СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 7 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике и ИКТ для работы в 7 классе общеобразовательной школы по учебнику Семакина И.Г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 7 класс»

4


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Куровская основная общеобразовательная школа

Рассмотрено

Руководитель МО

______________ Шкитырь Г.А.

Протокол №

От « »____________ 20 г.



Утверждаю

Директор

_______________ Летушова Л.В

Приказ №

От « »___________ 20 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

высшей квалификационной категории

Летушовой Людмилы Владимировны

по информатике и ИКТ в 7 классе

















2020 – 2021 уч. год








  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение следующих результатов:



Личностные результаты:

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы, графики, таблицы для решения учебных и познавательных задач;

  • Смысловое чтение;

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

  • Умение применять поисковые системы учебных и познавательных задач;

  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты:

  • Умение использовать термины «информация», «наука», «связь», «сообщение», «данные», «входные данные», «процессы», «органы чувств», «кодирование», «программа», «формула», «история развития», «звуковое кодирование», «звуковое кодирование», «пространственная дискретизация», «волны», «рисуночное письмо»; «рисунок» понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике и т. д;

  • Умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице и т.д.;

  • Умение использовать прикладные компьютерные программы;

  • Умение выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Полученные результаты служат основой разработки контрольных измерительных материалов.

II Содержание тем учебного курса

Введение в предмет

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.

  1. Человек и информация.

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы

Измерение информации. Единицы измерения информации.

  1. Компьютер: устройство и программное обеспечение.

Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

  1. Текстовая информация и компьютер.

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

  1. Графическая информация и компьютер.

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения.  Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

  1. Мультимедиа и компьютерные презентации.

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.


III Требования к уровню подготовки обучающихся

  • «Человек и информация» - знания о связи между информацией и знаниями человека; что такое информационные процессы; какие существуют носители информации; функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки; как определяется единица измерения информации — бит, что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт; умения - приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; приводить примеры информативных и неинформативных сообщений; измерять информационный объем текста в байтах (при использовании  компьютерного алфавита); пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб); пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

  • «Компьютер: устройство и программное обеспечение» - знать правила техники безопасности и при работе на компьютере; состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти; типы и свойства устройств внешней памяти; типы и назначение устройств ввода/вывода; сущность программного управления работой компьютера; принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; назначение программного обеспечения и его состав; историю развития вычислительной техники; как защитить компьютер от вирусов; уметь - включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой; ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране директорию диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск; использовать антивирусные программы.

  • «Текстовая информация и компьютер» - знать способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы); назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров), форматы текстовых файлов; основные режимы работы текстовых редакторов (редактирования, форматирования, поиска, печати, контроль, работа с таблицами); назначение гипертекста; уметь - набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

  • «Графическая информация и компьютер» – знать способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; какие существуют области применения компьютерной графики; назначение графических редакторов; назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр; уметь - строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов; сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

  • «Мультимедиа и компьютерные презентации» - знать, что такое мультимедиа; принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях; уметь - создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Программа курса построена на концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, что она позволяет сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса информатики рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал.

В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом биологии (6-7 классы), где дается знакомство восприятием информации человеком, химией (процессы, опасные вещества); изобразительного искусства (графика); музыкой (звуковые редакторы); русский и английский язык (владение речевыми способностями). Данная программа конкретизирует и расширяет содержание отдельных тем образовательного стандарта в соответствии с образовательной программой школы, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательности их изучения с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса школы.

Количество часов на каждую тему определено в соответствии с контингентом обучающихся данного класса.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. В подростковом возрасте происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по самоорганизации и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности.


Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), в том числе:

контрольные работы- 5, практические работы –17

Тематическое планирование.

п/п

Тема урока



Тип урока

Дата

по плану

фактически

1

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

Урок изучения новых знаний



2

Информация и знания. Восприятие и представление информации человеком. Информационные процессы.

Комбиниро-

ванный



3

Измерение информации. Содержательный подход.

Проблемный



4

Измерение информации. Алфавитный подход.

Урок изучения новых знаний



5

Измерение информации. Решение задач

Комбиниро-

ванный



6

Контрольная работа №1 «Человек и информация».

Защита творческих работ.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний



7

Назначение и устройство компьютера. История развития вычислительной техники.

комбинированный



8

Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и характеристики.

Учебный практикум



9

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера.

Проблемный



10

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС.

комбинированный



11

Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

комбинированный



12

Организация информации на внешних носителях, файлы. Файловая структура внешней памяти.

Проблемный



13

Работа с файловой структурой ОС.

Проблемный



14

Контрольная работа №2 «Компьютер: устройство и ПО». Защита творческих работ.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний



15

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы.

Учебный практикум



16

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними.

Проблемный



17

Основные приемы ввода и редактирования текста. Таблицы.

комбинированный



18

Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).

Проблемный




19

Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Гипертекст.

комбинированный




20

Контрольная работа №3 «Текстовая информация и компьютер».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний




21

Анализ контрольной работы.

комбинированный




22

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Форматы графических файлов.

Проблемный




23

Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

комбинированный




24

Графические редакторы (растровый) и методы работы с ними. Цветовая гамма. Слои.

Проблемный




25

Графические редакторы (растровый) и методы работы с ними. 3D изображения.

комбинированный




26

Графические редакторы (векторный) и методы работы с ними. Чертеж.

Проблемный




27

Графические редакторы (векторный) и методы работы с ними. 3D модели.

комбинированный




28

Контрольная работа №4 «Графическая информация и компьютер».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний




29

Что такое мультимедиа; области применения. Технические средства мультимедиа.

комбинированный




30

Компьютерные презентации.

комбинированный




31

Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука.

Проблемный




32

Обработка видеофайлов с помощью компьютера.

комбинированный




33

Контрольная работа №5 «Мультимедиа и компьютерные презентации».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний




34

Защита творческих работ.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний




35

Выравнивание: игра «Предмет информатики в жизни людей».

Игровой






Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Цель: освоение клавиатуры, основные приемы редактирования.

Практическая работа №2 «Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений».

Цель: освоение основного состава устройств компьютера их назначением и информационным взаимодействием.

Практическая работа №3 «Знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы, справочная служба».

Цель: освоение сущности программного управления работой компьютера.

Практическая работа №4 «Работа с файловой системой ОС».

Цель: освоение принципов организации информации на внешних носителях.

Практическая работа №5 «Проверка компьютера на вирусы».

Цель: освоение способов безопасности компьютера.

Практическая работа №6 «Работа с таблицами, вставка в таблицы формул, рисунков».

Цель: освоение способов представления символьной информации в памяти компьютера.

Практическая работа №7 «Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Орфографическая проверка текста, поиск и замена, печать документа».

Цель: освоение основных режимов работы текстовых редакторов.

Практическая работа №8 «Работа с нумерованными и маркированными списками, шаблонами и стилями».

Цель: освоение основных режимов работы текстовых редакторов.

Практическая работа №9 «Вставка гиперссылок в текстовый документ».

Цель: освоение основных режимов работы текстовых редакторов.

Практическая работа №10 «Сканирование, перевод и распознавание текста».

Цель: освоение основных режимов работы текстовых редакторов.

Практическая работа №11«Создание и редактирование изображений в растровом редакторе Paint.Net с использованием цветовой гаммы и наложением слоев».

Цель: освоение назначений основных компонентов среды графического редактора растрового типа.

Практическая работа №12«Создание и редактирование 3d изображений в растровом редакторе Paint.Net. Смайлик».

Цель: освоение назначений основных компонентов среды графического редактора растрового типа.

Практическая работа №13 «Создание простейшего чертежа в векторном редакторе Компас».

Цель: освоение назначений основных компонентов среды графического редактора векторного типа.

Практическая работа №14 «Создание простейшей 3d модели в векторном редакторе Компас»

Цель: освоение назначений основных компонентов среды графического редактора векторного типа.

Практическая работа №15 «Создание интерактивной презентации «История развития ВТ».

Цель: освоение назначений основных компонентов среды мультимедийного редактора презентаций.

Практическая работа №16 «Запись и редактирование звукового клипа».

Цель: освоение назначений основных компонентов среды звукового редактора.

Практическая работа №17 «Создание простейшего видеоклипа».

Цель: освоение назначений основных компонентов среды видео редактора.


Приложение_2

Контрольно-измерительные материалы


Контрольная работа №1 «Человек и информация».


  • Что такое информация?

  1. Информация, которая храниться на носителе;

  2. Сведения и знания, содержащиеся в сообщении;

  3. Сведения из книг и журналов;

  4. Новое и понятное сообщение на формальном языке

  • В какой форме хранится, передается, обрабатывается информация?

  1. В образной форме;

  2. В двоичной форме;

  3. В символьной (знаковой) форме;

  4. В понятной мне форме

  • Что такое язык?

  1. Определенная знаковая система представления информации;

  2. Система передачи информации;

  3. Средство общения;

  4. Средство передачи и хранения информации.

  1. Дорожные знаки;

  2. Формальный язык;

  3. Естественный язык;

  4. Символьный язык.

  • Байт, килобайт и т. п.:

  1. Скорость передачи информации;

  2. Количество информации;

  3. Вес информации;

  4. Представление информации

  • По способу восприятия человеком различают следующие виды информации:

  1. Текстовую, числовую, графическую, табличную;

  2. Научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную;

  3. Обыденную, производственную, техническую, управленческую;

  4. Визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую;

  5. Математическую, биологическую, медицинскую, психологическую.

  • 1. В корзине лежат белые и черные шары. Среди них – 4 белых. Сообщение о том, что достали белый шар, несет 3 бита информации. Сколько всего шаров в корзине?

1) 4; 2) 8; 3) 3; 4) 16; 5) 32.

  • Качество решений, принятых на основании полученной информации, зависит от …

  1. Вида информации;

  2. Свойств информации;

  3. Количества информации;

  4. Способа передачи и хранения информации?




Контрольная работа №2 «Компьютер: устройство и ПО».


  • Какие устройства компьютера можно сравнить с человеческой памятью?

  1. Устройства ввода информации

  2. Устройства вывода

  3. Устройства обработки информации

  4. Устройства хранения информации

  • Что хранится в памяти компьютера?

1. Совокупность средств взаимодействия программы и пользователя

2. Данные и программы

3. Файлы, клипы, документы, видео, рисунки

  • Для чего предназначена оперативная память?

  1. Для временного хранения обрабатываемой процессором информации.

  2. Для постоянного хранения информации.

  3. Для обработки информации.

  4. Для видимости памяти.

  • Сколько информации несет один символ двухсимвольного алфавита?

  1. 1 бит

  2. 1 байт

  3. 1024байт

  • Вставьте пропущенное слово:

  1. «…..могут объединяться в ячейки, которые называются также словами».

  2. Байты

  3. Биты

  4. Память

  • Во время исполнения прикладная программа хранится:

  1. В видеопамяти;

  2. В процессоре;

  3. В оперативной памяти;

  4. В ПЗУ.

  • Впиши пропущенные слова в предложениях:

«…-это ПО, которое предназначено для выполнения конкретных задач пользователя. И оно является наиболее дружественно пользователю».

  1. Системное ПО

  2. Прикладное ПО

  3. Сервисное ПО

  4. Средства программирования

  • Пользователь работал с каталогом С:\Архив\Рисунки\Натюрморты.

Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем еще раз поднялся на один уровень вверх и после этого спустился в каталог Фотографии. Укажите полный путь каталога, в котором оказался пользователь.

  1. C:\Архив\Рисунки\Фотографии

  2. C:\Архив\Фотографии

  3. C:\Фотографии\Архив

C:\Фотографии






Контрольная работа №3 «Текстовая информация и компьютер».


  • Текстовый редактор - программа, предназначенная для:

1.Создания, редактирования и форматирования текстовой информации;

2.Работы с изображениями в процессе создания игровых программ;

3.Управление ресурсами ПК при создании документов;

4.Автоматического перевода с символьных языков в машинные коды;

  • Курсор - это

1.Устройство ввода текстовой информации;

2.Клавиша на клавиатуре;

3.Наименьший элемент отображения на экране;

4.Метка на экране монитора, указывающая позицию, в которой будет отображен вводимый с клавиатуры.

  • При наборе текста одно слово от другого отделяется:

1.Точкой;

2.Пробелом;

3.Запятой;

4.Двоеточием.

  • В текстовом редакторе при задании параметров страницы устанавливаются:

1.Гарнитура, размер, начертание;

2.Отступ, интервал;

3.Поля, ориентация;

4.Стиль, шаблон.

  • Меню текстового редактора - это:

1.Часть его интерфейса, обеспечивающая переход к выполнению различных операций над текстом;

2.Подпрограмма, обеспечивающая управление ресурсами ПК при создании документа;

3.Своеобразное "окно", через которое тест просматривается на экране;

4.Информация о текущем состоянии текстового редактора.

  • Замена слова в тексте по заданному образцу является процессом:

1.Обработки информации;

2.Хранения информации;

3.Передачи информации;

4.Уничтожение информации;

  • Текст, набранный в тестовом редакторе, храниться на внешнем запоминающем устройстве в виде:

1.Файла;

2.Таблицы кодировки;

3.Рисунка;

4.Ярлыка.

  • Гипертекст - это 

1.Структурированный текст, в котором могут осуществляться переходы по выделенным меткам;

2.Обычный, но очень большой по объему текст;

3.Текст, буквы которого набраны шрифтом очень большого размера;

4.Распределенная совокупность баз данных, содержащих тексты.



Контрольная работа №4 «Графическая информация и компьютер».


  • С какой информацией не работали машины 1-го и 2-го поколения?

  1. Числовой

  2. Символьной

  3. Графической

  • В каком режиме были представлены первые изображения?

  1. В режиме конструкторской графики

  2. В режиме наскальных рисунков

  3. В режиме текстовой печати

  4. В режиме символьной печати

  • Какое направление компьютерной графики появилось самым первым?

  1. Архитектурная

  2. Конструкторская

  3. Научная

  4. Деловая

  5. Иллюстративная


  • Что послужило бурному развитию киноиндустрии?

  1. Развитие специальных устройств вывода изображения на печать

  2. Массовое применение компьютеров

  3. Создание анимированных графических пакетов

  4. Применение спецэффектов


  • Благодаря чему, компьютерная графика стала доступна широкому кругу пользователей?

  1. Развитию киноиндустрии

  2. Развитию анимации

  3. Развитию операционных систем

  4. Развитию прикладных графических пакетов


  • Где хранится информация о состоянии каждого пикселя?

  1. Видеопамяти

  2. Видеоадаптере

  3. Дисплейном процессоре


  • Какой способ представления графической информации экономнее по использованию памяти?

  1. Растровый

  2. Векторный

  3. Одинаково


  • Что такое графические примитивы?

  1. Способ хранения графического файла

  2. Методы сжатия файла

  3. Геометрические элементы


  • Что такое графические примитивы?

  1. Способ хранения графического файла

  2. Методы сжатия файла

  3. Геометрические элементы


Контрольная работа №5 «Мультимедиа и компьютерные презентации».


  • Устройство для демонстрации мультимедиа приложения в большой аудитории используют:

  1. Ватман

  2. Эпидиаскопы

  3. Слайд-проекторы

  4. Кодоскопы

  5. Мультимедиа проектор

  • Что можно использовать для связи между отдельными фрагментами презентации?

  1. Нумерацию

  2. Гиперссылки

  3. Анимацию

  4. Вид

  5. Дизайн

  • Что такое сценарий презентации?

  1. Количество слайдов

  2. Схема презентации

  3. Способ показа презентации

  4. Защита презентации

  • Звуковой называют информацию, которая воспринимается посредством органов(органа):

  1. Зрения

  2. Осязания

  3. Обоняния

  4. Слуха

  5. Восприятия вкуса

  • К звуковой можно отнести информацию, которая передается посредством:

  1. Переноса вещества

  2. Электромагнитных волн

  3. Световых волн

  4. Звуковых волн

  5. Знаковых моделей

  • Звуковое общение наиболее развито у:

  1. Насекомых

  2. Рыб

  3. Бактерий

  4. Морских животных

  5. Позвоночных животных и птиц

  • Дополните предложение:"Звук представляет собой.."

  1. Интенсивность

  2. Волну

  3. Частоту

  • Колебание воздуха

  1. Наибольший объем будет иметь файл, содержащий:

  2. Аудиоклип длительностью 1 минута

  3. Презентация из 50 слайдов

  4. 1 страницу текста

  5. Черно-белый рисунок 100х100


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!