СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 11 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике (базовый курс) включает несколько уроков на решение задач по финансовой грамотности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 11 класс»





Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ»

на 2020-2021 учебный год



Уровень: базовый

Класс: 11

Количество учебных часов по программе: 35

Составитель: Титеева Л.Р., учитель физики и информатики







г. Мегион, 2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 11 класса составлена на основании:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 с учётом внесённых изменений и дополнений;

  • основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ № 5 «Гимназия»;

  • порядка о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов и программ внеурочной деятельности педагогов МАОУ №5 «Гимназия»;

  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и авторской программы И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин., Е.К. Хеннер - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012.

  • Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов/ И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина - М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2007

  • Информатика и ИКТ. Базовый уровень 10-11 классы: методическое пособие / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннен. - М,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.


Информация о внесенных изменениях

Тематическое планирование 11 класса составлено с учетом 1 часа в неделю, поэтому в авторскую программу существенных изменений внесено не будет

Информация о количестве учебных часов

Данный курс является общеобразовательным курсом базового уровня и рассчитан на изучение учащимися 10-11 классов в течении 70 часов (в том числе в X классе - 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю и в XI классе - 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю).

Цели и задачи программы

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задачи изучения курса:

  • Мировоззренческая задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.

  • Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования.

  • Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню.

  • Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.

Предметное содержание и ценностные ориентиры

Информационные системы и базы данных (14 часов)

Что такое система? Модели систем. Структурная модель системы. Структура модели систем. Что такое информационная система? База данных – основа информационной системы. Знакомство с СУБД. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных. Запросы как приложения информационной системы. Логические условия выбора данных. Реализация сложных запросов. Создание отчета. Защита созданной базы данных.

Технология информационного моделирования (8 часов)

Компьютерное информационное моделирование. Моделирование зависимостей между величинами. Моделирование статистического прогнозирования. Метод наименьших квадратов. Прогнозирование по регрессионной модели. Моделирование корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования.

Технология использования и разработки информационных систем. Социальная информатика (13 часов)

История развития глобальных компьютерных сетей. Аппаратное обеспечение интернета. Основные принципы работы и программное обеспечение интернета . Интернет, как глобальная информационная система. Коммуникационные технологии интернета . World Wide Web ­ всемирная паутина. Средства поиска информации WWW. Инструменты для разработки веб­сайтов. Создание сайта Домашняя страница. Создание таблиц и списков на веб­странице

Правовое регулирование в информационной сфере. Информационная культура и опасности информационного общества. Проблемы информационной безопасности.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода. Важнейшая роль отводится методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы;

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.


Требования к уровню подготовки

знать/понимать

  • назначение информационных систем;

  • состав информационных систем;

  • разновидности информационных систем.

  • что такое гипертекст, гиперссылка;

  • средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки).

  • назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;

  • что такое прикладные протоколы;

  • основные понятия WWW;

  • что такое поисковый каталог: организация, назначение;

  • что такое поисковый указатель: организация, назначение.

  • какие существуют средства для создания Web-страниц;

  • в чем состоит проектирование Web-сайта; что значит опубликовать Web-сайт;

  • возможности текстового процессора по созданию web-страниц.

  • что такое ГИС; области приложения ГИС; как устроена ГИС; приемы навигации в ГИС.

  • что такое база данных (БД); какие модели данных используются в БД;

  • основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

  • определение и назначение СУБД;

  • основы организации многотабличной БД;

  • что такое схема БД;

  • что такое целостность данных;

  • этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД.

  • структуру команды запроса на выборку данных из БД;

  • организацию запроса на выборку в многотабличной БД;

  • основные логические операции, используемые в запросах;

  • правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.

  • понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;

  • что такое математическая модель;

  • формы представления зависимостей между величинами;

  • для решения каких практических задач используется статистика;

  • что такое регрессионная модель;

  • как происходит прогнозирование по регрессионной модели.

  • что такое корреляционная зависимость; что такое коэффициент корреляции;

  • какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.

  • что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;

  • что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;

  • в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;

  • какие существуют возможности у табличного процессора для решения задач линейного

  • что такое информационные ресурсы общества;

  • из чего складывается рынок информационных ресурсов;

  • что относится к информационным услугам;

  • в чем состоят основные черты информационного общества;

  • причины информационного кризиса и пути его преодоления;

  • какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;

  • основные законодательные акты в информационной сфере;

  • суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

уметь

  • автоматически создавать оглавление документа;

  • организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.

  • работать с электронной почтой;

  • извлекать данные из файловых архивов;

  • осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей:

  • создать несложный Web-сайт с помощью Microsoft Word;

  • осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС

  • создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, Microsoft Access).

  • реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;

  • реализовывать запросы со сложными условиями выборки;

  • реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей

  • создавать отчеты .

  • используя табличный процессор,, строить регрессионные модели заданных типов;

  • осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.

  • вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора

  • решать задачу оптимального планирования с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в Microsoft Excel).

  • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

Механизмы формирования ключевых компетенции

В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников. За основу понятия компетентный человек взята способность индивидуума, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решений, обучаться на протяжении всей жизни. Школьный курс «Информатика и информационные технологии» в основной и старшей школе призван решать задачи, направленные на информатизацию общества и формирование следующих ключевых компетенций, на развитие которых можно выделить следующие виды деятельности:

Учебно-познавательные компетенции:

  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы;

  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

  • иметь опыт восприятия картины мира.

Информационная компетенция:

  • Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами Владение способами работы с информацией:

  • Поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;

  • Извлечение информации с различных носителей;

  • Систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);

  • Технические навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.

  • Преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.)

  • Владение навыками работы с различными устройствами информации

  • Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.)

  • Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

Таким образом, информационная компетенция представляет собой готовность к работе с информацией (самостоятельное приобретение знаний из различных источников информации).

Коммуникативная компетенция:

  • Владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.)

  • Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.)

  • Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.)

  • Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне)

  • Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.)

  • Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)

Рефлексивная компетенция:

  • Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

  • Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

  • Поиск и устранение причин возникших трудностей.

  • Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния.

  • Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

  • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

  • Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива

Формы организации образовательного процесса

Особенностью преподавания курса является проведение комбинированных типов уроков. Программой курса 50 % учебного времени отводится на проведение практических работ и компьютерных практикумов (проектов) - больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Практические работы проводятся на каждом уроке до 25 минут, согласно санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Их цель – формирование, отработка умений и навыков, полученных в процессе изучения теоретического материала.

Задача организации проектной деятельности - познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных в их профессиональных версиях (тогда, как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к физике, математике, биологии и химии, жизни школы, сфере их персональных интересов.

В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, могут быстро включиться в решение производственных задач, получают профессиональную ориентацию.

Проекты могут быть как индивидуальными, так и предполагающими выполнение работы группой учащихся, могут быть обязательными или содержать задания по выбору. Так же при изучении отдельных тем возможно выполнение творческих работ, которые предназначены для развития творческой фантазии учащихся, обеспечения индивидуализации обучения и повышения интереса к предмету.

Технологии обучения.

Ведущими технологиями при изучении информатики и ИКТ является информационно-коммуникационная и здоровьесберегающая. Технология является неотъемлемой частью образовательного процесса и используется регулярно на всех этапах урока.

Цель применения информационно-коммуникационной технологии:

  • Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

  • Выработка навыков применения средств информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и в учебной деятельности.

Результат применения: достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Цель применения здоровьесберегающей технологии:

  • создание благоприятного психологического фона на уроках,

  • использование приемов, способов появления и сохранения интересов к учебному материалу,

  • создание условий для самовыражения учащихся.

На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. Проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.

На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, систематическая работа с терминами. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Раздел,

темы

Всего уроков

В том числе

Теория

Практика

Контрольные уроки

Проектная деятельность

1

Повторение

2

2




2

Информационные системы. База данных.

12

3

8

1


3

Технологии информационного моделирования


8

2

5

1


4

Технология использования и разработки информационных систем. Социальная информатика.


13

5

6

1

1


Итого:

35

12

19

3

1


Виды и формы контроля предметных умений обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Формы контроля:

Текущий контроль рассчитан на 10-20 минут и осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме, практических работ и практических заданий, а также виде наблюдений, тестирования и устного/письменного опроса.

Тематический контроль рассчитаны на 40 минут и осуществляется по завершении крупного блока (темы), раздела курса в форме письменной контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль рассчитаны на 40 минут и осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.

На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности и личной гигиены.

Информация об используемом учебнике, учебно-методическом комплексе

УМК ученика

  1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин., Е.К. Хеннер – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012. – 176 с: ил.

УМК учителя

  1. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  2. Информатика: задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  3. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  4. ЦОРы сети Интернет: http://metod-kopilka.ru, http://school-collection.edu.ru/catalog/, http://uchitel.moy.su/, http://www.openclass.ru/, http://it-n.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.uchportal.ru/, http://zavuch.info/, http://window.edu.ru/, http://festival.1september.ru/, http://klyaksa.net и др.

I.Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Кол-во

часов

Обязательный минимум содержания образования

Элементы

Доп.

содержания

Основные понятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения


знать

уметь

11 г / 11м


1 полугодие


Тема раздела:

объектов.

Повторение (2 ч)

Информационные системы. База данных. (12 часов).

Образовательная: Сформировать знания учащихся об информационных системах. Сформировать навыки работы с гипертекстовыми структурами, базами данных, как одним из примеров гипертекстовых структур. Развивающая: Содействовать развитию творческих способностей учащихся, самостоятельности мышления, внимания, умений сравнивать, делать выводы, анализировать. Воспитательная: Содействовать формированию: связи информатики с действительностью, прививая интерес к предмету; бережного, аккуратного отношения к оборудованию кабинета. Формировать навыки самоконтроля, трудолюбия, информационной культуры.


1

Повторение курса информатики 10 кл. Правила ТБ.

1








2

Повторение курса информатики 10 кл.

1



• автоматически создавать оглавление документа;

• организовывать внутренние и внешние связи в тексто вом документе.



• назначение информационных систем;

• состав информационных систем;

• разновидности информационных систем.

что такое гипертекст, гиперссылка;

• средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки).


3

Понятие информационной системы, классификация ИС.

1

Информационные системы: назначение, состав, области приложения, техническая база, разновидности

Пр.р 3.1

информационная система, гипертекст: гиперссылка, приемы создания гипертекста: оглавления и ука затели, закладки и ссылки, внешние гиперссылки



4

Гипертекст. «Гипертекстовые структуры»

1

понятие ГИС, их разновидности, области приложения, устройство

Пр.р 3.8

ГИС

что такое ГИС;

• области приложения ГИС;

• как устроена ГИС;

• приемы навигации в ГИС.


устанавливать на свой компьютер ГИС, осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС.




5

Геоинформационные системы. «Поиск информации в геоинформационных системах»

1



6

База данных – основа информационной. Знакомство с СУБД Microsoft Access.

1

Базы данных: назначение БД, виды моделей данных структура реляционной модели, СУБД

Пр.р 3.9

запись, поле, тип поля, главный ключ, реляционная модель

• что такое база данных (БД);

• какие модели данных используются в БД;

• основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

• определение и назначение СУБД;

• основы организации многотабличной БД;

• что такое схема БД;

• что такое целостность данных;

• этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД.

• создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, Microsoft Access).

• создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, Microsoft Access).



7

Проектирование многотабличной базы данных

1

Проектирование многотабличной базы данных. Реляционная модель данных (система таблиц)

Создание базы данных: создание структуры БД, ввод данных




8

Создание базы данных

1




9

Создание базы данных «Приемная комиссия»


1

Пр.р 3.10



10

Запросы как приложения информационной системы

1

Запросы – приложения ИС. Средства формирования запросов. Структура запроса на выборку: список полей, условие выбора записей, ключи и порядок сортировки.

Пр.р 3.11

запрос

• структуру команды запроса на выборку данных из БД;

• организацию запроса на выборку в многотабличной БД;

• реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;




11

Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой


1

Пр.р 3.12

форма

• основные логические операции, используемые в запросах;

• правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.


• реализовывать запросы со сложными условиями выборки;

• Использовать форму для просмотра и ввода данных




12

Логические условия выбора. Реализация сложных запросов к базе данных

1

Условие выбора – логическое выражение: простые и сложные логические выражения.

Основные логические операции.

Пр.р 3.13

Логическое условие



13

Повторение. Решение задач из ЕГЭ

1

Пр.р 3.14




14

Контрольная работа «Базы данных»


1

Цель: Проверить уровень усвоения теоретического материала по теме «Информационные системы. Базы данных». Провести диагностику и оценить сформированность умения работы с гипертекстовыми документами, базами данных, расширения и обобщения знаний о способах организации информации;




Технологии информационного моделирования (8 часов)

Образовательная: Сформировать знания учащихся об информационном моделировании. Сформировать умения строить информационные модели посредством программы Microsoft Excel . Развивающая: Содействовать развитию творческих способностей учащихся, самостоятельности мышления, внимания, умений сравнивать, делать выводы, анализировать. Воспитательная: Содействовать формированию: связи информатики с действительностью, прививая интерес к предмету; бережного, аккуратного отношения к оборудованию кабинета. Формировать навыки самоконтроля, трудолюбия, информационной культуры.


15

Моделирование зависимостей; статистическое моделирование

1

Модели статистического прогнозирования. Статистические данные. Регрессионная модель. Метод наименьших квадратов

Пр.р 3.15

понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;

• что такое математическая модель;

• формы представления зависимостей между величинами;

• для решения каких практических задач используется статистика;

• что такое регрессионная модель;

• как происходит прогнозирование по регрессионной модели.

• что такое корреляционная зависимость;

• что такое коэффициент корреляции;

• какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.

• используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов;

• осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.

• вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel).



16

Получение регрессионных моделей в Microsoft Excel. Решение задач по финансовой грамотности «Объем продаж, точка безубыточности»

1

Моделирование зависимостей между величинами. Характеристики величины: имя, тип, значение. Виды зависимостей. Способы отображения зависимостей.

Пр.р 3.16



17

Корреляционное моделирование


1

Корреляционные зависимости. Корреляционный анализ. Коэффициент корреляции ρ.

Пр.р 3.17

Пр.р 3.18

корреляционная зависимость;

коэффициент корреляции;



18

Расчет корреляционных зависимостей в Microsoft Excel

1



19

Оптимальное планирование

1

Модели оптимального планирования. Поиск решения для решения задач оптимального планирования.


оптимальное планирование;

ресурсы, ограниченность ресурсов; стратегическая цель планирования

• что такое оптимальное планирование;

• что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;

• что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;

• в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;

• какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.

• решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в Microsoft Excel).




20

Решение задач оптимального планирования в Microsoft Excel. Повторение

1




21

1

Пр.р 3.19



22

Контрольная работа «Информационное моделирование в Excel»

1

Цель: Проверить уровень усвоения теоретического материала по теме «Технологии информационного моделирования» и оценить сформированность умения строить информационные модели разных видов посредством программы Microsoft Excel

демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний об основных информационных процессах;




Технология использования и разработки информационных систем. Социальная информатика.

Образовательная Сформировать систему знаний о технологии использования и разработки информационных систем. Сформировать навыки построения и использования информационных систем на примере глобальной информационной системы интернет. Развивающая: Содействовать развитию творческих способностей учащихся, самостоятельности мышления, внимания, умений сравнивать, делать выводы, анализировать. Воспитательная: Содействовать формированию: связи информатики с действительностью, прививая интерес к предмету; бережного, аккуратного отношения к оборудованию кабинета. Формировать навыки самоконтроля, трудолюбия, информационной культуры.


23

Интернет как глобальная информационная система

1

Интернет. Службы Интернета: коммуникационные, информационные

Сервер, страничка, сайт, адрес сайта. Маршрутизатор, протокол передачи данных, домен сети

назначение коммуника-ционных служб Интернета;

• назначение информационных служб Интернета;

• что такое прикладные протоколы;

• основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

Уметь осуществлять путешествие по Всемирной паутине



24

Интерактивное общение. Электронная почта

1

Интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. П/Р №23 «Регистрация почтового ящика электронной почты»

Пр.р 3.2

Почтовый ящик, электронная почта

Знать понятие интерактивного общения. Правила поведение в коллективном взаимодействии: форуме, телеконференции, чате. Правила переписки, приложения к письмам

Уметь регистрировать почтовый ящик электронной почты, создавать, получать и отправлять сообщения




25

Поиск информации

1

Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.

Пр.р 3.3

Поисковые информационные системы общего и специального назначения, запрос

Знать правила поиска информации в различных источниках.


Уметь искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) компьютерных сетях




26

Поиск информации по ключевым словам.

1

Сохранение информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них. П/Р № 24 «Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов»

Пр.р 3.5

Поисковый робот, поисковый каталог, запрос

Знать правила поиска информации по ключевым словам.


Уметь сохранять для индивидуального использования информационные объекты из глобальной компьютерной сети (Интернет) и ссылки на них



27

Создание Web-страницы

1

Структура Web-сайта: внутренние гиперсвязи, внешние гиперсвязи. Средства создания Web-страниц, публикация сайта.

Пр.р 3.4

Сайт, тег, провайдер

• какие существуют средства для создания Web-страниц;

• в чем состоит проектирование Web-сайта;

• что значит опубликовать Web-сайт;

• возможности текстового процессора по созднию web-страниц.


• создать несложный Web-сайт с помощью Microsoft Word;




28

Создание простейшей Web-страницы.

1

Пр.р 3.6



29

Создание Web-сайта. Повторение

2

Пр.р 3.7



30




31

Контрольная работа по теме «Интернет как глобальная информационная система»

1

Цель: Проверить уровень усвоения теоретического материала по теме «Технология использования и разработки информационных систем» и оценить сформированность умения работать с глобальной информационной системой интернет.



32

Информационные ресурсы. Информационное общество.

1

Информационные ресурсы. Рынок ресурсов.


Информационные ресурсы общества, рынок ресурсов, основные черты информационного общества, информационные услуги.

Что такое информационные ресурсы общества; из чего складывается рынок информационных ресурсов; что относится к информационным услугам; в чем состоят основные черты информационного общества.

Соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности


33

Правовое регулирование в информационной сфере

1

Правовое регулирование.


Законы РФ.

Причины информационного кризиса и пути его преодоления; какие изменения в быту, в сфере образования будут проис­ходить с формированием информационного общества.

Соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности


34

Правовое регулирование в информационной сфере

1

Правовое регулирование.


Законодатель-ные акты.

Основные законодательные акты в информационной сфере.

Соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности


35

Проблема информационной безопасности. Решение задач по финансовой грамотности «Безопасный пароль»

1

Информационная безопасность.


Объекты информационная безопасности.

Суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.


Соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности



II.График проведения контрольных работ

Контрольная работа по теме

Цель контрольной работы

Дата проведения

план

Контрольная работа «Базы данных»


Проверить уровень усвоения теоретического материала по теме «Информационные системы. Базы данных». Провести диагностику и оценить сформированность умения работы с гипертекстовыми документами, базами данных, расширения и обобщения знаний о способах организации информации;

11.12

13.12

Контрольная работа «Информационное моделирование в Excel»

Проверить уровень усвоения теоретического материала по теме «Технологии информационного моделирования» и оценить сформированность умения строить информационные модели разных видов посредством программы Microsoft Excel

19.02

21.02


Контрольная работа по теме «Интернет как глобальная информационная система»

Проверить уровень усвоения теоретического материала по теме «Технология использования и разработки информационных систем» и оценить сформированность умения работать с глобальной информационной системой интернет.

27.04

8.05


Практикум для 11 класса
Работа 3.1. Гипертекстовые структуры
Работа 3.2. Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями
Работа 3.3. Интернет: работа с браузером. Просмотр Web-страниц
Работа 3.4. Интернет: сохранение загруженных Web-страниц
Работа 3.5. Интернет: работа с поисковыми системами
Работа 3.6. Интернет: создание Web-сайта с помощью MS Word
Работа 3.7*. Интернет: создание Web-сайта на языке HTML
Работа 3.8. Поиск информации в геоинформационных системах
Работа 3.9. Знакомство с СУБД MS Access
Работа 3.10. Создание базы данных «Приемная комиссия»
Работа 3.11. Реализация простых запросов с помощью конструктора
Работа 3.12. Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой
Работа 3.13. Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия»
Работа 3.14. Реализация запросов на удаление и использование вычисляемых полей
Работа 3.15. Создание отчета
Работа 3.16. Получение регрессионных моделей в MS Excel
Работа 3.17. Прогнозирование в MS Excel
Работа 3.18. Расчет корреляционных зависимостей в MS Excel
Работа 3.19. Решение задачи оптимального планирования в MS Excel
III.Критерии оценивания достижений обучающихся по видам деятельности и уровням освоения учебного материала

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%%

хорошо

51-75%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно


При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

  • В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

  • отказался отвечать на вопросы учителя.



9



Скачать

© 2020, 228 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!