муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1
«Утверждаю»
Директор МБОУ лицея №1
Приказ от «31» августа 2020г. №25
______________Е.Ю. Паранкина
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
Уровень общего образования основное общее образование
Класс - 8
Учитель Васецкая Татьяна Сергеевна
Программа разработана на основе:
Программы курса математики для 5 – 11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Допущено Министерством образования РФ. Москва, «Дрофа»2016г.
Геометрия. Сборник рабочих программ 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /составитель Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение 2017г.
Согласовано Заместитель директора по УВР Омельченко Г.И. _____________________ «26» августа 2020 г.№1 | Согласовано Протокол заседания методического объединения учителей математики, информатики и естественнонаучных предметов от 25.08.2020 г. №1 Руководитель МО Васецкая Т.С. _______________ |
2020-2021 учебный год
г. Морозовск
Раздел 1:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной образовательной программы по геометрии 8 класса. (Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение,) Обеспечивается учебно-методическим комплектом учебника Геометрия 7 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. Просвещение в соответствии с образовательной программой лицея, а также на основе следующих (основных)
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной картины мира, показано практическое применение математических знаний.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Нормативные документы:
Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, а также на основе следующих (основных) нормативно-правовых документов:
Закона РФ от 29.12.012 №273-ФЗ «Об образовании»;
Федерального государственного образовательные стандарты основного общего образования (утв. приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897) С изменениями и дополнениями от: 29. 12.2014, 31.12.2015
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Письмо Минобразования Ростовской области от 13. 05.2020г. № 24/4.1-6874 «Примерный учебный план общеобразовательных организаций Ростовской области на 2020-2021 учебный год;
Учебный план МБОУ лицей№1 на 2020-2021 учебный год
Учебно-календарный график МБОУ лицей №1 на 2020-2021 учебный год
Устава МБОУ лицея №1
Образовательной Программы МБОУ лицея № 1.
Программа направлена на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Задачи обучения:
приобретения математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на обязательное изучение геометрии в 8 классе отводится не менее 68 учебных часов. Согласно Образовательной программы «МБОУ лицей №1» и в соответствии с УМК Л.С. Атанасяна по геометрии, преподавание ведётся из расчёта 2 часа в неделю.
Таким образом, на основании федерального компонента и компонента образовательного учреждения, учебного плана МБОУ лицея №1 на математику отводится 5 часов в неделю, 2 из которых на геометрию.
В соответствии с учебно-календарным графиком, расписанием занятий МБОУ лицей №1, государственными праздниками, Постановлением Правительства Российской Федерации «О переносе выходных дней в 2021 году» на изучение предмета геометрия отведено 67 часов, программа будет выполнена за счет уплотнения учебного материала
На повторение в начале учебного года отводится 4 часа, что целесообразно для успешного усвоения материала 8 класса.
На итоговое повторение в 8 классе по геометрии в конце года 1 час, стальные часы распределены по всем темам.
Последовательность изучения курса определяется содержанием учебника:
№ п/п | темы глав | количество часов | Сроки прохождения материала |
| Вводное повторение | 4 | 01.09 – 10.09 |
| Четырёхугольники | 14 | 15.09 – 12.11 |
| Площадь | 12 | 17.11 – 24.12 |
| Подобные треугольники | 20 | 12.01 – 30.03 |
| Окружность | 16 | 01.04 – 25.05 |
| Итоговое повторение | 1 | 27.05 |
ИТОГО | 67 | |
Раздел 2: «Планируемые результаты»
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии».
Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии) способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.
Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
б) креативности мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
б) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
2) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
3) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
4) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
5) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
6) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
График контрольных работ
Контрольная работа №1. Тема. «Четырёхугольники» | 12.11 |
Контрольная работа №2 по теме «Площадь» | 24.12 |
Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников» | 04.02 |
Контрольная работа №4 «Применение теории подобия треугольников при решении задач» | 18.03 |
Контрольная работа №5 по теме «Окружность» | 20.05 |
Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием.
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.
Итоговые контрольные работы проводятся: после изучения наиболее значимых тем программы; в конце учебной четверти.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ, обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом
проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Оценка устных ответов, обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если
удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
3. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков
Раздел 3: «Содержание учебного предмета»
Содержание учебного курса определено структурой учебника и методическими рекомендациями автора
Наименование разделов | Характеристика основных содержательных линий | темы | Перечень контрольных, самостоятельных работ | Направления проектной деятельности обучающихся | Использование резерва учебного времени |
Четырёхугольники | Глава посвящена изучению наиболее важных видов четырехугольников — параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции. Изложение материала в целом традиционное, что позволяет учителю широко использовать имеющиеся методические разработки и опыт преподавания. Завершается глава рассмотрением осевой и центральной симметрий, которые вводятся здесь не как преобразования плоскости, а как свойства геометрических фигур, при этом отмечаются элементы симметрии изученных четырехугольников. | Многоугольники Параллелограмм и трапеция Прямоугольник, ромб, квадрат | Контрольная работа №1. Самостоятельные работы по темам: Многоугольники Параллелограмм и трапеция Прямоугольник, ромб, квадрат | Осевая симметрия. Правильные многогранники. | |
Площадь | Существенной особенностью данного курса геометрии является сравнительно раннее введение понятия площади многоугольника. Это обеспечивает ряд методических преимуществ в построении курса. С понятием площади и формулами для вычисления площадей некоторых многоугольников (треугольник, прямоугольник) учащиеся уже встречались в 5 и 6 классах. Назначение данной главы — расширять и углубить представления учащихся об измерении площадей ввести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Используя понятие площади, доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора. В данной главе особое внимание уделяется нетрадиционной для школьного курса теореме об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. На этой теореме основано доказательство признаков подобия треугольников в следующей главе. Кроме того, эта теорема позволяет решить большое число задач без использования теории подобия и тригонометрических формул, связывающих стороны и углы треугольника. | Площадь многоугольника Площади параллелограмма, треугольника и трапеции Теорема Пифагора | Контрольная работа №2. Самостоятельные работы по темам: Площадь многоугольника Площади параллелограмма, треугольника и трапеции Теорема Пифагора | Несколько способов доказательства теоремы Пифагора | |
Подобные треугольники | Понятие подобия является одним из важнейших в курсе планиметрии. Учащиеся знакомы с реальными предметами, дающими наглядное представление о подобных фигурах (географические карты, фотографии, модели автомобилей, кораблей, самолетов и т.д.). Основное внимание в главе уделено подобным треугольникам. Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон. На основе теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу, весьма просто доказываются признаки подобия треугольников. Они широко используются в курсе геометрии. Кроме того, материал, связанный с подобием, позволяет содержательно реализовать межпредметные связи с алгеброй (пропорциональность, уравнения, квадратные корни) и с физикой (например, геометрическая оптика). В конце главы вводятся синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | Определение подобных треугольников Признаки подобия треугольников Применение подобия к доказательству теорем и решению задач Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника | Контрольная работа №3 Контрольная работа №4. Самостоятельные работы по темам: Определение подобных треугольников Признаки подобия треугольников Применение подобия к доказательству теорем и решению задач Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника | Связь подобия с алгеброй и физикой | |
Окружность | Определение окружности и первые сведения об окружностях были даны в 7 классе. В данной главе — расширяются эти сведения и вводятся новые важные понятия, связанные с окружностью. Теоретический материал главы не вызывает обычно затруднений у учащихся, что дает возможность учителю в большей степени, чем раньше, опираться на самостоятельную работу учащихся с учебником. В то же время рассматриваемая глава содержит большое число важных задач, которые широко используются в дальнейшем. Им следует уделить особое внимание. | Касательная к окружности Центральные и вписанные углы Четыре замечательные точки треугольника Вписанная и описанная окружности | Контрольная работа №5. Самостоятельные работы по темам: Касательная к окружности Центральные и вписанные углы Четыре замечательные точки треугольника Вписанная и описанная окружности | | |
Раздел программы | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика | Характеристика универсальных учебных действий |
Четырёхугольники | Многоугольники | Объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; показывать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулировать и доказывать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника; объяснять, какие стороны (вершины) четырёхугольника называются противоположными; формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата; изображать и распознавать эти четырёхугольники; формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников; объяснять, какие две точки называются симметричными относительно прямой (точки), в каком случае фигура называется симметричной относительно прямой (точки) и что такое ось (центр) симметрии фигуры; приводить примеры фигур, обладающих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрий в окружающей нас обстановке | осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; |
Параллелограмм и трапеция |
Прямоугольник, ромб, квадрат |
Решение задач |
Площадь | Площадь многоугольника | Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников; формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей; выводить формулу Герона для площади треугольника; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора | уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания |
Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции |
Теорема Пифагора |
Решение задач |
Подобные треугольники | Определение подобных треугольников | Объяснять понятие пропорциональности отрезков; формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия; формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; объяснять, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводить примеры применения этого метода; объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности; объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур; формулировать определение и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45, 60; решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы. | адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; овладеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. |
Признаки подобия треугольников |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач |
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника |
Окружность | Касательная к окружности | Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружности; формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых из одной точки; формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружности; формулировать и доказывать теоремы: о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд; формулировать и доказывать теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника; формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника; формулировать и доказывать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёхугольника; о свойстве углов вписанного четырёхугольника; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками; исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ | уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
Центральные и вписанные углы |
Четыре замечательные точки треугольника |
Вписанная и описанная окружности |
Решение задач |
Раздел 4: Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | раздел | Тема контрольной работы | оборудование | Основные виды учебной деятельности | Требования к результату | Виды контроля | Дополнительная литература |
| 01.09 | Вводное повторение. Начальные геометрические сведения | Вводное повторение (4) | | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Вспомнить основные темы курса геометрии 7 класса. | Уметь: решать основные типы задач курса геометрии 7 класса | Самостоятельное решение задач по готовым чертежам | Задачи по геометрии для 7-11 классов. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 03.09 | Вводное повторение. Треугольники | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 08.09 | Вводное повторение. Параллельные прямые | | Задачи по геометрии для 7-11 классов. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 10.09 | Вводное повторение. Соотношение между сторонами и углами треугольника | | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 15.09 | Многоугольники | Четырёхугольники (14) | Контрольная работа №1. Тема. «Четырёхугольники» | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; показывать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулировать и доказывать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника; объяснять, какие стороны (вершины) четырёхугольника называются противоположными; формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата; изображать и распознавать эти четырёхугольники; формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников; объяснять, какие две точки называются симметричными относительно прямой (точки), в каком случае фигура называется симметричной относительно прямой (точки ) и что такое ось (центр) симметрии фигуры; приводить примеры фигур, обладающих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрий в окружающей нас обстановке | Знать определения многоугольника, выпуклого многоугольника; теорему о сумме углов выпуклого четырёхугольника. Уметь: решать задачи по теме. | Проверка домашнего задания | |
| 17.09 | Многоугольники. Решение задач | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Теоретический опрос, индивидуальная работа по карточкам, самостоятельная работа обучающего характера. | Задачи по геометрии для 7-11 классов. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 22.09 | Параллелограмм | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: определение параллелограмма, его свойства с доказательствами. Уметь: решать задачи по теме. | Проверка домашнего задания | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 24.09 | Признаки параллелограмма | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: признаки параллелограмма с доказательствами. Уметь: решать задачи по теме | Теоретический опрос, проверка домашнего задания, индивидуальная работа по карточкам, самостоятельное решение задач. | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 29.09 | Решение задач по теме «Параллелограмм» | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Проверка домашнего задания. Индивидуальная работа по карточкам, самостоятельное решение задач | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 01.10 | Трапеция | Четырёхугольники | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: определения трапеции и её элементов; виды трапеций; свойства равнобедренной трапеции с доказательствами. Уметь: решать задачи по теме. | Проверка домашнего задания | |
| 06.10 | Теорема Фалеса Задачи на построение | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: теорему Фалеса с доказательством. Уметь: решать задачи по теме. | Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач по готовым чертежам. | |
| 08.10 | ВПР | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Уметь: решать задачи по теме | Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач по готовым чертежам с последующей проверкой. | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 13.10 | Прямоугольник | Четырёхугольники | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: определение прямоугольника и его свойства с доказательствами. Уметь: решать задачи по теме. | Проверка домашнего задания | |
| 15.10 | Ромб. Квадрат | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: определения, свойства и признаки ромба и квадрата. Уметь: решать задачи по теме. | Проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач по теме. | Задачи по геометрии для 7-11 классов. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 20.10 | Решение задач | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: определения, свойства и признаки прямоугольника, ромба и квадрата. Уметь: решать задачи по теме. | Проверка домашнего задания, самостоятельная работа обучающего характера. | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
23 | 22.10 | Осевая и центральная симметрии | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: определения, свойства осевой и центральной симметрий. Уметь: решать задачи по теме. | Самостоятельная работа. | Задачи по геометрии для 7-11 классов. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 10.11 | Решение задач | | Уметь: решать задачи по теме. | Проверка домашнего задания | |
| 12.11 | Контрольная работа №1. Тема. «Четырёхугольники» | | | | Уметь: решать задачи по теме. | Контрольная работа. | |
| 17.11 | Площадь многоугольника Площадь прямоугольника | Площадь | Контрольная работа №2 по теме «Площадь» | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников; формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей; выводить формулу Герона для площади треугольника; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора | Знать: понятие площади; основные свойства площадей; формулу для вычисления площади квадрата; Уметь: решать задачи по теме | | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
16 | 19.11 | Площадь параллелограмма | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: формулу площади параллелограмма; Уметь: решать задачи по теме | Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач по готовым чертежам с последующей проверкой. | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 24.11 | Площадь треугольника | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: формулу площади треугольника; Уметь: решать задачи по теме | Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач по готовым чертежам с последующей проверкой. | Задачи по геометрии для 7-11 классов. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 26.11 | Площадь трапеции | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: формулу площади трапеции с доказательством. Уметь: решать задачи по теме | Теоретический опрос, проверка домашнего задания. | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 01.12 | Решение задач на вычисление площадей фигур | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: понятие площади; основные свойства площадей. Формулы для вычисления площади квадрата, прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции, ромба. Уметь: решать задачи по теме | Теоретический тест, проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач с последующей проверкой. | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 03.12 | Решение задач на нахождение площади | Площадь | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Самостоятельная работа. | Задачи по геометрии для 7-11 классов. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 08.12 | Теорема Пифагора | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: теорему Пифагора с доказательством. Уметь: решать задачи по теме. | Проверка домашнего задания | 03.12 |
| 10.12 | Теорема, обратная теореме Пифагора | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: теорему, обратную теореме Пифагора с доказательством. Уметь: решать задачи по теме. | Теоретический опрос, самостоятельное решение задач с последующей проверкой. | Дидактич08.12еские материа10.12лы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 15.12 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: теорему Пифагора и теорему, обратную теореме Пифагора. Уметь: решать задачи по теме. | Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач по готовым чертежам с последующей проверкой. | Задачи по геометрии для 7-11 классов. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 17.12 | Решение задач | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: понятие площади; основные свойства площадей. Формулы для вычисления площади квадрата, прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции, ромба. Теорему Пифагора и теорему, обратную теореме Пифагора. Уметь: решать задачи по теме | Проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач с последующей проверкой. | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 22.12 | Решение задач | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач с последующей проверкой. | Задачи по геометрии для 7-11 классов. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 24.12 | Контрольная работа №2 по теме «Площадь» | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Контрольная работа. | |
| 12.01 | Определение подобных треугольников | Подобные треугольники | | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Объяснять понятие пропорциональности отрезков; формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия; формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; объяснять, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводить примеры применения этого метода; объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности; объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур; Формулировать определение и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45, 60; решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы. | Знать: определение подобных треугольников; понятие пропорциональных отрезков; свойство биссектрисы угла. Уметь: решать задачи по теме. | Самостоятельное решение задач с последующей проверкой | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
15 | 14.01 | Отношение площадей подобных треугольников | | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: теорему об отношении площадей подобных треугольников с доказательством. Уметь: решать задачи по теме. | Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач по готовым чертежам с последующей проверкой. | Задачи по геометрии для 7-11 классов. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 19.01 | Первый признак подобия треугольников | | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: первый признак подобия треугольников с доказательством. Уметь: решать задачи по теме. | Теоретический опрос, проверка домашнего задания. | |
| 21.01 | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников | Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников» | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: первый признак подобия треугольников. Уметь: решать задачи по теме. | Теоретический опрос, самостоятельное решение задач по готовым чертежам с последующим обсуждением, самостоятельная работа обучающего характера. | |
| 26.01 | Второй и третий признаки подобия треугольников | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: второй и третий признаки подобия треугольников с доказательствами. Уметь: решать задачи по теме. | Самостоятельное решение задач по готовым чертежам с последующей проверкой | Задачи по геометрии для 7-11 классов. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 28.01 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников | Подобные треугольники | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: определение подобных треугольников; понятие пропорциональных отрезков; свойство биссектрисы угла. Признаки подобия треугольников. Уметь: решать задачи по теме. | Теоретический опрос, проверка домашнего задания, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельная работа. | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 02.02 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | самостоятельная работа. | Задачи по геометрии для 7-11 классов. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 04.02 | Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников» | | Контрольная работа. | |
| 09.02 | Средняя линия треугольника | | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: определение средней линии треугольника; теорему о средней линии треугольника с доказательством. Уметь: решать задачи по теме | | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 11.02 | Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: свойство медиан треугольника. Уметь: решать задачи по теме | Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельная работа. | |
| 16.02 | Пропорциональные отрезки | Подобные треугольники | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: определение среднего пропорционального (среднего геометрического) двух отрезков; теорему о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; свойство высоты прямоугольного треугольника, проведённой из вершины прямого угла. Уметь: решать задачи по теме | Проверка домашнего задания | |
| 18.02 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Теоретический опрос, проверка домашнего задания, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельная работа. | Задачи по геометрии для 7-11 классов. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 25.02 | Измерительные работы на местности | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Уметь: применять теорию о подобных треугольниках при измерительных работах на местности. | Проверка домашнего задания | |
| 02.03 | Задачи на построение методом подобия | | Уметь: решать задачи по теме | Проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач. | Задачи по геометрии для 7-11 классов. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 04.03 | Решение задач на построение методом подобных треугольников | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Уметь: решать задачи по теме | Проверка домашнего задания, самостоятельная работа. | |
| 09.03 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | Подобные треугольники | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; основные тригонометрические тождества. Уметь: решать задачи по теме | Проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач. | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 11.03 | Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30,45и 60 градусов | Контрольная работа №4 «Применение теории подобия треугольников при решении задач» | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30,45 и 60 градусов. Уметь: решать задачи по теме | Проверка домашнего задания, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельное решение задач с последующим обсуждением. | Задачи по геометрии для 7-11 классов. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 16.03 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Уметь: решать задачи по теме | Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельная работа. | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 18.03 | Контрольная работа №4 «Применение теории подобия треугольников при решении задач» | | | Уметь: решать задачи по теме | Контрольная работа. | |
| 30.03 | Решение задач Применение теории подобия треугольников при решении задач | | | Уметь: решать задачи по теме | | |
| 01.04 | Взаимное расположение прямой и окружности | | | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружности; формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых из одной точки; формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружности; формулировать и доказывать теоремы: о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд | Знать: взаимное расположение прямой и окружности. Уметь: решать задачи по теме | Самостоятельное решение задач с последующим обсуждением | Задачи по геометрии для 7-11 классов. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 06.04 | Касательная к окружности | Окружность | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: понятие касательной, точки касания, отрезков касательных, проведённых из одной точки; свойство касательной и её признак; свойства отрезков касательных, проведенных из одной точки. Уметь: решать задачи по теме | Теоретический тест, проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач с последующей проверкой. | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 08.04 | Касательная к окружности. Решение задач | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельная работа. | Задачи по геометрии для 7-11 классов. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 13.04 | Градусная мера дуги окружности | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: понятие градусной меры дуги окружности, центрального угла. Уметь: решать задачи по теме | Проверка домашнего задания | |
| 15.04 | Теорема о вписанном угле | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: теорему о вписанном угле и её следствия с доказательствами. Уметь: решать задачи по теме | Проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач с последующей проверкой | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 20.04 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: теорему об отрезках пересекающихся хорд с доказательством. Уметь: решать задачи по теме | Теоретический опрос, самостоятельное решение задач с последующей проверкой. | Задачи по геометрии для 7-11 классов. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 22.04 | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» | Окружность | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | формулировать и доказывать теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника; формулировать и доказывать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной около треугольника; формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольник о свойстве сторон описанного четырёхугольника | Знать: понятия центрального и вписанного углов; теорему о вписанном угле и её следствия; теорему об отрезках пересекающихся хорд. Уметь: решать задачи по теме | Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельная работа. | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 27.04 | Свойство биссектрисы угла | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: свойство биссектрисы угла и его следствия с доказательствами. Уметь: решать задачи по теме. | Самостоятельное решение задач с последующей проверкой. | Задачи по геометрии для 7-11 классов. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 29.04 | Серединный перпендикуляр | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: понятие серединного перпендикуляра, теорему о серединном перпендикуляре с доказательством. Уметь: решать задачи по теме. | Теоретический опрос, самостоятельное решение задач с последующей проверкой. | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 04.05 | Теорема о точке пересечения высот треугольника | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: теорему о точке пересечения высот треугольника с доказательством. Уметь: решать задачи по теме | Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач с последующей проверкой | Задачи по геометрии для 7-11 классов. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 06.05 | Вписанная окружность | Окружность | | Знать: понятия вписанной и описанной окружностей; теорему об окружности, вписанной в треугольник, с доказательством. Уметь: решать задачи по теме | Самостоятельное решение задач с последующей проверкой. | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 11.05 | Свойство описанного четырёхугольника | Контрольная работа №5 по теме «Окружность» | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | Знать: свойство описанного четырёхугольника с доказательством. Уметь: решать задачи по теме | Теоретический опрос, самостоятельная работа обучающего характера. | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 13.05 | Описанная окружность | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | | Знать: понятие описанного около окружности многоугольника и вписанного в окружность многоугольника; теорему об окружности, описанной около треугольника, с доказательством. Уметь: решать задачи по теме | | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 18.05 | Свойство вписанного четырёхугольника | Окружность | | о свойстве углов вписанного четырёхугольника; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками | Знать: свойство вписанного четырёхугольника с доказательством. Уметь: решать задачи по теме | Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельная работа. | Задачи по геометрии для 7-11 классов. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
| 20.05 | Контрольная работа №5 по теме «Окружность» | | исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ | Уметь: решать задачи по теме | Контрольная работа. | |
| 25.05 | Повторение по теме «Четырёхугольники» | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | | Уметь: решать задачи по теме | | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
27 | 27.05 | Повторение по теме «Площадь» | | | Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль | исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ | Уметь: решать задачи по теме | | Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г. и др. М.: Просвещение. |
Раздел 5 «Формы промежуточной аттестации»
В конце года учащиеся должны выполнить итоговую контрольную работу.
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений, контрольных работ.
Раздел 6: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п | Авторы | Название | Издательство |
| Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов | Учебник Геометрия 7 – 9 классы | Просвещение 2016 |
| М.Г. Гилярова | Поурочные планы по учебнику «геометри Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и | Учитель – АСТ Волгоград 2016 |
| Н.Ф. Гаврилова | Универсальные поурочные разработки по геометрии | Москва «Вако» |
| Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов | Методические рекомендации к учебнику «Изучение геометрии в 7 – 9 классах»/ | Просвещение 2018 |
| Б.Г. Зив | «Дидактические материалы по геометрии» | Просвещение 2018 |
| Б.Г. Зив В.М. Мейлер | Задачи по геометрии для 7 – 11 классов | Просвещение 2016 |
№ п/п | МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА |
| СD-ROM «Математика. 5-11 классы» |
| СD-ROM «Интерактивная математика». 5-9 классы. |
| СD-ROM «Математика. 8 класс». Мультимедийное приложение к учебнику |
| Персональный компьютер |
| Мультимедиа проектор с экраном |
| Сканер |
| Принтер |
| Доска магнитная |
| Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (30, 60), угольник (45, 45), циркуль |
Информационный лист
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________