СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии в 8 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответствии со стандартом ФГОС ООО и примерной программой 2015г. Учебник "Просвещение" "Полярная звезда" Алексеев и др. 2018г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии в 8 классе»


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Территория России на карте мира

- различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

- оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

- использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.


- оценивать возможные изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, развитием глобальной коммуникационной системы.

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

8) умение на практике пользоваться основным и логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, по иска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения. Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание язык а, культуры своего народ а, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а так же социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к само развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебным и пособиями, книгами, доступным и инструментами и техническими средствами информационных технологий; 5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтам и социализации со ответственно возрастному статусу обучающихся, а так же во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

10) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

11) осознание важности семьи в жизни человек а и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое от ношение к членам своей семьи;

12) развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.

Население России

- различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;

- анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

- сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

- объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;

- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

- использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

- оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.

Общая характеристика природы России

- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

- сравнивать особенности природы регионов страны;

- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

- создавать собственные тексты и устные сообщения (в т. ч. в форме презентаций) об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации.

- оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий России, связанные с глобальными изменениями климата;

- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

Природно-территориальные комплексы России.

- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

- различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

- объяснять и сравнивать особенности природы отдельных регионов России;

- сравнивать особенности природы отдельных регионов России;

- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

- приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России

- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

- наносить на контурные карты основные формы рельефа;

- давать характеристику климата своей области (края, республики);

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов страны;


Россия в мире

- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

- выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;

- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

ТЕРРИТОРИЯ РОССИИ НА КАРТЕ МИРА.

Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.

Географическое положение РТ. Административное устройство.


НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ.

Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции населения в России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России. Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населённых пунктов. Города России их классификация.

Численность населения Татарстана и его динамика. Размещение населения. Трудовые ресурсы.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДЫ РОССИИ.

Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.

Основные черты рельефа, геологического строения и полезные ископаемые РТ.

Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.

Климатообразующие факторы РТ. Осадки. Сезоны. Климатические ресурсы РТ.

Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озёр. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека.

Водные ресурсы Татарстана.

Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.

Почвы Татарстана.

Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.


ПРИРОДНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ.

Природное районирование.

Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность.

Природные районы РТ. Волжско-Камский государственный заповедник и памятники природы республики.

Крупные природные комплексы России.

Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).

Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.

Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы).

Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья).

Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность, изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг.

Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.

Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной). Природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы.

Восточная Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов). Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы). Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района). Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы).

Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения).

Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов). Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы). Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы).


РОССИЯ В МИРЕ.

Объекты мирового и природного и культурного наследия России.

Россия в современном мире.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Наименование разделов и тем

Количество часов

Из них


Практические работы

Контрольные работы

по плану

Из них по РТ


ВВЕДЕНИЕ

3


  1. Ознакомление с различными видами тематических карт и картосхем, определение расстояний, направлений, абсолютных и относительных высот по физической и топографической картам.

Стартовая

контрольная работа

I

ТЕРРИТОРИЯ РОССИИ НА КАРТЕ МИРА

8

1

  1. Определение и нанесение на контурную карту границ РФ, определение географических координат крайних точек и протяженность страны.

  2. Решение задач на определение местного и поясного времени

  3. Определение по картам географического положения территории своей республики


II

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

11

2

  1. Этнический состав населения России.

  2. Выявление закономерностей распространения религий среди народов России.

  3. Определение различий в расселении населения по территории РФ.

  4. Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций.

  5. Определение по картам плотности и особенности размещения населения по территории своей республики

Контрольная работа «Географическое положение России. Население»

III

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДЫ РОССИИ

24

5



1

Рельеф и полезные ископаемые России.

6

1

  1. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий.


2

Климат России

8

2

  1. Определение по климатической карте суммарной радиации и коэффициента увлажнения в различных районах страны. Работа с синоптической картой.


3

Внутренние воды и водные ресурсы.

5

1

  1. Определение по тематическим картам типа питания, падения и уклона реки, возможностей хозяйственного использования, охраны реки от загрязнения.

-

4

Почвы и почвенные ресурсы.

3

1

  1. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своей республики

-

5

Растительный и животный мир России.

2




IV

ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

21




1

Природное районирование

6

1

  1. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.

Контрольная работа по теме «Природа России»

2

Крупные природные комплексы России

12




3

Обобщение

3



Итоговая

контрольная работа

V

РОССИЯ В МИРЕ


2





РЕЗЕРВ (1 ЧАС)

1


-



Итого (70 ЧАСОВ)

70

9

14

Контрольные - 4











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата

план

Дата факт

Введение

3

Формировать целеполагание в учебной деятельности. Самостоятельно анализировать условия и средства достижения целей. Научиться систематизировать и обобщать знания. Решать географические задачи, представленные в разной форме.


1

Повторение курса за 7 класс. Что изучает физическая география России.

1

03.09


2

Источники географических знаний. Практическая работа № 1 «Ознакомление с различными видами тематических карт и картосхем, определение расстояний, направлений, абсолютных и относительных высот по физической и топографической картам»

1

Уметь работать с различными источниками информации, полно и точно выражать свои мысли, правильно ставить вопросы. Сообщать информацию в устной форме.

Приводить примеры различных способов картографического изображения. Анализировать карты атласа по плану


05.09


3

Стартовая контрольная работа.

1

10.09


Территория России на карте мира

8


4





Географическое положение России. Границы России. Практическая работа № 2 «Определение и нанесение на контурную карту границ РФ, определение географических координат крайних точек и протяженность страны»


1

Выявлять особенности ГП России. Наносить на контурную карту объекты, характеризующие ГП России. Сравнивать ГП и размеры государственной территории России с ГП и размерами территорий других государств. Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам и наносить их на контурную карту. Сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами. Искать и отбирать информацию, рационально использовать инструменты и технические средства

12.09


5

Сравнение географического положения России с ГП других стран.

1

Выявлять влияние ГП России на её климат и жизнь россиян. Сравнивать по географическому положению свой район с более северными и более южными районами-соседями. Оценивать выгоды географического положения России с учётом её северного положения.

17.09


6

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа № 3 «Решение задач на определение местного и поясного времени»

1

Определять положение России на карте часовых поясов. Определять поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Определять разницу между временем данного часового пояса и московским временем. Объяснять роль поясного, декретного времени в хозяйстве и жизни людей

19.09


7

Районирование России.



1

Ориентироваться по физической карте относительно крупных природных объектов и объектов, созданных человеком. Выявлять специфику разных видов районирования: географического, природного, экономического и административно-территориального деления РФ. Определять субъекты РФ и их столицы по политико-административной карте РФ. Определять по карте состав и границы федеральных округов. Наносить на контурную карту субъекты РФ, их столицы и административные центры. Обозначать на контурной карте границы федеральных округов, подписывать их названия и центры. Сопоставлять информацию из разных источников.

24.09


8

Современное административно-территориальное устройство страны.

1

26.09


9


РТ

Географическое положение РТ. Административное устройство. Практическая работа № 4 «Определение по картам географического положения территории своей республики».

1

Выявлять особенности географического положения Татарстана. Сравнивать ГП и размеры территории Татарстана с ГП и размерами территорий соседних административных единиц России.

01.10


10

История освоения и заселения территории России.

1

Выявлять особенности формирования государственной территории России, её заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Выявлять зависимость между ГП и размерами государственной территории страны и особенностями её заселения и хозяйственного освоения. Систематизировать знания об освоении территории России с древнейших времен до наших дней в таблице. Подготавливать и обсуждать презентации о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

03.10


11

Природно-ресурсный капитал России. Всемирное природное и культурное наследие.

1

Оценивать национальное богатство страны и её природно-ресурсный капитал. Наносить на контурную карту объекты природного и культурного наследия России. Подготавливать и обсуждать презентации об объектах природного и культурного наследия страны (по выбору)


08.10


Население России

11


12

Численность населения России.

1

Определять место России в мире по численности населения на основе анализа статистических данных. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны, в своём регионе по статистическим данным. Наблюдать динамику численности населения на основе анализа графика «Темпы роста населения России и демографические кризисы в разные периоды».


10.10


13

Воспроизводство населения.

1

Анализировать график рождаемости и смертности населения России в ХХ в. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Сравнивать показатели воспроизводства населения в разных регионах России по статистическим данным. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями воспроизводства населения других стран мира. Устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение

15.10


14

Половой и возрастной состав населения России.

1

Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин разных возрастов. Определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения на примере карт и диаграмм. Подготавливать и обсуждать презентации о факторах, влияющих на среднюю прогнозируемую продолжительность жизни. Сравнивать среднюю прогнозируемую продолжительность жизни мужчин и женщин в России и в других странах мира по статистическим данным

17.10


15

Народы и религии России. Практическая работа № 5 «Этнический состав населения России». Практическая работа № 6 «Выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ»

1

Определять по статистическим данным крупнейшие по численности народы России. Определять по карте особенности размещения народов России и сопоставлять географию крупнейших народов с политико-административным делением РФ. Определять основные языковые семьи (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России. Определять современный религиозный состав населения России, главные районы распространения христианства, ислама, буддизма и других религий по карте религий народов России. Формировать осознанное, доброжелательное отношение к традициям, языкам, ценностям народов России

22.10


16

Особенности размещения населения России. Практическая работа № 7 «Определение различий в расселении населения по территории РФ»

1

Выявлять факторы, влияющие на размещение населения России. Выявлять по картам плотности населения, физической и другим тематическим картам закономерности размещения населения России. Анализировать карту плотности населения, выделять территории с высокой и низкой плотностью населения. Наносить на контурную карту главную полосу расселения и хозяйственного освоения, зону Крайнего Севера. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения на примере разных источников информации


24.10


17

Города и сельские поселения. Урбанизация.

1

Определять типы поселений России и своего региона. Характеризовать различия городского и сельского образа жизни. Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявлять особенности урбанизации в России (темпы, уровень урбанизации) по статистическим данным. Определять территории России с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации по тематической карте. Подготавливать и проводить презентации о влиянии урбанизации на окружающую среду. Определять типы городов России по численности населения, функциям, роли в жизни страны. Обсуждать социально-экономические и экологические проблемы крупных городов страны. Определять типы сельских населённых пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве страны. Организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками.

29.10


18

Миграции населения России. Практическая работа № 8 «Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций»

1

Определять типы и причины внутренних и внешних миграций. Подготавливать и обсуждать презентации об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития России. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России по тематической карте. Определять территории России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли по статистическим данным. Выявлять на основе анализа карты влияние миграций на изменение численности населения регионов России.

31.10


19

Трудовые ресурсы и экономическая активность населения

1

Анализировать схему состава трудовых ресурсов и экономически активного населения России. Сравнивать по статистическим данным величину трудоспособного и экономически активного населения в России и других странах мира. Уметь применять схемы для объяснения сути процессов и явлений. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении

12.11


20

РТ

Численность населения Татарстана и его динамика. Размещение населения.

1

Строить и анализировать график изменения численности населения в своём регионе по статистическим данным. Осознавать свою этническую принадлежность. Сопоставлять показатели плотности населения своего региона с показателями плотности населения других регионов России. Определять типы городов своего региона.

14.11


21

РТ

Трудовые ресурсы. Практическая работа № 9 «Определение по картам плотности и особенности размещения населения по территории своей республики»

1

Выявлять особенности рынка труда своего места проживания.

19.11


22

Контрольная работа по теме «Географическое положение России. Население»

1

Научиться систематизировать и обобщать знания по разделу «Географическое положение России. Население». Решать географические задачи, представленные в разной форме.

21.11


Общая характеристика природа России

28



Рельеф и полезные ископаемые России

6



23

Геологическое строение России. Геохронологическая таблица.

1

Определять основные этапы формирования земной коры на территории России по геологической карте и геохронологической таблице. Определять по карте возраст наиболее древних участков на территории России. Определять по карте, в какие эпохи складчатости возникли горы России. Уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической, табличной и текстовой информацией.


26.11


24

Рельеф: тектоническая основа

1

Определять особенности рельефа России по физической карте. Наносить на контурную карту основные формы рельефа страны. Определять основные тектонические структуры на территории страны по тектонической карте России. Выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом по физической и тектонической картам. Составлять описание рельефа по карте


28.11


25

Факторы образования современного рельефа.

1

Выявлять внешние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа страны. Определять взаимосвязь внешних и внутренних процессов, формирующих рельеф. Определять по карте основные центры оледенений, районы распространения многолетней мерзлоты. Объяснять влияние человеческой деятельности на рельеф.


03.12


26

Полезные ископаемые России. Стихийные природные явления.






1

Выявлять зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением минеральных ресурсов на основе сопоставления физической карты России и карты строения земной коры. Наносить на контурную карту месторождения полезных ископаемых. В паре с одноклассником формулировать экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Определять территории распространения стихийных природных явлений по физической и тематическим картам. Подготавливать и обсуждать презентации о различных видах стихийных природных явлений в литосфере и правилах безопасного поведения в ситуациях, связанных с их проявлениями. Объяснять взаимозависимости между особенностями литосферы, жизнью и хозяйственной деятельностью населения России. Уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией

05.12


27

Практическая работа № 10 «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картами на примере конкретных территорий»

1

10.12


28

РТ

Основные черты рельефа, геологическое строение и полезные ископаемые РТ.



1

Определять и объяснять особенности рельефа своего региона. В паре с одноклассником формулировать экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

12.12


Климат России

8

Выявлять факторы, определяющие климат России. Выявлять закономерности распределения солнечной радиации по территории России. Определять по карте количество суммарной солнечной радиации и радиационного баланса для разных районов и городов России. Объяснять изменение количества солнечной радиации в зависимости от географической широты и сезонов года



29

Солнечная радиация.

1

17.12


30

Атмосферная циркуляция.

1

Выявлять типы воздушных масс, влияющих на климат России. Объяснять влияние соседних территорий на климат России. Объяснять причинно-следственные связи возникновения циклонов и антициклонов.

19.12


31

Зима и лето в нашей северной стране.

1

Выявлять факторы, определяющие климат России. Раскрывать влияние географического положения и морских течений на климат России. Определять по картам климатические показатели (атмосферное давление, средние температуры января и июля, среднегодовое количество осадков) для разных населённых пунктов. Определять по синоптической карте особенности погоды для разных пунктов.

24.12


32

Климатические пояса и типы климатов России.

1

Анализировать карту климатических поясов и областей России, климатодиаграммы для разных населённых пунктов России. Выявлять закономерности распределения климатических показателей в зависимости от климатических поясов. Определять по карте районы распространения разных типов климата на территории страны. Обозначать на контурной карте границы климатических поясов; пункты, в которых были зафиксированы самая высокая и самая низкая температуры воздуха, самое большое и самое маленькое количество осадков. Определять тип климата по описанию. Составлять характеристику одной из климатических областей по плану. Анализировать график годовых амплитуд температуры воздуха. Уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения


26.12


33

Влияние климата на жизнь и здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления.









1

Оценивать климатические условия отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. Выявлять по карте «Влияние природных условий на жизнь человека» территории с наиболее и наименее благоприятными для проживания людей условиями. Подготавливать и обсуждать презентации о воздействии климатических условий на человека (быт, жилище, одежда, способы передвижения, здоровье) и способах адаптации человека к разным климатическим условиям. Определять коэффициент увлажнения для различных территорий России. Анализировать карту «Агроклиматические ресурсы», определять наиболее благоприятные для выращивания сельскохозяйственных культур районы России. Выявлять особенности неблагоприятных климатических явлений. Определять районы их распространения на территории страны по тематическим картам. Систематизировать знания о неблагоприятных климатических явлениях в таблице. Подготавливать и обсуждать презентации о роли методов изучения и прогнозирования климатических явлений в жизни и хозяйственной деятельности человека. Обсуждать проблемы изменения климата под влиянием естественных и антропогенных факторов

14.01


34

Практическая работа № 11 «Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны и определение состояния погоды по синоптической карте»

1

16.01


35

РТ

Климатообразующие факторы РТ. Осадки.


1

Наблюдать за изменениями воздушных масс в своём регионе и своей местности. Наблюдать за изменениями погоды в своём регионе при приближении и прохождении тёплых и холодных фронтов, циклонов и антициклонов. Выявлять особенности распределения температуры и осадков в своём регионе.

21.01


36

РТ

Сезоны. Климатические ресурсы РТ.

1

Определять особенности климата своего региона и способы адаптации человека к данным климатическим условиям. Оценивать агроклиматические ресурсы своего региона для развития сельского хозяйства.

23.01


Внутренние воды России

5



37

Разнообразие рек России. Режим рек.





1

Определять состав внутренних вод на территории России. Определять типы питания, режим, годовой сток, принадлежность рек к бассейнам океанов по тематическим картам. Наносить на контурную карту речные системы и их водоразделы. Подготавливать и обсуждать презентации об опасных явлениях, связанных с водами, и их предупреждении. Выявлять зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом по тематическим картам. Составлять описание одной из рек по типовому плану. Определять падение и уклон рек России (по выбору).

28.01


38

Практическая работа № 12 «Определение по тематическим картам типы питания, падения и уклона реки, возможностей хозяйственного использования, охраны реки от загрязнения»

1

30.01


39

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники.

1

Определять типы озёр по происхождению озёрных котловин, солёности, размерам. Наносить на контурную карту крупные озёра России. Определять по физической и тематическим картам и наносить на контурную карту основные районы распространения болот, горного и покровного оледенений, многолетней мерзлоты. Составлять описание одного из наиболее крупных озёр по плану.

04.02


40

Роль рек в жизни населения и развития хозяйства России. Неравномерное распределение водных ресурсов.

1

Подготавливать и обсуждать презентации о роли рек в жизни человека и развитии хозяйства России. Оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и её отдельных территорий. Определять пути охраны и рационального использования водных ресурсов.


06.02


41

РТ

Водные ресурсы Татарстана

1

Подготавливать и обсуждать презентации о роли рек в жизни человека и развитии хозяйства своего региона. Оценивать обеспеченность водными ресурсами своего региона. Определять особенности использования внутренних вод своего региона. Определять пути охраны и рационального использования водных ресурсов.

11.02


Почвы России

3



42

Почва и почвенные ресурсы.



1

Определять механический состав и структуру почв, их различие. Выделять на типовой схеме почвенного профиля основные слои почвы, их особенности. Выявлять основные факторы почвообразования. Определять по тематической карте главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны. Наносить на контурную карту основные типы почв России. Определять почвенные горизонты, свойства главных типов почв, сравнивать их строение и плодородие по типовым схемам. Подготавливать и обсуждать презентации об изменении почв в ходе их хозяйственного использования. Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования

13.02


43

Закономерности распространения почв



1

18.02


44

РТ

Почвы Татарстана. Практическая работа № 13 «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своей республики»

1

20.02


Растительный и животный мир России

2




45

Разнообразие растительного и животного мира России. Биологические ресурсы России.


1

Определять состав органического мира России на основании материалов учебника. Выявлять факторы, определяющие биоразнообразие территории, на основании объяснения учителя или иных источников информации; конкретизировать действие рассмотренных факторов. Обсуждать примеры взаимосвязи между животными и растениями в пределах конкретной территории; определять признаки понятия «биом». Готовить презентацию «Роль растений и животных в жизни человека».

Выявлять состав биологических ресурсов на основании анализа материалов учебника. Определять состав растительных ресурсов; приводить примеры использования разнообразных растений человеком.

Обсуждать материалы презентации о роли животных и растений в жизни человека. Выявлять особенности промыслово­ охотничьих ресурсов на основании анализа материалов приложения; формулировать выводы.


25.02



46

Охрана растительного и животного мира.



1

Обсуждать причины сокращения численности отдельных животных и мероприятия по охране органического мира.

Осознать ответственность человека за сохранение природы родной страны, родного края. Оценивать роль географического прогноза в жизни и деятельности человека. Выявлять причины экологического кризиса в наши дни. Давать характеристику экологической ситуации в России. Работать с картами, интернет – ресурсами, готовить презентации.


27.02


Природно-территориальные комплексы России

21



Природное районирование

6



47

Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры.

1

Выявлять особенности географического положения, климата, растительного и животного мира, занятий населения природных зон. Наносить на контурную карту границы природных зон и высотную поясность, условными знаками показывать их природные ресурсы. Сравнивать географическое положение различных природных зон. Подготавливать и обсуждать презентации об особо охраняемых территориях лесных зон. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы в разных природных зонах на основе анализа физической карты, карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах с составлением характеристики одной из природных зон по типовому плану. Определять особенности распространения ландшафтов и выявлять экологические проблемы зон, связанных с основными видами хозяйственной деятельности. Выявлять причинно-следственные связи между географическим положением и характером высотной поясности различных горных систем России

04.03


48

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса.

1

06.03


49

Лесостепи, степи и полупустыни.


1

11.03


50

Субтропики. Высотная поясность. Практическая работа № 14 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон»

1

13.03


51

РТ

Природные районы РТ. Волжско-Камский государственный заповедник и памятники природы республики.


1

18.03


52

Контрольная работа по теме «Природа России»


1

Научиться систематизировать и обобщать знания по разделу «Природа России». Решать географические задачи, представленные в разной форме.

20.03


Крупные природные комплексы России.

12


53

Русская равнина.


1

Давать характеристику регионам России по плану и картам.

Устанавливать межпредметные связи с историей. Обозначать на контурной карте основные формы рельефа, крупные реки и озера, крупные города, границы природных зон, памятники природы, крупные ООПТ.

Готовить презентации с опорой на межпредметные связи.

Давать комплексную оценку природных ресурсов территории и отдельных их видов.

Обозначать на контурной карте месторождения полезных ископаемых.

Составлять схемы и таблицы «Природные ресурсы регионов»

01.04


54

Южные моря России


1

03.04


55

Крым.


1

08.04


56

Кавказ


1

10.04


57

Урал.


1

15.04


58

Моря Северного Ледовитого океана


1

17.04


59

Западная Сибирь


1

22.04


60

Восточная Сибирь.


1

24.04


61

Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье.


1


29.04


62

Байкал.


1

06.05


63

Дальний Восток.


1

08.05


64

Камчатка, Сахалин, Курильские острова.


1

13.05


Обобщение

3




65

Обобщающее повторение курса

1

Научиться систематизировать и обобщать знания; решать географические задачи, представленные в разной форме


15.05


66

Итоговая контрольная работа


1

20.05


67

Анализ контрольной работы


1

22.05


Россия в мире

2




68

Объекты мирового природного и культурного наследия России

1

О ценивать по статистическим данным и тематическим картам место и роль России в системе международного разделения труда. Подготавливать и обсуждать презентации о сотрудничестве России с отдельными странами мира.

27.05


69

Россия в современном мире.


1

29.05


70

Повторение темы «Природа России»


1












Лист изменений в календарно-тематическом планировании

записи

Дата

Изменения, внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УВР

















































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!