СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "География России. Население и хозяйство".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обновлённая рабочая программа "География России. Население и хозяйство". 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "География России. Население и хозяйство".»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ГЕОГРАФИИ

9 класс























Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе «Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы» в соответствии с ФГОС ООО (второго поколения), авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. М., Дрофа, 2015 год. Организация учебного процесса в 2016-2017 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12. 2012№273-Ф3).

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями, внесёнными приказами Минобранауки №164 от 03.06.2008г, № 320 от 31.08. 2009 г, № 427от 19.10.2009г, № 2643 от10.11.2011г; № 69от 31.01.2012 г.

  • Федеральный  компонент государственного образовательного стандарта (ФКГОС) по географии, на основе Примерной программы основного общего  образования по географии (серия «Стандарты второго поколения» Примерные программы по учебным предметам.  География.6-9 классы: проект -2 издание, переработанное-М., Просвещение, 2014год.) 

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», с изменениями, внесёнными приказами Минобрануки № 241 от 20.08.2008 г., № 889 от 30.08.2010 г.;№ 1994 от 03.06 2011 г, №74от01.02.2012г);

  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г № 1015 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего и среднего общего образования»

  • Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназии № 118» на 2016-2017 учебный год


  • Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназии № 118» на 2016-2017 учебный год

  • Календарный учебный график муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназии № 118» на 2016-2017 учебный год

В основной школе целями образования являются воспитание всесторонне развитой и коммуникативной личности. География – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.

Рабочая программа по географии для 8-9 классов составлена на основе Примерных стандартов второго поколения по географии, основного общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

В 8-ом классе изучается физическая география «Природа России», а в 9-ом классе экономическая география «Население и хозяйство России». Эти два курса географии взаимно дополняют друг друга. Знания, полученные на уроках географии в 8-ом классе, являются дополнением при изучении географии в 9-ом классе.


Главная цель курса «География России» — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Цель курса 9 класса: Создать у учащихся целостное представление о своей Родине, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.

Задачи:

• приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;

• изучение природно-ресурсного потенциала России;

• анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;

• изучение отраслевой структуры экономики России;

• знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.

• изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;

• анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.

Предполагаемые результаты обучения

Личностные результаты:

- овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;

- уважительное отношение к окружающим, любовь к Родине;

- эмоционально-положительное принятие своей этнической принадлежности и принятие других народов мира;

- толерантность;

- любовь к природе;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные результаты.

Программа обеспечивает обучающимся организацию своей учебной деятельности через сформированные УУД. К ним относятся:

регулятивные УУД:

- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ТСО и информационных технологий;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

познавательные УУД включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;

- осознанно оформлять речевое высказывание в устной и письменной форме;

- осуществлять смысловое чтение, извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом;

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Предметные результаты образовательной деятельности обучающихся выражаются в следующем:

- использовании различных источников географической информации (картографические, статистические, видео- и фотоизображение, Интернет) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико - ориентированных задач;

- умении анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- различать и сравнивать изученные географические объекты;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра;

- сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира, различать изученные демографические процессы и явления;

- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в отдельных территориях;

- создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Требования к уровню подготовки

1. Оценивать и прогнозировать:

• изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;

• природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;

• основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.

2. Объяснять:

• особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

• особенности расового и этнического состава населения;

• различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;

• различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;

• особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах;

• основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

3. Описывать:

• основные источники географической информации;

• географическое положение объектов (по карте);

• существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);

• компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и крупнейших стран мира;

• объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ;

• особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.

4. Определять (измерять):

• географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.);

• вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.

5. Называть и (или) показывать:

• важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;

• типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;

• факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;

• крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;

• основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;

• ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;


Место предмета в учебном плане


Количество часов по учебному плану в неделю в год 68 часов

Количество практических работ в год – 16

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 5—7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.




Содержание обучения


«География России. Население и хозяйство».

9 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч.)

Введение (4 час)

Содержание темы:

Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс.

Учебные понятия:

Социально-экономическая география, хозяйственный (территориальный социально-экономический) комплекс.

Основные образовательные идеи:

• Социально-экономическая география — это наука о территориальной организации населения и хозяйства.

• В отличие от природного, хозяйственный комплекс может целенаправленно управляться человеком.

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя,

• планировать свою деятельность под руководством учителя,

• выявлять причинно-следственные связи,

• определять критерии для сравнения фактов, явлений,

• анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

• выслушивать и объективно оценивать другого,

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

• специфику предмета изучения экономической и социальной географии;

• отличия природного и хозяйственного комплексов.

Умение определять:

• отличия природного и хозяйственного комплексов.

Россия на карте

Содержание темы:

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны. Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия — федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства — основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Учебные понятия:

Социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация.

Основные образовательные идеи:

• Формирование территории России – от Московского княжества и Российской империи через СССР к современной России.

• Россия – самая большая по площади территории страна с самым большим количеством сухопутных соседей.

• Преимущества и недостатки величины территории и северного положения страны.

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя,

• планировать свою деятельность под руководством учителя,

• оценивать работу одноклассников,

• выявлять причинно-следственные связи,

• определять критерии для сравнения фактов, явлений,

• анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

• работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

• создавать объяснительные тексты

• выслушивать и объективно оценивать другого,

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

• специфику поэтапного формирования территории России;

• особенности проведения государственной границы;

• достоинства и недостатки географического положения России;

• структуру административно-территориального устройства;

• принципы экономико-географического районирования;

• особенности отраслевого состава народного хозяйства.

Умение определять:

• особенности географического положения России;

• особенности границ России;

• специфические черты видов субъектов Федерации;

• виды субъектов Федерации;

• отличительные черты видов отраслей хозяйства;

• положение экономических регионов, районов, зон России.

Тема 1. Население России (6 часов)

Содержание темы:

Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России. Размещение населения России. Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций. Направления внутренних миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское расселение. Формы сельского расселения. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Город и урбанизация. Функции города. Виды городов. Городские агломерации. Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда.

Учебные понятия:

Демография, рождаемость, смертность, численность населения, перепись населения, естественный прирост, воспроизводство населения, демографический кризис, плотность населения, Основная зона расселения (или Главная полоса расселения), зона Севера, миграции, внутренние и внешние миграции, эмиграция, иммиграция, формы расселения, расселение, городское и сельское расселение, формы сельского расселения, групповая (деревенская) форма расселения, рассеянная (фермерская) форма расселения, кочевая форма расселения, город, урбанизация, уровень урбанизации, градообразующие функции, моногорода, города-миллионеры городская агломерация, этнический состав, языковые группы, языковые семьи, религиозный состав, этнорелигиозные конфликты, половозрастной состав, трудовые ресурсы, рынок труда, безработица.

Основные образовательные идеи:

• Динамика численности населения определяется социально-экономическими, политическими факторами.

• Миграции оказывают влияние на заселение территории, этнический и возрастной состав населения.

• Трудовые ресурсы создают национальное богатство страны.

• Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна.

• Неравномерность размещения населения по территории России — следствие разнообразия природных условий.

• Урбанизация — процесс развития городов.

Метапредметные умения:

• выделение существенных признаков новых понятий;

• работа с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами;

• поиск дополнительные источники информации.

• формулирование своих мыслей и выводов в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.

Предметные умения

Умение объяснять:

• особенности динамики численности и воспроизводства населения;

• направления и типы миграции;

• особенности состава населения;

• специфику распространения религий;

• размещение населения;

• особенности городского и сельского населения;

• специфические черты рынка труда.

Умение определять:

• параметры воспроизводства населения;

• параметры миграционных процессов;

• регионы с различными показателями миграции;

• параметры, характеризующие состав населения;

• регионы с преобладанием отдельных языков, религий;

• параметры, характеризующие размещение населения;

• районы концентрации сельского и городского населения;

• размещение крупных городов;

• перспективы изменения численности и состава населения, трудовых ресурсов.

Тема 2. Хозяйство России (25 часов)

Содержание темы:

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Учебные понятия:

Национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.

Основные образовательные идеи:

•Хозяйство России представляет собой сложный комплекс предприятий, отраслей и секторов экономики, связанных друг с другом и с мировым хозяйством.

Метапредметные умения:

• установление причинно-следственных связей, например, для объяснения развития этапов хозяйства (аграрного, индустриального и постиндустриального);

• анализ различных источников информации с целью определения тенденций развития отраслей, сфер и секторов хозяйства;

• выделения существенных признаков, например, для выявления отраслевой структуры хозяйства;

Предметные умения

Умение объяснять:

• особенности структуры хозяйства;

• особенности отраслей хозяйства;

• видовое разнообразие предприятий отраслей хозяйства;

• взаимосвязь и взаимное влияние отраслей хозяйства друг на друга;

• географию отраслей хозяйства;

• роль отраслей хозяйства в жизни государства.

Умение определять:

• параметры структуры хозяйства;

• факторы размещения хозяйства;

• районы концентрации предприятий отраслей хозяйства;

• показатели, характеризующие деятельность предприятий отраслей хозяйства;

• основные направления движения сырья и готовой продукции.

Тема 3. География крупных регионов России (18 ч.) + География Ростовской области (8 ч.)

Содержание темы:

Европейский Север, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север — самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы — основа хозяйства района. Мурманск — морские ворота страны.

Европейский Северо-Запад, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад — транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение — главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение — ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург — многофункциональный центр района.

Калининградская область — самая западная территория России.

Регион Центральная Россия, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Выгодность экономико-географического положения. Ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства региона. Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона. Крупнейший центр автомобилестроения страны.

Европейский Юг, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Урал, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство — огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация — вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Основные понятия:

Транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.

Основные образовательные идеи:

• Формирование населения и хозяйственных особенностей каждого региона — результат сочетания длительного исторического развития и природных условий и ресурсов.

• Каждый из регионов России свои неповторимые особенности.

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя,

• планировать свою деятельность под руководством учителя,

• оценивать работу одноклассников,

• выявлять причинно-следственные связи,

• определять критерии для сравнения фактов, явлений,

• анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

• работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

• создавать объяснительные тексты

• выслушивать и объективно оценивать другого,

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Предметные умения

Умение объяснять:

• особенности природы, населения и хозяйства регионов России;

• особенности структуры хозяйства и специализации отдельных территорий России;

• особенности социально-экономической ситуации отдельных регионов России.

Умение определять:

• регион России по краткому описанию;

• специфику геоэкологической ситуации в отдельных регионах и на всей территории России;

• особенности социально-экономической ситуации отдельных регионов России.

Тема 4. Россия и страны нового зарубежья (5ч.)

Содержание темы:

Место России в мировой экономике. Хозяйство России до ХХ в. Россия в ХХ—XXI вв. Перспективы развития.

Основные образовательные идеи:

• В протяжении своей истории Россия играла определенную роль в системе мирового хозяйства, причем, эта роль менялась.

• После распада СССР и экономического кризиса Россия постепенно восстанавливает свой экономический потенциал, оставаясь пока поставщиком на мировой рынок в основном сырьевой продукции.

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя,

• планировать свою деятельность под руководством учителя,

• выявлять причинно-следственные связи,

• определять критерии для сравнения фактов, явлений,

• анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

• выслушивать и объективно оценивать другого,

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

• место России в мире по отдельным социально-экономическим показателям;

• особенности России на современном этапе социально-экономического развития.

Умение определять:

• место России в мире по отдельным социально-экономическим показателям;

• перспективы социально-экономического развития России.

Обобщение знаний. Подведение итогов.(2 часа)


Основные формы организации учебной деятельности – уроки, экскурсии, система домашних работ, в т.ч. рефераты, творческие работы, проекты.

Форма проверки знаний – обобщающие уроки, тренировочные тесты на уроках 15-20 мин, творческие работы.





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


АВТОРЫ

НАЗВАНИЕ

ГОД

ИЗДАТЕЛЬСТВО

1.

В.П. Дронов; В.Я. Ром

География. Население и хозяйство России.

2014

Москва; Дрофа

2.

В.В. Измайлов

Рабочая тетрадь по географии Ростовской области.

2015

г.Ростов-на-Дону

3.

В.Б. Пятунин

Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 кл.

2015

Москва; Дрофа

4.

Г.П. Долженко; З.М. Тимофеева

Природа г.Ростова-на-Дону.

1999

Феникс; Ростов/Дону

5.

В.Б. Пятунин; Ю.А. Симагин

Тестовые задания по географии. 6-10 класс.

2016

Москва; Дрофа

6.

Сиротин В.И.

Практические работы по географии.

2014

Москва; Просвещение

7.

Г.Н. Элькин

География населения и хозяйства России. 9 класс.

2015

С-Петербург; Паритет

8.


Атлас и контурные карты по географии 9 класс.

Атлас Ростовской области.

2016

2016

Москва; Дрофа

Ростов/Дону



Интернет-ресурсы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru

2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru

3. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru

4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru

5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru

6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru

7. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru


Дополнительная литература:

  1. География в схемах и таблицах. С-Петербург: «Тригон»; 2016.

  2. География. Справочник школьника. Издательство «Слово».

  3. Занимательная география. А.М. Безруков. Москва: «Дрофа»; 2015

  4. За страницами учебника географии. Н.А. Максимов. Москва: «Просвещение»; 2015.

  5. Знай свой край. В.С.Левченко. Ростов-на-Дону. 2016.

  6. Природа Донского края. Ростов-на-Дону. 1999.

  7. География Ростовской области

Тематическое планирование 9 класс


№ п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся

Введение

4

Особенности ЭГП РФ, изменение её геополитического положения.

Субъекты РФ, их различия. Называть и показывать на карте.

Раздел I: «Население России»

6

Знать исторические особенности заселения России. Численность и естественный прирост. Национальный состав. Миграции населения. Городское население и трудовые ресурсы

Определять по карте закономерности размещения населения. Строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения.


Раздел II: «Хозяйство России»

25


Тема 1: Экономика Российской Федерации

4

Экономическая система в истории развития РФ. Структурные особенности экономики РФ. Причина экономического кризиса в России. Основные направления экономических реформ.

Анализировать статистические материалы. Объяснять причины экономического кризиса

Тема 2: География отраслей и межотраслевых комплексов

21

Выделять, описывать и объяснять признаки географических объектов и явлений;

Находить и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.

Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.

Главные факторы размещения. Особенности размещения. Отраслевой состав. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства.

Мелиорация.


Раздел III: «Регионы России»

26


Тема 1: Экономическое районирование России

1

Анализировать карты атласа и статистические материалы

Тема 2: Западный макрорегион –Европейская Россия


12

Давать характеристику ЭГП региона .

Оценивать природные и трудовые ресурсы.

Выявлять ведущие отрасли хозяйства.

Прогноз развития региона.

Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Анализировать карты атласа и статистические материалы с целью составления характеристики хозяйства региона

Регионы экологического неблагополучия.

Характеристика внутренних различий и городов. Достопримечательности.

Тема 3: Восточный макрорегион – Азиатская Россия


5

Давать характеристику состава и ЭГП района.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток.

Оценивать природные и трудовые ресурсы.

Выявлять ведущие отрасли хозяйства.

Делать прогноз развития региона.

Тема 4: География Ростовской области

8

Природно-ресурсный потенциал Ростовской обл. Население и трудовые ресурсы. Крупнейшие города. Народы. Производствен. потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Внешние экономические связи. Экологические проблемы.

Определять географическое положение .Оценивать природные условия и ресур. Определять плотность и особенности размещения населения.

Составлять картосхемы территориальной структуры хозяйства и внешних экономических связей.


Раздел IV: «Россия и мир»


5


Тема 1: Россия в современном мире


2

Называть примеры экономического, политического, культурного сотрудничества России с другими странами. Место России среди стран мира.Объекты мирового и культурного наследия в России.

Тема 2: Страны ближнего Зарубежья

3

Называть примеры экономического, политического, культурного сотрудничества России с другими странами. С помощью различных источников информации составлять ЭГХ стран.

Обобщающее повторение

География России.

2













Календарно – тематическое планирование: «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. Население и хозяйство» 9 класс


п/п

ТЕМА УРОКА

Кол – во часов

Дата


ВВЕДЕНИЕ


4 часа


1.

Что мы будем изучать. Повторение и «Природа России»

1


2.

Диагностическая контрольная работа № 1 Проверка остаточных знаний

1


3.

Особенности ЭГП России, изменение его геополитического положения.

1


4.

Политико-административное устройство России.

Практическая работа №1.- «Обозначение на контурной карте всех республик, входящих в состав Российской Федерации».

1



НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ


6 часов


5.

Исторические особенности заселения России.

1


6.

Численность и естественный прирост населения

1


7.

Национальный и религиозный состав населения России.

1


8.

Миграции населения.

1


9.

Городское и сельское население России. Урбанизация. Практическая работа №2.- «Определение по статистическим источникам плотности населения и доли городского и сельского населения».

1


10.

Рынок труда. Занятость населения. (подготовка к ОГЭ – тест)

1



ХОЗЯЙСТВО РОССИИ.


25 часов



ЭКОНОМИКА РФ

4 часа


11.

Роль и место России в международной экономике. Экономические системы развития в России.

1


12.

Структурные особенности экономики России.

Практическая работа №3. – «Определение по статистическим материалам тенденций изменения занятых в сфере хозяйства».

1


13.

Природно-ресурсный потенциал

1


14.

Научный комплекс- вершина экономики России. Пути экономических реформ.

1



ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ И МЕЖОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

21 час


15.

Машиностроительный комплекс. Факторы размещения отраслей машиностроения

1


16.

География машиностроения.

Практическая работа №4. – «Определение по картам наукоёмкого, трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения».

1


17.

Военно-промышленный комплекс

1


18.

Научный комплекс

1


19.

Роль и особенности ТЭК

1


20.

Топливная промышленность.

Практическая работа №5. – «Характеристика одного из районов добычи нефти, угля или газа».

1


21.

Электроэнергетика России

1


22.

Топливно-энергетический комплекс России.

1


23.

Состав и значение металлургического комплекса

1


24.

Металлургический комплекс.

1


25.

География металлургического комплекса.

Практическая работа №6. – «Определение по картам главных факторов размещения чёрной и цветной металлургии» (на контурной карте).

1


26.

Химико-лесной комплекс.

1


27.

География химико-лесного комплекса. Тренировочная работа: «Составление схемы межотраслевых связей»

1


28.

Комплексы ККМ. (подготовка к ОГЭ – тест)

1


29.

Состав и значение АПК.

Практическая работа №7. – «Составление типовой схемы АПК; взаимосвязь отраслей в АПК».

1


30.

Земледелие и животноводство.

1


31.

Пищевая и лёгкая промышленность

1


32.

Состав инфраструктурного комплекса. Связь, сфера обслуживания.

1


33.

Роль транспорта. Виды транспорта

1


34.

География транспорта

Практическая работа №8. – «Характеристика одной из транспортных магистралей» (на контурной карте).

1


35.

Обобщение и закрепление знаний по теме: «Хозяйство России».

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2: «Межотраслевые комплексы и их география».

1



36.

РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИИ.

Экономическое районирование России


1 час



ЗАПАДНЫЙ МАКРОРЕГИОН- ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ


12 часов


37.

Центральная Россия. ЭГП, природные условия и ресурсы.

1


38.

Население и народные промыслы Ц.Р.


1


39.

Экономика Центральной России. Узловые районы Ц.Р.

Практическая работа №9. – «Изображение на контурной карте схемы внешних территориально-производственных связей Центральной России».


1


40.

Общая характеристика Северо-Западной России. (подготовка к ОГЭ – тест)

1


41.

Европейский Север: ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и население.


1


42.

Хозяйство Европейского Севера.

1


43.

Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы.


1


44.

Население и хозяйство района. Практическая работа №10.-«Составление типового плана экономико-географической характеристики или экономико-географического положения территории» (на примере Северного Кавказа).

1


45.

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы.


1


46.

Население и хозяйство Поволжья. Практическая работа №11. – «Составление характеристики транспортно-промышленного узла» (Самара).


1


47.

Урал. Общая характеристика.


1


48.

Экологическая ситуация Урала. (подготовка к ОГЭ – тест)

1



ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН – АЗИАТСКАЯ РОССИЯ


5 часов


49.

Восточный макрорегион. Общая характеристика

1


50.

Западная Сибирь

1


51.

Восточная Сибирь. Практическая работа №12. – «Составление по различным источникам характеристики одного из ТПК Западной или Восточной Сибири».


1


52.

Дальний Восток.


1


53.

Обобщение и закрепление знаний по теме

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3: «Сравнительная хар-ка регионов, входящих в состав РФ».


1



ГЕОГРАФИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


8 часов


54.

Особенности ЭГП Ростовской области.

Практическая работа №13. – «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Ростовской области».

1


55.

Население и хозяйственное освоение области.

Практическая работа №14. – «Определение по картам плотности и особенностей размещения населения Ростовской области».

1


56.

Особенности хозяйства. Промышленность

1


57.

АПК Ростовской области.

Практическая работа №15. – «Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства Ростовской области

1


58.

Особенности транспорта.

1


59.

Внешние экономические связи Ростовской области.

Практическая работа №16. – «Составление картосхемы внешних экономических связей Ростовской области».

1


60.

Социально- экономические и экологические проблемы региона. Города.

1


61.

Обобщающий урок по теме: «География Ростовской области». (подготовка к ОГЭ – тест)

1



РОССИЯ И МИР


5 часов


62.

Место России среди стран мира.

1


63.

Роль и место России в МГРТ. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4:

1


64.

Страны Нового Зарубежья. Белоруссия. Украина. Страны Балтии.

1


65.

Закавказье и Азиатский Юго-Восток

1


66.

Место России в экономике стран СНГ

1


67.

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ.

География России. (подготовка к ОГЭ – тест)

2 часа

1


68.

Подведение итогов. Повторение.

1






22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!