Министерство образования Омской области
КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
СОГЛАСОВАНО зам.директора по УР ____________/ Коншу Я.Ю./ | УТВЕРЖДАЮ Приказ № от 2023г. дир.школы_________/Шведкова Т.С/ |
Рабочая программа
учебного предмета
«География»
7 класс
(адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы
для детей с умственной отсталостью)
2023– 2024 учебный год
Составитель: Хасенова Карлыгаш Шаймерденовна,
учитель высшей категории.
2023 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)- приказ Минобразования от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.
Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
Положение о разработке и реализации рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины в КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат».
Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:
- Устав КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»;
- Учебный план КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
- Годовой календарный учебный график КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»;
- Расписание учебных занятий на текущий учебный год.
Преподавание ведётся по учебнику входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.
Учебная цель программы:
- создать целостное представление о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства.
Задачи программы:
Формировать у учащихся умение показывать границы России и пограничных государств; административные федеральные округа: европейскую и азиатскую части России;
Познакомить с разнообразием рельефа, климата, отраслями промышленности и с/х;
Расширить и обобщить понятие о России как о многонациональном государстве;
Продолжать знакомить с экологическими проблемами России (в каждой отрасли) и с основными мероприятиями по охране природы;
Способствовать социальной адаптации обучающихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Воспитательная цель программы:
- используя воспитательныевозможности содержания учебногопредмета создать благоприятные условия дляусвоения умственно отсталыми обучающимися социально значимых знаний основных норм и традиций тогообщества,вкотором они живут.
Таким образом, данная программа направлена на формирование предметных и личностных результатов. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Общая характеристика курса «География»
Программа ориентирована на учебник: География 7 класс: учеб. для образоват организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ авт.- сост. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.- 15-е изд. – М.: Просвещение, 2020 – 75 с.: ил. –ISBN 978-5-09-075455-2, входящий в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.
В структуре психики ребенка с лёгкой степенью умственной отсталости в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Данная программа полностью посвященна знакомству с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физичекой, элементов экономической и социальной географии страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жмзнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Много внимания должно быть уделено экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в районах южных морей, Волго-Каспийского бассейна, Прибайкалья и Забайкалья, районов Севера.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с умственной отсталостью: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас учащихся помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Недостаточность психики умственно отсталых детей проявляется во всех видах деятельности и в особенностях личности. У этих детей наблюдается неустойчивость внимания и сужения его объема, замедленное протекание процессов восприятия и узнавания. Неудовлетворительное состояние мышления и речи, затрудняющее обучение умственно отсталых школьников, обуславливает многочисленные трудности в преподавании им элементарной географии. Это проявляется в анализе свойств, признаков и отношений предметов, в обобщениях и сравнениях, признаков и отношений предметов, в обобщениях и сравнениях, при понимании причинно- следственных зависимостей.
Бедность словаря, недостаточно развитое умение связно излагать свои мысли, планировать свою деятельность, различные речевые дефекты осложняют систематическое приобретение и усвоение знаний по географии.
Особенности памяти у умственно отсталых учеников и процесса активизации и воспроизведения полученных знаний также влияют на усвоение географии.
Существенные затруднения при обучении умственно отсталых учащихся географии порождают наблюдаемое у них недоразвитие воображения, систему пространственного анализа и умения ориентироваться в пространстве. Неустойчивость и нечеткость представлений осложняет работу с картой.
Благодаря коррекционно- воспитательной работе, а также хорошо поставленному обучению географии, осуществляемому в адаптивной школе, недостатки познавательной деятельности и развития у умственно отсталых учащихся, в значительной степени сглаживаются, и выпускники школы готовы к вступлению в трудовую жизнь, к выполнению посильной для них работы.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Ведущими методами обучения, согласно данной программе, являются:
словесные методы:рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях; беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся; объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.
наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий, планов, карт): данные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Средствами обучения географии в 7 классе являются: учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, технические средства (компьютер, мультимедийная установка, диски и пр.)
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «География»:
Год обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год |
6 класс | 2 | 34 | 68 |
7 класс | 2 | 34 | 68 |
8 класс | 2 | 34 | 68 |
9 класс | 2 | 34 | 68 |
| | | 272часа |
Согласно школьному учебному плану на изучение географии в 7 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися 7 класса следующих личностных, предметных и воспитательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями семиклассников: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты на конец года:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Обучающиеся должны знать: - название своего государства, его столицы; - название природных зон России; - типичных представителей растительного и животного мира в природной зоне, где проживает обучающийся; - основные занятия населения природной зоны, в которой проживает обучающийся; -правила поведения в природе. Учащиеся должны уметь: -показывать границы России на физической карте РФ; -принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды, правильно веси себя в природе. | Обучающися должны знать: -положение России на физической карте, каарте полушарий и лобусе; -поса освещенности, в которых расположена наша страна; -природные зоны России; -природные условия и богатства России, возможности использования их человеком; -типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне: -хозяйство, основное население, его занятие и крупные города в каждой природной зоне; -экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России; -правила поведения в природе; -название географических объектов на территории России, указанные в программе. Учащиеся должны уметь: -показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физичской карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами и картам; -показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе; -устанавливать простейшие взаимосвязи между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; -делать несложные макеты изучаемых природных зон (с группой учащихся); -принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе; -выполнять задания в "Рабочей тетради" по географии России" для 7 класса специальной коррекционной школы (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возмможностей учащихся). |
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают умения: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Воспитательные результаты представлены следующими умениями семиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; применять экологического мышления в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Система оценивания знаний и умений обучающихся
Критериями оценки учащихся являются полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность речемыслительных операций и способов умственной деятельности. Следуя рекомендациям к.п.н. И.М. Бгажноковой, целесообразно соразмерять объём полученных знаний с выставляемой отметкой следующим образом:
Оценка | % выполнения заданий |
удовлетворительно | 35 – 50% |
хорошо | 50 – 65% |
очень хорошо | свыше 65% |
Формы контроля | Критерии оценок |
1.Устный ответ | Оценка «5» ставится ученику, если он: показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; Оценка «4» ставится ученику, если он:показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; Оценка «3» ставится ученику, если он: усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; Оценка «2» ставится ученику, если он: при ответе (на один вопрос) допускает, более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя; Оценка «1» ставится ученику, не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
2.Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. | Оценка «5» ставится ученику, если он: выполнил работу без ошибок и недочетов; Оценка «4» ставится ученику, если он: допустил не более двух ошибок; Оценка «3» ставится ученику, если он: допустил не более двух грубых ошибок и одного недочета; Оценка «2»допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; Оценка «1» ставится ученику, правильно выполнил не более 10 % всех заданий. |
3.Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии. | Оценка «5» ставится ученику, если: практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки; Оценка «4» ставится ученику, если: практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы; Оценка «3» ставится ученику, если: практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами; Оценка «2» ставится ученику, если обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося; Выставляется в том случае, когда обучающиеся не приступили к выполнению этой работы. Оценка «1» ставится ученику, если руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося. |
4.Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний. | Оценка «5» ставится ученику, если он: показываетправильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы; Оценка «4» ставится ученику, если он: показываетправильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов; Оценка «3» ставится ученику, если он: показывает правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов; Оценка «2» ставится ученику, если он: показывает неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов; Оценка «1» ставится ученику, полное неумение использовать карту и источники знаний |
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Раздел | Кол-во часов | Содержание раздела | Воспитательные задачи раздела | Формы организации обучения: | Основные виды учебной деятельности |
7класс (68 часов) | | | | урок (40 минут) — основная форма; учебная экскурсия на природу; фронтальные занятия, групповые занятия, парные занятия индивидуальные занятия. | 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников. 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике. 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера. 4Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся. 5: Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний |
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) | 11 | Географическое положение России на карте мира. Европейская и азиатская части России. Административное деление России. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основное использование. Климат России. Водные ресурсы России и их использование. Население России. Народы России Промышленность - основа хозяйства, ее отрасли. Сельское хозяйство, ее отрасли. Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России. | - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. |
Природные зоны России. | 2 | Размещение природных зан на территории России. Карта природных зон России. | - привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике. |
Зона арктических пустынь. | 5 | Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население и его основные занятия. Северный морской путь. | - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике. |
Зона тундры. | 18 | Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Растительный и животный мир тундры. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь. | - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике. |
Лесная зона. | 9 | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки, озера, каналы. Растительный мир. Хвойные леса (тайга). Смешанные и лиственные леса. Животный мир. Пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство в лесной зоне. Промышленность и сельское хозяйство Центтральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков. Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Обобщающий урок по лесной зоне. | - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике. |
Зона степей | 8 | Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Растительный и животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. Города степной зоны: Самара, Саратов, Воронеж, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей. | -применение на уроках интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; - формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике |
Зона полупустынь и пустынь | 7 | Положение на карте. Рельеф и полезнве ископаемые. Климат. Реки. Растительный и животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города зоны полупустынь и пустынь. | - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; |
Зона субтропиков | 3 | Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты: Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик. Город Новороссийск. Города Южного берега Крыма: Ялта, Алупка, Алушта, Судак и Коктебель. | - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими; | | |
Высотная поясность в горах. | 5 | Положение на карте. Рельеф и пполезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города и экологичские проблемы Урала. Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. | | | |
Повторение | 1 | Обобщающий урок по географии России. | | | |
Основные виды учебной деятельности:
Виды учебной деятельности | Виды работ |
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников. | 1. Работа с учебником. 2. Работа с дополнительной литературой. 3. Наблюдение. 4. Работа с раздаточным материалом. |
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике. | 1. Работа по алгоритму, инструкции. 2. Работа с контурными картами. 3. Выполнение заданий по классификации. |
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера. | 1. Выполнение практических упражнений. Составление схем их анализ. Выявление ошибок. |
4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся. | 1. Подготовка докладов и рефератов. 2. Построение гипотезы. 3. Выполнение работ с элементами исследований. 4.Решение задач-вопросов вида: «Что произойдет, если...?» |
5.Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний | 1. Работа с заданиями с выбором ответа. 2. Работа с тренажерами. 3. Работа с тестовыми заданиями 4. Интерактивные таблицы 5. Объяснение наблюдаемых явлений. 6. Анализ проблемных ситуаций. |
Методическая литература
1. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе [Текст] / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Издательский центр «Академия», 1994.
2. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости [Текст]: - М.: Просвещение,1956.
3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст]: - М.: 2006.-277с.
4. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. [Текст]: - Киев, 1985.
5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Учебник для студ. вузов. [Текст]: - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
6. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География. / Т. М. Лифанова и др./- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2019.-310 с.
7. Козлова Н.Т., Украинцева А.Ю. Наш край: Приложение к учебнику «География. Государства Евразии для 9 класса: Учебное пособие для 9 класса специальных образовательных учреждений VIII вида. - Ижевск: Удмуртия, 2006.-152 с.
8. Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н. Географии. 7 класс. / учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы: с прил. /Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – 15-изд. - М.: Просвещение, 2020.-175 с.: ил.+ Прил. (16 с., ил.)
9. Н.А.Касаткина Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям по географии в 6-8 классах. Волгоград: Учитель, 2004
Календарно-тематическое планирование
№ п/п (№ урока) | План, сроки проведения | Факт, сроки проведения | Тема урока | Форма учебного занятия, урока | Тип учебного занятия, урока | Виды учебной деятельности обучающихся на уроке |
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)-11 часов |
1. | 01.09 04.09 | | Географическое положение России на карте мира. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, дополнительной литературой |
2. | 07.09 06.09 | | Европейская и азиатская части России. | урок | Комбинированный | Выполнение заданий по классификации, работа с дополнительной литературой |
3. | 08.09 11.09 | | Административное деление России. | урок | Комбинированный | Работа со словарем, работа с учебником |
4. | 14.09 13.09 | | Разнообразие рельефа. | урок | Комбинированный | Работа с раздаточным материалом |
5. | 15.09 18.09 | | Полезные ископаемые и их основные месторождения. | урок | Комбинированный | Работа с дополнительной литературой |
6. | 21.09 20.09 | | Климат России. | урок | Комбинированный | Усвоение нового понятия, работа с учебником, словарем, таблицей |
7. | 22.09 25.09 | | Водные ресурсы России, их использование. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, схемами |
8. | 28.09 27.09 | | Население России. Народы России. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, компасом |
9. | 29.09 02.10 | | Промышленность - основа хозяйства, ее отрасли. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, дополнительной литературой |
10 | 05.10 04.10 | | Сельское хозяйство. Его отрасли. | урок | Комбинированный | Работа с компасом |
11. | 06.10 09.10 | | Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России. | урок | Урок обобщения и систематизации | Работа с учебником, физической картой, схемами, макетами |
Природные зоны России-2 часа |
12. | 12.10 11.10 | | Размещение природныз зон на территории России. | урок | Комбинированный | Работа с таблицами, макетами |
13 | 13.10 16.10 | | Карта природных зон России. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, схемами |
Зона арктических пустынь-5 часов |
14. | 19.10 18.10 | | Положение на карте. | урок | Комбинированный | Работа с учебниками, дополнительной литературой схемами |
15. | 20.10 23.10 | | Климат. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, по инструкции учителя |
16. | 26.10 25.10 | | Растительный и животный мир. | урок | Комбинированный | Составление схемы родника, и ее анализ |
17. | 27.10 08.11 | | Население и его основные занятия. | урок | Комбинированный | Составление схемы колодца, анализ схемы |
18. | 09.11 13.11 | | Северный морской путь. | урок | Комбинированный | Составление схемы части реки, анализ схемы |
Зона тундры-8 часов |
19. | 10.11 15.11 | | Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. | урок | Комбинированный | Заполнение таблицы «Как люди используют реки» |
20. | 16.11 20.11 | | Климат. Водоемы тундры. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, словарем |
21. | 17.11 22.11 | | Растительный мир. | урок | Комбинированный | Составление схемы болот, анализ схемы |
22. | 23.11 27.11 | | Животный мир тундры. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, словарем, географической картой |
23 | 24.11 29.11 | | Хозяйство. Нселение и его основные занятия. | урок | Урок обобщения и систематизации | Работа с учебником, словарем, географической картой |
24. | 30.11 04.12 | | Города: Мурманск, Архангельск. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, дополнительной литературой |
25. | 01.12 06.12 | | Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, планом, картой и рисунком |
26. | 07.12 11.12 | | Экологические прблемы Севера. Охрана природы тундры. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, таблицей |
Лесная зона-18 часов |
27. | 08.12 13.12 | | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. | урок | Сообщение новых знаний | Составление чертежа плана класса в заданном масштабе |
28. | 14.12 18.12 | | Климат. | урок | Комбинированный | Составление чертежа пришкольного участка в заданном масштабе |
29 | 15.12 20.12 | | Реки, озера, каналы. | | | Зарисовка условных знаков в тетрадь |
30 | 21.12 25.12 | | Растительный мир. Хвойные леса (тайга). | урок | Комбинированный | Работа с учебником, планом и картой |
31 | 22.12 27.12 | | Смешанные и лиственные леса. | урок | Комбинированный | Работа с физической картой |
32. | 28.12 10.01 | | Животный мир. | урок | Комбинированный | Зарисовка условных знаков физической карты в тетрадь |
33. | 29.12 15.01 | | Пушные звери. | урок | Урок обобщения и систематизации | Систематизация знаний, работа с физической картой |
34 | 11.01 17.01 | | Значение леса. | урок | Урок развития речи | Составление рассказа по плану и опорным словам |
35. | 12.01 22.01 | | Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, схемами |
36. | 18.01 24.01 | | Города Центральной России. | урок | Комбинированный | Словесное рисование Земли из космоса |
37. | 19.01 29.01 | | Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, глобусом |
38. | 25.01 31.01 | | Города Северо-Зпадной России: Санкт-Петербург, Архангельск. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, физической картой |
39. | 26.01 05.02 | | Города Северо-Зпадной России: Новгород, Псков, Калининград. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, схемами |
40. | 01.02 07.02 | | Западная Сибирь. | урок | Комбинированный | Работа с картой полушарий |
41. | 02.02 12.02 | | Восточная Сибирь. | урок | Комбинированный | Работа с картой полушарий |
42. | 08.02 14.02 | | Дальний Восток. | урок | Комбинированный | Работа с картой полушарий, глобусом |
43. | 09.02 19.02 | | Заповедники и заказники лесной зоны. | урок | Комбинированный | Работа по классификации Систематизация знаний |
44 | 15.02 21.02 | | Обобщающий урок по лесной зоне. | урок | Комбинированный | Работа по алгоритму, инструкции |
Зона степей-8 часов |
45 | 16.02 26.02 | | Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, выполнений заданий в контурной карте |
46 | 22.02 28.02 | | Растительный мир. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, выполнений заданий в контурной карте |
47 | 23.02 04.03 | | Животный мир. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, выполнений заданий в контурной карте |
48 | 29.02 06.03 | | Хозяйство. Население и его основные занятия. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, картой России |
49 | 01.03 11.03 | | Города лесостепной и степной зон: Воронех, Курск, Оренбург, Омск. | урок | Комбинированный | Работа с дополнительной литературой, подготовка реферата о Москве |
50 | 07.03 13.03 | | Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград. | урок | Комбинированный | Выполнение заданий в контурной карте |
51 | 08.03 18.03 | | Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. | урок | Урок обобщения и систематизации | Выполнение заданий в контурной карте |
52 | 14.03 20.03 | | Охрана природы зоны степей. | урок | Комбинированный | Выполнение заданий в контурной карте |
Зона полупустынь и пустынь-7 часов |
53 | 15.03 01.04 | | Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. | урок | Урок новых знаний | Выполнение заданий в контурной карте |
54 | 04.04 03.04 | | Климат. Реки. | урок | Комбинированный | Систематизация знаний Работа по классификации |
55 | 05.04 08.04 | | Растительный мир. | урок | Комбинированный | Выполнение заданий в контурной карте |
56 | 11.04 10.04 | | Животный мир. | урок | Комбинированный | Работа с учебником, дополнительной лит-рой |
57 | 12.04 15.04 | | Хозяйство. Население и его основные занятия. | урок | Урок обобщения и систематизации | Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
58 | 18.04 17.04 | | Города зоны полупустынь и пустынь. | урок | Комбинированный | Выполнение заданий в контурной карте |
59 | 19.04 22.04 | | Обобщающий урок по зоне пустынь и полупустынь. | урок | Комбинированный | Выполнение заданий в контурной карте |
Зона субтропиков-3 часов |
60 | 25.04 24.04 | | Положение на карте. | урок | Урок новых знаний. | Работа по классификации Систематизация знаний |
61 | 26.04 29.04 | | Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. | урок | Комбинированный | Выполнение заданий в контурной карте |
62 | 02.05 30.04 | | Города-курорты: Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик. Город Новороссийск. Ялта, Алушта. | урок | Урок развития речи | Самостоятельная работа Выбор правильного ответа |
Высотная поясность в горах-5 часов |
63 | 03.05 06.05 | | Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. | урок | Урок новых знаний | Выполнение заданий в контурной карте |
64 | 09.05 08.05 | | Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. | урок | Комбинированный | Выполнение заданий в контурной карте |
65 | 10.05 13.05 | | Города и экологические проблемы Урала. | урок | Комбинированный | Подготовка реферата о традициях и обычаях своего народа |
66 | 16.05 15.05 | | Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. | урок | Комбинированный | Работа с дополнительной литературой |
67 | 17.05 20.05 | | Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. | урок | Комбинированный | Работа с тестовыми заданиями |
Повторение-1 час |
68 | 23.05 22.05 | | Обобщающий урок по географии России. | урок | Повторение и обобщение знаний. | Работа по алгоритму, работа с дополнительной литературой. |
Лист корректировки рабочей программы
Название раздела, темы | Дата проведенияпо плану | Причина корректировки | Корректирующее мероприятие | Дата проведенияпо факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |