СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 7 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 1 имени академика Б.Н. Петрова»

города Смоленска



«РАССМОТРЕНО»

на заседании кафедры

«ПРИНЯТО»

«УТВЕРЖДЕНО»

естественнонаучных дисциплин

педагогическим советом

Директор лицея

______ Бетремеева М.И.

«30» «08» 2022 г

______ Г.А. Моисеенков

«29» «08» 2022 г

протокол № 1

«30» «08» 2022 г



приказ № 235

«СОГЛАСОВАНО»



заместитель директора



______ Г.Б. Моисейкина



«30» «08» 2022 г








Рабочая программа

по географии

для 7 А, Б, В, Г классов

на 2022-2023 учебный год





Составила: учитель географии

Чудовская Анжелика Сергеевна






Смоленск

2022

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Образовательной программой основного общего образования МБОУ «Лицей № 1 им. академика Б.Н. Петрова», Авторской программой по географии (Программа курса «География». 5-9 классы / авт. - сост. Е.М. Домогацких - М.: ООО «Русское слово 2016г.(ФГОС, Инновационная школа).

Данная рабочая программа предусматривает изучение предмета в 7 классе объеме 68 часов в год. В соответствии с учебным планом лицея для изучения географии предусмотрено 2 часа в неделю.

Данная рабочая программа обеспечивает изучение географии в 7 классе на базовом уровне.

При реализации программы используется учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Материки и океаны». Москва. «Русское слово» 2015г.

Содержание курса направлено на достижение следующих целей:

- раскрытие закономерностей землеведческого характера,

- воспитание убеждения в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества и решении проблем окружающей среды;

-создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;

-раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;

Задачи курса:

-формирование системы географических знаний как составной части научной картины мира;

-познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально- экономических процессов, происходящих в географической среде;

-создание образных представлений о крупных регионах материков и стран с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности;

-развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

-воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе», развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления, понимать людей другой культуры;

- формирование эмоционально- ценностного отношения к географической среде и экологически целесообразного поведения в ней;

- развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба, изучение способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

-развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.

  1. Овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.

В основе осуществления целей образовательной программы обучения в лицее используются личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

На этапе основного общего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие универсальные учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение. Формирование этих универсальных учебных действий начинается ещё в начальной школе, а в курсе географии основной школы происходит их развитие и совершенствование.

Содержание учебного предмета


Раздел 1. Планета, на которой мы живем (19 час+2 обобщение)

Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (6 часов)

Содержание темы

Материки и океаны и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты.

Учебные понятия:

Материк, океан, часть света, остров, атолл, геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.

Персоналии

Альфред Вегенер.

Основные образовательные идеи:

  1. Мировую сушу можно делить по географическому признаку на материк или по историческому — на части света.

Рельеф Земли (характеристика, история развития, отображение на карте) и человек.

Связь рельефа поверхности и стихийных бедствий геологического характера с процессами, происходящими в литосфере Земли.

Практическая работа:

1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.

    1. Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (3 часа)

Содержание темы:

Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.

Учебные понятия:

Климатический пояс, субпояса, климатообразующий фактор, постоянный ветер, пассаты, муссоны, западный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.

Основные образовательные идеи:

  1. Разнообразие климатов Земли - результат действия климатообразующих факторов.

Практические работы:

1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.

2. Анализ климатограмм основных типов климата.

Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)

Содержание темы:

Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Учебные понятия:

Море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.

Основные образовательные идеи:

  1. Мировой океана — один из важнейших факторов, определяющих природу Земли.

  2. Мировой океан — колыбель жизни.

Практическая работа:

  1. Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.

Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)

Содержание темы

Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, римичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.

Учебные понятия:

Природный комплекс, географическая оболочка, целостность, ритмичность, закон географической зональности, природная зона.

Персоналии

Василий Васильевич Докучаев.

Основные образовательные идеи:

Географическая оболочка: понятие, строение, свойства, закономерности

Природные зоны и человек.

Практическая работа:

  1. 1. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.

  2. 2. Описание природных зон Земли по географическим картам.

  3. 3. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.

Тема 5. Человек – хозяин планеты (4 часа)

Содержание темы

Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.

Учебные понятия:

Миграция, хозяйственная деятельность, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, раса, религия, мировые религии, страна, монархия, республика.

Основные образовательные идеи:

  1. С хозяйственной деятельностью человека связана необходимость охраны природы.

  2. Особенности расовой, национальной религиозной картины мира.

  3. Разнообразие стран — результат длительного исторического процесса.

Практическая работа:

  1. 1. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.

Раздел 2. Материки планеты Земля (44 часа+ 1 час обобщение)

Тема 1. Африка — материк коротких теней (9 часов)

Содержание темы

История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.

Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Учебные понятия:

Саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, сахель, экваториальная раса.

Персоналии:

Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Давид Ливингстон, Генри Стэнли, Джон Спик, Джеймс Грант, Василий Васильевич Юнкер, Николай Степанович Гумилев.

Основные образовательные идеи

  • Выявление влияния географического положения на природное своеобразие Африки: север – зеркальное отражение юга.

  • Африка – материк равнин.

  • Африка – материк, на котором ярко проявляется закон широтной зональности.

  • Своеобразие регионов Африки.

  • Северная Африка — пустыни, древнейшие цивилизации, арабский мир.

  • Западная и Центральная Африка - разнообразие народов и культур.

  • Восточная Африка – разломы и вулканы, саванны и национальные парки.

  • Южная Африка – саванны и пустыни, богатейшие полезные ископаемые.

Практические работы:

1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.

2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.


Тема 2. Австралия — маленький великан (6 часов)

Содержание темы

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

Учебные понятия:

Лакколит, эндемик, аборигены.

Персоналии:

Вилем Янсзон, Абель Тасман, Джеймс Кук, Эдуард Эйр, Николай Николаевич Миклухо-Маклай, Юрий Федорович Лисянский, Тур Хейердал.

Основные образовательные идеи

  • Самый маленький и самый засушливый материк.

  • Самый низкий материк, лежащий вне сейсмической зоны.

  • Открытие и освоение позже, чем других обитаемых материков из-за своей удаленности от Европы

  • Изменение человеком природы: завезенные растения и животные.

  • Население: австралийские аборигены и англоавстралийцы.

  • Океания — особый островной мир.

Практическая работа:

1. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы

материков.

Тема 3. Антарктида — холодное сердце (3 часа)

Содержание темы:

Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.

Учебные понятия:

Стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.

Персоналии:

Джеймс Кук, Фаллей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Джеймс Росс, Руал Амундсен, Роберт

Скотт.

Основные образовательные идеи

  1. Географическое положение Антарктиды и его влияние на природу материка.

  2. Антарктида — материк без постоянного населения.

Тема 4. Южная Америка — материк чудес (8 часов)

Содержание темы:

Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.

Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Учебные понятия:

Сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.

Персоналии:

Христофор Колумб, Америго Веспуччи. Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Александр Гумбольдт, Григорий Иванович Лансдорф, Артур Конан Дойль, Франциско Писарро.

Основные образовательные идеи

  1. Южная Америка — материк с наиболее разнообразными среди южных материков природными условиями.

  2. Рекорды Южной Америки: самый увлажненный материк, самый большой речной бассейн, самая длинная и полноводная река, самый высокий водопад, самая обширная низменность и самые длинные горы суши.

  3. Особенности регионов Южной Америки: равнинный Восток и Андийские страны.

Практическая работа:

1. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.

Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (8 часов)

Содержание темы

Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население. Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Учебные понятия:

Великое оледенение, прерии, каньон, торнадо, Берингия, Англо-Америка, Латинская Америка.

Основные образовательные идеи

  1. Северная Америка — северный материк, в природе которого есть черты сходства с Евразией и Южной Америкой.

  2. Равнины на востоке и горы на западе. Кордильеры – главный горный хребет.

  3. Огромное разнообразие природы: от Арктики до субэкваториального пояса.

  4. Особенности регионов Северной Америки: Англо-Америки и Центральной Америки.

Персоналии:

Лейв Эриксон, Джон Кабот, Витус Беринг, Михаил Гвоздев, Иван Федоров, Александр Макензи, Марк Твен, Фенимор Купер.

Практическая работа:

1. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Тема 6. Евразия – музей природы (10 часов)

Содержание темы:

Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Основные образовательные идеи:

  1. Евразия — самый большой материк, единственный, омываемый всеми океанами Земли.

  2. Евразия — материк, включающий две части света: Европу и Азию.

  3. Наличие нескольких литосферных плит, «спаянных» складчатыми поясами, – причина сложности рельефа.

  4. Разнообразие природы — есть все природные зоны Северного полушария.

  5. Евразия — самый заселенный материк Земли.

  6. Особенности регионов Европы (Северная, Средняя, Южная и Восточная) и Азии (Юго-Западная, Восточная, Южная и Юго-Восточная).

Персоналии:

Марко Поло, Афнасий Никитин, Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский, Николай Михайлович Пржевальский, Петр Кузьмич Козлов, Всеволод Иванович Роборовский.

Практическая работа:

1. Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

Раздел 3. Заключение (2 часа)

Содержание темы:

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.

Учебные понятия:

Природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.

Персоналии:

Николай Иванович Вавилов, Владимир Иванович Вернадский.

Основные образовательные идеи:

  1. Природа, вовлечённая в хозяйственную деятельность человека, называется географической средой.

  2. Изменение природной среды в результате хозяйственной деятельности человека стало причиной появления экологических проблем.

Практическая работа:

  1. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты обучения географии:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответсвенности и долга перед Родиной.

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, ценностям народов России и народов мира.

  • Освоение социальных норм, правил поведения; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом социальных и экономических возможностей.

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста в процессе образовательной общественно-полезной, творческой и других видах деятельности.

  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

  • Формирование основ экологической культуры.

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни.

  • Развитие эстетического сознания через освоения художественного наследия народов России и мира.

Предметные результаты обучения географии:

  • Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

  • Формирование представлений и основополагающих теоретических знаниях о целостности и неоднородности Земли, как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах.

  • Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров.

  • Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения.

  • Овладения основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

  • Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

  • Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущих к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и в акваториях; умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Обучающийся научится: - различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе

известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

- описывать на карте положение географических объектов;

- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

- создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения, хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; - приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно - популярной литературе и СМИ;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

- оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.


Метапредметные результаты обучения географии:

Познавательные УУД:

  • анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);                      

  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;

  • определять критерии  для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство

     (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;

  • сохранения окружающей среды и социальноответственного поведения в ней;

  • адаптации к условиям проживания на определенной территории;

  • самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов

Темы уроков

Учёт компонентов рабочей программы воспитания

Раздел I Планета, на которой мы живем. Литосфераподвижная твердь










6

Суша в океане

Геологическое время

Строение земной коры

Литосферные плиты и современный рельеф. Пр. р. 1Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.

Платформы и равнины

Складчатые пояса и горы

проявление интереса к познанию природы,
ценностное отношение к
историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия
человечества, традициям разных народов

Атмосфера и климаты Земли

3

Пояса планеты. Входной контроль

Воздушные массы и климатические пояса. Пр.р. 2Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира

Климатообразующие факторы. Пр. р.3Определение типов климата по предложенным климатограммам


Гидросфера. Мировой океан - синяя бездна

4

Мировой океан и его части

Движение вод Мирового океана

Жизнь в океане

Особенности отдельных океанов. Пр.р. 4 Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.



Географическая оболочка- живой механизм

2

Географическая оболочка.

Зональность географической оболочки. Пр.р.5

Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.

Описание природных зон Земли по географическим картам

  1. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах



Человек хозяин планеты

4

Освоение Земли человеком.

Охрана природы

  1. Население Земли. Пр.р.6 Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.

Страны мира

Обобщение и контроль знаний и навыков учебной деятельности по теме раздела.

Коррекция знаний и навыков учебной деятельности по теме раздела.

ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий для окружающей среды

Раздел II. МАТЕРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ


45

Африка- материк коротких теней

Географическое положение и история исследования Африки. Пр.р.7 Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах

Геологическое строение и рельеф Африки. Пр.р. 8 Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Климат Африки

Гидрография Африки Разнообразие природы Африки

Население Африки.

Регионы Африки: Северная и Западная Африка

Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка

Обобщение и коррекция знаний по теме «Африка»

Австралия – маленький великан

Географическое положение. История исследования Австралии.

Пр.р.9 Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.

Компоненты природы Австралии

Особенности природы Австралии

Австралийский Союз

Океания

Обобщающее, повторение и коррекция знаний по теме «Австралия»

Антарктида – холодное сердце

Географическое положение и история исследования Антарктиды

Особенности природы Антарктиды.

Обобщающее повторение темы «Полярные области Земли»

Южная Америка – материк чудес

Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования.

Геологическое строение и рельеф Южной Америки.

Климат Южной Америки

Гидрография Южной Америки

Разнообразие природы Южной Америки Пр.р.10 Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.

Население Южной Америки

Регионы Южной Америки

Обобщающее повторение и коррекция знаний по теме «Южная Америка»

Северная Америка – знакомый незнакомец

Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования

Геологическое строение и рельеф Северной Америки.

Климат Северной Америки

Гидрография Северной Америки

Разнообразие природы Северной Америки

Население Северной Америки

Пр.р.11 Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения

Регионы Северной Америки

Обобщающее повторение и коррекция знаний по теме «Северная Америка»

Евразия – музей природы Географическое положение. История исследования Евразии

Геологическое строение и рельеф Евразии

Климат Евразии

Гидрография Евразии

Разнообразие природы Евразии.

Население Евразии

Регионы Европы

Регионы Азии: Юго-Западная, Восточная, Центральная Азия

Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия.

Пр.р12.Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации


Раздел III. Заключение

1

Природа и человек.

Пр.р.13 Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катострофических явлений природного характера.

Обобщающее повторение коррекция знаний и навыков учебной деятельности по курсу

Контрольное тестирование в рамках промежуточной аттестации.


формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!