I. Планируемые результаты обучения
Особое место в программе отводится формированию УУД (метапредметность) – воспитание и развитие качеств личности школьника, отвечающих требованиям современного общества, что невозможно без акцента на метапредметные результаты освоения основной образовательной программы общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География России» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.
II. Содержание учебного предмета
Раздел I. Географическое положение и формирование государственной территории России (13 часов)
Что изучает география России. Источники географических знаний.
Тема: « Географическое положение России»(9ч)
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Практические работы №1.«Характеристика географического положения России»
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории России.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Практические работы №2. «Определение поясного времени для различных пунктов России»
Тема: «История заселения, освоения и исследования территории России»(4ч)
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория
Раздел II. Природа России (36 часов)
Тема: «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»(6ч)
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Практическая работа №3. «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий»
Тема: «Климат и агроклиматические ресурсы» (7ч)
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Практическая работа №4. «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации»
Тема: «Внутренние воды и водные ресурсы» (6ч)
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Практическая работа №5. «Составление характеристики одной из рек России»
Тема: «Почва и почвенные ресурсы» (4ч)
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.
Практическая работа №6. «Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия»
Тема: « Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»(2ч)
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Практическая работа №7. «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса»
Тема: «Природные различия на территории России»(11ч)
Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.
Раздел III. Население России (11 часов)
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. География религий.
Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.
Раздел IV. Природный фактор в развитии России (8 часов)
Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.
Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны.
III. Тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
| План | Факт | |
8а | 8б | 8а | 8б | |
Раздел I. Географическое положение и формирование государственной территории России (13 часов) |
Тема: « Географическое положение России»(9ч) |
1 | Географическое положение России и его виды. | 04.09 | 04.09 | | | |
2 | Размеры территории и природно- географическое положение России. Практическая работа №1. «Характеристика ГП России» | 06.09 | 06.09 | | | |
3 | Экономико – географическое и транспортно-географическое положение России. | 11.09 | 11.09 | | | |
4 | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. | 13.09 | 13.09 | | | |
5 | Государственная территория России. Типы российских границ. | 18.09 | 18.09 | | | |
6 | Сухопутные и морские границы России. | 20.09 | 20.09 | | | |
7 | Различия во времени на территории России. Практическая работа№2. «Определение поясного времени для различных пунктов России» | 25.09 | 25.09 | | | |
8 | Государственное устройство и территориальное деление РФ. | 27.09 | 27.09 | | | |
9 | Итоговый урок по теме: «Географическое положение России» | 02.10 | 02.10 | | | |
Тема: «История заселения, освоения и исследования территории России»(4ч) |
10 | Заселение и освоение территории России в IX-XVIIвв. | 04.10 | 04.10 | | | |
11 | Изменение и хозяйственное освоение территории России в XVIII-XIX вв. | 09.10 | 09.10 | | | |
12 | Географическое исследование территории России в XVIII-XIX вв. | 11.10 | 11.10 | | | |
13 | Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. | 16.10 | 16.10 | | | |
Раздел II. Природа России (36 часов) |
Тема: «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»(6ч) |
14 | Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории. | 18.10 | 18.10 | | | |
15 | Развитие земной коры. Основные тектонические структуры. | 23.10 | 23.10 | | | |
16 | Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры. Практическая работа №3. «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры» | 25.10 | 25.10 | | | |
17 | Формирование рельефа под воздействием внешних геологических процессов. | 06.11 | 06.11 | | | |
18 | Литосфера. Рельеф. Человек | 08.11 | 08.11 | | | |
19 | Итоговый урок по теме: «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы» | 13.11 | 13.11 | | | |
Тема: « Климат и агроклиматические ресурсы»(7ч) |
20 | Условия формирования климата. | 15.11 | 15.11 | | | |
21 | Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. | 20.11 | 20.11 | | | |
22 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. | 22.11 | 22.11 | | | |
23 | Коэффициент увлажнения. Практическая работа №4. «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации» | 27.11 | 27.11 | | | |
24 | Климатические пояса и типы климатов. | 29.11 | 29.11 | | | |
25 | Климат и человек. | 04.12 | 04.12 | | | |
26 | Итоговый урок по теме: «Климат и агроклиматические ресурсы» | 06.12 | 06.12 | | | |
Тема: « Внутренние воды и водные ресурсы»(6ч) |
27 | Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа. | 11.12 | 11.12 | | | |
28 | Зависимость речной системы от климата. | 13.12 | 13.12 | | | |
29 | Внутренние воды. Практическая работа №5. «Составление характеристики одной из рек России» | 18.12 | 18.12 | | | |
30 | Озера. Болота. Ледники Подземные воды. | 20.12 | 20.12 | | | |
31 | Многолетняя мерзлота. | 25.12 | 25.12 | | | |
32 | Воды и человек. Водные ресурсы. | 27.12 | 27.12 | | | |
Тема: « Почвы и почвенные ресурсы»(4ч) |
33 | Почва - особое природное образование. | 10.01 | 10.01 | | | |
34 | Главные типы почв и их размещение по территории России. Практическая работа №6. «Выявление условий почвообразования основных типов почв и оценка их плодородия» | 15.01 | 15.01 | | | |
35 | Почвенные ресурсы. Почвы и человек. | 17.01 | 17.01 | | | |
36 | Итоговый урок по теме: «Внутренние воды и почвы России» | 22.01 | 22.01 | | | |
Тема: « Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»(2ч) |
37 | Растительный и животный мир России. Практическая работа №7. «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях» | 24.01 | 24.01 | | | |
38 | Биологические ресурсы. | 29.01 | 29.01 | | | |
Тема: «Природные различия на территории России»(11ч) |
39 | Природные комплексы. | 31.01 | 31.01 | | | |
40 | Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс. | 05.02 | 05.02 | | | |
41 | Северные безлесные природные зоны. | 07.02 | 07.02 | | | |
42 | Лесные зоны. Тайга. | 12.02 | 12.02 | | | |
43 | Смешанные и широколиственные леса. | 14.02 | 14.02 | | | |
44 | Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни. | 26.02 | 26.02 | | | |
45 | Высотная поясность. | 28.02 | 28.02 | | | |
46 | Моря как крупные природные комплексы. | 05.03 | 05.03 | | | |
47 | Природно-хозяйственное значение российских морей. | 07.03 | 07.03 | | | |
48 | Особо охраняемые природные территории России. Виртуальная экскурсия: «Заповедники России» | 12.03 | 12.03 | | | |
49 | Итоговый урок по теме: « Природные различия на территории России» | 14.03 | 14.03 | | | |
Раздел III. Население России (11 часов) |
50 | Численность и воспроизводство населения России. | 19.03 | 19.03 | | | |
51 | Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни. | 21.03 | 21.03 | | | |
52 | Этнический и языковой состав населения России. | 26.03 | 26.03 | | | |
53 | Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий. | 28.03 | 28.03 | | | |
54 | Особенности урбанизации в России. Городское население. | 02.04 | 02.04 | | | |
55 | Сельское поселение. Особенности расселения сельского населения. | 04.04 | 04.04 | | | |
56 | Размещение населения России. | 16.04 | 16.04 | | | |
57 | Миграции населения в России. | 18.04 | 18.04 | | | |
58 | Размещение населения России. | 23.04 | 23.04 | | | |
59 | Занятость населения. Человеческий капитал. | 25.04 | 25.04 | | | |
60 | Итоговый урок по теме: « Население России». | 30.04 | 30.04 | | | |
Раздел IV. Природный фактор в развитии России (8 часов) |
61 | Влияние природы на развитие общества. | 02.05 | 02.05 | | | |
62 | Природные ресурсы. | 07.05 | 07.05 | | | |
63 | Природно-ресурсный потенциал России. | 09.05 | 09.05 | | | |
64 | Итоговый урок по курсу. | 14.05 | 14.05 | | | |
65 | Урок обобщения по теме: «Географическое положение России» | 16.05 | 16.05 | | | |
66 | Урок обобщения по теме: «Природа России» | 21.05 | 21.05 | | | |
67 | Урок обобщения по теме: «Население России» | 23.05 | 23.05 | | | |
68 | Урок обобщения по теме: «Природный фактор в развитии России» | 28.05 | 28.05 | | | |
13