4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Куровская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено Руководитель МО ______________ Шкитырь Г.А. Протокол № От « »____________ 20 г. | | Утверждаю Директор _______________ Летушова Л.В Приказ № От « »___________ 20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
высшей квалификационной категории
Летушовой Людмилы Владимировны
по информатике и ИКТ в 7 классе
2020 – 2021 уч. год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы, графики, таблицы для решения учебных и познавательных задач;
Смысловое чтение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
Умение применять поисковые системы учебных и познавательных задач;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
Умение использовать термины «информация», «наука», «связь», «сообщение», «данные», «входные данные», «процессы», «органы чувств», «кодирование», «программа», «формула», «история развития», «звуковое кодирование», «звуковое кодирование», «пространственная дискретизация», «волны», «рисуночное письмо»; «рисунок» понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике и т. д;
Умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице и т.д.;
Умение использовать прикладные компьютерные программы;
Умение выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Полученные результаты служат основой разработки контрольных измерительных материалов.
II Содержание тем учебного курса
Введение в предмет
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.
Человек и информация.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Компьютер: устройство и программное обеспечение.
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Текстовая информация и компьютер.
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Графическая информация и компьютер.
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Мультимедиа и компьютерные презентации.
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
III Требования к уровню подготовки обучающихся
«Человек и информация» - знания о связи между информацией и знаниями человека; что такое информационные процессы; какие существуют носители информации; функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки; как определяется единица измерения информации — бит, что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт; умения - приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; приводить примеры информативных и неинформативных сообщений; измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита); пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб); пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
«Компьютер: устройство и программное обеспечение» - знать правила техники безопасности и при работе на компьютере; состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти; типы и свойства устройств внешней памяти; типы и назначение устройств ввода/вывода; сущность программного управления работой компьютера; принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; назначение программного обеспечения и его состав; историю развития вычислительной техники; как защитить компьютер от вирусов; уметь - включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой; ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране директорию диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск; использовать антивирусные программы.
«Текстовая информация и компьютер» - знать способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы); назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров), форматы текстовых файлов; основные режимы работы текстовых редакторов (редактирования, форматирования, поиска, печати, контроль, работа с таблицами); назначение гипертекста; уметь - набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
«Графическая информация и компьютер» – знать способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; какие существуют области применения компьютерной графики; назначение графических редакторов; назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр; уметь - строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов; сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
«Мультимедиа и компьютерные презентации» - знать, что такое мультимедиа; принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях; уметь - создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Программа курса построена на концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, что она позволяет сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса информатики рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал.
В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом биологии (6-7 классы), где дается знакомство восприятием информации человеком, химией (процессы, опасные вещества); изобразительного искусства (графика); музыкой (звуковые редакторы); русский и английский язык (владение речевыми способностями). Данная программа конкретизирует и расширяет содержание отдельных тем образовательного стандарта в соответствии с образовательной программой школы, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательности их изучения с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса школы.
Количество часов на каждую тему определено в соответствии с контингентом обучающихся данного класса.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. В подростковом возрасте происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по самоорганизации и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), в том числе:
контрольные работы- 5, практические работы –17
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Дата |
по плану | фактически |
1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. | Урок изучения новых знаний | | |
2 | Информация и знания. Восприятие и представление информации человеком. Информационные процессы. | Комбиниро- ванный | | |
3 | Измерение информации. Содержательный подход. | Проблемный | | |
4 | Измерение информации. Алфавитный подход. | Урок изучения новых знаний | | |
5 | Измерение информации. Решение задач | Комбиниро- ванный | | |
6 | Контрольная работа №1 «Человек и информация». Защита творческих работ. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | | |
7 | Назначение и устройство компьютера. История развития вычислительной техники. | комбинированный | | |
8 | Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и характеристики. | Учебный практикум | | |
9 | Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. | Проблемный | | |
10 | Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. | комбинированный | | |
11 | Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. | комбинированный | | |
12 | Организация информации на внешних носителях, файлы. Файловая структура внешней памяти. | Проблемный | | |
13 | Работа с файловой структурой ОС. | Проблемный | | |
14 | Контрольная работа №2 «Компьютер: устройство и ПО». Защита творческих работ. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | | |
15 | Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. | Учебный практикум | | |
16 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. | Проблемный | | |
17 | Основные приемы ввода и редактирования текста. Таблицы. | комбинированный | | |
18 | Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода). | Проблемный | | | |
19 | Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Гипертекст. | комбинированный | | | |
20 | Контрольная работа №3 «Текстовая информация и компьютер». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | | | |
21 | Анализ контрольной работы. | комбинированный | | | |
22 | Компьютерная графика: области применения, технические средства. Форматы графических файлов. | Проблемный | | | |
23 | Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. | комбинированный | | | |
24 | Графические редакторы (растровый) и методы работы с ними. Цветовая гамма. Слои. | Проблемный | | | |
25 | Графические редакторы (растровый) и методы работы с ними. 3D изображения. | комбинированный | | | |
26 | Графические редакторы (векторный) и методы работы с ними. Чертеж. | Проблемный | | | |
27 | Графические редакторы (векторный) и методы работы с ними. 3D модели. | комбинированный | | | |
28 | Контрольная работа №4 «Графическая информация и компьютер». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | | | |
29 | Что такое мультимедиа; области применения. Технические средства мультимедиа. | комбинированный | | | |
30 | Компьютерные презентации. | комбинированный | | | |
31 | Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. | Проблемный | | | |
32 | Обработка видеофайлов с помощью компьютера. | комбинированный | | | |
33 | Контрольная работа №5 «Мультимедиа и компьютерные презентации». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | | | |
34 | Защита творческих работ. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | | | |
35 | Выравнивание: игра «Предмет информатики в жизни людей». | Игровой | | | |
Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Цель: освоение клавиатуры, основные приемы редактирования.
Практическая работа №2 «Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений».
Цель: освоение основного состава устройств компьютера их назначением и информационным взаимодействием.
Практическая работа №3 «Знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы, справочная служба».
Цель: освоение сущности программного управления работой компьютера.
Практическая работа №4 «Работа с файловой системой ОС».
Цель: освоение принципов организации информации на внешних носителях.
Практическая работа №5 «Проверка компьютера на вирусы».
Цель: освоение способов безопасности компьютера.
Практическая работа №6 «Работа с таблицами, вставка в таблицы формул, рисунков».
Цель: освоение способов представления символьной информации в памяти компьютера.
Практическая работа №7 «Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Орфографическая проверка текста, поиск и замена, печать документа».
Цель: освоение основных режимов работы текстовых редакторов.
Практическая работа №8 «Работа с нумерованными и маркированными списками, шаблонами и стилями».
Цель: освоение основных режимов работы текстовых редакторов.
Практическая работа №9 «Вставка гиперссылок в текстовый документ».
Цель: освоение основных режимов работы текстовых редакторов.
Практическая работа №10 «Сканирование, перевод и распознавание текста».
Цель: освоение основных режимов работы текстовых редакторов.
Практическая работа №11«Создание и редактирование изображений в растровом редакторе Paint.Net с использованием цветовой гаммы и наложением слоев».
Цель: освоение назначений основных компонентов среды графического редактора растрового типа.
Практическая работа №12«Создание и редактирование 3d изображений в растровом редакторе Paint.Net. Смайлик».
Цель: освоение назначений основных компонентов среды графического редактора растрового типа.
Практическая работа №13 «Создание простейшего чертежа в векторном редакторе Компас».
Цель: освоение назначений основных компонентов среды графического редактора векторного типа.
Практическая работа №14 «Создание простейшей 3d модели в векторном редакторе Компас»
Цель: освоение назначений основных компонентов среды графического редактора векторного типа.
Практическая работа №15 «Создание интерактивной презентации «История развития ВТ».
Цель: освоение назначений основных компонентов среды мультимедийного редактора презентаций.
Практическая работа №16 «Запись и редактирование звукового клипа».
Цель: освоение назначений основных компонентов среды звукового редактора.
Практическая работа №17 «Создание простейшего видеоклипа».
Цель: освоение назначений основных компонентов среды видео редактора.
Приложение_2
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа №1 «Человек и информация».
Информация, которая храниться на носителе;
Сведения и знания, содержащиеся в сообщении;
Сведения из книг и журналов;
Новое и понятное сообщение на формальном языке
В какой форме хранится, передается, обрабатывается информация?
В образной форме;
В двоичной форме;
В символьной (знаковой) форме;
В понятной мне форме
Определенная знаковая система представления информации;
Система передачи информации;
Средство общения;
Средство передачи и хранения информации.
Дорожные знаки;
Формальный язык;
Естественный язык;
Символьный язык.
Скорость передачи информации;
Количество информации;
Вес информации;
Представление информации
Текстовую, числовую, графическую, табличную;
Научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную;
Обыденную, производственную, техническую, управленческую;
Визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую;
Математическую, биологическую, медицинскую, психологическую.
1. В корзине лежат белые и черные шары. Среди них – 4 белых. Сообщение о том, что достали белый шар, несет 3 бита информации. Сколько всего шаров в корзине?
1) 4; 2) 8; 3) 3; 4) 16; 5) 32.
Качество решений, принятых на основании полученной информации, зависит от …
Вида информации;
Свойств информации;
Количества информации;
Способа передачи и хранения информации?
Контрольная работа №2 «Компьютер: устройство и ПО».
Устройства ввода информации
Устройства вывода
Устройства обработки информации
Устройства хранения информации
1. Совокупность средств взаимодействия программы и пользователя
2. Данные и программы
3. Файлы, клипы, документы, видео, рисунки
Для временного хранения обрабатываемой процессором информации.
Для постоянного хранения информации.
Для обработки информации.
Для видимости памяти.
1 бит
1 байт
1024байт
«…..могут объединяться в ячейки, которые называются также словами».
Байты
Биты
Память
В видеопамяти;
В процессоре;
В оперативной памяти;
В ПЗУ.
«…-это ПО, которое предназначено для выполнения конкретных задач пользователя. И оно является наиболее дружественно пользователю».
Системное ПО
Прикладное ПО
Сервисное ПО
Средства программирования
Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем еще раз поднялся на один уровень вверх и после этого спустился в каталог Фотографии. Укажите полный путь каталога, в котором оказался пользователь.
C:\Архив\Рисунки\Фотографии
C:\Архив\Фотографии
C:\Фотографии\Архив
C:\Фотографии
Контрольная работа №3 «Текстовая информация и компьютер».
Текстовый редактор - программа, предназначенная для:
1.Создания, редактирования и форматирования текстовой информации;
2.Работы с изображениями в процессе создания игровых программ;
3.Управление ресурсами ПК при создании документов;
4.Автоматического перевода с символьных языков в машинные коды;
1.Устройство ввода текстовой информации;
2.Клавиша на клавиатуре;
3.Наименьший элемент отображения на экране;
4.Метка на экране монитора, указывающая позицию, в которой будет отображен вводимый с клавиатуры.
1.Точкой;
2.Пробелом;
3.Запятой;
4.Двоеточием.
1.Гарнитура, размер, начертание;
2.Отступ, интервал;
3.Поля, ориентация;
4.Стиль, шаблон.
1.Часть его интерфейса, обеспечивающая переход к выполнению различных операций над текстом;
2.Подпрограмма, обеспечивающая управление ресурсами ПК при создании документа;
3.Своеобразное "окно", через которое тест просматривается на экране;
4.Информация о текущем состоянии текстового редактора.
1.Обработки информации;
2.Хранения информации;
3.Передачи информации;
4.Уничтожение информации;
Текст, набранный в тестовом редакторе, храниться на внешнем запоминающем устройстве в виде:
1.Файла;
2.Таблицы кодировки;
3.Рисунка;
4.Ярлыка.
1.Структурированный текст, в котором могут осуществляться переходы по выделенным меткам;
2.Обычный, но очень большой по объему текст;
3.Текст, буквы которого набраны шрифтом очень большого размера;
4.Распределенная совокупность баз данных, содержащих тексты.
Контрольная работа №4 «Графическая информация и компьютер».
Числовой
Символьной
Графической
В режиме конструкторской графики
В режиме наскальных рисунков
В режиме текстовой печати
В режиме символьной печати
Архитектурная
Конструкторская
Научная
Деловая
Иллюстративная
Развитие специальных устройств вывода изображения на печать
Массовое применение компьютеров
Создание анимированных графических пакетов
Применение спецэффектов
Благодаря чему, компьютерная графика стала доступна широкому кругу пользователей?
Развитию киноиндустрии
Развитию анимации
Развитию операционных систем
Развитию прикладных графических пакетов
Видеопамяти
Видеоадаптере
Дисплейном процессоре
Растровый
Векторный
Одинаково
Способ хранения графического файла
Методы сжатия файла
Геометрические элементы
Способ хранения графического файла
Методы сжатия файла
Геометрические элементы
Контрольная работа №5 «Мультимедиа и компьютерные презентации».
Ватман
Эпидиаскопы
Слайд-проекторы
Кодоскопы
Мультимедиа проектор
Нумерацию
Гиперссылки
Анимацию
Вид
Дизайн
Количество слайдов
Схема презентации
Способ показа презентации
Защита презентации
Звуковой называют информацию, которая воспринимается посредством органов(органа):
Зрения
Осязания
Обоняния
Слуха
Восприятия вкуса
К звуковой можно отнести информацию, которая передается посредством:
Переноса вещества
Электромагнитных волн
Световых волн
Звуковых волн
Знаковых моделей
Насекомых
Рыб
Бактерий
Морских животных
Позвоночных животных и птиц
Интенсивность
Волну
Частоту
Наибольший объем будет иметь файл, содержащий:
Аудиоклип длительностью 1 минута
Презентация из 50 слайдов
1 страницу текста
Черно-белый рисунок 100х100