ИНФОРМАТИКА 7-9 КЛАССЫ
Оглавление ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2
Раздел 1. Планируемые предметные результаты освоения предмета 2
Раздел 2. Содержание учебного предмета 4
Раздел 3. Тематическое планирование 8
Приложение 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС 9
Приложение 2 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС 11
Приложение 3 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС 13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Примерной программы по информатике и ИКТ. 7-9 классы опубликованной в сборнике «Информатика. Программы для основной школы: 7-9 классы – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015».
Учебный план МБОУ Ликинской сош на 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа реализуется через УМК «Информатика» 7-9 класс, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний. В ней отражены все требования обязательного минимума к базовому образованию по информатике учащихся 7-9 классов.
Согласно учебному плану учреждения на реализацию этой программы отводится 1 час в неделю в каждом классе, по 34 часа в год.
Раздел 1. Планируемые предметные результаты освоения предмета
Предметные:
Обучающийся научится:
интерпретировать сообщение с позиций их смысла, синтаксиса, ценности;
выделять информационные системы и модели в естественнонаучной, социальной и технической областях;
анализировать информационные модели с точки зрения их адекватности объекту и целям моделирования, исследовать модели с целью получения новой информации об объекте;
владеть навыками качественной и количественной характеристики информационной модели;
проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных моделей и интерпретировать их результаты
анализировать информационные системы разной природы, выделять в них системообразующие и системоразрушающие факторы;
измерять количество информации разными методами;
строить алгоритм решения поставленной задачи оценивать его сложность и эффективность;
приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем;
умение анализировать разные способы записи алгоритмов;
реализовывать алгоритмы с помощью программ и программных средств;
ставить вычислительные эксперименты при использовании информационных моделей в процессе решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать действия, необходимые для достижения заданной цели;
выбирать показатели и формировать критерии оценки, осуществлять оценку моделей;
оценивать информацию, умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации;
находить проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможных путей их разрешения;
уважению к правам других людей и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности;
выявления социальных информационных технологий со скрытыми целями, осознание того, что информация есть стратегический ресурс государства;
применять информационный подход к оценке исторических событий;
анализировать причины и последствия основных информационных революций;
оценивать влияние уровня развития информационной культуры на социально-экономическое развитие общества;
выявлять причины информационного неравенства и находить способы его преодоления.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Обучающийся научится:
самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
смысловому чтению;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
владеть навыками работы с основными, широко распространенными средствами информационных и коммуникационных технологий;
осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта.
Обучающийся получит возможность научиться…
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
использовать методы и средства информатики: моделирования; формализации структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
У обучающегося будут сформированы:
основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
ответственное отношение к учению, готовность и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
коммуникативная компетентность в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
навыки анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
Обучающийся получит возможность для формирования:
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных общественных, государственных, общенациональных проблем.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
7 класс:
1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (8 часов)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Работаем с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 2 «Форматирование диска».
Практическая работа № 3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
2. Обработка текстовой информации (10 часов)
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».
Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными ».
Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»
Контрольная работа №1 «Обработка текстовой информации»
3. Обработка графической информации (8 часов)
Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа № 13 «Анимация».
Контрольная работа №2 «Обработка графической информации»
4. Коммуникационные технологии (8 часов)
Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 14 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 15 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 17 «Поиск информации в Интернете».
8 класс:
Информация и информационные процессы (9 часов)
Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.»
Практическая работа №2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора.»
Практическая работа №3 Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Контрольная работа№1 «Информация и информационные процессы»
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов)
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4 «Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера”
Практическая работа № 5 «Знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы, работа с файловой системой ОС»
Практическая работа № 6 «Работа со справочной системой ОС, использование антивирусных программ”
Контрольная работа№2 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»
Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов (17 часов)
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки текста HTML
Компьютерный практикум
Практическая работа № 7 Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
Практическая работа № 8«География» Интернета.
Практическая работа № 9 «Разработка сайтов с использованием языка разметки текста HTML.»
Практическая работа № 10 «Форматирование текста в WEB-документах»
Практическая работа № 11 «Вставка графики и звука»
Практическая работа № 12 «Работа с таблицами в WEB-документах»
Практическая работа №13 «Создание форм»
Практическая работа №14 «Создание персонального сайта»
Контрольная работа№3 «Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов»
Итоговая контрольная работа
9 класс:
1. Основы логики
Изучение основ логики перенесено в начало года, поскольку тема имеет прикладное значение и используется при изучении программирования.
Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 3.1.
Контроль знаний и умений
Тест № 1 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».
2. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования VisualBasic 2008.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1.1 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».
Практическая работа № 1.2«Проект “Переменные”».
Практическая работа № 1.3 «Проект “Калькулятор”».
Практическая работа № 1.4 «Проект “Строковый калькулятор”».
Практическая работа № 1.5 «Проект “Даты и время”».
Практическая работа № 1.6 «Проект “Сравнение кодов символов”».
Практическая работа № 1.7 «Проект “Отметка”».
Практическая работа № 1.8 «Проект “Коды символов”».
Практическая работа № 1.9 «Проект “Слово-перевертыш”».
Практическая работа № 1.10 «Проект “Графический редактор”».
Практическая работа № 1.11 «Проект “Системы координат”».
Практическая работа № 1.12 «Проект “Анимация”».
Контроль знаний и умений
Тест № 2 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».
3. Моделирование и формализация
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 2.1 «Проект “Бросание мячика в площадку”».
Практическая работа № 2.2 «Проект “ Графическое решение уравнения”».
Практическая работа № 2.3
Практическая работа № 2.4 «Проект “ Распознавание удобрений”».
Практическая работа № 2.5 «Проект “Модели систем управления”».
Контроль знаний и умений
Контрольная урок по теме «Моделирование и формализация».
4. Информационное общество и информационная безопасность
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Контроль знаний и умений
Контрольная урок по теме «Информационное общество и информационная безопасность»
Раздел 3. Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов на изучение | Количество контрольных работ | Количество практических работ |
7 класс |
1 | Компьютер как универсальное устройство для обработки информации | 8 | 0 | 3 |
2 | Обработка текстовой информации | 10 | 1 | 7 |
3 | Обработка графической информации | 8 | 1 | 3 |
4 | Коммуникационные технологии | 8 | 1 | 4 |
8 класс |
1 | Информация и информационные процессы. Кодирование текстовой и графической информации, обработка звука, цифрового фото и звука. | 9 | 1 | |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации. | 7 | 1 | 2 |
3 | Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов. | 17 | 1 | 2 |
4 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 7 |
9 класс |
1 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 2 | 1 | 1 |
2 | Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | 16 | 1 | 12 |
3 | Моделирование и формализация | 9 | 1 | 5 |
4 | Основы логики | 5 | | 1 |
5 | Информационное общество и информационная безопасность | 2 | 1 | |
Приложение 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки про- хождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция | Примечание |
Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (8 часов) |
1 | Инструктаж ИОТ №013,014Информация, ее представление и измерение. | | | |
2 | Устройство компьютера. Общая схема. Процессор, память. | | | |
3 | Устройства ввода и вывода | | | |
4 | Файл и файловая система | | | |
5 | Работа с файлами | | | |
6 | Программное обеспечение и его виды | | | |
7 | Организация информационного пространства | | | |
8 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы | | | |
Обработка текстовой информации (10 часов) |
9 | Создание документа в текстовом редакторе | | | |
10 | Основные приемы редактирования документов | | | |
11 | Основные приемы форматирования документов | | | |
12 | Внедрение объектов в текстовый документ | | | |
13 | Работа с таблицами в текстовом документе | | | |
14 | Подготовка текстового документа со сложным форматированием | | | |
15 | Творческая тематическая работа. | | | |
16 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текста | | | |
17 | Системы оптического распознавания документов | | | |
18 | Контрольная работа №1 | | | |
Обработка графической информации (8 часов) |
19 | Растровая графика | | | |
20 | Векторная графика | | | |
21 | Интерфейс и возможности растровых графических редакторов | | | |
22 | Редактирование изображений в растровом графическом редакторе | | | |
23 | Интерфейс и возможности векторных графических редакторов | | | |
24 | Создание рисунков в векторном графическом редакторе | | | |
25 | Растровая и векторная анимация | | | |
26 | Контрольная работа №2 | | | |
Коммуникационные технологии (8 часов) |
27 | Представление информационных ресурсов в глобальной телекоммуникационной сети | | | |
28 | Сервисы сети. Электронная почта | | | |
29 | Сервисы сети. Файловые архивы | | | |
30 | Загрузка файлов из Интернета Социальные сервисы сети | | | |
31 | Электронная коммерция в Интернете. Поиск информации в сети Интернет | | | |
32 | Личная безопасность в сети Интернет | | | |
33 | Основные Интернет-угрозы | | | |
34 | Контрольная работа №3 «Коммуникационные технологии» | | | |
Приложение 2 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки про- хождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция | Примечание |
Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов) |
-
| Техника безопасности и организация рабочего места. Информация и информационные процессы в неживой природе | | | |
-
| Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы | | | |
-
| Информация и информационные процессы в технике | | | |
-
| Знаки: форма и значение. Знаковые системы | | | |
-
| Кодирование информации | | | |
-
| Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания | | | |
-
| Определение количества информации | | | |
-
| Алфавитный подход к определению количества информации | | | |
-
| Контрольная работа №1 | | | |
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 часов) |
-
| Программная обработка данных на компьютере. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память | | | |
-
| Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками | | | |
-
| Операционная система. Прикладное программное обеспечение | | | |
-
| Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса | | | |
-
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы | | | |
-
| Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации | | | |
-
| Контрольная работа | | | |
Тема 3. Коммуникационные технологии (17 часов) |
-
| Передача информации. Локальные компьютерные сети | | | |
-
| Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. | | | |
-
| Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. | | | |
-
| Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете | | | |
-
| Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете | | | |
-
| Контрольная работа | | | |
-
| Web-страницы и Web-сайты | | | |
-
| Структура Web-страницы | | | |
-
| Форматирование текста на Web-странице | | | |
-
| Вставка изображений в Web-страницы | | | |
-
| Вставка изображений в Web-страницы | | | |
-
| Гиперссылки на Web-страницах | | | |
-
| Списки на Web-страницах | | | |
-
| Списки на Web-страницах | | | |
-
| Интерактивные формы на Web-страницах | | | |
-
| Интерактивные формы на Web-страницах | | | |
-
| Итоговая контрольная работа | | | |
-
| Резерв (1 ч) | | | |
Приложение 3 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки про- хождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция | Примечание |
| Основы логики -5 часов | | | |
1 | Алгебра логики. Логические переменные и логические высказывания. | | | |
2 | Логические функции. Законы логики | | | |
3 | Упрощение логических функций | | | |
4 | Таблицы истинности Практическая работа №3.1 | | | |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 2 часа |
5 | Логические основы устройства компьютера. Практическая работа №3.2 | | | |
6 | Тест №1 по теме «Основы логики» | | | |
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 16часов |
7 | Алгоритм и его формальное исполнение | | | |
8 | Выполнение алгоритмов компьютером. Основные парадигмы программирования | | | |
9 | Основные алгоритмические структуры | | | |
10 | Знакомство с системами объектно-ориентированного и процедурного программирования Практическая работа №1.1 | | | |
11 | Переменные: имя, тип, значение Практическая работа №1.2 | | | |
12 | Арифметические, строковые и логические выражения Практическая работа №1.3 и №1.4 | | | |
13 | Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования | | | |
14 | Проекты «Даты и время» и «Сравнение кодов символов» Практическая работа №1.5 и №1.6 | | | |
15 | Проект «Отметка» Практическая работа №1.7 | | | |
16 | Проект «Коды символов» Практическая работа №1.8 | | | |
17 | Проект •Слово-перевертыш» Практическая работа №1.9 | | | |
18 | Графические возможности объектно-ориентированного программирования | | | |
19 | Проект «Графический редактор» Практическая работа №1.10 | | | |
20 | Проект «Системы координат» Практическая работа №1.11 | | | |
21 | Проект «Анимация» Практическая работа №1.12 | | | |
22 | Тест №2 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» | | | |
Моделирование и формализация –9 часов |
23 | Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация | | | |
24 | Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация информационных моделей | | | |
25 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование моделей из курса физики | | | |
26 | Проект «Бросание мячика в площадку» Практическая работа №2.1 | | | |
27 | Приближенное решение уравнений. Проект «Графическое решение уравнения» Практическая работа №2.2 | | | |
28 | Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. Практическая работа №2.3 | | | |
29 | Экспертные системы распознавания химических веществ Практическая работа №2.4 | | | |
30 | Информационные модели управления объектами Практическая работа №2.5 | | | |
31 | Контрольный урок по теме «Моделирование и формализация» | | | |
Информационное общество и информационная безопасность – 3часа |
32 | Информационное общество. Информационная культура | | | |
33 | Правовая охрана программ и данных. Защита информации | | | |
34 | Итоговое занятие по теме «Информационное общество и информационная безопасность» | | | |
7