Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Согласовано» Заместитель директора МКОУ «Дружбинская СОШ» по УВР _______________ Ибрагимов Р.Г. «________ »_______ 2019г. | | «Утверждаю» Директор МКОУ «Дружбинская СОШ» ____________ Гасаналиев И.Г. «______ »__________ 2019г. |
Дружбинская средняя общеобразовательная школа
Каякентского района республики Дагестан
по геметрии для 9 кл.
на 2019-2020 учебный год
Учитель: : Рабаданов Арсен Абдуллаевич
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена и адаптирована на основании образовательной программы школы, авторской программ по УМК А. В. Погорелов «Геометрия 7-9 классы».
Цели и задачи изучения предмета.
Цели:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Задачи:
-усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения;
-познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников;
-сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади фигур;
- расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях;
- дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве.
Общая характеристика учебного курса
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников.
Место предмета в учебном плане.
На изучение предмета в учебном плане школы отводится 2 часа в неделю учебных недели в году 34, поэтому рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать/понимать:
что такое преобразование подобия, подобные фигуры; что масштаб есть коэффициент подобия;
что такое углы – плоские, дополнительные, центральный, вписанный в окружность, центральный, соответствующий данному центральному углу;
что значит решить треугольник, чему равен квадрат стороны треугольника;
что такое ломаная и её элементы, многоугольник и его элементы, виды многоугольников, центр многоугольника, центральный угол многоугольника, радианная мера угла;
что такое длина окружности;
что у правильных n-угольников отношения периметров, радиусов вписанных и описанных окружностей равны;
формулы вычисления площадей плоских фигур, кругового сектора и сегмента;
как относятся площади подобных фигур;
формулировки аксиом стереометрии;
свойства параллельных и перпендикулярных прямых и плоскостей в пространстве;
чему равны объёмы прямоугольного параллелепипеда, призмы, пирамиды, усечённой пирамиды;
как относятся объёмы подобных тел;
чему равны площади сферы и сферического сегмента, объёмы шара и шарового сегмента.
Уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и для повседневной жизни:
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов, находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Познавательные УУД:
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• формирование и развитие учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетентности);
• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
Коммуникативные УУД:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• слушать партнера;
• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные результаты:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Содержание учебного предмета.
1. Подобие фигур (16 часов)
Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Центральные и вписанные углы и их свойства.
2. Решение треугольников (9 часов)
Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.
3. Многоугольники (14 часов)
Ломаная. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Длина окружности. Длина дуги окружности. Радианная мера угла.
4. Площади фигур (16 часов)
Площадь и ее свойства. Площади прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции. Площади круга и его частей.
5. Элементы стереометрии (6 часов)
Аксиомы стереометрии. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве. Многогранники. Тела вращения.
6. Обобщающее повторение курса геометрии (7 часов)
Контроль знаний.
Формы контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
Контрольные работы | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 |
Календарно-тематическое планирование 9 "Б" класса
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Корректировка |
1 | Повторение материала за курс 7-8 классов. | 1 | | |
2 | Повторение материала за курс 7-8 классов. | 1 | | |
Подобие фигур (16 уроков) |
3 | Преобразование подобия. | 1 | | |
4 | Свойства преобразования подобия. | 1 | | |
5 | Подобие фигур. | 1 | | |
6 | Признаки подобия треугольников по двум углам. | 1 | | |
7 | Признаки подобия треугольников: по двум сторонам и углу между ними, по трем сторонам. | 1 | | |
8 | Решение задач. Признаки подобия треугольника. | 1 | | |
9 | Подобие прямоугольных треугольников. | 1 | | |
10 | Обобщающий урок по теме: Признаки подобия треугольников. | 1 | | |
11 | Контрольная работа №1. Признаки подобия треугольников. | 1 | | |
12 | Углы, вписанные в окружность. | 1 | | |
13 | Углы, вписанные в окружность. | 1 | | |
14 | Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности. | 1 | | |
15 | Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности. | 1 | | |
16 | Измерение углов, связанных с окружностью. | 1 | | |
17 | Решение задач. Подобия треугольников. | 1 | | |
18 | Контрольная работа №2. Подобия треугольников. | 1 | | |
Решение треугольников (9 уроков) |
19 | Теорема косинусов. | 1 | | |
20 | Теорема косинусов. | 1 | | |
21 | Теорема синусов. | 1 | | |
22 | Соотношения между углами треугольника и противолежащими сторонами углами треугольника и противолежащими. | 1 | | |
23 | Решение задач. Соотношения между углами треугольника и противолежащими сторонами. | 1 | | |
24 | Решение треугольников. | 1 | | |
25 | Решение треугольников. | 1 | | |
|
26 | Обобщающий урок по теме: Решение треугольников. | 1 | | |
27 | Контрольная работа №3. Решение треугольников. | 1 | | |
Многоугольники (14 часов) |
|
| 28 | Ломаная. | 1 | | | | | | | |
29 | Выпуклые многоугольники. | 1 | | |
30 | Правильные многоугольники. | 1 | | |
31 | Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников. | 1 | | |
32 | Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников. | 1 | | |
33 | Построение некоторых правильных многоугольников. | 1 | | |
34 | Решение задач. Многоугольники. | 1 | | |
35 | Вписанные и описанные четырех угольники. | 1 | | |
36 | Решение задач. Вписанные и описанные четырехугольники. | 1 | | |
37 | Подобие правильных многоугольников. Длина окружности. | 1 | | |
38 | Длина дуги окружности. | 1 | | |
39 | Радианная мера угла. | 1 | | |
40 | Обобщающий урок по теме: Многоугольники. | | | |
41 | Контрольная работа №4. Многоугольники. | 1 | | | |
Площади фигур. (16 часов) |
42 | Понятие площади. Площадь прямоугольника. | 1 | | |
43 | Площадь параллелограмма. | 1 | | |
44 | Решение задач. Площади прямоугольника и параллелограмма. | 1 | | |
45 | Площадь треугольника. | 1 | | |
46 | Формула Герона для площадей треугольника. | 1 | | |
47 | Равновеликие фигуры. | 1 | | |
48 | Площадь трапеции. | 1 | | |
49 | Обобщающий урок по теме: Площади параллелограмма, треугольника, трапеции. | 1 | | |
50 | Контрольная работа №5.Площади параллелограмма, треугольника, трапеции. | 1 | | |
51 | Формулы для радиуса вписанной и описанной окружностей треугольника. | 1 | | |
52 | Решение задач. Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника. | 1 | | |
53 | Площади подобных фигур. | 1 | | |
54 | Площадь круга. | 1 | | |
55 | Решение задач. Площади круга и его частей. | 1 | | |
56 | Обобщающий урок по теме: Площади круга и его частей. | 1 | | |
57 | Контрольная работа №6.Площади круга и его частей. | 1 | | |
Элементы стереометрии(6часов) |
58 | Аксиомы стереометрии. | 1 | | |
59 | Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. | 1 | | |
60 | Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве. | 1 | | |
61 | Многогранники. | 1 | | |
62 | Тела вращения. | 1 | | |
|
63 | Обобщающий урок по теме: Элементы стереометрии. | 1 | | |
Итоговое повторение курса геометрии 7-8 классов(5 часов) |
64 | Углы. Параллельные прямые. | 1 | | |
65 | Треугольник. | 1 | | |
66 | Четырехугольники. | 1 | | |
67 | Многоугольники. | 1 | | |
68 | Декартовы координаты на плоскости. | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование 9 "В" класса
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Корректировка |
1 | Повторение материала за курс 7-8 классов. | 1 | | |
2 | Повторение материала за курс 7-8 классов. | 1 | | |
Подобие фигур (16 уроков) |
3 | Преобразование подобия. | 1 | | |
4 | Свойства преобразования подобия. | 1 | | |
5 | Подобие фигур. | 1 | | |
6 | Признаки подобия треугольников по двум углам. | 1 | | |
7 | Признаки подобия треугольников: по двум сторонам и углу между ними, по трем сторонам. | 1 | | |
8 | Решение задач. Признаки подобия треугольника. | 1 | | |
9 | Подобие прямоугольных треугольников. | 1 | | |
10 | Обобщающий урок по теме: Признаки подобия треугольников. | 1 | | |
11 | Контрольная работа №1. Признаки подобия треугольников. | 1 | | |
12 | Углы, вписанные в окружность. | 1 | | |
13 | Углы, вписанные в окружность. | 1 | | |
14 | Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности. | 1 | | |
15 | Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности. | 1 | | |
16 | Измерение углов, связанных с окружностью. | 1 | | |
17 | Решение задач. Подобия треугольников. | 1 | | |
18 | Контрольная работа №2. Подобия треугольников. | 1 | | |
Решение треугольников (9 уроков) |
19 | Теорема косинусов. | 1 | | |
20 | Теорема косинусов. | 1 | | |
21 | Теорема синусов. | 1 | | |
22 | Соотношения между углами треугольника и противолежащими сторонами углами треугольника и противолежащими. | 1 | | |
23 | Решение задач. Соотношения между углами треугольника и противолежащими сторонами. | 1 | | |
24 | Решение треугольников. | 1 | | |
25 | Решение треугольников. | 1 | | |
|
26 | Обобщающий урок по теме: Решение треугольников. | 1 | | |
27 | Контрольная работа №3. Решение треугольников. | 1 | | |
Многоугольники (14 часов) |
|
| 28 | Ломаная. | 1 | | | | | | | |
29 | Выпуклые многоугольники. | 1 | | |
30 | Правильные многоугольники. | 1 | | |
31 | Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников. | 1 | | |
32 | Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников. | 1 | | |
33 | Построение некоторых правильных многоугольников. | 1 | | |
34 | Решение задач. Многоугольники. | 1 | | |
35 | Вписанные и описанные четырех угольники. | 1 | | |
36 | Решение задач. Вписанные и описанные четырехугольники. | 1 | | |
37 | Подобие правильных многоугольников. Длина окружности. | 1 | | |
38 | Длина дуги окружности. | 1 | | |
39 | Радианная мера угла. | 1 | | |
40 | Обобщающий урок по теме: Многоугольники. | | | |
41 | Контрольная работа №4. Многоугольники. | 1 | | | |
Площади фигур. (16 часов) |
42 | Понятие площади. Площадь прямоугольника. | 1 | | |
43 | Площадь параллелограмма. | 1 | | |
44 | Решение задач. Площади прямоугольника и параллелограмма. | 1 | | |
45 | Площадь треугольника. | 1 | | |
46 | Формула Герона для площадей треугольника. | 1 | | |
47 | Равновеликие фигуры. | 1 | | |
48 | Площадь трапеции. | 1 | | |
49 | Обобщающий урок по теме: Площади параллелограмма, треугольника, трапеции. | 1 | | |
50 | Контрольная работа №5.Площади параллелограмма, треугольника, трапеции. | 1 | | |
51 | Формулы для радиуса вписанной и описанной окружностей треугольника. | 1 | | |
52 | Решение задач. Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника. | 1 | | |
53 | Площади подобных фигур. | 1 | | |
54 | Площадь круга. | 1 | | |
55 | Решение задач. Площади круга и его частей. | 1 | | |
56 | Обобщающий урок по теме: Площади круга и его частей. | 1 | | |
57 | Контрольная работа №6.Площади круга и его частей. | 1 | | |
Элементы стереометрии(6часов) |
58 | Аксиомы стереометрии. | 1 | | |
59 | Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. | 1 | | |
60 | Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве. | 1 | | |
61 | Многогранники. | 1 | | |
62 | Тела вращения. | 1 | | |
|
63 | Обобщающий урок по теме: Элементы стереометрии. | 1 | | |
Итоговое повторение курса геометрии 7-8 классов(5 часов) |
64 | Углы. Параллельные прямые. | 1 | | |
65 | Треугольник. | 1 | | |
66 | Четырехугольники. | 1 | | |
67 | Многоугольники. | 1 | | |
68 | Декартовы координаты на плоскости. | 1 | | |
Учебно-методическое обеспечение.
Погорелов А.В. Геометрия. Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 80 с: ил.
В.И. Жохов и др. Поурочное планирование по геометрии в 7- 9 классе. Издательство «Просвещение», Москва, 2015.
Л.Ю.Березина, Н.Б.Мельникова и др. Геометрия в 7-9 классах. (Методические рекомендации к преподаванию курса геометрии по уч. пособию А.В.Погорелова.) - М.Просвещение, 2014
Согласовано зам. дир.
по УВР__________Л. В. Кукушкина
Рассмотрено и согласовано
на заседании ШМО
протокол № ___от _________
руководитель___________