СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 8 класс по учебнику И. И. Бариновой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс»

Муниципальное образование «Александрово-Заводский район» Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шаранчинская средняя общеобразовательная школа


РАССМОТРЕНО

Руководитель МО


______________________

Л. Н. Маркова

Протокол № _____________

от «___» ____________ 2020 г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МОУ Шаранчинской СОШ

____________________

Т. А. Астраханцева

от «___» ____________ 2020 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Шаранчинской СОШ

_______________________

С.Н. Субуханкулова

Приказ № ____________

от «___»____________ 2020 г.


Рабочая программа

по предмету «География. Природа России»

в 8 классе

(И. И. Баринова)


подготовила учитель географии Литвиненко Виктория Сергеевна


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ________

от «___»___________ 2020 г.






с. Шаранча







Пояснительная записка.

Рабочая программа по географии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, учебного плана. Исходным документом для составления рабочей программы учебного курса является: 1. Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин.; 2. «Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016.- 409, [7] с.

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Общая характеристика учебного предмета.

Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам: с 5 по 7 класс – география планеты, с 8 по 9 класс – география России.

Данная программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической линии», выпускаемым издательством «Дрофа». Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным. Наличие единого авторского коллектива, разрабатывающего концепцию, а затем и программы, учебники и учебно-методические пособия, дает возможность устранить многие недостатки и сложности, связанные с несогласованностью содержания программ и школьных учебников.

Учебники данной линии давно знают и любят в школе. За многие годы существования они вобрали в себя все лучшее, что наработано методикой преподавания географии. Материалы учебников обновлены в соответствии с последними тенденциями в школьной географии.

Курс «География России» (8-9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.

Основными целями курса являются:

  • формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

  • воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;

  • формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

Основные задачи данного курса:

  • формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

  • формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, учебников, статистических данных, интернет – ресурсов;

  • развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы.

Место курса географии в учебном плане ОУ.

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. На изучение географии в 8 классе по 68 часов (2ч в неделю).

Планируемые предметные результаты освоения предмета.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • называть различные источники географической инфор­мации и методы получения географической информации;

  • определять географическое положение России;

  • показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

  • определять поясное время;

  • называть и показывать крупные равнины и горы;

  • выяснять с помощью карт соответствие их платформен­ным и складчатым областям;

  • показывать на карте и называть наиболее крупные место­рождения полезных ископаемых;

  • объяснять закономерности их размещения;

  • приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внут­ренних процессов;

  • делать описания отдельных форм рельефа по картам;

  • называть факторы, влияющие на формирование климата России;

  • определять характерные особенности климата России;

  • иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

  • давать описания климата отдельных территорий;

  • с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной ра­диации и т. д.;

  • приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

  • называть и показывать крупнейшие реки, озера;

  • используя карту, давать характеристику отдельных вод­ных объектов;

  • оценивать водные ресурсы;

  • называть факторы почвообразования;

  • используя карту, называть типы почв и их свойства;

  • объяснять разнообразие растительных сообществ на тер­ритории России, приводить примеры;

  • объяснять видовое разнообразие животного мира;

  • называть меры по охране растений и животных;

  • показывать на карте основные природные зоны России, называть их;

  • приводить примеры наиболее характерных представите­лей растительного и животного мира;

  • объяснять причины зонального и азонального распо­ложения ландшафтов;

  • показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;

  • приводить примеры взаимосвязей природных компонен­тов в природном комплексе;

  • показывать на карте крупные природные районы России;

  • называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера);

  • давать комплексную физико-географическую характе­ристику объектов;

  • отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;

  • оценивать природные условия и природные ресурсы тер­ритории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;

  • приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;

  • выделять экологические проблемы природных регионов;

  • объяснять влияние природных условий на жизнь, здо­ровье и хозяйственную деятельность людей;

  • объяснять изменение природы под влиянием деятельнос­ти человека;

  • объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.


Содержание программы География России. Природа. 8 класс.

(2 ч в неделю, всего 68 ч)

ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Что изучает физическая география России. Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом.

НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА

Географическое положение России. Россия — самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России.

Моря, омывающие берега России. Физико-географиче­ская характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

Россия на карте часовых поясов. Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России.

Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы рус­ских в Западную Сибирь. Географические открытия XVI — начала XVII в. Открытия нового времени (середина XVII— XVIII в.). Открытия XVIII в. Исследования XIX—XX вв.

Современное административно-территориальное устрой­ство России. Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчине­ния; национально-территориальные образования.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

Дискуссия. Тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны?»

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

называть различные источники географической инфор­мации и методы получения географической информации;

определять географическое положение России;

показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

определять поясное время.

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 ч)

РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Особенности рельефа России. Крупные формы релье­фа России и их размещение.

Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Основные этапы геологической истории форми­рования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы.

Минеральные ресурсы России. Распространение полез­ных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Эколо­гические проблемы, связанные с добычей полезных ископае­мых.

Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы родного края.

Практические работы. 3. Объяснение зависимости располо­жения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

От чего зависит климат нашей страны. Климатооб­разующие факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Изменение погоды под влиянием циклонов и антициклонов. Влияние подсти­лающей поверхности.

Распределение тепла и влаги на территории России.

Распределение тепла на территории нашей страны. Распре­деление осадков на территории нашей страны.

Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный кли­мат умеренного пояса. Определение по синоптической карте особенностей погоды для разных пунктов. Составление прогноза погоды.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные климати­ческие условия. Неблагоприятные климатические явления. Климат родного края.

Практические работы. 4. Определение по картам закономер­ностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. 5. Оценка основных климатических по­казателей одного из регионов страны.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Разнообразие внутренних вод России. Значение вну­тренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Вличние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками.

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Важность со­хранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с много­летней мерзлотой.

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.

Дискуссия. Тема «Вода – уникальный ресурс, который нечем заменить…»

Почвы и почвенные ресурсы

Образование почв и их разнообразие. Образования почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв.

Закономерности распространения почв. Типы почв Рос­сии: арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново­-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.

Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы родного края.

Практические работы. 6. Выявление условий почвообразова­ния основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.


РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Растительный и животный мир России. Раститель­ный и животный мир. Основные типы растительности Рос­сии. Разнообразие животного мира России.

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир родного края.

Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размеще­ния природных ресурсов.

Практические работы. 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

называть и показывать крупные равнины и горы;

выяснять с помощью карт соответствие их платформен­ным и складчатым областям;

показывать на карте и называть наиболее крупные место­рождения полезных ископаемых;

объяснять закономерности их размещения;

приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внут­ренних процессов;

делать описания отдельных форм рельефа по картам;

называть факторы, влияющие на формирование климата России;

определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

давать описания климата отдельных территорий;

с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной ра­диации и т. д.;

приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

называть и показывать крупнейшие реки, озера;

используя карту, давать характеристику отдельных вод­ных объектов;

оценивать водные ресурсы;

называть факторы почвообразования;

используя карту, называть типы почв и их свойства; объяснять разнообразие растительных сообществ на тер­ритории России, приводить примеры;

объяснять видовое разнообразие животного мира;

называть меры по охране растений и животных.

Раздел II. Природные комплексы России

ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

Разнообразие природных комплексов России. Разно­образие природных территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.

Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ре­сурсы морей.

Природные зоны России. Природная зональность. При­родные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.

Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «на­бора» высотных поясов от географического положения и вы­соты гор.

Практические работы. 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на тер­ритории России.

ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ

Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особен­ности географического положения. История освоения. Осо­бенности природы Русской равнины. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Памятники природы рав­нины. Природные ресурсы равнины и проблемы их раци­онального использования.

Кавказ — самые высокие горы России. Географическое положение. Рельеф, геологическое строение и полезные ис­копаемые Кавказа. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ре­сурсы. Население Северного Кавказа.

Урал — «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.


Западно-Сибирская равнина. Особенности географиче­ского положения. Особенности природы Западно-Сибирской равнины. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы равнины и условия их освоения.

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Осо­бенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сиби­ри. Климат. Природные районы Восточной Сибири. Жемчу­жина Сибири — Байкал. Природные ресурсы Восточной Си­бири и проблемы их освоения.

Дальний Восток — край контрастов. Особенности гео­графического положения. История освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы Дальне­го Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Даль­него Востока, освоение их человеком.

Практические работы. 11. Оценка природных условий и ре­сурсов одного из регионов России. Прогнозирование измене­ний природы в результате хозяйственной деятельности. 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

Творческие работы. • Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы; по националь­ным паркам; по рекам и озерам. • Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа. • Разработка ту­ристических маршрутов по разным частям Урала: Северно­му, Среднему, Южному.

Дискуссии. Темы: «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины?»; «Докажите спра­ведливость слов М. В. Ломоносова “Российское могущество прирастать Сибирью будет...”».

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

показывать на карте основные природные зоны России, называть их;

приводить примеры наиболее характерных представите­лей растительного и животного мира;

объяснять причины зонального и азонального распо­ложения ландшафтов;

показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;

приводить примеры взаимосвязей природных компонен­тов в природном комплексе;

показывать на карте крупные природные районы России;

называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера);

давать комплексную физико-географическую характе­ристику объектов;

отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;

оценивать природные условия и природные ресурсы тер­ритории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;

приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;

выделять экологические проблемы природных регионов.

Раздел III. Человек и природа

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия для жизни и деятельнос­ти людей. Освоение территорий с экстремальными условия­ми. Стихийные природные явления и их причины. Геогра­фия стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными при­родными явлениями.

Воздействие человека на природу. Общественные потреб­ности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятель­ности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты.

Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза.

Россия на экологической карте. Источники экологичес­кой опасности. Контроль за состоянием природной среды.

Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.

География для природы и общества. История взаимоот­ношений между человеком и географической средой. Науч­но-техническая революция: благо или причины экологи­ческого кризиса.

Практические работы. 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. 14. Со­ставление карты «Природные уникумы России» (по жела­нию). 15. Характеристика экологического состояния одного из регионов России.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять влияние природных условий на жизнь, здо­ровье и хозяйственную деятельность людей;

объяснять изменение природы под влиянием деятельнос­ти человека;

объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.


Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

ставить учебные задачи;

вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

планировать и корректировать свою деятельность в соот­ветствии с ее целями, задачами и условиями;

оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

классифицировать информацию в соответствии с выбран­ными признаками;

сравнивать объекты по главным и второстепенным при­знакам;

систематизировать информацию;

структурировать информацию;

формулировать проблемные вопросы, искать пути реше­ния проблемной ситуации;

владеть навыками анализа и синтеза;

искать и отбирать необходимые источники информа­ции;

использовать информационно-коммуникационные тех­нологии на уровне общего пользования, включая поиск, по­строение и передачу информации, презентацию выполнен­ных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

представлять информацию в различных формах (пись­менной и устной) и видах;

работать с текстом и внетекстовыми компонентами: сос­тавлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступ­ления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

составлять рецензии, аннотации;

выступать перед аудиторией, придерживаясь определен­ного стиля при выступлении;

вести дискуссию, диалог;

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.


Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многона­ционального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократиче­ских и традиционных ценностей многонационального рос­сийского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;

ответственным отношением к учению, готовностью и спо­собностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории об­разования;

целостным мировоззрением, соответствующим совре­менному уровню развития науки и общественной практики;

гражданской позицией к ценностям народов России, го­товностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

коммуникативной компетентностью в общении и со­трудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общест­венно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:

  • проблемного обучения,

  • технологии развития критического мышления через чтение и письмо,

  • ИКТ

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в форме индивидуально-групповых занятий.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ. .

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Тематический план география 8 класс.


№ п/п

Раздел

Общее кол-во часов

1

Что изучает физическая география России.

1

2

Наша Родина на карте мира.

6

3

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России.

20

4

Раздел II. Природные комплексы России.

34

5

Раздел III. Человек и природа.

6

6

Итоговый урок.

1


Итого:

68



Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс.

п/п

Тема урока

Количество часов

Планируемые результаты

Дата

Домашнее задание

Что изучает физическая география России (1ч)


1/1

Что изучает физическая география России.

1

Уметь: использовать различные источники географической информации.


Стр. 3-6

Наша Родина на карте мира (6ч)


2/1

Географическое положение России. Практическая работа№1 «Характеристика географического положения России».

1

Уметь анализировать и сопоставлять карты атласа.

Уметь: показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России;

показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами;

определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения;

показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе.



§1

3/2

Моря, омывающие берега России.

1

§2

4/3

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа №2 «Определение поясного времени для различных пунктов России»

1



§3

5/4

Как осваивали и изучали территорию России.

1


§4

6/5


Как осваивали и изучали территорию России.

1


§5

7/6

Обобщение знаний по теме «Наша Родина на карте мира»

1


повторение

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (20ч)


Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (4ч)


8/1

Особенности рельефа России.

1


Уметь: читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявить взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; Определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; называть меры безопасности при стихийных явлениях; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры использования полезных ископаемых, влияния разработки месторождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи.



§6

9/2

Геологическое строение территории нашей страны.

1




§7

10/3

Минеральные ресурсы России. Практическая работа№3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры»

1



§8

11/4

Развитие форм рельефа.

1


§9

Климат и климатические ресурсы (4ч)


12/1

От чего зависит климат нашей страны.


1

Знать: закономерности распределения суммарной солнечной радиации.

Уметь: приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей.


§10

13/2

Распределение тепла и влаги на территории России.

1


§12

14|3

Разнообразие климата России. Практическая работа № 4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны».

1


§12

15/3

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Практическая работа №5 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны»

1


§13

Внутренние воды и водные ресурсы (4ч)


16/1

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

1

Уметь: показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристику крупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ.


§14

17/2

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

1


§15

18/3

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Дискуссия « Тема «Вода – уникальный ресурс, который нечем заменить…»

1


§16

19/4

Обобщение по теме.

1



повторение

Почвы и почвенные ресурсы (4ч)


20/1

Образование почв и их разнообразие.

1

Уметь: объяснять понятия: земельные ресурсы, с/х угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель.


§17

21/2

Закономерности распространения почв. Практическая работа №6 «Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.

1


§18

22/3

Почвенные ресурсы.

1



§19

23/4

Обобщение по теме.

1



повторение

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4ч)


24/1

Растительный и животный мир России. Практическая работа №7 «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса»

1

Уметь: приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком;

перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот;

объяснять значение животного мира в жизни человека.


§20

25/2

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Практическая работа №8 «Определение роли ООПТ в сохранении природы России».


1


§21

26/3

Природно-ресурсный потенциал России.


1


§22

27/4

Обобщение знаний по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России»


1


повторение




Раздел II. Природные комплексы России (34ч)


Природное районирование (7ч)


28/1

Разнообразие природных комплексов России.

1


Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт;


объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования;


описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах.

Уметь составлять схемы высотной поясности для разных гор нашей страны.


§23

29/2

Моря как крупные природные комплексы.

1


§24

30/3

Природные зоны России.

1


§25

31/4

Разнообразие лесов России.

1


§26

32/5

Безлесные зоны на юге России. Практическая работа №9 «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). Практическая работа №10 «Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России».


1


§27

33/6

Высотная поясность.


1


§28

34/7

Обобщение по теме.

1



повторение

Природа регионов России (27ч)


35/1

Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения.

1

Уметь характеризовать регионы по плану.



Уметь характеризовать природные зоны, природные ресурсы территорий, природные комплексы, географическое положение регионов России.




Уметь сопоставлять и анализировать различные источники географической информации.



Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов;



Уметь объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры;



Уметь объяснять закономерности развития растительного и животного мира территории;



Уметь характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека.

Уметь строить вертикальный профиль Кавказа.



Уметь правильно обозначать на контурной карте важные географические объекты.



Уметь сравнивать и анализировать географические объекты.



Уметь составлять таблицы с использование учебника, как источника информации.


Уметь обозначать на контурной карте береговые линии регионов, основных гор и равнин.


Уметь оценивать природные ресурсы регионов.


Уметь прогнозировать развитие рекреационных ресурсов региона.



§29

36/2

Особенности природы Русской равнины.

1


§29

37/3

Природные комплексы Восточно-Европейской равнины.

1


§30

38/4

Памятники природы равнины. Творческая работа. «Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы; по национальным паркам; по рекам и озерам».

1


§31

39/5

Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования.

1


§32

40/6

Природа Крыма.

1


§33

41/7

Кавказ – самые высокие горы России.

1


§34

42/8

Особенности природы высокогорий.

1


§35

43/9

Природные комплексы Северного Кавказа. Творческая работа. «Подготовка презентации о природных уникумах северного Кавказа».

1


§36

44/10

Урал – «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения.

1


§37

45/11

Природные ресурсы Урала.

1


§38

46/12

Своеобразие природы Урала. Творческая работа. «Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала: Северному, Среднему, Южному».


1


§39

47/13

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.



1


§40

48/14

Западно - Сибирская равнина. Особенности природы.


1


§41

49/15

Природные зоны Западно – Сибирской равнины.


1


§42

50/16

Природные ресурсы равнины и условия их освоения. Дискуссия. Тема «Что мешает освоению природных богатств Западно – Сибирской равнины?»

1


§43

51/17

Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

1


§44

52/18

Климат Восточной Сибири.

1


§45

53/19

Природные районы Восточной Сибири.

1


§46

54/20

Жемчужина Сибири – Байкал.

1


§47

55/21

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Дискуссия. Тема «Докажите справедливость слов М.В. Ломоносова «Российское могущество прирастать Сибирью будет…»»

1


§48

56/22

Дальний Восток – край контрастов.

1


§49

57/23

Природные комплексы Дальнего Востока.

1


§50

58/24

Природные уникумы Дальнего Востока.

1



§51

59/25

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

1



§52

60/26

Обобщение по теме.

1


повторение

61/27

Обобщение знаний по разделу «Природные комплексы России». Практическая работа №11 «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности. Практическая работа №12 «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов».


1



Раздел III. Человек и природа(6ч).


62/1

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Практическая работа №13 «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России».

1


Знать: законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.


Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании;

составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России;

Уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы.


§53

63/2

Воздействие человека на природу.

1

§54

64/3

Рациональное природопользование. Практическая работа №14 «Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию).

1

§55

65/4

Россия на экологической карте.

1

§56

66/5

Экология и здоровье человека. Практическая работа №15 «Характеристика экологического состояния одного из регионов России».

1

§57

67/6

География для природы и общества.

1

§58

68

Итоговый урок.

1


Перечень учебно-методического комплекта и материально-технического обеспечения образовательного процесса:

  • Учебник. Баринова И.И. География России. 8 кл. – М.: Дрофа, 2015.

  • Баринова И.И. География России. 8 кл .:Рабочая тетрадь.

  • Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 352 с. – (В помощь школьному учителю).

  • Баринова И.И. География России. 8 кл: Рекомендации к планированию уроков по учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа». – М.: Дрофа, 2012. – 112 с.

  • География. 8 кл.: атлас. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010.

  • Контурные карты. География 8 класс.

  • Электронное приложение к учебнику.

Номенклатура.

Мысы: Дежнёва, Челюскина, Флигели

Проливы: Керченский, Берингов, Маточкин Шар, Карские ворота, Татарский, Лаперуза

Заливы: Кандалакшский

Моря: Балтийское, Баренцево, Карское. Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Чёрное, Азовское, Каспийское.

Острова: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Курильские, Сахалин, Соловецкие, Ольхон, Командорские, Ратманова, Рудольфа

Полуострова: Кольский, Таймыр, Ямал, Чукотский, Камчатка, Канин Нос, Гыданский, Таманский, Апшеронский

Равнины: Русская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность, Прикубанская

Горы: Уральские, Кавказские, Верхоянский хребет, Алтай, Саяны, Тиманский кряж, Валдайская возвышенность, Эльбрус, Казбек, Народная, Тельпосиз, Конжаковский камень, Асбест, Белуха, Кузнецкий Алатау, хребет Черского, Бырранга, Базардюзю, Джугджур, Сихотэ-Алинь

Нагорья: Становое, Алданское, Патомское,

Реки: Волга, Северная Двина, Обь, Енисей, Лена, Амур, Колыма, Индигирка, Яна, Вилюй, Витим, Иртыш, Печора, Дон, Терек, Кубань, Чусовая, Надым, Пур, Таз, Зея, Бурея, Уссури

Озёра: Байкал, Онежское, Ладожское, Селигер, Ханка, Ильмень, Чудское, Псковское, Эльтон, Баскунчак, Телецкое

Города: Псков, Новгород, Москва, Суздаль, Воркута, Соликамск, Уренгой, Ямбург, Сургут, Нижневартовск, Петропавловск, Липецк, Омск, Хабаровск, Казань, Воронеж, Санкт-Петербург, Владимир, Калининград

Заповедники: Астраханский, Илычский, Ильменский, Кунгурская пещера, Алтайский, Баргузинский, Кижи


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!