Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Канская средняя общеобразовательная школа имени Ч.К.Кыдрашева»
РАССМОТРЕНО Руководитель. ШМО _________/______________/ Протокол №____ от «_____» _______201 __г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________/________________/ «_____» ________ 201__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________/________________/ Приказ № ____ от « _____» _________201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
6 класс на 2018/2019 учебный год
Количество часов:
Всего – 34 часа, в неделю – 1 час
с. Усть-Кан
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная база преподавания предмета:
Рабочая программа по информатике в 6 классе составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312), авторской программы Босовой Л.Л., А.Ю. Босова «Программа для основной школы 5–6 классы» М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и на основе локальных нормативных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Канская средняя общеобразовательная школа имени Ч.К.Кыдрашева» и на основе нормативной базы преподавания предмета:
Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.;
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 5 марта 2004 года №1089;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденный приказом № 253 от 31.03.2014 Минобрнауки РФ;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Усть-Канская СОШ»
Положение о рабочей программе МБОУ «Усть-Канская СОШ»;
Учебный план МБОУ «Усть-Канская СОШ».
Цели и задачи изучения предмета:
• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
• формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Основная задача — сформировать готовность учащихся к активной учебной деятельности в информационной образовательной среде школы, к использованию методов информатики в других школьных предметах, подготовить учащихся к итоговой аттестации по предмету за курс основной школы и к продолжению образования в старшей школе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ
Информатика (34 ч, 1 ч в неделю)
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. (1 ч).
Объекты окружающего мира. Компьютерные объекты. Файлы и папки. Объекты операционной системы. Отношения объектов и их множеств. Разновидность объектов и их классификация. Системы объектов. Персональный компьютер как система. Как мы познаем окружающий мир. Понятие как форма мышления. Информационное моделирование. Знаковые информационные модели. Табличные информационные модели. Графики и диаграммы. Схемы. Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Управление исполнителем Чертежник.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных ученых в развитие мировой науки;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
• уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
• владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
• владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
• владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
• опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
• владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
• умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
• умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
• умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
• умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
• умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
• умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
• умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
• умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
• навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Раздел Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока |
по плану | по факту |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | | |
2 | Объекты окружающего мира. | 1 | | |
3 | Компьютерные объекты. | 1 | | |
4 | Файлы и папки | 1 | | |
5 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. | 1 | | |
6 | Отношения между множествами. | 1 | | |
7 | Классификация объектов. | 1 | | |
8 | Классификация компьютерных объектов. | 1 | | |
9 | Системы объектов. Разнообразие систем объектов. | 1 | | |
10 | Система и окружающая среда. | 1 | | |
11 | Персональный компьютер как система. | 1 | | |
12 | Как мы познаем окружающий мир. | 1 | | |
13 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. | 1 | | |
14 | Определение понятия. | 1 | | |
15 | Информационное моделирование как метод познания. | 1 | | |
16 | Словесные информационные модели. Словесные описания. | 1 | | |
17 | Математические модели. | 1 | | |
18 | Табличные информационные модели. | 1 | | |
19 | Контрольная работа № 1 по теме: «Информационные модели». | 1 | | |
20 | Решение логических задач с помощью таблиц. | 1 | | |
21 | Наглядное представление процессов изменения величин. | 1 | | |
22 | Наглядное представление о соотношении величин. | 1 | | |
23 | Многообразие схем. | 1 | | |
24 | Информационные модели на графах. | 1 | | |
25 | Что такое алгоритм. | 1 | | |
26 | Исполнители вокруг нас. | 1 | | |
27 | Формы записи алгоритмов. | 1 | | |
28 | Линейные алгоритмы. | 1 | | |
29 | Алгоритмы с ветвлениями. | 1 | | |
30 | Алгоритмы с повторениями. | 1 | | |
31 | Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование. | | | |
32 | Знакомство с исполнителем Чертежник. | 1 | | |
33 | Использование вспомогательных алгоритмов. | 1 | | |
34 | Конструкция повторения. | 1 | | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
по информатике в 6 классе
на 2018- 2019 уч. год
№ урока по тематическому планированию | Причина корректировки | До корректировки | Способ корректировки | После корректировки |
Тема | Кол-во часов | Тема | Кол-во часов |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |