СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс»



Пояснительная записка

 Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, программы Дронова В.П., Савельевой Л.Е. «География» для 5-9 классов. Предметная линия учебников «СФЕРЫ», издательство М. «Просвещение», 2015 г., учебника Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Россия: Природа, население, хозяйство. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, издательство "Просвещение", 2018г., с учетом идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.


Цели и задачи учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ»

Основная цель географии— сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-эконо­мических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окру­жающей среде.

Задачами изучения географии являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.



Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на изучение географии в 2019-2020 учебном году отводится 70 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю, на основании календарного учебного графика и расписания на 2019-2020 учебный год на изучение географии в 8 классе основной школы отводится 71 час, из расчета 2 часа в неделю.

Рабочая Программа Дронова В.П., Савельевой Л.Е. «География» для 5-9 классов. Предметная линия учебников «СФЕРЫ», издательство М. «Просвещение», 2015 г., предусматривает 70 часов, из них 5 часов резервного времени.

Данная программа будет выполнена за 71 час. Содержание, а так же последовательности изучения разделов и тем курса в рабочей программе находятся в полном соответствии с Программой общеобразовательных учреждений Дронова В.П., Савельевой Л.Е. «География» для 5-9 классов. Предметная линия учебников «СФЕРЫ», издательство М. «Просвещение», 2015 г., учебника Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Россия: Природа, население, хозяйство. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, издательство "Просвещение", 2018г.,

Внесённые изменения

Резервное время : 5 часов + 1час - использованы на изучение Регионального компонента.















ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»


В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

  • целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

  • комплексное представление о географической среде как среде обитания человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

  • социально-значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.





























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА " ГЕОГРАФИЯ "


ВВЕДЕНИЕ

Что изучает география России. Источники географических знаний.


Часть I

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ

Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория

Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Этапы и методы географического изучения терри­тории России.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.


Часть II ПРИРОДА РОССИИ


Тема 1: Рельеф и недра

Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участ­ки земной коры. Основные этапы геологической исто­рии формирования земной коры на территории стра­ны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со стро­ением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутрен­них и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей формирования релье­фа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Московской области.


Тема 2: Климат и климатические ресурсы

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверх­ности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаря­емость, коэффициент увлажнения). Сезонность кли­мата.

Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Климат своего региона.


Тема 3: Внутренние воды и моря

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связан­ные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность рас­пределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного

использования.


Тема 4: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.


Тема 5: Почва и почвенные ресурсы

Почва — особый компонент природы. В. В. Доку­чаев — основоположник почвоведения. Почва — на­циональное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Из­менение почв в процессе их хозяйственного использо­вания. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

Особенности почв своего региона и своей местнос­ти.


Тема 6: Природное –хозяйственные зоны

Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической обо­рочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое райониро­вание России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные тер­ритории. Памятники всемирного природного наследия.

Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.

Практическая работа. Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ


Часть III НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ


Тема 1: Численность населения

Численность населения России в сравнении с дру­гими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.

Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.


Тема 2: Национальный состав

Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор форми­рования и развития России. Межнациональные про­блемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География ре­лигий.


Тема 3: Городское и сельское население страны

Особенности ур­банизации в России. Концентрация населения в круп­нейших городах и обострение в них социально-эконо­мических и экологических проблем. Городские агло­мерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности рас­селения сельского населения. Современные социаль­ные проблемы села.

Географические особенности размещения населе­ния: их обусловленность природными, исторически­ми и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.


Тема 4: Миграции населения

Внешние и внут­ренние миграции: причины, порождающие их. Ос­новные направления миграционных потоков на раз­ных этапах развития страны.

Тема 5: Трудовые ресурсы

Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размеще­нии хозяйства. Неравномерность распределения тру­доспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.

Практические работы. 1. Изучение этнического состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ.



















ПРИМЕРНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЙ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ГЕОГРАФИЯ"

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

  3. Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли

  4. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере

  5. Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей

  6. Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

  7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности

  8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах

  9. Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

  10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи

  11. Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  8. смысловое чтение;

  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  11. формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  1. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  2. формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;

  3. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  4. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  5. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  6. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  7. формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.

Источники географической информации

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

География, 8 класс, 71 ч

п/п


п/п

в теме

Дата

Наименование тем

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Формы контроля

План

коррекция

Введение - 1ч.

1

1

05.09


Введение


Фронтальный контроль

Географическое пространство России (8 ч)

2

1

06.09


Границы России

Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам,

наносить

их на контурную карту. Сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяжённости и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами.

Сравнивать

протяжённость границ с разными странами и соседями.

Определять наиболее разнообразные в природном отношении границы.

Составлять описание границ России

Фронтальный контроль

3

2

12.09


Размеры

территории.

Часовые

пояса

Сравнивать размеры государственной территории России и других стран (Канады, США и т. п.) на основе анализа карт и статистических данных. Выявлять на основе анализа схемы преимущества и недостатки больших размеров территории страны. Определять положение РФ на карте часовых поясов.

Определять поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Решать задачи на определение поясного времени с контекстом из реальной жизни. Объяснять роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей

Текущий контроль Практичес кая работа № 1

4

3

13.09


Географическое

положение

Анализировать карты и выявлять особенности разных видов географического положения России. Наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение России.

Сравнивать

географическое положение России и других стран. Выявлять зависимость между географическим положением и особенностями заселения и хозяйственно го освоения территории страны

Текущий контроль Практичес кая работа № 2

5

4

19.09


Россия в мире

Анализировать карты и статистические материалы (печатные таблицы, диаграммы, графики, ресурсы Интернета) и выявлять

место России в природноресуром потенциале мира. Сравнивать страны по запасам основных видов природных богатств. Определять по картам соседние государства России, входящие в состав СНГ, и называть их столицы.

Анализировать

статистические данные, содержащиеся в учебнике и дополнительных источниках ин формации, о величине ВВП и национального богатства России (в сравнении с другими странами), решать учебные задачи с контекстом из реальной жизни

Фронтальный контроль

6

5

20.09


Освоение и изучение территории России

Выявлять особенности формирования государственной территории России, изменения её границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Анализировать карты с маршрутами важнейших путешествий и экспедиций по территории России.

Характеризовать вклад знаменитых путешественников и исследователей в освоение и изучение территории России.

Г отовить и обсуждать

сообщения и презентации о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий

индивидуальный

7

6

26.09


Районирование — основной метод географических

исследований

Определять по схеме виды районирования по количеству и проявлению признаков, характеру деления территории и направлению районирования. Анализировать карты и приводить примеры разных видов районирования.

индивидуальный

8

7

27.09


Административно-

территориальное

устройство России

Анализировать схему,

отражающую функции административно территориального деления страны.

Выявлять специфику административно­территориального устройства Российской Федерации. Определять субъекты РФ и их столицы по политико- административной карте РФ.

Определять состав и границы федеральных округов по карте федеральных округов

Текущий контроль Практичес кая работа № 3

9

8

03.10


Повторение по теме

«Географическое

Пространство России»


индивидуальный

Природа России (1 ч)

10

04.10


Природные условия и ресурсы

Сравнивать разные виды природных ресурсов по исчерпаемости и возобновимости. Оценивать

обеспеченность России природными ресурсами; объяснять

их значение для развития хозяйства страны. Определять особенности размещения разных видов природных ресурсов

индивидуальный

Рельеф и недра (7ч)

11

10.10


Формирование земной коры на территории

России

Определять основные этапы формирования земной коры на территории России по тектонической карте, геохронологической таблице и рисункам (моделям).

Наблюдать модель (объект коллекции пособий или электронная модель) строения складок в земной коре и описывать особенности формирования складчатых структур и развития основных форм рельефа суши.

Определять способы изображения основных тектонических структур и сами тектонические структуры по тектонической карте России.

Сравнивать тематические карты и выявлять

зависимость расположения платформ и районов горообразования от простирания границ литосферных плит

индивидуальный

12

11.10


Рельеф

Определять особенности рельефа

России по физической карте.

Наносить на контурную карту основные формы рельефа страны. Выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом на основе сопоставления физической и тектонической карт. Сравнивать физическую карту и карту плотности населения и выявлять воздействие рельефа на расселение людей. Определять и объяснять особенности рельефа региона своего проживания

Фронтальный контроль

13

17.10


Изменение рельефа под

Воздействием внутренних процессов

Анализировать карту новейших

тектонических движений и выявлять воздействие их направленности и интенсивности на рельеф. Определять по физической и тематическим картам территории распространения землетрясений и вулканизма.

Наносить на контурные карты

сейсмические пояса России, действующие и потухшие вулканы.

индивидуальный

14

18.10


Изменение рельефа под

воздействием

внешних процессов

Составлять и анализировать схему, отражающую перечень внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа на территории России.

Определять по тематическим картам границу древнего оледенения и по физической карте приводить примеры возвышенностей, созданных деятельностью древних ледников. Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о причинах образования оврагов, об их географическом распространении, о влиянии на хозяйственную деятельность и способах борьбы с эрозией

Фронтальный контроль

15

24.10


Минеральные ресурсы и

их использование

Анализировать физическую и тектоническую карты и выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением (осадочные, магматические, метаморфические).

Обсуждать преимущества и недостатки разных

способов добычи полезных ископаемых и проблему их рационального использования. Наносить на контурные карты угольные и железорудные бассейны,нефтегазоносные районы России


Текущий контроль Практичес кая работа № 4

16

25.10


Земная кора и человек

Готовить и обсуждать сообщения

(презентации) об опасных стихийных явлениях в литосфере и правилах безопасного поведения в ситуациях, связанных с их проявлением.

Устанавливать особенности формирования и современного развития рельефа и закономерности размещения полезных ископаемых на приме ре своего региона и своей местности

индивидуальный

17

07.11


Повторение по теме «Рельеф и недра»


Фронтальный контроль

Климат (11 ч)

18

  1. 1

08.11


Географическое

положение и климат

Анализировать иллюстрации, схемы, модели и выявлять зависимость распределения солнечной энергии от географической широты.

Анализировать климатическую карту мира и определять положение России по отношению к устойчивыми сезонным максимумам и минимумам атмосферного давления. Решать учебные задачи по определению воздействия на климат океанов и степени континентальности климата конкретных территорий России

индивидуальный

19

14.11


Солнечное излучение и климат

Анализировать иллюстрации, схемы, тематические карты и выявлять зависимость количества солнечной радиации от географической широты и температуры воздуха от количества солнечной радиации.

Определять по картам показатели суммарной солнечной радиации и радиационного баланса для различных пунктов и территорий.

Решать учебные задачи по расчёту угла падения солнечных лучей на конкретной территории в дни солнцестояний и равноденствий

Фронтальный контроль

20

15.11


Земная поверхность и климат

Анализировать иллюстрации, схемы, тематические карты и выявлять зависимость климатических показателей конкретных территорий от особенностей рельефа. Находить на основе использования климатической карты России подтверждения влиянию на климат крупных озёр

индивидуальный

21

21.11


Воздушные массы и их циркуляция

Составлять схему «Типы воздушных масс на территории России и их свойства», составлять диаграмму повторяемости воздушных масс на каких-либо конкретных территориях. Сопоставлять карты давления воздуха и направления ветров в январе и июле с климатической картой России и находить доказательства воздействия циркуляции атмосферы на температуру воздуха и количество осадков.

Анализировать иллюстрации, схемы, тематические карты и выявлять зависимость климатических показателей конкретных территорий от особенностей движения воздушных масс

Фронтальный контроль

22

22.11


Атмосферные фронты

Определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов, обусловленные фронтальной деятельностью.

Прогнозировать по синоптической карте изменения погоды в связи с наступлением Фронтов

индивидуальный

23

28.11


Циклоны и антициклоны

Составлять схему (таблицу), отражающую особенности циклональной и антициклональной погоды в зимний и летний сезоны года.

Описывать циклональную и антициклональную погоду зимой и летом в своей местности.

Решать познавательные задачи на определение циклональных и антициклональных типов погоды

Фронтальный контроль

24

29.11


Распределение

температуры воздуха по территории России

Определять по климатическим картам и климатограммам средние температуры января и июля для различных пунктов. Сравнивать ход температурных кривых на климатограммах разных пунктов и объяснять различия.

Составлять по климатическим картам описание изменения значений температур с запада на восток (вдоль какой-либо параллели) и с севера на юг (вдоль какого-либо меридиана)

индивидуальный

25

05.12


Распределение осадков и увлажнения по

территории России


Определять по Климатическим картам и климатограммам годовое количество осадков, холодного периода, тёплого периода для различных пунктов.

Сравнивать годовой ход изменения осадков на

климатограммах разных пунктов и объяснять различия.

Строить по имеющимся данным диаграмму распределения осадков по месяцам года для какого- либо пункта.

Составлять по климатическим картам описание изменения значений среднегодового количества осадков с запада на восток вдоль параллели 60°с.ш.

Сопоставлять климатическую карту с картой испарения и испаряемости, объяснять выявленные закономерности.

Решать учебные задачи по определению коэффициента увлажнения

Фронтальный контроль

26

06.12


Климатические пояса и области

Определять районы распространения разных типов климата на территории страны по карте климатических поясов и областей.

Сопоставлять климатическую карту с картой климатических поясов и областей для выявления

основных показателей разных типов климата (средних летних и зимних температур, годового количества осадков, направления ветров). Описывать разные типы климатов.

Составлять сравнительную характеристику разных типов климата по основным климатическим показателям (средние температуры января и июля, годовая амплитуда температур, годовое количество осадков и сезон их преимущественного выпадения) в таблично_ графической форме.


Текущий контроль Практичес кая работа № 5

27

12.12


Климат и человек

Подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) о воздействии климатических условий на человека (быт, жилище, одежда, способы передвижения, здоровье) и способах адаптации человека к разным климатическим условиям нашей страны. Оценивать условия жизни и хозяйственной деятельности населения одной из территорий страны. Определять районы распространения неблагоприятных климатических явлений на территории страны по тематическим картам. Обсуждать проблемы изменения климата под влиянием естественных и антропогенных факторов

Текущий контроль Практичес кая работа № 6

28

13.12


Повторение по теме

«Климат»


Индивидуальный контроль

Внутренние воды и моря (7 ч)

29


19.12


Моря

Наносить на контурную карту моря, заливы, проливы, крупнейшие полуострова и острова. Анализировать карты и описывать географическое положение морей, ранжировать их по глубилинии.

Описывать положение летней и зимней границы плавучих льдов в Северном Ледовитом океане. Находить информацию (в Интернете и других источниках) об истории изучения и освоения российского сектора Арктики

индивидуальный

30

20.12


Особенности природы морей

Составлять характеристику одного из морей на основе анализа карт.

Наносить на контурную карту крупнейшие порты каждого из морей.

Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать презентации проектов о роли морей в жизни населения и развитии хо

Фронтальный контроль

31

26.12


Внутренние воды России. Реки






















Определять по физической карте реки, относящиеся к бассейнам разных океанов. Наносить на контурную карту водоразделы океанских бассейнов, обозначать крупные реки. Решать учебные задачи на определение падения и уклона рек.

Выявлять зависимость между характером течения крупнейших рек и рельефом, режимом и климатом по картам и климатограммам. Сравнивать реки по объёму годового стока.

Составлять характеристику одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм

Текущий контроль Практичес кая работа № 7

32

27.12


Озёра, водохранилища, болота

Определять типы озёр по происхождению озёрных котловин, солёности, размерам.

Наносить на контурную карту разные типы озёр России.

Определять по картам крупнейшие водохранилища, подписывать их на контурных картах.

Выявлять положительные и отрицательные последствия строительства водохранилищ

индивидуальный

33

09.01


Подземные воды.

Ледники. Многолетняя

мерзлота

Определять по картам основные районы распространения горного и покровного оледенения, многолетней мерзлоты. Наносить на контурную карту границу максимального распространения многолетней мерзлоты. Сопоставлять тематические карты и определять, для территорий каких климатических поясов и областей характерна мерзлота.

Определять по картам районы распространения сплошной, прерывистой и островной мерзлоты

индивидуальный

34

10.01


Вода и человек

Оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и её отдельных территорий. Обсуждать проблемы, связанные с использованием водных ресурсов, предлагать пути их охраны и рационального использования.

Определять особенности внутренних вод и меры по их охране в регионе своего проживания. Подготавливать и обсуждать презентации о влиянии разных видов внутренних вод и стихийных природных явлений (наводнения, снежные лавины) на жизнь населения и особенности развития хозяйства России




Фронтальный контроль

35

16.01


Повторение по теме

«Внутренние воды и моря»


Текущий контроль Практическая работа № 8

Растительный и животный мир (3 ч)

36

17.01


Растительный мир

Выявлять факторы, определяющие состав и разнообразие растительности России.

Определять на основе сопоставления тематических карт показатели климата территорий, где широко распространены характерные представители зональных типов растительности (тундровой, лесной, степной).

Решать учебные задачи по определению площади разных видов лесов на территории России

Текущий контроль Практичес кая работа № 9

37

23.01


Животный мир

Выявлять факторы, определяющие разнообразие состава животного мира России. Устанавливать характерных для зональных типов растительности России животных.

Находить информацию (в Интернете и других источниках), готовить и обсуждать сообщения (презентации) о животных России, занесённых в Красную книгу, и мерах по их охране (о животном мире региона своего проживания)

Текущий контроль Практическая работа № 10

38

24.01


Биологические ресурсы и человек

Оценивать место России в биологических ресурсах мира, долю в мировых запасах древесины. Определять основные Биологические ресурсы лесных и безлесных территорий.


Групповая работа

Почвы (4 ч)

39


30.01


Почвы и факторы их образования

Наблюдать образцы почв, выявлять их состав. Составлять таблицу (схему) «Состав почв». Анализировать схему почвообразующих факторов и конкретизировать её примерами непосредственного проявления воздействия каждого фактора на формирование почвы

индивидуальный

40

31.01


Основные типы почв России

Определять по типовым схемам типы почв, почвенные горизонты и их названия, свойства главных типов почв, сравнивать их строение. Определять по карте почв главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны. Сопоставлять карту растительности (природных зон) с картой почв и выявлять взаимосвязь растительного и почвенного покрова

Фронтальный контроль

41

06.02


Почвы и человек

Определять структуру земельного фонда России. Оценивать почвенные ресурсы страны.

Готовить и обсуждать сообщения (презентации) о неблагоприятных изменениях почв в результате хозяйственной деятельности и основные мероприятия по рациональному использованию почвенных ресурсов

Текущий контроль Практическая работа № 11

42

07.02


Повторение по теме

«Почвы»


Индивидуальный контроль

Природно-хозяйственные зоны (11 ч)

43

13.02


Природные районы и природно- хозяйственные зоны

Определять по картам и схемам особенности географического положения природных районов и природно-хозяйственных зон на территории страны. Сравнивать природную зональность крупных природных районов, используя тематические карты.

Решать учебные задачи по определению доли природно- ­хозяйственных зон в площади страны и численности её населения, выражая

полученные результаты в графической форме


индивидуальный

44

14.02


Природа арктических

пустынь, тундр и

лесотундр

Определять по картам особенности

географического положения арктических пустынь, тундр и лесотундр.

Выявлять взаимозависимости между компонентами природы зоны на основе анализа физической карты, тематических карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах. Составлять характеристику природы зоны по типовому плану

Фронтальный контроль

45

20.02


Население и хозяйство в Арктике и тундре

Сопоставлять карты природных зон, благоприятности природных условий

для жизни населения и размещения населения и выявлять причины соответствующей плотности населения. Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зоны, связанные с основными видами хозяйственной деятельности

индивидуальный

46

21.02


Природа лесных зон

Определять по картам особенности географического положения зон таёжных и смешанных и широколиственных лесов. Выявлять

взаимозависимости между компонентами природы зон на основе анализа физической карты, тематических карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах. Составлять характеристику природы зон по типовому плану

Фронтальный контроль

47

27.02


Население и хозяйство лесных зон

Сопоставлять карты природных зон, благоприятности

Природных условий для жизни населения и

размещения населения и выявлять причины соответствующей плотности населения. Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зон, связанные с основными видами хозяйственной деятельности

индивидуальный

48

28.02


Природа лесостепей и степей

Определять по картам особенности

географического положения зон лесостепей и степей. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы зон на основе анализа физической

Фронтальный контроль

49

05.03


Население и хозяйство лесостепной и степной зон

Сопоставлять карты природных зон, благоприятности Природных условий для жизни населения и размещения населения и выявлять причины соответствующей плотности населения. Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственной деятельности и выявлять эклогические проблемы зон, связанные с основными видами хозяйственной деятельности.

Текущий контроль Практичес кая работа № 12

50

06.03


Засушливые

территории

России

Определять по картам особенности

географического положения зон полупустынь и пустынь. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы зон на основе анализа физической карты, тематических карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах. Составлять характеристику природы зон по типовому плану.

Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зон, связанные с основными видами хозяйственной деятельности

Текущий контроль Практичес кая работа № 13

51

12.03


Горные области

Выявлять причинно­следственные связи между географическим положением и характером высотной поясности территории. Выявлять особенности проявления высотной поясности в различных горных системах России.

Групповая работа

52

13.03


Охрана природы и

Особо охраняемые

территории

Определять виды ООПТ и особенности их

распространения на территории страны по карте

особо охраняемых природных территорий.

Находить информацию (в Интернете и других

источниках), готовить и обсуждать презентации о

важнейших ООПТ и памятниках Всемирного

природного наследия на территории России (или

проводить практическую работу по определению особо охраняемых природных территорий района своего проживания


Текущий контроль Практичес кая работа № 14

53

11

19.03


Повторение по теме

«Природно- хозяйственные зоны»


Индивидуальный контроль

Население России (12 ч)

54

20.03


Численность населения.

Почему снижается

Численность населения

Определять место России в мире по численности

населения на основе статистических данных.

Анализировать графики изменения численности населения во времени.

Сравнивать традиционный и современный тип воспроизводства. Определять и сравнивать

по статистическим данным естественный при рост населения в разных частях страны, регионе своего проживания

индивидуальный

55

02.04


Мужчины и женщины

Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин

разных возрастов. Определять половой состав населения России по статистическим данным. Определять по статистическим данным соотношение мужского и женского населения в разных районах страны.Решать учебные задачи по получению информации на основе анализа таблиц, диаграмм и графиков

Фронтальный контроль

56

03.04


Молодые и старые

Определять возрастной состав населения России по статистическим данным.

Анализировать и сравнивать поло возрастные пирамиды населения России для начала и конца XX в., для разных территорий России, для региона своего проживания.

Сравнивать среднюю продолжительность жизни мужчин и женщин в России и других странах мира по статистическим данным.

Готовить и обсуждать сообщения (презентации) о факторах, влияющих на среднюю продолжительность жизни населения

Текущий контроль Практичес кая работа № 15

57

09.04


Народы

Определять крупнейшие по численности народы России по статистическим данным. Определять особенности размещения народов России и сравнивать по тематическим картам географию крупнейших народов с политико­административным делением РФ

индивидуальный

58

10.04


Языки

Определять по карте основные языковые семьи (и группы), территории России, где они наиболее широко распространены. Исследовать по картам особенности языкового состава отдельных регионов России

Фронтальный контроль

59

16.04


Религии

Определять современный религиозный состав населения России по статистическим данным.

Определять главные районы распространения

христианства, ислама, буддизма и других религий

по карте религий народов России.

Наносить на контурную карту крупнейшие

религиозные центры православия, ислама,

буддизма

Индивидуальный контроль

60

17.04


Размещение населения

Выявлять факторы (природные, исторические,

социально-экономические), влияющие на размещение населения страны.

Выявлять закономерности размещения населения

России по карте плотности населения, физической и тематическим картам. Наносить на контурную карту основную зону расселения и хозяйственного освоения, зону Севера Определять виды городов в России

индивидуальный

61

23.04


Города России. Урбанизация

Определять виды городов в России по численности населения, функциям, роли в жизни страны.

Наносить на контурную карту крупнейшие города и городские агломерации России.

Обсуждать социально-­экономические и экологические проблемы в крупных городах страны. Обсуждать современные социальные

проблемы малых городов. Выявлять особенности урбанизации в России (темпы, уровень урбанизации) по статистическим данным. Определять по тематической карте территории России с разными показателями урбанизации

Фронтальный контроль

62

24.04


Сельские поселения и сельское население

Определять виды сельских населённых пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве страны.

Выявлять причинно-следственные связи между природными условиями и ресурсами (агроклиматическими, земельными, водными, рыбными, охотничьими, лесными) и формированием зональных типов сельских поселений. Определять зональные типы сельских поселений. Обсуждать современные социальные проблемы сельских поселений. Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным


Текущий контроль Практическая работа № 16

63

30.04


Миграции

населения.

География

миграций

Определять на основе анализа схем разные виды миграций и вызывающие их причины.

Г отовить и обсуждать сообщения (презентации) об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития России.

Определять основные направления

современных миграционных потоков на территории России по тематической карте современных миграционных потоков на территории России по тематической карте. Определять по статистическим данным и тематической карте территории России с наиболее высоки ми показателями миграционного прироста и убыли населения


Текущий контроль Практическая работа № 17

64

07.05


Повторение по теме «Население России»

Определять виды сельских населённых пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хояйстве страны.

Выявлять причино­следственные связи между природными условиями и ресурсами Выявлять особенности урбанизации в России (темпы, уровень урбанизации) по статистическим данным. Определять по тематической карте территории России с разными показателями урбанизации


Индивидуальный контроль

65

08.05


Итоговая проверочная работа

Наносить на контурную карту основные формы рельефа Анализировать схему, отражающую функции административно территориального деления России.

Определять состав и границы территории


Индивидуальный контроль

Региональный компонент 6ч

66

14.05



Физико- географическая

характеристика

Ростовской области.


Анализировать карты и выявлять особенности разных видов

географического положения Ростовской области. Наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение Ростовской области. Выявлять зависимость между географическим положением и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории области. Определять особенности рельефа Ростовской области по физической карте. Наносить на контурную карту основные формы рельефа Анализировать схему, отражающую функции административно территориального деления области.

Определять состав и границы области Определять современный религиозный состав населения Ростовской области по статистическим данным.

Определять на основе анализа схем разные виды миграций и вызывающие их причины.


Индивидуальный контроль

67

15.05

Административно -территориальное деление Ростовской области.


68

21.05

Природа Ростовской области.

69

22.05

Население Ростовской области.

70

28.05

Социально -­экономические и экологические проблемы в Ростовской области.

71

29.05

Моя Родина – Ростовская область


Рассмотрено Согласовано

Руководитель МО Зам.директора по УВР

________/С.Е.Петренко/ _________/Е.В.Бунечко/

___________________ ____________________



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!