Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Мюрюнская средняя общеобразовательная школа №2”
«Рассмотрено»
«Согласованно»
Руководитель МО
Км*/' /Копырина А.В./
От « д( » 10££
Заместитель директора по УВР / /Жураховская Н.А./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Фамилия, имя, отчество учителя:
Никитина Нина Викторовна Учебная дисциплина: Информатика и ИКТ Год обучения: 11 класс ФГОС Учебник:Босова Л.Л.. Босова А.Ю. Информатика: учебник для 11 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2020г. Количество часов, отводимых на изучение:
34ч, в неделю 1ч
«Утверждено»
МСОШ№2
/Фомин С.Е/
2022-2023уч.год
Пояснительная записка
Цели и образовательные результаты представлены на личностном, металредметном и предметном уровнях.
Цели изучения информатики:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности;
приобретение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
достижение большинством учащихся повышенного (продуктивного) уровня освоения учебного материала;
подготовка учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по информатике.
Задачи обучения информатики:
Мировоззренческая задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.
Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования.
Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.
Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. К последним, прежде всего, относятся операционные системы, прикладное программное обеспечение общего назначения. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню.
Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации. м
Через содержательную линию «Информационное моделирование» (входит в раздел теоретических основ информатики) в значительной
степени проявляется метапредметная роль информатики. Здесь решаемые задачи относятся к различным предметным областям, а информатика
предоставляет для их решения свою методологию и инструменты. Повышенному (по сравнению с основной школой) уровню изучения вопросов
информационного моделирования способствуют новые знания, полученные старшеклассниками в изучении других дисциплин в частности в математике. ’
В разделах, относящихся к информационным технологиям, ученики приобретают новые знания о возможностях ИКТ и навыки работы с
ними, что приближает их к уровню применения ИКТ в профессиональных областях. В частности, большое внимание в курсе уделяется развитию
знании и умений в разработке баз данных. В дополнение к курсу основной школы, изучаются методы проектирования и разработки
многотабличных БД и приложений к ним. Рассматриваемые задачи дают представление о создании реальных производственных информационных систем.
В разделе, посвященном Интернету, ученики получают новые знания о техническом и программном обеспечении глобальных компьютерных сетей, о функционирующих на их
базе информационных службах и сервисах. В этом же разделе ученики знакомятся с основами построения сайтов, осваивают работу с одним из высокоуровневых средств для разработки сайтов (конструктор сайтов).
Значительное место в содержании курса занимает линия алгоритмизации и программирования. Она также является продолжением изучения этих вопросов в курсе основной школы. Новым элементом является знакомство с основами теории алгоритмов. У учеников углубляется знание языков программирования (в учебнике рассматривается язык Паскаль), развиваются умения и навыки решения на ПК типовых задач обработки информации путем программирования.
В разделе социальной информатики на более глубоком уровне, чем в основной школе, раскрываются проблемы информатизации общества, информационного права, информационной безопасности.
Общеобразовательный предмет информатики отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных средах (системах); ^
сфер8”**16 0бЛаС™ пРименения информатики, прежде всего информационные и коммуникационные технологии, управление и социальную
Результаты освоения учебного предмета
При изучении курса «Информатика» формируются следующие личностные результаты:
1. Гражданско-атриотическое воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки
своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; готовность обучающихся противостоять негативным социальным явлениям.
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
-2- Духовно- нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей:
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Трудовое воспитание:
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
Экологическое воспитание:
экологическая культура, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Познавательное:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение, преимущественно, общеобразовательной и общекультурной подготовки: сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов; владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знание основных конструкций программирования; умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц; владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации; сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; сформированность понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними; владение компьютерными средствами представления и анализа данных; сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. Содержание учебного предмета информатика с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности |
Математические основы информатики | Дискретные объекты. Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево | Аналитическая деятельность Классифицировать системы счисления. Выполнять сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Практическая деятельность Переводить целые числа и конечные десятичные дроби в систему счисления с основанием q. Осуществлять «быстрый» перевод чисел между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления. |
| | Строить таблицы сложения и умножения в заданной позиционной системе счисления. Выполнять сложение, умножение, вычитание и деление чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Подсчитывать количество единиц в двоичной записи числа, являющегося результатом суммирования и / или вычитания степеней двойки. Представлять целые и вещественные числа в форматах с фиксированной и плавающей запятой. |
Алгоритмы и элементы программирования | Алгоритмические конструкции. Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы. Табличные величины ( массивы). Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования Составление алгоритмов и их программная реализация. Этапы решения задач на компьютере. Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования. Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ ввыбранной среде программирования. Приемы отладки программ Проверка работоспособности про грамм с использованием трассировочных таблиц.Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня изразличных предметных областей Примеры задач: алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива);алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления; алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т. д.);алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов | Аналитическая деятельность Выделять этапы решения задачи на компьютере. Пояснять сущность выделенных этапов. Определять понятия «алгоритм» и «исполнитель алгоритма». Называть свойства алгоритма и пояснять на примерах их сущность. Выбирать способ записи алгоритма в зависимости от решаемой задачи. Пояснять понятия «вычислительный процесс», «сложность алгоритма» , «эффективность алгоритма». Давать оценку сложности известных алгоритмов. Приводить примеры эффективных алгоритмов. Выяснять результат работы алгоритма для исполнителя при заданных исходных данных и исходные данные для известного результата. Определять результат выполнения алгоритма по его блок-схеме. Приводить примеры алгоритмов, содержащих последовательные, ветвящиеся и циклические структуры. Анализировать циклические алгоритмы для исполнителя. Анализировать интерфейс интегрированной среды разработки программ на выбранном языке программирования. Разбивать задачу на подзадачи. Пояснять сущность рекурсивного алгоритма. Находить рекурсивные объекты в окружающем мире. Давать определение понятия «массив». Приводить примеры одномерных, двумерных и трёхмерных |
данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения. Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).Постановка задачи сортировки. Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных
операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики). Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности
массивов.
Приводить примеры задач из повседневной жизни, предполагающих использование массивов.
Осуществлять постановку задачи сортировки массивов. Практическая деятельность
Управлять работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
Строить блок-схемы последовательных алгоритмов по описанию.
Строить блок-схемы ветвящихся алгоритмов по описанию. Строить блок-схемы циклических алгоритмов по описанию. Записывать алгоритмические конструкции на выбранном языке программирования.
Записывать и отлаживать программы в интегрированной среде разработки программ на выбранном языке программирования. Разрабатывать и осуществлять программную реализацию алгоритмов решения типовых задач:
нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трёх, четырёх заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива);
анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
с использованием метода перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т. д.);
работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения и др.
Проверять работоспособность программ с использованием трассировочных таблиц.
Оформлять логически целостные или повторяющиеся фрагменты программы в виде подпрограмм.
Программировать рекурсивные алгоритмы.
| | Определять значение рекурсивного алгоритма |
Использование программных систем и сервисов | Электронные (динамические) таблицы.Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе — в задачах математического моделирования) Базы данных. Реляционные (табличные) базы данных. Таблица — представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач | Аналитическая деятельность Исследовать математические модели. Практическая деятельность Решать расчётные и оптимизационные задачи с помощью электронных таблиц. Использовать средства деловой графики для наглядного представления данных. Использовать сортировку и фильтры. |
Компьютерные сети | Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений Сетевое хранение данных. Облачные сервисы. | Выявлять общее и различия в организации локальных и глобальных компьютерных сетей. Пояснять принципы построения компьютерных сетей. Приводить примеры сетевых протоколов с определёнными функциями. Анализировать адреса в сети Интернет. Характеризовать систему доменных имён. Характеризовать структуру URL. Характеризовать структуру веб-страницы. Описывать взаимодействие веб-страницы с сервером. Приводить примеры различных видов деятельности в сети Интернет. Практическая деятельность Работать с электронной почтой. Настраивать браузер. Работать с файловыми архивами. Осуществлять поиск информации на заданную тему в основных хранилищах информации. Применять несколько способов проверки достоверности информации, найденной в сети Интернет. Разрабатывать веб-страницу на заданную тему. Осуществлять публикацию готового материала в сети |
Деятельность в сети Интернет | Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов. Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы | Аналитическая деятельность Описывать социально-экономические стадии развития общества. |
реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т. п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т. п. Социальная информатика Социальные сети — организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы Информационная безопасность. Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ Правовое обеспечение информационной безопасности
Характеризовать информационное общество, выделять его основные черты.
Анализировать Декларацию принципов построения информационного общества, раскрывать суть изложенных в ней принципов.
Давать определения понятиям «информационный ресурс», «информационный продукт», «информационная услуга». Приводить примеры государственных информационных ресурсов.
Выявлять отличия информационных продуктов от продуктов материальных.
Соотносить информационные ресурсы и услуги с секторами информационного рынка.
Характеризовать информационно-образовательную среду своей школы, описывая имеющееся техническое оснащение, программное обеспечение и их использование учителями и школьниками.
Выделять основные этапы развития информационного общества в России.
Характеризовать возможности социальных сетей. Формулировать правила поведения в социальных сетях. Анализировать законодательную базу, касающуюся информационных ресурсов.
Отвечать на конкретные вопросы, используя тексты нормативных документов.
Соотносить виды лицензий на использование программного обеспечения и порядок его использования и распространения. Характеризовать сущность понятий «информационная безопасность», «защита информации».
Формулировать основные правила информационной безопасности.
Участвовать в дискуссии по изучаемому материалу. Практическая деятельность
Осуществлять подготовку сообщений и презентаций по заданной теме.
| Дата | Дата | | | | J ‘Wiium Планируемые результаты | |
№ | урока по плану | урока по факту | Тема урока | Элементы содержания | Тип урока | Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | Контроль |
маршрут ( 1 час)
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.
Фундаментальные вопросы информатики. Техника безопасности при работе за компьютером.
урок общеметодо логической направленн ости
познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения.
Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу; планирование - выбирать действия в соответствии с с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные — мотивация учебной деятельности; Коммуникативные: инициативное сотрудничество — ставить вопросы, обращаться за помощью
Тема 2: Обработка информации в электронных таблицах (4 часа)
Табличный процессор. Основные сведения.
Встроенные функции и их использование. Общие сведения о функциях.
урок
открытия
новых
знаний
иметь представление об организации данных и их типах в электронных таблицах
Ввод и редактирование данных, форматы
данных. Редактирование форматирование в табличном процессоре. Редактирование книги и
урок
открытия
новых
знаний
иметь представление о работе с функциями в электронных таблицах, уметь использовать функции при решении задач
Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные — использовать общие приемы решения поставленных задач; Коммуникативные: инициативное сотрудничество — формулировать вопросы
Регулятивные: планирование - определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование — предвидеть результат. Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: инициативное сотрудничество - формулировать
гвпи 1ЯТПУПНРМ11Д
Индивидуа льный, фронтальн ый опрос
Индивидуа льный, фронтальн ый опрос
4 | | | Инструменты анализа данных. Диаграммы. Сортировка данных. Фильтрация данных. Подбор параметра. | электронной таблицы Функции математические, статистические, логические, финансовые, текстовые. | урок открытия новых знаний | уметь решать задачи с подбором параметра; уметь визуализировать полученные в таблицах данные | Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: смысловое чтение, знаковосимволические действия. Коммуникативные: инициативное сотрудничество - обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения задач | Индивидуа льный, фронтальн ый опрос |
5 | | | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Обработка информации в электронных таблицах» | урок контроля | уметь использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей | Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу в образовательную. Познавательные: общеучебные — осознанно выстраивать алгоритмы решения задач. Коммуникативные: взаимодействие — задавать вопросы, формулировать свою позицию | промежуто чный |
| Тема 3: «А | шгоритл | 1ы и элементы программирования» (12 часов) | | | | |
6 | | | Основные сведения об алгоритмах. | | урок открытия новых знаний | иметь представление об алгоритмах и их свойствах | Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу в образовательную. Познавательные: общеучебные — выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать свои взатруднения. | Индивидуа льный, фронтальн ый опрос |
7 | | | Алгоритмические структуры. | Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Понятие сложности алгоритма. |
8 | | | Проверочная работа | Последовательная |
| | | | алгоритмическая |
| | | | структура. |
| | | | Алгоритмическая |
| | | | конструкция |
| | | | «ветвление». Циклы. |
9 | | | Циклическая | |
| | | алгоритмическая | |
| | | конструкция | |
урок открытия новых знаний | иметь представление о базовых алгоритмических конструкциях | Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу в образовательную. Познавательные: общеучебные - контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности. Коммуникативные: взаимодействие, формулировать свое мнение и позицию. | Индивидуа льный, фронтальн ый опрос |
урок рефлексии | уметь разработывать алгоритмы решения задач из разных предметных областей и представлять их в различных формах | Регулятивные: целеполагание - удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. Познавательные: общеучебные - контролировать и оценивать процесс решения задач и полученный результат. Коммуникативные: управление коммуникацией — осуществлять взаимный контроль | промежуто чный |
урок открытия новых знаний | иметь представление о циклах; уметь составлять циклы с определенным и неопределенным количеством повторений | Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее эеализации. Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные способы решения ?адач. Коммуникативные: инициативное сотрудничество — эсуществлять взаимоконтроль | Индивидуа льный, фронтальн ый опрос |
10 | | | Запись алгоритмов на языках программирования. | Структурная организация данных. Некоторые сведения о языке программирования Pascal. Структура программы. Анализ программ, исползующих процедуры и функции. | урок открытия новых знаний | знать структуру программ на Паскале, типы данных и реализацию различных типов алгоритмов | Регулятивные: планирование - применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: общеучебные — ориентироваться в разнообразии программного обеспечения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - слушать собеседника, использовать речь | Индивидуа льный, фронтальн ый опрос |
11 | | | Анализ программ с помощью трассировочных таблиц. | урок открытия новых знаний | уметь анализировать работу программы с помощью трассировки | Регулятивные: контроль и самоконтроль — использовать установленные правила в контроле результата решения задачи. Познавательные: общеучебные - уметь наиболее эффективно оценивать решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие — формулировать собственное мнение и позицию | Индивидуа льный, фронтальн ый опрос |
12 | | | Функциональный подход к анализу программ. | урок открытия новых знаний | | Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу в образовательную. Познавательные: общеучебные — осознанно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения | Индивидуа льный, фронтальн ый опрос |
13 | | | Структурированные типы данных. Массивы. | | урок открытия новых знаний | иметь представление о массивах; уметь создавать массивы зазличными способами | Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу в образовательную. Познавательные: общеучебные - осознанно строить анализ данных в устной форме. Коммуникативные: инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения. | Индивидуа льный, фронтальн ый опрос |
15
Структурное
программирование
Рекурсивные алгоритмы
16
Рекурсивные алгоритмы
Общие сведения об одномерных массивах. Задачи поиска элемента с заданными свойствами. Проверка соответствия элементов массива некоторому условию. Удаление и вставка элементов массива в обратном поряде. Сортировка массива.
урок
открытия
новых
знаний
урок
открытия
новых
знаний
урок
открытия
новых
знаний
уметь обрабатывать элементы массива при решении задч
Регулятивные: коррекция — вносить необходимые коррективы в действие алгоритма после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: общеучебные — ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: взаимодействие — формулировать собственное мнение и позицию.
иметь представление о рекурсии
уметь составлять программы, использующие рекурсивные алгоритмы
Индивидуа льный, фронтальн ый опрос
Регулятивные: прогнозирование — предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач. Познавательные: общеучебные — узнавать методы решения рекурсивных задач. Коммуникативные: взаимодействие — строить для партнера понятные высказывания
Индивидуа льный, фронтальн ый опрос
Регулятивные: коррекция - вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата. Познавательные: общеучебные - контролировать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества — определять общую цель и пути ее достижения
Индивидуа льный, фронтальн ый опрос
I17 | | | Обобщение и с истем атизация изученного материала по теме «Алгоритмы и элементы программирования» | | урок контроля |
| Тема 3: « | Информационное моделирование» (6 часов} | |
18 | | | Модели и моделирование. | | урок открытия новых знаний |
19 | | | Моделирование на графах I г 1 | Общие сведения о моделировании. -Сомпьютерное •юделирование. Списки, рафы, деревья, аблицы. | урок открытия новых знаний |
| иметь навыки разработка и отладки программы, а также ее тестирование | Регулятивные: оценка - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: информационные — искать и выделять необходимую информацию из различных источников. Коммуникативные: управление коммуникацией - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | итоговый |
| | | |
| иметь представление о различных типах моделей и о моделировании как методе познания | Регулятивные: прогнозирование — предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: информационные — получать и обрабатывать информацию; общеучебные — ставить и юрмулировать проблемы. Коммуникативные: взаимодействие — формулировать собственное мнение и позицию | Индивидуа льный, фронтальн ый опрос |
| уметь использовать графы описании реальных объектов и процессов 1 ) с | Регулятивные: коррекция - вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия з случае расхождения действия и его результата. Познавательные: збщеучебные — контролировать фоцесс и результат деятельности, коммуникативные: планирование 'чебного сотрудничества - ) предел ять общую цель и пути ее остижения | итоговый |
20 | | | Знакомство с теорией игр | | урок открытия новых знаний | иметь представление о теории игр | Регулятивные: прогнозирование — предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач. Познавательные: общеучебные - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. Коммуникативные: взаимодействие — строить для | итоговый |
21 | | | База данных как модель предметной области. | Общие представления об информационных системах. Предметная область и ее моделирование. Представление о моделях данных. Реляционные базы данных. Этапы разработки базы данных. СУБД и их классификация. Работа в программной среде СУБД. | урок открытия новых знаний | уметь создавать базу данных, пополнять и редактировать ее | Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие — формулировать собственное мнение и позицию | итоговый |
22 | | | Системы управления базами данных. | урок открытия новых знаний | уметь использовать СУБД при решении задач поиска данных, их сортировки, фильтрации, а также для вычислений | Регулятивные: целеполагание - преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль - использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные — выбирать наиболее эффективные эешения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать вопросы по сути темы | промежуто чный |
23 | | | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информационное моделирование» | | урок контроля | уметь применять базы данных при решении задач | Регулятивные: целеполагание — формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: общеучебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы и обращаться за помощью | итоговый |
| Тема 4: « | Сетевые | информационные технологии» (4 часа) | | | | |
24 | | | Основы построения компьютерных сетей. | Компьютерные сети и их классификация. Аппаратное и программное обеспечение | урок открытия новых знаний | иметь представление о построении компьютерных сетей различного уровня | Регулятивные: целеполагание - удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. Познавательные: общеучебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: управление коммуникацией — осуществлять взаимный контроль | Индивидуа льный, фронтальн ый опрос |
2b | | | Службы Интернета. | компьютерных сетей. Работа в локальной сети. Как устроен Интернет. История появления и развития компьютерных сетей. И нформационные службы. Коммуникационные службы. Сетевой этикет. Всемирная паутина. 1 I лпл ja тт/Кпт»отт г» | урок открытия новых знаний | иметь представление о службах Всемирной сети | Регулятивные: контроль и самоконтроль — использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные - выбирать наиболее эффективные способы нахождения информации. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию | Индивидуа льный, фронтальн ый опрос |
26 | | | Интернет как глобальная информационная система. | 1 lunv/a rinvj^^pivictu.rii'i о сети Интернет. О достоверности информации, представленной на Web- ресурсах. | урок рефлексии | иметь представление об использовании информационных ресурсов интернет- сервисов | Регулятивные: целеполагание - использовать различные правила в определении способа решения задачи. Познавательные: общеучебные — выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие — формулировать собственное мнение и позицию | промежуто чный |
27 | | | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Сетевые информационные технлогии" | | урок контроля | уметь использовать возможности компьютерных сетей при решении задач | Регулятивные: коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: общеучебные — выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: инициативное сотрудничество — формулировать свои затруднения | итоговый |
| Тема 5: «С | )сновы с | оциальной информатики» (4 часа) | | | | |
28 | | | Информационное общество | Понятие информационного ллшалфпо | урок открытия новых знаний | | Регулятивные: целеполагание - удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. Познавательные: общеучебные — контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: управление коммуникацией — осуществлять взаимный контроль | Индивидуа льный, фронтальн ый опрос |
34 | | | Повторение и | | урок |
| | | обобщение пройденного | | рефлексии |
| | | материала | | |
Регулятивные: контроль и самоконтроль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: информационные
искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах. Коммуникативные: управление коммуникацией - прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения