Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
_____________________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/Е.Н.Веремьёва/ «___» __________2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от «___» ________2019г. № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
5 класс
Щегловой Яны Сергеевны, первая квалификационная категория
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей математики и информатики
Протокол № 1 « » августа 2019г.
Руководитель ШМО _________/Е.Н. Веремьева/
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета
Протокол № 1 « » августа 2019г.
Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета
Протокол № 1 « » августа 2019г.
с. Пригорское,
2019/2020 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса общеобразовательной школы и регламентируется:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г., 31.12.2015г.);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1577»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);
- федеральным перечнем учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Уставом МБОУ Пригорской СШ;
- основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Пригорской СШ (5-9 классы);
- учебным планом МБОУ Пригорской СШ на 2019/2020 учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2019/2020 учебный год.
УМК:
Информатика: Учебник для 5 класса/Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Учебник соответствует требованиям стандарта по курсу информатики. Отличительными особенностями учебника являются рациональное сочетание четкости и доступности изложения, наличие практических работ и заданий для самоконтроля.
Учебный предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика и информатика».
Информатика изучается в 5 классе на уровне основного общего образования за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений (1 ч), учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2019/2020 учебный год.
Рабочая программа по информатике для 5 класса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2019/2020 учебный год).
Срок реализации настоящей программы один год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение информатики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, предметных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты освоения образовательной программы:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения образовательной программы:
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач;
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
11) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
13) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
14) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Планируемые результаты изучения информатики в 5 классе
Ученики научатся:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши.
Ученики получат возможность:
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
II. Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов всего | Контрольные работы | Практические работы |
1. | Раздел 1. «Информация вокруг нас» | 9 | 1 | - |
2. | Раздел 2. «Информационные технологии» | 24 | 2 | 4 |
3. | Повторение | 1 | - | - |
ИТОГО | 34 | 3 | 4 |
Структура содержания учебного предмета «Информатика» в 5 классе определена следующими тематическими блоками (разделами):
Раздел 1. Информация вокруг нас (9 часов)
Основная цель – ознакомить учащихся с понятием «компьютер», «информация».
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией
Ввод информации в память компьютера.
Управление компьютером.
Хранение информации.
Передача информации. Электронная почта.
В мире кодов. Способы кодирования информации
Метод координат.
Контрольная работа №1 «Информация вокруг нас»
Раздел 2. Информационные технологии (24 часа)
Основная цель – выработать умение работать с текстом на компьютере, создавать мультимедийные презентации.
Текст как форма представления информации. Компьютер – основной документ подготовки текстов
Основные объекты текстового документа. Ввод текста.
Редактирование текста.
Фрагменты текста.
Форматирование текста. Практическая работа № 1 «Работаем с текстом»
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.
Табличное решение логических задач.
Разнообразие наглядных форм представления информации
Диаграммы.
Компьютерная графика. Графический редактор Paint.
Преобразование графических изображений.
Создание графических изображений. Практическая работа № 2 «Планируем работу в графическом редакторе»
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации.
Контрольная работа №2 «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов»
Списки – способ упорядочивания информации.
Поиск информации. Практическая работа № 3 «Ищем информацию в сети Интернет»
Кодирование как изменение формы представления информации
Преобразование информации по заданным правилам.
Преобразование информации путем рассуждений
Разработка плана действий и его запись. Задачи о переправах
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях
Создание движущихся изображений.
Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа № 4 «Создаем анимацию»
Промежуточная аттестация. Тест
Повторение (1 час)
Повторение по изученным разделам «Информация вокруг нас», «Информационные технологии»
Календарно-тематическое планирование
по информатике в 5 классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 34 часа.
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 34.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
Количество контрольных работ – 3.
Количество практических работ – 4.
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока |
План | Факт |
Раздел 1. Информация вокруг нас (9 часов) |
1. | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас | | |
2. | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | | |
3. | Ввод информации в память компьютера. | | |
4. | Управление компьютером. | | |
5. | Хранение информации. | | |
6. | Передача информации. | | |
7. | Электронная почта. | | |
8. | В мире кодов. Метод координат. | | |
9. | Контрольная работа №1 «Информация вокруг нас» | | |
Информационные технологии (24 часа) |
10. | Текст как форма представления информации. Компьютер – основной документ подготовки текстов | | |
11. | Основные объекты текстового документа. Ввод текста. | | |
12. | Редактирование текста. | | |
13. | Фрагменты текста. | | |
14. | Форматирование текста. Практическая работа № 1 «Работаем с текстом» | | |
15. | Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. | | |
16. | Табличное решение логических задач. | | |
17. | Разнообразие наглядных форм представления информации | | |
18. | Диаграммы. | | |
19. | Компьютерная графика. Графический редактор Paint. | | |
20. | Преобразование графических изображений. | | |
21. | Создание графических изображений. Практическая работа № 2 «Планируем работу в графическом редакторе» | | |
22. | Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. | | |
23. | Контрольная работа №2 «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов» | | |
24. | Списки – способ упорядочивания информации. | | |
25. | Поиск информации. Практическая работа № 3 «Ищем информацию в сети Интернет» | | |
26. | Кодирование как изменение формы представления информации | | |
27. | Преобразование информации по заданным правилам. | | |
28. | Преобразование информации путем рассуждений | | |
29. | Разработка плана действий и его запись. Задачи о переправах | | |
30. | Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях | | |
31. | Создание движущихся изображений. | | |
32. | Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа № 4 «Создаем анимацию» | | |
33. | Промежуточная аттестация. Тест | | |
Повторение (1 ч.) |
34. | Повторение по изученным разделам «Информация вокруг нас», «Информационные технологии» | | |
Примечания: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература
Информатика: Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы/ Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
Информатика: Учебник для 5 класса/Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса/Босова Л.Л., Босова А.Б.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Интернет-ресурсы:
Набор цифровых образовательных ресурсов
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php/