СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии для 11 класса

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии для 11 класса.

1,5 часа в неделю. Всего 51 час.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии для 11 класса»

Данная программа курса по геометрии 11 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413, Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по математике утвержденного приказом Минобразования РФ от 5.03. 2004 г., федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе, авторского тематического планирования учебного материала Л.С. Атанасяна и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования.


Планируемые результаты обучения


Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познаванию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  2. осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  4. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  5. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  6. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  7. креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

  8. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  9. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;


метапредметные:

  1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

  4. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

  5. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  8. формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  1. первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

  2. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  3. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях и избыточной, точной и вероятностной информации;

  4. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  5. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  6. умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

  7. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  8. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  9. умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;


предметные:

  1. овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  2. умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  3. овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

  4. овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  5. усвоение систематических знаний о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  6. умение вычислять объемы тел и площади их поверхностей, решая задачи повышенной сложности;

  7. умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.



Векторы в пространстве

Понятие вектора в пространстве. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Коллинеарные векторы. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам.

Выпускник научится:

  • Вводить понятие вектора в пространстве и равенства векторов и связанные с этим понятием обозначения;

  • Понимать правила треугольника и параллелограмма сложения векторов в пространстве, законы сложения векторов;

  • Применять два способа построения разности двух векторов;

  • Применять правило сложения нескольких векторов в пространстве при нахождении векторных сумм, не прибегая к рисункам;

  • Применять правило умножения вектора на число и основные свойства этого действия при решении задач;

  • Давать определение компланарных векторов;

  • Применять признак компланарности трех векторов и правило параллелепипеда, сложение трех некомпланарных векторов;

  • Понимать теорему о разложении вектора по трем некомпланарным векторам.


Выпускник получит возможность научиться:

  • Совершенствовать навыки выполнения действий над векторами;

  • Решать задачи повышенной сложности.


Метод координат в пространстве. Движения

Прямоугольная система координат в пространстве. Расстояние между точками в пространстве. Векторы в пространстве. Длина вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.

Выпускник научится:

  • Вводить понятие прямоугольной системы координат в пространстве;

  • Строить точку по заданным ее координатам и находить координаты точки, изображенной в заданной системе координат;

  • Выполнять действия над векторами с заданными координатами;

  • Вводить понятие радиус-вектора произвольной точки пространства;

  • Доказывать, что координаты точки равны соответствующим координатам ее радиус-вектора, а координаты любого вектора равны разностям соответствующих координат его конца и начала;

  • Применять формулы координат середины отрезка, длины вектора через его координаты и расстояния между двумя точками;

  • Вводить понятие угол между векторами и скалярного произведения векторов;

  • Применять формулу скалярного произведения в координатах и свойства скалярного произведения;

  • Вычислять скалярное произведение векторов и находить угол между векторами по их координатам;

  • Вводить понятия движения пространства и основные виды движений.


Выпускник получит возможность научиться:

  • Решать стереометрические задачи координатно-векторным способом;

  • Использовать скалярное произведение векторов при решении задач на вычисление углов между двумя прямыми, а также между прямой и плоскостью.



Цилиндр, конус, шар

Основные элементы сферы и шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр и конус. Фигуры вращения.

Выпускник научится:

  • Вводить понятие цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов (боковая поверхность, основания, образующие, ось, высота, радиус);

  • Выводить формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхности цилиндра;

  • Вводить понятие конической поверхности, конуса и его элементов (боковая поверхность, основание, вершина, образующие, ось, высота), усеченного конуса;

  • Выводить формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхности конуса и усеченного конуса;

  • Решать задачи на нахождение элементов цилиндра и конуса;

  • Вводить понятие сферы, шара и их элементов (центр, радиус, диаметр);

  • Рассматривать возможные случаи взаимного расположения сферы и плоскости;

  • Применять формулу площади сферы при решении задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Выводить уравнение сферы в заданной прямоугольной системе координат

  • Доказывать теоремы о касательной плоскости к сфере.


Объемы тел

Понятие объема и его свойства. Объем цилиндра, прямоугольного параллелепипеда и призмы. Принцип Кавальери. Объем пирамиды. Объем конуса и усеченного конуса. Объем шара и его частей. Площадь поверхности многогранника, цилиндра, конуса, усеченного конуса. Площадь поверхности шара и его частей.

Выпускник научится:

  • Вводить понятие объема тела;

  • Применять свойства объемов, теорему об объеме прямоугольного параллелепипеда при решении задач;

  • Применять следствие об объеме прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник при решении задач;

  • Применять теоремы об объемах прямой призмы и цилиндра при решении задач;

  • Понимать возможность и целесообразность применения определенного интеграла для вычисления объемов тел;

  • Применять формулу объема наклонной призмы с помощью интеграла при решении задач;

  • Применять теорему об объеме пирамиды и, как следствие, формулу объема усеченной пирамиды при решении типовых задач;

  • Решать типовые задачи на применение формул объемов конуса и усеченного конуса;

  • Применять формулы объема шара и площади сферы при решении задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Доказывать теоремы об объемах прямой призмы и цилиндра;

  • Выводить формулу объема наклонной призмы с помощью интеграла;

  • Выводить формулу объема усеченной пирамиды;

  • Доказывать теорему об объеме конуса и ее следствие, в котором выводится формула объема усеченного конуса;

  • Вывести формулы объема шара и площади сферы при решении задач;

  • Использовать формулы для вычисления объемов частей шара – шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.





Содержание обучения


1. Векторы в пространстве (Гл. IV)

Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.

Основная цельзакрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем некомпланарным векторам.

Основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве, вводятся так же, как и для векторов на плоскости. Поэтому изложение этой части достаточно сжато. Более подробно рассматриваются вопросы, характерные для векторов в пространстве: компланарность векторов, правило параллелепипеда сложения трех некомпланарных векторов, разложение вектора по трем некомпланарным векторам.


2. Метод координат в пространстве. Движения (Гл. V)

Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Движения.

Основная цельсформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.

Данный раздел является непосредственным продолжением предыдущего. Вводится понятие прямоугольной системы координат в пространстве, даются определения координат точки и координат вектора, рассматриваются простейшие задачи в координатах. Затем вводится скалярное произведение векторов, кратко перечисляются его свойства (без доказательства, поскольку соответствующие доказательства были в курсе планиметрии) и выводятся формулы для вычисления углов между двумя прямыми, между прямой и плоскостью. Дан также вывод уравнения плоскости и формулы расстояния от точки до плоскости.

В конце раздела изучаются движения в пространстве: центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия. Кроме того, рассмотрено преобразование подобия.


3. Цилиндр, конус, шар (Гл. VI)

Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.

Основная цель дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре.

Изучение круглых тел и их поверхностей завершает знакомство учащихся с основными пространственными фигурами. Вводятся понятия цилиндра, конуса, усеченного конуса. С помощью разверток определяются площади их боковых поверхностей, выводятся соответствующие формулы. Затем даются определения сферы и шара, выводится уравнение сферы и с его помощью исследуется вопрос о взаимном расположении сферы и плоскости. Площадь сферы определяется как предел последовательности площадей описанных около сферы многогранников при стремлении к нулю наибольшего размера каждой грани. В задачах рассматриваются различные комбинации круглых тел и многогранников, в частности описанные и вписанные призмы.


4. Объемы тел (Гл. VII)

Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сектора, шарового сегмента и шарового слоя.

Основная цельввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.

Понятие объема тела вводится аналогично понятию площади плоской фигуры. Формулируются основные свойства объемов и на их основе выводится формула объема прямоугольного параллелепипеда, а затем прямой призмы и цилиндра. Формулы объемов других тел выводятся с помощью интегральной формулы. Формула объема шара используется для вывода формулы площади сферы.



5. Обобщающее повторение. Решение задач.

Основная цельповторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 11 класса, подготовка к итоговой аттестации по геометрии.



Тематическое планирование учебного материала в 11 классе

1,5 часа в неделю. 51 урок за год.

Геометрия, 10-11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2014 г.



Содержание учебного материала

Кол-во часов

Контрольные работы

1

Повторение

3

Диагностическая работа

2

Гл. IV. Векторы в пространстве

5


3

Гл. V. Метод координат в пространстве

12

1

4

Гл. VI. Цилиндр, конус, шар

8

1

5

Гл. VII. Объемы тел

13

1

6

Повторение

10



Итого

51

3



9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!