Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР Директор
_____________Голоцукова В.Г._______________ Мятечкина С.Г.
от «30»___08____2018__г.Протокол педсовета №_1_
от «_31_»___08____20_18___г.
приказ №__69/2_______
от «_31_»__08_____20__18__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По __математике (геометрия), базовый уровень________________
(указать предмет, курс, модуль,)
Класс _____10______________________________________________
Сроки реализации программы___2018-2019_____________________
Учитель_математики и физики первой категории_____________
__________ Азарцова Светлана Михайловна __________________
(указать Ф.И.О., квалификационную категорию)
Год составления программы____2018___________________________
РАССМОТРЕНО
На заседании МО
Протокол №__1____от «_29__»__08____20_18__г.
Руководитель МО__________ __Азарцова_______
(Расшифровка)
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии (базовый уровень) для 10 класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, 2004 г.;
-примерной программы среднего общего образования по геометрии;
- авторской программы Л.С. Атанасяна «Геометрия 10-11», издательство «Просвещение», 2011 год;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы;
- основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова»;
- учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова на 2018-2019учебный год;
- перечня учебников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова на 2018-2019учебный год;
- положения о рабочей программе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова»;
-календарного графика общеобразовательного процесса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова» на 2018-2019 учебный год;
- производственного календаря на 2018-2019годы.
Общие цели и задачи учебного предмета
Изучение геометрии в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
осознание математики как единой интегрированной науки, одной из составных частей которой является геометрия;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения обучения в высшей школе;
воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики и геометрии в т.ч., эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Основные задачи курса:
продолжение содержательной линии «Геометрия»; обеспечение преемственности курсов планиметрии и стереометрии;
изучение свойств пространственных фигур; формирование умений применять полученные знания для решения практических задач;
создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
формирование понимания геометрии, несмотря на оперирование ею идеализированными образами реальных объектов, как важнейшей практико-ориентированной науки, знания которой необходимы во многих смежных дисциплинах и на стыке наук.
расширение возможностей для более эффективной и дифференцированной подготовки выпускников к итоговой аттестации и освоению программ высшего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК под редакцией коллектива авторов: Атанасян Л.С, Бутузов В.Ф, Кадомцев С.Б Геометрия. 10-11 классыМ.: Просвещение, 2016.
Согласно Базисному учебному плану на изучение геометрии в 10 классеотводится2 ч в неделю, 69ч в год.
Согласно календарному графику общеобразовательного процесса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Льгова» на 2018-2019 учебный год, производственному календарю на 2018-2019 гг., на изучение геометрии в 10 классеотводится 69ч в год.
Рабочая программа соответствует авторской программе. Соответствие отражено в таблице:
Учебно-тематический план по геометрии (базовый уровень)
для ____10_____класса
№раздела, темы п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
По авторской программе | По рабочей программе |
1. | Введение в стереометрию. Аксиомы стереометрии и следствия из них | 5 | 5 |
2. | Параллельность прямых и плоскостей | 19 | 19 |
3. | Перпендикулярность прямых и плоскостей | 21 | 21 |
4. | Многогранники | 13 | 13 |
5. | Векторы в пространстве | 6 | 6 |
6. | Обобщающее повторение курса геометрии 10 класса | 5 | 5 |
| Всего: | 69 | 69 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.
уметь
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Содержание обучения (69 ч, 2 ч в неделю)
1. Введение (5 час).
Предмет стереометрии. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство) и аксиомы стереометрии. Первые следствия из аксиом.
Основная цель:
познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе;
вывести первые следствия из аксиом;
дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.
2. Параллельность прямых и плоскостей (19 часов).
Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Параллельность прямой и плоскости, признак и свойства. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых.
Параллельность плоскостей, признаки и свойства. Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур.
Тетраэдр и параллелепипед, куб. Сечения куба, призмы, пирамиды.
Основная цель:
сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве, прямой и плоскости;
изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.
Контрольная работа №1 «Взаимное расположение прямых в пространстве»
Контрольная работа №2 «Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед»
Зачёт №1 «Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей»
3. Перпендикулярность прямых и плоскостей (21 час).
Перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
Перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла.Площадь ортогональной проекции многоугольника.
Основная цель:
ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей;
изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей;
ввести основные метрические понятия: расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями;
изучить свойства прямоугольного параллелепипеда.
Контрольная работа №3 «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
Зачёт №2 «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
4. Многогранники (13 часов).
Понятие многогранника, вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.
Призма, ее основание, боковые ребра, высота, боковая и полная поверхности.
Прямая и наклонная призма. Правильная призма.
Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая и полная поверхности. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.
Симметрия в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая и зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Основная цель:
познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усечённая пирамида), с правильными многогранниками и элементами их симметрии.
Контрольная работа №4 «Многогранники»
Зачёт №3 «Многогранники»
5. Векторы в пространстве (6 часов).
Понятие вектора в пространстве. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Коллинеарные векторы. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам.
Основная цель:
закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действия над ними;
ввести понятие компланарных векторов в пространстве;
рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трём данным некомпланарным векторам.
Зачёт №4 «Векторы в пространстве»
6. Повторение курса геометрии 10 класса (5 часа)
Основная цель:
Итоговая контрольная работа
(Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.)
Календарно-тематическое планирование
по геометрии (базовый уровень), 10 класс
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата |
1 | Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии. | 1 | П 1-2, повт. т. косинусов | 04.09.18 |
2 | Некоторые следствия из аксиом | 1 | П.1,2, №1,3, 10 | 06.09.18 |
3 | Повторение формулировок аксиом и доказательств следствий из них | 1 | П 3 №6,8 | 11.09.18 |
4. | Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий. | 1 | П.3 № 15 | 13.09.18 |
5 | Самостоятельная работа по теме «Аксиомы стереометрии и их следствия» | 1 | По записи | 18.09.18 |
6 | Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трёх прямых | 1 | П 4 № 16,89 | 20.09.18 |
7 | Параллельность прямой и плоскости | 1 | П 4-5 № 18(б), 21,88 | 24.09.18 |
8 | Повторение теории, решение задач на параллельность прямых. | 1 | П 6 №23, 25,27 | 26.09.18 |
9 | Решение задач на применение параллельности прямой и плоскости | 1 | П 6, № 30. 31 | 02.10.18 |
10 | Самостоятельная работа по теме «Параллельность прямых, прямой и плоскости» | 1 | П 4-6, № 90,91, 92,93 | 04.10.18 |
11 | Скрещивающиеся прямые. | 1 | П 7-9 № 46,97 | 09.10.18 |
12 | Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми в пространстве. | 1 | П.8,9 № 46,97 | 11.10.18 |
13 | Повторение теории, решение задач на взаимное расположение прямых в пространстве. | 1 | П.4-9, № 43,47 | 16.10.18 |
14 | Решение задач по теме «Параллельность прямых, прямой и плоскости» | 1 | П.4-9, № 44,47 | 18.10.18 |
15 | Контрольная работа №1 «Взаимное расположение прямых в пространстве» | 1 | Повторить п. 1 -9 | 23.10.18 |
16 | Работа над ошибками. Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей. | 1 | П 10 № 51, 52, 53 | 25.10.18 |
17 | Решение задач на применение определения и свойств параллельных плоскостей. | 1 | П 11 № 57, 61 | 06.11.18 |
18 | Тетраэдр. | 1 | П 12-13, № 71, 81 | 08.11.18 |
19 | Параллелепипед. | 1 | По записи | 13.11.18 |
20 | Примеры задач на построение сечений | 1 | Задачи на построение | 15.11.18 |
21 | Задачи на построение сечений | 1 | Задачи на построение | 20.11.18 |
22 | Повторение теории. Решение задач. | 1 | По записи | 22.11.18 |
23. | Контрольная работа №2 «Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед» | 1 | Повторить п. 10 - 14 | 27.11.18 |
24 | Зачёт №1 «Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей» | 1 | Задание по карточкам | 29.11.18 |
25 | Работа над ошибками. Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости | 1 | П 15-16 № 118, 121 | 04.12.18 |
26 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости | 1 | П 17-18 № 134 | 06.12.18 |
27 | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости | 1 | П 17-18 № 135 | 11.12.18 |
28 | Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости. | 1 | По записи | 13.12.18 |
29 | Повторение теории. Решение задач | 1 | По записи | 18.12.18 |
30 | Самостоятельная работа по теме «Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости» | 1 | По записи | 20.12.18 |
31 | Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах. | 1 | П 19 № 138 | 25.12.18 |
32 | Угол между прямой и плоскостью. | 1 | П 20 №148,164 | 27.12.18 |
33 | Повторение теории. Решение задач. | 1 | П 21, №164, 165 | 10.01.19 |
34 | Решение задач на применение теоремы о трёх перпендикулярах | 1 | № 199, 204, 206 | 15.01.19 |
35 | Решение задач на применение угла между прямой и плоскостью. | 1 | П 19-21, №160,205 | 17.01.19 |
36 | Самостоятельная работа по теме «Теорема о трёх перпендикулярах» | 1 | П19-21 №202, 207 | 22.01.19 |
37 | Двугранный угол. | 1 | П 22-23 № 174, 175 | 24.01.19 |
38 | Признак перпендикулярности двух плоскостей. | 1 | По записи | 29.01.19 |
39. | Прямоугольный параллелепипед | 1 | П 24 № 187 | 31.01.19 |
40 | Решение задач на применение свойств прямоугольного параллелепипеда | 1 | По записи | 05.02.19 |
41 | Повторение теории и решение задач | 1 | По записи | 07.02.19 |
42 | Решение задач по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости» | 1 | По записи | 12.02.19 |
43 | Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 1 | По записи | 14.02.19 |
44 | Контрольная работа №3 «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 1 | Подготовиться к зачету | 19.02.19 |
45 | Зачёт №2 «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 1 | | 19.02.19 |
46 | Работа над ошибками. Понятие многогранника. Призма. | 1 | П 25-27 №220, 295 | 26.02.19 |
47 | Площадь боковой поверхности призмы | 1 | П 27 № 224, 229 | 28.02.19 |
48 | Решение задач на нахождение элементов и поверхности призмы | 1 | № 227, 238 | 05.03.19 |
49 | Самостоятельная работа по теме «Призма» | 1 | По записи | 07.03.19 |
50 | Пирамида. | 1 | П 28 №239, 243 | 12.03.19 |
51 | Правильная пирамида. | 1 | П 29 № 260, 263 | 14.03.19 |
52 | Решение задач на нахождение элементов и поверхности пирамиды | 1 | По записи | 19.03.19 |
53 | Усечённая пирамида. | 1 | П 30, № 269 | 21.03.19 |
54 | Самостоятельная работа по теме «Пирамида» | 1 | П28-30 № 313, 314 | 02.04.19 |
55 | Правильные многогранники (35, 36) | 1 | П 31-33 | 04.04.19 |
56 | Повторение теории и решение задач по материалам ЕГЭ по теме «Многогранники» | 1 | П 31-33, № 283, 285, 286 | 09.04.19 |
57 | Контрольная работа №4 «Многогранники» | 1 | П. 25-33 | 11.04.19 |
58 | Зачёт №3 «Многогранники» | 1 | | 16.04.19 |
59 | Работа над ошибками. Понятие вектора. Равенство векторов. | 1 | П 34-35 № 320, 321(б) | 18.04.19 |
60 | Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. | 1 | П 36, 37 № 340, 346 | 23.04.19 |
61 | Умножение вектора на число. | 1 | П 37-38 № 357, 358 (в,г,д) | 25.04.19 |
62 | Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. | 1 | П40, № 353, 366 | 30.04.19 |
63 | Разложение вектора по трём некомпланарным векторам | 1 | По записи | 07.05.19 |
64 | Зачёт №4 «Векторы в пространстве» | 1 | П41 № 368, 369 | 14.05.19 |
65 | Повторение. Параллельность прямых и плоскостей Перпендикулярность прямых и плоскостей. Применение теоремы о трёх перпендикулярах. Решение задач по материалам ЕГЭ. | 1 | По записи | 16.05.19 |
66 | Повторение. Многогранники. Решение задач по материалам ЕГЭ | 1 | По записи | 21.05.15 |
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | | 23.05.15 |
68 | Решение задач из материалов контрольной работы | 1 | Индивид задание | 28.05.15 |
69 | Решение задач по материалам ЕГЭ. Подведение итогов | 1 | Тесты | 30.05.19 |