СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 9 класса ФГОС к учебнику География России. Население и хозяйство авторов В.П. Дронова  В.Я. Рома

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Баюновоключевская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МБОУ «Баюновоключевская СОШ»

___________Волгина Н.И.

«27» августа 2019 г.

«Принято»

Протокол педагогического совета


10


«29»августа 2019

«Утверждено»

Директор МБОУ «Баюновоключевская СОШ»

_____________Ланина Е.Н.

Приказ № 35

от «29» августа 2019 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «География»

9 класс

Основное общее образование

Срок реализации: 2019 – 2020 учебный год




Составитель: учитель географии Долгов В.В., учитель высшей категории





Баюновские Ключи

2019


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО) (принят приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17.12.2010г.)(с изменениями от 31 декабря 2015 года Приказ №1577)

  • Приказа Минобрнауки России от 31.05.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Приказа Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253" 

  • Программы основного общего образования по географии 5-9 классы. Авторы: И.И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин

  • Учебного плана МБОУ «Баюновоключевская средняя общеобразовательная школа» на 2019-2020 учебный год

  • Календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год.

  • Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ «Баюновоключевская СОШ» (утверждено директором школы, приказ №35 от 29.08.2017)


Общая характеристика учебного предмета.

Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам: с 5 по 7 класс – география планеты, с 8 по 9 класс – география России.

Данная программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической линии», выпускаемым издательством «Дрофа». Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным. Наличие единого авторского коллектива, разрабатывающего концепцию, а затем и программы, учебники и учебно-методические пособия, дает возможность устранить многие недостатки и сложности, связанные с несогласованностью содержания программ и школьных учебников.

Учебники данной линии давно знают и любят в школе. За многие годы существования они вобрали в себя все лучшее, что наработано методикой преподавания географии. Материалы учебников обновлены в соответствии с последними тенденциями в школьной географии.

Курс «География России» (8-9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.

Программа направлена на реализацию следующих целей:

  • формирование у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

  • воспитание у учащихся любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;

  • формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

Для достижения поставленных целей изучения географии в 9 классе необходимо решение следующих задач:

  • формирование у учащихся географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

  • формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников — карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;

  • развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

  • создание образа своего родного края.


Место курса географии в учебном плане ОУ.

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. На изучение географии в 9 классе 68 часов (2ч в неделю).

Место предмета в учебном плане

На изучение географии в 8 классе отводится 68 ч, т. е. 2 ч в неделю. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом содержания курса. Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения географических закономерностей и основой для последующей профильной дифференциации. Большое внимание уделяется формированию навыков работы с основными источниками географической информации и практическим работам, минимум которых определен в программе.

Технологии

При преподавании курса географии в 8 классе планируется использование следующих педагогических технологий: здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных, проблемного обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, личностно ориентированных, коммуникативно-диалоговой деятельности, интеграционных, развития исследовательских навыков, проектной деятельности, опережающего обучения, продуктивного чтения, развития навыков контроля и самоконтроля и др.

Формы контроля

Входной, промежуточный и итоговый контроль в форме контрольных (диагностических) работ. Текущий контроль — в форме тестов, устного опроса, практических работ, работы с контурными картами.

Изменения в программе: в соответствие в Годовым календарным графиком, расписанием МБОУ «Б.Ключевская СОШ» на 2019-2020 учебный год и в целях полного прохождения программы объединены уроки 60-61, 62-63, 64-65, 66-67.


Планируемые результатам обучения

Личностные:

  1. Формирование

  • ответственного отношения к учёбе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

  • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, развитие познавательной активности;

  • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

  • основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

  • эстетического сознания, развитого через освоение художественного наследия народов России.

2. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение правильно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, самостоятельно выработанные критерии оценки;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение составлять классифицированные и сравнительные таблицы и схемы, опорные конспекты;

  • умение делать выводы из анализа карт, составлять и классифицированные схемы, применять символико-графические средства наглядности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения свои чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • умение организовывать свою работу, планировать деятельность, осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность, осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в паре и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

Предметные:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

  • называть (показывать) численность населения РФ, крупные народы РФ, места их проживания, крупнейшие города, главную полосу расселения;

  • объяснять значение понятий: «естественное движение», «механическое движение» или «миграции» (причины, виды, направления), «состав населения» (половой, возрастной, этнический, религиозный), «трудовые ресурсы», «плотность населения», «урбанизация», «агломерация», «отрасль», «состав и структура хозяйства», «факторы размещения», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «себестоимость»;

  • объяснять демографические проблемы;

  • читать и анализировать тематические карты, половозрастные пирамиды, графические и стратегические материалы, характеризующие население РФ;

  • объяснять размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;

  • описывать (характеризовать) отрасль или межотраслевой комплекс.

  • объяснять размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;

  • описывать (характеризовать) отрасль или межотраслевой комплекс.


  • называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы РФ и их территориальный состав;

  • объяснять значения понятий: «районирование», «экономический район», «специализация территории», «географическое разделение труда»;

  • объяснять особенности территории, населения и хозяйства крупных географических регионов РФ, их специализацию и экономические связи;

  • описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, социальные, экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на основе различных источников информации.

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • решению практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • Прогнозировать возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

9 класс

(68 ч, 2 часа в неделю)

Общая часть курса (33 ч)

МЕСТО РОССИИ В МИРЕ (4 ч)

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географический взгляд на Россию: ее место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию природных ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деления страны. Федерация и субъекты Федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. Федеральные округа.

Географическое положение и границы России. Понятие «географическое положение», виды и уровни (масштабы) географического положения. Оценка северного географического положения России. Географическое положение как фактор развития хозяйства. Государственные границы России, их виды, значение. Государственная территория России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Особенности границ России. Страны — соседи России. Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. Особенности экономико-географического положения России, роль соседей 1-го порядка. Различия транспортно-географического положения отдельных частей страны. Роль Центральной и Западной Европы в формировании геоэкологического положения России. Сложность геополитического и геоэкономического положения страны.

Государственная территория России. Понятие о государственной территории страны, ее составляющие. Параметры оценки государственной территории. Российская зона Севера. Оценка запасов природных ресурсов на территории России. Практические работы. № 1. Анализ административно-территориального деления России. № 2. Сравнение географического положения России с другими странами.

НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (5 ч)

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства. Формирование и заселение территории Русского и Российского государства в XVI—XIX вв.

Численность и естественный прирост населения. Численность населения России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Особенности естественного движения населения в России. Поло-возрастная структура населения. Своеобразие в соотношении мужчин и женщин в России и определяющие это своеобразие факторы. Численность мужского и женского населения и его динамика. Прогноз численности населения. Национальный состав населения России. Россия — многонациональное государство. Языковые семьи народов России. Классификация народов России по языковому признаку. Наиболее многонациональные районы страны. Религии, исповедуемые в России. Основные районы распространения разных религий. Миграции населения. Понятие о миграциях. Виды миграций. Внутренние и внешние миграции. Направления миграций в России, их влияние на жизнь страны.

Городское и сельское население. Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размещение городов по территории страны. Различия городов по численности населения и функциям. Крупнейшие города России. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские поселения. Средняя плотность населения в России. Географические особенности размещения российского населения. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Севера. Практические работы. № 3. Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России. № 4. Характеристика особенностей миграционного движения населения России.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (3 ч)

География основных типов экономики на территории России. Классификация историко-экономических систем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хозяйства России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Состав добывающей промышленности и ее роль в хозяйстве страны. Назначение и виды природных ресурсов. Экологические ситуации и экологические проблемы России. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. Особенности постиндустриальной стадии развития. Понятия центра и полупериферии мирового хозяйства. Пути развития России в обозримой перспективе.

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (1 ч)

Научный комплекс. Межотраслевые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки в современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Основные районы, центры, города науки. Перспективы развития науки и образования. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (3 ч)

Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Ведущая роль машиностроительного комплекса в хозяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машиностроения, группировка отраслей по роли и назначению. Проблемы российского машиностроения .

Факторы размещения машиностроительных предприятий. Современная система факторов размещения машиностроения. Ведущая роль наукоемкости как фактора размещения. Влияние специализации и кооперирования на организацию производства и географию машиностроения.

География машиностроения. Особенности географии российского машиностроения. Причины неравномерности размещения машиностроительных предприятий. Практические работы. № 5. Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ТЭК) (3 ч)

Роль, значение и проблемы ТЭК. Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы российского ТЭК. Топливная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте - и газопроводов. География переработки нефти и газа. Влияние нефтяной и газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Использование угля и его значение в хозяйстве России. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности.

Электроэнергетика. Объемы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития электроэнергетики. Практические работы. № 6. Характеристика угольного бассейна России.

КОМПЛЕКСЫ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА (7 ч)

Состав и значение комплексов. Понятие о конструкционных материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства. Металлургический комплекс. Роль в хозяйстве. Черная и цветная металлургия — основные особенности концентрации, комбинирования, производственного процесса и влияние на окружающую среду; новые технологии. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Черные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии черных металлов. Основные металлургические базы. Влияние черной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли. Цветная металлургия. Цветные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения предприятий.

География металлургии цветных металлов: основные металлургические базы и центры. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли. Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Состав химико-лесного комплекса. Химическая промышленность: состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации хозяйства. Отличия химической промышленности от других промышленных отраслей. Факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности. Основные факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей химической промышленности. Химические базы и химические комплексы. Влияние химической промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли. Лесная промышленность. Лесные ресурсы России, их география. Состав и продукция лесной промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Влияние лесной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК) (3 ч)

Состав и значение АПК. Агропромышленный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура.

Земледелие и животноводство. Полеводство. Зерновые и технические культуры. Назначение зерновых и технических культур, их требования к агроклиматическим ресурсам. Перспективы развития земледелия. Отрасли животноводства, их значение и география. Перспективы развития животноводства. Пищевая и легкая промышленность. Особенности легкой и пищевой промышленности. Факторы размещения предприятий и география важнейших отраслей. Влияние легкой и пищевой промышленности на окружающую среду, перспективы развития. Практические работы. № 7. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур. № 8. Определение главных районов животноводства.

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС (4 ч)

Состав комплекса. Роль транспорта. Инфраструктурный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. Понятие об услугах. Классификации услуг по характеру и видам, периодичности потребления и распространенности.

Виды и работа транспорта. Транспортные узлы и транспортная система. Типы транспортных узлов. Влияние на размещение населения и предприятий. Железнодорожный и автомобильный транспорт. Показатели развития и особенности железнодорожного и автомобильного транспорта. География российских железных и автомобильных дорог. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Водный и другие виды транспорта. Показатели развития и особенности морского транспорта. География морского транспорта, распределение флота и портов между бассейнами. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности речного транспорта.

География речного транспорта, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. Влияние речного транспорта на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности авиационного транспорта. География авиационного транспорта. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Трубопроводный транспорт. Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. Виды связи и их роль в жизни людей и хозяйстве. Развитие связи в стране. География связи. Перспективы развития. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. География жилищно-коммунального хозяйства. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.

Региональная часть курса (26 ч)

РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ (1 ч)

Районирование России. Районирование — важнейший метод географии. Виды районирования. Географическое (территориальное) разделение труда. Специализация территорий на производстве продукции (услуг). Отрасли специализации районов. Западная и восточная части России. Экономические районы. Федеральные округа.

Практические работы. 9. Определение разных видов районирования России.

ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН — ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (1 ч)

Общая характеристика. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕРО-ЗАПАД (6 ч)

Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы. Центральная Россия и Европейский Северо-Запад — межрайонный комплекс. Особенности исторического развития. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Население и главные черты хозяйства. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Центральное положение Москвы как фактор формирования региона. Исторический и религиозный факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая территориальная структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хозяйства региона. Культурно-исторические памятники. Географические особенности областей Центрального района. Состав Центрального района. Особенности развития его подрайонов: Северо-Западного, Северо-Восточного, Восточного и Южного. Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. Состав районов. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Северо-Западный район: состав, ЭГП, население. Состав района. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Санкт-Петербургская агломерация. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Отраслевая и территориальная структура Санкт-Петербурга. Сельское хозяйство. Сфера ус луг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Историко-культурные памятники района.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР (3 ч)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Особенности географии природных ресурсов: Кольско-Карельская и Тимано-Печорская части района. Население. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны.

Практические работы. 10. Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ — СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ. КРЫМ. (3 ч)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Европейского Юга. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу. Хозяйство и жизнь населения. Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура. Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Сельское хозяйство. Ведущие отрасли промышленности: пищевая, машиностроение, топливная, химическая промышленность. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

ПОВОЛЖЬЕ (3ч)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Поволжья. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура. Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, химическая, нефтяная и газовая промышленность, пищевая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

УРАЛ (3 ч)

Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Урала. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура. Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: металлургия, машиностроение, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН — АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (6 ч)

Общая характеристика. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Историко-географические этапы формирования региона. Формирование сети городов. Рост населения. Урало-Кузнецкий комбинат. Транспортные проблемы развития региона. Сокращение численности населения. Снижение доли обрабатывающих производств. Основные перспективы развития. Западная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Природно-территориальные комплексы района, их различия. Полоса Основной зоны заселения и зона Севера —два района, различающиеся по характеру заселения, плотности, тенденциям и проблемам населения. Кузнецко-Алтайский и Западно-Сибирский подрайоны: ресурсная база, география основных отраслей хозяйства. Восточная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Ведущие отрасли промышленности: топливная, химическая, электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Дальний Восток. Состав района, его роль в хозяйстве страны. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: цветная металлургия, пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Практические работы. 11. Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири.

Алтайский край (9 ч).

Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Машиностроительный комплекс. Военно-промышленный комплекс. ТЭК.

Комплекс по производству конструкционных материалов. Агропромышленный комплекс. Инфраструктурный комплекс


Тематический план

Название темы, раздела

Кол-во часов

Практических работ

Контрольных работ

1

Раздел 1. Общая часть курса

33




1.1 Место России в мире

4

2



1.2 Население Российской Федерации

5

2



1.3 Географические особенности экономики России

3




1.4 Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

1




1.5 Машиностроительный комплекс

3

1



1.6 Топливно-энергетический комплекс

3

1



1.7 Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества

7

1



1.8 Агропромышленный комплекс

3




1.9 Инфраструктурный комплекс

4

1


2

Раздел 2 Региональная часть курса

26




2.1 Районирование России. Общественная география крупных регионов

1

1



2.2 Западный мактрорегион – Европейская Россия

1




2.3 Центральная Россия и Европейский Северо-Запад

6




2.4 Европейский Север

3

1



2.5 Европейский Юг – Северный Кавказ. Крым.

3




2.6 Поволжье

3




2.7 Урал

3




2.8 Восточный макрорегион – Азиатская Россия

6

1

1

3

Алтайский край

9


1



68




Календарно-тематический план

№ урока

№ урока в теме

Название урока

Виды деятельности обучающихся

Дата урока

Общая часть курса

Место России в мире

1

1.1.1

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. П р № 1. «Анализ административно-территориального деления России»

Анализ карт и статистических материалов (таблиц, диаграмм, графиков, интернет-ресурсов), позволяющих выявлять различные аспекты, характеризующие место России в мире. Анализ схемы административно-территориального деления России. Выявление специфики административно-территориального устройства Российской Федерации. Определение субъектов и их столиц по политико-административной карте РФ. Определение состава и границ федеральных округов.

05.09

2

1.1.2

Географическое положение и границы России. П.Р. № 2. «Сравнение географического положения России с другими странами»

Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России. Сравнение ГП РФ и других стран. Выявление зависимости между ГП и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории страны. Определение границ РФ и приграничных государств по физической и политической картам, обозначение их на контурной карте. Сравнение морских и сухопутных границ РФ по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами. Сравнение протяженности границ РФ с разными странами-соседями. Определение наиболее разнообразных в природном отношении границ. Составление описания границ России. Сравнение размеров территории РФ и других стран на основе анализа карт и статистических данных. Выявление преимуществ и недостатков большой территории.

07.09

3

1.1.3

Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России.

Анализ карты, выявление и оценка благоприятных и неблагоприятных особенностей разных видов географи-ческого положения России на макро-, мезо и микроуровнях. Выявление из-менений в различных видах положе-ния России на разных исторических этапах на протяжении ХХ в.


12.09

4

1.1.4

Государственная территория России.

Сравнение размеров и конфигурации государственной территории России и других стран (Канады, США и т. п.) на основе анализа карт и статистических данных. Оценка достоинств и недос-татков размеров и конфигурации госу-дарственной территории России. Со-поставление размеров территории, благоприятной для ведения хозяйст-ва, России и других крупнейших стран мира. Выявление природных и экономических факторов развития хозяйства страны, связанных с обшир-ностью российской зоны Севера. Об-суждение различных точек зрения по оценке государственной территории России

14.09

Население Российской Федерации

5

1.2.1

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

Выявление особенностей формирова-ния государственной территории Рос-сии, изменения ее границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Анализ карт для определения исторических изме-нений границ Российского государст-ва. Характеристика изменений на-ционального состава России, связан-ных с ростом ее территории.

Подготовка и обсуждение сообщений и презентаций об основных этапах формирования Российского государства


19.09

6

1.2.2

Численность и естественный прирост населения. ПР № 3. «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России»

Определение места России в мире по численности населения на основе ста-тистических данных. Анализ графи-ков изменения численности населения во времени с целью выявления тенден-ций в изменении темпов роста населе-ния России. Сравнение особенностей традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определе-ние и сравнение по статистическим данным показателей естественного прироста населения России в разных частях страны, регионе своего прожи-вания; обозначение их на контурной карте. Сравнение показателей воспро-изводства населения России с пока-зателями других стран мира по ста-тистическим данным. Прогнозирова-ние темпов роста населения России и ее отдельных территорий на основе статистических данных. Выявление факторов, определяющих соотноше-ние мужчин и женщин разных возрастов. Определение полового состава населения России по статистическим данным. Анализ и сравнение половозрастных пирамид населения России для начала и конца XX в., для разных территорий России, для региона своего проживания. Определение по статистическим данным соотношения
мужского и женского населения в разных районах страны. Решение учебных задач на основе анализа таблиц, диаграмм и графиков.

21.09

7

1.2.3

Национальный состав населения России.

Определение крупнейших по численности народов России по статистическим данным. Определение особенностей размещения народов России и сравнение по тематическим картам географии крупнейших народов с политико-административным делением РФ. Определение по карте основных языковых семей (и групп), территорий России, где они наиболее широко распространены. Исследование по картам особенностей языкового состава отдельных регионов России. Определение современного религиозного состава населения России по статистическим данным. Определение главных районов распространения христианства, ислама, буддизма и других религий по карте религий народов России. Обозначение на контурной карте крупнейших религиозных центров российского православия, ислама, буддизма.

26.09

8

1.2.4

Миграции населения. ПР № 4.«Характеристика особенностей миграционного движения населения России»

Составление схемы разных видов миграций и вызывающих их причин. Подготовка и обсуждение сообщений (презентаций) об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития России. Определение основных направлений современных миграционных потоков на территории России по тематической карте. Определение по статистическим данным и тематической карте территорий России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли населения

28.09

9

1.2.5

Городское и сельское население. Расселение населения.

Определение видов городов в России по численности населения, функциям, роли в жизни страны. Обозначение на контурной карте крупнейших городов и городских агломераций России. Обсуждение социально-экономических и экологических проблем в крупных городах страны. Обсуждение современных социальных проблем малых городов. Выявление особенностей урбанизации в России (темпов, уровня урбанизации) по статистическим данным. Определение по тематической карте территорий России с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации. Обсуждение современных социальных и экономических проблем сельских поселений. Выявление факторов (природных, исторических, социально-экономических), влияющих на размещение населения страны. Выявление закономерностей размещения населения России по карте плотности населения, физической и тематическим картам. Обозначение на контурной карте основной зоны расселения и хозяйственного освоения, зоны Севера

03.10

Географические особенности экономики России

10

1.3.1

География основных типов экономики на территории России.

Анализ схем отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определение их различий. Установление черт сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от хозяйств экономически развитых и развивающихся стран мира. Выделение типов историко-географических систем регионов России на основе анализа тематических (экономических) карт

05.10

11

1.3.2

Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны.

Анализ состава добывающей промышленности России, определение ее отличия от других отраслей промышленности. Выявление по тематическим картам районов страны с высоким уровнем добывающей промышленности и определение их различия. Анализ классификации природных ресурсов по их назначению и видам. Определение уровня остроты экологических ситуаций и основных экологических проблем различных регионов России

10.10

12

1.3.3

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.

Обсуждение важнейших социально-экономических проблем России и возможных сценариев ее инновационного развития

12.10

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

13

1.4.1

Научный комплекс

Определение по статистическим данным доли России и других стран на мировом рынке наукоемкой продукции, доли затрат стран на научные исследования. Анализ по картам географии городов науки. Установление по картам и статистическим данным районов России, лидирующих в науке и образовании. Обсуждение проблемы утечки умов из России и путей ее преодоления

17.10

Машиностроительный комплекс

14

1.5.1

Роль, значение и проблемы развития машиностроения.

Аргументирование конкретными примерами решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Анализ состава и связей машиностроительного комплекса. Обсуждение проблем современного этапа развития российского машиностроения.

19.10

15

1.5.2

Факторы размещения машиностроения.

Анализ зависимости между металлоемкостью и трудоемкостью продукции машиностроения. Выявление по картам главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районов, производящих наибольшую часть машиностроительной продукции; районов с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности. Составление и анализ схемы кооперационных связей машиностроительного предприятия

24.10

16

1.5.3

География машиностроения. ПР № 5. «Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения»

Выявление особенностей географии машиностроения в сравнении с другими отраслями промышленности. Определение различий в уровнях развития машиностроения между европейской и азиатской частями страны на основе анализа карты машиностроения. Обозначение на контурной карте основных районов и крупнейших центров машиностроения России. Анализ перспектив развития российского машиностроения в целом и в отдельных районах страны

26.10

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

17

1.6.1

Роль, значение и проблемы ТЭК.

Анализ схемы «Состав топливно-энергетического комплекса», объяснение функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Анализ топливно-энергетического баланса России и динамики его основных параметров на основе статистических материалов

07.11

18

1.6.2

Топливная промышленность. ПР № 6. « Характеристика угольного бассейна России»

Обозначение на контурной карте основных районов добычи нефти и газа и крупнейших нефте- и газопроводов. Сопоставление карты размещения предприятий нефтяной и газовой промышленности с картой плотности населения, формулирование выводов. Характеристика одного из нефтяных бассейнов и газодобывающих районов по картам и статистическим материалам. Установление экономических следствий концентрации запасов нефти и газа на востоке страны, а основных потребителей на западе. Высказывание мнения о воздействии нефтяной и газовой промышленности и других отраслей ТЭК на состояние окружающей среды и мерах по ее охране. Сопоставительный анализ величины добычи угля в основных угольных бассейнах на основе статистических материалов и карт. Характеристика одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

09.11

19

1.6.3

Электроэнергетика.

Составление (анализ) таблицы «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействия на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявление причинно-следственных связей в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывание мнения о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Аргументирование необходимости экономии электроэнергии

14.11

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества

20

1.7.1

Состав и значение комплексов конструкционных материалов

Анализ состава и связей комплексов конструкционных материалов химических веществ. Подбор примеров использования различных конструкционных материалов в хозяйстве и повседневной жизни людей. Анализ и сопоставление доли и роли комплексов в промышленности разных страны мира

16.11

21

1.7.2

Металлургический комплекс

Сопоставление важнейших особенностей черной и цветной металлургии. Выявление отличий «старых» и «новых» технологий производства металлов

21.11

22

1.7.3

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия

Формулирование главных факторов размещения предприятий черной металлургии. Сопоставление по картам географии месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии. Подбор примеров (с использованием карт атласа) различных вариантов размещения предприятий черной металлургии. Обозначение на контурной карте главных металлургических баз. Высказывание мнения о причинах сохранения за сталью роли главного конструкционного материала. Характеристика одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. Осуждение проблем современного этапа развития российской черной металлургии и перспектив ее развития

23.11

23

1.7.4

Цветная металлургия

Поиск информации (в Интернете и других источниках) об использовании цветных металлов в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них. Сопоставление по картам географии месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Выявление главной закономерности в размещении предприятий цветной металлургии тяжелых металлов. Сопоставление карт атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», установление главных факторов размещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства. Обсуждение проблем современного этапа развития российской цветной металлургии и перспектив ее развития

28.11

24

1.7.5

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.

Анализ схемы «Состав химической промышленности России» и выявление роли важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Подбор примеров (из контекста реальной жизни) изделий химической промышленности и соотнесение их с той или иной отраслью. Определение влияния важнейших особенностей химической промышленности на географию ее предприятий

30.11

25

1.7.6

Факторы размещения предприятий химической промышленности

Определение по карте атласа основных баз и комплексов химической промышленности, развивающихся на собственном и ввозимом сырье. Объяснение негативного влияния на природу и здоровье человека химических производств. Характеристика одной из химических баз по картам и статистическим материалам. Обсуждение проблем современного этапа развития российской химической промышленности и перспектив ее развития

05.12

26

1.7.7

Лесная промышленность.

Выявление направлений использования древесины в хозяйстве, ее главных потребителей. Определение по картам атласа географического положения основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием принципов их размещения. Выявление роли потребительского и экологического факторов в размещении предприятий лесной промышленности. Высказывание мнения о проблемах, задачах и перспективах развития российской лесной промышленности. Характеристика одной из лесных баз по картам и статистическим материалам.

07.12

Агропромышленный комплекс (АПК)

27

1.8.1

Состав и значение АПК

Анализ схемы «Состав агропромышленного комплекса России», установление звеньев и взаимосвязей агропромышленного комплекса. Сравнение сельскохозяйственных угодий России с другими странами (регионами). Выявление существенных черт отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики

12.12

28

1.8.2

Земледелие и животноводство. ПР. № 7. «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур». ПР № 8. «Определение главных районов животноводства»

Определение по картам и характеристика агроклиматических ресурсов со значительными посевами тех или иных культур. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур. Определение по картам и эколого-климатическим показателям главных районов развития разных отраслей животноводства

14.12

29

1.8.3

Пищевая и легкая промышленность.

Установление доли пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции. Высказывание мнения о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентоспособности. Выявление на основе анализа карт основных районов и центров развития пищевой и легкой промышленности. Подбор примеров предприятий своего края с указанием факторов их размещения

19.12

Инфраструктурный комплекс

30

1.9.1

Состав комплекса. Роль транспорта

Анализ схемы «Состав инфраструктурного комплекса», установление звеньев и роли отдельных отраслей комплекса. Сравнение доли инфраструктурного комплекса в экономике разных стран. Сравнение видов транспорта по различным показателям на основе анализа статистических данных. Выявление преимуществ и недостатков каждого вида

21.12

31

1.9.2

Железнодорожный и автомобильный транспорт.

Анализ достоинств и недостатков жеезнодорожного транспорта. Установление по картам причин ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определение по статистическим данным доли железнодорожного транспорта в транспортной работе страны. Анализ достоинств и недостатков автомобильного транспорта. Определение по статистическим данным доли автомобильного транспорта в транспортной работе страны. Определение по материалам учебника достоинств и недостатков воздушного транспорта. Определение по статистическим данным доли воздушного транспорта в транспортной работе страны

26.12

32

1.9.3

Водный и другие виды транспорта.

Анализ достоинств и недостатков морского и речного транспорта. Установление по картам роли отдельных морских и речных бассейнов в работе морского и речного транспорта. Определение по статистическим данным доли морского и речного транспорта в транспортной работе страны. Обозначение на контурной карте крупнейших морских и речных портов страны

28.12

33

1.9.4

Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство

Определение видов связи, достоинств и недостатков каждого из них. Сравнение по статистическим данным уровня развития отдельных видов связи в России и других странах. Анализ территориальных различий в уровне телефонизации районов РФ. Определение территориальных различий в обеспеченности жильем районов России. Анализ статистических данных по уровню обеспеченности жильем и его благоустроенности в РФ и других странах мира. Анализ карт для определения географических различий в уровне жизни населения

16.01

Региональная часть курса

Районирование России. Общественная география крупных регионов

34

2.1.1

Районирование России.

ПР № 9. «Определение разных видов районирования России»

Анализ схемы «Районирование». Подбор примеров районов различного уровня. Определение по картам отраслей хозяйства специализации отдельных территорий

18.01

Западный макрорегион – Европейская Россия

35

2.2.1

Общая характеристика Европейской России.

Выявление на основе анализа карт особенностей географического положения макрорегиона, специфики территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения

23.01

Центральная Россия и Европейский Северо-Запад

36

2.3.1

Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы.

Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения Центральной России и Европейского Северо-Запада. Установление характера воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйств

25.01

37

2.3.2

Население и главные черты хозяйства.

Анализ тематических физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры населения, формулирование выводов. Составление описания и характеристики населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Составление таблиц, диаграмм, графиков, описаний, характеристик, отражающих особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Определение района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) природы, населения и хозяйства. Анализ взаимодействия природы и человека на примере отдельных территорий. Решение практических и познавательных задач

30.01

38

2.3.3

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.

Анализ тематических, исторических, физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Решение практических и познавательных задач. Анализ тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Подготовка и обсуждение сообщений (презентаций) об основных объектах культуры и истории района

01.02

39

2.3.4

Географические особенности областей Центрального района.

Анализ тематических физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Составление таблиц, диаграмм, графиков, описаний, характеристик, отражающих особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Определение района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) природы, населения и хозяйства. Анализ взаимодействия природы и человека на примере отдельных территорий. Решение практических и познавательных задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами

06.02

40

2.3.5

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы.

Анализ тематических физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Составление таблиц, диаграмм, графиков, описаний, характеристик, отражающих особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Определение района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) природы, населения и хозяйства. Анализ взаимодействия природы и человека на примере отдельных территорий. Решение практических и познавательных задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами

08.02

41

2.3.6

Северо-Западный район: состав, ЭГП, население.

Анализ тематических физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности. Анализ схем и статистических материалов, отражающих их качественные и количественные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Составление таблиц, диаграмм, графиков, описаний, характеристик, отражающих особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Определение района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) природы, населения и хозяйства. Анализ взаимодействия природы и человека на примере отдельных территорий. Решение практических и познавательных задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами

13.02

Европейский Север

42

2.4.1

Географическое положение, природные условия и ресурсы

Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения. Установление характера воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства. Анализ различных по содержанию физико-географических карт для установления природных различий западной и восточной частей Европейского Севера. Составление простого и сложного плана воспроизведения материала. Характеристика особенностей природы. Поиск информации (в Интернете и других источниках) и подготовка сообщений (презентаций) о природе и природно-ресурсной базе района.

15.02

43

2.4.2

Население

Анализ тематических физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Решение практических и познавательных задач

20.02

44

2.4.3

Хозяйство. ПР № 10. «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера»

Анализ различных по содержанию физико- географических и социально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Составление таблиц, диаграмм, графиков, описаний, характеристик, отражающих особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Определение района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) природы, населения и хозяйства. Анализ взаимодействия природы и человека на примере отдельных территорий. Решение практических и познавательных задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами.

22.02

Европейский Юг – Северный Кавказ. Крым

45

2.5.1

Географическое положение, природные условия и ресурсы

Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения Европейского Юга. Установление характера воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства. Анализ различных по содержанию физико-географических карт для частей Европейского Юга. Установление причинно-следственных связей на основе анализа карт: между особенностями строения земной коры и составом минеральных ресурсов, между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и природной зональностью, между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами. Составление простого и сложного плана воспроизведения материала. Характеристика особенностей природы на основе анализа карт, схем, диаграмм. Поиск информации (в Интернете и других источниках) и подготовка сообщения (презентации) о природе и природ но-ресурсной базе Европейского Юга

27.02

46

2.5.2

Население и хозяйство Северного Кавказа

Анализ тематических физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности. Анализ схемы и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Решение практических
и познавательных задач. Анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Составление характеристик, таблиц, диаграмм, графиков, отражающих особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Определение района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) характерных черт природы, населения и хозяйства. Определение черт сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализ взаимодействия природы и человека на примере отдельных территорий. Решение практических и познавательных задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами

29.02

47

2.5.3

Крым: ЭГП, населения и хозяйство

Анализ тематических физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности. Анализ схемы и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Решение практических
и познавательных задач. Анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Составление характеристик, таблиц, диаграмм, графиков, отражающих особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Определение района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) характерных черт природы, населения и хозяйства. Определение черт сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализ взаимодействия природы и человека на примере отдельных территорий. Решение практических и познавательных задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами

05.03

Поволжье

48

2.6.1

Географическое положение, природные условия и ресурсы

Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения Поволжья. Установление характера воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства. Анализ различных по содержанию, физико-географических карт для установления природных различий северной и южной, западной и восточной частей Поволжья. Установление причинно-следственных связей на основе анализа карт: между особенностями строения земной коры и составом минеральных ресурсов, между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и природной зональностью, между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами. Составление простого и сложного плана воспроизведения материала. Характеристика особенностей природы на основе анализа карт, схем, диаграмм. Поиск информации (в Интернете и других источниках) и подготовка сообщения (презентации) о природе и природно-ресурсной базе Поволжья

07.03

49

2.6.2

Население Поволжья.

Анализ тематических физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности. Анализ схемы и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Решение практических и познавательных задач

12.03

50

2.6.3

Хозяйство Поволжья.

Анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Составление таблиц, диаграмм, графиков, описаний, характеристик, отражающих особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Определение района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) характерных черт природы, населения и хозяйства. Определение черт сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализ взаимодействия природы и человека на примере отдельных территорий. Решение практических и познавательных задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами

14.03

Урал

51

2.7.1

Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения Урала. Установление характера воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства. Сопоставление различных по содержанию физико-географических карт для установления изменения природных условий Уральского района по направлениям с севера на юг, с запада на восток, от подножий гop к их вершинам. Установление на основе анализа карт причинно-следственных связей: между особенностями строения земной коры и составом минеральных ресурсов, между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и природной зональностью, между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами. Составление простого и сложного плана воспроизведения материала. Характеристика особенностей природы на основе анализа карт, схем, диаграмм. Поиск информации (в Интернете и других источниках) и подготовка сообщения (презентации) о природе и природно-ресурсной базе Урала

19.03

52

2.7.2

Население Урала

Сопоставление тематических физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности. Анализ схемы и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры населения. Характеристика населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт

04204

53

2.7.3

Хозяйство Урала

Сопоставление различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Составление таблиц, диаграмм, графиков, характеристик и описаний, отражающих особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Определение района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) характерных черт природы, населения и хозяйства. Выявление черт сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных. территорий. Анализ взаимодействия природы и человека на примере отдельных территорий, формулирование выводов. Решение практических и познавательных задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами.

04.04

Восточный макрорегион – Азиатская Россия

54

2.8.1

Общая характеристика Восточного макрорегиона.

Выявление на основе анализа карт особенностей географического положения макрорегиона, специфики территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения.

09.04

55

2.8.2

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.

Анализ тематических физико-географических и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности. Анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Составление таблиц, диаграмм, графиков, описаний, характеристик, отражающих особенности хозяйства на основе анализа разных источников информации, в том числе карт

11.04

56

2.8.3

Западная Сибирь.

Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения Западной Сибири. Сравнительная характеристика природно-территориальных комплексов района на основе анализа карт. Установление характера воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Анализ различных по содержанию физико-географических карт для установления природных различий северной и южной частей Западной Сибири. Составление простого и сложного плана воспроизведения материала. Характеристика особенностей природы на основе анализа карт, схем, диаграмм. Поиск информации (в Интернете и других источниках) и подготовка сообщения (презентации) о природе и природно-ресурсной базе подрайонов Западной Сибири. Составление таблиц, диаграмм, графиков, характеристик и описаний, отражающих особенности хозяйства на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Определение района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) характерных черт природы, населения и хозяйства. Выявление черт сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализ взаимодействия природы и человека на примере отдельных территорий. Решение практических и познавательных задач, работа с системой вопросов и заданий, контурными картами. Установление причинно-следственных связей на основе анализа карт: между особенностями строения земной коры и составом минеральных ресурсов, между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и природной зональностью, между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами

16.04

57

2.8.4

Восточная Сибирь. Пр. № 11. «Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири»

Сопоставление различных по содержанию физико-географических карт с целью установления отличительных особенностей природы Восточной Сибири, обусловленных изменением природных условий России по направлению с запада на восток. Характеристика компонентов природы Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского районов, установление черт сходства и различия; оценка обеспеченности районов природными ресурсами. Описание и характеристика особенностей природных компонентов Восточной Сибири на основе анализа карт, схем, диаграмм. Сопоставление тематических физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Решение практических и познавательных задач. Сопоставление различных по содержанию физико-географических и социально-экономических карт, установление причинно-следственных связей и закономерностей развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Сравнение отраслевого состава промышленности Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского районов, установление главных факторов размещения промышленных предприятий Восточной Сибири. Составление описаний, таблиц, графиков, отражающих специфику хозяйства района, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт

18.04

58

2.8.5

Дальний Восток

Оценка положительных и отрицательных сторон географического положения Дальнего Востока. Установление характера воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства. Анализ различных по содержанию физико-географических карт для установления изменения природных условий по направлениям с севера на юг и с запада на восток. Установление на основе анализа причинно-следственных связей: между особенностями строения земной коры и составом минеральных ресурсов, между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и природной зональностью, между особенностями природной зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами. Характеристика особенностей природы на основе анализа карт, схем, диаграмм. Поиск информации (в Интернете и других источниках) и подготовка сообщения (презентации) о природе и природно-ресурсной базе Дальнего Востока. Сопоставление тематических и физико-географических карт и карт населения, установление причинно-следственных связей и закономерностей размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности. Анализ схем и статистических мате риалов, отражающих качественные и количественные параметры населения, формулирование выводов. Характеристика населения на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Анализ схем и статистических материалов, отражающих качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, формулирование выводов. Составление таблиц, диаграмм, графиков, характеристик и описаний, отражающих особенности хозяйства, на основе анализа разных источников информации, в том числе карт. Определение района и его подрайонов по краткому описанию (характеристике) характерных черт природы, населения и хозяйства.

23.04

59

2.8.6

Обобщающее повторение по курсу

Выполнение проверочной работы

25.04

Алтайский край

60

3.1

Географическое положение и население.

Анализ карт атласа Алтайского края. Выявление соседей, границ.

30.04

61

3.2

История развития хозяйства.

Изучение истории развития хозяйства.

02.05

62

3.3

Машиностроительный комплекс.

Изучение предприятий машиностроительного комплекса

07.05

63

3.4

Военно-промышленный комплекс.

Изучение предприятий ВПК. Конверсия

14.05

64

3.5

ТЭК.

Изучение топливно-энергетического комплекса Алтайского края.

16.05

65

3.6

Комплекс по производству конструкционных материалов.

Изучение предприятий комплекса, представленных в Алтайском крае

66

3.7

Агропромышленный комплекс.

Изучение структуры АПК края

21.05

67

3.8

Инфраструктурный комплекс

Изучение инфраструктурного комплекса края

68

3.9

Обобщающий урок по теме «Хозяйство

Алтайского края»

Выполнение теста по географии Алтайского края

23.05


Критерии оценивания образовательных результатов обучающихся

Критерии оценки устного ответа:

Оценку «5» заслужил ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.

«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежности в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленными и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки.

Критерии оценивания выполнения тестов:

90-100% - оценка «5», 70-89,9% - оценка «4», 50-69,9 – оценка «3», менее 50% - оценка «2»


Перечень учебно-методических средств обучения

Основные компоненты УМК:

  1. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Учебник (авторы В.П. Дронов, В.Я. Ром)

  2. География России. 8-9 классы. Методическое пособие (авторы И.И. Баринова, В.Я. Ром)

  3. Атлас География России 8-9 классы

Дополнительное оборудование:

. основные источники географической информации (географические атласы, настенные и интерактивные географические карты, энциклопедии, справочники, интернет-сайты официальной статистики (например: gks.ru и др.)); демонстрационные печатные пособия (комплект портретов географов и путешественников, настенные наглядные пособия);

  • ТСО и экранно-звуковые пособия к ним;

  • оборудование для организации практических работ;

  • демонстрационные модели и приборы; библиотека географической литературы (справочники, научно-популярные издания, художе-ственные произведения).


Лист коррекции

№ урока в РП

Тема урока в РП

Факт. № урока

Тема урока фактически

Метод изменения

Основание для изменения













































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Баюновоключевская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МБОУ «Баюновоключевская СОШ»

___________Волгина Н.И.

«27» августа 2019 г.

«Принято»

Протокол педагогического совета


10

«29»августа 2019

«Утверждено»

Директор МБОУ «Баюновоключевская СОШ»

_____________Ланина Е.Н.

Приказ № 35

от «29» августа 2019 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «География»

9 класс (надомное)

Основное общее образование

Срок реализации: 2019 – 2020 учебный год




Составитель: учитель географии Долгов В.В., учитель высшей категории





Баюновские Ключи

2019


Календарно-тематический план

№ урока

№ урока в теме

Название урока

С классом

Самостоятельно

Дата урока

1

1.1.1

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. П р № 1. «Анализ административно-территориального деления России»

0,5

0,5


2

1.1.2

Географическое положение и границы России. П.Р. № 2. «Сравнение географического положения России с другими странами»


1


3

1.1.3

Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России.

0,5

0,5


4

1.1.4

Государственная территория России.


1


5

1.2.1

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

0,5

0,5


6

1.2.2

Численность и естественный прирост населения. ПР № 3. «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России»


1


7

1.2.3

Национальный состав населения России.

0,5

0,5


8

1.2.4

Миграции населения. ПР № 4.«Характеристика особенностей миграционного движения населения России»


1


9

1.2.5

Городское и сельское население. Расселение населения.

0,5

0,5


10

1.3.1

География основных типов экономики на территории России.


1


11

1.3.2

Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны.

0,5

0,5


12

1.3.3

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.


1


13

1.4.1

Научный комплекс

0,5

0,5


14

1.5.1

Роль, значение и проблемы развития машиностроения.


1


15

1.5.2

Факторы размещения машиностроения.

0,5

0,5


16

1.5.3

География машиностроения. ПР № 5. «Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения»


1


17

1.6.1

Роль, значение и проблемы ТЭК.

0,5

0,5


18

1.6.2

Топливная промышленность. ПР № 6. « Характеристика угольного бассейна России»


1


19

1.6.3

Электроэнергетика.

0,5

0,5


20

1.7.1

Состав и значение комплексов конструкционных материалов


1


21

1.7.2

Металлургический комплекс

0,5

0,5


22

1.7.3

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия


1


23

1.7.4

Цветная металлургия

0,5

0,5


24

1.7.5

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.


1


25

1.7.6

Факторы размещения предприятий химической промышленности

0,5

0,5


26

1.7.7

Лесная промышленность.


1


27

1.8.1

Состав и значение АПК

0,5

0,5


28

1.8.2

Земледелие и животноводство. ПР. № 7. «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур». ПР № 8. «Определение главных районов животноводства»


1


29

1.8.3

Пищевая и легкая промышленность.

0,5

0,5


30

1.9.1

Состав комплекса. Роль транспорта


1


31

1.9.2

Железнодорожный и автомобильный транспорт.

0,5

0,5


32

1.9.3

Водный и другие виды транспорта.


1


33

1.9.4

Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство

0,5

0,5


34

2.1.1

Районирование России.

ПР № 9. «Определение разных видов районирования России»


1


35

2.2.1

Общая характеристика Европейской России.

0,5

0,5


36

2.3.1

Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы.


1


37

2.3.2

Население и главные черты хозяйства.

0,5

0,5


38

2.3.3

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.


1


39

2.3.4

Географические особенности областей Центрального района.

0,5

0,5


40

2.3.5

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы.


1


41

2.3.6

Северо-Западный район: состав, ЭГП, население.

0,5

0,5


42

2.4.1

Географическое положение, природные условия и ресурсы


1


43

2.4.2

Население

0,5

0,5


44

2.4.3

Хозяйство. ПР № 10. «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера»


1


45

2.5.1

Географическое положение, природные условия и ресурсы

0,5

0,5


46

2.5.2

Население и хозяйство Северного Кавказа


1


47

2.5.3

Крым: ЭГП, населения и хозяйство

0,5

0,5


48

2.6.1

Географическое положение, природные условия и ресурсы


1


49

2.6.2

Население Поволжья.

0,5

0,5


50

2.6.3

Хозяйство Поволжья.


1


51

2.7.1

Географическое положение, природные условия и ресурсы.

0,5

0,5


52

2.7.2

Население Урала


1


53

2.7.3

Хозяйство Урала

0,5

0,5


54

2.8.1

Общая характеристика Восточного макрорегиона.


1


55

2.8.2

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.

0,5

0,5


56

2.8.3

Западная Сибирь.


1


57

2.8.4

Восточная Сибирь. Пр. № 11. «Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири»

0,5

0,5


58

2.8.5

Дальний Восток


1


59

2.8.6

Обобщающее повторение по курсу

0,5

0,5


60

3.1

Географическое положение и население.


1


61

3.2

История развития хозяйства.

0,5

0,5


62

3.3

Машиностроительный комплекс.


1


63

3.4

Военно-промышленный комплекс.

0,5

0,5


64

3.5

ТЭК.


1


65

3.6

Комплекс по производству конструкционных материалов.

0,5

0,5


66

3.7

Агропромышленный комплекс.


1


67

3.8

Инфраструктурный комплекс

0,5

0,5


68

3.9

Обобщающий урок по теме «Хозяйство

Алтайского края»


1




Итого

17

51

68



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!