МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОКРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» с. ПОКРОВКА, ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН, АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей ЕМЦ Протокол № 1/21 От «30» 08. 2021г | ПРИНЯТО: На заседании Педагогического совета Протокол № 1/21 от «30» 08. 2021г | УТВЕРЖДАЮ : Директор _______Тарасенко Ю.Н. Приказ № 64/1 От «30» 08. 2021г. |
| | |
Рабочая программа учебного предмета
«География»
9 класс, основного общего образования,
базовый уровень
Срок реализации программы 2021-2022 учебный год
Количество часов по учебному плану: 70 часов в год, 2 часа в неделю.
Планирование составлено на основе авторской программы География 5-9 классы.
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 - 9
классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /В.В. Николина, А.И. Алексеев,
Е.К. Липкина. – 2-е изд., дополн. - М: Просвещение, 2019. – 112 с.
Учебник. География. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. /. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 240 с. (Полярная звезда)
Составитель:
Стрельцова Т.В.., учитель географии , I квалификационной категории
с. Покровка,
2021 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по географии 9 класс разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ основного общего образования, имеющих государственную аккредитацию.
Основной образовательной программы основного общего образования.
Календарного учебного графика на 2021 - 2022 учебный год.
Учебного плана МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» на 2021 – 2022 учебный год.
Положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа».
Авторской программы:
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 - 9
классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /В.В. Николина, А.И. Алексеев,
Е.К. Липкина. – 2-е изд., дополн. - М: Просвещение, 2019. – 112 с.
с учетом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования МКОУ "Покровская средняя общеобразовательная школа" и отражают пути реализации содержания предмета
2. Используемый учебно-методический комплект (УМК):
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 - 9
классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /В.В. Николина, А.И. Алексеев,
Е.К. Липкина. – 2-е изд., дополн. - М: Просвещение, 2019. – 112 с.
Учебник. География. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. /. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 240 с. (Полярная звезда)
Николина В.В. География. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2018. – 128 с. – (Полярная звезда)
Николина В.В., Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. / В.В. Николина, Е.К. Липкина. - М.: Просвещение, 2012. – 176 с.
Гусева Е.Е. География. «Конструктор» текущего контроля. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.Е. Гусева. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с. - (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
3. Место предмета в учебном плане: в учебном плане МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» – 70 часов (из расчѐта – 2 ч в неделю). Для реализации программы необходимо резервные 15 часов распределить следующим образом: при изучении тем «Европейская Россия» (4 часа), «Азиатская Россия» (4 часа) и «Россия в современном мире» (5 часов) из-за сложности и большого объема материала, а также на обобщение знаний за курс географии 9 класса (2 часа).
Изменения, касающиеся изучения отдельных тем и отведенных на них в авторской программе часов в рабочую программу не вносились. Рабочая программа полностью соответствует авторской программе по содержанию и общей логики последовательности его изучения. Тематика и количество практических работ соответствуют авторской программе.
В связи с тем что в 9 классе 34 учебные недели объединены уроки 67,68 и 69( 3 резервных часа).
4. Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических про-
цессов, протекающих в географическом пространстве, o проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий
Цели обучения географии в школе
Целями изучения географии в основной школе являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов, значения окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, характерных для географического пространства России и мира;
- формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для жизни на Земле;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных действий, обеспечивающих возможность самостоятельного усвоения знаний по географии обучающимися;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных компетенций. Основу познавательных учебных действий составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Основу коммуникативных учебных действий составляют такие действия, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
6. Планируемые результаты реализации программы
Личностным результатом обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов
личностного развития:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных
институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты
как одного из « языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
7. Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы (обучении): индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы.
8.Методы работы с детьми с ОВЗ и ЗПР :
1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо развивать устойчивое внимание.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ и ЗПР может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
Обязателен положительный итог работы
Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:
• индивидуальная работа;
• словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
• наглядные – наблюдение, демонстрация;
• практические – упражнения, практикум;
• метод изложения новых знаний;
• метод повторения, закрепления знаний;
• метод применения знаний;
• метод контроля.
9. Краткая характеристика класса: В 9 классе 12 обучающихся, все обучаются по общеобразовательной программе.
10. Формы организации образовательного процесса: в ходе учебного процесса предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные формы обучения.
11.Используемые в обучении технологии: ИКТ, проблемного обучения, здоровьесберегающая, личностно-ориентированное обучение, уровневой дифференциации, проектная.
12. Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный.
13. Методы и приемы обучения:
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы: рассказ, объяснение, лекция, эвристическая беседа, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.
Проблемный метод предполагает активное участие школьников в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи.
Частично-поисковый метод: школьники привлекаются к созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма решения познавательной задачи, проектирования и др.
Исследовательский метод включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером, плакатами и др. В этом случае учитель выступает в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых.
Программированный метод позволяет в значительной степени активизировать познавательную деятельность школьников. Он представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом.
Модельный метод: при его использовании учащимся предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска (дидактические игры).
Метод проектов: школьник не только самостоятельно находит и усваивает информацию, но и сам генерирует новые идеи.
14.Формы и способы проверки знаний:
индивидуальный и фронтальный опросы;
тестирование;
задания на контурной карте;
работа по карте;
проверочная работа;
практическая работа.
Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие тесты в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.
15. Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Нормы и критерии оценивания знаний, умений и навыков по предмету соответствуют нормам и критериям оценивания по предмету, утвержденными локальным актом – «Положением о нормах и критериях оценивания учащихся МКОУ «Покровская СОШ».
16.Содержание учебного предмета
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ.
Раздел 9. Районы России
Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.
Крупные регионы и районы России.
Регионы России: Западный и Восточный.
Районы России: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Раздел 10. Россия в современном мире
Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия России.
17. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Районы России
Выпускник 9 класса научится:
объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;
создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.
Россия в современном мире
Выпускник 9 класса научится:
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
18. Структура изучаемого предмета.
№ | Название темы | Количество часов | Проверочные работы | Практических работ |
1 | Регионы России | 10 | - | 1 |
2 | Европейская Россия | 34 | - | 3 |
3 | Азиатская Россия | 15 | - | 1 |
4 | Россия в современном мире | 11 | 2 | 2 |
| Итого | 68 | 2 | 7 |
19. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата |
план |
Тема 1. Регионы России 10 ч. |
1 | Учебное сотрудничество и совместная деятельность с учителем и сверстниками. Советы по эффективной организации работы при подготовке к экзамену по географии. | 1 | |
2 | Районирование России. Подходы к районированию. Практическая работа. Анализ различных видов районирования. | 1 | |
3 | Изучение изображения Земли из космоса. | 1 | |
4 | Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. | 1 | |
5 | Урал и горы Южной Сибири. | 1 | |
6 | Восточная и Северо-Восточная Сибирь. | 1 | |
7 | Северный Кавказ и Дальний Восток. | 1 | |
8 | Экологическая ситуация в России. | 1 | |
9 | Экологическая безопасность России. | 1 | |
10 | Географическая исследовательская практика. Анализ проблемы «Как обеспечить экологическую безопасность России». | 1 | |
Тема 2. Европейская Россия 34 ч. |
11 | Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Практическая работа. Выявление и анализ условий для развития Центральной России. | 1 | |
12 | Центральная Россия – историческое ядро Русского государства. | 1 | |
13 | Центральный район. Состав и географическое положение. | 1 | |
14 | Волго-Вятский район. | 1 | |
15 | Центрально-Чернозёмный район. | 1 | |
16 | Работа с текстом. Анализ научного и художественного текстов. | 1 | |
17 | Москва – столица России. | 1 | |
18 | Подготовка к проведению дискуссии на тему «Рост Москвы – это хорошо или плохо?» | 1 | |
19 | Дискуссия на тему «Рост Москвы – это хорошо или плохо?» | 1 | |
20 | Пространство Северо-Запада. Практическая работа. Описание памятника Всемирного культурного наследия Северо-Запада на основе различных источников информации. | 1 | |
21 | Северо-Запад: «окно в Европу». | 1 | |
22 | Особенности развития хозяйства Северо-Запада. | 1 | |
23 | Санкт-Петербург – вторая столица России. | 1 | |
24 | Создание электронной презентации «Санкт-Петербург – вторая столица России». | 1 | |
25 | Создание электронной презентации «Санкт-Петербург – вторая столица России». | 1 | |
26 | Европейский Север. Географическое положение. Состав и соседи района. | 1 | |
27 | Этапы освоения территории Европейского Севера. | 1 | |
28 | Развитие хозяйства Европейского Севера. | 1 | |
29 | Составление карты на основе решения познавательной задачи «Почему крупный металлургический комбинат «Северная Магнитка» был построен в Череповце?» | 1 | |
30 | Пространство Северного Кавказа. Географическое положение. Состав и соседи района. | 1 | |
31 | Северный Кавказ: освоение территории и население. | 1 | |
32 | Этапы хозяйственного освоения территории. | 1 | |
33 | Разработка проекта «Развитие рекреации на Северном Кавказе». Использование научных методов исследования в создании проекта. | 1 | |
34 | Разработка проекта «Развитие рекреации на Северном Кавказе». | 1 | |
35 | Пространство Поволжья. | 1 | |
36 | Этапы освоения территории Поволжья. | 1 | |
37 | Особенности развития и размещения хозяйства Поволжья. | 1 | |
38 | Подготовка и проведение дискуссии «Экологические проблемы Поволжья». | 1 | |
39 | Подготовка и проведение дискуссии «Экологические проблемы Поволжья». | 1 | |
40 | Пространство Урала. Своеобразие географического положения. | 1 | |
41 | Этапы развития хозяйства Урала. | 1 | |
42 | Население: численность, национальный состав, специфика расселения, занятия. | 1 | |
43 | Особенности городов Урала. Практическая работа. Составление сравнительной характеристики развития Поволжья и Урала. | 1 | |
44 | Анализ ситуации «Специфика проблем Урала». | 1 | |
| Тема 3. Азиатская Россия | 15 ч. | |
45 | Пространство Сибири. Географическое положение. | 1 | |
46 | Особенности природы. Практическая работа. Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири. | 1 | |
47 | Заселение и освоение территории Сибири. | 1 | |
48 | Промышленная и транзитная функции Сибири. | 1 | |
49 | Западная Сибирь – главная топливная база России. | 1 | |
50 | Восточная Сибирь. Отрасли специализации и крупнейшие центры. | 1 | |
51 | Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской железной дороге». | 1 | |
52 | Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской железной дороге». | 1 | |
53 | Пространство Дальнего Востока. Уникальность географического положения. | 1 | |
54 | Природные контрасты. Памятники Всемирного природного наследия. | 1 | |
55 | Освоение территории Дальнего Востока. Исследователи Дальнего Востока. | 1 | |
56 | Различия северной и южной частей Дальнего Востока. | 1 | |
57 | Хозяйство Дальнего Востока. | 1 | |
58 | Разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века». | 1 | |
59 | Разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века». | 1 | |
| Тема 4. Россия в современном мире | 9 ч. | |
60 | Место России в мире. Соседи России и взаимоотношения с ними. | 1 | |
61 | Место России в мире. Соседи России и взаимоотношения с ними. | 1 | |
62 | Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние России в разные исторические периоды. | 1 | |
63 | Практическая работа. Анализ показателей внешнеторгового оборота России. | 1 | |
64 | Подготовка реферата. Составление географической характеристики природы, населения, хозяйства своего края. | 1 | |
65 | Подготовка реферата. Составление географической характеристики природы, населения, хозяйства своего края. | 1 | |
66 | Практическая работа. Составление характеристики природных особенностей, населения и хозяйства своей местности. | 1 | |
67 | Повторение «Регионы «России», «Европейская и Азиатская Россия», «Россия в современном мире» | 1 | |
68 | Итоговое тестирование за курс географии 9 класса. | 1 | |
| ИТОГО | 68 ч. | |
20. Нормы оценивания по географии
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»
ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;
правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.
Отметка «4»
ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка «3»
ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко не определяет понятия и закономерности;
затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка «2»
ответ неправильный;
нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.
Оценка практических умений учащихся
Оценка умения работать с картой и другими источниками географической информации
Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве
Отметка «5» - правильное, по правилу проведенное наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.
Отметка «4» - правильное, по плану проведённое наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «2» - неправильное выполнение задания, неумение делать выводы на основе наблюдений.
21. Литература, рекомендованная для учителя:
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 - 9
классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /В.В. Николина, А.И. Алексеев,
Е.К. Липкина. – 2-е изд., дополн. - М: Просвещение, 2013. – 112 с.
Учебник. География. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. /. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 240 с. (Полярная звезда)
Николина В.В. География. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2014. – 128 с. – (Полярная звезда)
Николина В.В., Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. / В.В. Николина, Е.К. Липкина. - М.: Просвещение, 2012. – 176 с.
Гусева Е.Е. География. «Конструктор» текущего контроля. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.Е. Гусева. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с. - (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
Николина В.В. География. Мой тренажёр. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / В.В. Николина. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 80 с. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
География. Атлас. 9 класс «Полярная звезда». – АО «Издательство «Просвещение», 2017.
География. Контурные карты. 9 класс «Полярная звезда». – АО «Издательство «Просвещение», 2017.
22. Литература, рекомендованная для учащихся:
Учебник. География. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. /. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 240 с. (Полярная звезда)
География. Атлас. 9 класс «Полярная звезда». – АО «Издательство «Просвещение», 2017.
География. Контурные карты. 9 класс «Полярная звезда». – АО «Издательство «Просвещение», 2017.
23. Цифровые образовательные ресурсы:
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ra
24. Интернет-ресурсы:
Министерство образования РФ: http:|| www.informika/ru/; http:|| www. ed. Gov.ru/;http:|| www. Edu. Ru/;
Педагогическая мастерская, уроки в Интернете: http:|| techer.fio.ru
Новые технологии в образовании:http:|| www. Edu. Secna.Ru/;
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http:|| www.uic.ssu.samara.ru|-nauka|
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия:http:|| mega.km.ru
Сайты энциклопедий:http:||www.rubricon.ru|;http:||www.encyclopedia.ru
Единая коллекция цифровых обязательных ресурсов. http:||school-collection.edu.ru
http://www.mirgeografii.ru/glavnye-osobennosti-prirody-zemli-kontrolnaya-rabota-po-geografii-7-klassa.html
http://bongeo.ru/p75aa1.html
http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-geografii-za-pervoe-polugodie-7-klass
Сайт «Интернет Урок» http://interneturok.ru/ru/school/geografy/10-klass/zarubezhnaja-azija/juzhnaja-azija
http://nastya-golyudova.jimdo.com/география/подготовка-к-урокам-географии/11-класс/
http://www.prosv.ru/ebooks/nikolina_geografia_6metod/index.html
Каталог сайтов по географии -http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926
(данные ссылки помогу подготовить доклад, реферат по географии, а также просто
полистать страницы сайтов и узнать что-то новое, расширить свой кругозор)
География http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам, Россия –
матушка)
Географические карты http://www.tourua.com/ru/maps
Географические сайты http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека
о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-
этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений,
экологии и исследовании космоса, Мир животных)
История географии http://traditio.ru/wiki/География
Географические карты http://www.planetolog.ru/
Науки о Земле http://geographer.ru/index.shtml
Путешествия и открытия http://pyty.ru/
http://www.geo2000.nm.ru/ Этот сайт целиком и полностью посвящен занимательной науке
- "географии". Здесь можно найти информацию обо всех странах мира, почувствовать
различия жизненного уклада и поведения народов, населяющих нашу планету, узнать
особенности строения земного шара, дать оценку природным ресурсам и узнать последние
новости об экологии Земли... Иными словами, здесь можно познать мир!
http://catalog.iot.ru/ - каталог образовательных ресурсов сети Интернет
http://maratakm.narod.ru/intsch.htm Интернет-ресурсы для школьников
www.pogoda.ru
www.nationalgeographic.ru
www.geography.about.com
www.nature.com
www.krugosvet.ru
www.ocean.ru
www.google.com
www.geo.ru
25. Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Оборудование и приборы:
Географические карты;
Глобус;
Тематические презентации к урокам.
Наглядные пособия:
Технические средства обучения:
Компьютер;
Мультимедийный проектор.
Лист внесения изменений.
Дата внесения изменений | Тема | Содержание изменений | Подпись учителя | Подпись зам. директора |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Экспертиза рабочих программ учебных предметов
Учебный предмет (курс) География
Составитель программы Стрельцова Т.В..
Класс 9 Дата заполнения _____________
Эксперт Колокольникова Г.С.
№ | Структурные элементы программы | Наличие | Рекомендации |
1 | Титульный лист | | |
2 | Пояснительная записка | | |
| - выходные данные материалов | | |
| - цель программы | | |
| - задачи программы | | |
| - изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование | | |
| - количество часов курса | | |
| - универсальные учебные действия (для классов, работающих по ФГОС) | | |
| - общая характеристика учебного процесса | | |
| - формы текущего и итогового контроля знаний и умений обучающихся | | |
| - система оценивания учебных результатов | | |
3 | Содержание курса | | |
4 | Календарно-тематическое планирование | | |
| - соответствие названия тем рабочей программы авторской программе | | |
| - соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы | | |
5 | Требования к уровню подготовки учащихся | | |
6 | Перечень учебно-методических средств обучения | | |
7 | Перечень материально-технических средств обучения | | |
8 | Контрольные работы по предмету | | |