СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс»



муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Шахты Ростовской области

«Средняя общеобразовательная школа№ 39

имени Героя Советского Союза А.Н. Колесникова»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

основного общего образования

для 5-9 классов. 9 класс.









Рассмотрено

Заседание МО № _1____

« 31 »__08_____20_23_г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

Лукьянченко Е.В.

_____________

« 31 » 08.2023__г.


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №39

_________Е.И. Баукова

« 31 »08________2023__г.


Составитель: О.Г. Алейникова

Составлено на основе: Программа основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы А.И. Алексеев, О.А. Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев// Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. Э.В. Ким .- М.: Дрофа,2020г.




2023/2024 учебный год

г. Шахты



Пояснительная записка.


Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального закона«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

  2. Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

  3. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) вредности для человека факторов среды обитания»;

  4. Федерального перечня учебников на 2023/2024 учебный год. (Приказ Минпросвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательными организациями»).

  5. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 39 г. Шахты.

  6. Учебного плана МБОУ СОШ №39 г.Шахты на 2023 – 2024 учебный год;

  7. Календарного учебного графика МБОУ СОШ №39 г.Шахты на 2023-2024 учебный год;

  8. Положение МБОУ СОШ №39 г. Шахты «О рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)».















Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


1.Учебник: А.И.Алексеев, В.А.Низовцев, Э.В.Ким. 9 класс. География России. Хозяйство и географические районы. М., Дрофа, 2020 год.

2.Методическое пособие к учебникам А.И. Алексеева, В.А. Низовцева, Э.В. Ким и др. «География. География России. Природа и население. 8 класс» и «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» под ред. А.И.Алексеева / Э.В.Ким, В.И.Сиротин, А.И. Крылов. – М.: Дрофа, 2019

3.Контрольно- измерительные материалы 9 класс/ Сост. Е.А. Жижина М: ВАКО 2021

4.Географический атлас, 9 класс– М.: Дрофа, 2021

5.Контурные карты по географии, 9 класс– М.: Дрофа, 2021


Интернет-ресурсы


http://mir-map.ru - Карты мира

http://wikimapia.org - Интерактивная карта мира

http://www.geoman.ru - Библиотека по географии. Географическая энциклопедия

http://www.rgo.ru - Русское географическое общество

http://heritage.unesco.r - Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО


Общая характеристика учебного предмета


Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Курс «География России» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников.

Основная цель курса создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, населения, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.

Задачи программы:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Место учебного предмета в учебном плане:


География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии в 9 классе - 68 ч (2 ч в неделю).

Данная рабочая программа, согласно учебному плану МБОУ СОШ №39г. Шахты на 2022-2023 учебный год предусматривает 68 часов в год, 2 часа в неделю.






Планируемые результаты освоения учебного предмета:


1.Предметные результаты

Обучающийся научится:

Использовать различные источники географической информации :(картографические, статистические, текстовые, фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, для решения учебных и практико-ориентированных задач;

-анализировать, обобщать географическую информацию;

-находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности;

-определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

-составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

-представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

-строить простые планы местности;

-создавать простейшие географические карты различного содержания;

-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

-различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

-оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

-использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

-оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

-сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

-описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

-объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

-оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

-создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

-оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

-делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

2. Метапредметные результаты обучения

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;

сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

систематизировать информацию;

структурировать информацию;

Обучающийся получит возможность научиться:

формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

владеть навыками анализа и синтеза;

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

искать и отбирать необходимые источники информации;

использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

составлять рецензии, аннотации;

выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

-уметь воспринимать информацию на слух, задавать вопросы.

-уметь слушать учителя, извлекать информацию из различных источников.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

- вести дискуссию, диалог;

- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

 Формирование ИКТ –компетентности

Обучающийся научится:

-подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

-соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

-правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

-входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Личностные результаты

У обучающегося будет сформировано:

- всесторонне образованной, инициативной и успешной личность, обладающая системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-уважения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Критерии контроля и нормы оценочной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является - оценка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы, устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.


Оценка "3" ставится, если ученик:

1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2) материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;

3) показывает недостаточную форсированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает не полно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.


Оценка "2" ставится, если ученик:

1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2) не делает выводов и обобщений.

3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2) полностью не усвоил материал.

Примечание.

По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Нормы оценок самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1) не более двух грубых ошибок;

2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3) или не более двух-трех негрубых ошибок;

4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2) или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не приступал к выполнению работы;

2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Нормы оценок выполнения практических работ.

“5” – правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;

“4” – погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;

“3” – погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении;

“2” – серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления;

“1” – полное отсутствие знаний и умений, необходимых для выполнения работы, грубые ошибки по содержанию, непонимание сути задания.

Оценка тестовых работ.

88-100% - правильных ответов оценка «5»

62-87% - правильных ответов оценка «4»

37- 61% - правильных ответов оценка «3»

0– 36% - правильных ответов оценка «2»

Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Проведение наблюдений.

отметка «5» ставится, если ученик провел наблюдение и в результате точно отразил особенности объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильно формулировал выводы; аккуратно оформил наблюдение.

отметка «4» ставится, если ученик провел наблюдение, но допустил неточности в отражении признаков объекта или явления; правильно формулировал выводы; имеются незначительные ошибки в оформлении наблюдений.

отметка «3» ставится, если ученик допускает неточности в проведении наблюдений; выделяет не все особенности объектов и явлений; допускает неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

отметка «2» ставится, если ученик выполнил наблюдение неправильно; не сделал выводы на основе наблюдений; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений или оно не оформлено.

Работа с контурными картами.

отметка «5» ставится, если контурная карта оформлена аккуратно в соответствии с правилами; местоположение всех географических объектов обозначено, верно; не допущено орфографических ошибок в написании географических объектов.

отметка «4» ставится, если контурная карта оформлена аккуратно в соответствии правилами, но есть небольшие помарки, или не указано местоположение двух-трёх объектов, или допущены орфографические ошибки в написании географических объектов.

отметка «3» ставится, если оформление контурной карты не соответствует правилам, указаны основные географические объекты, но имеются неточности в их расположении и (или) допущены орфографические ошибки в написании географических объектов.

отметка «2» ставится, если задание на контурной карте выполнено не верно, либо ученик не сдал контурную карту на проверку учителю





Содержание учебного курса


Введение.



РАЗДЕЛ 1. Хозяйство России. (19 часов.)

Тема 1.Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование . (3ч.)

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства – первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России. Географическое районирование. Его виды. Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно – территориальное деление как один из видов районирования.

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы России. (16ч.)

Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблема развития. Сельское хозяйство, его основные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство и его структура. География животноводства.

Лёгкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География лёгкой и пищевой промышленности.

Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.

Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России (нефтяная и газовая, угольная) промышленность. Электроэнергетика.

Металлургический комплекс его значение в хозяйстве. Чёрная металлургия и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география чёрной и цветной металлургии.

Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны, отраслевой состав, связь с другими комплексами. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК).

Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство миниральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.

Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

Территориальное географическое разделение труда.

РАЗДЕЛ 2 Районы России. (36ч.)

Тема 1. Европейская часть России. (23 ч.)

Районирование России. Общая характеристика Европейской России (состав, историческое изменение, природные условия, ресурсы). Население и главные черты хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район. Санкт-Петербургский, его основные этапы развития. Калининградская область. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы освоения и заселения территории. Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно хозяйственная граница. Этническая и культурная неоднородность района. Крупнейшие города района. (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико – географического положения и этапы развития. Северный Кавказ. Особенности географического положения, и разнообразие природы. Внутренняя неоднородность территории. Природно – хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Народы Северного Кавказа. Чёрное, Азовское и Каспийское моря , их природа и хозяйственное использование. Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства.

Тема 2 Азиатская часть России. (13ч.)

Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь и его значение. Население Сибири. Этнический состав. Хозяйственное освоение Сибири. Общая характеристика Восточного макрорегиона. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.

Тема. Россия в мире. (2ч.)

Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве. Современная внешняя торговля России. Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны.

Тема. Ростовская область ( 10 ч.)



Распределение часов по разделам


п/п

Тема раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1

Введение.

1

1

3

Раздел I. Хозяйство России.

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы России.



4


16



3


16

4

Раздел II. Районы России.


Тема 1. Европейская часть России.


Тема 2 Азиатская часть России.




26


16



23


13

5

Россия в мире.

2

2

6

Региональный компонент. Особенности населения и хозяйства Ростовской области

-

10


Итого:

64

68



 Формы организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная.

2. Коллективная:

  - фронтальная;

- парная;

  - групповая.

Формы учебных занятий:


  • Игры: на конкурсной основе, ролевые;

  • Мини – лекции;

  • Диалоги и беседы;

  • Практические работы;

  • Семинары;

  • Дискуссии;

  • Круглые столы;

  • Проектные работы.


 Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;

  • Обсуждения;

  • Мини – сочинения;

  • Работа с источниками;

  • Доклады;

  • Защита презентаций;

  • Рефлексия








Творческие работы.


  1. Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.

  2. Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.

  3. Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.

  4. Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.

  5. Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.

  6. Описание народных промыслов Центральной России.

  7. Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.

  8. Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.

  9. Этническая культура народов Северного Кавказа.

  10. Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.

  11. Народные промыслы Урала.

  12. Современные проблемы коренных народов Севера.


Практические работы для 9 класса

(по учебнику А.И. Алексеева, География России. «Хозяйство и географические районы», 9 класс)

п/п

Наименование работы

Тренировочная

Оценочная

1

Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления тематических карт.

оценочная

2

Чтение карт, характеризующих особенности географических отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов).


оценочная

3

Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства.


оценочная

4

Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения или лесного комплекса.

тренировочная


5

Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности. (оценочная)


оценочная

6

Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт)

тренировочная


7

Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом.

Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды

тренировочная


8

Выделение на к/к главных промышленных и с/хозяйственных районов страны, сравнение их размещения с главной полосой расселения и благоприятным по природным условиям жизни населения положением территорий.

тренировочная


9

Составление географических маршрутов по

достопримечательным местам Центральной России ( памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России).

тренировочная


10

Составление географического описания «Путешествие от Финского залива до Рыбинска водным путём».


оценочная

11

Нанесение на к/к крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны.


оценочная

12

Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства.



оценочная

13

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Ростовской области.


оценочная








Материально-техническое обеспечение учебного предмета


Технические средства обучения:

  1. Телевизор «SAMSUNG»

  2. Компьютер

  3. Доска для проецирования

  4. Мультимедийный проектор

  5. Видеомагнитофон



Учебное и учебно-методическое обеспечение



Состав УМК:

  1. Учебник: География России. Хозяйств и географические районы. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. А.И.Алексеева. – М. : Дрофа, 2020. – 288 с.

  2. Рабочая тетрадь: Э. В. Ким, Н. А. Марченко, В. А. Низовцев. География России. Хозяйств и географические районы. 9 класс .: рабочая тетрадь к учебнику под ред. Э.В.Ким.- М.: Дрофа, 2020.- 160 с.

  3. Атлас: География. 9 кл.: атлас. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2020 – 56 с.

  4. Контурные карты. География 9 кл. Рук. В.И.Сиротин. – М.: Дрофа; Издательство ДИК.2020г



Дополнительная литература:

  1. Е.А. Жижина Контрольно-измерительные материалы 9 класс М.:ВАКО,2019


Цифровые образовательные ресурсы:

1. Мультимедийная программа: География 6-10 класс Кирилла и Мефодия.



Интернет – ресурсы:


  1. school-collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  2. fcior.edu.ru - Каталог электронных образовательных ресурсов

  3. ru.wikipedia.org - раздел "География" в энциклопедии Википедия (свободная энциклопедия).

  4. geo.1september.ru - сайт "Я иду на урок географии"

  5. rgo.ru - "RGO.ru" географический портал Планета Земля.

  6. geoport.ru - "GeoPort.ru" Страноведческий портал.

  7. bookz.ru - электронная библиотека







Календарно-тематическое планирование

по курсу «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс (68 часов)


п/п

Наименование тем и разделов

Тип

урока

Кол-во

часов

Практические работы

Вид

контроля

Дата проведения

План.

Факт.

Введение (1ч)

1

Что изучает экономическая

география России.

ИНМ

1


ФО

04.09


Раздел 1. Хозяйство России (19ч)

Тема 1. Общая характеристика хозяйства (3 ч)

2

Понятие хозяйства. Его структура.


ИНМ

1


Текущий

07.09


3

Этапы развития хозяйства.


КУ

1


Текущий

11.09


4

Географическое районирование.

КУ

1


Текущий

14.09


Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы - 16 час.

5

Сельское хозяйство. Растениеводство.

КУ

1


Текущий

18.09


6

Животноводство.

Зональная специализация.

УПР

1

Практическая работа № 1 Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления тематических карт.

(оценочная)

Работа с картой

21.09


7

Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность.

КУ

1


Работа с картой

Тесты

25.09


8

Лесной комплекс.

КУ

1


Текущий

28.09


9

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Угольная промышленность.

КУ

1


Карта

02.10


10

ТЭК. Нефтяная и газовая промышленность.


КУ

1


Текущий

05.10


11

Электроэнергетика.


КУ

1


Работа с картой

09.10


12

Металлургический комплекс.

УПР

1

Практическая работа № 3 Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства.

(оценочная)


ПР

12.10


13

Машиностроительный комплекс.

УПР

1


ПР

16.10


14

Факторы размещения машиностроения.

КУ

1

Практическая работа № 4

Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения.

( тренировочная)

Работа с картой

19.10


15

Химическая промышленность.

УПР

1

Практическая работа №5 Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности. (оценочная)


ПР

23.10


16

Транспортный комплекс.

УПР

1

Практическая работа № 6 Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт - тренировочная)


ПР

26.10


17

Информационная инфраструктура

КУ

1


Текущий

09.11


18

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

КУ

1


Текущий

13.11


19

Территориальное (географическое) разделение труда

УПР

1

Практическая работа № 7

а) Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом.

б) Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды. (тренировочная)

Практическая работа № 8 Выделение на к/к главных промышленных и с/хозяйственных районов страны, сравнение их размещения с главной полосой расселения и благоприятным положением территорий по условиям. (тренировочная)


16.11


20

Итоговый тест №1 . «Межотраслевые комплексы».

ОУ

1


Контрольные тесты№1

20.11


Раздел 2. Районы России (36ч)

Тема 1. Европейская часть России (23 ч)

21

Восточно-Европейская равнина

КУ

1

Работа с картой

Текущий

23.11


22

Волга

КУ

1

Работа с картой

Текущий

27.11


23

Центральная Россия: состав, географическое положение.

Центральный район: особенности населения.

КУ

1

Работа с картой

ФО

30.11


24

Хозяйство Центрального района.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

04.12


25

Москва — столица России.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

07.12


26

Города Центрального района.

УПР

1

Практическая работа № 9 Составление географических маршрутов по

достопримечательным местам Центральной России ( памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России) (тренировочная)

Текущий

11.12


27

Центрально-Черноземный район.

КУ

1


Текущий

14.12


28

Волго-Вятский район.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

18.12


29

Северо-Западный район. Географическое положение и природа.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

21.12


30

Древние русские города на старых водных торговых путях.

УПР

1

Практическая работа № 10 Составление географического описания «Путешествие от Финского залива до Рыбинска водным путём» (оценочная)

ПР

25.12


31

Санкт-Петербург — новый хозяйственный узел и «вторая столица» России.


КУ

1

Работа с картой

Текущий

28.12


32

Калининградская область.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

11.01


33

Европейский Север. Географическое положение и природа.

КУ

1

Работа с картой

ФО

15.01


34

Этапы развития хозяйства. Роль Европейского Севера в развитии русской культуры.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

18.01


35

Поволжье. Географическое положение и природа.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

22.01


36

Население и хозяйство Поволжья.

УПР

1

Практическая работа № 11 Нанесение на к/к крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны (оценочная)

ПР

25.01


37

Северный Кавказ. Географическое положение и природные условия.

КУ

1


Текущий

29.01


38

Хозяйство и народы Северного Кавказа.


УПР

1

Практическая работа № 12 Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства.

(оценочная)

ПР

01.02


39

Южные моря России.


КУ

1

Работа с картой

Текущий

05.02


40

Урал. Географическое положение и природа.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

08.02


41

Этапы развития и современное хозяйство.

КУ

1


Текущий

12.02


42

Города Урала. Проблемы района.

КУ

1

Работа с картой

ФО

15.02


43

Итоговое тестирование № 2

«Европейская часть России».

ОУ

1


Тесты

19.02


Тема 2. Азиатская часть России (13ч)

44

Природа Сибири.

ИНМ

1

Работа с картой

Текущий

22.02


45

Природа и ресурсы гор Южной Сибири.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

26.02


46

Арктические моря.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

29.02


47

Население Сибири.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

04.03


48

Хозяйственное освоение Сибири.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

07.03


49

Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы. Хозяйство района.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

11.03


50

Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

14.03


51

Байкал.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

18.03


52

Хозяйство района.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

21.03


53

Дальний Восток. Формирование территории. Природные условия и ресурсы.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

01.04


54

Моря Тихого океана

КУ

1

Работа с картой

Текущий

04.04


55

Население района. Хозяйство района.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

08.04


56

Итоговое тестирование №3

«Азиатская часть России».

ОУ

1


Тесты

11.04


Тема. Особенности населения и хозяйства Ростовской области10 (ч)

57

Экономико-географическое положение и административно- территориальное деление Р.О

КУ

1

Работа с картой

Текущий

15.04


58

Природные условия и ресурсы области

УПР

1

Практическая работа № 13

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов (оценочная)

ПР

18.04


59

История освоения территории. Население и трудовые ресурсы.


КУ

1


Текущий

22.04


60

Общая характеристика промышленности.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

25.04



61

Межотраслевые комплексы. Ведущие отрасли промышленности.

КУ

1


Текущий


62

Комплекс других обрабатывающих отраслей промышленности.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

02.05


63

Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство.

КУ

1


Текущий

06.05


64

Инфраструктурный комплекс.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

13.05


65

Территориальная организация хозяйства. Внешние экономические связи.

КУ

1

Работа с картой

Текущий


66

Зачет по теме: «География Ростовская область».

ОУ

1


Тесты

16.05


Тема. Россия в современном мире (2ч)

67

Россия в мире. Внешние экономические связи.

КУ

1

Работа с картой

Текущий


20.05


23.05


68

Внешние экономические связи. Итоговое тестирование.

КУ

1

Работа с картой

Тесты



ИТОГО


65

13








Виды уроков: ИНМ - урок Изучения Нового Материала

КУ – Комбинированный Урок

УПР – Урок Практическая Работа

ОУ - Обобщающий Урок


Количество часов: 68; в неделю: 2 по четвертям: 1 четверть: 18

2 четверть: 14

3 четверть: 22

4 четверть: 14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!