Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39»
УТВЕРЖДЕНА приказом от 01.09.2018 № 97-ОД |
Рабочая программа
учебного предмета «Геометрия»
(базовый уровень)
для 7 класса
Составитель
Емельянова М.А., учитель математики
г. Воскресенск
2018 год
Рабочая программа по учебному предмету «Геометрия» для 7 класса разработана в соответствии со следующими документами:
Законом РФ «Об образовании в РФ» № 273-Ф3 от 29.12.2012;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253, в редакции приказов Министерства образования и науки от 08.06.2015 г. № 576, от 26.01.2016 г. № 38):
Основной общеобразовательной программой основного общего образования МОУ «СОШ № 39»;
Программой формирования универсальных учебных действий МОУ «СОШ № 39» на основе авторской программы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2008. Геометрия 7класс.
Место предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану на изучение геометрии в 7 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю)
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Геометрия»
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
Навыки ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
выбора дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
представления о значении математики для познания окружающего мира;
способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
умению самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умению адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;
умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать сущность алгоритмических предписаний и умению действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
удерживать цель деятельности до получения ее результата;
определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;
на основе вариантов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
прогнозировать результат и уровень усвоения.
Познавательные:
Обучающийся научится:
умению устанавливать причинно-следственные связи;
строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания;
выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
работать с дополнительными текстами и заданиями;
соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять цели, распределять функции и роли участников;
принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
допускать существование различных точек зрения;
контролировать свои действия в коллективной работе;
следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;
корректно формулировать свою точку зрения;
критично относиться к своему мнению.
Предметные результаты изучения курса математика (геометрия).
умение работать с геометрическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; иметь представление об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
овладение навыками устных, письменных инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение системы знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Начальные геометрические сведения
Обучающийся научится:
Объяснять, что такое отрезок, луч, угол. Какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развернутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие вертикальным. Формулировать и обосновывать утверждения о смежных и вертикальных углах. Объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и объяснять утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей. Изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать простейшие задачи, связанные с этими простейшими фигурами.
Обучающийся получит возможность научиться:
Распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; применять измерительные инструменты; решать задачи на применение свойств отрезков и углов.
Треугольники
Обучающийся научится:
Объяснять, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы, периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, какие треугольники называются равными. Изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы; формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников; объяснять, что называется перпендикуляром, проведенным из данной точки к данной прямой. Формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника. Формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника. Формулировать определение окружности; объяснять, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности;
Обучающйся получит возможность научиться:
Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними: с применением признаков равенства треугольников, свойств равнобедренного треугольника. Решать основные задачи на построение.
Параллельные прямые.
Обучающийся научится:
Демонстрировать знания определения параллельных прямых; признаки параллельности двух прямых; аксиому параллельных прямых; теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей; понятия условия и заключения, прямой и обратной теоремы; представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии.
Обучающийся получит возможность научиться:
Решать геометрические задачи с применением признаков и свойств параллельных прямых; строить параллельные прямые.
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Обучающийся научится:
Демонстрировать знания определения внешнего угла, прямоугольного, остроугольного и тупоугольного треугольников; теоремы о сумме углов и соотношениях между сторонами и углами треугольника.
Обучающийся получит возможность научиться:
Решать геометрические задачи с применением суммы углов и соотношений между сторонами и углами треугольника.
Арифметика
Обучающийся научится:
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную — в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь - в виде процентов; применять стандартный вид числа для записи больших и малых чисел;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить значения степеней с целыми показателями; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближённые значения числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.
Обучающийся получит возможность научиться:
решению несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
устной прикидке и оценке результата вычислений; проверке результата вычисления с использованием различных приемов;
3) интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
Обучающийся научится:
Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
решать линейные уравнения, системы линейных уравнений с двумя переменными;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами.
находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу.
Обучающийся получит возможность научиться:
Выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Обучающийся научится:
Проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные.
Обучающийся получит возможность научиться:
Применять полученные знания при записи математических утверждений, доказательств, решении задач; в анализе реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков.
Содержание учебного предмета.
1. Начальные геометрические сведения
Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые. Контрольная работа № 1 по теме «Начальные геометрические сведения»
2. Треугольники Треугольник. Первый признак равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Свойства равнобедренного треугольника. Второй признак равенства треугольников.
Третий признак равенства треугольников. Окружность. Построения циркулем и линейкой. Примеры задач на построение. Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники».
3. Параллельные прямые Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямых. Практические способы построения параллельных прямых. Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых. Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. Углы с соответственно параллельными или перпендикулярными сторонами. Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые».
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника Теорема о сумме углов треугольника. Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольников по трем элементам.
Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольные треугольники»
5. Повторение. Анализ контрольной работы. Смежные и вертикальные углы. Признаки равенства треугольников. Признаки параллельности прямых. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Равнобедренный треугольник. Задачи на построение.
Тематическое планирование
| Содержание учебного материала | Количество часов |
1. | Начальные геометрические сведения | 10 |
2. | Треугольники | 17 |
3. | Параллельные прямые | 13 |
4. | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 |
5. | Повторение. | 10 |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/Лобутева С.Ю./
«______» августа 2018 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № 1 от «______» августа 2018 г.
Руководитель ШМО_____________ / Крец Н.А/