Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МОУ «Метелевская СШ » на основе:
Используемый УМК География. География России: Население и хозяйство. включает в себя учебник для общеобразовательных учреждений (авторы В.П. Дронов, В.Я. Ром), книгу для учителя и атлас.
Уровень познавательной активности и интеллектуальных способностей 5-х классов представлен в следующей характеристике:
9А класс: % успеваемости – 100%, % качества – 56%, что соответствует достаточному у уровню в обучении;
9Б класс: % успеваемости – 100%, % качества – 51%, что соответствует достаточному уровню в обучении;
9В класс: % успеваемости – 100%, % качества – 64%, что соответствует достаточному уровню в обучении;
9Г класс: % успеваемости – 100%, % качества – 53%, что соответствует достаточному уровню в обучении.
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты (9 класс):
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий (9 класс):
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.
- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.
- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
Территория и акватория страны. Морские и сухопутные границы. Россия на политической карте. История освоения и заселения территории России.
Человеческий потенциал страны. Численность населения. Особенности воспроизводства. Половой и возрастной состав. Народы и религии. Особенности расселения. Миграции. Трудовые ресурсы.
Особенности развития хозяйства России. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура хозяйства.
Отраслевая структура хозяйства. ТЭК. Металлургия. Машиностроение. ВПК. Химическая промышленность. Лесная промышленность. АПК. Пищевая промышленность Легкая промышленность. Транспорт. Непроизводственная сфера.
Общая экономико-географическая характеристика районов: Центральный район, Северо-Западный район, ЦЧР, Европейский Север, Поволжье, Кавказ, Урал, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальний Восток.
ЭГП. Население округа. Национальный состав. Коренное население. Естественное и механическое движение населения. Уровень урбанизации, его причины.
Развитие отдельных отраслей производства. Отрасли специализации: ТЭК, лесная промышленность, рыбная; проблемы, перспективы развития. Внешние связи округа. Экология и охрана природы. Экологические проблемы.
№ урока | Дата | Тема урока, кол-во часов | Тип урока | Формируемые УУД | Форма контроля | Домашнее задание |
план | факт | Виды деятельности |
1. МЕСТО РОССИИ В МИРЕ (4 часа) |
1 | 1н | | Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации (1ч) Практическая работа №1 | Урок изучения нового материала Работа с картой, выполнение работы по определению административно-территориального деления страны | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. Предметные: Умение анализировать карты и статистические материалы (таблицы, диаграммы, графики, Интернет-ресурсы), схемы административно-территориального деления страны. Знать столицы субъектов федерации и находить их на карте. Определять состав и границы федеральных округов по карте федеральных округов | Фронтальный опрос, взаимоконтроль Практическая работа №1 | П.1§ 1 к/к нанести края и области |
2 | 1н | | Географическое положение и границы России. (1ч) Практическая работа № 2: «Сравнение ГП РФ с другими странами». | Урок изучения нового материала Работа с картой | Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности Предметные: Умение сравнивать ГП России и других стран, выявлять зависимость между ГП и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории, определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам, обозначать их на контурной карте, составлять описание границ РФ, выявлять недостатки и преимущества больших размеров территории страны | Фронтальный опрос, взаимоконтроль Практическая работа № 2 | П.2 |
3. | 2н | | Экономико-и транспортно-географическое геополитическое и эколого-географическое положение России (1ч) | Урок изучения нового материала Работа с картой Выполнение практической работы | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим предмету. Предметные: Научиться анализировать карты, выявлять и оценивать благоприятные и неблагоприятные особенности разных видов ГП РФ на макро- мезо- и микро-уровнях, выявлять изменения в различных видах ГП РФ на разных исторических этапах на протяжении 20 века | Взаимоконтроль, Фронтальный опрос | П.3 к/к |
4 | 2н | | Государственная территория России. (1ч) | Комбинированный урок Работа с карой | Метапредметные: формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. Личностные: обладать гражданской позицией к ценностям народов РФ, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания Предметные: Сравнивать размеры и конфигурацию государственной территории РФ и других стран, сопоставлять размеры территории, благоприятной для хозяйственной деятельности, России и других крупнейших стран мира, выявлять природные и экономические факторы развития хозяйства страны, связанные с обширностью российской зоны Севера, обсуждать различные точки зрения по оценке государственной территории РФ. | Взаимоконтроль, Фронтальный опрос | П.4к/к |
Раздел 2. НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (6 часов) |
5 | 3н | | Исторические особенности заселения и освоения территории России (1ч) | Урок изучения нового материала Работа с картой, текстовыми источниками информации | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. Предметные: Выявлять особенности формирования государственной территории России, изменения её границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Анализировать карты для определения исторических изменений границ Российского государства. Характеризовать изменения национального состава России, связанные с ростом её территории. | Сообщения и презентации об основных этапах формирования Российского государства. | П. 5. |
6 | 3н | | Численность и естественный прирост населения (1ч) Практическая работа № 3 «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России» | Урок – практикум. Выполнение практической работы | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. Предметные: Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Анализировать графики изменения численности населения во времени с целью выявления тенденций в изменении темпов роста населения в России. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Сравнивать показатель естественного прироста в разных частях страны. Анализ и сравнение половозрастных пирамид в разные годы и в разных регионах страны | Практическая работа | П. 6 |
7 | 4н | | Национальный состав населения России (1ч) | Комбинированный урок Работа со статистическими данными; работа с картами | Метапредметные: формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. Личностные: обладать гражданской позицией к ценностям народов РФ, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Предметные: Определять крупнейшие по численности народы России по статистическим данным, особенности размещения народов России. Сравнивать по тематическим картам географии крупнейших народов с политико-административным делением РФ. Исследовать по картам особенности языкового состава отдельных регионов России. Определять современный религиозный состав России по статистическим данным. Знать главные районы распространения религий. | Самоконтроль, взаимоконтроль, фронтальный опрос Сообщен. "Насильственные миграции» | П.7 |
8 | 4н | | Миграция населения Практическая работа № 4 «Характеристика особенностей миграционного движения населения России» (1ч) | Комбинированный урок Выполнение практической работы | Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Предметные: составлять схемы разных видов миграций и вызывающих их причин; определять основные направления миграций по тематической карте; определять с помощью карт и статистических данных территории РФ с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли населения. | Практическая работа | П. 8. к/к |
9 | 5н | | Городское и сельское население. Расселение населения. (1ч) | Комбинированный урок Работа с картами и статистическими данными ,и их анализ | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. Предметные: определять виды городов России, обозначать на контурной карте крупнейшие города, обсуждать социально-экономические и экологические проблемы крупных городов, выявлять особенности урбанизации в России, выявлять факторы, влияющие на размещение населения страны, обозначать на контурной карте основную зону расселения и хозяйственного освоения, зону Севера. | Взаимоконтроль | § 9 к/к Города- миллионеры |
10 | 5н | | Контрольная работа №1 (входное тестирование) (1ч) | Урок контроля Выполнение контрольной работы | | Контрольная работа | повторить |
Раздел 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (3 часа) |
11 | 6н | | География основных типов экономики на территории России. (1ч) | Урок изучения нового материала Работа с картами, диаграммами, схемами | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. Предметные: анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства; устанавливать черты сходства и различия структуры хозяйства России от хозяйств экономически развитых и развивающихся стран мира. | Взаимоконтроль, самоконтроль | П.10 |
12 | 6н | | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России (1ч) | Комбинированный урок Работа с таблицами, картами | Метапредметные: классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Предметные: анализировать состав добывающей промышленности РФ, определять её отличия от других отраслей промышленности; выявлять по тематическим картам районы страны с высоким уровнем добывающей промышленности; анализировать классификацию природных ресурсов; определять уровень остроты экологических проблем разных регионов страны | Взаимоконтроль, самоконтроль | П. 11 |
13 | 7н | | Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России (1ч) | Комбинированный урок | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. Предметные: Определять место России в мировой экономике. Определять пути развития российской экономики Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. | Взаимоконтроль, самоконтроль | П.12 |
Раздел 4. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (24 часа) |
14 | 7н | | Научный комплекс (1ч) | Урок изучение нового материала Работа с картой, схемами, таблицами | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. Предметные: определять по статистическим данным доли РФ и других стран на мировом рынке наукоёмкой продукции, доли затрат стран на научные исследования; анализировать по картам географию городов науки; устанавливать по статистическим данным и картам районы России, лидирующие в науке и образовании; обсуждать проблемы утечки умов из России и путей её преодоления | Задание в тетради | П. 13 |
Машиностроительный комплекс (4 часа) |
15 | 8н | | Роль, значение и проблемы развития машиностроения. (1ч) | Урок изучение нового материала Работа с картой, схемами, таблицами | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. Предметные: анализировать зависимость между металлоёмкостью и трудоёмкостью продукции машиностроения; выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения, районов, производящих наибольшую часть машиностроительной продукции, районов с наибольшей долей машиностроения в промышленности; составлять и анализировать схемы кооперационных связей машиностроительного предприятия | Взаимоконтроль Работа с контурной картой. | П.14 |
16 | 8н | | Факторы размещения отраслей машиностроения (1ч) | Комбинированный урок Работа с картой, составление таблицы | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. Предметные: анализировать зависимость между металлоёмкостью и трудоёмкостью продукции машиностроения; выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения, районов, производящих наибольшую часть машиностроительной продукции, районов с наибольшей долей машиностроения в промышленности; составлять и анализировать схемы кооперационных связей машиностроительного предприятия | Взаимоконтроль, самоконтроль Работа с контурной картой. | П.15 |
17 | 9н | | География машиностроения Практическая работа № 5 «Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения» (1ч) | Урок-практикум Выполнение практической работы | Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Предметные: выявлять особенности географии машиностроения в сравнении с другими отраслями промышленности; определять различия в уровнях развития машиностроения между европейской и азиатской частями страны на основе анализа карты машиностроения; обозначать на контурной карте основные районы и крупнейшие центры машиностроения РФ; анализировать перспективы развития машиностроения в целом и в отдельных районах страны. | Практическая работа | П. 16 Работа с контурной картой. |
18 | 9н | | Военно-промышленный комплекс (1ч) | Урок актуализации знаний и умений Работа с картой | Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Предметные: выявлять особенности географии размещения военного комплекса. | Работа с контурной картой. Тест: "Машиностроение» | П. |
Топливно-энергетический комплекс (3 часа) |
19 | 10н | | Роль, значение и проблемы ТЭК (1ч) | Семинар Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей на западе. Характеризовать влияние ТЭК на окружающую среду и меры по ее охране | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. Предметные: анализировать схему состава ТЭК, объяснять функции его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними; анализировать проблемы ТЭК топливно-энергетический баланс России и динамику его основных параметров на основе статистических материалов | | П.18 |
20 | 10н | | Топливная промышленность Практическая работа № 6 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам (1ч) | Практикум Наносить на к/к основные районы добычи газа, нефти, угля. Сопоставлять карты размещения предприятий нефтяной, газовой и угольной промышленности с картой плотности населения формулировать выводы. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам. | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. Предметные: Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте- и газопроводов. География переработки нефти и газа. Влияние нефте-газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Использование угля и его хозяйственное значение. | Практическая работа | П.18 к/к |
21 | 11н | | Электроэнергетика России (1ч) | Семинар Составлять (анализировать) таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействия на окружающую среду, стоимости электроэнергии». | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. Предметные: выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС; анализировать таблицу «Типы электростанций»; высказывать мнение о зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны; аргументировать необходимость экономии электроэнергии | Работа с контурной картой | П.19 к/к крупнейшие эл/станции |
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (7 +1 часов) |
22 | 11н | | Состав и значение комплексов (1ч) | Урок изучения нового материала Работа с картой, анализ текста, статистических данных | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. Предметные: Классифицировать конструкционные материала, отрасли входящие в комплексы по их производству | Тест: «ТЭК» | П.20 |
23 | 12н | | Металлургический комплекс (1ч) | Практикум Работа с контурной картой | Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Предметные: сопоставлять важнейшие особенности чёрной и цветной металлургии; выявлять отличия «старых» и «новых» технологий производства металлов; основные особенности концентрации, комбинирования, производственного процесса и влияние на окружающую среду; новые технологии | Работа с контурной картой | П.21 |
24 | 12н | | Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия (1ч) | Урок актуализации знаний и умений Работа с картой, составление таблицы Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии . Наносить на к/к главные металлургические районы | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. Предметные: Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор размещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства. | Взаимоконтроль | П.22 |
25 | 13н | | Цветная металлургия (1ч) Практическая работа № 7 Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия | Урок актуализации знаний и умений Работа с картой | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. Предметные: формулировать главные факторы размещения предприятий цветной металлургии; сопоставлять по картам географии месторождений руд цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии; высказывать мнение о причинах возрастания потребности в цветных металлах; сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика» | Практическая работа | П.23 |
26 | 13н | | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность (1ч) | Комбинированный урок Работа с контурными картами | Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Предметные: анализировать схему состава химической промышленности и выявлять роль важнейших химических отраслей в хозяйстве; соотносить изделия химической промышленности с той или иной отраслью | Работа с контурными картами | П.24 |
27 | 14н | | Факторы размещения химических предприятий. (1ч) Практическая работа №8 «Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам» | Урок- практикум Выполнение практической работы | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. Предметные: Группировка отраслей химической промышленности. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Химические базы и химические комплексы. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития отрасли | Практическая работа | П.25 |
28 | 14н | | Лесная промышленность (1ч) | Комбинированный урок характеризовать одну из лесных баз по картам и статистическим материалам | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. Предметные: выявлять направления использования древесины в хозяйстве, её главных потребителей. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития отрасли | Взаимоконтроль, самоконтроль | П.26 |
29 | 15н | | Контрольная работа №2 (промежуточный мониторинг) (1ч) | Урок контроля знаний | | Контрольная работа | повторить |
Агропромышленный комплекс (3 часа) |
30 | 15н | | Состав и значение АПК (1ч) | Урок изучения нового материала Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России», устанавливать звенья и взаимосвязи комплекса. Работа с картами | Метапредметные: классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Предметные: Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. География основных отраслей земледелия и животноводства. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Предприятия пищевой промышленности и охрана окружающей среды | Взаимоконтроль К/к | П.27 |
31 | 16н | | Земледелие и животноводство Практическая работа № 9 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур» (1ч) | Урок- практикум Выполнение практической работы. Определять по картам и экономико-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства. | Практическая работа | П.28 к/к |
32 | 16н | | Пищевая и легкая промышленность (1ч) | Комбинированный урок Устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции. | Взаимоконтроль | П.29 |
Инфраструктурный комплекс (5 часов) |
33 | 17н | | Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта. (1ч) | Урок изучения нового материала. анализировать схему состава инфраструктурного комплекса; сравнивать доли комплекса в экономике разных стран; сравнивать виды транспорта по различным показателям, выявлять преимущества и недостатки каждого вида | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. Предметные: Состав, место и значение в хозяйстве. Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы транспорта. Влияние на географию населения и хозяйства, состояние окружающей среды. Железнодорожный и автомобильный виды транспорта: место и значение в хозяйстве. Протяженность железных и автомобильных дорог, основные черты их географии. Морской и речной транспорт: место и значение в хозяйстве, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. Роль, значение связи в жизни страны. Сфера обслуживания, ее роль в жизни населения. Проблемы. | Взаимоконтроль | к/к п.30 |
34 | 17н | | Железнодорожный и автомобильный транспорт (1ч) | Комбинированный урок Заполнение таблицы «Виды транспорта» Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану. | Самоконтроль, взаимоконтроль | П.31 |
35 | 18н | | Водный и другие виды транспорта. (1ч) | Урок изучения нового материала. Анализировать преимущества и недостатки морского и речного транспорта. Устанавливать по картам роль отдельных морских и речных бассейнов в работе транспорта. Определять по статистических данным долю морского и речного транспорта в транспортной работе | Самоконтроль, взаимоконтроль | П.32 |
36 | 18н | | Связь. Сфера обслуживания. (1ч) | Изучения нового материала Составлять классификацию услуг. | Самоконтроль, взаимоконтроль | П.33 |
37 | 19н | | Контрольная работа №3 "МОК" (1ч) | Контроль знаний | | Контрольная работа | повторить |
Раздел 5. Регионы России (25 часов) |
Районирование России. Общественная география крупных регионов (1 часа) |
38 | 19н | | Районирование России (1ч) | Урок изучения нового материала Объяснять значение районирования. Показывать на карте районы России. | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию Предметные: Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования | Работать с к/к Взаимоконтроль, самоконтроль | П.34 |
Западный макрорегион – Европейская Россия (1 ч) |
39 | 20н | | Общая характеристика (1ч) | Урок изучения нового материала выявлять на основе карт особенности географического положения, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения | Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности Предметные: определение состава, особенностей географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны | Самоконтроль тест | П. 35 |
Центральная Россия (6 часов) |
40 | 20н | | Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы(1ч) | Изучение нового материала Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. Предметные: Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в разное время. Столичное положение района Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Качество жизни населения, демографические. Москва – столица Российской Федерации. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва-крупнейший транспортный узел. | Взаимоконтроль, самоконтроль | П.36 к/к |
41 | 21н | | Население и главные черты хозяйства(1ч) | Практикум анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи. Работа с картами | Взаимоконтроль, самоконтроль | П.37 к/к |
42 | 21н | | Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион (1ч) | Комбинированный урок Составление сравнительной характеристики | Взаимоконтроль, самоконтроль | П.38к/к |
43 | 22н | | Центральная Россия (1ч) | Комбинированный урок анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи. Работа с картами | Взаимоконтроль, самоконтроль | П.39к/к |
44 | 22н | | Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы (1ч) | Обобщающий урок- повторение | Взаимоконтроль, самоконтроль | П.40к/к |
45 | 23н | | Северо-Западный район (1ч) | Комбинированный урок Сравнение ЭГП и планировки двух столиц: Москвы и С-Пб Работа с картами | Взаимоконтроль, самоконтроль | П.41к/к |
Европейский Север (3 часа) |
46 | 23н | | Географическое положение, природные условия и ресурсы. (1ч) | Семинар Работа с картами | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. Предметные: Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Взаимоконтроль, самоконтроль | П.42 К/к |
47 | 24н | | Население (1ч) | Урок изучения нового материала Работа с картами | Взаимоконтроль, самоконтроль | П.43 |
48 | 24н | | Хозяйство (1ч) | Семинар Работа с картами | Взаимоконтроль, самоконтроль | П.44 К/к |
Европейский Юг – Северный Кавказ (3 часа) |
49 | 25н | | Географическое положение, природные условия и ресурсы. (1ч) | Семинар Работа с картами | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. Предметные: Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Тест: «Европейский Север | П.45 |
50 | 25н | | Население Северного (1ч) | Урок изучения нового материала Работа с картами | Взаимоконтроль, самоконтроль Фронтальный опрос | П.46 к/к |
51 | 26н | | Хозяйство (1ч) | Семинар Работа с картами | Взаимоконтроль, самоконтроль Фронтальный | П.47 к/к |
Поволжье (3 часа) |
52 | 26н | | Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы (1ч) | Семинар Работа с картами | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. Предметные: Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны. | Взаимоконтроль, самоконтроль Фронтальный | к/к п.48 |
53 | 27н | | Население Поволжья (1ч) | Урок изучения нового материала Работа с картами | Тест самоконтроль | к/к п.49 |
54 | 27н | | Хозяйство Поволжья. (1ч) | Семинар Работа с картами | Взаимоконтроль, самоконтроль Фронтальный | П.50 |
Урал (4 часа) |
55 | 28н | | Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы (1ч) | Семинар Работа с картами | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. Предметные: Определять наличие ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Взаимоконтроль Самоконтроль Фронтальный опрос | § 51 Вопросы и задания к/к |
56 | 28н | | НаселениеУрала (1ч) | Урок изучения нового материала Работа с картами | Взаимоконтроль Самоконтроль Фронтальный опрос | § 52 Вопросы и задания |
57 | 29н | | Хозяйство Урала (1ч) | Семинар Работа с картами | Взаимоконтроль Самоконтроль Фронтальный опрос | § 53 Вопросы и задания к/к |
58 | 29н | | Западный макрорегион(1ч) | Урок обобщения Работа с картами | тестирование | Работа со словарем |
Восточный макрорегион - Азиатская Россия (5 часов) |
59 | 30н | | Общая характеристика. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики (1ч) | Урок усвоения новых знаний Работа с картой | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. Предметные: Определять наличие ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Самоконтроль Фронтальный опрос | § 54, 55 к/к |
60 | 30н | | Западная Сибирь(1ч) | Комбинированный урок Работа с картой | Самоконтроль Фронтальный опрос | § 56 |
61 | 31н | | Восточная Сибирь (1ч) | Комбинированный урок Работа с картой | Самоконтроль Фронтальный опрос | § 57 |
62 | 31н | | Дальний Восток(1ч) | Комбинированный урок Работа с картой | Самоконтроль Фронтальный опрос | § 58,59 |
63 | 32н | | Контрольная работа №4 (выход) (1ч) | Урок контроля знаний | | Контрольная работа | повторить |
Раздел 6. Экология и география Челябинской области (7 часов) |
64 | 32н | | ЭГП. Население Челябинской области. (1ч) | Изучение нового материала Работа с картой, дополнительными источниками информации | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. Предметные: ЭГП. Население округа. Национальный состав. Коренное население. Естественное и механическое движение населения. Уровень урбанизации, его причины. Развитие отдельных отраслей производства. Отрасли специализации: ТЭК, лесная промышленность, рыбная; проблемы, перспективы развития. Внешние связи округа. Экологические проблемы. Объяснять основные понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в различных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений | Самоконтроль Фронтальный опрос | Конспект в тетради Учебник: география ХМАО С. 110-123 |
65 | 33н | | Экономика округа. (1ч) | Изучение нового материала Работа с картой, дополнительными источниками информации | Самоконтроль Фронтальный опрос | С. 126-128 |
66 | 33н | | ТЭК. Практическая работа (1ч) | Урок- практикум Работа с картой, дополнительными источниками информации | Практическая работа | С. 128-135 |
67 | 34н | | Лесной комплекс. АПК. Практическая работа (1ч) | Урок- практикум Работа с картой, дополнительными источниками информации | Практическая работа | С. 136-139 С. 141-147 |
68 | 34н | | Внешние связи округа. (1ч) | Изучение нового материала Работа с картой, дополнительными источниками информации | Самоконтроль Фронтальный опрос | С. 178-181 |
69 | 35н | | Итоговая контрольная работа №5 (1ч) | Урок контроля знаний | Контрольная работа | |
70 | 35н | | Экологические проблемы. (1ч) | Урок обобщения Работа с картой, дополнительными источниками информации | Самоконтроль Фронтальный опрос | С. 184-192 |