Раздел 1. Планируемые результаты
Личностные | Метапредметные | Предметные |
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. | умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов. | пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира; распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них; решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения; проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания реальных ситуаций на языке геометрии; решения геометрических задач; решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства); построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир). |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Раздел | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Геометрические фигуры | - Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур - извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде; - применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме; - решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам и алгоритмам; В повседневной жизни и при изучении других предметов: - использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания; - | - оперировать понятиями: определение, теорема, аксиома; - оперировать понятиями геометрических фигур; - извлекать. интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах; - применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения; - формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур; - владеть стандартной классификацией плоских фигур В повседневной жизни и при изучении других предметов: - использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин |
Отношения | - Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых. углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция; В повседневной жизни и при изучении других предметов: - использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни | - Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых. углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция; В повседневной жизни и при изучении других предметов: - использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни |
Раздел | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Измерение и вычисления | - Выполнять измерения длин, расстояний. величин углов с помощью инструментов для измерения длин и углов; - применять формулы периметра при вычислениях. когда все данные имеются в условии; В повседневной жизни и при изучении других предметов: - вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях в повседневной жизни | - оперировать представлениями о длине как величине В повседневной жизни и при изучении других предметов: - проводить вычисления на местности |
Геометрические построения | - изображать типовые плоские фигуры от руки и с помощью инструментов | - изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию; - свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных ситуациях; - изображать типовые плоские фигуры с помощью простейших компьютерных инструментов В повседневной жизни и при изучении других предметов: - выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни; - оценивать размеры реальных объектов окружающего мира |
История математики | - описывать отдельные выдающиеся результаты. полученные в ходе развития математики как науки; - знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей; - понимать роль математики в развитии России | - характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей; - понимать роль математики в развитии России |
Характеристика класса
В 7 классе обучается 9 человек. Степень обученности данного класса составляет 100%, 5 учеников имеют за курс 6 класса оценки «4» и «5» (Никулина Настя, Сидорова Катя, Соколова Арина, Уханова Даша, Артемчук Артем). Темп работы на уроке у всех разный.
В классе проводится работа с детьми, имеющими математические способности.
В работе используются следующие методы и формы работы:
-исследовательский, частично – поисковый, проблемный;
- классно–урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, индивидуальные творческие задания, консультирование по возникшей проблеме, предметные олимпиады, викторины, ролевые игры.
Раздел 2. Содержание курса геометрии 7-го класса
Начальные геометрические сведения. Прямая и отрезок. Точка, прямая, отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Равенство геометрических фигур. Измерение отрезков и углов. Длина отрезка. Градусная мера угла. Единицы измерения. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Перпендикулярные прямые.
Треугольники. Треугольник. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Окружность. Дуга, хорда, радиус, диаметр. Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равному данному; построение биссектрисы угла; построение перпендикулярных прямых.
Параллельные прямые. Параллельные и пересекающиеся прямые. Теоремы о параллельности прямых. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Виды треугольников. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники; свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построения с помощью циркуля и линейки. Построение треугольника по трем элементам.
Математика в историческом развитии
От землемерия к геометрии. "Начала" Евклида. История пятого постулата. Расстояния от земли до Луны и солнца. измерение расстояния от Земли до Марса.
Раздел 3. Планирование
Календарно-тематическое планирование составлено на основе
основной образовательной программы основного общего образования на период 2015-2020 гг., принятой на заседании Управляющего Совета школы, протокол № 1 от 28.08.2015 г., утвержденной Приказом директора школы от 31.08.2015 г. № 01-05-1/180-1.
авторской программы «Геометрия 7» линия Л.С. Атанасяна, составитель В.Ф. Бутузов М.: Просвещение, 2015;которая обеспечена УМК, включённым в Федеральный перечень учебников на 2017-2018 Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
учебного плана школы на 2017-2018 уч.год;
методического письма «О преподавании учебного предмета «Математика» в образовательных учреждениях Ярославской области в 2017-2018 учебном году»;
с учётом характеристики 7 класса.
Тематическое планирование
Глава | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности |
| Начальные геометрические сведения 11 ч. |
1 | Точка, прямая. Плоскость. Отрезок, луч. Угол. Равенство в геометрии. Прямой угол, острый и тупые углы, развёрнутый угол. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и её свойство. Взаимное расположение прямых на плоскости: параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. Свойства углов с параллельными и перпендикулярными сторонами. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. | Формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча; угла, прямого, острого, тупого и развёрнутого углов; вертикальных и смежных углов; биссектрисы угла. Распознавать на чертежах, изображать параллельные и пересекающиеся прямые. Формулировать определение параллельных прямых; углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей; перпендикулярных прямых; перпендикуляра и наклонной к прямой. Формулировать аксиому параллельных прямых. Формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства вертикальных и смежных углов, свойства и признаки параллельных прямых, о единственности перпендикуляра к прямой, свойстве перпендикуляра и наклонной, свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Решать задачи на построение, доказательство и вычисления. Выделять в условии задачи условие и заключение. Опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения. Сопоставлять полученный результат с условием задачи. |
| Треугольники 17 ч. |
2 | Треугольники. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана. Биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника, теорема о внешнем угле треугольника. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Серединный перпендикуляр к отрезку. Определение. Окружность и круг. Центр, радиус. Диаметр. Дуга, хорда. Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение биссектрисы угла; построение треугольника по трём сторонам; построение перпендикуляра к прямой. | Распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равнобедренный, равносторонний треугольники; высоту, медиану. Биссектрису треугольника. Формулировать определение равных треугольников. Формулировать и доказывать признаки равенства треугольников. Объяснять и иллюстрировать неравенство треугольника. Формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника, соотношениях между сторонами и углами треугольника, сумме углов треугольника, внешнем угле треугольника. Формулировать определения понятий, связанных с окружностью. Решать задачи на построение, доказательство и вычисления. Выделять в условии задачи условие и заключение. Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения задачи. Опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения. Сопоставлять полученный результат с условием задачи |
| Параллельные прямые 13 ч. |
3 | Признаки параллельности двух прямых. Аксиома параллельных прямых | Формулировать определение параллельных прямых, объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными, формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; объяснять что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее, формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из нее; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме, объяснять в чем заключается метод от противного: формулировать и доказывать теоремы с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами. |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника 20 ч. |
4 | Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение. | Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствие о внешнем угле треугольника; проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношении между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из нее, теорему о неравенстве треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников; формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми. |
5 | Повторение. Решение задач 9 ч | |
| Итого | 70 ч | |
Тематическое планирование
Глава | Тема | Число часов | Контрольные работы |
| Начальные геометрические сведения | 11 | КР № 1 по теме «Начальные геометрические сведения» |
| Треугольники | 17 | КР № 2 по теме «Треугольники» |
| Параллельные прямые | 13 | КР № 3 по теме «Параллельные прямые» |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 | КР № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» КР № 5 по теме «Прямоугольный треугольник. Расстояние от точки до прямой» |
5 | Повторение | 9 | КР № 6 Итоговая |
| Итого: | 70 | |
Поурочное планирование
Номер урока | Содержание материала |
Глава 1. Начальные геометрические сведения 11 ч. |
1 | От землемерия к геометрии. Точка, прямая и плоскость. Отрезок. Линия. Ломаная. "Начала" Евклида |
2 | Луч и угол |
3 | Равенство в геометрии. Сравнение отрезков и углов. Биссектриса угла и её свойства |
4 | Понятие величины. Длина отрезка. Измерение длины. Единицы измерения длины. Расстояние. Инструменты для измерения длин (расстояний) |
5 | Решение задач по теме «Измерение отрезков» |
6 | Градусная мера угла. Величина угла. Виды углов. Прямой угол. Острые и тупые углы |
7 | Смежные и вертикальные углы |
8 | Взаимное расположение прямых на плоскости. Пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. |
9 | Решение задач на вычисление. Подготовка к к/р. |
10 | Контрольная работа № 1 по теме «Начальные геометрические сведения» ВМ |
11 | Анализ контрольной работы |
Глава 2. Треугольники. 17 ч. |
12 | Треугольники. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники |
13 | Теорема, доказательство теоремы. Равные треугольники. Первый признак равенства треугольников |
14 | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников |
15 | Перпендикуляр к прямой. Высота, медиана и биссектриса треугольника |
16 | Равнобедренные треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Равносторонний треугольник |
17 | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» |
18 | Второй признак равенства треугольников |
19 | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников |
20 | Третий признак равенства треугольников |
21 | Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников |
22 | Определение. Окружность и круг, их элементы. Циркуль |
23 | Простейшие построения циркулем и линейкой: построение угла равного данному, построение биссектрисы угла |
24 | Задачи на построение: построение перпендикуляра к прямой, деление отрезка пополам |
25 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников. Свойства равных треугольников |
26 | Решение задач по теме «Треугольники». Подготовка к к/р. |
27 | Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники» ВМ |
28 | Анализ к/р |
Глава 3. Параллельные прямые. 13 ч. |
29 | Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых |
30 | Применение признаков параллельности прямых к решению задач |
31 | Практические способы построения параллельных прямых |
32 | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» |
33 | Аксиомы. Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельности Евклида. История пятого постулата. Следствия. Свойства параллельных прямых Проект «Геометрия в архитектуре и ландшафтном дизайне» |
34 | Прямая и обратная теорема. Доказательство от противного. Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей |
35 | Свойства углов, образованных двумя параллельными прямыми и секущей |
36 | Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых» |
37 | Решение задач по теме «Углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей» |
38 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» |
39 | Решение задач по теме «Свойства и признаки параллельных прямых» |
40 | Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые» ВМ |
41 | Анализ контрольной работы |
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника |
42 | Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника |
43 | Решение задач по теме «Сумма углов треугольника» |
44 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника |
45 | Зависимость между величинами сторон и углов треугольника |
46 | Неравенство треугольника |
47 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» |
48 | Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» |
49 | Анализ к/р |
50 | Прямой угол. Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства |
51 | Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников |
52 | Признаки равенства прямоугольных треугольников |
53 | Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник» |
54 | Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой. Перпендикуляр к прямой, наклонная, проекция. Свойства и признаки перпендикулярности. Расстояние между фигурами. Расстояния от земли до Луны и солнца. измерение расстояния от Земли до Марса. |
55 | Построение треугольника по трем сторонам |
56 | Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними. Построение треугольника по стороне и прилежащим к ней углам |
57 | Решение задач по теме «Построение треугольников по трем элементам» |
58 | Решение задач по теме «Перпендикуляр и наклонная» |
59 | Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник. Расстояние от точки до прямой» |
60 | Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольный треугольник. Расстояние от точки до прямой» ВМ |
61 | Анализ контрольной работы |
Итоговое повторение 9 ч. |
62 | Начальные геометрические сведения |
63 | Признаки равенства треугольников |
64 | Равнобедренный треугольник и его свойства |
65 | Параллельные прямые |
66 | Соотношения между сторонами и углами треугольника |
67 | Итоговая контрольная работа |
68 | Анализ контрольный работы. Обзорный урок |
69 | Проект «Геометрия в Древнем мире» |
70 | Обобщение курса геометрии 7 класса |
Формы и методы контроля усвоения материала:
устный контроль (индивидуальный опрос, устная проверка знаний);
письменный контроль (контрольные работы, письменный зачет, графические диктанты, тесты);
лабораторно-практический контроль (контрольно-лабораторные работы, практические работы).
внутришкольный мониторинг (ВМ);
промежуточная аттестация
Оценка письменных контрольных работ.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценка устных ответов.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.