Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26 имени В.И. Кугаева» г. Брянска
«Рассмотрено» на заседании МО протокол №1 от « 29 » августа 2022г. Руководитель МО _________/А.А. Цуканова/ | «Согласовано» Зам. директора по УВР __________/ Г.Н. Агафонова/ « 30 » августа 2022г | «Утверждаю» Директор школы ___________ /Э.Н. Потапкина « 1 » сентября 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 9-х классов
на 2022-2023 учебный год
Учитель: Цуканова Анна Александровна
Пояснительная записка
Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по учебному предмету «География: хозяйство и географические районы» для 9-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным законом от 21.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(с изм.);
Приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказов от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577, приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 г. №712);
Приказа Министерства Просвещения России от 20.05.2020г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020г. №766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г. №254»;
Учебным планом МБОУ СОШ №26 имени В.И. Кугаева г. Брянска;
Годовым календарным графиком образовательного учреждения;
Программой по географии «Рабочая программа по географии. 9 класс, М.: «Планета», 2016г. Автор: Н.В. Болотникова.», допущенной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения, которая легла в основу действующих учебников «География России. Хозяйство и географические районы» для 9х классов. Авторы: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе, - М.: «Дрофа», 2011г.
В авторскую программу вышеуказанных авторов не внесены изменения. На ее базе составлено тематическое планирование на 2022-2023 уч. год.
Программа соответствует учебникам для 9х классов общеобразовательной школы авторов В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе (М.: «Дрофа», 2011г.) и В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром (М.: «Дрофа», 2011г.). Распределение времени и тем в программе дано ориентировочно. Учитель может изменять его в пределах годовой суммы часов.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №26 им. В.И. Кугаева на изучение предмета в 9 классе выделено 2 часа в неделю – 68 учебных часа (из них 5 часов – резервное время, из которых 3часа отведено на подготовку и проведение промежуточной аттестации).
Аннотация
Основными целями изучения курса являются: формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
При изучении данного курса решаются следующие задачи: формирование представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления; выявление значения географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Учебник/ В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе, - М.: «Дрофа», 2011г.
География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Учебник/ В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром,- М.: «Дрофа», 2011г.
Атлас, контурные карты. 9 класс. – М.: Дрофа, 2016г.
Планируемые результаты обучения географии в 9 классе
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) и использовать их для решения различных учебных задач;
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
использовать знания особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико- ориентированных задач в контексте реальной жизни;
различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой; функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов; влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения географии 9 классов ученики должны
Знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
Тематическое планирование по географии для 9 класса
(68 часов,2 часа в неделю) учебник В.П. Дронов, Л.Е. Савельева
«География. Россия: природа, население, хозяйство», Москва «Просвещение»,2019г.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание |
всего | контрольные | практические | 9а | 9б | 9в |
1 | Введение | 1 | - | - | | | | Учебник, с. 5–6 конспект |
2 | Особенности хозяйства России | 1 | - | Практическая работа №1 «Анализ карт для определения типов территориальной структуры хозяйства» | | | | П.1 |
3 | Географическое положение как фактор развития хозяйства | 1 | - | - | | | | П.2 |
4 | Человеческий капитал и качество населения | 1 | - | - | | | | П.3 |
5 | Трудовые ресурсы и экономически активное население России | 1 | - | - | | | | П.4 |
| Природно-ресурсный капитал | 1 | - | Практическая работа №2 «Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России» | | | | П.5 |
7 | Производственный капитал | 1 | - | - | | | | П.6 |
8 | Обобщение по теме «Общая характеристика хозяйства». | 1 | Контрольная работа №1«Общая характер-ка хозяйства» | - | | | | |
9 | Топливно-энергетический комплекс Газовая промышленность | 1 | - | - | | | | П.7 |
10 | Нефтяная промышленность | 1 | - | - | | | | П.8 |
11 | Угольная промышленность | 1 | - | Практическая работа № 3 «Характеристика угольного бассейна России» | | | | П.9 |
12 | Электроэнергетика | 1 | - | - | | | | П.10 |
13 | Машиностроение | 1 | - | Практическая работа № 4 «Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения» | | | | П.11 |
14 | Чёрная металлургия | 1 | - | - | | | | П.12 |
15 | Цветная металлургия | 1 | - | - | | | | П.13 |
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание |
всего | контрольные | практические | 9а | 9б | 9в |
16 | Химическая промышленность | 1 | - | - | | | | П.14 |
17 | Лесная промышленность | 1 | - | - | | | | П.15 |
18 | Обобщающий урок по теме «Промышленность» | 1 | Контрольная работа № 2 по теме «Промышлен-ность» | - | | | | |
19 | Сельское хозяйство Растениеводство | 1 | - | Практическая работа № 5«Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур» | | | | П.16-17 |
20 | Животноводство | 1 | - | Практическая работа №6 «Определение главных районов животноводства» | | | | П.18 |
21 | Пищевая и лёгкая промышленность. АПК | 1 | - | - | | | | П.19 |
22 | Обобщающий урок по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс | 1 | Контрольная работа № 3 «Сельское хозяйство и АПК» | - | | | | |
23 | Транспорт. Железнодорожный транспорт | 1 | - | - | | | | П.20 |
24 | Автомобильный и воздушный транспорт | 1 | - | - | | | | П.20 |
25 | Морской и внутренний водный транспорт | 1 | - | - | | | | П 21 |
26 | Связь | 1 | - | - | | | | П 21 |
27 | Наука и образование | 1 | - | - | | | | П 22 |
28 | Жилищное хозяйство | 1 | - | - | | | | П 23 |
29 | Обобщающий урок по теме «Сфера услуг» | 1 | Контрольная работа №4 по теме «Сфера услуг» | - | | | | |
30 | Европейская и азиатская части России | 1 | - | Практическая работа №7 «Анализ разных видов районирования России» | | | | П.24 |
31 | Географическое положение и особенности природы Европейского Севера | 1 | - | - | | | | П.25-26 |
32 | Население Европейского Севера | 1 | - | - | | | | П.27 |
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание |
всего | контрольные | практические | 9а | 9б | 9в |
33 | Хозяйство Европейского Севера | 1 | - | Практическая Работа №8 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера» | | | | П.28 |
34 | Обобщение по теме «Европейский Север» | 1 | Контрольная работа №5 «Европейский Север» | - | | | | |
35 | Географическое положение Европейского Северо-Запада. Особенности природы Европ. Северо-Запада | 1 | - | - | | | | П.29,30 |
36 | Население и хозяйство Европейского Северо-Запада | 1 | - | - | | | | П.31-32 |
37 | Обобщение по теме «Европейский Северо-Запад» | 1 | Контрольная работа №6 теме «Европейский Северо-Запад» | - | | | | |
38 | Географическое положение Центральной России. Особенности природы Центр.России | 1 | - | - | | | | П.33,34 |
39 | Население Центральной России | 1 | - | - | | | | П.35 |
40 | Хозяйство Центральной России | 1 | - | - | | | | П.36 |
41 | Обобщение по теме «Центральная Россия» | 1 | Контрольная работа №7 по теме «Центральная Россия» | - | | | | |
42 | Географическое положение Европейского Юга. Особенности природы Европейского Юга | 1 | - | - | | | | П37,38 |
43 | Население Европейского Юга | 1 | - | - | | | | П.39 |
44 | Хозяйство Европейского Юга | 1 | - | - | | | | П.40 |
45 | Обобщение по теме «Европейский Юг» | 1 | Контрольная работа №8 «Европейский Юг» | - | | | | |
46 | Географическое положение Поволжья Особенности природы Поволжья | 1 | - | - | | | | П.41,42 |
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание |
всего | контрольные | практические | 9а | 9б | 9в |
47 | Население Поволжья | 1 | - | - | | | | П.43 |
48 | Хозяйство Поволжья | 1 | - | - | | | | П.44 |
49 | Обобщение по теме «Поволжье» | 1 | Контрольная работа №9 по теме «Поволжье» | - | | | | |
50 | ГП Урала. Особенности природы Урала | 1 | - | - | | | | П.45,46 |
51 | Население Урала | 1 | - | - | | | | П.47 |
52 | Хозяйство Урала | 1 | - | - | | | | П.48 |
53 | Обобщение по теме «Урал» | 1 | Контрольная работа №10 по теме «Урал» | - | | | | |
54 | ГП Западной Сибири. Особенности природы Западной Сибири | 1 | - | - | | | | П.49, 50 |
55 | Население Западной Сибири | 1 | - | - | | | | П.51 |
56 | Хозяйство Западной Сибири | 1 | - | - | | | | П.52 |
57 | ГП Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сибири | 1 | - | Практическая работа №9 «Сравнительная оценка ГП Западной и Восточной Сибири» | | | | П.53, 54 |
58 | Население Восточной Сибири | 1 | - | - | | | | П.55 |
59 | Хозяйство Восточной Сибири | 1 | - | - | | | | П.56 |
60 | Обобщение по теме «Западная и Восточная Сибирь» | 1 | Контрольная работа №11 «Западная и Восточная Сибирь» | - | | | | |
61 | ГП и особенности природы Дальнего Востока | 1 | - | - | | | | П.57-58 |
62 | Население Дальнего Востока | 1 | - | - | | | | П.58 |
63 | Хозяйство Дальнего Востока | 1 | - | - | | | | П.60 |
64 | Обобщение по теме «Дальний Восток» | 1 | Контрольная работа №12 «Дальний Восток» | - | | | | |
65 | Россия и мировое хозяйство | 1 | - | Практическая работа № 11«Анализ показателей внешней торговли России» | | | | П.61 |
66 | Россия в системе мировых транспортных коридоров | 1 | - | - | | | | П.62 |
67-68 | Резерв времени. Повторение за курс 9 класса | 2 | - | - | | | | |