Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 1 имени академика Б.Н. Петрова»
города Смоленска
«РАССМОТРЕНО» на заседании кафедры | «ПРИНЯТО» | «УТВЕРЖДЕНО» |
естественнонаучных дисциплин | педагогическим советом | Директор лицея |
______ Бетремеева М.И. | «30» «08» 2022 г | ______ Г.А. Моисеенков |
«29» «08» 2022 г | протокол № 1 | «30» «08» 2022 г |
| | приказ № 235 |
«СОГЛАСОВАНО» | | |
заместитель директора | | |
______ Г.Б. Моисейкина | | |
«30» «08» 2022 г | | |
Рабочая программа
по географии
для 7 А, Б, В, Г классов
на 2022-2023 учебный год
Составила: учитель географии
Чудовская Анжелика Сергеевна
Смоленск
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Образовательной программой основного общего образования МБОУ «Лицей № 1 им. академика Б.Н. Петрова», Авторской программой по географии (Программа курса «География». 5-9 классы / авт. - сост. Е.М. Домогацких - М.: ООО «Русское слово 2016г.(ФГОС, Инновационная школа).
Данная рабочая программа предусматривает изучение предмета в 7 классе объеме 68 часов в год. В соответствии с учебным планом лицея для изучения географии предусмотрено 2 часа в неделю.
Данная рабочая программа обеспечивает изучение географии в 7 классе на базовом уровне.
При реализации программы используется учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Материки и океаны». Москва. «Русское слово» 2015г.
Содержание курса направлено на достижение следующих целей:
- раскрытие закономерностей землеведческого характера,
- воспитание убеждения в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества и решении проблем окружающей среды;
-создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;
-раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;
Задачи курса:
-формирование системы географических знаний как составной части научной картины мира;
-познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально- экономических процессов, происходящих в географической среде;
-создание образных представлений о крупных регионах материков и стран с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности;
-развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
-воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе», развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления, понимать людей другой культуры;
- формирование эмоционально- ценностного отношения к географической среде и экологически целесообразного поведения в ней;
- развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба, изучение способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
-развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.
Овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.
В основе осуществления целей образовательной программы обучения в лицее используются личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.
На этапе основного общего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие универсальные учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение. Формирование этих универсальных учебных действий начинается ещё в начальной школе, а в курсе географии основной школы происходит их развитие и совершенствование.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (19 час+2 обобщение)
Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (6 часов)
Содержание темы
Материки и океаны и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Учебные понятия:
Материк, океан, часть света, остров, атолл, геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Персоналии
Альфред Вегенер.
Основные образовательные идеи:
Мировую сушу можно делить по географическому признаку на материк или по историческому — на части света.
Рельеф Земли (характеристика, история развития, отображение на карте) и человек.
Связь рельефа поверхности и стихийных бедствий геологического характера с процессами, происходящими в литосфере Земли.
Практическая работа:
1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.
Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (3 часа)
Содержание темы:
Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.
Учебные понятия:
Климатический пояс, субпояса, климатообразующий фактор, постоянный ветер, пассаты, муссоны, западный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Основные образовательные идеи:
Разнообразие климатов Земли - результат действия климатообразующих факторов.
Практические работы:
1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.
2. Анализ климатограмм основных типов климата.
Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)
Содержание темы:
Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Учебные понятия:
Море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Основные образовательные идеи:
Мировой океана — один из важнейших факторов, определяющих природу Земли.
Мировой океан — колыбель жизни.
Практическая работа:
Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.
Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)
Содержание темы
Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, римичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.
Учебные понятия:
Природный комплекс, географическая оболочка, целостность, ритмичность, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии
Василий Васильевич Докучаев.
Основные образовательные идеи:
Географическая оболочка: понятие, строение, свойства, закономерности
Природные зоны и человек.
Практическая работа:
1. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.
2. Описание природных зон Земли по географическим картам.
3. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
Тема 5. Человек – хозяин планеты (4 часа)
Содержание темы
Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.
Учебные понятия:
Миграция, хозяйственная деятельность, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, раса, религия, мировые религии, страна, монархия, республика.
Основные образовательные идеи:
С хозяйственной деятельностью человека связана необходимость охраны природы.
Особенности расовой, национальной религиозной картины мира.
Разнообразие стран — результат длительного исторического процесса.
Практическая работа:
1. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.
Раздел 2. Материки планеты Земля (44 часа+ 1 час обобщение)
Тема 1. Африка — материк коротких теней (9 часов)
Содержание темы
История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
Саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, сахель, экваториальная раса.
Персоналии:
Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Давид Ливингстон, Генри Стэнли, Джон Спик, Джеймс Грант, Василий Васильевич Юнкер, Николай Степанович Гумилев.
Основные образовательные идеи
Выявление влияния географического положения на природное своеобразие Африки: север – зеркальное отражение юга.
Африка – материк равнин.
Африка – материк, на котором ярко проявляется закон широтной зональности.
Своеобразие регионов Африки.
Северная Африка — пустыни, древнейшие цивилизации, арабский мир.
Западная и Центральная Африка - разнообразие народов и культур.
Восточная Африка – разломы и вулканы, саванны и национальные парки.
Южная Африка – саванны и пустыни, богатейшие полезные ископаемые.
Практические работы:
1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.
2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Тема 2. Австралия — маленький великан (6 часов)
Содержание темы
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Учебные понятия:
Лакколит, эндемик, аборигены.
Персоналии:
Вилем Янсзон, Абель Тасман, Джеймс Кук, Эдуард Эйр, Николай Николаевич Миклухо-Маклай, Юрий Федорович Лисянский, Тур Хейердал.
Основные образовательные идеи
Самый маленький и самый засушливый материк.
Самый низкий материк, лежащий вне сейсмической зоны.
Открытие и освоение позже, чем других обитаемых материков из-за своей удаленности от Европы
Изменение человеком природы: завезенные растения и животные.
Население: австралийские аборигены и англоавстралийцы.
Океания — особый островной мир.
Практическая работа:
1. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы
материков.
Тема 3. Антарктида — холодное сердце (3 часа)
Содержание темы:
Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.
Учебные понятия:
Стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии:
Джеймс Кук, Фаллей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Джеймс Росс, Руал Амундсен, Роберт
Скотт.
Основные образовательные идеи
Географическое положение Антарктиды и его влияние на природу материка.
Антарктида — материк без постоянного населения.
Тема 4. Южная Америка — материк чудес (8 часов)
Содержание темы:
Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.
Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
Сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.
Персоналии:
Христофор Колумб, Америго Веспуччи. Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Александр Гумбольдт, Григорий Иванович Лансдорф, Артур Конан Дойль, Франциско Писарро.
Основные образовательные идеи
Южная Америка — материк с наиболее разнообразными среди южных материков природными условиями.
Рекорды Южной Америки: самый увлажненный материк, самый большой речной бассейн, самая длинная и полноводная река, самый высокий водопад, самая обширная низменность и самые длинные горы суши.
Особенности регионов Южной Америки: равнинный Восток и Андийские страны.
Практическая работа:
1. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.
Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (8 часов)
Содержание темы
Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население. Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Учебные понятия:
Великое оледенение, прерии, каньон, торнадо, Берингия, Англо-Америка, Латинская Америка.
Основные образовательные идеи
Северная Америка — северный материк, в природе которого есть черты сходства с Евразией и Южной Америкой.
Равнины на востоке и горы на западе. Кордильеры – главный горный хребет.
Огромное разнообразие природы: от Арктики до субэкваториального пояса.
Особенности регионов Северной Америки: Англо-Америки и Центральной Америки.
Персоналии:
Лейв Эриксон, Джон Кабот, Витус Беринг, Михаил Гвоздев, Иван Федоров, Александр Макензи, Марк Твен, Фенимор Купер.
Практическая работа:
1. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Тема 6. Евразия – музей природы (10 часов)
Содержание темы:
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные образовательные идеи:
Евразия — самый большой материк, единственный, омываемый всеми океанами Земли.
Евразия — материк, включающий две части света: Европу и Азию.
Наличие нескольких литосферных плит, «спаянных» складчатыми поясами, – причина сложности рельефа.
Разнообразие природы — есть все природные зоны Северного полушария.
Евразия — самый заселенный материк Земли.
Особенности регионов Европы (Северная, Средняя, Южная и Восточная) и Азии (Юго-Западная, Восточная, Южная и Юго-Восточная).
Персоналии:
Марко Поло, Афнасий Никитин, Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский, Николай Михайлович Пржевальский, Петр Кузьмич Козлов, Всеволод Иванович Роборовский.
Практическая работа:
1. Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.
Раздел 3. Заключение (2 часа)
Содержание темы:
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Учебные понятия:
Природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.
Персоналии:
Николай Иванович Вавилов, Владимир Иванович Вернадский.
Основные образовательные идеи:
Природа, вовлечённая в хозяйственную деятельность человека, называется географической средой.
Изменение природной среды в результате хозяйственной деятельности человека стало причиной появления экологических проблем.
Практическая работа:
Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения географии:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответсвенности и долга перед Родиной.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, ценностям народов России и народов мира.
Освоение социальных норм, правил поведения; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом социальных и экономических возможностей.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста в процессе образовательной общественно-полезной, творческой и других видах деятельности.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Формирование основ экологической культуры.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни.
Развитие эстетического сознания через освоения художественного наследия народов России и мира.
Предметные результаты обучения географии:
Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Формирование представлений и основополагающих теоретических знаниях о целостности и неоднородности Земли, как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах.
Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров.
Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения.
Овладения основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущих к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и в акваториях; умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Обучающийся научится: - различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе
известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- описывать на карте положение географических объектов;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
- создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения, хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; - приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно - популярной литературе и СМИ;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
- оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
Метапредметные результаты обучения географии:
Познавательные УУД:
анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
выявлять причинно-следственные связи;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
выслушивать и объективно оценивать другого;
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
сохранения окружающей среды и социальноответственного поведения в ней;
адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Тематическое планирование
Наименование раздела | Количество часов | Темы уроков | Учёт компонентов рабочей программы воспитания |
Раздел I Планета, на которой мы живем. Литосфера –подвижная твердь | 6 | Суша в океане Геологическое время Строение земной коры Литосферные плиты и современный рельеф. Пр. р. 1Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем. Платформы и равнины Складчатые пояса и горы | проявление интереса к познанию природы, ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов |
Атмосфера и климаты Земли | 3 | Пояса планеты. Входной контроль Воздушные массы и климатические пояса. Пр.р. 2Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира Климатообразующие факторы. Пр. р.3Определение типов климата по предложенным климатограммам | |
Гидросфера. Мировой океан - синяя бездна | 4 | Мировой океан и его части Движение вод Мирового океана Жизнь в океане Особенности отдельных океанов. Пр.р. 4 Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана. | |
Географическая оболочка- живой механизм | 2 | Географическая оболочка. Зональность географической оболочки. Пр.р.5 Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах | |
Человек хозяин планеты | 4 | Освоение Земли человеком. Охрана природы Население Земли. Пр.р.6 Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира. Страны мира Обобщение и контроль знаний и навыков учебной деятельности по теме раздела. Коррекция знаний и навыков учебной деятельности по теме раздела. | ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды |
Раздел II. МАТЕРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ | 45 | Африка- материк коротких теней Географическое положение и история исследования Африки. Пр.р.7 Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах Геологическое строение и рельеф Африки. Пр.р. 8 Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых Климат Африки Гидрография Африки Разнообразие природы Африки Население Африки. Регионы Африки: Северная и Западная Африка Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка Обобщение и коррекция знаний по теме «Африка» Австралия – маленький великан Географическое положение. История исследования Австралии. Пр.р.9 Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков. Компоненты природы Австралии Особенности природы Австралии Австралийский Союз Океания Обобщающее, повторение и коррекция знаний по теме «Австралия» Антарктида – холодное сердце Географическое положение и история исследования Антарктиды Особенности природы Антарктиды. Обобщающее повторение темы «Полярные области Земли» Южная Америка – материк чудес Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования. Геологическое строение и рельеф Южной Америки. Климат Южной Америки Гидрография Южной Америки Разнообразие природы Южной Америки Пр.р.10 Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа. Население Южной Америки Регионы Южной Америки Обобщающее повторение и коррекция знаний по теме «Южная Америка» Северная Америка – знакомый незнакомец Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования Геологическое строение и рельеф Северной Америки. Климат Северной Америки Гидрография Северной Америки Разнообразие природы Северной Америки Население Северной Америки Пр.р.11 Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения Регионы Северной Америки Обобщающее повторение и коррекция знаний по теме «Северная Америка» Евразия – музей природы Географическое положение. История исследования Евразии Геологическое строение и рельеф Евразии Климат Евразии Гидрография Евразии Разнообразие природы Евразии. Население Евразии Регионы Европы Регионы Азии: Юго-Западная, Восточная, Центральная Азия Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия. Пр.р12.Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации | |
Раздел III. Заключение | 1 | Природа и человек. Пр.р.13 Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катострофических явлений природного характера. Обобщающее повторение коррекция знаний и навыков учебной деятельности по курсу Контрольное тестирование в рамках промежуточной аттестации. | формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни |