Программа разработана на основе авторской рабочей программы И.Г. Семакина (Сборник «Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. ФГОС под ред. И.Г. Семакина, Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012 г.; учебника Информатика: учебник для 7 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 г. Рабочая программа по физике для 7 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Примерная программа по предмету Место и количество часов в учебном плане | Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения. Федеральный базисный план отводит 35 часов для образовательного изучения информатики в 7 классе из расчёта 1 час в неделю. В соответствии с этим реализуется программа в объеме 35 часов (1 час в неделю). |
УМК: | Информатика: учебник для 7 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова, стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 г. |
Цели программы | освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. |
Задачи программы | - формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; - формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; - развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; - формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; - формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | Ценностные ориентиры содержания курса информатики и информационных технологий в основной школе определяются спецификой информатики и информационных технологий как науки. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. В качестве объектов ценностей труда и быта рассматривается формирование понимания у школьников необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств; сознательного выбора будущей профессиональной деятельности. В основе формирования коммуникативных ценностей, лежит процесс общения, грамотная речь, правильное использование предметной терминологии и символики, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения. В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности информатики: Формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. |
Личностные результаты освоения информатики | 1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. 2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. 3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. |
Метапредметные результаты освоения информатики | 1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. 4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции). |
Предметные результаты освоения информатики | 1. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; 2. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах; 3. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; 4. Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; 5. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; 6. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. |
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | Содержание |
1. | Введение в предмет | 1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. |
2. | Человек и информация | 5 | Информация и её виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы П.Р.№1. Освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования. Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. |
3. | Компьютер: устройство и программное обеспечение | 7 | Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики П.Р.№2. Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. П.Р.№3 Знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой. П.Р.№4. Работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ. |
4. | Текстовая информация и компьютер | 9 | Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. П.Р.№5. Основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. П.Р.№6. Работа со шрифтами; приемы форматирования текста. П.Р.№7. Работа с выделенными блоками через буфер обмена. П.Р.№8. Работа с таблицами. П.Р.№9. Работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст. П.Р.№10. Знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок. Повторение по теме «Текстовая информация и компьютер». |
5. | Графическая информация и компьютер | 6 | Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. П.Р.№11. Создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов. П.Р.№12. Основные приёмы редактирование изображения. П.Р.№13. Знакомство с работой в среде редактора векторного типа. П.Р.№14. Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора. |
6. | Мультимедиа и компьютерные презентации | 6 | Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. П.Р.№15. Освоение работы с программным пакетом создания презентаций. П.Р.№16. Создание презентации, содержащей графические изображения, текст. П.Р.№17. Создание презентации, содержащей анимацию и звук. П.Р.№18. Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора. П.Р.№19. Использование записанного изображения и звука в презентации. |
7. | Резерв | 1 | |
№ п/п | Тема урока, домашнее задание, Модуль «Компьютерный дизайн» | Количество часов |
Введение в предмет (1 ч.) |
-
| Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Знакомство с компьютерным классом. Техника безопасности и организация рабочего места. Д/З Записи в тетради. | 1 |
Человек и информация (5 ч.) |
-
| Информация и знания. Д/З Записи в тетради. Модуль | 1 |
-
| Восприятие информации человеком. Д/З Записи в тетради. | 1 |
-
| Информационные процессы. Работа с тренажером клавиатуры. Практическая работа №1 Д/З Записи в тетради. Модуль | 1 |
-
| Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации Д/З Записи в тетради. Модуль | 1 |
-
| Решение задач, Контрольная работа №1 Д/З | 1 |
Компьютер: устройство и программное обеспечение (7 ч.) |
-
| Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти. Д/З Записи в тетради | 1 |
-
| Устройство персонального компьютера. Магистральный принцип взаимодействия устройств ПК. Практическая работа №2 Д/З Записи в тетради. | 1 |
-
| Основные характеристики персонального компьютера. Д/З Записи в тетради. Модуль | 1 |
-
| Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции. Практическая работа №3 Д/З Записи в тетради. Модуль | 1 |
-
| Файлы и файловые структуры Д/З Записи в тетради. | 1 |
-
| Пользовательский интерфейс. Знакомство с операционной системой: работа с окнами, запуск программ, использование встроенной справочной системы. Практическая работа №4 Д/З Записи в тетради. | 1 |
-
| Повторение и обобщение, Контрольная работа №2 Д/З | 1 |
Текстовая информация и компьютер (9 ч.) |
-
| Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы. Д/З Записи в тетради. Модуль | 1 |
-
| Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. Д/З Записи в тетради. Модуль | 1 |
-
| Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение, возможности, принципы работы. Практическая работа №5 Д/З Записи в тетради. Модуль | 1 |
-
| Орфографическая проверка текста. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Печать документа. Практическая работа №6 Д/З Записи в тетради. | 1 |
-
| Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста, многооконный режим работы. Режим поиска и замены. Практическая работа №7 Д/З Записи в тетради. | 1 |
-
| Работа с таблицами. Вставка рисунков в текст. Практическая работа №8 Д/З Записи в тетради. Модуль | 1 |
-
| Понятие шаблонов и стилей. Маркированные и нумерованные списки. Вставка формул. Практическая работа №9 Д/З Записи в тетради. | 1 |
-
| Сканирование и распознавание текста. Машинный перевод текста. Практическая работа №10 Д/З Записи в тетради. | 1 |
-
| Повторение и обобщение, Контрольная работа №3 Д/З | 1 |
Графическая информация и компьютер (6 ч.) |
-
| Компьютерная графика: области применения и виды графики. Д/З Записи в тетради. Модуль | 1 |
-
| Технические средства компьютерной графики. Практическая работа №11 Д/З Записи в тетради. Модуль | 1 |
-
| Принципы кодирования изображения. Практическая работа №12 Д/З Записи в тетради. | 1 |
-
| Растровая и векторная графика. Практическая работа №13 Д/З Записи в тетради | 1 |
-
| Работа с растровым графическим редактором растрового типа. Практическая работа №14. Д/З Записи в тетради. | 1 |
-
| Работа с растровым графическим редактором векторного типа. Повторение и обобщение. Контрольная работа №4. Д/З | 1 |
Мультимедиа и компьютерные презентации (6 ч.) |
-
| Понятие мультимедиа и области применения. Практическая работа №15. Д/З Записи в тетради. | 1 |
-
| Аналоговый и цифровой звук. Представление звука в памяти компьютера. Практическая работа № 16. Д/З Записи в тетради. | 1 |
-
| Технические средства мультимедиа. Практическая работа №17. Д/З Записи в тетради. | 1 |
-
| Компьютерные презентации. Практическая работа №18. Д/З Записи в тетради. | 1 |
-
| Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного изображения и звука. Практическая работа №19 Д/З Записи в тетради. | 1 |
-
| Контрольная работа №5 Д/З | 1 |
-
| Резерв | 1 |
| Всего | 35 |