СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26 имени В.И. Кугаева» г. Брянска




«Рассмотрено»

на заседании МО

протокол №1 от

« 29 » августа 2022г.

Руководитель МО

_________/А.А. Цуканова/


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

__________/ Г.Н. Агафонова/

« 30 » августа 2022г

«Утверждаю»

Директор школы

___________ /Э.Н. Потапкина

« 1 » сентября 2022г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

для 9-х классов

на 2022-2023 учебный год

Учитель: Цуканова Анна Александровна

















Пояснительная записка

Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа

Рабочая программа по учебному предмету «География: хозяйство и географические районы» для 9-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  1. Федеральным законом от 21.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(с изм.);

  2. Приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказов от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. №1577, приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 г. №712);

  3. Приказа Министерства Просвещения России от 20.05.2020г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

  4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020г. №766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г. №254»;

  5. Учебным планом МБОУ СОШ №26 имени В.И. Кугаева г. Брянска;

  6. Годовым календарным графиком образовательного учреждения;

  7. Программой по географии «Рабочая программа по географии. 9 класс, М.: «Планета», 2016г. Автор: Н.В. Болотникова.», допущенной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения, которая легла в основу действующих учебников «География России. Хозяйство и географические районы» для 9х классов. Авторы: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе, - М.: «Дрофа», 2011г.


В авторскую программу вышеуказанных авторов не внесены изменения. На ее базе составлено тематическое планирование на 2022-2023 уч. год.

Программа соответствует учебникам для 9х классов общеобразовательной школы авторов В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе (М.: «Дрофа», 2011г.) и В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром (М.: «Дрофа», 2011г.). Распределение времени и тем в программе дано ориентировочно. Учитель может изменять его в пределах годовой суммы часов.

Согласно учебному плану МБОУ СОШ №26 им. В.И. Кугаева  на изучение предмета в 9 классе выделено 2 часа в неделю – 68 учебных часа (из них 5 часов – резервное время, из которых 3часа отведено на подготовку и проведение промежуточной аттестации).


Аннотация

Основными целями изучения курса являются: формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

При изучении данного курса решаются следующие задачи: формирование представления о России как цело­стном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географическо­го пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления; выявление значения гео­графического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и про­цессов в нашей стране, а также географических ас­пектов важнейших современных социально-эконо­мических проблем России и ее регионов.



Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  • География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Учебник/ В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе, - М.: «Дрофа», 2011г.

  • География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Учебник/ В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром,- М.: «Дрофа», 2011г.

  • Атлас, контурные карты. 9 класс. – М.: Дрофа, 2016г.






























































































Планируемые результаты обучения географии в 9 классе

Предметные  результаты обучения


Учащийся должен уметь:

 ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) и использовать их для решения различных учебных задач;

 различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

 оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

 различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

 оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

 объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

 оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

 использовать знания особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико- ориентированных задач в контексте реальной жизни;

 различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

 использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

 различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

 использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой; функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов; влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

 сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

 сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

 оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.


Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:


  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.





Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

  В результате изучения географии 9 классов ученики должны


Знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  4. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  5. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;


Уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  2. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  3. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. чтения карт различного содержания;

  2. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  3. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  4. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  5. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         

Называть (показывать): 

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

         

Описывать: 

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

         

Объяснять: 

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

         

Прогнозировать: 

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
































Тематическое планирование по географии для 9 класса

(68 часов,2 часа в неделю) учебник В.П. Дронов, Л.Е. Савельева

«География. Россия: природа, население, хозяйство», Москва «Просвещение»,2019г.


№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Домашнее задание

всего

контрольные

практические

1

Введение

1

-

-




Учебник,

с. 5–6

конспект

2

Особенности хозяйства России

1

-

Практическая работа №1 «Анализ карт для определения типов территориальной структуры хозяйства»




П.1

3

Географическое

положение как фактор развития хозяйства

1

-

-




П.2

4

Человеческий капитал и

качество населения

1

-

-




П.3


5

Трудовые ресурсы и

экономически активное население России

1

-

-




П.4



Природно-ресурсный капитал

1

-

Практическая работа №2 «Сравнение природно-ресурсного капитала

различных районов России»




П.5

7

Производственный

капитал

1

-

-




П.6

8

Обобщение по теме «Общая

характеристика хозяйства».

1

Контрольная работа №1«Общая

характер-ка

хозяйства»

-





9

Топливно-энергетический комплекс

Газовая промышленность

1

-

-




П.7


10

Нефтяная промышленность

1

-

-




П.8


11

Угольная промышленность


1

-

Практическая работа

№ 3 «Характеристика угольного бассейна России»




П.9


12

Электроэнергетика


1

-

-




П.10

13

Машиностроение

1

-

Практическая работа

№ 4 «Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения»




П.11


14

Чёрная металлургия

1

-

-




П.12

15

Цветная металлургия

1

-

-




П.13



№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Домашнее задание

всего

контрольные

практические

16

Химическая промышленность


1

-

-




П.14

17

Лесная промышленность


1

-

-




П.15

18

Обобщающий урок по теме

«Промышленность»

1

Контрольная работа № 2 по теме

«Промышлен-ность»

-





19

Сельское хозяйство

Растениеводство


1

-

Практическая работа

№ 5«Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур»




П.16-17

20

Животноводство


1

-

Практическая работа №6 «Определение главных районов животноводства»




П.18

21

Пищевая и лёгкая промышленность.

АПК

1

-

-




П.19


22

Обобщающий урок по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс

1

Контрольная работа № 3 «Сельское хозяйство и АПК»

-





23

Транспорт. Железнодорожный транспорт

1

-

-




П.20



24

Автомобильный и воздушный транспорт

1

-

-




П.20


25

Морской и внутренний водный транспорт

1

-

-




П 21


26

Связь

1

-

-




П 21

27

Наука и образование

1

-

-




П 22

28

Жилищное хозяйство

1

-

-




П 23

29

Обобщающий урок по теме «Сфера услуг»

1

Контрольная работа №4 по теме «Сфера услуг»

-




30

Европейская и азиатская

части России

1

-

Практическая работа №7 «Анализ разных видов районирования России»




П.24

31

Географическое положение

и особенности природы Европейского

Севера

1

-

-




П.25-26

32

Население Европейского Севера


1

-

-




П.27

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Домашнее задание

всего

контрольные

практические

33

Хозяйство

Европейского

Севера

1

-

Практическая

Работа №8 «Выявление и анализ условий для

развития хозяйства Европейского Севера»




П.28

34

Обобщение по теме «Европейский Север»


1

Контрольная работа №5

«Европейский Север»

-





35

Географическое положение Европейского Северо-Запада. Особенности природы Европ. Северо-Запада

1

-

-




П.29,30

36

Население и хозяйство Европейского Северо-Запада

1

-

-




П.31-32

37

Обобщение по теме «Европейский Северо-Запад»


1

Контрольная

работа №6

теме «Европейский Северо-Запад»

-





38

Географическое положение

Центральной России. Особенности природы Центр.России

1

-

-




П.33,34

39

Население Центральной

России

1

-

-




П.35

40

Хозяйство Центральной

России

1

-

-




П.36


41

Обобщение по теме «Центральная Россия»

1

Контрольная работа №7 по теме «Центральная Россия»

-






42

Географическое положение Европейского Юга. Особенности природы Европейского Юга

1

-

-




П37,38


43

Население Европейского Юга

1

-

-




П.39

44

Хозяйство Европейского Юга

1

-

-




П.40

45

Обобщение по теме «Европейский Юг»


1

Контрольная работа №8

«Европейский Юг»

-





46

Географическое положение Поволжья Особенности

природы Поволжья

1

-

-




П.41,42

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Домашнее задание

всего

контрольные

практические

47

Население Поволжья

1

-

-




П.43

48

Хозяйство Поволжья

1

-

-




П.44

49

Обобщение по теме «Поволжье»


1

Контрольная работа №9

по теме

«Поволжье»

-




50

ГП Урала. Особенности природы Урала

1

-

-




П.45,46

51

Население Урала

1

-

-




П.47

52

Хозяйство Урала

1

-

-




П.48

53

Обобщение по теме «Урал»


1

Контрольная работа №10

по теме «Урал»

-





54

ГП Западной Сибири.

Особенности

природы Западной

Сибири

1

-

-




П.49, 50

55

Население Западной Сибири

1

-

-




П.51

56

Хозяйство Западной Сибири

1

-

-




П.52

57

ГП Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сибири

1

-

Практическая работа №9 «Сравнительная оценка ГП Западной и Восточной Сибири»




П.53, 54


58

Население Восточной Сибири

1

-

-




П.55

59

Хозяйство Восточной Сибири

1

-

-




П.56

60

Обобщение по теме «Западная и Восточная Сибирь»

1

Контрольная работа №11

«Западная и Восточная Сибирь»

-





61

ГП и особенности природы Дальнего Востока

1

-

-




П.57-58


62

Население Дальнего Востока

1

-

-




П.58

63

Хозяйство Дальнего Востока

1

-

-




П.60

64

Обобщение по теме «Дальний Восток»

1

Контрольная работа №12

«Дальний Восток»

-




65

Россия и мировое хозяйство

1

-

Практическая работа № 11«Анализ показателей внешней торговли России»




П.61


66

Россия в системе мировых

транспортных коридоров

1

-

-




П.62

67-68

Резерв времени. Повторение за курс 9 класса

2

-

-








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!