СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс ФГОС 2016-2017

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые  предметные результаты освоения учебного предмета «География»

Ученики научатся:

  • называть различные источники и методы получения географической информации;
  • определять географическое положение России;
  • определять поясное время, характерные особенности климата России;
  • показывать субъекты Российской Федерации, пограничные государства, моря, омывающие Россию  крупные равнины и горы, наиболее крупные месторождения полезных ископаемых, крупнейшие реки, озера, природные зоны России;
  • выяснять с помощью карт соответствие форм рельефа платформенным и складчатым областям, объяснять закономерности их размещения;
  • называть факторы, влияющие на формирование климата России;
  • с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.; давать характеристику отдельных водных объектов; называть типы почв и их свойства
  • приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
  • объяснять видовое разнообразие животного мира, причины зонального и азонального расположения ландшафтов, называть меры по охране растений и животных.
  • показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;
  • называть (показывать) численность населения РФ, крупные народы РФ, места их проживания, крупнейшие города, главную полосу расселения;
  • объяснять значение понятий: «естественное движение», «механическое движение», или «миграции» (причины, виды, направления), «состав населения» (половой, возрастной, этнический, религиозный), «трудовые ресурсы», «плотность населения», «урбанизация», «агломерация», «отрасль», «состав и структура хозяйства», «факторы размещения», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», объяснять демографические проблемы;
  • читать и анализировать тематические карты, половозрастные пирамиды, графические и стратегические материалы, характеризующие население РФ;

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс ФГОС 2016-2017»



Раздел № 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному

выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование личностных представлений о целостности природы, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя

новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использовании информационно- коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные:

  • формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов

для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты

как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической

информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

Планируемые  предметные результаты освоения учебного предмета «География»

Ученики научатся:

  • называть различные источники и методы получения географической информации;

  • определять географическое положение России;

  • определять поясное время, характерные особенности климата России;

  • показывать субъекты Российской Федерации, пограничные государства, моря, омывающие Россию  крупные равнины и горы, наиболее крупные месторождения полезных ископаемых, крупнейшие реки, озера, природные зоны России;

  • выяснять с помощью карт соответствие форм рельефа платформенным и складчатым областям, объяснять закономерности их размещения;

  • называть факторы, влияющие на формирование климата России;

  • с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.; давать характеристику отдельных водных объектов; называть типы почв и их свойства

  • приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

  • объяснять видовое разнообразие животного мира, причины зонального и азонального расположения ландшафтов, называть меры по охране растений и животных.

  • показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;

  • называть (показывать) численность населения РФ, крупные народы РФ, места их проживания, крупнейшие города, главную полосу расселения;

  • объяснять значение понятий: «естественное движение», «механическое движение», или «миграции» (причины, виды, направления), «состав населения» (половой, возрастной, этнический, религиозный), «трудовые ресурсы», «плотность населения», «урбанизация», «агломерация», «отрасль», «состав и структура хозяйства», «факторы размещения», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», объяснять демографические проблемы;

  • читать и анализировать тематические карты, половозрастные пирамиды, графические и стратегические материалы, характеризующие население РФ;

Ученики получат возможность научиться:

  • делать описания отдельных форм рельефа, климата, рек и озер по картам;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Раздел № 2. Содержание учебного предмета «География»


ВВЕДЕНИЕ.

Что изучает география России. Географический взгляд на Россию: разнообразие территории, уникальность географических объектов.

Часть I. Россия на карте мира 

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ 

Границы России. Что такое государственная граница. Каковы особенности российских границ.

Сухопутные границы России. Морские границы России.

Россия на карте часовых поясов. Местное и поясное время. Декретное время.

Географическое положение России. Типы географического положения. Физико-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России. Крайние точки России.  Оценка ЭГП России. Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. В чем сложность геополитического положения России. В чем сходство геоэкономического и геодемографического положения России. Этнокультурное положение России. Эколого-географическое положение.

Формирование государственной территории России. Где началось формирование государственной территории России. Как шло продвижение русских на восток. Как исследовалась территория России в XVIII в. Что отличало географические исследования в XIX в. Что исследовали в XX в.

Этапы и методы географического изучения территории.  

Особенности административно-территориального устройства России. Для чего необходимо административно-территориальное деление. Что такое федерация и субъекты Федерации.  Федеральные округа. Обобщение «Россия на карте мира»

Практические работы (итоговые). 1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов. 2. Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады. 3. Анализ административно-территориального деления России.

Часть II. Природа России 

ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ 

Геологическая история и геологическое строение территории России. Особенности строения рельефа нашей страны. Древние и  молодые участки земной коры на территории России.

Рельеф России. Особенности рельефа России. Как размещены основные формы рельефа на территории нашей страны.

Как и почему изменяется рельеф России. Как внутренние и внешние процессы влияют на формирование рельефа России. Какие территории нашей страны испытывают неотектонические движения земной коры. Как влияет на рельеф деятельность ледников.

Стихийные природные явления в литосфере.

Человек и литосфера. Влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей? Жизнь и хозяйствование на равнинах. Жизнь и хозяйствование в горах. Как человек воздействует на литосферу.

Рельеф и полезные ископаемые Ярославской области.

Обобщение «Рельеф России».

Практическая работа 4. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.  

КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Факторы, определяющие климат России. Формирование климата. Влияние географической широты на климат. Влияние подстилающей поверхности.

Циркуляция воздушных масс. Циклоны. Антициклоны.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Что

показывает коэффициент увлажнения.

Сезонность климата. Чем обусловлена сезонность климата. Как сезонность климата влияет на жизнедеятельность человека.

Типы климатов России. Арктический, субарктический и умеренный климат.

Климат и человек. Как климат влияет на жизнь людей. Что такое комфортность климата. Как взаимосвязаны климат и хозяйственная деятельность людей. Какие климатические явления называют неблагоприятными.

Особенности климата Ярославской области. Обобщение «Климат России».

Практические работы. 5. Определение закономерностей распространения тепла и влаги.                6. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов.                     7. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Влияние внутренних вод на природу и жизнь человека. Реки. Куда несут свои воды российские реки. Особенности российских рек. Почему многие реки России медленно текут. Как климат влияет на реки.

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Озера. Болота. Подземные воды. Многолетняя мерзлота. Ледники.

Водные ресурсы и человек. Роль воды в жизни людей. Водные ресурсы. Неравномерность распределения водных ресурсов. Годовые и сезонные колебания речного стока. Большое потребление и большие потери воды. Рост загрязнения воды.

Внутренние воды Ярославской области. Обобщение «Внутренние воды России»

Практические работы. 8. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.   9.  Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

Образование почв и их разнообразие. Что такое почва. Под влиянием каких факторов образуются почвы. Основные свойства и разнообразие почв.

Закономерности распространения почв. Главные типы почв России. Закономерности распространения почв на территории России.

Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни человека. От чего нужно охранять почву. Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв.

Типы почв Ярославской области.

 

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ 

Растительный и животный мир России. Разнообразие живой природы России. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Живые организмы на Земле. Охрана живой природы.  

 

ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (8 ч)

Разнообразие природных комплексов. Что такое природно-территориальный комплекс (ПТК). Физико-географическое районирование. Моря как крупные природные комплексы. ПТК природные и антропогенные.

Природно-хозяйственные зоны России. Что такое природная зональность. Почему мы называем эти зоны природно-хозяйственными.

Арктические пустыни, тундра и лесотундра. Природные особенности безлесных территорий Севера. Основные виды природопользования на северных территориях.

Разнообразие лесов России. Леса России. Зона тайги. Зона смешанных и широколиственных лесов.

Растительный и животный мир Ярославской области.

Лесостепи, степи и полупустыни. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу степей и лесостепей. Географическое положение пустынь и полупустынь в России.

Высотная поясность. Влияние гор на природу и человека. Где в нашей стране наиболее ярко выражена высотная поясность.

Особо охраняемые природные территории. Что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ). Охрана природы на территории России. Обобщение «Природное районирование»

Часть III. Население России (9 ч)

Численность и воспроизводство населения России. Как изменялась численность населения России. Что влияет на изменение численности населения.

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Кого в России больше — мужчин или женщин. Сколько лет россиянину. Какова в России средняя продолжительность жизни.

Народы, языки и религии. Сколько народов живет в России. На каких языках говорят россияне. Какие религии исповедуют жители России.

Городское и сельское население. Какое население в России называют городским. Какие поселения называют сельскими.

Размещение населения России. Какова плотность населения в России. Почему население неравномерно размещено по территории страны. Что такое зоны расселения.

Миграции населения в России. Что такое миграции и почему они возникают. Что такое миграционный прирост. Как миграции влияют на жизнь страны.

Люди и труд. Что такое трудовые ресурсы и экономически активное население. От чего зависит занятость людей и безработица.

Население Ярославской области.

Обобщение «Население России».

Практическая работа 10. Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России.  

Часть IV. Хозяйство России 

Что такое хозяйство страны? Что такое хозяйство страны и как оценить уровень его развития. Как устроено хозяйство России.

Как география изучает хозяйство. Что такое условия и факторы размещения предприятий. Что такое территориальная структура хозяйства.

ПЕРВИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ—ОТРАСЛИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ ПРИРОДУ.

Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы. Что относят к первичному сектору экономики. Что такое природные ресурсы и как их подразделяют.

Природно-ресурсный капитал России. Что такое природно-ресурсный капитал, и как он оценивается. Каковы проблемы использования природно-ресурсного капитала

страны.

Сельское хозяйство. Чем сельское хозяйство отличается от других отраслей. Каков состав сельского хозяйства. Что такое агропромышленный комплекс.

Растениеводство. Какие отрасли растениеводства наиболее развиты в России. Как растениеводство влияет на окружающую среду.

Животноводство. Какие отрасли животноводства наиболее развиты в России. Как животноводство влияет на окружающую среду.

Лесное хозяйство. Сколько лесов в России. Можно ли рубить лес. Какова роль леса в российской истории и экономике.

Охота и рыбное хозяйство. Какую роль в современной жизни людей играет охота. Что такое рыбное хозяйство. Обобщение «Хозяйство России»

Практические работы. 11. Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России. 12. Определение главных районов животноводства в России.

Резерв – 2 часа.

Учебный процесс по изучению географии  организуется в классно - урочной системе. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом основного содержания курса.

        Формы организации образовательного процесса:

  • Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

  • Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

  • Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.

  • Самостоятельная работа учащихся по  изучению нового материала,  отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.

         

Основные виды деятельности:  слушание объяснений учителя; работа с текстом учебника и статистическими данными;  работа с научно-популярной литературой; выполнение  практических работ;   выполнение заданий на контурной карте; выявление географических зависимостей; объяснение наблюдаемых явлений; анализ проблемных ситуаций; сравнительная характеристика объектов; проведение обобщающих семинаров; анализ и сопоставление карт атласа; просмотр учебных фильмов и видеофрагментов; работа с Интернет-ресурсами; выполнение тестовых заданий, подготовка сообщений, докладов, презентаций.

Раздел 3. Планирование

Календарно-тематическое планирование составлено на основе:

- основной образовательной программы основного общего образования на период 2015-2020 гг. Принята на заседании Управляющего Совета школы, Протокол № 1 от 28.08.2015 г. Утверждена Приказом директора школы от 31.08.2015 г. № 01-05-1/180-1.

-.учебного плана школы на 2017-2018уч.год,

- Письма Департамента образования Ярославской области о преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Ярославской областив 2017/2018уч.г.

- Примерной программы основного общего образования по истории. ФК ГОС (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), которая обеспечена УМК, включённого в Федеральный перечень учебников 2017-2018уч.года (Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;) с учётом характеристики 8 класса


Характеристика 8 класса

Особенности обучения в данном классе

По успеваемости класс неоднородный. Половина обучающихся на уроках активна, отвечает на вопросы учителя полными обоснованными ответами. Учащиеся умеют правильно выражать свои мысли, грамотно строить речевые высказывания с соблюдением всех норм и требований литературной речи, применяют на практике ранее полученные знания. На уроках больше любят коллективные виды деятельности, устные опросы, нетрадиционные формы учебной деятельности.   Небольшая группа учеников (Мочалова К., Смирнов А.., Данилова Д., Сидоров К., Шувалова Е.) проявляет желание и возможность изучать историю   углубленно. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки знаний, умений и навыков, так и на этапе контроля.
             В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания, работа с дополнительной литературой. Работоспособность класса на уроке средняя. Темп работы на уроке средний, но трое обучающихся работают в высоком темпе, им всегда необходимы дополнительные задания, а пять обучающихся имеют низкий темп работы.

Авдеев Никита, Воробьева Юлия, Шаманин Александр, Шпачинский Александр имеют справки ПМПК об обучении в СКК классе. Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Данная программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся ОВЗ и построена на основе коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Поскольку у обучающихся есть трудности в усвоении исторических и обществоведческих представлений, понятий, периодизации, хронологии, процессов, они плохо анализируют и обобщают факты, не всегда понимает закономерности развития, возникла необходимость включить в программу рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии:


Рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии:

При планировании уроков внимание обращено на разбор особо значимых фактов, процессов, персоналий; на развитие, совершенствование и применении полученных знаний, умений и навыков. Уроки имеют практическую направленность, способствуют формированию знаний, умений и навыков: ориентироваться в хронологии, систематизировать материал, лучше усваивать понятия, развивают логическое мышление, память, речь, что особенно важно для обучающихся с ОВЗ. Уроки предполагают использование наглядных пособий, карт, краеведческого материала, географических источников, документов, произведений художественной литературы, живописи. Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по географии выступает в единой системе заданий, играющих определенную роль в решении конкретных дидактических задач и направлены на коррекцию недостатков познавательной деятельности обучающихся.


Учебно-тематический план

п./п.

Наименование разделов

Кол-во часов по рабочей программе

Практические работы

(итоговые)


Введение.

1

-

Россия на карте мира

10

4

Природа России

38

11

Население России

9

2

Хозяйство России.

12

3


ИТОГО

70

20



Дата

урока

Тема урока

Содержание Виды
деятельности

Использование ПО, ЦОР,
учебного оборудования

Виды
контроля

Домашнее
задание

География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс – 70 ч.

Введение – 1 ч.


1 Введение. Что изучает география России.

Географический взгляд на Россию: разнообразие территории, уникальность географических объектов.

Знакомство со структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь



c. 3

Часть 1. Россия на карте мира (10 ч)


2

Границы России.

Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

Определение по физической и и политической картам границ России и приграничных государств, обозначение их на контурной карте. Сравнение морских и сухопутных границ России по протяжённости и значению для развития внешнеторговых связей нашей страны с другими государствами.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение работы в контурной карте

п.1


3

Россия на карте часовых поясов.

Часовые зоны России. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей.

Пр/р №1 Определение поясного времени для разных городов России.

Определение положения России на карте часовых поясов. Определение по карте часовых поясов поясного времени для разных городов. Объяснение роли поясного и декретного времени в хозяйстве и жизни людей.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение практической работы

п.2


4

Географическое положение России.

Географическое положение страны, его виды. Пр_/р №2 Характеристика ГП России, США и Канады.

Анализ карт и выявление особенностей разных видов ГП России.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.3


5

Физико-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России.

Где расположены крайние точки России. Как на разных уровнях оценивается экономико-географическое положение России. Чем различаются потенциальные и реальные выгоды транспортно- географического положения страны.


Обозначение на конт. карте объектов, характеризующих ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран. Выявление зависимости между ГП и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории страны. Сравнение размеров экономически эффективной территории России и других стран (Канады, США) на основе статистических данных.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение практической работы

п.4


6

Геополитическое, геоэкономическое, геодем ографическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

В чём сложность геополитического России. В чём сходство геоэкономического и геодемографического положения России. Эколого-географическое положение.

Обозначение на конт. карте объектов и явлений, характеризующих разные виды ГП России. Выявление зависимости между разными видами ГП России. Составление характеристики разных видов ГП России.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.5


7

Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.

Где началось формирование государственной территории России. Как и почему изменялись направления русской и российской колонизации.

Обозначение на конт. карте границ и соседей России в различные исторические эпохи. Выявление особенностей формирования государственной территории России, изменения её границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.6


8

Этапы и методы географического изучения территории.

Как первоначально собирались сведения о территории России. Как шло продвижение русских на восток. Что отличало географические исследования в 19 в. Что исследовали в 20 в. Какие методы использовались для географического изучения России.

Анализ по карте маршрутов важнейших путешествий и экспедиций по территории России. Характеристика вклада знаменитых путешественников и исследователей в освоение и изучение территории России. Подготовка и обсуждение сообщения (презентации) о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.7


9

Особенности административно-территориального устройства страны.

Федеративное устройство страны. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Пр/р №3 Анализ административно-территориального деления России.

Определение и обозначение на конт. карте состава границ федеральных округов. Анализ схемы, отражающей функции административно- территориального деления. Определение субъектов РФ и их столиц по политико-административной карте.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий практической работы

п.8


10

Географическое положение Ярославской области. Особенности географического положения территории. История освоения.

Особенности географического положения территории. История освоения.

Пр/р №4 Определение особенностей географического положения территории Ярославской области

Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны

Учебник; атлас Ярославской области

Текущий контроль – выполнение практической работы

Учебник «География Ярославской области», п.1,2


11

Обобщающее повторение по разделу 1 «Россия на карте мира»


Выполнение контрольных заданий


Итоговый контроль


Часть II. Природа России (38 ч)


12

Природные условия и ресурсы России.

Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами.

Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль

записи в

тетради

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (7 ч)


13

Геологическая история и геологическое строение территории России.

Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры.

Анализ и сопоставление физической и тектонической карт.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль

п.9


14

Рельеф России

Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России.

Пр/р №5 Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Обозначение на конт. карте основных форм рельефа России. Характеристьика размещения полезных ископаемых. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.


Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение практической работы

п 10


15

Как и почему изменяется рельеф России.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения.

Характеристика современных процессов, формирующих рельеф. Объяснение взаимосвязи всех компонентов природы.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.11


16

Стихийные природные явления в литосфере.

Стихийные природные явления. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма.

Характеристика стихийных явлений, происходящих в литосфере, и их последствий для человека. Работа с конт. картой.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п. 12


17

Человек и литосфера.

Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

Объяснение особенностей жизни людей в горах и на равнинах.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п. 13


18

Формирование рельефа Ярославской области и его современного развития

Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Обозначение на конт. карте основных форм рельефа Ярославской области. Характеристьика размещения полезных ископаемых. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Учебник; атлас Яросл. области; рабочая тетрадь


Текущий контроль

Учебник «География Ярославской области», п.3-5


19

Обобщающее повторение по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые».


Выполнение контрольных заданий.


Итоговый контроль


Климат и климатические ресурсы (8 ч)


20

Факторы, определяющие климат России.

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс.

Анализ климатических карт и диаграмм.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.14


21

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

Распределение тепла на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Что показывает коэффициент увлажнения.

Пр/р № 6 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны.

Анализ климатических карт. Характеристика закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, средних температур января и июля, годового количества осадков на территории России.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение практической работы

п.15


22

Сезонность климата.

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье

Характеристика сезонов года. Объяснение причин сезонности климата. Сравнение различных климатических сезонов. Анализ агроклиматической карты и определение наиболее благоприятных условий для развития сельского хозяйства в России.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль

п.16


23

Типы климатов России.

Климатические пояса и типы климатов России.

Пр/р № 7 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Обозначение на конт. карте границ климатических поясов и областей. Объяснение причин разнообразия климата нашей страны. Характеристика каждого типа климата по климатическим картам. Сравнение различных типов климата.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение практической работы

п.17


24

Климат и человек.

Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей.

Обозначение на конт. карте территорий России с наиболее комфортными условиями. Характеристика природных условий России для жизни и деятельности человека.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.18


25

Неблагоприятные и опасные климатические явления.

Пр/р №8 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Выполнение практической работы по инструкции.

Учебник; атлас

Текущий контроль – выполнение практической работы

п.18


26

Климатические особенности Ярославской области.

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Анализ климатических карт и диаграмм. Определение особенностей климата Яросл. Области.

Учебник; атлас Ярославской области




27

Обобщающее повторение по теме: «Климат и климатические ресурсы».



Выполнение контрольных заданий


Итоговый контроль


Внутренние воды и водные ресурсы (6ч)


28

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России.

Объяснение влияния климата и рельефа на внутренние воды страны. Анализ распределения рек по бассейнам разных океанов.

Учебник; Атлас; Электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.19


29

Режим рек.

Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.

Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России.

Пр/р №9 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических

карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.

Решение задач на определение падения и уклона реки. Сравнение равнинных и горных рек.

Учебник; Атлас; Электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение практической работы

п.19


30

Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.


Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Пр/р №10 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.


Объяснение причины размещения озёр, болот, многолетней мерзлоты по территории России. Характеристика крупных озёр нашей страны по картам и другим ГИИ. Анализ связи внутренних вод с другими компонентами ПТК. Обозначение на конт. карте озёр, границ многолетней мерзлоты.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение практической работы

п.20


31

Водные ресурсы и человек.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Пр/р №11 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Оценка роли воды в жизни человека. Осознание эстетического и оздоровительного значения водных ландшафтов.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение практической работы

п.21


32

Внутренние воды и водные ресурсы Ярославской области.

Оценка обеспеченности водными ресурсами Ярославской области. Определение экологических проблем водных ресурсов Ярославской области.

Характеристика водных ресурсов своего края.

Учебник; атлас Ярославской области

Текущий контроль

Записи в тетради


33

Обобщающее повторение по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы».


Выполнение контрольных заданий


Итоговый контроль


Почва и почвенные ресурсы(4ч)


34

Образование почв и их разнообразие

Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв.

Анализ почвенных карт в атласе и строения почвенного профиля в учебнике. Объяснение причин образования разных почв нашей страны. Установление взаимосвязи почвы с другими компонентами ПТК.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.22


35

Закономерности распространения почв.

Главные типы почв России. Размещение основных типов почв на территории России.

Пр/р №12 Определение по почвенной карте Ярославской области преобладающих типов почв.

Характеристика типов почв. Определение основных типов почв России.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение практической работы

п. 23


36

Почвенные ресурсы России.

Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.

Пр/р №13Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв Ярославской области, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.

Осознание значения почвы для жизни человека. Объяснение роли мелиорации в повышении плодородия почв. Характеристика почв своей местности.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение практической работы

п. 24


37

Почвы и почвенные ресурсы Ярославской области

Образование почв и их разнообразие.

Характеристика типов почв. Определение основных типов почв своей местности

Учебник; атлас Ярославской области

Текущий контроль

Записи в тетради

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы(3ч)


38

Растительный и животный мир России.

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие.

Установление взаимосвязей между живой природой и другими компонентами ПТК. Объяснение размещения основных типов растительного и животного мира в нашей стране.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.25


39

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.

Пр/р № 14 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.


Характеристика и оценка биологических ресурсов нашей страны.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение практической работы

п.26


40

Растительный и животный мир Ярославской области.

Пр/р №15 Оценка биологических ресурсов Ярославской области и их рационального использования.

Характеристика и оценка биологических ресурсов Ярославской области

Учебник; атлас Ярославской области;

Текущий контроль – выполнение практической работы

Записи в тетради

Природно-хозяйственные зоны (9ч)


41

Разнообразие природных комплексов

Что такое природно-территориальный комплекс (ПТК). Физико-географическое районирование. Моря как крупные природные комплексы. ПТК природные и антропогенные.

Объяснение принципов физико-географического районирования. Подбор примеров природных и антропогенных ландшафтов. Характеристика природных комплексов морей (на примере Азовского моря).

Учебник; Атлас; Электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.27


42

Природно-хозяйственные зоны России.

Что такое природная зональность. Почему мы называем эти зоны природно-хозяйственными.

Анализ размещения природных зон нашей страны, обозначение их на конт. карте. Объяснение влияния деятельности человека на природные зоны.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.28


43

Арктические пустыни, тундра и лесотундра.

Природные особенности безлесных территорий Севера. Каковы основные виды природопользования на северных территориях.

Выявление и объяснение особенностей природы арктических пустынь, тундры и лесотундры. Характеристика особенностей природопользования в зоне Севера.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.29


44

Леса

Какие леса растут в России. Зона тайги и зона смешанных и широколиственных лесов.

Обозначение природных зон России на конт. карте. Сравнение тайги и смешанных лесов.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.30


45

Лесостепи, степи и полупустыни

Влияние хозяйственной деятельности человека на природу степей и лесостепей. Географическое положение пустынь и полупустынь в России.

Сравнение природы тундры и степной зоны. Объяснение характера приспособления растений и животных к условиям степей и полупустынь.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.31


46

Высотная поясность

Влияние гор на природу и человека. Где в нашей стране наиболее ярко выражена высотная поясность.

Самостоятельное составление схемы высотной поясности для разных гор нашей страны. Сравнение высотной поясности Кавказа и Урала.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.32


47

Особо охраняемые природные территории.

Памятники всемирного природного наследия.


Что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ). Сколько нужно иметь в стране заповедных территорий, чтобы обеспечит её устойчивое развитие.

Характеристика одной из ООПТ России (по выбору).

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в тетради

п.33


48

Природные зоны Ярославской области. Характеристика основных природных комплексов Ярославской области

Причины формирования разнообразных ландшафтов. Ландшафты моренных равнин. Ландшафты озёрно-ледниковых равнине.

Анализ размещения природных зон Ярославской области

Учебник; атлас Ярославской области;

Текущий контроль

Записи в тетради


49

Обобщающее повторение по разделу 2 «Природа России».


Выполнение контрольных заданий.


Итоговый контроль


Часть III. Население России (9ч.)


50

Численность населения

Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и её отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и её отдельных территорий.

Определение по статистическим данным места России в мире по численности населения. Анализ графиков изменения численности населения. Сравнение по статистическим данным показателей воспроизводства населения России с показателями других стран мира.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.34


51

Половой и возрастной состав населения страны

Своеобразие полового и возрастного состава населения России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.

Пр/р №16 Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России.

Определение по статистическим данным: 1)полового состава населения России; 2) соотношения мужского и женского населения в разных районах страны; 3) возрастного состава населения России. Решение учебных задач. Подготовка сообщения (презентации) о факторах, влияющих на среднюю продолжительность жизни населения.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение практической работы

п.35


52

Народы и религии России. Россия — многонациональное государство.

Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Языковой состав населения. География религий. Особенности

Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений.

Обозначение на конт.карте крупнейших религиозных центров российского православия, ислама, буддизма.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.36


53

Городское и сельское население.


Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Определение и сравнение показателей соотношения

городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.

Обозначение на конт. карте крупненйших городов и городских агломераций России.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.37


54

Особенности размещения населения России.

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения.

Выявление факторов, влияющих на размещение населения страны. Выявление по карте плотности населения, физической и тематическим картам закономерностей размещения населения России.

Обозначение на конт. карте основной зоны расселения и хозяйственного освоения, зоны Севера.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.38


55

Миграции населения России.

Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Пр/р№17 Характеристика особенностей миграционного движения населения России.

Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России. Составление схем разных видов миграций и вызывающих их причин.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение практической работы

п.39


56

Человеческий капитал страны.

Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.

Анализ схемы состава трудовых ресурсов и экономически активного населения. Выявление соотношения этих понятий. Сравнение по статистическим данным величины трудоспособного и экономически активного населения в России и других странах мира.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.40


57

Особенности населения Ярославской области.

Этапы заселения, формирования культуры населения области, современного хозяйства. Особенности населения Ярославской области. Особенности расселения. Характеристика городов. Достопримечательности.

Анализ карт населения Ярославской области.

Определение основных показателей, характеризующих население своей области.

Учебник; атлас Ярославской области;


Текущий контроль

записи в тетради


58

Обобщающее повторение по теме: «Население России».



Выполнение тестовых заданий


Итоговый контроль


Часть IV. Хозяйство России (12ч)


59

Особенности хозяйства России

Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяйства.

Анализ схем отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определение их различий. Установление черт сходства и различия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России и хозяйства экономически развитых и развивающихся стран мира.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.41


60

Как география изучает хозяйство

Условия и факторы размещения предприятий. Пр./р № 18 Определение по картам типов территориальной структуры хозяйства России.

Определение факторов размещения предприятий различных отраслей хозяйства. Выделение типов территориальной структуры хозяйства России на основе анализа тематических (экономических) карт.

Учебник; Атлас; Электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение практической работы

п.42


Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу (12ч.)


61

Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы.

Что относят к первичному сектору экономики. Что такое природные ресурсы и как их подразделяют.

Анализ схемы состава первичного сектора экономики, определение функций и различий его отдельных составляющих. Анализ классификации типов и видов природных ресурсов, подбор примеров, подтверждающих характер их назначения.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

П. 43


62

Природно-ресурсный капитал страны.

Что такое природно-ресурсный капитал и как он оценивается. Каковы проблемы использования природно-ресурсного потенциала страны.

Пр./р № 19 Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.

Анализ карт и статистических материалов и выявление места России в природно-ресурсном потенциале мира. Сравнение стран по запасам основных видов природных богатств.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение практической работы

п.44


63

Сельское хозяйство

Чем отличается с/х от других отраслей. Состав с/х. Агропромышленный комплекс.

Сравнительный анализ с/х угодий России и других стран (регионов), формулирование выводов. Выявление существенных черт отличия с/х от других отраслей экономики.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.45


64

Растениеводство

Какие отрасли растениеводства наиболее развиты в России. Как растениеводство влияет на окружающую среду

Определение по картам и характеристика агроклиматических ресурсов районов со значительными посевами тех или иных культур.

Обозначение на конт. карте главных районов выращивания зерновых и технических культур.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.46


65

Животноводство

Какие отрасли животноводства наиболее развиты в России. Как животноводство влияет на окружающую среду.

Пр./р № 20 Определение главных районов животноводства в России.

Определение по картам и эколого-климатическим показателям главных районов развития разных отраслей животноводства.

Формулирование главных районов размещения различных отраслей животноводства.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение практической работы

п.47


66

Лесное хозяйство

Сколько лесов в России. Можно ли рубить лес. Какова роль леса в российской истории и экономике.

Определение по картам особенностей географии лесов России. Сравнительный анализ различий породного состава российских лесов.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

П.48


67

Охота и рыбное хозяйство

Какую роль в современной жизни людей играет охота. Что такое рыбное хозяйство.

Определение по карте природных зон главных районов развития охотничьего хозяйства. Определение по статистическим данным основных тенденций развития рыбного хозяйства страны. Подготовка и обсуждение сообщения (презентации) об основных рыбопромысловых бассейнах.

Учебник; атлас; электронное приложение; рабочая тетрадь


Текущий контроль – выполнение заданий в рабочей тетради

п.49


68

Хозяйство Ярославской области. Природные ресурсы.

Этапы развития хозяйства своей области. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Первичный сектор экономики.


Учебник; атлас Ярославской области



Текущий контроль

Записи в тетради


69

Обобщающее повторение по теме: «Первичный сектор экономики».


Выполнение контрольных заданий


Итоговый контроль



70

Обобщающее повторение за курс 8 класса.


Выполнение контрольных заданий


Итоговый контроль





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!