Пояснительная записка
Рабочая программа адресована обучающимся 4 «А » класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чергинская средняя общеобразовательная школа» Шебалинского района Республики Алтай
Программа учебного предмета «Информатика в играх и задачах» составлена в соответствии с:
1. Ст.30 п.1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
2. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении порядка деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
3. Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;
4. Уставом МБОУ «Чергинская СОШ»;
5. Авторской программой А.В. Горячева «Информатика и ИКТ (информационные и коммуникационные технологии)» ;
Для реализации программного содержания используется следующий учебно – методический комплект УМК «Школа 2100».
Используемый учебно-методический комплект:
Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И., Информатика («Информатика в играх и задачах»). 4 класс: Учебник в 2-х частях. 3 часть – «Информатика. Логика и алгоритмы» – М.: Баласс, 2016 г.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение информатики в 4 классе 34 ч. Курс рассчитан на 1 ч в неделю (34 учебные недели)
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
Теоретические | Контрольная Работа |
1 | Раздел 1. Алгоритмы | 9 | 8 | 1 |
2 | Раздел 2. Группы (классы) объектов | 7 | 6 | 1 |
3 | Раздел 3. Логические рассуждения | 10 | 9 | 1 |
4 | Раздел 4. Модели в информатике | 8 | 7 | 1 |
| Итого | 34 | 30 | 4 |
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения логических задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение четвероклассников следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
людей;
объяснять самому себе: «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты);
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными
ситуациями;
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий,
связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
анализ условия учебной задачи;
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;
оценивание работы товарища в соответствии с критериями.
Познавательные УУД:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
Коммуникативные УУД:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
Предметные результаты
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
определять составные части предметов, а также состав этих составных частей; описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
изображать множества с разным взаимным расположением;
записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».
Содержание курса в 4 классе
Алгоритмы (9ч.) Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
Объекты (7ч.) Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения (10 ч.)Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
Применение моделей (схем) для решения задач (8 ч.) Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).
Региональная и этнокультурная составляющая
№ | Тема раздела | Региональная и этнокультурная составляющая |
1. | Раздел 1. Алгоритмы | Умение применять алгоритм на уроках |
2 | Раздел 2. Группы (классы) объектов | Флора и фауна на Алтае. |
3 | Раздел 3. Логические рассуждения | - Алтайский государственный заповедник был создан в 1932 году. Он занимает площадь 860 тысяч га, из которых 13000занято озёрами. - Кедр – гордость алтайских лесов. На Алтае он занимает 737000га. Из его орехов получают вкусное масло. Задайте вопрос. - Второй заповедник - Катунский находится близ Белухи. Он учрежден в 1991 году. |
4 | Раздел 4. Модели в информатике | Составные части объектов. Связь информатики с природой |
Тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
план | факт |
Раздел 1. Алгоритмы (9 часов) |
1 | | | Ветвление в построчной записи алгоритма. (урок изучение нового материала) | 1 |
2 | | | Ветвление «если-то-иначе». | 1 |
3 | | | Цикл в построчной записи алгоритма. | 1 |
4 | | | Алгоритм с параметрами | 1 |
5 | | | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритм | 1 |
6 | | | Циклы: повторение указанное число раз. | 1 |
7 | | | Циклы: до выполнения заданного условия. | 1 |
8 | | | Циклы: для перечисленных параметров. | 1 |
9 | | | Алгоритмы. Контрольная работа. | 1 |
Раздел 2. Группы (классы) объектов (7 часов) |
10.1 | | | Составные объекты | 1 |
11.2 | | | Схема состава объекта. Адрес составной части. | 1 |
12.3 | | | Адреса компонент составных объектов | 1 |
13.4 | | | Признаки и действия объекта и его составных частей. | 1 |
14.5 | | | Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. | 1 |
15.6 | | | Относительные адреса в составных объектах. | 1 |
16.7 | | | Группы (классы) объектов. Контрольная работа. | 1 |
Раздел 3. Логические рассуждения (10 часов) |
17.1 | | | Множество. Подмножество. Пересечение множеств | 1 |
18.2 | | | Истинность высказываний со словами «не», «и», «или». | 1 |
19.3 | | | Описание отношений между объектами с помощью графов. | 1 |
20.4 | | | Пути в графах. | 1 |
21.5 | | | Высказывания со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов. | 1 |
22.6 | | | Правило вывода «если-то» | 1 |
23.7 | | | Схема рассуждений. | 1 |
24.8 | | | Цепочки правил вывода. | 1 |
25.9 | | | Простейшие «и — или» графы. | 1 |
26.10 | | | Логические рассуждения. Контрольная работа. | 1 |
Раздел 4. Модели в информатике (8 часов) | |
27.1 | | | Составные части объектов. Объекты с необычным составом. | 1 |
28.2 | | | Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями. | 1 |
29.3 | | | Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями. | 1 |
30.4 | | | Связь изменения объектов и их функционального назначения. | 1 |
31.5 | | | Приемы фантазирования: прием «наоборот». | 1 |
32.6 | | | Приемы фантазирования: «необычные значения признаков». | 1 |
33.7 | | | Модели в информатике. Контрольная работа. | 1 |
34.8 | | | Повторение. Повторение изученного в 4 классе | 1 |
5