СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 7 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 7 класса к учебнику Домогацких, Алексеевского.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 7 класса»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новохарьковская средняя общеобразовательная школа

Ольховатского муниципального района

Воронежской области


«Рассмотрено»

Руководитель МО естественно-математического цикла

_______/Е.Д. Михайленко/

Протокол №___

от «01» сентября 2015 г.

«Принято»


протокол педсовета №1


от «27» августа 2015 г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ Новохарьковская СОШ


________/Н.Н. Мартыненко/

Приказ № 164

от «03» сентября 2015 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«География»

7 КЛАСС

Базовый уровень



Учитель: Н. Н. Мартыненко

Высшая КК












сл. Новохарьковка


2015-2016 учебный год



1. Пояснительная записка

 Рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования 2004 года.
  • Приказа Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями от 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24 января 2012 г.).
  • Образовательной программы основного общего образования МКОУ Новохарьковская СОШ на 2015-2019 учебные годы. Приказ № 161 от 31.08.15г.

  • Учебного плана МКОУ Новохарьковская СОШ на 2015- 2016 учебный год.

  • Положения МКОУ Новохарьковская СОШ о рабочей программе учителя, осуществляющего обучение по ГОС.

  • Авторской программы по географии 6-10 кл. под редакцией И. В. Душиной (М.: Дрофа), 2008.

  • соответствует учебнику для 7 класса (В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв География материков и океанов 7 кл. М.: Дрофа, 2008 г.).

 

Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане

  Количество часов: всего - 70 часов, в неделю - 2 часа;

 

  Оценочных практических  работ  -12.

Оценочные практические работы

Тематика обязательных практических работ в 7 классе по курсу
«География. Страноведение»

При выполнении практических  работ в курсе 7 класса «География. Страноведение» важно сформировать умения учащихся  по работе с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами.  Учащиеся должны овладеть  умениями и навыками комплексной физико-географической характеристики географического объекта, территории, сравнительной характеристики двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, а также совершенствовать навыки самостоятельного составления плана характеристики.
Выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями.

ПР № 1   Влияние строения земной коры на рельеф Земли. Чтение и анализ тематических карт – «Строение земной коры» и «Физической карты мира».
ПР № 2  Характеристика климатических областей на основе анализа климатограмм.
ПР № 3 Комплексная характеристика одного из океанов. 
ПР № 4  Характеристика географического положения материка.
ПР № 5 Изучение отличительных особенностей природы и хозяйства отдельных стран или регионов на примере материка Африка. 
ПР № 6  Географическое описание одного из островов Океании
ПР № 7  Комплексная характеристика одной из стран на основе использования различных источников информации
ПР № 8    Сравнительная характеристика крупнейших рек материков. 
ПР № 9    Характеристика факторов,  влияющих на смену  природных зон,  на примере Евразии (по меридиану 80 в.д.) или Северной Америки (по 40 с.ш.) ПР № 10  Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей Апеннинского, Пиренейского и Балканского полуостровов.. 
ПР № 11   Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей на примере влажных и сухих субтропиков 

ПР № 12  Выявление связей между компонентами природных комплексов

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (1998г),  рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Основные цели и задачи курса:

– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

- раскрыть закономерности землеведческого характера;

-  воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.




 

2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

(70 часов, 2 часа в неделю)

  

Введение.

( 3  часа )

Предмет  географии  материков  и  океанов.  Общая  география  и  страноведение.

История  исследования  Земли  человеком.  Великие  географические  открытия.  Выдающиеся  путешественники  и  географы. Современные  географические  исследования  Земли.

Географические  карты  прошлого  и  настоящего  времени.  Значение  и  использование  карт.  Определение  по  картам  географических  координат,  расстояний  и  направлений.

Главные особенности  природы  Земли.

( 10  часов)

Земля – планета  Солнечной  системы.  Общие  сведения  о  планете  Земля,  её  происхождении,  форме  и  размерах.

Литосфера.  Литосферные  плиты  и  их  движение.  Гипотеза  Альфреда  Вегенера.  Пангея.  Панталасса.  Гондвана  и  Лавразия.  Срединно-океанические  хребты.  Глубоководные  желоба.  Платформы.  Складчатые  области.  Тихоокеанское  огненное  кольцо.

Рельеф  Земли  и  его  главные формы.  Виды  равнин  и  гор.  Крупнейшие  равнины  и  горы  Земли.

Атмосфера.  Распределение  света,  тепла  и  влаги  по  земной поверхности.  Пояса  освещённости  и  тепловые  пояса  Земли.  Климатообразующие  факторы. Климаты  Земли.  Основные  и  переходные  климатические  пояса  Земли.

Гидросфера.  Мировой  океан  и  его  части.  Крупнейшие  моря,  заливы  и  проливы  Земли.  Движение  воды  в  океане.  Суша  в  океане,  крупнейшие  острова  и  полуострова  мира.  Шельф  и  его  значение  для  человека.  Воды  суши,  их  разнообразие  и  роль  в  жизни  человека.

Биосфера – особая  оболочка  Земли.  Разнообразие  растительного  и  животного  мира.

Географическая  оболочка.  Природная  зональность и  вертикальная  поясность.

Земля – планета  людей.  Крупнейшие  страны  и  народы  Земли.  Размещение  населения  мира.  Миграции  населения  в  прошлом  и  настоящем.

Материки  и  океаны.

( 52 часа ) 

Океаны  Земли.

( 4  часа )

Тихий  океан.  История  исследования.  Выдающиеся  мореплаватели  и  исследователи:  Ф. Магеллан,  Дж. Кук,  И.Ф. Крузенштерн  и  Ю.Ф. Лисянский,  С.О. Макаров,  Т. Хейердал.  Размеры,  географическое  положение,  крупнейшие  моря,  заливы,  проливы,  острова  и  полуострова.  Характерные  черты  водных  масс.  Важнейшие  течения.  Тайфуны  и  цунами.  Выдающиеся  объекты  в  Тихом  океане:  Филиппинское  море,  Марианский  желоб,  вулкан  Мауна  Лоа,  остров  Пасхи,  атолл  Бикини.  Особенности  морской  растительности  и  животного  мира  океана.

Атлантический  океан.  История  исследования,  выдающиеся  мореплаватели:  Эрик  Рауди,  Б. Диаш,  Х. Колумб,  Д. Кабот.  Размеры,  географическое положение,  крупнейшие  моря,  заливы,  проливы,  острова  и  полуострова.  Характерные черты  водных  масс.  Главные  течения.  Выдающиеся  объекты:  Азовское  море,  Мраморное море,  срединно-океанический  хребет,  остров  Исландия,  Бермудский  треугольник,  остров  Мартиника,  залив  Фанди,  Гольфстрим.  Характерные представители  животного  и  растительного  мира.

Индийский  океан.  История  исследования.  Васко  да  Гама,  Дж. Кук.  Размеры  и  географическое  положение  океана.  Крупнейшие  моря,  заливы,  проливы,  острова  и  полуострова.  Особенности  природы  океана.  Выдающиеся  объекты:  Красное  море,  Персидский  залив,  Сейшельские  острова.  Особенности  растительного  и  животного  мира  океана.

Северный  Ледовитый  океан.  История  исследования.  С.И. Челюскин,  Р. Пири,  Ф. Кук,  Н.А. Норденшельд,  Г. Седов,  Р. Амундсен,  Ф. Нансен,  О.Ю. Шмидт,  И.Д. Папанин.  Размеры  и  географическое  положение.  Крупнейшие  моря,  заливы,  проливы,  острова  и  полуострова.  Особенности  природных  условий  Арктики.  Выдающиеся  объекты:  Восточно-Сибирское  море,  остров  Гренландия,  Северная  Земля,  остров  Врангеля.  Характерные  представители  растительного  и  животного  мира.

Практические  работы:

8.  Изображение  на  контурной  карте  географических  объектов  одного  из  океанов  и  видов  хозяйственной  деятельности  человека.

9.  Сравнительная  характеристика  природы  двух  океанов. 

Африка.

(11  часов )

История  исследования  материка:  путешествия  финикийцев,  Васко  да  Гама,  Д. Ливингстон,  Г. Стэнли,  Н.И.  Вавилов.

Размеры  и  географическое  положение  Африки.

Особенности  строения  земной  коры  и  размещение  основных  форм  рельефа.  Крупнейшие  равнины и  горы  Африки.  Размещение  важнейших  видов  полезных  ископаемых.

Климат  Африки.  Распределение  температуры  воздуха  и  осадков.  Африка – самый  жаркий  материк  Земли.  Климатические  пояса  Африки  и  их  характерные  черты.  Климатограмма.

Внутренние  воды  Африки.  Особенности  внутренних  вод  Африки.  Крупнейшие реки,  озёра,  водопады  материка.

Природные  зоны  Африки.  Характеристика  природных  зон  Африки:  влажные  экваториальные  леса,  саванны  и  пустыни  Африки.  Типичные  почвы,  характерные  представители  животного  и  растительного  мира.  Особо  охраняемые  территории.  Крупнейшие  национальные  парки.

Страны  и  народы  Африки.  Особенности  формирования  политической  карты  Африки.  Крупнейшие  страны.  Особенности  расового  и  национального  состава.  Крупнейшие  народы.  Особенности  хозяйства,  культуры  и  быта  африканских  народов.

Географическое  районирование  Африки:  характеристика  Северной  (Алжир,  Египет),  Западной  (Сенегал,  Нигерия),  Центральной  (ДР Конго),  Восточной  (Эфиопия,  Танзания,  Мадагаскар)  и  Южной  Африки  (ЮАР,  Намибия).

 

Австралия  и  Океания.

( 4  часа )

История  открытия  и  исследования Австралии  и  Океании.  Выдающиеся  путешественники  и  исследователи:  А. Тасман,  Дж. Кук,  Н.Н. Миклухо-Маклай.

Размеры,  особенности  географического  положения  и  природы  Австралии.  Крупнейшие  формы  рельефа.  Австралия – самый  сухой  материк  Земли.  Саванны  и  пустыни  Австралии.  Своеобразие  растительного  и  животного  мира.  Эндемики  Австралии.  Население  Австралии.  Австралийский  Союз.  Регионы  Австралии:  Восточная,  Центральная  и  Северная  Австралия.

Океания.  Особенности  природы  и  населения.  Микронезия  (Палау),  Меланезия  (Папуа-Новая  Гвинея)  и  Полинезия  (Гавайи  и  Таити).

Антарктида.

( 2  часа )

История  открытия  и  исследования  Антарктиды.  Выдающиеся  путешественники  и  исследователи:  Д. Кук,  Ф.Ф. Беллинсгаузен,  М.П. Лазарев,  Р. Амундсен,  Р. Скотт.

Географическое  положение  Антарктиды.  Антарктика.  Особенности  природы.  Антарктида – самый  холодный  материк  Земли.  Ледниковый  покров  материка.  Антарктические  пустыни.

 

Южная  Америка.

( 7  часов )

История  открытия  и  исследования  Южной Америки.  Выдающиеся  путешественники  и  исследователи:  Х. Колумб,  А. Веспуччи,  Ф. Писарро,  Ф.  де  Орельяно,  А. Гумбольдт,  Г.И Лангсдорф,  Н.И Вавилов.

Размеры  и  географическое  положение  материка.

Особенности  строения  земной  коры,  размещение  главных  форм  рельефа  и  важнейших  видов  полезных  ископаемых.

Особенности  климата  и  внутренних  вод  Южной  Америки.  Южная  Америка – самый  влажный  материк  Земли.  Крупнейшие  реки, озёра  и  водопады.

Природные  зоны  Южной  Америки:  сельва,  кампос  и  льянос,  пампа,  пустыни  и  области  высотной  поясности.

Страны  и  народы  Южной  Америки.  Крупнейшие  страны.  Особенности  расового и  национального  состава.  Хозяйство,  культура  и  быт  южноамериканских  народов.

Регионы  Южной  Америки:  Амазония  (Бразилия),  Атакама  (Чили),  Патагония  и  Гран-Чако  (Аргентина),  Андские  страны  ( Перу  и  Боливия).

 

Северная  Америка.

( 7  часов )

История  открытия  и  исследования  материка.  Выдающиеся  путешественники  и  исследователи:  Лейф  Эйриксон,  Х. Колумб,  Э. Кортес,  Дж. Кабот,  Г. Гудзон,  Ла  Саль,  В. Беринг, А. Чириков,  Г.И. Шелихов,  А.А. Баранов,  Дж. Франклин,  Р. Амундсен.

Размеры  материка,  его  географическое  положение.

Характерные  черты  строения  земной  коры,  рельефа    распространения  полезных  ископаемых.

Краткая  характеристика  климата  и  внутренних  вод  материка.  Крупнейшие  реки,  озёра,  водопады  и  ледники.

Особенности  распространения  природных  зон,  типичные  почвы,  растительность  и  животный  мир  Северной  Америки.  Арктические  пустыни,  тундра,  леса  умеренного  пояса,  прерии,  пустыни,  саванны,  переменно-влажные  леса,  области  высотной  поясности.  Особо  охраняемые  территории.  Национальные  парки.

Крупнейшие  страны  Северной  Америки.  Характерные  черты  населения  Северной  Америки,  особенности  культуры  и  быта.

Регионы  Северной  Америки:  США,  Канада,  Мексика,  Центральная  Америка  и  Вест-Индия.

 

Евразия.

( 13  часов )

Размеры,  географическое  положение  и  история  исследования  Евразии.  Выдающиеся  путешественники  и  исследователи:  М. Поло,  А. Никитин,  П.П. Семёнов-Тян-Шанский,  Н.М. Пржевальский,  П.К. Козлов,  В.А. Обручев.

Особенности  строения  земной  коры.  Крупнейшие  равнины  и  горы  Евразии.  Особенности  размещения  важнейших  полезных  ископаемых.

Особенности  климата  и  внутренних  вод  материка.  Крупнейшие  реки  и  озёра.

Характерные  черты  размещения  природных  зон  Зарубежной  Евразии,  типичные  почвы,  флора  и  фауна.  Арктические  пустыни,  тундра,  тайга,  смешанные  и  широколиственные  леса,  степи,  пустыни,  саванны,  переменно-влажные  и  влажные  экваториальные  леса,  области  высотной  поясности.  Особо  охраняемые  территории.  Крупнейшие  национальные  парки  и  заповедники.

Крупнейшие  страны  и  народы  Евразии.  Особенности  их  хозяйства,  культуры  и  быта.  Выдающиеся  памятники  истории  и  культуры  стран  Европы  и  Азии.

Краткая  характеристика  регионов  Зарубежной  Европы  на  примере  отдельных  стран:  Северная  Европа  (Норвегия,  Швеция  или  Финляндия),  Средняя  Европа  (Великобритания,  Германия, Франция,  или  Швейцария),  Южная  Европа  (Испания,  Италия  или  Греция),  Восточная  Европа  (Польша,  Чехия  или  Венгрия).

Краткая  характеристика  регионов  Зарубежной  Азии  на  примере  отдельных  стран:  Юго-Западной  (Турция,  Израиль,  Саудовская  Аравия,  ОАЭ,  Ирак  или  Иран),  Южной (Индия),  Центральной  (Казахстан,  Туркмения,  Узбекистан,  Киргизия  или  Таджикистан),  Восточной  ( Китай  или  Япония)  и  Юго-Восточной  Азии  (Таиланд,  Малайзия,  Вьетнам,  Индонезия  или  Филиппины).

 

Земля – наш  дом.

( 2  часа )

Закономерности  географической  оболочки  и  взаимодействие  общества  и  природы.  Изменение  природы  хозяйственной  деятельностью  человека.

Практическая  работа:

37.  Работа  на  местности  по  выявлению  компонентов  природных  комплексов  и составлению  простейшего  плана  местности.

 Резерв – 3  часа


3. Тематическое планирование по географии 7 класс

(учебник авт. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов)


урока


Дата

проведения

Раздел

урока в разделе

Тема урока

Цели урока

Оборудование

Практические и контрольные работы

Домашнее задание


план


факт

1.

03.09


Введение (3 ч.).

1.

Что изучает география материков и океанов?

Раскрыть основное содержание курса, ознакомить с его структурой. Показать уч-ся значение знаний о природе материков, океанов, крупных государств мира. Познакомить уч-ся с особенностями построения учебника.

Физ. карта мира.

Определение по карте расстояний с помощью масштаба и градусной сетки. Находить и показывать на карте материки и части света.

Параграф 1; кроссворд.

2.

07.09



2.

Как люди открывали и изучали Землю.

Систематизировать материал по пополнению знаний людей о планете Земля. Способствовать развитию умений уч-ся оценивать результат путешествий и их исторических открытий.

Физ. карта мира.


Параграф 2.

3.

10.09



3.

Карты материков и океанов.

Сформировать представление уч-ся об особенностях карт материков и океанов, о видах карт, основных элементах их содержания. Показать значение картографического метода исследования. Формировать умение сравнивать, обобщать изучаемые карты по определенным признакам.

Атласы.

Сравнительная характеристика карт по типовому плану.

Параграф 3. Сравнение двух карт атласа по плану.

4.

10.09


Главные особенности природы Земли (10 ч.).



1.

Происхождение материков и океанов

Познакомить уч-ся с гипотезами происхождения материков и океанов. Углубить знания о строении литосферы. Обучать приемам работы с картой строения земной коры. Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «платформа, сейсмические пояса Земли».

Карта «Строение земной коры».

Описание карты «Строение земной коры» по типовому плану. Определение по физ. карте мира глубоководных желобов, срединных хребтов.

Параграф 4.

5.

14.09


Литосфера и рельеф Земли. (2 ч.).

2.

Рельеф Земли.

Сформировать представление о разнообразии рельефа Земли. Выявить причины разнообразия рельефа Земли. Совершенствовать умение устанавливать связи, сравнивать объекты и явления.

Физ. карта мира.

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа планеты. Описание формы рельефа по плану.

Параграф 5. Описание Амазонской низменности по типовому плану.

6.

17.09


Атмосфера и климаты Земли (3 ч.).

3.

Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле.

Сформировать представление о процессах, происходящих в атмосфере, о неравномерном распределении тепла на поверхности Земли. Определить причины распределения температур на поверхности Земли. Обучать приемам работы с климатической картой.


Климатическая карта мира.

Определение по карте средних годовых температур воздуха на Земле. Описание климатической карты мира по типовому плану.

Параграф 6.

7.

21.09



4.

Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата.

Сформировать представление о неравномерном распределении влаги на поверхности Земли. Определить причины неравномерного распределения осадков. Сформировать представление о распределении поясов атмосферного давления на Земле. Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «воздушная масса, постоянные ветры, пассаты».

Карта «Климатические пояса и области мира». Климатическая карта мира.

Определение по карте годового количества осадков для разных территорий Земли.

Параграф 7.

8.

24.09



5.

Климатические пояса Земли.

Раскрыть закономерности в выделении климатических поясов планеты. Сформировать представление о размещении поясов, об особенностях каждого пояса. Обеспечить усвоение уч-ся понятий – «климатообразующий фактор, климатическая область».


Карта «Климатические пояса и области мира».

П/р №1 «Сравнительное описание по карте основных показателей климата двух климатических поясов».

Параграф 8.

9.

28.09


Гидросфера, Мировой океан-главная часть Гидросферы (2ч.)

6.

Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений.

Сформировать представление о Мировом океане, его водах, их происхождении, температуре, солености, особенностях природы океана. Выяснить причины возникновения поверхностных течений и их роль в формировании климата. Сформировать представление о теплом и холодном течении. Познакомить со схемой поверхностных течений.

Физ. карта мира. Карта океанов. Видеофильм «Океанические течения».


Параграфы 9, 10.

10

01.10



7.

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Раскрыть взаимодействие океана с атмосферой и материками в результате круговорота воды и движения воздуха. Углубить знания о распределении живых организмов в океане.

Физ. карта мира.


Параграфы 11, 12. Подготовка к итоговому тесту.

11

05.10


Географическая оболочка (3 ч.)

8.

Строение и свойства географической оболочки.

Ввести понятие «географическая оболочка», раскрыть ее основные свойства. Показать взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов природы на примере географической оболочки.


Видеофильм «Круговорот воды».

Итоговый тест по теме «Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы»

Параграф 13.

12

08.10



9.

Природные комплексы суши и океана.

Показать роль климата в формировании ПК. Сформировать понятия – «Природный комплекс», «природная зона», «широтная зональность и высотная поясность».


Карта «Природные зоны мира»


Параграфы 14, 15. Подготовка к итоговому тесту.

13

12.10



10.

Освоение Земли человеком. Страны мира.

Дать знания о расселении человека по материкам, об основных видах хозяйственной деятельности населения. Познакомить с положением стран на политической карте мира.

Политическая карта мира

Итоговый тест по теме

«Географическая оболочка и природные комплексы».

Определение по комплексной карте видов хоз. деятельности населения разных территорий.

Параграф 16.

14

15.10


Океаны и материки (52 ч.) Океаны (4 ч)

1.

Тихий океан.

Познакомить учащихся со своеобразием ПК Тихого океана. Дать оценку хозяйственной деятельности человека в океане.

Карта океанов.

Описание ГП Тихого океана по типовому плану.

Параграф 17.

15

19.10



2.

Индийский океан.

Познакомить учащихся со своеобразием ПК Индийского океана. Дать оценку хозяйственной деятельности человека в океане.

Карта океанов.

Описание ГП Индийского океана по типовому плану.

Параграф 18.

16

22.10



3.

Атлантический океан.

Завершить формирование понятия «аквальный» природный комплекс. Изучить особенности природы Атлантического океана. Дать оценку хозяйственной деятельности человека в океане.

Карта океанов.

Описание ГП Атлантического океана по типовому плану.

Параграф 19.

17

26.10



4.

Северный Ледовитый океан.

Познакомить учащихся со своеобразием ПК Северного Ледовитого океана. Изучить особенности природы океана. Дать оценку хозяйственной деятельности человека в океане


Карта океанов.

Описание ГП Северного Ледовитого океана по типовому плану.

Параграф 20. Подготовка к проверочной работе.

18

29.10


Южные материки (26 ч.)

5.

Общие особенности ГП, рельефа, климата, внутренних вод Юж матер.

Познакомить с общей историей развития природных условий; с особенностями ГП, рельефа, климата, внутренних вод.

Физ. карта мира.

Определение общих особенностей ГП, климата Юж. Америки, Африки, Австралии. Описание климата по климатическим диаграмм.

Параграфы 21, 22

19

09.11



6.

Общие особенности расположения природных зон Южных материков. Почвенная карта.

Сформировать представление о типах почв и об особенностях расположения природных зон. Научить школьников работать с почвенной картой. Выяснить, на каких материках ярко выражена широтная зональность, на каких – высотная поясность.

Физ. карта мира.

Определение главных признаков каждой природной зоны Южных материков. Определение типов почв, преобладающих в каждом Клим поясе.

Параграф 23.

20

12.11


Африка (11 ч.)

7.

Географическое положение и исследование Африки.

Изучить особенности ГП Африки, раскрыть приемы определения ГП материка. Определить роль зарубежных и русских путешественников в исследовании Африки.

Физ. карта Африки. Портреты исследователей Африки

П/р №2 «Описание ГП Африки по типовому плану».

Параграф 24, зад. 2, с. 114.

21

16.11



8.

Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые.

Дать знания о своеобразии рельефа Африки, выявить причины этого своеобразия. Выявить закономерности размещения форм рельефа и тектоники.

Физ. карта Африки.

П/р №3 « Описание рельефа Африки. Обозначение на к/к крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых».

Параграф 25, зад. 1, с. 117.

22

19.11



9.

Особенности климата Африки.

Закрепить знания о влиянии климатообразующих факторов на климат Африки. Установить особенности климатических поясов.

Климатическая карта Африки.

П/р №4 «Описание климата Сахары (1 в.) и впадины Конго (2 в.) по типовому плану».

Параграф 26, зад. 2, с. 120.

23

23.11



10.

Внутренние воды Африки.

Раскрыть особенности внутренних вод материка, режима рек. Научить анализу и сопоставлению различных карт.

Физ. карта Африки. Видеофильм «о.Виктория, о.Нитрон».

Описание рек Африки по типовому плану.

Параграф 27, зад. 2, с. 123.

24

26.11



11.

Природные зоны Африки. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки.

Закрепить и углубить знания об основном законе географии – широтной зональности на примере природных зон Африки. Рассмотреть особенности каждой из зон. Определить, в каких природных зонах расположены заповедники и нац. Парки. Выяснить, какие изменения произошли в природе Африки в связи с хоз. деятельностью человека.

Карта «Природные зоны мира». Видеофильм «Животный мир саванны».

Описание природной зоны по типовому плану.

Параграфы 28, 29.

25

30.11


Население и страны (5 ч.)

12.

Население Африки.

Изучить особенности населения материка. Познакомить с политической картой Африки и с картой «Плотность населения и народы»

Политическая карта мира; карта народов мира. Слайды.

Описание населения материка по типовому плану.

Параграф 30, зад. 1, с. 135.

26

03.12



13.

Страны Северной Африки.

Сформировать представление о регионе; особенностях природы и хоз. деятельности населения. Совершенствовать умение анализировать карты различных происхождений.

Политическая карта мира. Видеофильм «Сахара (население и его занятие).

Нанесение на к/к границ региона и

государств, расположенных в Северной Африке.

Параграф 31.

27

07.12



14.

Страны Западной и Центральной Африки.

Сформировать представление о регионах – Западной и Центральной Африки; особенностях природы и хоз. деятельности населения. Совершенствовать умение анализировать карты различных происхождений.

Политическая карта мира. Видеофильм «Сахара (Западная Африка)».

Описание одной из стран Африки по типовому плану.

Параграф 32; нанести на к/к границы стран Западной и Центральной Африки.

28

10.12



15.

Страны Восточной Африки.

Сформировать представление о регионе; особенностях природы и хоз. деятельности населения. Совершенствовать умение анализировать карты различных происхождений.

Политическая карта мира. Видеофильм «Африка (Кения, Танзания)».

Нанесение на к/к границ региона и

государств, расположенных в Восточной Африке. Определение народов Вост. Африки и климата Эфиопии.


Параграф 33.

29

14.12



16.

Страны Южной Африки.

Сформировать представление о регионе; особенностях природы и хоз. деятельности населения. Совершенствовать умение анализировать карты различных происхождений.

Политическая карта мира. Слайды.

П/р №5 «Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран» (по выбору).

Параграф 34; нанести на к/к границы стран Южной Африки.

30

17.12



17.

Итоговый урок по теме «Африка».

Выявить уровень знаний и умений уч-ся по данной теме.

Атласы.



31

21.12


Австралия и Океания (4 часа).

18.

Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые Австралии.

Совершенствование понятия ГП материка. Знакомство с путешественниками-исследователями Австралии. Изучить особенности рельефа и размещения полезных ископаемых.

Физ. карта Австралии. Видеофильм «Скала Урару».

Сравнение ГП Австралии и Африки.

Параграф 35, зад. 2, с.150.

32

24.12



19.

Особенности природы Австралии.

Изучить зависимость компонентов природы от ГП. Рассмотреть особенности природных зон. Закрепить знания о влиянии климатообразующих факторов на климат Австралии. Установить особенности климатических поясов.

Карта Климатическая, «Природные зоны мира», физ. карта. Фильм «Природа Австралии»


Описание климата, материка по типовому плану.

Параграфы 36, 37.

33

28.12



20.

Население Австралии. Австралийский Союз.

Изучить особенности населения Австралии. Рассмотреть различия видов хоз. Деятельности населения Австралии.

Карта народов мира.


Параграф 38.

34




21.

Океания. Природа, население и страны.

Сформировать представление о своеобразии природы Океании. Раскрыть особенности современного состава населения и его хоз. Деятельности.


Физ. Карта Австралии. Видеофильм «Берег Миклухо Маклая».

П/р №6 «Описание по картам и тексту учебника одного из островов Океании».

Параграф 39. Подготовка к итоговому тесту.

35



Южная Америка (7 ч.)

22.

Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования материка.

Углубление и расширение понятия ГП материка на примере Южной Америки. Ознакомление учащихся с историей исследования материка.

Физ. Карта Южной Америки. Картина «Путешествие Колумба»

Итоговый тест по теме «Австралия и Океания». Описание ГП Юж. Америки по плану. Нанесение на к/к крайних точек материк, их координат; океанов и морей, омывающих берега Юж. Америки.

Параграф 40.

36




23.

Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.

Изучить особенности тектонического строения Юж. Америки и проявления в рельефе. Объяснить закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Физ. Карта Южной Америки.

П/р №7 «Определение сходства и различий в рельефе Африки и Юж. Америки».

Параграф 41.

37




24.

Климат и внутренние воды Южной Америки.

Углубить знания о климате основных и переходных зонах на примере Юж. Америки. Установит зависимость внутренних вод от рельефа и климата.

Физическая и климатическая карты Юж. Америки. Видеофильм «Игуасу – страна водопадов».

П/р №8 «Сравнительное описание крупных речных систем Юж. Америки и Африки».

Параграфы 42, 43.

38




25.

Природные зоны Южной Америки.

Углубить знания о широтной зональности и высотной поясности на примере Юж. Америки. Продолжить совершенствование умения анализировать тематические карты. Сформировать представление об особенностях размещения природных зон, о признаках каждой природной зоны. Выявит степень изменения природы под влиянием хоз. Деятельности человека.

Карта «Природные зоны мира». Видеофильм «Сельва» (Амазонка).

Описание природной зоны по типовому плану.

Параграф 44.

39




26.

Население Южной Америки.

Изучить расовый и этнический состав населения Юж. Америки. Определить признаки группировки стран материка. Продолжить формирование умения давать описание населения материка по типовому плану.

Политическая карта мира; карта народов мира.

Описание населения материка по типовому плану.

Параграф 45. Подготовить доклад о Бразилии, Аргентине.

40




27.

Страны Южной Америки.

Создать яркий образ стран Востока и Андского Запада материка. Продолжить формирование умения давать описание государства по типовому плану.

Политическая карта мира. Видеофильм.

Описание страны по типовому плану.

Параграфы 46, 47; подготовка к итоговому уроку по теме «Юж. Америка».

41




28.

Итоговый урок по теме «Южная Америка».

Выявить уровень знаний и умений учащихся по изученной теме.

Тесты; атласы.

Итоговый тест по теме «Юж. Америка». П/р №9 «Описание природы, населения и его хоз. Деятельности одной из стран материка».

Подготовить доклад на тему «Современные исследования Антарктиды».

42



Антарктида (2ч.)

29.

Антарктида – южный полюс планеты.

Познакомить уч-ся с историей открытия и освоения Антарктиды. Изучить особенности географического положения материка.

Карта «Антарктида».


Параграф 48.

43




30.

Природа Антарктиды.

Изучить особенности компонентов природы Антарктиды. Сформировать представление об образе материка. Проанализировать тенденции изменений природы.

Карта «Антарктида».


Параграф 49.

44



Северные материки (21 ч.)

31.

Общие особенности природы северных материков.

Познакомить с общими особенностями ГП, рельефа, климата, природных зон южных материков.

Физ. Карта мира.


Параграф 50.

45




32.

Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования материка.

Изучить особенности ГП материка. Совершенствовать приемы определения ГП материка. Познакомить уч-ся с историей открытия и исследования Сев. Америки.

Физ. Карта Северной Америки.

Описание ГП Сев. Америки по плану. Нанесение на к/к крайних точек материка, их координат; океанов и морей, омывающих берега Сев. Америки.

Параграф 51.

46




33.

Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки.

Установить главные особенности рельефа материка. Оценить полезные ископаемые с позиции хоз. Использования.

Физ. Карта Северной Америки.

Описание рельефа материка. Описание одной из форм рельефа по типовому плану.

Параграф 52; на к/к подписать крупные формы рельефа Сев. Америки.


47




34.

Климат Северной Америки.

Изучить особенности климата материка. Определить роль климатообразующих факторов в формировании климата материка. Учить анализировать климат отдельных территорий.

Климатическая карта мира.

П/р №10 «Сравнение климата п-ов Аляска и Лабрадор (1в.), Калифорния и Флорида (2в.), расположенных в одном климатическом поясе».

Параграф 53.

48




35.

Внутренние воды Северной Америки.

Раскрыть особенности внутренних вод материка, режима рек. Совершенствовать умение анализировать и сопоставлять различные карты.

Физ. Карта Северной Америки. Видеофильм «Большой каньон на реке Колорадо».


Параграф 54; на к/к подписать реки, озера Сев. Америки.

49




36.

Природные зоны Северной Америки.

Рассмотреть особенности природных зон Северной Америки. Отработать умение уч-ся характеризовать природные зоны.

Карта «Природные зоны Сев. Америки». Видеофильмы «Белые медведи


Описание природной зоны материка по типовому плану.

Параграф 55. Индивидуальное задание: зад. 3, с. 228.

50




37.

Население и страны Северной Америки.

Рассмотреть особенности населения и его размещения на материке. Сформировать представление уч-ся о странах Сев. Америки.

Политическая карта мира; карта народов мира. Видеофильм


Параграфы 56 (пересказ), 57 и 58 (прочитать); подг к П/р.

51




38.

Путешествие по странам Северной Америки.

Создать яркий образ стран Северной Америки. Выявить уровень умений давать описание страны по типовому плану. Совершенствовать умение работать с различными видами карт и устанавливать причинно-следственные связи.

Атласы.

П/р №11 «Описание одной из стран Сев. Америки с определением особенностей природы, населения и его хоз. Деятельности».

Параграфы 57, 58. Подготовка к итоговому уроку по теме «Сев. Америка».

52




39.

Итоговый урок по теме «Северная Америка».

Выявить уровень знаний, умений и навыков уч-ся по изученной теме.

Тесты; атласы.

Итоговый тест по теме «Сев. Америка». Практические задания.


53



Евразия (13 ч.)

40.

Географическое положение Евразии. История исследования Центральной Азии.

Выявить особенности расположения Евразии на земном шаре, изрезанности береговой линии. Завершить обучение приему описания ГП материка.

Физ. Карта Евразии.

Сравнение ГП Евразии и Сев. Америки. Нанесение на к/к крайних точек материка, их координат; океанов и морей, омывающих берега Евразии.

Параграф 59; зад. 2, с.233.

54




41.

Рельеф и полезные ископаемые Евразии.

Рассмотреть основные этапы образования рельефа материка. Установить особенности размещения крупных форм рельефа. Раскрыть закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых.

Физ. Карта Евразии. Видеофильм «Гималаи».


Параграфы 60, 61; зад.1, с.238.

55




42.

Климат Евразии.

Сформировать знания об особенностях климата Евразии. Выявить влияние основных климатообразующих факторов на формирование климата. Определить влияние климата на хоз. Деятельность человека.

Климатическая карта Евразии.

Сравнение климата Евразии и Сев. Америки. Определение типов климата по климатограммам.

Параграф 62.

56




43.

Внутренние воды Евразии.

Обобщить знания о зависимости внутренних вод материка от рельефа и климата. Раскрыть причины различия рек в зависимости от типа их питания и режима. Сформировать представление уч-ся о современном оледенении и местах многолетней мерзлоты.

Физ. Карта Евразии.

Сравнительная характеристика реки Лены и Хуанхэ по типовому плану.

Параграф 63; зад.3, с.247.

57




44.

Природные зоны Евразии.

Подтвердить проявление широтной зональности и высотной поясности на примере природных зон Евразии. Сформировать представление об особенностях каждой природной зоны материка. Выявить степень освоенности каждой природной зоны человеком.


Карта «Природные зоны Евразии». «Видеофильм «о.Врангеля. Белые медведи».


Параграфы 64.

58




45.

Сравнительная характеристика природных зон Евразии и Северной Америки.

Выявить уровень знаний и умений уч-ся по составлению описания природных зон и их сравнения.

Атласы.

П/р №12 «Сравнительная характеристика природных зон Евразии и Северной Америки по 40 с.ш.».

Параграфы 64(повтор), 65.

59



Население и страны (6 ч.)

46.

Народы Евразии. Страны Северной Европы.

Сформировать представление уч-ся о разнообразии и сложном составе населения материка. Создать географический образ стран Сев. Европы, показать своеобразие природы, особенности состава населения и его хоз. Деятельности.

Политическая карта Европы. Карта «Народы Европы».

Обозначение на к/к границы региона.

Параграфы 66, 67.

60




47.

Страны Западной Европы.

Создать географический образ стран Западной Европы, показать своеобразие природы, особенности состава населения и его хоз деятельности.

Политическая карта Европы. Карта «Народы Европы».

Обозначение на к/к границы региона.

Параграфы 68, 69, 70.

61




48.

Страны Восточной и Южной Европы.

Создать географический образ стран Восточной и Южной Европы, показать своеобразие природы, особенности состава населения и его хоз деятельности.




Политическая карта Европы. Карта «Народы Европы».

Обозначение на к/к границы регионов.

Параграфы 71, 72.

62




49.

Страны Юго-Западной и Центральной Азии.

Создать географический образ стран Юго-Западной и Центральной Азии, показать своеобразие природы, особенности состава населения и его хоз. Деятельности.


Политическая карта Евразии.

Обозначение на к/к границы регионов.

Параграфы 73, 74.

63




50

Страны Восточной Азии.

Создать географический образ стран Восточной Азии, показать своеобразие природы, особенности состава населения и его хоз деятельности.



Политическая карта Евразии.

Обозначение на к/к границы региона.

Параграфы 75, 76.

64




51.

Страны Южной и Юго-Восточной Азии.

Создать географический образ стран Южной и Юго-Восточной Азии, показать своеобразие природы, особенности состава населения и его хоз деятельности.

Политическая карта Евразии. Видеофильмы «Лаос. Камбоджа»; «Зарисовки об Индии»; «Острова Индонезии»


Обозначение на к/к границы регионов.

Параграфы 77, 78.

65




52.

Итоговый урок по теме «Евразия».

Выявить уровень знаний, умений и навыков уч-ся по изученной теме.






66



Географическая оболочка – наш дом (2 ч.).

1.

Закономерности развития географической оболочки.

Обобщить и систематизировать знания уч-ся о географической оболочке. Сформировать понятия «целостность, ритмичность». Выяснить сущность географического закона зональности.




Параграф 79; вопросы с. 303.

67




2.

Взаимодействие природы и общества.

Обобщить знания о связи человека и природы. Показать разнообразие природных богатств. Выяснить, как происходит изменение природы хоз. Деятельностью человека.


Экскурсия в природу по изучению природных комплексов своей местности.

Параграфы 80, 81.

68




3.

Итоговое тестирование по курсу «География материков и океанов».

Выявить уровень знаний, умений и навыков уч-ся по курсу «География материков и океанов».

Тесты.

Итоговое тестирование по курсу «География материков и океанов»


69-70





Резерв

























4. Требования к уровню подготовки учащихся



Владеть компетенциями: коммуникативной, учебно-познавательной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой.


Оценивать и прогнозировать:

по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;

природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;

основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.


Объяснять:

особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

особенности расового и этнического состава населения;

различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;

различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;

особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах;

основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;


понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность», уметь применять их в процессе учебного познания.


Описывать:

основные источники географической информации;

географическое положение объектов (по карте);

существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);

компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов матери ков и крупнейших стран мира;

объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ;

особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.


Определять (измерять):

географическую информацию по картам различно го содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.);

вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.


Называть и (или) показывать:

важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;

типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;

факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;


крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;

основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;

ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;

природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

чтения карт различного содержания;

проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;

принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;

понимания географической специфики регионов и стран мира.

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.



5. Перечень учебно-методического обеспечения

1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2012.

2. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.

3. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2012.

4. Мультимедийная обучающая программа: География 7 класс. География материков и океанов.

 

 Список литературы

Баринова И.И. - Современный урок географии, Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны. - М.: Школьная Пресса, 2003.

Баринова И.И., Суслов В.Г. – Рабочая тетрадь с комплектом к/к, 7 класс. - М.: Экзамен, 2009.

Бенькович Т.М., Бенькович Д. Л. - Опорные конспекты в обучении географии: Кн. для учителя: 7 кл.: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995.

Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008.

Воробцова Т.Н.- География, 7 класс (поурочные планы по учебнику В.А. Коринскойи др. «География материков и океанов»), В.: Учитель-АСТ, 2002.

Душина В.И. - Рабочая тетрадь для учителя, 7 кл. -М.: Дрофа, 2002.

Душина И.В. - География материков и океанов: Рабочая тетрадь к учебнику В. А. Коринской и др. - М: Дрофа, 2001.

Душина И.В. – Органайзер для учителя: Сценарии уроков, 7 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Душина И.В. - Школьный практикум. География материков и океанов. - М.: Дрофа, 1998.

Душина И.В., Коринская В.А., Щенёв В.А. - География. Наш дом - Земля: Материки, океаны, народы и страны, 7 кл.: Методич. пособие. -М.: Дрофа, 1997.

Душина И.В., Смоктунович Т.Л. – Рабочая тетрадь к учебнику «Земля – планета людей» - М.: Баласс, 2008.

Елисеева Р.М. - География. Практическое пособие, 7 класс. - М.: Издат - Школа, 1977, 2000.

Клюшникова М.В. – Внеклассная работа по географии, 7 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.

Колесник И.В. – Рабочая тетрадь – 7 кл. – Саратов: Лицей, 2006.

Коринская В.А., Душима КВ., Щенёв В.А.- География материков и океанов. 7 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2000

Коринская и др.- Методическое пособие по географии материков и океанов - М.: Просвещение, 1990.

Костина С.А. – Поурочные планы по уч. О.В. Крыловой, 7 класс. – Волгоград: Учитель, 2005.

Крылова О.В. - Интересный урок географии: Кн. для учителя -М.: Просвещение, 1989.

Крылова О.В. - Методическое пособие по географии материков и океанов: 7 кл.: Кн. для учителя- М.:Просвещение, 1997. (2шт.)

Крылова О.В. – Практические работы. 7 класс. – М.: Вита-Пресс, 2005.

Крылова О.В. - Уроки географии: 7 кл.: Из опыта работы - М.: Просвещение, 1990.

Крылова О.В. -Дидактические материалы по географии материков и океанов: 7 кл.: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1996. (2 шт.)

Махов С.И., Махова И.П. – Поурочные разработки: пособие для учителей ОУ, 7 класс. – М.: Просвещение, 2009 (Сфера)

Нагорная И.И. - Поурочные планы (по учебнику Коринской В.А. и др.) - Волгоград: Учитель, 2004.

Никитина Н.А. – Поурочные разработки , 7 класс. – М.: Вако, 2005.

Новенко Д.В.- География: 7 кл. Тематическое и поурочное планирование.- М.: АСТ. Астрелъ, 2002.

Петрова Н.Н. – Настольная книга учителя географии.6-11 кл. – М.: Эксмо, 2008.

Румянцев А.В. и др. – География. Страноведение. 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику под ред. О.А. Климановой – М.: Дрофа, 2008.

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!