Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
Программы для общеобразовательных учреждений 9 класс Дрофа,2010 г; авторы Дронов В.П., Ром В.Я.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Из предлагаемого программой перечня практических работ 9 –оценочные, остальные выполняются в ходе изучения конкретной темы в форме самостоятельной работы, беседы, дискуссии или творческого проекта.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
Рабочая программа по курсу « География России. Население и хозяйство»
в 9 классе рассчитана на 2 ч. в неделю, 66 часов + 2 резервных урока в год.
Учебник: В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9кл. . – М.: Дрофа, 2011
Общее распределение тем.
1. Раздел 1. Общая часть курса – 28ч
1) Политико-государственное устройство РФ. ГП России -3ч
2) Население РФ -5ч
3) Географические особенности экономики РФ-3ч
4) Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география -7ч
5) Комплексы производящие конструкционные материалы и химические вещества -5ч
6) Агропромышленный комплекс-2ч
7) Инфраструктурный комплекс-3ч
2. Раздел 2. Региональная часть курса -38ч
1) Районирование России. Общественная география крупных районов-2ч
2) Западный макрорегион - Европейская Россия-20ч
3) Восточный макрорегион – Азиатская Россия-6ч
4) География Брянской области-10ч
3. Резерв времени -2ч
ИТОГО: 66 часов
Практические работы.
По программе практических работ -26, из них оценочных -9
Практические (оценочные) работы, отражённые в планировании, рассчитаны на то, что они будут выполняться учащимися на уроке, получая необходимые консультации учителя. Практические работы обучающего характера, а также требующие дополнительных источников информации для выполнения, устного ответа, оценки, сопоставления, дискуссии, анализа карт и картосхем в планировании не указаны.
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география
№ 1. Определение главных отраслей металлоемкого и трудоемкого машиностроения.
№ 2 Характеристика угольного (нефтяного) бассейна.
Агропромышленный комплекс
№ 3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, районов животноводства.
Западный макрорегион - Европейская Россия
№4 Сравнение ГП и планировки двух столиц.
№5 Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино- Печорского подрайона
№6 Экологические и водные проблемы Волги- оценки и пути решения
№7 Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья
Восточный макрорегион – Азиатская Россия
№8 Составление характеристики нефтяного( газового) комплекса
№9 Составление характеристики Норильского пром. узла.
Содержание курса География России. Население и хозяйство.
Общая часть курса 28 часов
1. Политико-государственное устройство РФ. ГП России.Что изучает география населения и хозяйства россии. Российская Федерация. Государственная территория России. Географическое положение и границы России. Геополитическое влияние. 3 часа.
2. Население России. Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность и воспроизводство населения. Миграции населения. Демографическая ситуация. Национальный и языковой состав населения России. Расселение населения. Городское и сельское население России. Урбанизация в России. Городские агломерации. Малые города и их проблемы. Рынок труда и занятость населения. 5часов.
3. Географические особенности экономики России. Экономические системы в историческом развитии России. Структура экономики. Особенности развития хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал России. Проблемы современного хозяйства России. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития. 3часа.
4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. Научный комплекс. Машиностроительный комплекс. Значение, размещение состав, проблемы комплекса. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность (нефтяная, газовая). Угольная промышленность. Электроэнергетика. 7 часов
5. Комплексы, производящие конструкционные материалы. Металлургический комплекс. Черная металлургия. Цветная металлургия. Металлургические базы.Химическая промышленность. Лесная промышленность. Факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса.5 часов
Агропромышленный комплекс. АПК. Земледелие и животноводство. Проблемы АПК и пути их решения. Пищевая и легкая промышленность. 2часа
Инфраструктурный комплекс. Инфраструктурный комплекс, его состав. Классификация услуг.
Уровень развития комплекса в России. Транспорт. Виды транспорта:автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт. Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство.3 часа.
Региональная часть курса 38 часов
5. Районирование России. Общественная география крупных районов. Экономическое районирование территории. Проблемы экономического районирования. 2часа
Западный макрорегион- Европейская Россия. Центральный район. ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития. Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы Центральной России. Население и хозяйство Центрального района. Экономика Центральной России. Москва – административный, культурный и научный центр России. Узловые районы Центральной России. Влго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. Северо-Западная Россия. Калининградская область. Европейский Север. Природа. Народы. Хозяйство и проблемы Европейского Севера. Европейский юг. ГП, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа. Хозяйство и проблемы Северного Кавказа. Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы, население Поволжья. Хозяйство и проблемы Поволжья. Урал. ЭГП, природные ресурсы, население. Хозяйство и проблемы Урала. 20 часов
Восточный макрорегион – Азиатская Россия. Восточный макрорегион.Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. 6 часов.
География Брянской области. ЭГП, природные ресурсы Брянской области. Население и хозяйство. 10часов.
Календарно-тематическое планирование по курсу география России . Население и хозяйство 9 класс
Дата | Тема | № урока в теме | Тема урока | Практическая работа |
| Раздел 1. Общая часть курса (28ч) | 1 2 3 | Политико-государственное устройство РФ. ГП России -3ч Что изучает география населения и хозяйства России. Российская Федерация. Административно- территориальное устройство. ГП и границы России. Практическая работа «Административно-территориальное устройство» | |
| 4 5 6 7 8 9 | Население РФ -5ч Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность и естественный прирост населения. Национальный состав населения. Миграция населения. Городское и сельское население. Расселения населения. Трудовые ресурсы. Контроль знаний по теме «Население России» | |
| Раздел 1.Географические особенности экономики России Важ Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. (20 ч) | 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 | Географические особенности экономики РФ-3ч Анализ к/з. Экономические системы в историческом развитии России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. Россия в современной мировой экономике. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география -7ч Научный комплекс. Машиностроение. Роль, значение и проблемы. Факторы размещения. География размещения машиностроения. Военно-промышленный комплекс ТЭК. Роль, значение и проблемы. Топливная промышленность Электроэнергетика Комплексы производящие конструкционные материалы и химические вещества -5ч Состав и значение комплексов. Классификация конструкционных материалов. Металлургический комплекс. Факторы размещения Черна металлургия Цветная металлургия. Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения химических предприятий. Лесная промышленность. Агропромышленный комплекс2ч Агропромышленный комплекс состав и значение АПК . Земледелие и животноводство. Пищевая и лёгкая промышленность Инфраструктурный комплекс-3ч Инфраструктурный комплекс состав комплекса . Транспорт. Виды транспорта . Связь. Сфера обслуживания. ЖКХ и рекреация. Водный и другие виды транспорта. Связь. Сфера обслуживания. | № 1. Определение главных отраслей металлоемкого и трудоемкого машиностроения. № 2 Характеристика угольного (нефтяного) бассейна. № 3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, районов животноводства. |
| Раздел 2. Региональная часть курса (38 ч) | 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 | Районирование России. Общественная география крупных районов-2ч Районирование территории России Проблемы экономического районирования Западный макрорегион - Европейская Россия-20ч Западный макрорегион. Общая характеристика. Центральная Россия (состав, история, природные ресурсы). Население и хозяйство Центральной России. Районы Центральной России. Проблемы районов. Географические особенности областей ЦР. Волго- Вятский и ЦЧР. Северо-Западный район. Европейский Север. ГП, природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство. Проблемы. Европейский юг. ГП, природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство. Проблемы. ГП, природные условия и ресурсы Поволжья. Население . Хозяйство. Проблемы. Урал. ГП, природные условия. Население. Хозяйство. Проблемы. Итоговое повторение «Европейская часть России» Восточный макрорегион – Азиатская Россия-6ч Восточный макрорегион. Общая характеристика. Этапы, проблемы и перспективы развития. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Обобщение знаний по теме: «Районы России » Контроль знаний по теме : « Азиатская часть РоссииРайоны России.» | №4 Сравнение ГП и планировки двух столиц. №5 Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино- Печорского подрайона №6 Экологические и водные проблемы Волги- оценки и пути решения №7 Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья №8 Составление характеристики нефтяного( газового) комплекса №9 Составление характеристики Норильского пром. узла. |
| | 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 | Итоговое повторение по теме «Население РФ». Итоговое повторение по теме «МОК РФ « Итоговое повторение по теме «АПК РФ « Итоговое повторение по теме «Инфраструектурный комплекс РФ « Итоговое повторение по теме «Районирование территории РФ» Итоговое повторение по теме «Западный макрорегион» Итоговое повторение по теме Восточный макрорегион « Итоговое повторение по теме « Хозяйство и проблемы запалного и восточного макрорегиона « РЕЗЕРВ РЕЗЕРВ | |
В календарно-тематическом планировании возможны изменения в связи с производственной необходимостью.