СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс»



Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

Программы для общеобразовательных учреждений 9 класс Дрофа,2010 г; авторы Дронов В.П., Ром В.Я.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Из предлагаемого программой перечня практических работ 9 –оценочные, остальные выполняются в ходе изучения конкретной темы в форме самостоятельной работы, беседы, дискуссии или творческого проекта.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


Требования к уровню подготовки

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.


Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.


Рабочая программа по курсу « География России. Население и хозяйство»

в 9 классе рассчитана на 2 ч. в неделю, 66 часов + 2 резервных урока в год.


Учебник: В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9кл. . – М.: Дрофа, 2011


Общее распределение тем.


1. Раздел 1. Общая часть курса – 28ч

1) Политико-государственное устройство РФ. ГП России -3ч

2) Население РФ -5ч

3) Географические особенности экономики РФ-3ч

4) Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география -7ч

5) Комплексы производящие конструкционные материалы и химические вещества -5ч

6) Агропромышленный комплекс-2ч

7) Инфраструктурный комплекс-3ч

2. Раздел 2. Региональная часть курса -38ч

1) Районирование России. Общественная география крупных районов-2ч

2) Западный макрорегион - Европейская Россия-20ч

3) Восточный макрорегион – Азиатская Россия-6ч

4) География Брянской области-10ч

3. Резерв времени -2ч

ИТОГО: 66 часов




Практические работы.


По программе практических работ -26, из них оценочных -9

Практические (оценочные) работы, отражённые в планировании, рассчитаны на то, что они будут выполняться учащимися на уроке, получая необходимые консультации учителя. Практические работы обучающего характера, а также требующие дополнительных источников информации для выполнения, устного ответа, оценки, сопоставления, дискуссии, анализа карт и картосхем в планировании не указаны.

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

№ 1. Определение главных отраслей металлоемкого и трудоемкого машиностроения.

№ 2 Характеристика угольного (нефтяного) бассейна.

Агропромышленный комплекс

№ 3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, районов животноводства.

Западный макрорегион - Европейская Россия

№4 Сравнение ГП и планировки двух столиц.

№5 Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино- Печорского подрайона

№6 Экологические и водные проблемы Волги- оценки и пути решения

№7 Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья

Восточный макрорегион – Азиатская Россия

№8 Составление характеристики нефтяного( газового) комплекса

№9 Составление характеристики Норильского пром. узла.



Содержание курса География России. Население и хозяйство.


Общая часть курса 28 часов

1. Политико-государственное устройство РФ. ГП России.Что изучает география населения и хозяйства россии. Российская Федерация. Государственная территория России. Географическое положение и границы России. Геополитическое влияние. 3 часа.

2. Население России. Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность и воспроизводство населения. Миграции населения. Демографическая ситуация. Национальный и языковой состав населения России. Расселение населения. Городское и сельское население России. Урбанизация в России. Городские агломерации. Малые города и их проблемы. Рынок труда и занятость населения. 5часов.

3. Географические особенности экономики России. Экономические системы в историческом развитии России. Структура экономики. Особенности развития хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал России. Проблемы современного хозяйства России. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития. 3часа.

4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. Научный комплекс. Машиностроительный комплекс. Значение, размещение состав, проблемы комплекса. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность (нефтяная, газовая). Угольная промышленность. Электроэнергетика. 7 часов

5. Комплексы, производящие конструкционные материалы. Металлургический комплекс. Черная металлургия. Цветная металлургия. Металлургические базы.Химическая промышленность. Лесная промышленность. Факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса.5 часов

Агропромышленный комплекс. АПК. Земледелие и животноводство. Проблемы АПК и пути их решения. Пищевая и легкая промышленность. 2часа

Инфраструктурный комплекс. Инфраструктурный комплекс, его состав. Классификация услуг.

Уровень развития комплекса в России. Транспорт. Виды транспорта:автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт. Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство.3 часа.

Региональная часть курса 38 часов

5. Районирование России. Общественная география крупных районов. Экономическое районирование территории. Проблемы экономического районирования. 2часа

Западный макрорегион- Европейская Россия. Центральный район. ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития. Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы Центральной России. Население и хозяйство Центрального района. Экономика Центральной России. Москва – административный, культурный и научный центр России. Узловые районы Центральной России. Влго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. Северо-Западная Россия. Калининградская область. Европейский Север. Природа. Народы. Хозяйство и проблемы Европейского Севера. Европейский юг. ГП, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа. Хозяйство и проблемы Северного Кавказа. Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы, население Поволжья. Хозяйство и проблемы Поволжья. Урал. ЭГП, природные ресурсы, население. Хозяйство и проблемы Урала. 20 часов

Восточный макрорегион – Азиатская Россия. Восточный макрорегион.Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. 6 часов.

География Брянской области. ЭГП, природные ресурсы Брянской области. Население и хозяйство. 10часов.





























Календарно-тематическое планирование по курсу география России . Население и хозяйство 9 класс



Дата


Тема

№ урока в теме


Тема урока


Практическая работа


Раздел 1. Общая часть курса (28ч)





1




2





3

Политико-государственное устройство РФ. ГП России -3ч


Что изучает география населения и хозяйства России.


Российская Федерация. Административно- территориальное устройство.


ГП и границы России.

Практическая работа «Административно-территориальное устройство»












4




5


6




7


8






9







Население РФ -5ч


Исторические особенности заселения и освоения территории России.


Численность и естественный прирост населения.

Национальный состав населения.


Миграция населения.


Городское и сельское население. Расселения населения. Трудовые ресурсы.


Контроль знаний по теме «Население России»






Раздел 1.Географические особенности экономики России

Важ Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.

(20 ч)



10




11





12


13



14


15



16

17






18


19



20


21


22


23


24


25


26




27



28


29




30



31


32










Географические особенности экономики РФ-3ч

Анализ к/з. Экономические системы в историческом развитии России.

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

Россия в современной мировой экономике.

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география -7ч

Научный комплекс.


Машиностроение. Роль, значение и проблемы.

Факторы размещения.

География размещения машиностроения.

Военно-промышленный комплекс

ТЭК. Роль, значение и проблемы.


Топливная промышленность

Электроэнергетика


Комплексы производящие конструкционные материалы и химические вещества -


Состав и значение комплексов.


Классификация конструкционных материалов.


Металлургический комплекс.

Факторы размещения

Черна металлургия


Цветная металлургия.


Химико-лесной комплекс.


Химическая промышленность.


Факторы размещения химических предприятий.

Лесная промышленность.


Агропромышленный комплекс2ч


Агропромышленный комплекс

состав и значение АПК

.

Земледелие и животноводство.


Пищевая и лёгкая промышленность


Инфраструктурный комплекс-3ч


Инфраструктурный комплекс

состав комплекса

.

Транспорт. Виды транспорта

.

Связь. Сфера обслуживания. ЖКХ и рекреация.

Водный и другие виды транспорта.

Связь. Сфера обслуживания.










№ 1. Определение главных отраслей металлоемкого и трудоемкого машиностроения.


№ 2 Характеристика угольного (нефтяного) бассейна.
















№ 3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, районов животноводства.




















Раздел 2. Региональная часть курса

(38 ч)




33


34





35


36


37


38

39

40


41


42


43



44


45



46


47


48


49




50


51


52






53



54


55


56


57



58

Районирование России.

Общественная география крупных районов-2ч

Районирование территории России


Проблемы экономического районирования

Западный макрорегион - Европейская Россия-20ч


Западный макрорегион. Общая характеристика.

Центральная Россия (состав, история, природные ресурсы).

Население и хозяйство Центральной России.

Районы Центральной России. Проблемы районов.

Географические особенности областей ЦР.

Волго- Вятский и ЦЧР.


Северо-Западный район.


Европейский Север. ГП, природные условия и ресурсы.

Население.

Хозяйство. Проблемы.


Европейский юг. ГП, природные условия и ресурсы.

Население.

Хозяйство. Проблемы.


ГП, природные условия и ресурсы Поволжья.

Население

.

Хозяйство. Проблемы.




Урал. ГП, природные условия.

Население.

Хозяйство. Проблемы.


Итоговое повторение «Европейская часть России»


Восточный

макрорегион – Азиатская Россия-6ч

Восточный макрорегион. Общая характеристика.


Этапы, проблемы и перспективы развития.

Западная Сибирь.


Восточная Сибирь.


Дальний Восток.


Обобщение знаний по теме: «Районы России »


Контроль знаний по теме

: « Азиатская часть РоссииРайоны России.»










№4 Сравнение ГП и планировки двух столиц.



№5 Составление и анализ схемы хозяйственных связей

Двино- Печорского подрайона




№6 Экологические и водные проблемы Волги- оценки и пути решения

№7 Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья






№8 Составление характеристики нефтяного( газового) комплекса

№9 Составление характеристики Норильского пром. узла.





59


60


61


62


63



64



65





66






67

68


Итоговое повторение

по теме «Население РФ».


Итоговое повторение по теме «МОК РФ «

Итоговое повторение по теме «АПК РФ «

Итоговое повторение по теме «Инфраструектурный комплекс РФ «

Итоговое повторение по теме «Районирование территории РФ»


Итоговое повторение по теме «Западный макрорегион»


Итоговое повторение по теме Восточный макрорегион «




Итоговое повторение по теме « Хозяйство и проблемы запалного и восточного макрорегиона «



РЕЗЕРВ

РЕЗЕРВ


В календарно-тематическом планировании возможны изменения в связи с производственной необходимостью.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!