СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для студентов, обучающихся по профессии "Повар.Кондитер"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии»

26





Государственное управление образования Псковской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»



УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по

учебной работе

__________ Л.Е.Забейда

«_____» _________ 2018 год.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

География














г. Опочка 2018 год



Рабочая программа учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ составлена по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 43.01.09 Повар, кондитер (на базе основного общего образования).

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Мин.обр.науки России от 17.03.2015 № 06-259) и на основе Примерной программы «География» для профессиональных образовательных организаций),(автор Е.В. Баранчиков, преподаватель кафедры экономической и социаль­ной географии Московского педагогического государственного университе­та, к. географ. н., доцент), одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол №2 от 26.03.2015, Москва).

Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и технического профиля получаемого профессионального образования.


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Опочецкий индустриально-педагогический колледж».


Разработчик:

Константинова Светлана Михайловна, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Псковской области «Опочецкий индустриально-педагогический колледж».


Программа утверждена на заседании кафедры математических, естественно-научных дисциплин и продуктивных видов деятельности (протокол № 7 от 31.08.2018 год).





Зав. кафедрой С.М.Константинова







СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка 4

Общая характеристика учебной дисциплины «География» 5

Место учебной дисциплины в учебном плане 6

Результаты освоения учебной дисциплины 7

Содержание учебной дисциплины 9

Тематическое планирование 15

Характеристика основных видов деятельности студентов 17

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины «География» 21


Рекомендуемая литература 24



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа(далее программа) общеобразовательной учебной дисциплины «География» предназначена для изучения географиив профессиональных образовательных организациях, реализующих образова­тельную программу среднего общего образования в пределах освоения ос­новной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.

Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многооб­разном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локаль­ный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче­ских способностей посредством ознакомления с важнейшими географиче­скими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;

  • воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного от­ношения к окружающей природной среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географи­ческой информации;

  • нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные си­стемы и ресурсы интернет, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;

  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отды­ха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого об­щения.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования-программы подготовки специалистов среднего звена(ППСЗ) по профессии 43.01.09 Повар,кондитер.

Программа представляет содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, учитывая специфику осваиваемой профессии.

Программа может использоваться другими профессиональными обра­зовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного об­щего образования (ППСЗ) по профессии технического профиля.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ГЕОГРАФИЯ»

Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элемен­ты общей географии и комплексного географического страноведения, при­звана сформировать у студентов целостное представление о современном мире, о месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам.

Основой изучения географии является социально ориентированное со­держание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, эколо­гических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания.

У студентов формируются знания о многообразии форм территори­альной организации современного географического пространства, представ­ления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, о насе­лении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.

Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности, широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, рели­гиозной и др. культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа — население — хозяйство», создавая при этом качественно новое знание.

Это выражается через количество часов, выделяемых на изучение от­дельных тем программы, глубину их освоения студентами, через объем и со­держание практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной рабо­ты студентов.

Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опирают­ся на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географиче­ского разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.

Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студен­тов, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъ­емлемой частью образовательного процесса.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» за­вершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рам­ках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования(ППСЗ),


МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по вы­бору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

Учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования ( ППССЗ) по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.

В учебном плане учебная дисциплина «Гео­графия» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующе­го профиля профессионального образования.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готов­ность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной прак­тики;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот­ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще­ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен­ной деятельности;

  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, обще­ственно полезной, учебно-исследовательской, творческой и др. видах дея­тельности;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргу­ментацию, приводить аргументы и контраргументы;

  • критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • креативность мышления, инициативность и находчивость; метапредметных:

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, полу­чаемую от различных источников;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, опреде­ляющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценно­стей;

  • осознанное владение логическими действиями определения поня­тий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоя­тельного выбора оснований и критериев;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рас­суждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать аргументированные выводы;

  • представление о необходимости овладения географическими знани­ями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

  • понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;

предметных:

  • владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;

  • владение географическим мышлением для определения географи­ческих аспектов природных, социально-экономических и экологических про­цессов и проблем;

  • сформированность системы комплексных социально ориентирован­ных географических знаний о закономерностях развития природы, размеще­ния населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • владение умениями проведения наблюдений за отдельными геогра­фическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результа­те природных и антропогенных воздействий;

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации раз­нообразной информации;

  • владение умениями применять географические знания для объясне­ния и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оцени­вания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;

  • сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО.


Самостоятельная работа: Подготовка устных сообщений по теме: Основные теории и методы исследования И.Н.Баранского.


1. Источники географической информации

Традиционные и новые методы географических исследований. Источ­ники географической информации. Географические карты различной темати­ки и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинфор­мационные системы. Международные сравнения.

Практические занятия:

Ознакомление с географическими картами различной тематики.

Нанесение основных географических объектов на контурную карту. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.

Сопоставление географических карт различной тематики для опреде­ления тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистических материалов и геоинформационных си­стем.


2. Политическое устройство мира

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и со­временные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устрой­ства и формы государственного режима.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и раз­вивающихся стран и их типы.

Практические занятия:

Ознакомление с политической картой мира.

Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и регио­нальных конфликтов.

Нанесение на контурную карту крупнейших по площади территории и численности населения стран мира.

Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

Самостоятельная работа:

-Составление конспекта по теме: Политическая карта мира.

-Оформление контурной карты(нанесение подгрупп типов стран).

3. География мировых природных ресурсов

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его осо­бенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Ан­тропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.

Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

Практические занятия:

Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.

Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения.

Экономическая оценка использования различных видов природных ре­сурсов.

Самостоятельная работа:

-составление конспекта по теме: Рекреационные ресурсы;

-Подготовка устного сообщения по теме: Природное и культурное наследие. Причины и последствия экологических проблем.


4. География населения мира

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные ре­гионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографиче­ская политика. Половая и возрастная структура населения.

Качество жизни населения. Территориальные различия в средней про­должительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.

Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабо­чей силы в различных странах мира.

Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.

Размещение населения по территории земного шара. Средняя плот­ность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основ­ные направления.

Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Го­рода-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.

Практические занятия:

Анализ особенностей расселения населения в различных странах и ре­гионах мира.

Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.

Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира.

Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах

мира.

Сравнительная оценка культурных традиций различных народов.


5. Мировое хозяйство Современные особенности развития мирового хозяйства

Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и коопе­рирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.

Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернацио­нализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.

Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы разви­тия мирового промышленного производства. Территориальная структура ми­рового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и стра­ны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.

Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлур­гии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные ви­ды.

Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, обра­зовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.



Практические занятия:

Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.

Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.

Определение основных направлений международной торговли товара­ми и факторов, формирующих международную хозяйственную специализа­цию стран и регионов мира.

Самостоятельная работа:

-Составление конспектов по нетрадиционным источникам энергии; по основным направлениям международной торговли.

-Подготовка устных сообщений: Промышленность и окружающая среда; Международный туризм; Главные региональные и отраслевые группировки; современный этап и перспективы НТР,

-Написание рефератов по международной экономической специализации;

-Составление тематического тезауруса по основным понятиям международной торговли в странах мира.


6. Регионы мира

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географическо­го положения региона. История формирования его политической карты. Ха­рактерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяй­ства.

Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Харак­терные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. От­расли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Усло­вия их формирования и развития. Особенности политической системы. При­родно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Африки

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положе­ния региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Инте­грационные группировки.

География населения и хозяйства Северной Америки

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Харак­терные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. От­расли международной специализации.

США. Условия их формирования и развития. Особенности политиче­ской системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.


География населения и хозяйства Латинской Америки

Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географическо­го положения региона. История формирования его политической карты. Ха­рактерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяй­ства. Интеграционные группировки.

Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природ­но-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их терри­ториальная структура.

География населения и хозяйства Австралии и Океании Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географиче­ского положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. От­раслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зелан­дии.

Практические занятия:

Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.

Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира.

Самостоятельная работа:

-Оформление контурных карт по географии населения и отраслей промышленности регионов мира.





7. Россия в современном мире

Россия на политической карте мира. Изменение географического, гео­политического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI вв. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.

Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной струк­туры хозяйства. География отраслей международной специализации.

Практические занятия:

Оценка современного геополитического и геоэкономического положе­ния России.

Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.

Определение отраслевой и территориальной структуры внешней тор­говли товарами России.

Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России.

Самостоятельная работа:

-Составление конспекта по особенностям положения Росси на современной политической карты мира.


8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демо­графическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо прио­ритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем чело­вечества.

Практические занятия:

Использование географических карт для выявления регионов с небла­гоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов дру­гих глобальных проблем человечества.

Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества.

Самостоятельная работа:

-Подготовка устных сообщений по вопросам и проблемам современного человечества.


Примерные темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектов

  • Новейшие изменения политической карты мира;

  • Особенности распределения различных видов минеральных ресур­сов по регионам и странам мира;

  • Типы природопользования в различных регионах и странах мира;

  • Особенности современного воспроизводства мирового населения;

  • Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, резуль­таты;

  • Качество жизни населения в различных странах и регионах мира;

  • Языки народов мира;

  • Современные международные миграции населения;

  • Особенности урбанизации в развивающихся странах;

  • Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира;

  • Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки;

  • «Мировые города» и их роль в современном мировом развитии;

  • Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и то­варного животноводства;

  • Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа;

  • Крупнейшие автомобилестроительные компании мира;

  • Современный географический рисунок мирового морского порто­вого хозяйства;

  • Международный туризм в различных странах и регионах мира;

  • «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы;

  • Запад и Восток Германии сегодня;

  • Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии;

  • Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае;

  • Особенности политической карты Африки;

  • Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни насе­ления и уровень урбанизации в странах Африки;

  • Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом»;

  • Географический рисунок хозяйства США;

  • Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки;

  • Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии;

  • Особенности современного экономико-географического положения России;

  • Внешняя торговля товарами России;

  • Глобальная проблема изменения климата.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисципли­ны «География» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования(ППСЗ) максимальная учеб­ная нагрузка студентов составляет:

по специальности СПО гуманитарного профи­ля профессионального образования - 108 часов. Из них: аудиторная (обяза­тельная) учебная нагрузка, включая практические занятия, - 72 часа; внеа­удиторная самостоятельная работа студентов -36 часов.


Тематический план

Вид учебной работы

Технический профиль

Аудиторные занятия. Содержание обучения

Профессия СПО 43.01.09 Повар. Кондитер.

Введение.

1. Источники геогра­фической информа­ции

2

2. Политическое устройство мира

4

3. География миро­вых природных ре­сурсов

4

4. География населения мира

6

5. Мировое хозяйство

Современные особен-

ности развития миро­вого хозяйства

16

География отраслей первичной сферы ми­рового хозяйства

4

География отраслей вторичной сферы ми­рового хозяйства

8

География отраслей третичной сферы ми­рового хозяйства

4

6. Регионы мира

28

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

6

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

8

География населения и хозяйства Африки

4

География населения и хозяйства Северной Америки

4

География населения и хозяйства Латинской Америки


6

Всего (аудиторных часов)

72

Всего часов самостоятельной (внеаудиторнрй работы)

36

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Всего

108









ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ



Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной дея­тельности обучающегося (на уровне учебных

действий)

Введение.

1. Источники географи­ческой информации

Объяснять междисциплинарные связи геогра­фии.

■ Называть традиционные и новые источники гео­графической информации.

■ Демонстрировать роль Интернет и геоинформа­ционных систем в изучении географии.

2. Политическое устрой­ство мира

■ Показывать на карте различные страны мира.

■ Приводить примеры и характеризовать совре­менные межгосударственные конфликты в различных регионах мира.

■ Выделять страны с республиканской и монархи­ческой формами правления, унитарным и федератив­ным типами государственного устройства в различных регионах мира.

■ Объяснять различия развитых и развивающихся стран по уровню социально-экономического развития.

■ Приводить примеры и характеризовать различ­ные типы стран по уровню социально-экономического развития.

3. География мировых природных ресурсов

■ Объяснять основные направления экологизации хозяйственной деятельности человека.

■ Выделять различные типы природопользования.

■ Определять обеспеченность различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран ми­ра.

■ Показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов.

■ Называть основные направления использования ресурсов Мирового океана.


4. География населения мира

■ Называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения.

■ Выделять различные типы воспроизводства населения и приводить примеры стран, для которых они характерны.

■ Называть основные показатели качества жизни населения.

■ Приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религи­озным составом населения.

■ Приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения.

■ Объяснять основные направления и причины


современных международных миграций населения.

■ Приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения.

■ Показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы.

5. Мировое хозяйство

Современные особенно­сти развития мирового хозяйства

■ Давать определение понятий «Международное географическое разделение труда», «Международная специализация» и «Международное кооперирование».

■ Выделять характерные черты современной научно-технической революции.

■ Называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.

■ Приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности.

■ Называть наиболее передовые и наиболее отста­лые страны мира по уровню экономического развития.

География отраслей пер­вичной сферы мирового хозяйства

■ Выделять характерные черты «зеленой револю­ции».

■ Приводить примеры стран, являющихся веду­щими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства.

■ Называть страны, являющиеся ведущими миро­выми производителями различных видов минерально­го сырья.

■ Показывать на карте и характеризовать основ­ные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира.

География отраслей вто­ричной сферы мирового хозяйства

■ Приводить примеры стран, основная часть элек­троэнергии в которых производится на тепловых, гид­равлических и атомных электростанциях.

■ Называть страны, являющиеся ведущими миро­выми производителями черных и цветных металлов.

■ Выделять страны с наиболее высоким уровнем развития машиностроения.

■ Называть страны, являющиеся ведущими миро­выми производителями автомобилей, морских невоен­ных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей.

География отраслей третичной сферы миро­вого хозяйства

■ Объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров.

■ Приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети же­лезных и автомобильных дорог.

■ Называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира.

■ Показывать на карте и характеризовать основ­ные районы международного туризма.

■ Объяснять местоположение ведущих мировых


центров биржевой деятельности. ■ Называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами.

6. Регионы мира

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

■ Показывать на карте различные страны Зару­бежной Европы.

■ Сопоставлять страны Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

■ Приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов.

■ Называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естествен­ного прироста населения, средней плотности населе­ния и доли городского населения.

■ Показывать на карте и характеризовать круп­нейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зару­бежной Европы.

■ Объяснять особенности территориальной струк­туры хозяйства Германии и Великобритании.

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

■ Показывать на карте различные страны Зару­бежной Азии.

■ Сопоставлять страны Зарубежной Азии по пло­щади территории, численности населения и уровню экономического развития.

■ Определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии.

■ Называть страны Зарубежной Азии с наиболь­шими и наименьшими значениями естественного при­роста населения, средней плотности населения и доли городского населения.

■ Приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиоз­ным составом населения.

■ Показывать на карте и характеризовать круп­нейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии.

■ Объяснять особенности территориальной струк­туры хозяйства Японии, Китая и Индии.

География населения и хозяйства Африки

■ Показывать на карте различные страны Африки.

■ Называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения.

■ Объяснять причины экономической отсталости стран Африки.

■ Показывать на карте и характеризовать круп-


нейшие города, основные горнопромышленные и сель­скохозяйственные районы Африки.

География населения и хозяйства Северной Аме­рики

■ Объяснять природные, исторические и экономи­ческие особенности развития Северной Америки.

■ Выделять отрасли международной специализа­ции Канады, показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горно­промышленные и сельскохозяйственные районы.

■ Объяснять особенности расово-этнического со­става и размещения населения США.

■ Показывать на карте и характеризовать круп­нейшие городские агломерации, мегалополисы, основ­ные промышленные и сельскохозяйственные районы США.

География населения и хозяйства Латинской Америки

■ Показывать на карте различные страны Латин­ской Америки.

■ Сопоставлять страны Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

■ Выделять страны Латинской Америки, наиболее обеспеченные различными видами природных ресур­сов.

■ Приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естествен­ного прироста населения.

■ Сопоставлять страны Латинской Америки по ра­совому составу населения.

■ Объяснять особенности урбанизации стран Ла­тинской Америки.

■ Показывать на карте и характеризовать круп­нейшие промышленные центры, основные горнопро­мышленные и сельскохозяйственные районы Латин­ской Америки.

■ Выделять отрасли международной специализа­ции Бразилии и Мексики.


География населения и хозяйства Австралии и Океании

■ Объяснять природные и исторические особенно­сти развития Австралии и Океании.

■ Выделять отрасли международной специализа­ции Австралии, показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные гор­нопромышленные и сельскохозяйственные районы.

7. Россия в современном мире

■ Объяснять современные особенности экономи­ко-географического положения России.

■ Выделять основные товарные статьи экспорта и импорта России.

■ Называть ведущих внешнеторговых партнеров России.

8. Географические ас­пекты современных

■ Выделять глобальные проблемы человечества.

■ Приводить примеры проявления сырьевой, энер-


глобальных проблем че­ловечества

гетической, демографической, продовольственной и
экологической проблем человечества, предлагать воз-
можные пути их решения.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ГЕОГРАФИЯ»

Освоение программы учебной дисциплины «География» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах осво­ения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и осна­щено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, доста­точными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визу­альную информацию по географии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспече­ния программы учебной дисциплины «География», входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;

  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настен­ных географических карт, портретов выдающихся ученых-географов и др.);

  • информационно-коммуникативные средства;

  • экранно-звуковые пособия;

  • комплект технической документации, в том числе паспорта на сред­ства обучения, инструкции по их использованию и технике без­опасности;

  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические ком­плекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Геогра­фия», рекомендованные или допущенные для использования в профессио­нальных образовательных организациях, реализующих образовательную



См. Письмо Минобрнауки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 «Об оснащении обще­образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, географи­ческими атласами, справочниками, научной и научно-популярной литерату­рой и др. по географии.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «География» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным мате­риалам по географии, имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет, (электронные книги, практикумы, тесты).

Для выполнения практических заданий студентам необходимо иметь простой и цветные карандаши, линейку, ластик, циркуль, транспортир и калькулятор.


Перечень оборудования:


1. Карты

Физическая карта полушарий (100x140 см)

Политическая карта мира (100x140 см)

Физическая карта России (100x140 см)

Физическая карта Антарктики (700x100 см)

Климатические пояса и области мира (100x140 см)

Природные зоны мира (100x140 см)

Климатическая карта мира (100x140 см)

Растительность мира (100x140 см)

Почвенная карта мира (100х140)

Африка. Физическая карта (70x100 см)

Австралия и Океания. Физическая карта (70x100 см)

Северная Америка. Физическая карта (70x100 см)

Евразия. Физическая карта (100x140 см)

Антарктида. Комплексная карта (70x100 см)

Федеративное устройство Российской Федерации (100x140 см)

Природные зоны и биологические ресурсы России (100x140 см)

Карта растительности России (100x140 см)

Минеральные ресурсы мира (100x140 см)

Электроэнергетика мира (100x140 см)

США. Общегеографическая карта (70x100 см).


2.Модели

глобус,

теллурий,

модель Луны,

овраг,

холм,

вулкан,

горная страна.


3.Лабораторное оборудование.

1. Компас-азимут (профессиональный)- 1шт.

2. Компас (школьный)- 15шт.

3. Электронный термометр с фиксацией максимального и минимального значений- 1шт.

4. Визирная линейка

5. Оборудование топографическое, 6 шт.;

6. Гигрометр, 2шт.;

7. Термометр, 5 шт.;

8. Барометр;

9. Осадкомер;

10. Флюгер.


4. Интерактивные электронные пособия:


Интерактивное электронное пособие с комплектом таблиц «География»

Интерактивное электронное пособие с комплектом таблиц «География. Материки и океаны»

Интерактивное электронное пособие с комплектом таблиц «География России. Природа и население».

класс»

Интерактивное электронное пособие с комплектом таблиц «География России. Хозяйство».

Интерактивное электронное пособие с комплектом таблиц «Экономическая и социальная география стран мира».



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Для студентов

Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специаль­ностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования. — 5-е изд., пере­работанное и дополненное. — М.: 2015

Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—11 классы. — М.: 2012

Кузнецов А.П., Ким Э.В. География. Базовый уровень. 10-11 классы.

— М.: 2011

Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. — М.: 2012

Холина В.Н. География. Профильный уровень. В 2 кн. 10—11 классы.

— М.: 2011, 2013


Для преподавателей

Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Россий­ской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413

Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесе­нии изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Фе­дерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государ­ственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образова­ния».

Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионально­го образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабо­чих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)

Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специаль­ностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования. — 5-е изд., пере­работанное и дополненное. — М.: 2015

География: Журнал. /Издательский дом «Первое сентября».

География в школе: Научно-методический журнал. /Издательство «Школьная пресса»

География и экология в школе XXI века: Научно-методический жур­нал. /Издательский дом «Школа-Пресс 1»

Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—11 классы. — М.: 2012

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира. — М.: 2011


Справочники, энциклопедии

Африка: энциклопедический справочник. Т 1, 2 / Гл. ред. А. Громыко. — М.: 1987

Российский энциклопедический словарь. Науч.-ред. совет: Ю.С. Оси­пов (пред.), С.Л. Кравец (отв. секретарь), А.А. Авдеев, Г.С. Голицын, М.Л. и др. - М.: 2011

Универсальная школьная энциклопедия. В 2 томах. Ред. Е. Хлебалина, вед. ред. Д. Володихин. — М.: 2003

Энциклопедия для детей. Культуры мира: Мультимедийное приложе­ние (Компакт-диск). — М.: 2004

Энциклопедия для детей. Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / Гл. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: 2001

Энциклопедия стран мира / Гл. ред. Н.А. Симония; ред.кол. В.Л. Мака­ров, А.Д. Некипелов, Е.М. Примаков. — М.: 2004



Интернет-ресурсы

www.cia.gov/library — сайт ЦРУ США

www.wikipedia.org — сайт общедоступной мультиязычной универсаль­ной интернет-энциклопедии

www.faostat3.fao.org — сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО)

www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county — сайт Геологической службы США

www.school-collection.edu.ru — Единая коллекции Цифровых образова­тельных ресурсов

http://simvolika.rsl.ru — Гербы городов Российской Федерации






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!