СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 7 класс для умственно отсталых учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 7 класс»

Министерство образования Омской области

КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»



СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УР

____________/ Коншу Я.Ю./


УТВЕРЖДАЮ

Приказ № от 2023г.

дир.школы_________/Шведкова Т.С/




Рабочая программа

учебного предмета


«География»



7 класс


(адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы

для детей с умственной отсталостью)


2023– 2024 учебный год





Составитель: Хасенова Карлыгаш Шаймерденовна,

учитель высшей категории.














2023 г.




Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)- приказ Минобразования от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

  • Положение о разработке и реализации рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины в КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат».

  • Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:

- Устав КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»;

- Учебный план КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

- Годовой календарный учебный график КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»;

- Расписание учебных занятий на текущий учебный год.

Преподавание ведётся по учебнику входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.


Учебная цель программы:

- создать целостное представление о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства.

Задачи программы:

  • Формировать у учащихся умение показывать границы России и пограничных государств; административные федеральные округа: европейскую и азиатскую части России;

  • Познакомить с разнообразием рельефа, климата, отраслями промышленности и с/х;

  • Расширить и обобщить понятие о России как  о многонациональном государстве;

  • Продолжать знакомить с экологическими проблемами России (в каждой отрасли) и с основными мероприятиями по охране природы;

  • Способствовать социальной адаптации обучающихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.





Воспитательная цель программы:

- используя воспитательныевозможности содержания учебногопредмета создать благоприятные условия дляусвоения умственно отсталыми обучающимися социально значимых знаний основных норм и традиций тогообщества,вкотором они живут.

Таким образом, данная программа направлена на формирование предметных и личностных результатов. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.


Общая характеристика курса «География»

Программа ориентирована на учебник: География 7 класс: учеб. для образоват организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ авт.- сост. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.- 15-е изд. – М.: Просвещение, 2020 – 75 с.: ил. –ISBN 978-5-09-075455-2, входящий в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.

В структуре психики ребенка с лёгкой степенью умственной отсталости в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.

Данная программа полностью посвященна знакомству с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физичекой, элементов экономической и социальной географии страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жмзнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Много внимания должно быть уделено экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в районах южных морей, Волго-Каспийского бассейна, Прибайкалья и Забайкалья, районов Севера.

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возмож­ностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с умственной отсталостью: они учатся анализировать, сравнивать изу­чаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зави­симости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображе­ние учащихся. Систематическая словарная работа на уроках геогра­фии расширяет лексический запас учащихся помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Недостаточность психики умственно отсталых детей проявляется во всех видах деятельности и в особенностях личности. У этих детей наблюдается неустойчивость внимания и сужения его объема, замедленное протекание процессов восприятия и узнавания. Неудовлетворительное состояние мышления и речи, затрудняющее обучение умственно отсталых школьников, обуславливает многочисленные трудности в преподавании им элементарной географии. Это проявляется в анализе свойств, признаков и отношений предметов, в обобщениях и сравнениях, признаков и отношений предметов, в обобщениях и сравнениях, при понимании причинно- следственных зависимостей.

Бедность словаря, недостаточно развитое умение связно излагать свои мысли, планировать свою деятельность, различные речевые дефекты осложняют систематическое приобретение и усвоение знаний по географии.

Особенности памяти у умственно отсталых учеников и процесса активизации и воспроизведения полученных знаний также влияют на усвоение географии.

Существенные затруднения при обучении умственно отсталых учащихся географии порождают наблюдаемое у них недоразвитие воображения, систему пространственного анализа и умения ориентироваться в пространстве. Неустойчивость и нечеткость представлений осложняет работу с картой.

Благодаря коррекционно- воспитательной работе, а также хорошо поставленному обучению географии, осуществляемому в адаптивной школе, недостатки познавательной деятельности и развития у умственно отсталых учащихся, в значительной степени сглаживаются, и выпускники школы готовы к вступлению в трудовую жизнь, к выполнению посильной для них работы.


Основной формой организации учебного процесса является урок.

Ведущими методами обучения, согласно данной программе, являются:

словесные методы:рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях; беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся; объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.

наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий, планов, карт): данные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.

Средствами обучения географии в 7 классе являются: учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, технические средства (компьютер, мультимедийная установка, диски и пр.)

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «География»:


Год обучения

Кол-во часов в

неделю

Кол-во учебных

недель

Всего часов за учебный год

6 класс

2

34

68

7 класс

2

34

68

8 класс

2

34

68

9 класс

2

34

68




272часа



Согласно школьному учебному плану на изучение географии в 7 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися 7 класса следующих личностных, предметных и воспитательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:


Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями семиклассников: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты на конец года:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обучающиеся должны знать:

- название своего государства, его столицы;

- название природных зон России;

- типичных представителей растительного и животного мира в природной зоне, где проживает обучающийся;

- основные занятия населения природной зоны, в которой проживает обучающийся;

-правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

-показывать границы России на физической карте РФ;

-принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды, правильно веси себя в природе.


Обучающися должны знать:

-положение России на физической карте, каарте полушарий и лобусе;

-поса освещенности, в которых расположена наша страна;

-природные зоны России;

-природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;

-типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне:

-хозяйство, основное население, его занятие и крупные города в каждой природной зоне;

-экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;

-правила поведения в природе;

-название географических объектов на территории России, указанные в программе.

Учащиеся должны уметь:

-показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физичской карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами и картам;

-показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе;

-устанавливать простейшие взаимосвязи между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

-делать несложные макеты изучаемых природных зон (с группой учащихся);

-принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе;

-выполнять задания в "Рабочей тетради" по географии России" для 7 класса специальной коррекционной школы (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возмможностей учащихся).


Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают умения: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Воспитательные результаты представлены следующими умениями семиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; применять экологического мышления в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Система оценивания знаний и умений обучающихся

Критериями оценки учащихся являются полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность речемыслительных операций и способов умственной деятельности. Следуя рекомендациям к.п.н. И.М. Бгажноковой, целесообразно соразмерять объём полученных знаний с выставляемой отметкой следующим образом:

Оценка

% выполнения заданий

удовлетворительно

35 – 50%

хорошо

50 – 65%

очень хорошо

свыше 65%


Формы контроля

Критерии оценок

1.Устный ответ


Оценка «5» ставится ученику, если он: показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Оценка «4» ставится ученику, если он:показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;

Оценка «3» ставится ученику, если он: усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Оценка «2» ставится ученику, если он: при ответе (на один вопрос) допускает, более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя;

Оценка «1» ставится ученику, не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

2.Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Оценка «5» ставится ученику, если он: выполнил работу без ошибок и недочетов;

Оценка «4» ставится ученику, если он: допустил не более двух ошибок;

Оценка «3» ставится ученику, если он: допустил не более двух грубых ошибок и одного недочета;

Оценка «2»допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

Оценка «1» ставится ученику, правильно выполнил не более 10 % всех заданий.


3.Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Оценка «5» ставится ученику, если: практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки;

Оценка «4» ставится ученику, если: практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы;

Оценка «3» ставится ученику, если: практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами;

Оценка «2» ставится ученику, если обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося;

Выставляется в том случае, когда обучающиеся не приступили к выполнению этой работы.

Оценка «1» ставится ученику, если руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


4.Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Оценка «5» ставится ученику, если он: показываетправильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы;

Оценка «4» ставится ученику, если он: показываетправильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов;

Оценка «3» ставится ученику, если он: показывает правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов;

Оценка «2» ставится ученику, если он: показывает неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов;

Оценка «1» ставится ученику, полное неумение использовать карту и источники знаний


Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.


Раздел


Кол-во часов


Содержание раздела


Воспитательные задачи раздела

Формы организации обучения:


Основные виды учебной деятельности

7класс (68 часов)




урок (40 минут) — основная форма;

учебная экскурсия на природу;

фронтальные занятия,

групповые занятия,

парные занятия

индивидуальные занятия.


1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.

2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.

3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.

4Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.

5: Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний

Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)

11

Географическое положение России на карте мира. Европейская и азиатская части России. Административное деление России. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основное использование. Климат России. Водные ресурсы России и их использование. Население России. Народы России Промышленность - основа хозяйства, ее отрасли. Сельское хозяйство, ее отрасли. Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников.

Природные зоны России.

2

Размещение природных зан на территории России. Карта природных зон России.

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Зона арктических пустынь.

5

Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население и его основные занятия. Северный морской путь.

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Зона тундры.

18

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Растительный и животный мир тундры. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь.

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Лесная зона.

9

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки, озера, каналы. Растительный мир. Хвойные леса (тайга). Смешанные и лиственные леса. Животный мир. Пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство в лесной зоне. Промышленность и сельское хозяйство Центтральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков. Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Обобщающий урок по лесной зоне.

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Зона степей

8

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Растительный и животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. Города степной зоны: Самара, Саратов, Воронеж, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей.

-применение на уроках интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике

Зона полупустынь и пустынь

7

Положение на карте. Рельеф и полезнве ископаемые. Климат. Реки. Растительный и животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города зоны полупустынь и пустынь.

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;

Зона субтропиков

3

Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты: Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик. Город Новороссийск. Города Южного берега Крыма: Ялта, Алупка, Алушта, Судак и Коктебель.

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими;



Высотная поясность в горах.

5

Положение на карте. Рельеф и пполезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города и экологичские проблемы Урала. Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.




Повторение

1

Обобщающий урок по географии России.





Основные виды учебной деятельности:

Виды учебной деятельности

Виды работ

1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.


1. Работа с учебником.

2. Работа с дополнительной литературой.

3. Наблюдение.

4. Работа с раздаточным материалом.

2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.

1. Работа по алгоритму, инструкции.

2. Работа с контурными картами.

3. Выполнение заданий по классификации.

3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.

1. Выполнение практических упражнений.

  1. Составление схем их анализ.

  2. Выявление ошибок.

4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.


1. Подготовка докладов и рефератов.

2. Построение гипотезы.

3. Выполнение работ с элементами исследований.

4.Решение задач-вопросов вида: «Что произойдет, если...?»

5.Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний

1. Работа с заданиями с выбором ответа.

2. Работа с тренажерами.

3. Работа с тестовыми заданиями

4. Интерактивные таблицы

5. Объяснение наблюдаемых явлений.

6. Анализ проблемных ситуаций.


Методическая литература

1. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе [Текст] / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Издательский центр «Академия», 1994.

2. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости [Текст]: - М.: Просвещение,1956.

3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст]: - М.: 2006.-277с.

4. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. [Текст]: - Киев, 1985.

5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Учебник для студ. вузов. [Текст]: - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

6. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География. / Т. М. Лифанова и др./- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2019.-310 с.

7. Козлова Н.Т., Украинцева А.Ю. Наш край: Приложение к учебнику «География. Государства Евразии для 9 класса: Учебное пособие для 9 класса специальных образовательных учреждений VIII вида. - Ижевск: Удмуртия, 2006.-152 с.

8. Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н. Географии. 7 класс. / учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы: с прил. /Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – 15-изд. - М.: Просвещение, 2020.-175 с.: ил.+ Прил. (16 с., ил.)

9. Н.А.Касаткина Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям по географии в 6-8 классах. Волгоград: Учитель, 2004







Календарно-тематическое планирование


№ п/п

(№ урока)

План, сроки проведения


Факт, сроки проведения


Тема урока

Форма учебного

занятия,

урока

Тип

учебного

занятия,

урока

Виды учебной

деятельности обучающихся на уроке

Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)-11 часов

1.

01.09

04.09


Географическое положение России на карте мира.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, дополнительной литературой

2.

07.09

06.09


Европейская и азиатская части России.

урок

Комбинированный

Выполнение заданий по классификации, работа с дополнительной литературой

3.

08.09

11.09


Административное деление России.

урок

Комбинированный

Работа со словарем, работа с учебником

4.

14.09

13.09


Разнообразие рельефа.


урок

Комбинированный

Работа с раздаточным материалом

5.

15.09

18.09


Полезные ископаемые и их основные месторождения.

урок

Комбинированный

Работа с дополнительной литературой

6.

21.09

20.09


Климат России.

урок

Комбинированный

Усвоение нового понятия, работа с учебником, словарем, таблицей

7.

22.09

25.09


Водные ресурсы России, их использование.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, схемами

8.

28.09

27.09


Население России. Народы России.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, компасом

9.

29.09

02.10



Промышленность - основа хозяйства, ее отрасли.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, дополнительной литературой

10

05.10

04.10


Сельское хозяйство. Его отрасли.

урок

Комбинированный

Работа с компасом

11.

06.10

09.10


Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.

урок

Урок обобщения и систематизации

Работа с учебником, физической картой, схемами, макетами

Природные зоны России-2 часа

12.

12.10

11.10


Размещение природныз зон на территории России.

урок

Комбинированный

Работа с таблицами, макетами

13

13.10

16.10


Карта природных зон России.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, схемами

Зона арктических пустынь-5 часов

14.

19.10

18.10


Положение на карте.

урок

Комбинированный

Работа с учебниками, дополнительной литературой схемами

15.

20.10

23.10


Климат.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, по инструкции учителя

16.

26.10

25.10


Растительный и животный мир.

урок

Комбинированный

Составление схемы родника, и ее анализ

17.

27.10

08.11


Население и его основные занятия.

урок

Комбинированный

Составление схемы колодца, анализ схемы

18.

09.11

13.11


Северный морской путь.

урок

Комбинированный

Составление схемы части реки, анализ схемы

Зона тундры-8 часов

19.

10.11

15.11


Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.


урок

Комбинированный

Заполнение таблицы «Как люди используют реки»

20.

16.11

20.11


Климат. Водоемы тундры.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, словарем

21.

17.11

22.11


Растительный мир.

урок

Комбинированный

Составление схемы болот, анализ схемы

22.

23.11

27.11


Животный мир тундры.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, словарем, географической картой

23

24.11

29.11


Хозяйство. Нселение и его основные занятия.

урок

Урок обобщения и систематизации

Работа с учебником, словарем, географической картой

24.

30.11

04.12


Города: Мурманск, Архангельск.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, дополнительной литературой

25.

01.12

06.12


Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, планом, картой и рисунком

26.

07.12

11.12


Экологические прблемы Севера. Охрана природы тундры.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, таблицей

Лесная зона-18 часов

27.

08.12

13.12


Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.

урок

Сообщение новых знаний

Составление чертежа плана класса в заданном масштабе

28.

14.12

18.12


Климат.

урок

Комбинированный

Составление чертежа пришкольного участка в заданном масштабе

29

15.12

20.12


Реки, озера, каналы.



Зарисовка условных знаков в тетрадь

30

21.12

25.12


Растительный мир. Хвойные леса (тайга).

урок

Комбинированный

Работа с учебником, планом и картой

31

22.12

27.12


Смешанные и лиственные леса.

урок

Комбинированный

Работа с физической картой

32.

28.12

10.01


Животный мир.

урок

Комбинированный

Зарисовка условных знаков физической карты в тетрадь

33.

29.12

15.01


Пушные звери.

урок

Урок обобщения и систематизации

Систематизация знаний, работа с физической картой

34

11.01

17.01


Значение леса.

урок

Урок развития речи

Составление рассказа по плану и опорным словам

35.

12.01

22.01


Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, схемами

36.

18.01

24.01


Города Центральной России.

урок

Комбинированный

Словесное рисование Земли из космоса

37.

19.01

29.01


Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, глобусом

38.

25.01

31.01


Города Северо-Зпадной России: Санкт-Петербург, Архангельск.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, физической картой

39.

26.01

05.02


Города Северо-Зпадной России: Новгород, Псков, Калининград.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, схемами

40.

01.02

07.02


Западная Сибирь.

урок

Комбинированный

Работа с картой полушарий

41.

02.02

12.02


Восточная Сибирь.

урок

Комбинированный

Работа с картой полушарий

42.

08.02

14.02


Дальний Восток.

урок

Комбинированный

Работа с картой полушарий, глобусом

43.

09.02

19.02



Заповедники и заказники лесной зоны.

урок

Комбинированный

Работа по классификации

Систематизация знаний

44

15.02

21.02


Обобщающий урок по лесной зоне.

урок

Комбинированный

Работа по алгоритму, инструкции

Зона степей-8 часов

45

16.02

26.02


Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, выполнений заданий в контурной карте

46

22.02

28.02


Растительный мир.


урок

Комбинированный

Работа с учебником, выполнений заданий в контурной карте

47

23.02

04.03


Животный мир.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, выполнений заданий в контурной карте

48

29.02

06.03


Хозяйство. Население и его основные занятия.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, картой России

49

01.03

11.03


Города лесостепной и степной зон: Воронех, Курск, Оренбург, Омск.

урок

Комбинированный

Работа с дополнительной литературой, подготовка реферата о Москве

50

07.03

13.03


Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград.

урок

Комбинированный

Выполнение заданий в контурной карте

51

08.03

18.03


Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар.


урок

Урок обобщения и систематизации

Выполнение заданий в контурной карте

52

14.03

20.03


Охрана природы зоны степей.

урок

Комбинированный

Выполнение заданий в контурной карте

Зона полупустынь и пустынь-7 часов

53

15.03

01.04


Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.

урок

Урок новых знаний

Выполнение заданий в контурной карте

54

04.04

03.04


Климат. Реки.

урок

Комбинированный

Систематизация знаний

Работа по классификации

55

05.04

08.04


Растительный мир.

урок

Комбинированный

Выполнение заданий в контурной карте

56

11.04

10.04


Животный мир.

урок

Комбинированный

Работа с учебником, дополнительной лит-рой

57

12.04

15.04


Хозяйство. Население и его основные занятия.

урок

Урок обобщения и систематизации

Самостоятельная работа

Выбор правильного ответа

58

18.04

17.04


Города зоны полупустынь и пустынь.

урок

Комбинированный

Выполнение заданий в контурной карте

59

19.04

22.04


Обобщающий урок по зоне пустынь и полупустынь.

урок

Комбинированный

Выполнение заданий в контурной карте

Зона субтропиков-3 часов

60

25.04

24.04


Положение на карте.

урок

Урок новых знаний.

Работа по классификации

Систематизация знаний

61

26.04

29.04


Курортное хозяйство. Население и его основные занятия.

урок

Комбинированный

Выполнение заданий в контурной карте

62


02.05

30.04


Города-курорты: Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик. Город Новороссийск. Ялта, Алушта.

урок

Урок развития речи

Самостоятельная работа

Выбор правильного ответа

Высотная поясность в горах-5 часов

63

03.05

06.05


Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат.

урок

Урок новых знаний

Выполнение заданий в контурной карте

64

09.05

08.05


Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.

урок

Комбинированный

Выполнение заданий в контурной карте

65

10.05

13.05


Города и экологические проблемы Урала.

урок

Комбинированный

Подготовка реферата о традициях и обычаях своего народа

66

16.05

15.05


Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.

урок

Комбинированный

Работа с дополнительной литературой

67

17.05

20.05


Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.

урок

Комбинированный

Работа с тестовыми заданиями

Повторение-1 час

68

23.05

22.05


Обобщающий урок по географии России.

урок

Повторение и обобщение знаний.

Работа по алгоритму, работа с дополнительной литературой.









































Лист корректировки рабочей программы

Название раздела, темы

Дата проведенияпо плану

Причина корректировки

Корректирующее мероприятие

Дата проведенияпо факту




























































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!