СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 8-9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 8-9 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);

  • Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям (Приказ Министерства образования от 09.03.2004 № 1312);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

  • Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования.


Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

· освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

· овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

· воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

· выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.

Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации.

Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.

Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основные устройства ИКТ

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):

- запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);

- текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);

- музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);

- таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Создание и обработка информационных объектов

Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство.

Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии.


Поиск информации

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение, естественнонаучные дисциплины, языки.

Проектирование и моделирование

Чертежи. Двумерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

Простейшие управляемые компьютерные модели.

Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.

Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).

Организация информационной среды

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ


В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

· основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

· программный принцип работы компьютера;

· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

· создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ


В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. В новом Федеральном базисном учебном плане курс изучается в течение двух лет с 8 по 9 класс, 8 класс - 1 час в неделю, 35 часов в год, 9 класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год. С учетом особенностей региона учебным планом МОУ СОШ № 21 предусмотрено изучение базового курса информатики и ИКТ в 8-9 классах, 8 класс - 1 час в неделю, 34 часа в год, 9 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Учебно-тематическое планирование составлено на основе примерной программы базового курса «Информатика и ИКТ», рекомендованной Министерством образования РФ.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8-9 класс.


Тема

Кол-во часов

ПП

8 класс

9 класс

Информация и информационные процессы

4

4+1=5


Компьютер как универсальное устройство обработки информации

4

4+1=5


Обработка текстовой информации


14

14+1=15


Обработка графической информации

4

5+1=6


Представление информации

(см. Примечания)

6

4

2

Обработка числовой информации


6


6+1+1(р.)=8

Мультимедийные технологии


8


8+1=9

Алгоритмы и исполнители


19


19

Моделирование и формализация


8


8

Хранение, поиск и сортировка информации

4


4

Коммуникационные технологии


12


12

Информационные технологии в обществе.

4


4+1(р.)=5

Резерв времени.


12

3

5-1-1=3


Итого:

105

34

68

Примечания:

В рабочей программе раздел «Представление информации» раскрывается в содержании других разделов курса:

    1. Тема «Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки» раскрывается в содержании раздела «Информация и информационные процессы».

    2. Тема «Дискретная форма представления информации» изучается в содержании раздела «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

    3. Тема «Компьютерное представление текстовой информации» изучается в разделе «Обработка текстовой информации»

    4. Тема «Кодирование графической информации» изучается в разделе «Обработка графической информации»

    5. Тема «Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации» изучается в разделе «Обработка числовой информации».

    6. Тема «Кодирование звуковой информации» изучается в разделе «Мультимедийные технологии»

Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Приложение 1. 8 класс

Приложение 2. 9 класс


КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Количество часов

8 класс

9 класс

в год

34

68

в неделю

1

2

из них:



контрольных работ (15-20 мин.)

4

7

практических работ (20-25 мин.)

18

39

Практикумов (20-25 мин.)

2

5


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ и ПРАКТИКУМОВ


Приложение 3. 8 класс

Приложение 4. 9 класс


Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, компьютерные технологии, и др.

Организация учебного процесса: классно-урочная; в соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на уроках предполагается практическая работа учащихся за компьютером (20-25 мин.).


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический комплект для учителя:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  2. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  3. Задачник-практикум. Информатика и ИКТ: в 2 т. / Л.А. Залогова [и др.]; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  4. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  5. Цифровые образовательные ресурсы.

Учебно-методический комплект для учащихся:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  2. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  3. Задачник-практикум. Информатика и ИКТ: в 2 т. / Л.А. Залогова [и др.]; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Дополнительная литература:

  1. Персональный компьютер / С.В. Глушаков, А.С. Сурядный, Т.С. Хачиров. – М.:АСТ: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2008

  2. Клуб веселых информатиков: занимательные уроки, внеклассные мероприятия / Л.Н. Горбунова, Т.П. Лунина. – Волгоград: Учитель, 2009

  3. Решение задач средствами языка Turbo Pascal 7.0 / А.Н. Моргун – К.: Юниор, 2002

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.


Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения

  • Простой редактор Web-страниц


Приложение 1

Календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ на 2011-2012 учебный год. 8 класс.


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Контроль

Параг-раф

Дата прове-дения

Информация и информационные процессы (5 часов)

1

Информация и информационные объекты различных видов. Техника безо­пасности в кабинете. Роль информации в жизни людей.

1

ознакомление с новым материалом

Техника безо­пасности в кабинете.

Информация. Свойства информации (объектив­ность, достоверность, полнота, актуальность, ценность, понятность). Информационные объекты различных видов.

Роль ин­формации в жизни людей.

Знать правила: работы в компьютерном клас­се; за компьютером; электробезопасности и пожарной безопасно­сти; оказания первой медицинской помощи.

Иметь представление об информации и знаниях. Знать виды информа­ционных объектов. Иметь представление о роли информации и информационных объектов в жизни лю­дей. Знать свойства ин­формации.

Опрос.

§ 1


2

Основные информа­ционные процессы: хранение, передача и обработка инфор­мации.

Восприятие, запоми­нание и преобразо­вание сигналов жи­выми организмами.

Практическая работа №1

«Фиксация ау­дио- и видеоинфор­мации с помощью цифровых камер и устройств звукозаписи»

1

комбинированный

Основные информа­ционные процессы: хранение, передача и обработка инфор­мации.

Восприятие, запоми­нание и преобразо­вание сигналов жи­выми организмами. Естественные и формальные языки.


Иметь представление об информационных процессах.

Знать виды информаци­онных процессов (хра­нение, передача, обработка, поиск).

Уметь приводить примеры информационных процессов; источников и приемников информации.

Уметь фиксировать аудио- и видеоинформацию с помощью различных техниче­ских средств (цифро­вая видеокамера, устройство аудиоза­писи) и сохранять на компьютере.

Опрос.

Компьютерный практикум

§ 2, 3


3

Понятие количества информации: различные подходы.

1

ознакомление с новым материалом

Понятие количества информации: раз­личные подходы. Алфавитный подход к определению количества информации. Алфавит. Мощность алфавита. Информационный вес символа.

Иметь представление об измеримости ин­формации.

Понимать сущностные характеристики содер­жательного и вероят­ностного подходов к изме­рению информации.

Понимать зависимость мощности алфавита и информационного веса символа.

Опрос.

Решение задач.

§ 4


4

Единицы измерения количества инфор­мации.

1

ознакомление с новым материалом

Информационный объем текста. Единицы измерения количества инфор­мации.

Знать единицы измерения количества информации.

Уметь переводить единицы измерения количества информации, исполь­зуя таблицу единиц, производных от байта.


Опрос.

Решение задач.

§ 4


5

Единицы измерения количества инфор­мации.

Контрольная работа № 1 «Информационные процессы»

(15 мин.)


1

закрепление изученного

Информационный объем текста. Единицы измерения количества инфор­мации.

Знать единицы измерения количества информации.

Уметь переводить единицы измерения количества информации, исполь­зуя таблицу единиц, производных от байта.


Опрос.

Решение задач.

Тест.



6-7

Основные компонен­ты компьютера и их функции. Гигиениче­ские, эргономиче­ские и технические условия безопасной эксплуатации ком­пьютера.

Практическая работа № 2

«Соединение блоков и устройств компьюте­ра, подключение внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и непо­ладке, получение информации о характеристиках компьютера, выклю­чение компьютера»

2

комбинированный

Основные компонен­ты компьютера, их функции (процессор, устройства ввода и вывода информа­ции, оперативная и долговременная па­мять).

Дискретная форма представления информации.

Знать о внутренних устройствах, обеспе­чивающих работу компьютера; характе­ристики основных внутренних устройств компьютера.

Понимать принцип дискретного представления информации.

Уметь включать и вы­ключать компьютер, получать информа­цию о характеристи­ках ПК: процессора и оперативной памяти, информационной ем­кости дисков, их сход­ство и различие; вставлять сменные диски в накопители.

Опрос.

Практикум

§ 5-8


8

Программный прин­цип работы компью­тера. Программное обеспечение, его структура. Операци­онные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Практическая работа №3 «Оперирование ком­пьютерными инфор­мационными объек­тами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса исполь­зуемой графической операционной сис­темы)

1

комбинированный

Программный прин­цип работы компью­тера. Программное обеспечение, его структура. Операци­онные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Иметь представление о сущности программно­го управления работой компьютера. Знать программный принцип работы ком­пьютера; функции операционной систе­мы; типологию про­граммных средств, используемых чело­веком для решения задач.

Уметь выполнять операции с информа­ционными объектами, используя графиче­ский интерфейс опе­рационной системы (перемещать, копиро­вать, удалять файлы и папки, создавать ярлыки).

Опрос.

Компьютерный практикум

§ 9-10


9

Данные и программы. Файлы и файло­вая система.

Практическая работа №4

«Планирование собст­венного информаци­онного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохра­нение, перенос, уда­ление объектов, ор­ганизация их се­мейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях»

1

комбинированный

Данные и программы. Файл. Имя файла. Файловая структура диска. Каталог. Полное имя файла.

Иметь представление об организации фай­лов, о дереве каталога. Знать определение файла; возможности работы с файлами, основные действия с ними (создание, со­хранение, перенос, удаление); о необхо­димости проверки файлов на наличие вирусов.

Уметь просматривать на экране каталоги диска, проверять файлы на наличие вирусов; сохранять информацию на внешних носителях

Опрос.

Компьютерный практикум

§ 11


10

Командное взаимо­действие пользовате­ля с компьютером, графический поль­зовательский ин­терфейс (рабочий стол, окна, диалого­вые панели, меню)

Контрольная работа № 2

«Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

(20 мин.)

1

комбинированный

Командное взаимо­действие пользова­теля с компьютером, графический поль­зовательский ин­терфейс (рабочий стол, окна, диалого­вые панели, меню).

Иметь представление об информационном пространстве. Знать основные эле­менты Рабочего сто­ла, различие между значками и ярлыками. Уметь создавать пап­ки; создавать, имено­вать, сохранять, пе­реносить и удалять файлы; вызывать кон­текстное меню с по­мощью правой кнопки мыши; пользоваться справочной системой.


Опрос.

Тест.

§ 12




Обработка текстовой информации (15 часов)


11

Компьютерное представление текстовой информации.

Практическая работа № 5

«Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе»

1

ознакомление с новым материалом

Тексты в компьютерной памяти. Гипертекст.








Знать преимущества компьютерного документа по сравнению с бумажным. Знать понятие гипертекст. Понимать представление текста в компьютерной памяти.

Уметь кодировать в двоичной форме текстовую информацию с помощью таблиц кодировки.

Опрос. Решение задач.

§ 13


12

Создание и простей­шее редактирование документов.

Прак­тическая работа № 6

«Знакомство с прие­мами квалифициро­ванного письма»

1

комбиниро-ванный

Текстовые редакторы и процессоры, структурные единицы текста, среда текстового процессора.

Квалифициро­ванное письмо, «слепой» десяти-пальцевый метод клавиатурного пись­ма, приемы его ус­воения.

Знать назначение и основные режимы ра­боты текстового про­цессора.

Иметь представление о «слепом» десяти-пальцевом методе клавиатурного пись­ма.

Опрос.

Компьютерный практикум

§ 14


13

Создание и простей­шее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагмен­тами текстов).

Практическая работа №7

«Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базо­вых средств текстовых редак­торов»

1

комбинированный

Создание и про­стейшее редактиро­вание документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагмен­тами текстов).

Знать технологию создания и редакти­рования простейших текстовых докумен­тов.

Уметь набирать и ре­дактировать текст (вставлять, удалять и заменять символы); работать с фрагмен­тами текста (выде­лять, перемещать, копировать, вставлять, удалять);

Опрос.

Компьютерный практикум

§ 15


14

Создание и простейшее редактирование документов.

Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Параметры шрифта, параметры абзаца.

Проверка правопи­сания.


1

комбинированный

Создание и простейшее редактиро­вание документов. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Параметры шриф­та, параметры аб­заца

Иметь представление о параметрах шриф­та, различных типах шрифта, размерах шрифта; о 4-х спосо­бах выравнивания абзацев (по левому краю, по центру, по правому краю, по ши­рине), отступах(слева и справа) и между­строчных интерва­лах; о нумерации и ориентации страниц, колонтитулах. Уметь структуриро­вать текст, используя технологию создания и редактирования простейших тексто­вых документов. Уметь форматировать текстовый документ; задавать параметры шрифта, абзаца

изменять размеры страницы, величину полей.

Опрос.

Компьютерный практикум

§ 15


15

Создание и простей-

шее редактирование документов.

Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Практическая работа № 8 «Форматирование тек­стовых документов (установка па­раметров страницы документа; форма­тирование симво­лов и абзацев; вставка колонтиту­лов и номеров страниц)»

1

закрепление изученного

Создание и простейшее редактиро­вание документов. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Параметры шриф­та, параметры аб­заца

Уметь задавать раз­меры полей (верхнего и нижнего, правого и левого), нумерацию страницы (вверху или внизу по центру, справа или слева), колонтитулы (верхний и нижний) и ориента­цию страницы (книж­ная, альбомная). Уметь структуриро­вать текст, используя параметры абзаца

Опрос.

Компьютерный практикум

§ 15


16

Создание документов с использовани­ем мастеров и шаб­лонов (визитная кар­точка, доклад, рефе­рат).

Разработка и ис­пользование стиля: абзацы, заголовки

1

комбинированный

Создание документов с использовани­ем мастеров и шаб­лонов (визитная кар­точка, доклад, рефе­рат).

Проверка правопи­сания.

Разработка и ис­пользование стиля: абзацы, заголовки

Иметь представление об использовании в тек­стовых документах мас­теров и шаблонов. Уметь применять биб­лиотеки шаблонов для создания документов различного назначения (визитка, реферат и др.). Иметь представление о встроенной в тек­стовый редактор сис­теме проверки пра­вописания; автозаме­не частых опечаток и о настройке выделе­ния исправлений. Знать принцип под­черкивания ошибки (орфографические -красная линия, синтак­сические - зеленая).

Опрос.

Компьютерный практикум

§ 16


17

Включение в текстовый документ списков.

Практическая работа № 9

«Создание и формати­рование списков»

1

комбинированный

Включение в тексто­вый документ спи­сков.

Иметь представление о многоуров­невых списках (вло­женные списки). Знать виды списков (нумерованные, мар­кированные, много­уровневые). Уметь создавать и редактировать марки­рованные и нумеро­ванные списки.

Опрос.

Компьютерный практикум

§ 16


18

Включение в текстовый документ таблиц.

Практи­ческая работа № 10

«Вставка в документ таблицы, ее форма­тирование и заполне­ние данными»

1

комбинированный

Включение в текстовый документ таблиц.


Уметь включать таб­лицу в текстовый до­кумент; размещать в ячейках таблицы дан­ные различных типов (текст, числа, изобра­жения); модернизиро­вать параметры таб­лицы (вставлять и удалять строки, столбцы и ячейки; из­менять ширину столбцов и высоту строк с помощью мы­ши; изменять разме­ры отдельных ячеек, разделять их на не­сколько ячеек), ис­пользовать границы и заливку для оформ­ления внешнего вида таблицы

Опрос.

Компьютерный практикум

§ 16


19

Включение в текстовый документ диаграмм, формул.

Практическая работа № 11

«Вставка в документ формул»

1

ознакомление с новым материалом

Дополнительные возможности текстовых процессоров.

Включение в текстовый документ диаграмм, фор­мул.


Иметь представление о способах примене­ния специальных встроенных редакто­ров формул для вво­да формул. Уметь набирать фор­мулы, содержащие арифметические дей­ствия, дробные выра­жения, используя встроенный в тексто­вый процессор редак­тор формул. Уметь вставлять диаграммы.

Опрос.

Компьютерный практикум

§ 16


20

Графический объект в текстовом документе.


1

комбинированный

Включение в тексто­вый документ гра­фических объектов

Уметь включать в тек­стовый документ (из файла, из буфера об­мена) графические объекты; размещать их; создавать и ре­дактировать, исполь­зуя возможности встроенного графиче­ского редактора.

Уметь включать в текстовый документ спи­ски, таблицы, диа­граммы, формулы и графические объекты.

Опрос.

Компьютерный практикум

§ 16


21

Компьютерные сло­вари и системы пе­ревода текстов.

Практическая работа №12

«Перевод текста с ис­пользованием системы машинного перевода»

1

комбинированный

Компьютерные словари и системы пе­ревода текстов.

Иметь представление о возможностях ком­пьютерных словарей (многоязычность, со­держание слов из различных областей знаний, обеспечение быстрого поиска сло­варных статей, мультимедийность). Знать приемы созда­ния текстовых доку­ментов с использова­нием вспомогатель­ных программ-словарей и подготов­ку документа к печати с использованием пе­риферийного обору­дования (принтер). Уметь переводить текст с использовани­ем системы машинно­го перевода (неболь­шой блок текста)

Опрос.

Компьютерный практикум

§ 17


22

Распознавание текста.

Сохранение доку­мента в различных текстовых форматах. Печать документа.

Практическая работа № 13 «Сканирование и рас­познавание «бумаж­ного» текстового до­кумента»

1

комбинированный

Распознавание текста.

Сохранение доку­мента в различных текстовых форматах. Печать документа.

Знать приемы создания текстовых доку­ментов с использова­нием периферийного оборудования (ска­нер) и программных средств для распо­знавания полученного изображения. Уметь с помощью ска­нера получить изо­бражение страницы текста в графическом формате, провести распознавание текста для получения доку­мента в текстовом формате.

Уметь сохранить до­кумент, вывести на печать на принтере.

Опрос.

Компьютерный практикум

§ 17


23

Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений.

1

комбинированный

Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений.

Иметь представление о создании в текстовом документе закладок и ссылок, записи и выделении изменений.

Опрос.

Компьютерный практикум



24

Повторение.

Контрольная работа № 3

«Обработка текстовой информа­ции»

(20 мин.)

1

закрепление изученного

Создание и простейшее редактиро­вание документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагмен­тами текстов). Вклю­чение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графиче­ских объектов

Уметь создавать структурированный текст, используя ба­зовые возможности текстового процессо­ра.

Опрос.

Тест.



25

Создание и обработка комплексного инфор­мационного объекта в виде учебной публи­кации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета)

Практикум, работа № 1

«Обработка текстовой информации»

1

закрепление изученного

Планирование текста, создание оглавления. Ввод текста, форма­тирование текста с использованием за­данного стиля, вклю­чение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ци­тат и ссылок (гипер­текста).

Использование сис­тем перевода текста и словарей. Использование ска­нера и программ рас­познавания печатного текста.

Уметь оформлять текст в виде отчета о работе, доклада, ре­ферата и т.п., исполь­зуя возможности тек­стового процессора

Практикум




Обработка графической информации (6 часов)

26

Компьютерная графика, технические средства компьютерной графики.

1

ознакомление с новым материалом

Компьютерная графика, технические средства компьютерной графики. Кодирование графической информации (пиксель, растр, видеопамять).


Иметь представление о системе вывода изображения на экран и ввода изображения в компьютер.

Знать понятия пиксель, растр,



Опрос.

§ 18-19


27

Кодирование графической информации (кодировка цвета).

Практическая работа № 14

«Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе»

1

ознакомление с новым материал

Кодировка цвета. Объем видеопамяти.


Опрос. Решение задач.

§ 20


28

Растровая и вектор­ная графика. Интер­фейс графических редакторов. Форматы графических фалов.

Практическая работа № 15

«Создание изображе­ний с помощью инст­рументов растрового графического редак­тора. Исполь­зование примитивов и шаблонов. Гео­метрические преоб­разования»

1

комбинированный

Растровая и вектор­ная графика. Ин­терфейс графиче­ских редакторов. Форматы графиче­ских файлов.

Создание изображе­ний с помощью инст­рументов растрового графического редак­тора. Исполь­зование примитивов и шаблонов. Гео­метрические преоб­разования

Иметь представление о двух видах пред­ставления изображе­ния (вектор и растр). Знать виды компью­терной графики, их сходства и отличия; возможности графи­ческих редакторов; основные режимы ра­боты графических ре­дакторов.

Иметь представление об интерфейсах гра­фических редакторов. Знать форматы гра­фических файлов, их достоинства и недос­татки; области приме­нения разных графи­ческих форматов.

Уметь создавать изо­бражения с помощью инструментов растро­вого графического редактора MS Paint; использовать готовые примитивы и шабло­ны; производить гео­метрические преобра­зования изображения.

Опрос. Компьютерный практикум

§ 21, 22


29

Практическая работа № 16

«Создание изображения с помощью инст­рументов векторного графического редак­тора. Конст­руирование графи­ческих объектов: выделение, объеди­нение. Геометриче­ские преобразования»

1

комбинированный

Создание изображения с помощью инст­рументов векторного графического редак­тора. Конст­руирование графи­ческих объектов: выделение, объеди­нение. Геометриче­ские преобразования

Иметь представление о стандартных век­торных и растровых форматах графиче­ского файла, о собст­венных форматах графических прило­жений.

Уметь создавать изо­бражения с помощью инструментов вектор­ного графического редактора; использо­вать готовые прими­тивы и шаблоны; кон­струировать объекты; производить геомет­рические преобразо­вания изображения. Знать возможности, режимы работы и сре­ду графического век­торного редактора.

Опрос. Компьютерный практикум

§ 21, 22


30

Практическая работа № 17

«Ввод изображений с помощью графиче­ской панели и скане­ра, использование го­товых графических объектов»

Практическая работа №18

«Сканирование графи­ческих изображений»

1

комбинированный

Ввод изображений с помощью графиче­ской панели и скане­ра, использование готовых графических объектов. Сканирование гра­фических изображе­ний.

Уметь с помощью ска­нера осуществлять ввод изображения; ис­пользовать готовые графические объекты для создания сложных объектов; создавать графический объект с использованием гото­вых фрагментов в циф­ровом виде; редактиро­вать объекты, получен­ные путем сканирова­ния.

Опрос. Компьютерный практикум

§ 21, 22


31

Контрольная работа № 4

«Обработка графической информации»

(20 мин.)

Практикум, работа № 2

«Создание графиче­ского объекта на свободную тему»


1

комбинированный

Создание графиче­ского объекта с ис­пользованием гото­вых фрагментов в цифровом виде. Создание изображе­ний с помощью ин­струментов графи­ческого редактора (растрового и век­торного).

Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата.

Уметь создавать изо­бражения с использо­ванием графической панели;создавать ри­сунки, чертежи, гра­фические представ­ления информации в процессе редактиро­вания с использова­нием операций гра­фических редакторов.

Тест.

Практикум.

§ 21, 22


32-34

Резерв времени

3









Приложение 2

Календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ на 2011-2012 учебный год. 9 класс.


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Контроль

Параг-раф

Дата прове-дения

1. Коммуникационные технологии (12 часов)

1

Техника безо­пасности в кабинете.

Локальные и глобаль­ные компьютерные сети.


1

ознакомление с новым материалом

Техника безо­пасности в кабинете.

Компьютерная сеть. Телекоммуникации.

Локальные и глобаль­ные компьютерные сети. Интернет.


Знать правила: работы в компьютерном клас­се; за компьютером; электробезопасности и пожарной безопасно­сти; оказания первой медицинской помощи.

Знать понятие сети; классификацию се­тей; топологию ло­кальных сетей; струк­туру и возможности глобальной компью­терной сети.

Опрос.

§ 1




2

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к пись­мам.

Практическая работа № 1

«Регистрация почтово­го ящика электронной почты, создание и отправка сообщения»

1

комбиниро-ванный

Электронная почта как средство связи. Почтовый ящик, электронный адрес. Структура электронного письма.


Знать правила пере­писки по электронной почте.

Уметь создать почто­вый ящик, создать, отправить сообщение в режиме on- и off­line; делать приложе­ния к письмам

Опрос. Компьютерный практикум

§ 2




3

Информационные ресурсы и сервисы ком­пьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное обще­ние.

Практиче­ская работа № 2

«Участие в коллектив­ном взаимодействии: форум, телеконфе­ренция, чат»

1

комбиниро-ванный

Информационные ресурсы и сервисы ком­пьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, ин­терактивное общение.

Иметь представление о информационных ресурсах и сервисах компьютерных сетей.

Уметь принимать участие в форумах, телеконференциях, чатах.

Опрос. Компьютерный практикум

§ 2


4

Процесс передачи информации, источ­ник и приемник ин­формации.

Аппаратное и программное обеспечение сети.

1

ознакомление с новым материалом

Процесс передачи информации, источник и приемник информа­ции. Аппаратное и программное обеспечение сети.

Иметь представление о процессе передачи информации. Знать понятия «ка­нал связи», «источ­ник» и «приемник информации». Уметь для конкретно­го процесса передачи информации опреде­лять его элементы


Опрос.

§ 3


5

Сигнал, кодирование и декодирование, ско­рость передачи ин­формации.

1

ознакомление с новым материалом

Сигнал, кодирование и декодирование, ско­рость передачи ин­формации

Искажение информации при переда­че.

Знать понятие и ха­рактеристику процес­сов кодирования и декодирования ин­формации. Уметь устанавливать скорость передачи информации от кана­ла связи.

Опрос.

Решение задач.

§ 3


§ 1.1 (доп.)


6

Интернет и Всемирная паутина.

Практическая работа № 3

«Путешествие по всемирной паутине»

1

комбиниро-ванный

Сохранение для инди­видуального исполь­зования информаци­онных объектов из глобальных компью­терных сетей (Интер­нет) и ссылок на них.

Уметь сохранять для индивидуального ис­пользования инфор­мационные объекты из Интернета и ссы­лки на них.

Компьютерный практикум


§ 4


7

Поиск информации.

Практическая работа № 4

«Сохранение для ин­дивидуального ис­пользования инфор­мационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Ин­тернет) и ссылок на них»

1

комбиниро-ванный

Поиск информации.

Уметь делать простые и составные за­просы, использовать различные поисковые машины.

Компьютерный практикум

§ 5


8

Компьютерные энциклопедии и справочни­ки; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных ис­точниках информа­ции. Компьютерные и некомпьютерные ка­талоги; поисковые машины; запросы

Практическая работа № 5

«Поиск документа с ис­пользованием систе­мы каталогов и путем ввода ключевых слов»



1

ознакомление с новым материалом

Компьютерные энциклопедии и справочни­ки; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных ис­точниках информации. Компьютерные и не­компьютерные катало­ги; поисковые маши­ны; запросы

Поиск документа с ис­пользованием систе­мы каталогов и путем ввода ключевых слов.

Иметь представление о компьютерных эн­циклопедиях и спра­вочниках; информа­ции в компьютерных сетях, компьютерных и некомпьютерных каталогах. Знать особенности поисковых машин и способ составления запросов в них.

Уметь осуществлять поиск документа с ис­пользованием систе­мы каталогов и путем ввода ключевых слов.

Опрос.

Компьютерный практикум

§ 5


9

Архивирование и разархивирование.

Практи­ческая работа № 6

«Создание архива файлов и раскрытие архива с использова­нием программы-архиватора,

загрузка файла из файлового архива»

1

комбинированный

Архивирование и раз-архивирование.

Знать особенности процессов архивиро­вания и разархивирования.

Уметь создавать и распаковывать архив.

Опрос. Компьютерный практикум

§ 1.2 (доп.)


10

Создание комплексно­го информационного объекта в виде web-странички, включаю­щей графические объекты

1

комбиниро-ванный

Создание комплексно­го информационного объекта в виде web-странички, включаю­щей графические объекты с использо­ванием шаблонов

Знать требования и уметь создавать ком­плексный информа­ционный объект в ви­де web-странички.

Компьютерный практикум




11

Практическая рабо­та № 7

«Создание комплексно­го информационного объекта в виде web-странички, включаю­щей графические объекты»

1

комбиниро-ванный

Создание комплексно­го информационного объекта в виде web-странички, включаю­щей графические объекты с использо­ванием шаблонов

Знать требования и уметь создавать ком­плексный информа­ционный объект в ви­де web-странички.

Компьютерный практикум




12

Повторение пройденного.

Контрольная работа № 1

«Коммуника­ционные технологии»

(20 мин.)

1

комбиниро-ванный

Создание комплексно­го информационного объекта в виде web-странички, включаю­щей графические объекты с использо­ванием шаблонов

Знать требования и уметь создавать ком­плексный информа­ционный объект в ви­де web-странички.

Тест.





2. Формализация и моделирование (8 часов)

13

Формализация описа­ния реальных объек­тов и процессов, при­меры моделирования объектов и процессов, в том числе компью­терного. Модели, управляемые компью­тером.

Практическая работа № 8

«Постановка и прове­дение эксперимента в виртуальной компью­терной лаборатории»

1

ознакомление с новым материалом

Формализация описа­ния реальных объек­тов и процессов, при­меры моделирования объектов и процессов, в том числе - компью­терного. Модели, управляемые компью­тером.

Постановка и прове­дение эксперимента в виртуальной компью­терной лаборатории.

Иметь представление о процессе формали­зации.

Уметь приводить примеры моделиро­вания объектов и процессов. Уметь проводить эксперимент в вирту­альной компьютер­ной лаборатории


§ 6


14

Виды информацион­ных моделей. Чертежи. Диаграммы, планы, карты.

Практиче­ская работа № 9

«Построение генеало­гического дерева се­мьи»

1

комбиниро-ванный

Виды информацион­ных моделей. Построение генеало­гического дерева се­мьи.

Знать виды инфор­мационных моделей. Уметь представлять информационную модель в виде графа, диаграммы.

Опрос.

§ 7


15

Виды информационных моделей. Черте­жи. Двумерная и трехмерная графи­ка. Диаграммы, пла­ны, карты.

Практическая работа № 10

«Создание схемы и чертежа в системе ав­томатизированного

проектирования»

1

комбиниро-ванный

Виды информационных моделей. Черте­жи. Двумерная графи­ка. Диаграммы, пла­ны, карты. Трехмерная

графика

Знать виды инфор­мационных моделей. Уметь представлять информационную модель в виде графа, диаграммы.

Опрос. Компьютерный практикум

§ 7

§ 2.1 (доп.)


16

Таблица как средство моделирования.


1

комбиниро-ванный

Таблица как средство моделирования.

Иметь представление о таблице как сред­стве моделирования.

Опрос. Решение задач.

§ 8


17

Таблица как средство моделирования.

Практическая работа № 11

«Построение и иссле­дование компьютер­ной модели, реали­зующей анализ ре­зультатов измерений и наблюдений с ис­пользованием дина­мических таблиц»

1

комбиниро-ванный

Построение и исследование компьютер­ной модели, реали­зующей анализ ре­зультатов измерений и наблюдений с ис­пользованием дина­мических таблиц

Уметь строить и ис­следовать компью­терные модели, реа­лизующие анализ ре­зультатов в форме таблиц.

Опрос. Компьютерный практикум



18

Практическая работа № 12

«Построение и иссле­дование компьютер­ной модели, реали­зующей анализ ре­зультатов измерений и наблюдений с ис­пользованием систе­мы программирования»

1

комбиниро-ванный

Построение и иссле­дование компьютер­ной модели, реали­зующей анализ ре­зультатов измерений и наблюдений с ис­пользованием систе­мы программирования.

Уметь строить и ис­следовать компью­терные модели, реа­лизующие анализ ре­зультатов в форме таблиц.

Опрос. Компьютерный практикум



19

Кибернетическая мо­дель управ­ления: управление, обратная связь.

Практическая рабо­та № 13

«Построение и иссле­дование геоинформа­ционной модели в электронных табли­цах или специализи­рованной геоинфор­мационной системе»

1

комбиниро-ванный

Модели.

Построение и иссле­дование геоинформа­ционной модели в электронных таблицах или специализирован­ной геоинформацион­ной системе.


Уметь строить и ис­следовать компью­терные геоинформационные модели.

Опрос. Компьютерный практикум

§ 9


20

Практикум, работа № 1

«Работа с моделями»

Контрольная работа № 2

«Формализа­ция и моделирова­ние»

(20 мин.)

1


Использование моде­лей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, мате­матики.

Использование про­стейших возможно­стей системы автома­тизированного проек­тирования для созда­ния чертежей, схем, диаграмм

Уметь использовать мо­дели и моделирую­щие программы в об­ласти естествозна­ния, обществознания, математики; использовать про­стейшие возможно­сти системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.

Тест. Практикум




3. Хранение информации (4 часа)

21

Табличные базы дан­ных: основные поня­тия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними

1

ознакомление с новым материалом

Табличные базы дан­ных: основные поня­тия, типы данных, сис­темы управления ба­зами данных и прин­ципы работы с ними

Знать понятие базы данных, ее элемен­тов.

Иметь представление о типах данных и СУБД.


§ 10, 11


22

Ввод и редактирова­ние записей

1

комбиниро-ванный

Ввод и редактирова­ние записей

Уметь вводить и ре­дактировать записи.

Опрос.

§ 12


23

Условия поиска ин­формации; логиче­ские значения, опера­ции, выражения.

Практическая работа № 14

«Поиск записей в гото­вой базе данных»

1

комбиниро-ванный

Условия поиска ин­формации; логические значения, операции, выражения. Поиск записей в гото­вой базе данных.

Уметь задавать усло­вия поиска информа­ции в базе данных.

Опрос.

Компьютерный практикум

§ 13, 14


24

Поиск, удаление и сортировка данных.

Практическая работа № 15

«Сортировка записей в готовой базе данных»

Контрольная работа № 3

«Хранение информации»

(10 мин.)

1

комбиниро-ванный

Поиск, удаление и сортировка данных.

Уметь проводить по­иск, удаление и сор­тировку данных.

Тест.

Компьютерный практикум

§ 15


Обработка числовой информации (8 часов)

25

Представление числовой информации в различных системах счисления. Двоичная система счисления.

Практическая работа № 16

«Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью программного калькулятора»

1

ознакомление с новым материалом

Представление чи­словой информации в различных системах счисления. Перевод чисел из од­ной системы счисле­ния в другую и ариф­метические вычисле­ния в различных сис­темах счисления с по­мощью программного калькулятора.

Знать способы пред­ставления числовой информации в раз­личных системах счисления. Знать особенности позиционных и непо­зиционных систем счисления. Уметь переводить числа из одной сис­темы счисления в другую; выполнять арифметические вы­числения в различ­ных системах счис­ления с помощью Калькулятора.

Решение задач.

§ 16


26

Компьютерное представление числовой информации.

1

ознакомление с новым материалом

Компьютерное пред­ставление числовой информации.

Уметь переводить числа из одной сис­темы счисления в другую; выполнять арифметические вы­числения в различ­ных системах счис­ления.

Иметь представление о компьютерном представлении числовой информации.

Опрос. Решение задач

§ 17


27

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).

Практическая работа № 19

«Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных»

1

ознакомление с новым материалом

Отличие электронной таблицы от базы данных, структура электронной таблицы, данные в электронной таблице, режимы отображения данных.

Понимать отличие базы данных от электронной таблицы. Знать структуру ЭТ, режимы отображения данных.

Уметь вводить и изменять данные в готовой таблице.

Опрос. Компьютерный практикум.

§ 18


28

Типы данных: числа, формулы, текст.

Практическая работа № 18

«Создание и обработка таблиц»

1

комбиниро-ванный

Правила заполнения таблицы. Подготовка таблицы к расчетам.

Знать правила заполнения таблицы. Уметь создавать и обрабатывать таблицы.

Опрос. Компьютерный практикум.

§ 19


29

Относительные ссылки.

Встроенные функции.

Практическая работа № 19

«Построение диаграмм и графиков»

1

комбиниро-ванный

Относительные ссылки.

Встроенные функции. Условная функция.

Построение диаграмм и графиков.

Знать понятие диапазон, функции обработки диапазона. Понимать принцип относительной адресации. Уметь строить диаграммы и графики.

Опрос. Компьютерный практикум.

§ 20, 21


30

Абсолютные ссылки. Встроенные функции.


1

комбиниро-ванный

Абсолютные ссылки. Встроенные функции. Логические функции. Функция времени.


Уметь записывать логические функции, функции времени. Понимать назначение абсолютных адресов.

Опрос. Компьютерный практикум.

§ 22


31

Практическая работа № 20

«Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»

1

комбиниро-ванный

Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

Уметь вводить математические формулы и производить вычисления по ним. Уметь представлять формульную зависимость на графике.

Опрос. Компьютерный практикум.

§ 23


32

Практикум, работа № 2

«Обработка числовой информации»

Контрольная работа № 4

«Обработка числовой информации»

(15 мин.)

1

комбинированный

Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, построение диа­грамм.

Заполнение подготов­ленной на основании шаблона динамиче­ской таблицы данны­ми, полученными в результате наблюде­ний и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значе­ния, среднего значе­ния с использованием готовых шаблонов. Ввод математических фор­мул и вычисление по ним, представление формульной зависи­мости на графике.

Уметь редактировать данные, вводить данные в готовую таблицу, строить диаграммы на основе данных.

Уметь создавать и обрабатывать табли­цы с результатами измерений и опросов.

Практикум.

Решение задач.




Алгоритмы и исполнители (19 часов)

33

Алгоритм. Свойства алгоритма

1

ознакомление с новым материалом

Алгоритм. Свойства алгоритма

Знать понятие алго­ритма; свойства ал­горитмов. Уметь определять свойства конкретных алгоритмов.





Решение задач

§ 27


34

Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автома­тизации деятельности человека

1

ознакомление с новым материалом

Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автома­тизации деятельности человека

Знать способы записи алгоритмов; блок-схемы.

Уметь записывать ал­горитм разными спо­собами.

Иметь представление о возможностях ав­томатизации дея­тельности человека.


Опрос. Решение задач.

§ 25


35

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как фор­мальный исполнитель алгоритмов (про­грамм)

1

ознакомление с новым материалом

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Ком­пьютер как формаль­ный исполнитель ал­горитмов (программ)


Знать понятие «исполнитель алгорит­мов»; назначение. Уметь определять среду, режим рабо­ты, систему команд конкретного испол­нителя. Иметь представление о компьютере как

формальном испол­нителе алгоритмов

Опрос. Решение задач.

§ 27, 33


36

Алгоритмические конструкции: следование.

Практическая работа № 21

«Разработка линейного алгоритма (програм­мы) с использованием математических функций при записи арифметического вы­ражения»

1

комбиниро-ванный

Алгоритмические конструкции: следование.

Разработка линейного алгоритма (програм­мы) с использованием математических функ­ций при записи ариф­метического выраже­ния.

Знать структуру алгоритмической конст­рукции следования.

Уметь разрабатывать линейный алгоритм решения математи­ческих задач.

Опрос. Решение задач.

§ 34


37

Алгоритмические кон­струкции: ветвление

Практическая работа № 22

«Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветв­ления»

1

комбиниро-ванный

Алгоритмические кон­струкции: ветвление.

Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветв­ления.

Знать структуру алго­ритмической конст­рукции ветвления. Уметь разрабатывать алгоритмы, содер­жащие оператор ветвления.

Опрос. Решение задач.

§ 36


38

Алгоритмические кон­струкции: ветвление

Практическая работа № 23

«Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветв­ления»


1

закрепление изученного

Алгоритмические кон­струкции: ветвление.

Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветв­ления.

Знать структуру алго­ритмической конст­рукции ветвления. Уметь разрабатывать алгоритмы, содер­жащие оператор ветвления.

Опрос. Решение задач.

§ 37


39

Алгоритмические конструкции: повторение

Практическая ра­бота № 24

«Разработка алгоритма (программы), содер­жащей оператор цик­ла»

1

комбинированный

Алгоритмические конструкции: повторение. Разработка алгоритма (программы), содер­жащей оператор цик­ла.

Знать структуру алгоритмической конст­рукции повторения.

Уметь разрабаты­вать алгоритмы, со­держащие оператор цикла

Опрос. Решение задач.

§ 39


40

Алгоритмические конструкции: повторение

Практическая ра­бота № 25

«Разработка алгоритма (программы), содер­жащей оператор цик­ла»

1

закрепление изученного

Алгоритмические конструкции: повторение. Разработка алгоритма (программы), содер­жащей оператор цик­ла.



Знать структуру алгоритмической конст­рукции повторения.

Уметь разрабаты­вать алгоритмы, со­держащие оператор цикла

Опрос. Решение задач.

§ 39


41

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторе­ние

1

закрепление изученного

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторе­ние

Уметь создавать алгоритмы решения за­дач, используя конст­рукции ветвления, цикла.





Опрос. Решение задач.



42

Разбиение задачи на подзадачи, вспомога­тельный алгоритм. Практическая работа № 26

«Разработка алгоритма (программы), содер­жащей подпрограмму»

1

комбинированный

Разбиение задачи на подзадачи, вспомога­тельный алгоритм. Разработка алгоритма (программы), содер­жащей подпрограмму

Знать способы разбиения задачи на подзадачи.

Иметь представление о вспомогательном алгоритме. Уметь использовать вспомогательные ал­горитмы при разра­ботке алгоритмов ме­тодом детализации.

Опрос. Решение задач.

§ 29


43

Алгоритмические кон­струкции: следование, ветвление, повторе­ние. Разбиение зада­чи на подзадачи, вспомогательный ал­горитм.

1

закрепление изученного

Алгоритмические кон­струкции: следование, ветвление, повторе­ние. Разбиение зада­чи на подзадачи, вспомогательный ал­горитм.

Уметь создавать ал­горитмы решения за­дач, используя конст­рукции ветвления, цикла, вспомогатель­ные алгоритмы.

Опрос. Решение задач.



44

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных

1

ознакомление с новым материалом

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных





Знать алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных


Опрос. Решение задач.

§ 33


45

Языки программирования, их классифи­кация

1

ознакомление с новым материалом

Языки программирования, их классифика­ция

Знать классификацию языков програм­мирования; особен­ности основных типов языков программиро­вания.

Иметь представление о синтаксисе и се­мантике языка про­граммирования



Опрос. Решение задач.

§ 32

Доп.

мат.

6.3


46

Правила представления данных

1

ознакомление с новым материалом

Правила представления данных






Знать правила представления данных

Опрос. Решение задач.

§ 35


47

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, при­сваивания, ветвления, цикла. Правила запи­си программы.

Прак­тическая работа № 27 «Разработка алгорит­ма (программы) по обработке одномер­ного массива»

1

ознакомление с новым материалом

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, при­сваивания, ветвления, цикла. Правила запи­си программы. Разработка алгоритма (программы) по обра­ботке одномерного массива

Знать правила записи

основных операто­ров: ввода, вывода, присваивания, ветв­ления, цикла на язы­ке программирова­ния.

Уметь разрабатывать алгоритмы опреде­ления элементов массива, удовлетво­ряющих определенным условиям, или их суммы, находить наименьший (наи­больший) элемент и т.п.

Опрос. Решение задач.

§ 35,

41


48

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, при­сваивания, ветвления, цикла. Правила запи­си программы.

Прак­тическая работа № 28

«Разработка алгорит­ма (программы) по обработке одномер­ного массива»

1

ознакомление с новым материалом

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, при­сваивания, ветвления, цикла. Правила запи­си программы. Разработка алгоритма (программы) по обра­ботке одномерного массива

Знать правила записи

основных операто­ров: ввода, вывода, присваивания, ветв­ления, цикла на язы­ке программирова­ния.

Уметь разрабатывать алгоритмы опреде­ления элементов массива, удовлетво­ряющих определенным условиям, или их суммы, находить наименьший (наи­больший) элемент и т.п.

Опрос. Решение задач.

§ 35,

41,

42


49

Этапы разработки программы: алгорит­мизация - кодирова­ние - отладка - тес­тирование.

Практическая работа № 29

«Разработка алгоритма (программы), тре­бующего для решения поставленной задачи использования логи­ческих операций»

1

ознакомление с новым материалом

Этапы разработки программы: алгорит­мизация - кодирова­ние - отладка - тести­рование.

Разработка алгоритма (программы), требую­щего для решения по­ставленной задачи использования логи­ческих операций.

Знать этапы разработки программы. Уметь разрабатывать алгоритм, требующий для решения постав­ленной задачи ис­пользования логиче­ских операций.

Опрос. Решение задач.

§ 39


50

Обрабатываемые объекты: цепочки симво­лов, числа, списки, де­ревья.

Контрольная работа № 5

«Алгоритмы и исполнители»

(20 мин.)


1


комбиниро-ванный

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, спи­ски, деревья, графы.


Знать обрабатываемые объекты: цепоч­ки символов, числа, списки, деревья; дей­ствия с этими объек­тами


Опрос. Решение задач.



51

Практикум, работа № 3

Создание алгоритма (программы), решаю­щего поставленную задачу.

1

закрепление изученного

Разработка алгорит­ма, решающего по­ставленную задачу с использованием ма­тематических функций для записи арифмети­ческих выражений, операторов ветвления и цикла.

Разработка алгоритма для решения постав­ленной задачи с ис­пользованием вспомо­гательных алгорит­мов, в том числе по обработке одномерно­го массива.

Знать способы и приемы разработки алгоритма, решаю­щего поставленную задачу с использова­нием математических функций для записи арифметических вы­ражений, операторов ветвления и цикла. Уметь разрабатывать алгоритмы для реше­ния поставленной за­дачи с использовани­ем вспомогательных алгоритмов.

Практикум



Мультимедийные технологии (10 часов)

52

Компьютерные пре­зентации.

Практиче­ская работа № 30

«Создание презента­ции с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда»

1

ознакомление с новым материалом

Компьютерные пре­зентации.

Создание презентации с использованием го­товых шаблонов, под­бор иллюстративного материала, создание текста слайда. Структура.

Иметь представление о компьютерной пре­зентации.

Знать возможности мультимедийных технологий. Уметь создавать пре­зентации с использо­ванием готовых шаб­лонов, редактировать содержание слайдов.

Компьютерный практикум



53

Дизайн презентации и

макеты слайдов.

Практическая работа № 31

«Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда»

1

комбинированный

Создание презентации

с использованием го­товых шаблонов, под­бор иллюстративного материала, создание текста слайда. Оформление слайдов.

Уметь форматировать текст, представ­ленный на слайдах; оформлять слайды в презентации (фон, оформление слай­дов, размещение графических и тек­стовых объектов на слайдах).

Опрос. Компьютерный практикум



54

Использование простых анимационных графи­ческих объектов.

Практиче­ская работа № 32

«Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора»

1

комбинированный

Дизайн презентации и

макеты слайдов.

Использование простых анимацион­ных графи­ческих объектов. Создание гипертекстового информационного объекта.

Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.

Иметь представление о дизайне слайдов и презентации в целом. Уметь создавать тематическую презентацию; встраивать в слайды графические объекты; настраивать эффекты анимации. Уметь создавать гипертекстовый инфор­мационный объект.

Уметь использовать макеты слайдов при создании презента­ции; сохранять пре­зентацию в режиме демонстрации; запус­кать презентацию для демонстрации на экране монитора и с помощью проектора.

Опрос. Компьютерный практикум



55

Звуки и видеоизобра­жения.

Технические приемы записи звуковой и ви­деоинформации.

Практическая работа № 33

«Запись изображений и звука с использовани­ем различных уст­ройств»

1

ознакомление с новым материалом

Звуки и видеоизобра­жения.

Технические приемы записи звуковой и видеоинформации. Запись изображений и звука с использовани­ем различных уст­ройств (цифровых фо­тоаппаратов и микро­скопов, видеокамер, сканеров, магнитофо­нов).

Знать технические приемы записи звуковой и видеоинфор­мации.

Уметь записывать изображение и звук с помощью цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видео­камер, сканеров, магнитофонов.

Опрос. Компьютерный практикум



56

Кодирование звуковой информации.

Практическая работа № 34

«Кодирование звуковой информации. Запись звуковых фай­лов с различным ка­чеством звучания (глубиной кодирова­ния и частотой дискретизации)»

1

ознакомление с новым материалом

Кодирование звуковой информации. Запись звуковых фай­лов с различным качеством звучания (глубиной кодирова­ния и частотой дискретизации)

Иметь представление

о кодировании звуко­вой информации. Уметь записывать звуковые файлы с различным качеством звучания.

Опрос. Компьютерный практикум



57

Технические приемы записи звуковой ин­формации.

Прак­тическая работа № 35

«Запись музыки, в том числе с использова­нием музыкальной клавиатуры»

1

комбиниро-ванный

Технические приемы записи звуковой ин­формации. Запись музыки (в том числе с использова­нием музыкальной клавиатуры).

Знать технические приемы записи зву­ковой информации.

Уметь записывать музыку на ПК.

Опрос. Компьютерный практикум



58

Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.

Практическая работа № 36

«Обработка материа­ла, монтаж информа­ционного объекта»

1

комбиниро-ванный

Звуки и видеоизображения.

Обработка материала, монтаж информаци­онного объекта. Композиция и монтаж

Иметь представление о звуко- и видеоизоб­ражениях.

Уметь осуществлять монтаж информаци­онного объекта, ис­пользуя редактор презентаций.

Опрос. Компьютерный практикум



59

Контрольная работа № 6 «Мультимедийные технологии»

(20 мин.)

Практикум, ра­бота № 4

«Создание и обработка комплексного инфор­мационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов»

1

комбинированный

Создание и обработка

комплексного инфор­мационного объекта в виде презентации с ис­пользованием шабло­нов.

Планирование пре­зентации и слайда. Создание презента­ции; вставка изобра­жений.

Настройка анимации. Устное выступление, сопровождаемое пре­зентацией на проекци­онном экране.

Иметь представление о мультимедийных технологиях.

Уметь создавать и

обрабатывать ком­плексный информа­ционный объект в ви­де презентации с ис­пользованием шаб­лонов; обеспечивать сопровождение уст­ных выступлений презентацией на проекционном экране

Тест.

Практикум



60

Прак­тикум, работа № 5

«Запись и обработка видеофильма»

1


Запись и обработка

видеофильма'. Запись изображений и звука с использовани­ем различных уст­ройств (цифровых фо­тоаппаратов и микро­скопов, видеокамер, сканеров, магнитофо­нов).

Запись музыки (в том числе с использова­нием музыкальной клавиатуры). Обработка материала, монтаж информаци­онного объекта

Уметь записывать изображения и звук с использованием различных устройств (цифровых фотоап­паратов, микроско­пов, видеокамер, сканеров, магнито­фонов); записывать музыку; осуществ­лять монтаж инфор­мационного объекта

Практикум




Информационные технологии в обществе (5 часов)

61

Организация инфор­мации в среде кол­лективного использо­вания информацион­ных ресурсов. Орга­низация групповой работы над докумен­том.

1

ознакомление с новым материалом

Организация инфор­мации в среде коллек­тивного использова­ния информационных ресурсов. Организа­ция групповой работы над документом

Знать правила орга­низации групповой работы над докумен­том




62

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ре­сурсы.

Практическая ра­бота № 37

«Оценка скорости пе­редачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг свя­зи»


1

ознакомление с новым материалом

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ре­сурсы.

Оценка скорости пе­редачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг свя­зи. Основные этапы развития средств информаци­онных тех­ноологий.

Знать виды и характеристики информационных ресурсов общества.

Уметь оценивать скорость передачи и об работки информационных объектов, стоимость информа­ционных продуктов и услуг связи.

Опрос.

Решение задач

§ 48


63

Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность. Практическая работа № 38

«Защита информации от компьютерных вирусов»


1

ознакомление с новым материалом

Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность. Защита информации от компьютерных вирусов.

Соблюдать право при создании и использовании информации.

Уметь защищать ин­формацию от виру­сов. Знать правила информационной безопасности.

Опрос.

Компьютерный практикум

§ 48


64

Правовая охрана информационных ресурсов.

Практическая работа № 39

«Установка лицензион­ной, условно бесплатной и свободно распространяемой про­граммы»

1

комбинированный

Правовая охрана информационных ресурсов. Установка лицензион­ной, условно бесплатной и свободно распространяемой про­граммы.




Знать нормативные документы по обеспечению правовой охраны информаци­онных ресурсов.

Уметь устанавливать программное обеспе­чение

Опрос.

Компьютерный практикум

§ 48


65

Повторение.

Контрольная работа № 7

«Информационные технологии в обществе»

(20 мин.)

1

закрепление изученного

Информационные технологии в обществе.

Уметь использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Опрос.

Тест.



66- 68

Резерв учебного времени

3










Приложение 3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ и ПРАКТИКУМОВ в 8 классе



Тема

Дата

1 группа

2 группа

Контрольные работы

Контрольная работа № 1 «Информационные процессы»

(15 мин.)



Контрольная работа № 2

«Компьютер как универсальное устройство обработки информации»

(20 мин.)



Контрольная работа № 3

«Обработка текстовой информа­ции»

(20 мин.)



Контрольная работа № 4

«Обработка графической информации»

(20 мин.)



Практикумы

Практикум, работа № 1

«Обработка текстовой информации»



Практикум, работа № 2

«Создание графиче­ского объекта на свободную тему»





Приложение 4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ и ПРАКТИКУМОВ в 9 классе



Тема

Дата

1 группа

2 группа

Контрольные работы

Контрольная работа № 1

«Коммуника­ционные технологии» (20 мин.)



Контрольная работа № 2

«Формализа­ция и моделирова­ние»

(20 мин.)



Контрольная работа № 3

«Хранение информации»

(10 мин.)



Контрольная работа № 4

«Обработка числовой информации»

(15 мин.)



Контрольная работа № 5

«Алгоритмы и исполнители»

(20 мин.)



Контрольная работа № 6 «Мультимедийные технологии»

(20 мин.)



Контрольная работа № 7

«Информационные технологии в обществе»

(20 мин.)



Практикумы

Практикум, работа № 1

«Работа с моделями»



Практикум, работа № 2

«Обработка числовой информации»



Практикум, работа № 3

Создание алгоритма (программы), решаю­щего поставленную задачу.



Практикум, ра­бота № 4

«Создание и обработка комплексного инфор­мационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов»



Прак­тикум, работа № 5

«Запись и обработка видеофильма»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!