СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 9 класс по учебнику В. П. Дронова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс»

Муниципальное образование «Александрово - Заводский район» Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шаранчинская средняя общеобразовательная школа


РАССМОТРЕНО

Руководитель МО


______________________

Л. Н. Маркова

Протокол № _____________

от «___» ____________ 2020 г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МОУ Шаранчинской СОШ

____________________

Т. А. Астраханцева

от «___» ____________ 2020 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Шаранчинской СОШ

_______________________

С.Н. Субуханкулова

Приказ № ____________

от «___»____________ 2020 г.


Рабочая программа

по предмету «География России. Население и хозяйство»

в 9 классе

(В.П. Дронов, В. Я. Ром)

подготовила учитель географии

Литвиненко Виктория Сергеевна

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ________

от «___»___________ 2020 г.






с. Шаранча







Пояснительная записка

Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);

  • постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);

  • письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

  • приказа Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Учебник: Дронов, В. П., Ром, В. Я. География России. Население и хозяйство. - М.: Дрофа, 2006. Обязательный минимум содержания основного общего образования по географии.

Данная авторская программа и реализующий её учебник отражают традиционный подход к изучению географии России, предусматривающий раздельное изучение природы и хозяйства. Данный курс занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс формирует целостное представление об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины. Программа и учебник данного автора позволяют реализовать основные задачи курса: формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства; отражают географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России и её регионов.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения учебного предмета «География» у обучающихся 9-х классов формируются следующие предметные результаты:

  • называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы РФ, и их территориальный состав;

  • объяснять значение понятий «районирование», «экономический район», «специализация территории», «географическое разделение труда»;

  • объяснять особенности территории, населения, хозяйства крупных географических районов РФ, их специализацию и экономические связи;

  • описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на основе различных источников информации;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

Введение

1



Раздел 1 Россия на карте мира

2


Раздел 2 Население России

7

2

1

Раздел 3. Хозяйство России

26

6

3

Раздел 4 География крупных регионов России

25

4

2

Раздел 5 Новые независимые государства

7


1

ИТОГО

68

14

7

Литература и средства обучения.

  1. Учебник «География России. Население и хозяйство» 9 класс В.В. Дронов, В.Я. Ром, /М: «Дрофа» 2009г;

  2. Атлас и комплект контурных карт 8-9 класс /М: «Дрофа» 2011-2012 гг;

  3. Мультимедийные диски:«Большая детская энциклопедия. География» / ИДДК ,2008г/.;

«Природа и география России» / ИДДК, 2007г/.;

«Уроки географии Кирилла и Мефодия» 9 класс /ООО «Кирилл и Мефодий»2008 г.

Рефераты по географии 9-10 классы. Литературное агентство «Научная книга»

Электронное картографическое пособие. Москва Просвещение 2009г.

Большая энциклопедия России. Современная Россия. Издательство ИДДК

Репетитор по географии 9-10 классы Диск разработан при поддержке преподавателей учебного центра МИКОН.

Презентации тематические

Дополнительная литература: Дронов, В. П., Ром, В. Я. Дополнительные главы к учебнику. - М.: Дрофа, 2000.

Алексеев, А. И. и др. География России. Хозяйство. - М.: Дрофа, 2004.

Дронов, В. П. Рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2006.; Сиротин, В. И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2003


Содержание учебного предмета

Количество часов, отведенное на изучение предмета – 68.

Раздел I. Общая часть курса

Тема 1. Место России в мире

Место России в мире. Федеративное устройство страны. Субъекты Российской Федерации. Федеративные округа.

Географическое положение и границы России. Северное положение страны. Соседи первого и второго порядка. Виды и уровни географического положения.

Экономико-географическое и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. Положительные и негативные стороны географического положения России.  

Государственная территория России.

Тема 2. Население  Российской  Федерации

Исторические особенности заселения и освоения территории России, стран нового зарубежья. Народы, проживающие на территории заселения.

Численность населения России и естественный прирост населения. Особенности  воспроизводства российского населения  в 20-21 вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Своеобразие полового и возрастного состава населения России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработица. Сферы занятости населения. Территориальные различия в уровне занятости населения.

Этнический (национальный) состав населения России. Языковый состав населения. География религий.

Направления и типы миграции. Причины внешних и внутренних миграций. Показатели миграционного прироста населения в Москве и Санкт-Петербурге. Основные направления миграционных потоков.

Географические особенности размещения населения. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские  агломерации, их роль в жизни страны.

Тема 3. Географические особенности экономики

Классификация историко-экономических систем. Особенности отраслевой и функциональной структур экономики. Перспективы изменения географии ведущих отраслей производства в зависимости от ПРП территории.

Отличие добывающей промышленности от других промышленных отраслей. Назначение и виды природных ресурсов. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами.

Коренные социально-экономические реформы. Место России в мировой экономике. Пути развития России. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Положительные и негативные стороны географического положения России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

Межотраслевые комплексы России. Состав научного комплекса. География научных центров России. Наукоемкость отраслей промышленности. Технополисы.

Тема 5. Машиностроительный комплекс

Состав, место и значение в хозяйстве машиностроительного комплекса. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Специализация и кооперирование в машиностроении.

География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды.

Место военно-промышленного комплекса в системе межотраслевых комплексов и его структура. Главные факторы размещения ВПК. География оборонного комплекса России.

Тема 6. Топливно-энергетический комплекс

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения.

Газовая и нефтяная промышленность как экспортные отрасли. Современные проблемы ТЭК. Влияние ТЭК на окружающую среду.        

Нефтяная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи нефти, систем нефтепроводов, нефтепереработки.

Газовая промышленность: география  основных и перспективных районов добычи газа, систем  газопроводов.

Угольная промышленность: значение угля в хозяйстве России. Технико-экономические показатели добычи угля, его стоимость. География угольной промышленности – настоящее и перспективы.

Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Проблемы электроэнергетики.        

Тема 7. Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения.

Состав, место и значение металлургического комплекса в хозяйства. Формирование экспортно-импортных связей на внутреннем и внешнем рынке черных и цветных металлов.

Состав, место и значение черной металлургии в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География металлургии черных металлов: основные районы и центры. Черная металлургия и охрана окружающей среды.        

Факторы размещения предприятий цветной металлургии. География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Цветная металлургия и охрана окружающей среды.        

Состав, место и значение химико-лесного комплекса в хозяйстве. Химизация. Факторы размещения предприятий и перспективы развития химической отрасли. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Состав, место и значение в хозяйстве. Лесная промышленность как экспортно-ориентированная отрасль России. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Проблемы сохранения лесов, в том числе в санитарных зонах, на охраняемых территориях.

Тема 8. Агропромышленный комплекс

Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды.        

География основных отраслей земледелия и животноводства.

Состав, место и значение пищевой и легкой промышленности  в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Предприятия пищевой и легкой промышленности и охрана окружающей среды.

Тема 9. Инфраструктурный комплекс

Состав инфраструктурного комплекса. Классификация услуг. Доля инфраструктурного комплекса в экономике.

Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы железнодорожный и автомобильный виды транспорта: место и значение в хозяйстве. Автомобильный рынок в России. Протяженность железных и автомобильных дорог, основные черты их географии. Проблема освоения территории региона с точки зрения экономических, законодательных и природных условий для строительства новых транспортных магистралей, транспортного освоения территории в целом.

Морской и речной транспорт: место и значение в хозяйстве, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. Авиационный и трубопроводный транспорт.

Роль и значение связи  в хозяйственном комплексе страны. Виды и география связи.

Сфера обслуживания, ее роль в жизни населения, проблемы. Жилищно-коммунальное и рекреационное хозяйство в России.

Раздел II. Региональная часть курса

Тема 1. Территориальная организация и районирование России

Районирование территории России.  Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования

Тема 2. Западный макрорегион – Европейская Россия

Общая характеристика Европейской России. Особенности географического положения. Специфика природы, населения, место и роль региона в социально-экономическом развитии страны. Внутренние природно-хозяйственные различия.        

Тема 3. Центральная  Россия

Центральная Россия. Состав, природные условия и ресурсы.  Население и трудовые ресурсы. Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в разное время. Столичное положение района. Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Качество жизни населения, демографические проблемы.        

Экономика Центральной России, территориальная структура. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны. Влияние природы и хозяйства на жизнь населения. Экологические проблемы. Коррупция в использовании природных ресурсов регионов. Антикоррупционная политика.        

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Москва – столица Российской Федерации. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва - крупнейший транспортный узел.        

Центральный район. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу. Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства. Место и роль района в социально-экономическом пространстве.        Влияние природы и хозяйства на жизнь населения. Экологические проблемы. Коррупция в использовании природных ресурсов регионов. Антикоррупционная политика.

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу. Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства. Место и роль района в социально-экономическом пространстве.        Влияние природы и хозяйства на жизнь населения. Экологические проблемы. Коррупция в использовании природных ресурсов регионов. Антикоррупционная политика.

Общая характеристика Северо-Западной России. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграция, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны. Влияние природы и хозяйства на жизнь населения. Экологические проблемы. Коррупция в использовании природных ресурсов регионов. Антикоррупционная политика.        

Особенности ЭГП Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы.

Население и трудовые ресурсы  Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Население: численность, естественный прирост и миграция, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.        

Особенности хозяйства. Промышленность. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны.         Влияние природы и хозяйства на жизнь населения. Экологические проблемы. Коррупция в использовании природных ресурсов регионов. Антикоррупционная политика.

АПК региона. Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды.        

Особенности инфраструктурного комплекса. Состав, место и значение в хозяйстве. Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Классификация услуг по характеру и виду. Виды связи. География жилищного и рекреационного хозяйства.        

Санкт-Петербург – культурная столица России.         Историко-культурные объекты и рекреационное хозяйство.

Состояние водных объектов и воздушного бассейна. Техногенное воздействие на земле. Охраняемые природные территории.

Тема 4. Европейский Север

Европейский Север: ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграция, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Хозяйство Европейского Севера. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны. Влияние природы и хозяйства на жизнь населения. Экологические проблемы. Коррупция в использовании природных ресурсов регионов. Антикоррупционная политика.

Тема 5. Европейский Юг

Европейский Юг: особенности географического положения, природные условия и ресурсы, население. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграция, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.        

Хозяйство Европейского Юга. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны.         Влияние природы и хозяйства на жизнь населения. Экологические проблемы. Коррупция в использовании природных ресурсов регионов. Антикоррупционная политика.

Тема 6. Поволжье

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы, население.         Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграция, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.        

Хозяйство Поволжья. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны.         Влияние природы и хозяйства на жизнь населения. Экологические проблемы. Коррупция в использовании природных ресурсов регионов. Антикоррупционная политика.

Тема 7. Урал

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграция, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.        

Хозяйство Урала. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны.         Влияние природы и хозяйства на жизнь населения. Экологические проблемы. Коррупция в использовании природных ресурсов регионов. Антикоррупционная политика.

Тема 8. Восточный макрорегион – азиатская Россия

Общая характеристика макрорегиона. Этапы и проблемы развития экономики. Особенности географического положения. Специфика природы, населения, место и роль региона в социально-экономическом развитии страны. Внутренние природно-хозяйственные различия.        

Западная Сибирь. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграция, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны. Влияние природы и хозяйства на жизнь населения. Экологические проблемы. Коррупция в использовании природных ресурсов регионов. Антикоррупционная политика.

Восточная Сибирь. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграция, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны. Влияние природы и хозяйства на жизнь населения. Экологические проблемы. Коррупция в использовании природных ресурсов регионов. Антикоррупционная политика.

Дальний Восток. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграция, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны. Влияние природы и хозяйства на жизнь населения. Экологические проблемы. Коррупция в использовании природных ресурсов регионов. Антикоррупционная политика.

Календарно-тематическое планирование

География России 9 класс (68 часов – 2 часа в неделю)

№ п/п

Дата


Тема

урока

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (УУД)


Практические и контрольные работы

Домашнее

задание

I четверть

18




1


Введение

1



с.3-4

Раздел 1 Россия на карте мира




2


Географическое по­ложение России ЭГП и транспортно-географическое положе­ние. П р № 1

1

Выявлять особенности разных видов географического положения России. Наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение России. Сравнить географическое положение и размеры государственной территории России и других стран (Канады, США и т.п.). Выявлять зависимость между географическим положением и размерами государственной территории страны и особенностями освоения территории страны.

1. Работа с картой, определение осо­бенностей ЭГП и ПГП России, на­правлений изме­нения ГП во вре­мени и простран­стве

§1,2

3



Политико-административное устройство России

П р № 2


1

Познакомиться с административно- территориальным устройством территории Росии

2. Обозначение на контурной карте республик, авто­номных округов и автономной об­ласти, входящих в состав РФ

§2,3

Раздел 1 Население России




4


Население России: особенности заселе­ния

1

Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в ХХ в. и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны, регионе своего проживания по статистическим данным. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями других стран мира по статистическим данным. Прогнозировать темпы роста населения России и ее отдельных территорий на основе статистических данных. Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин разных возрастов. Определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным. Сравнивать половозрастные пирамиды России начала и конца ХХ в., разных территорий России, региона своего проживания. Подготавливать и обсуждать презентации о факторах, влияющих на среднюю (прогнозируемую) продолжительность жизни населения. Сравнивать среднюю продолжительность жизни мужчин и женщин в России и других странах мира по статистическим данным.


§4

5


Численность и естественный прирост

П р № 3


1

3. Изучение и анализ статистических материалов, характеризующих численность населения.

§5

6


РФ – многона­циональная страна

1

Определять крупнейшие по численности народов России по статистическим данным. Определять особенности размещения народов России и сравнивать географию крупнейших народов с политико-административным делением РФ по тематическим картам. Определять основные языковые семьи (индоевропейскую, алтайскую, кавказскую, уральскую) и группы народов России. Определять современный религиозный состав населения России по статистическим данным. Определять главные районы распространения христианства, ислама, буддизма и других религий по карте религий народов России. Наносить на контурную карту крупнейшие религиозные российского православия, ислама, буддизма.


§6

7


Миграции населения. Расселение населе­ния

1

Определять виды и причины внутренних и внешних миграций. Подготавливать и обсуждать презентации об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития России. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли по статистическим данным.


§7

8


Городское и сельское население. Размещение населения

П р №4

1

Выявлять факторы, влияющие на размещение населения страны. Выявлять закономерности размещения населения России по карте плотности населения, физической и тематическим картам. Наносить на контурную карту основную зону расселения и хозяйственного освоения, зону Севера. Выявлять особенности урбанизации в России (темпы, уровень урбанизации) по статистическим данным. Определять территории России с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации по тематической карте. Определять виды городов в России по численности населения, функциям, роли в жизни страны. Наносить на контурную карту крупнейшие города и городские агломерации России. Обсуждать социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах страны. Определять виды сельских населенных пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве страны. Выявлять причинно- следственные связи между природными условиями и ресурсами (агроклиматическими, земельными, водными, рыбными, охотничьими, лесными) и формированием зональных типов сельских поселений. Определять зональные типы сельских поселений. Обсуждать современные социальные проблемы малых городов и сельских поселений. Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным.

4.Определение плотности населе­ния, доли город­ского и сельского населения своей области. Сопос­тавление со сред­ними показателя­ми по стране

§8

9


Рынок труда, заня­тость населения Рос­сии

1

Анализировать схему состава трудовых ресурсов и экономически активного населения. Выявлять соотношения этих понятий. Сравнивать по статистическим данным величину трудоспособного и экономически активного населения в России и других странах мира.


§4-8

10


Контрольная работа по теме: «Население России»

1

Контролировать знания по теме население.

К р № 1


Раздел 3 Хозяйство России

26 ч




11


Развитие хозяйства России

1

Анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определять их различия. Формулировать черты сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от хозяйств экономически развитых и развивающихся стран мира. Выделять типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт.


§9-10

12


Эконо­мические системы в развитии России

1


§ 11-12

13


Структура экономи­ки России

1


§13

14


Проблемы ресурсной основы экономики России П р №5

1

Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсного капитала России. Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых.

5.Описание одной из отраслей по типовому плану. Описание предприятий и использование ресурсов.

§14

Важнейшие межотраслевые комплексы России их география

21 ч




15


Научный комплекс

1

Определять по статистическим данным долю России и других стран на мировом рынке наукоемкой продукции, а также долю затрат стран на научные исследования. Анализировать по картам географию городов науки.


§16

Машинострои­тельный комплекс

(4 ч)




16


Машиностроитель­ный комплекс - ве­дущий межотрасле­вой комплекс в хо­зяйстве России

1

Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности.

6.Определение размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения

§17

17


Факторы размеще­ния отраслей маши­ностроения П р № 6

1

7.  Обозначение  на  контурной  карте  основных  центров  автомобилестроения,  судостроения,  станкостроения,  железнодорожного  и  сельскохозяйственного  машиностроения  России.

§18

18


География машино­строения

П р № 7

1


§19

II четверть

14




19


Военно-промыш­ленный комплекс

1



§20

Топливно-энерге­тический ком­плекс

(4 ч)




20


Роль и особенности ТЭК

1

Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей на западе. Высказывать мнение о воздействии ТЭК на состояние окружающей среды и мерах по ее охране.


§21

21







Топливная промышленность

П р№8


1

Наносить на контурную карту основные районы добычи нефти. Сопоставлять карту размещения предприятий нефтяной промышленности с картой плотности населения, формулировать выводы. Составлять характеристику одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам. Наносить на контурную карту основные районы добычи газа. Сопоставлять карту размещения газовой промышленности с картой плотности населения, формулировать выводы. Составлять характеристику одного из газодобывающих районов по картам и статистическим материалам. Проводить сопоставительный анализ величины добычи в основных угольных бассейнах на основе статистических материалов и карт. Составлять характеристику одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

8. Характеристика одного из районов добычи угля (неф­ти, газа) с исполь­зованием карт ат­ласа, учебника, статистических материалов. Сравнение между собой крупных угольных бассей­нов и нефтяных баз России

§22

22


Электроэнергетика России

1

Составлять (анализировать) таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействию на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЕС. Высказывать мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Аргументировать необходимость экономии электроэнергии.


§23

23


Контрольная работа по теме «Топливно-энергетический комплекс России»

1

Контролировать знания по теме топливно-энергетический комплекс

К р № 2


Комплексы отрас­лей по производст­ву конструкцион­ных материалов и химических ве­ществ

67ч




24


Состав и значение комплекса

1

Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии. Формулировать главные факторы размещения предприятий черной металлургии. Приводить примеры (с использованием карты атласа) различных вариантов размещения предприятий черной металлургии. Наносить на контурную карту главные металлургические районы. Высказывать мнение о причинах сохранения за сталью роли главного конструкционного материала. Находить информацию об использовании цветных металлов в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них. Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Выявлять главную закономерность в размещении предприятий цветной металлургии тяжелых металлов. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор размещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства.


§24

25-26


Металлургический комплекс

П р № 9


2

9.Составление ха­рактеристики од­ной из металлур­гических баз Рос­сии по картам и статистическим материалам. Оп­ределение глав­ных факторов размещения ме­таллургии меди и алюминия.

§25-26

27


География металлургического комплекса

1

Со­ставление харак­теристики одной из баз химической промышленности по картам и стат. материалам

§28-29

28


Химико-лесной комплекс География химико-лесного комплекса

1

Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Находить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химических производств и объяснять их. Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, ее главных потребителей. Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием принципов их размещения. Выявлять роль потребительского и экологического факторов в размещении предприятий лесной промышленности. Высказывать мнение о проблемах и задачах развития лесной промышленности.


§30

29


Лесная промышленность


1


§30

30


Контрольная работа по теме «Комплексы конструкционных материалов»

1

К р № 3


Агропромышлен­ный комплекс

(4 ч)




31


Состав и значение АПК

1

Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России», устанавливать звенья и взаимосвязи агропромышленного комплекса. Проводить сравнительный анализ земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий России с земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями других стран (регионов), комментировать полученные результаты. Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики.



§31

32


Земледелие и жи­вотноводство

П р № 10

1

Определять по картам и эколого-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

10. Изучение зональной специализации на основе различных источников информации

§32

33


Пищевая и легкая промышленность


1

Устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентоспособности. Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности. Приводить примеры предприятий своего края с указанием факторов их размещения.


§33

34


Контрольная работа по теме «Агропромышленный компекс»

1



повторение

III четверть

20




Инфраструктур­ный комплекс


(4ч)




35


Состав инфраструктурного комплекса. Связь, сфера обслу­живания. Роль транспорта.

1

Устанавливать долю сферы услуг в экономике России, оценивать степень достаточности развития. Составлять (анализировать) схему «Составные части инфраструктуры». Проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду) на основе анализа статистических данных. Выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта. Определять по схеме виды связи, преимущества и недостатки каждого из них. Сравнивать по статистическим данным уровень развития отдельных видов связи в России и других странах. Анализировать территориальные различия в уровне телефонизации районов России.


§34

36

37 38


Виды транспорта

3

Анализировать преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта. Устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определять по статистическим данным долю железнодорожного и автомобильного транспорта в транспортной работе. Анализировать преимущества и недостатки морского и речного транспорта. Устанавливать по картам роль отдельных морских и речных бассейнов в работе транспорта. Определять по статистическим данным долю морского и речного транспорта в транспортной работе. Определять по материалам учебника преимущества и недостатки транспорта. Определять по статистическим данным долю воздушного транспорта в транспортной работе.

Заполнение таб­лицы «Виды транспорта»

§35-36-37

39


Контрольная работа по теме «Инфраструктурный комплекс»

1



повторение

40


Контрольная работа по теме: Хозяйство России

1

Контролировать знания по теме хозяйство России.

К Р № 4


Раздел 4 География крупных регионов России

25 ч




41



Районирование тер­ритории России

1

Определять по схеме виды районирования по количеству и проявлению признаков, характеру деления территории и направлению районирования. Приводить по картам примеры разных видов районирования. Выявлять специфику географического положения региона, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения.

Выявлять специфику географического положения региона, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения.



§38-39

Центральная Россия

(4ч)




42


Центральная Рос­сия. ЭГП, население и трудовые ресурсы Пр № 11

1

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять простой и сложный план воспроизведения материала. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами.

11. Составление ЭГХ района

§41-42

43


Экономика Цен­тральной России. Узловые районы Центральной Рос­сии

1


§43-44

44


Народные промыс­лы Центральной России

1


§45

45


Центрально-черноземный и Волго- Вятский районы П Р № 12

1

12.Особенности ЭГП района


Северо-Западная Россия

(1 ч)




46


Общая характери­стика Северо-Западной России П р № 13

1


Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять простой и сложный план воспроизведения материала. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами.

13.Сравнение планировки двух столиц

§46

Европейский Север

(2 ч)



47


ЭГП, особенности природно-ресурсного потен­циала и населения Европей­ского Севера

1

Обозначение на к/к ЭГП района

§47-48

48


Хозяйство Европей­ского Севера

1


§49

Северный Кавказ

(2ч.)



49


Северный Кавказ: особенности гео­графического поло­жения, природные условия и ресурсы П р №14

1

14.Выявление и ана­лиз условий для развития рекреа­ционного хозяй­ства на Северном Кавказе

§50

50


Население и хозяй­ство района

1


§51,52

Поволжье

(2 ч)



51


Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы

1

Определение фак­торов развития и сравнение спе­циализации пищевой про­мышленности Европейского Юга и Поволжья

§53

52


Население и хозяй­ство района

1

Обозначить на к/к каскад ГЭС

§54,55

Урал

(2 ч)



53


Географическое по­ложение, природ­ные условия и ре­сурсы Урала

1

Составлять харак­теристику района

§56

54


Население и хозяй­ство района

1

Определение тен­денций хозяйст­венного развития Северного Урала. Оценка экологи­ческой ситуации в разных частях Урала и

предло­жение путей ре­шения экологиче­ских проблем

§57,58

55


Контрольная работа по теме: «Западный макрорегион»

1


К Р № 5


Восточный макрорегион – Азиатская Россия

(5 ч)




56


Восточный макро­регион - Азиатская Россия

1

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять простой и сложный план воспроизведения материала. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами.



IV четверть

16



57


Западная Сибирь


1

Изучение и оцен­ка природных условий Западно-Сибирского рай­она для жизни и быта человека.

§61

58


Экономика Восточной Сибири

1

Составление ха­рактеристики од­ного из ТПК Вост. Сибири

§62

59


Дальний Восток: особенности разви­тия

1


§63

60


Контрольная работа по теме «Восточная зона»

1

К Р № 6


Раздел 5 Новые независимые государства

(7 ч)




61

62


Страны нового за­рубежья. СНГ. Бе­лоруссия, Украина.

2

Познакомиться с особенностями стран СНГ. Определить основные показатели изменения численности населения. Определить специализацию хозяйства.

Составление таблицы

§64-67

63


Страны Балтии

1



64 65


Закавказье и Азиат­ский Юго-Восток

1


§68-69

66


Место России в экономике стран СНГ И Балтии

1

Оценивать по статистическим данным и картам место и роль России в международном разделении труда в отдельных сферах хозяйства. Определять территориальную структуру внешней торговли России. Подготавливать и обсуждать презентации по отдельным объектам Всемирного природного и культурного наследия в России.



67


Контрольная работа по теме: «Экономическое районирование»

1


К Р № 7


68


Обобщающее повторение по теме: « Экономика России»

1





Творческие работы

  1. Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.

  2. Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.

  3. Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.

  4. Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.

  5. Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.

  6. Описание народных помыслов Центральной России.

  7. Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.

  8. Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.

  9. Этническая культура народов Северного Кавказа.

  10. Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.

  11. Народные промыслы Урала.

  12. Современные проблемы коренных народов Севера.

  13. Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.


Номенклатура.

Субъекты Российской Федерации.

Города: Псков, Новгород, Москва, Суздаль, Воркута, Соликамск, Уренгой, Ямбург, Сургут, Нижневартовск, Петропавловск, Липецк, Омск, Хабаровск, Казань, Воронеж, Санкт-Петербург, Владимир, Калининград, Томск, Красноярск, Оренбург, Астрахань, Кострома, Братск, Ростов-на-Дону, Бежецк, Балтийск, Вологда, Северодвинск, Мурманск, Архангельск, Ульяновск, Волгоград, Саратов, Тобольск, Нижневартовск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток, Чита.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!