СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 10 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для изучения курса информатики 10 класса УМК И.Г.Семакина ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Любовшанская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено Согласовано Принято Утверждаю

на заседании ШМО Зам.директора на заседании Директор ОУ

и рекомендовано по УВР педсовета ______________

к утверждению Подвойская В.А. Протокол №_ Куча О.П.

Протокол №___ _____________ от «__»____2022 г Приказ №___

от «___»____2022 г от «__»____2022 г





Рабочая программа

по информатике

для 10 класса

на 2022-2023 учебный год





Составитель: Тарико Таисия Григорьевна

учитель первой квалификационной категории















  1. г.

2. Планируемые результаты изучения предмета, курса

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

Личностные результаты освоения образовательной программы:

1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

2) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

3) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные результаты освоения образовательной программы:

1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;

3) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

4) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения образовательной программы:

1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; владение знанием основных конструкций программирования; владение умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

4) владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ;

5) сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных;

6) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.

В результате изучения курса информатики в 10 классе обучающиеся должны

знать/понимать:

  • понятия: информация, информатика;

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;

  • сущность алфавитного подхода к измерению информации

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

  • представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

  • основные виды и типы величин;

  • назначение языков программирования и систем программирования

уметь:

  • решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;

  • выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;

  • представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.





























  1. Содержание учебного предмета, курса

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процес­сов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необ­ходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

В предлагаемом курсе информатики выделяются следующие разделы.

Информация

Информация. Представление информации. Измерение информации. Представление чисел в компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере.

Информационные процессы

Хранение и передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере.

Программирование

Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование. Программирование линейных алгоритмов. Логические величины и выражения, программирование ветвлений. Программирование циклов. Подпрограммы. Работа с массивами. Работа с символьной информацией.

Информация (12 часов)

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень обязательной подготовки обучающихся:

  • Уметь определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал.

  • Уметь кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды.

  • Уметь измерять информационный объем текста в байтах.

  • Уметь пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб).

  • Уметь осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку).

 Уровень возможной подготовки обучающихся:

  • Уметь использовать основные методы кодирования и декодирования данных и информацию о причинах искажения данных при их передаче.

Обучающиеся должны уметь:

  • Решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиции алфавитного подхода (в приближении равной вероятности символов).

  • Решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении).

  • Выполнять пересчет количества информации в разные единицы.

  • Получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера.

  • Определять по внутреннему коду значение числа.

  • Вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета.

  • Вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.

Информационные процессы (5 часов)

Обязательный минимум содержания образовательной области информатика

  • Хранение и передача информации.

  • Обработка информации и алгоритмы.

  • Автоматическая обработка информации.

  • Информационные процессы в компьютере.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень обязательной подготовки обучающихся:

  • Уметь выбирать и запускать нужную программу.

  • Уметь работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна).

  • Уметь вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств.

Уровень возможной подготовки обучающихся:

  • Уметь работать с библиотеками программ.

  • Уметь разрабатывать математические объекты информатики, в том числе логические формулы и схемы.

Обучающиеся должны знать:

  • Историю развития носителей информации.

  • Современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики.

  • Модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи.

  • Основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность.

  • Понятие «шум» и способы защиты от шума.

  • Основные типы задач обработки информации.

  • Понятие исполнителя обработки информации.

  • Понятие алгоритма обработки информации.

  • Что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов.

  • Определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной.

  • Устройство и систему команд алгоритмической машины Поста.

  • Этапы истории развития ЭВМ.

  • Что такое фон-неймановская архитектура ЭВМ.

  • Для чего используются периферийные процессоры (контроллеры).

  • Архитектуру персонального компьютера.

  • Основные принципы архитектуры суперкомпьютеров.

Обучающиеся должны уметь:

  • Сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам.

  • Рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи.

  • По описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой.

  • Составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.

Программирование обработки информации (16 часов)

Обязательный минимум содержания образовательной области информатика

  • Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование.

  • Программирование линейных алгоритмов.

  • Логические величины и выражения, программирование ветвлений.

  • Программирование циклов.

  • Подпрограммы.

  • Работа с массивами.

  • Работа с символьной информацией.

Требования к уровню подготовки обучающихся

 Уровень обязательной подготовки обучающихся:

  • Уметь читать и понимать простейшие программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня.

  • Уметь составлять и анализировать несложные алгоритмические структуры.

  • Уметь использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации.

  • Уметь создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций.

Уровень возможной подготовки обучающихся

  • Уметь применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ.

  • Уметь использовать универсальный язык программирования высокого уровня (по выбору) и представления о базовых типах данных и структурах данных.

Обучающиеся должны знать и понимать:

  • Этапы решения задачи на компьютере.

  • Что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя.

  • Какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов.

  • Систему команд компьютера.

  • Классификацию структур алгоритмов

  • Основные принципы структурного программирования.

  • Систему типов данных в Паскале.

  • Операторы ввода и вывода.

  • Правила записи арифметических выражений на Паскале.

  • Оператор присваивания.

  • Структуру программы на Паскале.

  • Логический тип данных, логические величины, логические операции.

  • Правила записи и вычисления логических выражений.

  • Условный оператор if.

  • Оператор выбора select case.

  • Различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием.

  • Различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом.

  • Операторы цикла while и repeat – until.

  • Оператор цикла с параметром for.

  • Порядок выполнения вложенных циклов.

  • Понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы.

  • Правила описания и использования подпрограмм-функций.

  • Правила описания и использования подпрограмм-процедур.

  • Правила описания массивов на Паскале.

  • Правила организации ввода и вывода значений массива.

  • Правила программной обработки массивов.

  • Правила описания символьных величин и символьных строк.

  • Основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.

Обучающиеся должны уметь:

  • Описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке.

  • Выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц.

  • Составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале.

  • Программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления.

  • Программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром.

  • Программировать итерационные циклы.

  • Программировать вложенные циклы.

  • Выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы.

  • Описывать функции и процедуры на Паскале.

  • Записывать в программах обращения к функциям и процедурам.

  • Составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.

  • Решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов.



































4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

разделов и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы (в соответствии со

спецификой

курса)

Проверочные работы (в соответствии

со

спецификой

курса)

1

Информация

12

1

5

2

Информационные процессы

5

1

1

3

Программирование обработки информации

17

1

9

4

Итоговый тест

1




Всего

35











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!