СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс»


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);

  • Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год);

  • письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766;

  • приказом Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. N1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. N1897 "Об утверждении ФГОС основного общего образования";

  • приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

  • примерной основной образовательной программой основного общего образования;

  • основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «Степно-Дворецкая ООШ»;

  • учебным планом МАОУ «Степно-Дворецкая ООШ»

  • федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах в 2021-2022 учебном году с изменениями и дополнениями;

  • положением о рабочей программе МАОУ «Степно-Дворецкая ООШ»

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) авторской программы по географии :программа:5-9 классы/ сост. Дронов, Ром, Баринова - Москва: Дрофа, 2018

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов. Учебно-тематическое планирование составлено с учётом рабочей программы воспитания МАОУ «Степно-Дворецкая ООШ»





1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» в 9 классе

Личностным результатом обучения географии в основной школе является

  • формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  • ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

  • Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются: к концу учебного года обучающиеся должны знать:

Называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения географической информации; субъекты Российской Федерации; пограничные государства;

  • особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и су­хопутных границ России;

  • границы часовых поясов;

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океанов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники;

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и ре­гионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального исполь­зования;

  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-истори­ческие, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;

  • народы, наиболее распространенные языки, религии;

  • примеры рационального и нерационального размещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, се­ли, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России;

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов; разницу в поясном времени территорий; погоду по синоптической карте;

  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источ­никам информации.

Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

  • образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промыш­ленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

  • особенности быта и религий отдельных народов.

Объяснять:

  • роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных ме­сторождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние по­годы, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека; —как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных

зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на территории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах ого роста и уровня урбанизации отдель­ных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельско­го расселения;

  • изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отрасля­ми в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную спе­циализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их со­циально-экономического развития;

  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ; —уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

  • причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

  • особенности орудий труда, средств передвижении, жилищ, видов хозяйственной деятельно­сти, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географиче­ских условиях;

  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий; «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «Трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специали­зация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природ­ные ресурсы», «экологический кризис».

Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе;

  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населе­ния, развитие системы городских поселений;

  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.


2. Содержание учебного предмета


ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО 9 КЛАСС

Общая часть курса (34 ч)

МЕСТО РОССИИ В МИРЕ (4 ч)

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географический взгляд на Россию: ее место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию природных ресурсов, по­литической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деле­ния страны. Федерация и субъекты Федерации. Государ­ственно-территориальные и национально-территориальные образования. Федеральные округа.

Географическое положение и границы России. Понятие «географическое положение», виды и уровни (масштабы) географического положения. Оценка северного географиче­ского положения России. Географическое положение как фактор развития хозяйства. Государственные границы Рос­сии, их виды, значение. Государственная территория Рос­сии. Морские и сухопутные границы, воздушное про­странство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Особенности границ России. Страны — соседи России.

Экономике- и транспортно-географическое, геополити­ческое и эколого-географическое положение России. Осо­бенности экономико-географического положения России, роль соседей 1-го порядка. Различия транспортно-географического положения отдельных частей страны. Роль Цент­ральной и Западной Европы в формировании геоэколо­гического положения России. Сложность геополитического и геоэкономического положения страны.

Государственная территория России. Понятие о государ­ственной территории страны, ее составляющие. Параметры оценки государственной территории. Российская зона Севе­ра. Оценка запасов природных ресурсов на территории Рос­сии.

Практические работы. 1. Анализ административно-террито­риального деления России. 2. Сравнение географического положения России с другими странами.

НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (5 ч)

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства. Формирование и заселение территории Русско­го и Российского государства в XVI—XIX вв.

Численность и естественный прирост населения. Числен­ность населения России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Осо­бенности естественного движения населения в России. Поло­возрастная структура населения. Своеобразие в соотноше­нии мужчин и женщин в России и определяющие это свое­образие1 факторы. Численность мужского и женского населе­ния и его динамика. Прогноз численности населения.

Национальный состав населения России. Россия — мно­гонациональное государство. Языковые семьи народов России. Классификация народов России по языковому при­знаку. Наиболее многонациональные районы страны. Рели­гии, исповедуемые в России. Основные районы распростра­нения разных религий.

Миграции населения. Понятие о миграциях. Виды мигра­ций. Внутренние и внешние миграции. Направления мигра­ций в России, их влияние на жизнь страны.

Городское и сельское население. Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размеще­ние городов по территории страны. Различия городов по чис­ленности населения и функциям. Крупнейшие города России. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские по­селения. Средняя плотность населения в России. Географи­ческие особенности размещения российского населения. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Се­вера.

Практические работы. 3. Составление сравнительной харак­теристики половозрастного состава населения регионов Рос­сии. 4. Характеристика особенностей миграционного дви­жения населения России.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (3 ч)

География основных типов экономики на террито­рии России. Классификация историко-экономических сис­тем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хо­зяйства России.

Проблемы природно-ресурсной основы экономики стра­ны. Состав добывающей промышленности и ее роль в хозяй­стве страны. Назначение и виды природных ресурсов. Эко­логические ситуации и экологические проблемы России.

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. Особенности постиндустриальной стадии развития. Понятия центра и полупериферии мирового хо­зяйства. Пути развития России в обозримой перспективе.

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (22ч)

Научный комплекс(1ч.). Межотраслевые новые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки и современном общест­ве и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Основные районы, центры, города науки. Перспективы развития науки и образования.

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (3 ч)

Роль, значение и проблемы развития машиностро­ения. Ведущая роль машиностроительного комплекса в хо­зяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машино­строения, группировка отраслей по роли и назначению. Проблемы российского машиностроения.

Факторы размещения машиностроительных предприя­тий. Современная система факторов размещения машиност­роения. Ведущая роль наукоемкости как фактора размеще­ния. Влияние специализации и кооперирования на органи­зацию производства и географию машиностроения.

География машиностроения. Особенности географии рос­сийского машиностроения. Причины неравномерности раз­мещения машиностроительных предприятий.

Практические работы. 5. Определение главных районов раз­мещения предприятий трудоемкого и металлоемкого ма­шиностроения.

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ТЭК) (3 ч)

Роль, значение и проблемы ТЭК. Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический ба­ланс. Основные проблемы российского ТЭК.

Топливная промышленность. Нефтяная и газовая про­мышленность: запасы, добыча, использование и транспорти­ровка нефти и природного газа. Система нефте- и газопрово­дов. География переработки нефти и газа. Влияние нефтя­ной и газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленнос­ти. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Ис­пользование угля и его значение в хозяйстве России, Спосо­бы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промыш­ленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности.

Электроэнергетика. Объемы производства электроэнер­гии. Типы электростанций, их особенности и доля в про­изводстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития электроэнерге­тики.

Практические работы. 6. Характеристика угольного бассейна России.

КОМПЛЕКСЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА (7 ч)

Состав и значение комплексов. Понятие о конструк­ционных материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства.

Металлургический комплекс. Роль в хозяйстве. Черная и цветная металлургия — основные особенности концентра­ции, комбинирования, производственного процесса и влия­ние на окружающую среду; новые технологии.

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Черные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения. Геогра­фия металлургии черных металлов. Основные металлурги­ческие базы. Влияние черной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Цветная металлургия. Цветные металлы: объемы и осо­бенности производства. Факторы размещения предприятий. География металлургии цветных металлов: основные ме­таллургические базы и центры. Влияние цветной металлур­гии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

Химико-лесной комплекс. Химическая промышлен­ность. Состав химико-лесного комплекса. Химическая про­мышленность: состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации хозяйства. Отличия химической промышленнос­ти от других промышленных отраслей.

Факторы размещения предприятий химической про­мышленности. Группировка отраслей химической промыш­ленности. Основные факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей химической промышлен­ности. Химические базы и химические комплексы. Влияние химической промышленности на окружающую среду. Пер­спективы развития отрасли.

Лесная промышленность. Лесные ресурсы России, их гео­графия. Состав и продукция лесной промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения пред­приятий. География важнейших отраслей. Влияние лесной промышленности на окружающую среду. Перспективы раз­вития отрасли.

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК) (4 ч)

Состав и значение АПК. Агропромышленный ком­плекс: состав, место и значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура.

Земледелие и животноводство. Полеводство. Зерновые и технические культуры. Назначение зерновых и технических культур, их требования к агроклиматическим ресурсам. Перспективы развития земледелия. Отрасли животноводст­ва, их значение и география. Перспективы развития живот­новодства.

Пищевая и легкая промышленность. Особенности легкой и пищевой промышленности. Факторы размещения пред­приятий и география важнейших отраслей. Влияние легкой и пищевой промышленности на окружающую среду, перс­пективы развития.

Практические работы. 7. Определение основных районов вы­ращивания зерновых и технических культур. 8. Определе­ние главных районов животноводства.

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС (4 ч)

Состав комплекса. Роль транспорта. Инфраструк­турный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. По­нятие об услугах. Классификации услуг по характеру и видам, периодичности потребления и распространенности. Виды и работа транспорта. Транспортные узлы и транспорт­ная система. Типы транспортных узлов. Влияние на размещение населения и предприятий.

Железнодорожный и автомобильный транспорт. Пока­затели развития и особенности железнодорожного и авто­мобильного транспорта. География российских железных и автомобильных дорог. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.

Водный и другие виды транспорта. Показатели развития и особенности морского транспорта. География морского транспорта, распределение флота и портов между бассейна­ми. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности речного транспорта. География речного транспорта, распределение флота и пор­тов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. Влияние речного транспорта на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности авиационного транспорта. География авиационного транс­порта. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Трубопроводный транспорт

Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. Виды связи и их роль в жизни людей и хозяйстве. Развитие связи в стране. Геогра­фия связи. Перспективы развития. Сфера обслуживания.

Жилищно-коммунальное хозяйство. География жилищ­но-коммунального хозяйства. Влияние на окружающую сре­ду. Перспективы развития.


Региональная часть курса (33 ч)

РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ (1ч)

Районирование России. Районирование — важней­ший метод географии. Виды районирования. Географиче­ское (территориальное) разделение труда. Специализация территорий на производстве продукции (услуг). Отрасли спе­циализации районов. Западная и восточная части России. Экономические районы. Федеральные округа.

Практические работы. 9. Определение разных видов райони­рования России.

ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН — ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (25 ч)

Общая характеристика. Состав макрорегиона. Осо­бенности географического положения. Природа и природ­ные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социаль­но-экономическом развитии страны.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕРО-ЗАПАД (14 ч)

Состав, природа, историческое изменение географи­ческого положения. Общие проблемы. Центральная Россия и Европейский Северо-Запад — межрайонный комплекс. Особенности исторического развития. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.

Население и главные черты хозяйства. Численность и ди­намика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и дохо­ды населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пище­вая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Районы Центральной России. Москва и Московский сто­личный регион. Центральное положение Москвы как фак­тор формирования региона. Исторический и религиозный факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая террито­риальная структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хо­зяйства региона. Культурно-исторические памятники.

Географические особенности областей Центрального района. Состав Центрального района. Особенности развития его подрайонов: Северо-Западного, Северо-Восточного, Вос­точного и Южного.

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. Со­став районов. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Гео­графия природных ресурсов. Численность и динамика чис­ленности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиност­роение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Северо-Западный район: состав, ЭГП, население. Состав района. Особенности географического положения, его влия­ние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Санкт-Петербургская агломерация. Народы и религии. Фак­торы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, хи­мическая промышленность. Отраслевая и территориальная структура Санкт-Петербурга. Сельское хозяйство. Сфера ус­луг. Экологические проблемы. Основные направления раз­вития. Историко-культурные памятники района.

География своего региона ( Бурятии). Пограничные субъек­ты: особенности гео­графического поло­жения, размеры тер­ритории, протяжен­ность границ, основ­ные геологические эры, структуры зем­ной коры, сейсмиче­ски опасные террито­рии, климатообра­зующие факторы, особенности погоды в циклонах и антици­клонах; влияние кли­мата на жизнь, быт, хозяйственную дея­тельность человека. Численность, разме­щение, естественное и механическое дви­жение населения, де­мографические про­блемы. Народы, про­живающие на терри­тории своего региона. Городское и сельское население. Крупней­шие города. Особен­ности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно­ресурсный потенциал и важнейшие терри­ториальные сочета­ния природных ресур­сов. Производствен­ный потенциал: гео­графия отраслей хо­зяйства, географиче­ские проблемы и пер­спективы развития. Группировка отраслей по их связи с природ­ными ресурсами.

Практическая работа №10 Проект «Туристско-экскурсионная отрасль Центра России»

Практическая работа №11 Проект «Проблема маятниковой миграции в Подмосковье»

Практическая работа №12 Проект «Какие последствия ждут Санкт- Петербург при постройке сооружений защиты»


ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР(3 ч)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географиче­ское положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Особенности географии природных ресурсов: Кольско-Карельская и Тимано-Печорская части района.

Население. Численность и динамика численности населе­ния. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты ос­новных экономических, социальных и экологических проб­лем. Место и роль района в социально-экономическом про­странстве страны.

Практические работы. 10. Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ — СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ и КРЫМ (4 ч)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Европейского Юга. Физико- и экономико-­географическое положение, его влияние на природу. Хо­зяйство и жизнь населения.

Население. Численность и динамика численности населе­ния. Естественный прирост и миграции. Размещение населе­ния. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Сельское хозяйство. Веду­щие отрасли промышленности: пищевая, машиностроение, топливная, химическая промышленность. Сфера услуг. Эко­логические проблемы. Основные направления развития.

Практическая работа №14 Проект « Кавказ мировой курортно-рекреационный центр»

Практическая работа №15 Проект «Азовское море и его проблема»

ПОВОЛЖЬЕ (3ч)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Поволжья. Физико- и экономико-геогра­фическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Население. Численность и динамика численности населе­ния. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промыш­ленности: машиностроение, химическая, нефтяная и газо­вая промышленность, пищевая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Практическая работа №16 Проект « Проблема Большой Волги»

УРАЛ (3 ч)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Урала. Физико- и экономико-географичес­кое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Население. Численность и динамика численности населе­ния. Естественный прирост и миграции. Размещение насе­ления. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.

Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промыш­ленности: металлургия, машиностроение, химическая про­мышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологи­ческие проблемы. Основные направления развития.

Практическая работа №17 «Уральский экономический район. Хозяйство. Оценка экологической ситуации.»


ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН — АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (8 ч)

Общая характеристика. Состав макрорегиона. Осо­бенности географического положения. Природа и природ­ные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социаль­но-экономическом развитии страны.

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Историко-географические этапы формирования региона. Формирование сети городов. Рост населения. Урало-Кузнец- кий комбинат. Транспортные проблемы развития региона. Сокращение численности населения. Снижение доли обраба­тывающих производств. Основные перспективы развития.

Западная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Природно-территориальные комплексы района, их различия. Полоса Основной зоны заселения и зона Севера — два района, различающиеся по характеру заселения, плот­ности. тенденциям и проблемам населения. Кузнецко-Ал­тайский и Западно-Сибирский подрайоны: ресурсная база, география основных отраслей хозяйства.

Восточная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности территории. Климат. Вну­тренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Чи­сленность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Фак­торы развития и особенности хозяйства. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Ведущие отрасли промышлен­ности: топливная, химическая, электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Дальний Восток. Состав района, его роль в хозяйстве стра­ны. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы разви­тия и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышлен­ности: цветная металлургия, пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направле­ния развития.

Практические работы. 18. Сравнение географического поло­жения Западной и Восточной Сибири.











3. Тематическое планирование с учётом рабочей программы воспитания

с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы

n\n

Название разделов и тем

Колич. уроков

Практ. раб.

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА 34 ЧАСА


1

Место России в мире

4

2

Музейные уроки День окончания Второй мировой войны

2

Население Российской Федерации

5

2

Неделя безопасности

3

Географические особенности экономики России

3


Всероссийский урок МЧС

4

«Население РФ» Контрольная работа

1



5

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география Научный комплекс

1


Всероссийский урок, приуроченный ко ДНЮ гражданской обороны РФ, с проведением тренировок по защите детей от ЧС

6

Машиностроительный комплекс

3

1

Всероссийский урок безопасности в сети интернет

7

Топливно-Энергетический комплекс (ТЭК)

3

1

Урок в библиотеке 22 ноября - День словаря

8

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества

6


День интернета. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет

9

Агропромышленный комплекс (АПК)

3

2

Всемирный урок борьбы со СПИДом

10

Инфраструктурный комплекс

4


Урок в библиотеке

11

« Межотраслевые комплексы России» Контрольная работа

1



РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА 34 ЧАСА


12

Районирование России. Общественная география крупных регионов

1

1

Уроки мужества

13

Западный макрорегион – Европейская Россия

1

1

Просмотр онлайн урока на сайте по бесплатной профориентации для детей «Проектория»

14

Центральная Россия и

Европейский Северо - Запад

8


2

Урок в библиотеке

15

«Районирование России» Контрольная работа

1



16

Европейский Север

3

1

Урок по вопросам сбережения лесов, охрана их от пожаров, бережного отношения к природе

17

Европейский Юг – Северный Кавказ и Крым

4

2

Просмотр онлайн урока на сайте по бесплатной профориентации для детей «Проектория»

18

Поволжье

3

1

Международный день памятников и исторических мест - «Прогулка по историческим местам»

19

Урал

3

1

Уроки мужества

20

Восточный макрорегион – Азиатская Россия

8

1

Музейные уроки

21

Характеристика географических районов» Контрольная работа

1



22

«Население и хозяйство» ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ

1




Всего

68

18













Приложение

Календарно-тематическое планирование по географии на 2021-2022 учебный год

Количество часов в неделю: 2 За год: 68 часов (34 учебных недели)

п/п



Наименование разделов и тем

Дата

проведения

примечание

План

Факт


Общая часть курса (34 часа)

Место России в мире (4 часа)

1

Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ.




2

Географиче­ское положе­ние границ России. Экономико-и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положе­ние России.




3

Практическая работа № 1. «Анализ административно-террито­риального деления России».




4

Государственная территория России.

Практическая работа № 2. «Сравнение географического положения России с другими странами».




Население Российской Федерации (5 часов)

5

Исторические особенности заселения и освоения территории России.




6

Численность и естественный прирост населения

Практическая работа № 3 «Составление сравнительной. харак­теристики половозрастного состава населен регионов Рос­сии».




7

Национальный состав населения России.




8

Миграции населения

Практическая работа № 4. «Характеристика особенностей миграционного дви­жения населения России».




9

Городское и сельское население.




Географические особенности экономики России (3 часа)

10

География основных типов экономики на террито­рии России




11

Проблемы природно-ресурсной основы экономики стра­ны




12

Россия в современной мировой экономике.




13

Контрольная работа №1




Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

Научный комплекс (1часа)

14

Научный комплекс.




Машиностроительный комплекс (3часа)

15

Роль, значение и проблемы развития машиностро­ения.




16

Факторы размещения машиностроительных предприя­тий.




17

Практическая работа5. «Определение главных районов раз­мещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения».




Топливно-Энергетический комплекс (ТЭК) (3часа)

18

Роль, значение и проблемы ТЭК




19

Топливная промышленность. Практическая работа № 6. «Характеристика угольного бассейна России».




20

Электроэнергетика




Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества

(6 часов)

21

Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс




22

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Чёрная металлургия




23

Цветная металлургия




24

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность




25

Факторы размещения предприятий химической промышленности.




26

Лесная промышленность




Агропромышленный комплекс (АПК) (3часа)

27

Состав и значение АПК. Земледелие и животноводство.




28

Практическая работа № 7«Определение основных районов вы­ращивания зерновых и технических культур».




29

Пищевая и легкая промышленность Практическая работа № 8. « Определе­ние главных районов животноводства»




Инфраструктурный комплекс (4часа)

30

Состав комплекса. Роль транспорта.




31

Железнодорожный и автомобильный транспорт




32

Водный и другие виды транспорта




33

Связь. Сфера обслуживания. ЖКХ.




34

Контрольная работа № 2




Региональная часть курса ( 34 часа)

Районирование России. Общественная география крупных регионов 1 часа

35

Районирование России.

Практическая работа № 9 « Определение разных видов районирования России»




Западный макрорегион – Европейская Россия

36

Общая характеристика




Центральная Россия и Европейский Северо - Запад

37

Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы.




38

Население и главные черты хозяйства




39

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион




40

Географические особенности областей Центрального района




41

Практическая работа №10 Проект «Проблема маятниковой миграции в Подмосковье»




42

Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы




43

Практическая работа №11 Проект «Туристско-экскурсионная отрасль Центра России»





44

Северо-Западный район




45

Практическая работа №12 Проект «Какие последствия ждут Санкт- Петербург при постройке сооружений защиты»




46

Контрольная работа № 3




Европейский Север (3часа)

47

Европейский Север




48

Население




49

Хозяйство Практическая работа №13 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера».




Европейский Юг – Северный Кавказ, Крым. (4 часа)

50

Европейский Юг Практическая работа №14 Проект « Кавказ мировой курортно-рекреационный центр»




51

Население




52

Хозяйство




53

Практическая работа №15 Проект «Азовское море и его проблема»




Поволжье (3часа)

54

Поволжье. Положение и население.




55

Хозяйство Поволжья




56

Практическая работа №16 Проект « Проблема Большой Волги»




Урал (3часа)

57

Урал. Положение и население




58

Хозяйство




59

Практическая работа №17 «Уральский экономический район. Хозяйство. Оценка экологической ситуации.»




Восточный макрорегион – Азиатская Россия (6ч)

60

Общая характеристика




61

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики




62

Западная Сибирь




63

Восточная Сибирь




64

Практическая работа № 18 «Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири».




65

Дальний Восток




66

Контрольная работа 4




67

Обобщающее повторение




68

Итоговая контрольная работа




























ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Практические работы. Практическая работа.1. . «Анализ административно-террито­риального деления России».

Практическая работа.2. «Сравнение географического положения России с другими странами». Практическая работа. 3. «Составление сравнительной. харак­теристики половозрастного состава населен регионов Рос­сии». Практическая работа.4. «Характеристика особенностей миграционного дви­жения населения России». Практическая работа.5. «Определение главных районов раз­мещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения». Практическая работа.6. «Характеристика угольного бассейна России». Практическая работа.7. «Определение основных районов вы­ращивания зерновых и технических культур». Практическая работа 8. Проект « Определе­ние главных районов животноводства». Практическая работа 9. « Определение разных видов районирования России».

Практическая работа 10 Проект «Туристско-экскурсионная отрасль Центра России»

Практическая работа 11 Проект «Проблема маятниковой миграции в Подмосковье»

Практическая работа 12 Проект «Какие последствия ждут Санкт- Петербург при постройке сооружений защиты»

Практическая работа 13. Проект «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера».

Практическая работа 14 Проект « Кавказ мировой курортно-рекреационный центр»

Практическая работа 15 Проект «Азовское море и его проблема»

Практическая работа 16 Проект « Проблема Большой Волги»

Практическая работа 17 «Уральский экономический район. Хозяйство. Оценка экологической ситуации.»

Практическая работа 18. «Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири».

.









ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Номенклатура по географии в 9 классе

Тема: «Машиностроение»

Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск,

Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.

Центры металлоемкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.

Тема: «ТЭК»

Нефтегазоносные месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское.

Трубопроводы: с Тюменской области на запад.

ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская.

ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская.

АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская.

ЕЭС: Единая энергосистема.

Тема: «Комплекс конструкционных материалов и химических веществ»

Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.

Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.

Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на-Амуре.

Тема: «Инфраструктурный комплекс»

Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский.

Ж/Д магистрали: Транссибирская, БАМ.

Тема ”Русская равнина”

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое.

Заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Финский.

Острова: Вайгач, Валаам, Кижи, Колгуев, Соловецкие.

Полуострова: Канин, Кольский, Рыбачий.

Крайние точки: Балтийская коса.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Мещёрская низина, Окско-Донская, Печорская низменность, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Северные Увалы, Среднерусская возвышенность, Тиманский кряж.

Горы: Хибины.

Реки: Волга, Вятка, Дон, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печора, Северная Двина,

Озёра: Баскунчак, Ильмень, Имандра, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Эльтон.

Водохранилища: Волгоградское, Куйбышевское, Рыбинское, Цимлянское.

Каналы: Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Заповедники: Астраханский, Дарвинский, Кандалакшский, Лапландский, Приокско-Террасный, Самарская Лука.

Месторождения: Печерский каменноугольный бассейн, Подмосковный буроугольный бассейн, КМА, апатиты, руды черных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии, Соли Баскунчак.

Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута, Москва, Пущино, Дубна, Троицк, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк, Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волоград, Астрахань

ЭС: Кислогубская ПЭС, Кольская АЭС.

Тема «Кавказ»

Моря: Азовское, Чёрное.

Заливы: Таганрогский.

Проливы: Керченский.

Полуострова: Таманский.

Крайние точки: район горы Базардюзю.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Прикубанская низменность, Ставропольская возвышенность, Терско-Кумская низменность.

Горы: Большой Кавказ.

Вершины: Казбек, Эльбрус.

Реки: Дон, Кубань, Кума, Терек.

Озёра: Каспийское море, Маныч-Гудило.

Каналы: Ставропольский.

Заповедники: Тебердинский.

Месторождения: цветные металлы Большого Кавказа.

Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.

Тема ”Урал”

Горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.

Вершины: Магнитная, Качканар, Народная, Ямантау.

Реки: Белая, Исеть, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал.

Заповедники: Башкирский, Ильменский, Печоро-Илычский.

Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березники, Краснотурьинск, Салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.

Тема ”Западная Сибирь”

Моря: Карское.

Заливы: Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа.

Острова: Белый.

Полуострова: Гыданский, Ямал.

Равнины: Барабинская низменность, Васюганская, Ишимская, Сибирские Увалы.

Реки: Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол.

Озёра: Кулундинское, Чаны.

Заповедники: Гыданский, Юганский.

Тема «Средняя и Северо-Восточная Сибирь»

Моря: Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых.

Заливы: Енисейский, Хатангский.

Проливы: Вилькицкого, Дмитрия Лаптева.

Острова: Новосибирские остова, Северная Земля.

Полуострова: Таймыр.

Крайние точки: мыс Челюскин.

Равнины: Колымская низменность, плато Путорана, Приленское плато, Северо-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Центрально-Якутская, Яно-Индигирская низменность.

Горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж, Оймяконское нагорье, хребет Черского.

Вершины: Победа.

Реки: Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна.

Озёра: Таймыр.

Водохранилища: Вилюйское.

Заповедники: Арктический, Таймырский, Усть-Ленский.

Тема «Горы Южной Сибири»

Равнины: Витимское плоскогорье.

Горы: Алданское нагорье, Алтай, Восточный Саян, Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Становое нагорье, Яблоновый хребет.

Вершины: Белуха.

Реки: Ангара, Аргунь, Бия, Катунь, Обь, Селенга, Шилка.

Озёра: Байкал, Телецкое.

Водохранилища: Братское, Красноярское.

Заповедники: Алтайский, Баргузинский.

Тема «Дальний Восток»

Моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское.

Заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Шелихова.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Петра Великого, Татарский.

Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.

Полуострова: Камчатка, Чукотский.

Крайние точки: мыс Дежнева, остров Ратманова.

Равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская низменность.

Горы: Джугджур, Колымское нагорье, Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье.

Вершины: Авачинская Сопка, Ключевская Сопка.

Реки: Амур, Анадырь, Зея, Камчатка, Уссури.

Озёра: Ханка.

Водохранилища: Зейское.

Заповедники: Кедровая Падь, Кроноцкий, ”Остров Врангеля”.

Сибирь и Дальний Восток

Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные и редкие металлы Рудного Алтая, Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны, железные руды Хакасии, Забайкалья, Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья, Ленский, Зыранский, Нижнезейский буро– и каменноугольные бассейны, Охотский нефтегазоносный бассейн, цветные металлы Северо-Востока Сибири, золотые прииски Алдана и Бодайбо, Сихотэ-Алинь.

Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул, Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск, Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.

ЭС: Сургутская ТЭЦ.

Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск.

Нефтяные концерны: «Лукойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз».

Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ (Большая и Малая), Амуро-Якутская.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!