I. Планируемые результаты обучения
Личностные результаты обучения
Ученик научится:
- осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;
- осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;
- осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;
- овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;
- проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;
- уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;
- уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.
Метапредметные результаты обучения
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
- организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;
- вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;
- работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные).
Предметные результаты обучения
Ученик получит возможность научиться:
- показывать материки и части света;
- приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов;
- давать характеристику карты;
- читать и анализировать карту.
- называть и показывать на карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;
- объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;
- называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;
- делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;
- показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;
- приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;
- приводить примеры природных комплексов;
- составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов.
- рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей;
- читать комплексную карту;
- показывать наиболее крупные страны мира.
- показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов;
- показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова);
- описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;
- показывать наиболее крупные государства на материках;
- уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа;
- приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека.
- приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки— целостность, ритмичность, зональность;
- объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека;
- называть разные виды природных ресурсов;
- приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.
II. Содержание учебного предмета
Введение (2ч )
Предмет географии материков и океанов.
История исследования Земли человеком. Великие географические открытия. Выдающиеся путешественники и географы. Современные географические исследования Земли.
Географические карты прошлого и настоящего времени. Значение и использование карт.
Раздел 1. Современный облик планеты Земля (3ч)
Тема: « Геологическая история Земли» (3ч)
Происхождение материков и впадин океанов.
Географическая оболочка. Разнообразие природы Земли. Природная зональность и вертикальная поясность.
Раздел 2. Население Земли (4ч)
Земля – планета людей. Крупнейшие страны и народы Земли. Размещение населения мира. Миграции населения в прошлом и настоящем. Религии мира и культурно-исторические регионы.
Практическая работа№1. «Определение самых больших стран мира»
Раздел 3. Главные особенности природы Земли (17ч)
Тема: «Рельеф Земли» (3ч)
Рельеф Земли и его главные формы. Виды равнин и гор. Крупнейшие равнины и горы Земли.
Тема: «Климаты Земли» (3ч)
Атмосфера. Распределение света, тепла и влаги по земной поверхности. Пояса освещённости и тепловые пояса Земли. Климатообразующие факторы. Климаты Земли. Основные и переходные климатические пояса Земли.
Практическая работа№2. «Описание климата в определённом пункте»
Тема: « Вода на Земле» (3ч)
Гидросфера. Мировой океан и его части. Крупнейшие моря, заливы и проливы Земли. Движение воды в океане. Суша в океане, крупнейшие острова и полуострова мира. Шельф и его значение для человека. Воды суши, их разнообразие и роль в жизни человека.
Практическая работа№3. «Нанесение на контурную карту основных течений и ветров»
Тема: « Природные зоны» (3ч)
Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториальных и тропических поясов. Природные зоны субтропических поясов. Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов.
Практическая работа№4. «Характеристика природных зон»
Тема: « Самые крупные природные комплексы Земли-материки и океаны» (5ч)
Особенности природы и населения южных материков. Особенности природы и населения северных материков.
Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах. Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов.
Раздел 4. Материки и страны (37 ч)
Тема: «Африка» (7ч )
Размеры и географическое положение Африки.
Особенности строения земной коры и размещение основных форм рельефа. Крупнейшие равнины и горы Африки. Размещение важнейших видов полезных ископаемых.
Климат Африки. Распределение температуры воздуха и осадков. Африка – самый жаркий материк Земли. Климатические пояса Африки и их характерные черты. Климатограмма.
Внутренние воды Африки. Особенности внутренних вод Африки. Крупнейшие реки, озёра, водопады материка.
Природные зоны Африки. Характеристика природных зон Африки: влажные экваториальные леса, саванны и пустыни Африки. Типичные почвы, характерные представители животного и растительного мира. Особо охраняемые территории. Крупнейшие национальные парки.
Страны и народы Африки. Особенности формирования политической карты Африки. Крупнейшие страны. Особенности расового и национального состава. Крупнейшие народы. Особенности хозяйства, культуры и быта африканских народов.
Географическое районирование Африки: характеристика Северной (Алжир, Египет), Западной (Сенегал, Нигерия), Центральной (ДР Конго), Восточной (Эфиопия, Танзания, Мадагаскар) и Южной Африки (ЮАР, Намибия).
Практическая работа №5. «Определение географических координат мысов»
Тема: « Австралия и Океания» (3ч)
История открытия и исследования Австралии и Океании. Размеры, особенности географического положения и природы Австралии. Крупнейшие формы рельефа. Австралия – самый сухой материк Земли. Саванны и пустыни Австралии. Своеобразие растительного и животного мира. Эндемики Австралии. Население Австралии. Австралийский Союз. Регионы Австралии: Восточная, Центральная и Северная Австралия.
Океания. Особенности природы и населения. Микронезия (Палау), Меланезия (Папуа-Новая Гвинея) и Полинезия (Гавайи и Таити).
Практическая работа №6. «Географическое положение материка»
Тема: « Южная Америка» (6ч)
Размеры и географическое положение материка. Особенности строения земной коры, размещение главных форм рельефа и важнейших видов полезных ископаемых.Особенности климата и внутренних вод Южной Америки. Южная Америка – самый влажный материк Земли. Крупнейшие реки, озёра и водопады.
Природные зоны Южной Америки: сельва, кампос и льянос, пампа, пустыни и области высотной поясности.
Страны и народы Южной Америки. Крупнейшие страны. Особенности расового и национального состава. Хозяйство, культура и быт южноамериканских народов. Страны Внеандийского Востока. Страны Андийского Запада.
Практическая работа №7. «Географическое положение материка»
Тема: «Антарктида» ( 1ч )
Географическое положение Антарктиды. Антарктика. Особенности природы. Антарктида – самый холодный материк Земли. Ледниковый покров материка. Антарктические пустыни.
Тема: «Северная Америка» (5ч)
Размеры материка, его географическое положение.
Характерные черты строения земной коры, рельефа распространения полезных ископаемых.
Краткая характеристика климата и внутренних вод материка. Крупнейшие реки, озёра, водопады и ледники.
Особенности распространения природных зон, типичные почвы, растительность и животный мир Северной Америки. Арктические пустыни, тундра, леса умеренного пояса, прерии, пустыни, саванны, переменно-влажные леса, области высотной поясности. Особо охраняемые территории. Национальные парки.
Крупнейшие страны Северной Америки. Характерные черты населения Северной Америки, особенности культуры и быта.
Регионы Северной Америки: США, Канада, Мексика, Центральная Америка и Вест-Индия.
Практическая работа №8. «Географическое положение материка»
Тема: «Евразия» ( 15 ч )
Размеры, географическое положение Особенности строения земной коры. Крупнейшие равнины и горы Евразии. Особенности размещения важнейших полезных ископаемых.
Особенности климата и внутренних вод материка. Крупнейшие реки и озёра. Характерные черты размещения природных зон Зарубежной Евразии, типичные почвы, флора и фауна. Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, саванны, переменно-влажные и влажные экваториальные леса, области высотной поясности. Особо охраняемые территории. Крупнейшие национальные парки и заповедники.
Крупнейшие страны и народы Евразии. Особенности их хозяйства, культуры и быта. Выдающиеся памятники истории и культуры стран Европы и Азии.
Краткая характеристика регионов Зарубежной Европы на примере отдельных стран: Северная Европа (Норвегия, Швеция или Финляндия), Западная Европа (Великобритания, Германия, Франция, или Швейцария), Южная Европа (Испания, Италия или Греция), Центральная и Восточная Европа (Польша, Чехия или Венгрия).
Краткая характеристика регионов Зарубежной Азии на примере отдельных стран: Юго-Западной (Турция, Израиль, Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак или Иран), Южной (Индия), Центральной (Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия или Таджикистан), Восточной ( Китай или Япония) и Юго-Восточной Азии (Таиланд, Малайзия, Вьетнам, Индонезия или Филиппины).
Практическая работа №9. «Географическое положение материка»
Практическая работа №10. «Группировка стран Европы и Азии по различным признакам»
Раздел 5. Природа Земли и человек (5ч)
Природа – основа жизни людей. Изменение природы человеком. Роль географической науки в рациональном использовании природы. Закономерности географической оболочки и взаимодействие общества и природы. Изменение природы хозяйственной деятельностью человека.
III. Тематическое планирование
№
| Тема урока | Дата проведения | Примечание |
План | Факт | |
| | 7а | 7б | 7а | 7б | |
Введение (2ч) |
1 | Введение. Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны»? | 05.09 | 05.09 | | | |
2 | Источники географических знаний. Методы географической науки. | 07.09 | 07.09 | | | |
Раздел 1. Современный облик планеты Земля (3ч) Тема: « Геологическая история Земли» (3ч) |
3 | Происхождение материков и впадин океанов. | 12.09 | 12.09 | | | |
4 | Географическаясреда-земное окружение человеческого общества. | 14.09 | 14.09 | | | |
5 | Разнообразие природы Земли. Широтная зональность и высотная поясность. | 19.09 | 19.09 | | | |
Раздел 2. Население Земли (4ч) |
6 | Расселение людей. Численность населения Земли. | 21.09 | 21.09 | | | |
7 | Особенности расселения людей. Сельское и городское население. | 26.09 | 26.09 | | | |
8 | Народы мира, разнообразие стран. Практическая работа №1. «Определение самых больших стран мира» | 28.09 | 28.09 | | | |
9 | Религии мира и культурно-исторические регионы. | 03.10 | 03.10 | | | |
Раздел 3. Главные особенности природы Земли (17ч) Тема: «Рельеф Земли» (3ч) |
10 | Планетарные формы рельефа. | 05.10 | 05.10 | | | |
11 | Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | 10.10 | 10.10 | | | |
12 | Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей. | 12.10 | 12.10 | | | |
Тема: «Климаты Земли» (3ч) |
13 | Климатообразующие факторы. | 17.10 | 17.10 | | | |
14 | Климатические пояса. Практическая работа №2. «Описание климата в определённом пункте» | 19.10 | 19.10 | | | |
15 | Климат и человек. | 24.10 | 24.10 | | | |
Тема: « Вода на Земле» (3ч) |
16 | Мировой океан-основная часть гидросферы. Практическая работа №3. «Основные течения и ветра» | 26.10 | 26.10 | | | |
17 | Воды суши. Закономерности их питания и режима. | 07.11 | 07.11 | | | |
18 | Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности. | 09.11 | 09.11 | | | |
Тема: « Природные зоны» (3ч) |
19 | Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториальных и тропических поясов. Практическая работа №4. «Характеристика природных зон» | 14.11 | 14.11 | | | |
20 | Природные зоны субтропических поясов. | 16.11 | 16.11 | | | |
21 | Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов. | 21.11 | 21.11 | | | |
Тема: « Самые крупные природные комплексы Земли-материки и океаны» (5ч) |
22 | Особенности природы и населения южных материков. | 23.11 | 23.11 | | | |
23 | Особенности природы и населения северных материков. | 28.11 | 28.11 | | | |
24 | Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах. | 30.11 | 30.11 | | | |
25 | Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. | 05.12 | 05.12 | | | |
26 | Итоговый урок по теме: «Главные особенности природы Земли» | 07.12 | 07.12 | | | |
Раздел 4. Материки и страны (37ч) |
Тема: « Африка» (7ч) |
27 | Особенности природы. Практическая работа №5. «Определение географических координат мысов» | 12.12 | 12.12 | | | |
28 | Население и политическая карта. | 14.12 | 14.12 | | | |
29 | Страны Северной Африки. | 19.12 | 19.12 | | | |
30 | Страны Западной и Центральной Африки. | 21.12 | 21.12 | | | |
31 | Страны Восточной Африки. | 26.12 | 26.12 | | | |
32 | Страны Южной Африки. | 28.12 | 28.12 | | | |
33 | Итоговый урок по теме: «Африка». | 09.01 | 09.01 | | | |
Тема: « Австралия и Океания» (3ч) |
34 | Особенности природы Австралии. Практическая работа №6. «Географическое положение материка» | 11.01 | 11.01 | | | |
35 | Австралия. | 16.01 | 16.01 | | | |
36 | Океания. | 18.01 | 18.01 | | | |
Тема: « Южная Америка» (6ч) |
37 | Особенности природы. Практическая работа №7. «Географическое положение материка» | 23.01 | 23.01 | | | |
38 | Население и политическая карта. | 25.01 | 25.01 | | | |
39 | Страны Внеандийского Востока. | 30.01 | 30.01 | | | |
40 | Страны Внеандийского Востока (продолжение). | 01.02 | 01.02 | | | |
41 | Страны Андийского Запада. | 06.02 | 06.02 | | | |
42 | Итоговый урок по теме: «Австралия. Южная Америка» | 08.02 | 08.02 | | | |
Тема: « Антарктида» (1ч) |
43 | Особенности природы. Виртуальная экскурсия: «Знакомимся с Антарктидой» | 13.02 | 13.02 | | | |
Тема: « Северная Америка» (5ч) |
44 | Особенности природы. Практическая работа №8. «Географическое положение материка» | 15.02 | 15.02 | | | |
45 | Страны Северной Америки. | 27.02 | 27.02 | | | |
46 | Страны Северной Америки (продолжение). | 01.03 | 01.03 | | | |
47 | Страны Средней Америки. | 06.03 | 06.03 | | | |
48 | Итоговый урок по теме: «Северная Америка» | 08.03 | 08.03 | | | |
Тема: « Евразия» (15ч) |
49 | Основные черты природы Евразии. Население материка. Практическая работа №9. «Географическое положение материка» | 13.03 | 13.03 | | | |
50 | Страны Северной Европы. | 15.03 | 15.03 | | | |
51 | Страны Западной Европы. | 20.03 | 20.03 | | | |
52 | Страны Западной Европы. | 22.03 | 22.03 | | | |
53 | Страны Центральной и Восточной Европы. | 27.03 | 27.03 | | | |
54 | Страны Центральной и Восточной Европы. | 29.03 | 29.03 | | | |
55 | Страны Южной Европы. | 03.04 | 03.04 | | | |
56 | Страны Юго – Западной Азии. | 05.04 | 05.04 | | | |
57 | Страны Юго – Западной Азии. | 17.04 | 17.04 | | | |
58 | Страны Южной Азии. | 19.04 | 19.04 | | | |
59 | Страны Центральной Азии. | 24.04 | 24.04 | | | |
60 | Страны Восточной Азии. | 26.04 | 26.04 | | | |
61 | Страны Южной Азии. Индия. | 01.05 | 01.05 | | | |
62 | Страны Юго – Восточной Азии. Практическая работа №10. «Группировка стран Европы и Азии по различным признакам» | 03.05 | 03.05 | | | |
63 | Обобщающее повторение по теме: «Материки и океаны.» | 08.05 | 08.05 | | | |
Раздел 5. Природа Земли и человек (5ч) |
64 | Природа – основа жизни людей. | 10.05 | 10.05 | | | |
65 | Изменение природы человеком. | 15.05 | 15.05 | | | |
66 | Роль географической науки в рациональном использовании природы. | 17.05 | 17.05 | | | |
67 | Закрепление изученного. | 22.05 | 22.05 | | | |
68 | Закрепление изученного. | 24.05 | 24.05 | | | |
10