СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана к учебнику География России. Природа. Население. Учебник для 8 класса. Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. 2-е изд., дораб. и доп. - М.: 2011 - 320 с.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс»


1. Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «География» для 8 класса составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №5», с учётом авторской программы для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством А.А.Летягина. География 5-9 классы / сост. А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя .-М.: Вентана-Граф, 2012.


Главная цель курса — формирование у учащихся географического образа своей страны во всём её многообразии и целостности, формирование социально значимых качеств личности и ценностных ориентаций, развитие географического мышления школьников.

Основные задачи курса:

  • сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны, их взаимодействии на региональном и локальном уровнях; значении охраны окружающей среды и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах территории РФ и её отдельных регионов;

  • сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

  • сформировать представления о России как о совокупности разнообразных территорий и вместе с тем субъекте мирового географического пространства, о месте и роли России в современном мире;

  • сформировать представление о географических природных и социально-экономических объектах, процессах и явлениях как изменяющихся и развивающихся не только в географическом пространстве России, но и во времени;

  • сформировать у школьников умения работать с разными источниками географической информации и понимание практической значимости изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

  • продолжить формирование картографической грамотности школьников посредством работы с разнообразными тематическими картами и картографическими изображениями.


Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащихся осуществляется согласно действующему Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ «СОШ №5».

Рабочая программа рассчитана на 70 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (2 часа в неделю), что соответствует учебному плану.

Сроки реализации рабочей программы – 2019-2020 учебный год.



2. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка культуры своего народа, своего края основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


3. Содержание учебного предмета


Введение. Что и с какой целью изучают в курсе «География России»

Раздел «Географическое положение и формирование государственной территории России»

Тема «Географическое положение России»

Понятие «географическое положение». Особенности географического положения России, виды и уровни географического положения: природно-географическое, экономико- и транспортно-географическое; геокультурное, этнокультурное, эколого-географическое. Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Понятие «государственная территория Российской Федерации». Состав государственной территории: суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра. Виды и типы государственных границ РФ. Особенности и значение сухопутных и морских границ. Государственное устройство и территориальное деление РФ. Различия во времени на территории России. Понятия «местное время» и «поясное время». Декретное время. Роль в хозяйстве и жизни людей.

Тема «История заселения, освоения и исследования территории России»

Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в IX–XI вв. Русские княжества в XII– XIII вв., путешествия и открытия новгородцев. Московское государство в XIV–XVI вв.: дальнейшее освоение Европейского Севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоение Сибири в XVII в. Территориальные изменения в XVIII–XIX вв. Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII–XIX вв. Географические исследования и открытия на территории России в XVIII–XIX вв. Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. Освоение Арктики. Современные географические исследования; методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Раздел «Природа России»

Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»

Особенности рельефа России как результат геологической истории формирования её территории. Геологическое летоисчисление, геологическая карта. Основные тектонические структуры (платформы и области складчатости), их отображение на тектонической карте. Крупнейшие равнины и горы. Зависимости размещения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на территории России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Современные рельефообразующие природные и техногенные процессы. Опасные природные явления в литосфере. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа человеком.

Тема «Климат и агроклиматические ресурсы»

Факторы формирования климата на территории страны. Понятие «солнечная радиация». Радиационный баланс. Типы воздушных масс; циркуляция атмосферы. Понятия «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон». Изучение климатических явлений с помощью аэрокосмических методов. Синоптическая карта, прогнозы погоды, и значение. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов, их характеристика. Агроклиматические ресурсы страны. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Меры охраны атмосферного воздуха от загрязнения. Влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям (особенности быта, жилищ, питания, одежды, способов передвижения). Опасные и неблагоприятные климатические явления.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы»

Состав внутренних вод на территории страны. Роль внутренних вод в освоении территории и развитии хозяйства России. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Зависимость рек от рельефа и климата. Понятия «годовой сток», «падение рек» и «уклон рек». Основные показатели жизни рек: понятие «режим реки», межень, паводок, половодье. Густота речной сети. Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы России. Неравномерность их размещения на территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов страны. Стихийные явления, связанные с водами.

Тема «Почвы и почвенные ресурсы»

Почва как особое природное образование. Плодородие —важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Карта почв России. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв, понятие «мелиорация».

Тема «Природные различия на территории России»

Природно-территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат длительного развития географической оболочки Земли. Зональные и азональные ПТК. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем, антропогенные изменения природно-территориальных комплексов на территории страны. Физико-географическое районирование территории России. Наиболее крупные природные районы. Проявления широтной зональности и высотной поясности на территории России. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о ПЗ. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов. Характеристика природных зон: северных безлесных природных зон (арктические пустыни, тундра и лесотундра), лесных зон (тайга, смешанные и широколиственные леса), южных безлесных зон (степи, полупустыни и пустыни). Природные ресурсы зон, пути их рационального использования. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы в каждой из природных зон. Высотная поясность. Районы распространения высотной поясности на территории России. Аквальные природные комплексы у берегов России. Природно-хозяйственные различия морей. Понятие «особо охраняемые природные территории», виды ООПТ. Объекты Всемирного природного наследия на территории России.

Раздел «Население России»

Человеческий потенциал — главное богатство страны. Численность населения России, её динамика. Понятие «естественное движение населения». Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменение. Половой и возрастной состав населения. Демографические проблемы в России. Народы России. Основные языковые семьи и группы, их размещение. Культурно-исторические особенности народов России. Разнообразие религиозного состава населения и география основных религий на территории страны. Межнациональные проблемы и их география. Особенности урбанизации в России. Понятие «агломерация». Крупнейшие города и городские агломерации, их типы, роль в жизни страны. Социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах. Географические особенности расселения сельского населения. Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл. Понятие «миграция». Причины, типы и направления миграций населения на территории России. Влияние истории заселения и хозяйственного освоения территории России, природных условий и современных миграций на географические особенности современного размещения населения. Основная полоса расселения, зона Севера. Понятия «экономически активное население» и «трудовые ресурсы». Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны, роль в развитии и размещении хозяйства. Перераспределение числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства. Проблема занятости населения и пути её решения. Показатели, характеризующие качество населения. Проблема формирования и эффективного функционирования человеческого капитала.

Раздел «Природный фактор в развитии России»

Влияние природной среды на развитие общества на разных исторических этапах. Понятие «природные условия». Непосредственное и опосредованное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Виды адаптации человека к окружающей среде. Понятие «природные ресурсы». Виды природных ресурсов. Принципы рационального использования природных ресурсов. Обеспеченность России природными ресурсами. Хозяйственная оценка природно-ресурсного потенциала России и значение для развития экономики. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны. Проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России.




Практическая часть


Четверть

Контрольные работы

Практические работы

Лабораторные работы

I четверть




II четверть




III четверть




IV четверть













4. Тематическое планирование




п/п

Тема


Количество часов

1

Введение

1

2

Раздел 1. Географическое положение и формирование государственной территории России

13

2.1

Тема 1. Географическое положение России

9

2.2

Тема 2. История заселения, освоения и исследования территории России

4

3

Раздел 2. Природа России.

35

3.1

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

6

3.2

Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы

6

3.3

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

6

3.4

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы

3

3.5

Тема 5. Растительный и животный мир, биологические ресурсы

3

3.6

Тема 6. Природные различия на территории России

11

4

Раздел 3. Население России

10

5

Раздел 4. Природный фактор в развитии России

4

6

Резервные часы

7


Итого

70

























5. УМК


Программа

Учебник, аудиоприложение, тетрадь на печатной основе

Методические рекомендации для учителя (книга для учителя, поурочные разработки и т.д.)

Фонд оценочных средств (сборник упражнений, тестов, диктантов, контрольных/проверочных/лабораторных работ)

1. География: программа: 5–9 классы / [А.А. Летягин, Г35 И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя]. — М. : Вентана- Граф, 2012. — 328 с.


1. В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя

География. География России

8 класс. Учебник

2. В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя

География. География России

8 класс

Рабочие тетради N 1, 2

1. В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя

География. География России

8 класс

Методическое пособие

2. Е. А. Беловолова

География. Технологические

карты

8 класс

Методическое пособие

3. Е. А. Беловолова

География. Формирование

универсальных учебных действий

5–9 классы. Методическое пособие

4. Ю. С. Репринцева

География. Формирование

личностных образовательных

результатов на уроках

географии

5–9 классы

Методическое пособие

1. В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя

География. География России.

Тестовые задания

8 класс

Учебное пособие

2. В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя

География

8 класс

Тетрадь для контрольных и проверочных

работ




Приложение 1

Календарно-тематическое планирование 8 класс



п/п

Тема урока

Дата проведения урока



Введение 1ч.


1

Введение в курс « География России»

02.09.

02.09

01.09

Раздел 1. Географическое положение и формирование государственной территории России 13ч.

Тема 1.Географическое положение России 9ч.

2




Географическое положение и его виды.

07.09

07.09

07.09


3


Размеры территории и природно-географическое положение России.

09.09

09.09

08.09


4


Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России.

14.09

14.09

14.09

5




Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

16.09

16.09

15.09


6


Государственная территория России. Типы российских границ.

21.09

21.09

21.09


7


Сухопутные и морские границы России.

23.09

23.09

22.09

8



Различия во времени на территории России.

28.09

28.09

28.09

9

Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации

30.09

30.09

29.09

10

Повторение и обобщение темы «Географическое положение России»

05.10

05.10

05.10

Тема 2. История заселения, освоения и исследования территории России 4ч.

11



Заселение и освоение территории России в IX–XVII вв.

07.10

07.10

06.10

12


Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII–XIX вв.

12.10

12.10

12.10

13



Географическое исследование территории России в XVIII–XIX вв.

14.10

14.10

13.10

14

Территориальные изменения и географическое изучение России в ХХ веке.

19.10

19.10

19.10

Раздел 2. Природа России. 35 ч.

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы 6ч.

15

Геологическая история

21.10

21.10

20.10

16

Развитие земной коры.

26.10

26.10

26.10


17




Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры.

28.10

28.10

27.10

18



Зависимость рельефа от внешних геологических процессов.

09.11

09.11

09.11

19




Литосфера. Рельеф. Человек

11.11

11.11

10.11


20


Обобщающее повторение по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»

16.11

16.11

16.11

Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы 6ч.

21

Условия формирования климата

18.11

18.11

17.11

22




Движение воздушных масс.

23.11

23.11

23.11

23



Закономерности распределения тепла и влаги.

25.11

25.11

24.11


24


Климатические пояса и типы климатов.

30.11

30.11

30.11


25


Климат и человек.

02.12

02.12

01.12


26


Обобщающее повторение по теме «Климат и агроклиматические ресурсы»

07.12

07.12

07.12

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы 6ч.

27



Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа.

09.12

09.12

08.12

28



Зависимость речной сети от климата.

14.12

14.12

14.12

29

Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды

16.12

16.12

15.12

30




Многолетняя мерзлота.

21.12

21.12

21.12


31


Водные ресурсы. Воды и человек.

23.12

23.12

22.12

32



Повторение и обобщение темы « Внутренние воды и водные ресурсы».

28.12

28.12

28.12

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы 3 ч

33



Почва как особое природное образование.

11.01

11.01

11.01

34



Главные типы почв и их размещение по территории России.

13.01

13.01

12.01



35

Почвенные ресурсы. Почвы и человек.

18.01

18.01

18.01

Тема 5. Растительный и животный мир, биологические ресурсы 3ч.

36



Растительный и животный мир.

20.01

20.01

19.01

37



Биологические ресурсы

25.01

25.01

25.01

38

Повторение и обобщение тем «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»

27.01

27.01

26.01

Тема 6. Природные различия на территории России 11ч

39



Природные комплексы.

01.02

01.02

01.02

40



Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс.

03.02

03.02

02.02


41


Северные безлесные природные зоны.

08.02

08.02

08.02


42

Лесные зоны. Тайга.

10.02

10.02

09.02

43



Смешанные и широколиственные леса.

15.02

15.02

15.02

44



Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни.

17.02

17.02

16.02

45



Высотная поясность.

22.02

22.02

22.02

46



Моря как крупные природные комплексы.

24.02

24.02

01.03

47



Природно-хозяйственные отличия российских морей

01.03

01.03

02.03

48



Особо охраняемые природные территории России.

03.03

03.03

09.03

49



Повторение и обобщение темы «Природные различия на территории России».

10.03

10.03

15.03

Раздел 3. Население России 10 ч.


50


Численность и воспроизводство населения России.

15.03

15.03

16.03


51


Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни.

17.03

17.03

22.03


52



Этнический и языковой состав населения России.

22.03

22.03

23.03

53

Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий.

05.04

05.04

05.04

54





Особенности урбанизации в России. Городское население.

07.04

07.04

06.04


55


Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения.

12.04

12.04

12.04

56




Миграции населения в России.

14.04

14.04

13.04


57


Размещение населения России.

19.04

19.04

19.04

58



Занятость населения.

21.04

21.04

20.04

59



Повторение и обобщение раздела «Население России».

26.04

26.04

26.04

Раздел 4. Природный фактор развития России. 4 ч

60





Влияние природы на развитие общества.

28.04

28.04

27.04

61



Природные ресурсы.

03.05

03.05

03.05

62


Природно-ресурсный потенциал России.

05.05

05.05

04.05


63

Повторение и обобщение по теме «Природный фактор в развитии России»

10.05

10.05

10.05

Резервные часы 7 ч.

64



Повторение по теме «Географическое положение России».

12.05

12.05

11.05


65


Повторение по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные русурсы».

17.05

17.05

17.05

66



Повторение по разделу «Климат и агроклиматические ресурсы».

19.05

19.05

18.05

67



Повторение по теме «Внутренние воды и водные ресурсы».

24.05

24.05

24.05

68



Повторение по теме «Природные различия на территории России».

26.05

26.05

25.05

69


Повторение по теме «Население России».

31.05

31.05

31.05


70

Повторение по теме «Природный фактор в развитии России».

31.05

31.05

31.05



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!