мин.) | | |
Практикумы |
Практикум, работа № 1 «Работа с моделями» | | |
Практикум, работа № 2 «Обработка числовой информации» | | |
Практикум, работа № 3 Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу. | | |
Практикум, работа № 4 «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов» | | |
Практикум, работа № 5 «Запись и обработка видеофильма» | | |