Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, программы Дронова В.П., Савельевой Л.Е. «География» для 5-9 классов. Предметная линия учебников «СФЕРЫ», издательство М. «Просвещение», 2015 г., учебника Кузнецова А.П., Савельевой Л.Е., Дронова В.П. География. Земля и люди. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, издательство "Просвещение", 2017г., с учетом идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цели и задачи учебного предмета «География»:
Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Изучение географии в основной школе должно обеспечить:
- формирование посредством географических знаний мировоззренческой ценностно-смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности;
- формирование целостной картины мира через познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);
- понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора формирования общества и личности;
- понимание взаимосвязи между природными и социально-экономическими явлениями, их влияния на жизнь человека, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
- приобретение знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём;
- формирование умений использования приборов и инструментов, технических и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для получения и адекватной оценки полученных результатов.
Задачами изучения географии в основной школе являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на изучение географии в 7 классе в 2019-2020 учебном году отводится 70 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю, на основании календарного учебного графика и расписания на 2019-2020 учебный год на изучение географии в 7 классе основной школы отводится 69 часа, из расчета 2 часа в неделю.
Рабочая Программа Дронова В.П., Савельевой Л.Е. «География» для 5-9 классов. Предметная линия учебников «СФЕРЫ», издательство М. «Просвещение», 2015 г., предусматривает 70 часов, из них 4 часа резервного времени.
Данная программа будет выполнена за 69 часов. Содержание, а так же последовательности изучения разделов и тем курса в рабочей программе находятся в полном соответствии с Программой общеобразовательных учреждений Дронова В.П., Савельевой Л.Е. «География» для 5-9 классов. Предметная линия учебников «СФЕРЫ», издательство М. «Просвещение», 2015 г., учебника География. 5-6 класс, Лобжанидзе А.А., издательство "Просвещение", 2017г.,
Внесённые изменения
Резервное время (1 час) исключен, 3 часа резервного времени выделены дополнительно на изучение раздела «Общечеловеческие проблемы»
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у учеников основной школы должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Введение
Что изучают в разделе. Возрастающая зависимость состояния
природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Источники географической информации.
Тема 1. ПРИРОДА ЗЕМЛИ: ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Материки и океаны на поверхности Земли. Географическое положение и размеры материков. Особенности размещения материков по поверхности Земли. Северное материковое и Южное океаническое полушария. Группы северных и южных материков. Влияние географического положения, площади и взаимного расположения материков на особенности их природы.
Географическое положение и размеры океанов. Особенности береговой линии. Взаимодействие материков и океанов.
Материки и части света. Содержательные различия понятий
«материки» и «части света». Часть света как историко -культурная
категория: история возникновения и развития понятия. Современные части света, их границы. Принципы деления суши Земли на материки.
Особенности рельефа Земли. Планетарные формы рельефа — выступы материков и понижения океанов. Различия в строении земной коры материков и океанов. Равновесное состояние материковой и океанической земной коры. Различия материков и океанов по средней высоте и средней глубине. Главные черты рельефа материков. Различия в соотношении гор и равнин в рельефе северных и южных материков. Наиболее протяжённые горные системы мира. Главные черты рельефа дна океанов. Типичные формы рельефа океанического дна: шельф, материковый склон, глубоководные желоба и островные дуги, ложе океана. Различия в соотношении форм рельефа дна в разных океанах.
История формирования рельефа Земли. Летосчисление Земли. Геологические эры. Определение возраста горных пород по останкам живых организмов. Формирование земной коры материков. Превращение океанической коры в континентальную как результат сближения и столкновения литосферных плит. Эпохи складчатости. Платформы, их строение и возраст. Древние платформы — основа всех современных материков. Возникновение складчатых и глыбовых гор. Образование современных материков и океанов. Пангея, Лавразия и Гондвана.
Климатообразующие факторы. Разный угол падения солнечных лучей на земную поверхность — главный климатообразующий фактор. Воздушные массы, их типы и свойства. Циркуляция атмосферы — второй по значимости климатообразующий фактор. Чередование поясов с разным атмосферным давлением. Постоянные ветры: пассаты, западные ветры умеренных широт, северо и юго -восточные полярные ветры, их влияние на климат различных районов Земли. Муссоны. Влияние на климат характера земной поверхности, тёплых и холодных океанических течений.
Зависимость климата от абсолютной высоты и рельефа местности. Образование осадков в горах.
Климаты Земли. Классификация климатов. Основные и переходные климатические пояса. Неоднородность климата внутри климатических поясов. Характеристики жарких (экваториальный, субэкваториальный и тропический), умеренных (субтропический, умеренный) и холодных (субарктический, субантарктический, арктический, антарктический) климатических поясов.
Мировой океан. Исследования Океана. Первая русская кругосветная экспедиция под командованием И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского. Первая экспедиция по изучению Мирового океана на корабле «Челленджер». Современные исследования Мирового океана. Размеры Мирового океана. Площадь, объём, средняя глубина, протяжённость береговой линии Мирового океана.
Рельеф дна и объём воды в океанах. Распределение поверхности дна Мирового океана по высотным уровням. Океан и атмосфера: обмен теплом и влагой. Различия поверхностных водных масс по температуре, солёности, насыщенности кислородом. Круговороты поверхностных течений и их роль в перераспределении тепла и вла- ги на Земле. Жизнь в Океане, её распространение в зависимости от климата, глубины и насыщенности воды кислородом. Океан и человек. Роль Океана в хозяйственной деятельности людей. Стихийные бедствия, связанные с Океаном. Экологические проблемы и охрана природы Мирового океана.
Размещение вод суши. Сток поверхностных вод. Распределение атмосферных осадков, выпадающих над сушей. Влияние рельефа на распределение поверхностного стока. Годовой слой стока, его зависимость от климата. Различия в водообеспеченности материков.
Реки. Различия речной сети материков по густоте, областям стока, источникам питания и режиму рек. Речные водохранилища. Озёра, зависимость их размещения по материкам от наличия котловин и климата. Ледники, их распространение в зависимости от климата. Покровные и горные ледники. Площадь современного оледенения материков. Подземные воды, их виды и значение для жизни и хозяйственной деятельности людей.
Природная зональность. Формирование природных зон. Неравномерность распределения солнечного тепла по земной поверхности и внутренние различия в увлажнении географических поясов суши — основные причины формирования природных зон. Особенности расположения природных зон на суше и в Океане.
Природные зоны материков, влияние на их особенности геологической истории материков, климата, рельефа и человеческой деятельности. Преобразование природных комплексов в природно антропогенные и антропогенные.
Практические работы. Определение сходства и различия матери- ков по географическому положению. Определение по картам зависимости рельефа территорий от строения земной коры. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит. Работа с картами «Климатические пояса и области мира» и «Географические пояса и природные зоны мира» с целью определения закономерностей их смены. Составление картосхемы «Морские течения в Океане». Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.
Тема 2. ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
Заселение человеком Земли. Расы. Прародина человечества. Основные пути расселения древнего и современного человека. Географические расы, причины их возникновения, внешние при- знаки людей различных рас.
Сколько людей живёт на Земле? Переписи населения. Измене- ния темпов роста численности населения Земли на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на рост численности населения. Естественный прирост населения, его различия. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни.
Размещение людей на планете. Средняя плотность населения Земли, её изменения с течением времени. Неравномерность размещения населения Земли по её поверхности, различия размещения населения по полушариям, отдельным материкам и странам. Факторы, влияющие на размещение людей. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.
Народы, языки и религии мира. Народ как совокупность людей, проживающих на определённой территории и говорящих на одном языке. География народов и языков. Языковые семьи. Мировые и национальные религии, их география.
Хозяйственная деятельность людей. Исторические этапы формирования современного хозяйства. Основные виды современной хозяйственной деятельности человека, особенности их географии.
Где и как живут люди: города и сельская местность. Основные виды поселений: города и сельские поселения, их различия по внешнему облику и занятиям населения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов, их внутреннее зонирование в соответствии с выполняемыми функциями. Крупные города. Городские агломерации.
Страны мира. Политическая карта мира. Различия стран по раз- мерам, географическому положению, числу жителей, хозяйственной деятельности, формам правления. Суверенные государства. Республики и монархии. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны Историко-культурные районы мира. Принципы выделения историко- культурных районов, их границы. Основные особенности историко- культурных районов: Западной и Центрально Восточной Европы, Российско Евразиатского региона, Северной Африки и Среднего Востока, Африки южнее Сахары, Южной, Восточной и Юго - Восточной Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии, Океании.
Практические работы. Составление географических характеристик населения мира (плотность, размещение, народы), описаний городов, культуры народов. Работа с политической картой мира, картой народов мира и картой религий мира. Составление картосхем по темам «Расселение населения», «Специализация современного хозяйства регионов мира». Составление таблиц «Основные языковые семьи и группы», «Виды отраслей хозяйства». Характеристика сельского хозяйства, промышленности. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.
Тема 3. МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА
ОКЕАНЫ ЗЕМЛИ
Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый океаны.
Особенности природы океанов. Географическое положение, крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат, особенности вод и живых организмов.
Природные богатства океанов и их хозяйственное освоение. Основные районы морского промысла. Добыча полезных ископаемых. Морские пути. Центры туризма.
МАТЕРИКИ
Африка, Южная Америка, Австралия и Океания, Антарктида, Северная Америка, Евразия.
Особенности природы материков. Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат. Внутренние воды. Органический мир и природные зоны. Природные богатства.
Природные районы материков. Особенности рельефа, климата, растительности, животного мира, хозяйственной деятельности.
Население материков. Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности людей.
Страны материков. Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.
Страны Африки: Египет, Демократическая Республика Конго, Южно Африканская Республика.
Страны Южной Америки: Венесуэла, Бразилия, Перу. Страны Австралии и Океании: Австралийский Союз, Самоа. Страны Северной Америки: США, Канада, Мексика.
Страны Евразии: страны Европы — Норвегия, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Чехия; страны Азии — Индия, Китай, Республика Корея, Япония, Турция, Казахстан.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Сущность общечеловеческих проблем. Демографическая проблема. Продовольственная проблема. Сырьевая и энергетическая проблемы. Экологическая проблема. Проблема преодоления отсталости многих стран.
Практические работы. Определение географического положения материка, страны. Чтение рельефа материков по профилям. Составление географических описаний отдельных компонентов при- родных комплексов материков, в том числе сравнительных, а так- же комплексных географических характеристик материков, их природных районов и отдельных стран на основе изучения карт и других источников информации. Составление схемы глобальных и региональных проблем человечества, определение связей между ними. Прогнозирование возникновения и развития экологических ситуаций на материках, в регионах и странах мира. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения географии находят отражение в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладевают в процессе освоении предметного содержания.
Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся в процессе освоения курса в 7классе.
Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам по географии, за курс 7 класса должны отражать уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии с ФГОС, образовательной программой образовательного учреждения, а также ГИА и ЕГЭ.
В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в ФГОС общего образования.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
11) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1)умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ, 7 класс- 69 часов
№ п/п | Тема | д/з | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Формы контроля | Дата |
План | коррекция |
1 | Введение | С5-6 | | Фронтальная беседа | 03.09 | |
Природа Земли: главные закономерности (10 ч) |
2 | Материки и океаны на поверхности Земли | 1 | Сравнивать размеры материков и океанов, географическое положение материков. Решать учебные задачи по сопоставлению размеров разных материков и океанов. Выявлять следствия положения материков в разных широтах. Описывать географическое положение одного из материков (океанов) по плану | Практическая работа «Сравнение географического положения материков»; | 06.09 | |
3 | Материки и части света | 2 | Анализировать карту (картосхему «Материки и части света») и сопоставлять границы материков и частей света. Наносить на контурную карту границу между Европой и Азией. Прослеживать по географическим картам границы частей света, определять страны, территория которых расположена в нескольких частях света | Индивидуальный опрос | 10.09 | |
4 | Рельеф Земли | 3 | Анализировать физическую карту мира и устанавливать материки с наиболее и наименее сложным рельефом. Сравнивать по картам рельеф материков (океанов) и объяснять особенности размещения крупных форм рельефа. Составлять по картам атласа характеристику рельефа одного из материков (океанов). Составлять по картам атласа сравнительную характеристику рельефа двух материков (океанов). Обозначать на контурной карте крупнейшие формы рельефа материков, срединно-океанические хребты и глубоководные желоба в океанах | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 13.09 | |
5 | История формирования рельефа Земли | 4 | Определять по рисункам относительный возраст горных пород. Анализировать схемы (рисунки), иллюстрирующие образование материковой и океанической земной коры. Сопоставлять карту строения земной коры с физической картой мира и определять время формирования континентальной коры разных участков земной поверхности. Определять по карте строения земной коры направления и скорости движения литосферных плит, прогнозировать расположение материков и океанов через миллионы лет. Сопоставлять карту строения земной коры и физическую карту для выявления отражения в рельефе особенностей строения земной коры | практическая работа «Определение взаимосвязи между строением земной коры и рельефом Земли»; | 17.09 | |
6 | Климатообразующие факторы | 5 | Анализировать схему общей циркуляции атмосферы.Сопоставлять карты (физическую, климатическую, климатических поясов и областей) и выявлять воздействие на климат географической широты, ветров, рельефа, океанических течений | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 20.09 | |
7 | Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли | 6 | Распознавать типы климатов по климатограммам. Обозначать на контурных картах границы климатических поясов и областей, области с одинаковым типом климата на разных материках. Сопоставлять климатическую карту и карту климатических поясов и определять показатели климата климатического пояса. Составлять по картам атласа краткую характеристику климата одного из материков | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 24.09 | |
8 | Мировой океан | 7 | Описывать по картам особенности географического положения океанов. Устанавливать по картам особенности систем течений в Мировом океане, природные богатства, виды хозяйственной деятельности. Находить информацию, подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) о хозяйственном использовании Мирового океана, перспективах освоения его богатств | практическая работа «Составление обобщённой схемы морских течений»; | 27.09 | |
9 | Воды суши | 8 | Определять режим рек на основе анализа климатограмм, отражающих режим выпадения осадков.Сопоставлять тематические карты с целью выявления зависимости стока, характера течения и режима рек от рельефа и климата. Решать учебные задачи по определению параметров оледенения, обеспеченности поверхностными водами, сравнить материки по выявленным показателям. | практическая работа «Определение степени современного оледенения материков» | 01.10 | |
10 | Природная зональность | 9 | Сравнивать карты (климатическую, климатических поясов и областей, природных зон) и выявлять особенности пространственного распространения природных зон. Анализировать особенности проявления природной зональности в Африке и Южной Америке, Северной Америке и Евразии, определять черты сходства и различия | практическая работа «Анализ карт климатических поясов и природных зон мира»; | 04.10 | |
11 | Обобщение по теме «Природа Земли: главные закономерности» | 1-9 | | Опрос | 08.10 | |
Человек на планете Земля (8 ч) |
12 | Историко-географические закономерности заселения человеком Земли | 10 | Анализировать карты и другие источники информации для выявления путей миграции человека при его расселении по Земле. Определять по картам регионы проживания представителей различных рас | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 11.10 | |
13 | Численность населения Земли. Размещение людей на планете Земля | 11-12 | Анализировать графики изменения численности населения во времени с целью выявления тенденций в изменении темпов роста населения мира. Решать практические задачи на вычисление рождаемости, смертности, естественного прироста. Читать карты рождаемости, смертности, естественного прироста. | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 15.10 | |
14 | Народы, языки, религии мира | 13 | Приводить примеры крупных и малочисленных народов мира, районов их проживания, народов, относящихся к одним языковым семьям. Анализировать карты с целью выявления географии распространения мировых религий | практическая работа «Составление комплексной характеристики населения мира»; | 18.10 | |
15 | Хозяйственная деятельность людей | 14 | Составлять схему видов хозяйственной деятельности человека. Приводить примеры различных видов хозяйственной деятельности. Определять по картам (статистическим данным) страны-лидеры в сельском хозяйстве и промышленности. Анализировать карты с целью выявления географических особенностей в распространении главных видов хозяйственной деятельности человека | практическая работа «Выявление особенностей современной хозяйственной деятельности»; | 22.10 | |
16 | Города и сельская местность | 15 | Сравнивать город и сельские поселения по внешнему облику, численности и занятиям населения. Приводить примеры разных типов сельских поселений мира. Анализировать изменение численности городского населения во времени. Анализировать диаграмму соотношения городского и сельского населения мира. Определять по разным источникам информации функции городов | Фронтальная беседаИндивидуальный опрос | 25.10 | |
17 | Страны мира | 16 | Анализировать политическую карту мира и определять крупнейшие по площади и численности населения страны и их столицы. Находить и подписывать на контурных картах названия приморских, внутриконтинентальных, островных стран. Определять по тематическим картам форму правления стран. | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 05.11 | |
18 | Историко-культурные районы мира | 17 | Давать характеристику географического положения районов. Анализировать карты и выявлять специфику этнического и религиозного состава населения. Находить дополнительную информацию (в Интернете и других источниках) об особенностях обычаев, религий, о традиционных видах хозяйства народов района. | практическая работа «Определение историко-культурного района мира»; | 08.11 | |
19 | Обобщающий урок по теме «Человек на планете Земля» | 10-17 | подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 56; | практическая работа «Комплексная характеристика населения мира»; | 12.11 | |
Многоликая планета (49 ч) |
Океаны (4 ч) |
20 | Атлантический океан | 18 | Характеризовать по картам географическое положение океана, устанавливать систему течений, особенности органического мира, характер хозяйственного использования океана. Наносить на контурные карты природные географические объекты океана и объекты хозяйственной деятельности. Находить информацию, подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) об истории освоения Атлантического океана | Фронтальная беседа | 15.11 | |
21 | Тихий океан | . 19 | Характеризовать по картам географическое положение океана, устанавливать систему течений, особенности органического мира, характер хозяйственного использования океана. Наносить на контурные карты природные географические объекты океана и объекты хозяйственной деятельности. Решать практические и познавательные задачи, отражающие особенности географического положения, природы, использования природных богатств, экологические проблемы | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 19.11 | |
22 | Индийский океан | 20 | Характеризовать по картам географическое положение океана, устанавливать систему течений, особенности органического мира, характер хозяйственного использования океана. Наносить на контурные карты природные географические объекты океана и объекты хозяйственной деятельности. Решать практические и познавательные задачи, отражающие особенности географического положения, природы, использования природных богатств, экологические проблемы | Индивидуальный опрос | 22.11 | |
23 | Северный Ледовитый океан | 21 | Характеризовать по картам географическое положение океана, устанавливать систему течений, особенности органического мира, характер хозяйственного использования океана. Наносить на контурные карты природные географические объекты океана и объекты хозяйственной деятельности. Решать практические и познавательные задачи, отражающие особенности природы океана. Находить информацию, подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) об истории освоения океана | практическая работа «Составление комплексной характеристики океана» | 26. 11 | |
Африка (5 ч) |
24 | Особенности природы Африки | 22 | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Африки: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами. Анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Африки (рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод) и природных зон. Наносить на контурные карты природные географические объекты материка | практическая работа «Описание климатических условий территорий по климатограммам» | 29. 11 | |
25 | Районирование Африки | 23 | Устанавливать взаимосвязи на основе сопоставления тематических карт между зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности. Анализировать карты и составлять характеристики природных районов, оценивать степень нарушения природных комплексов. Находить информацию и обсуждать проблемы использования природных богатств и охраны природы | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 03.12 | |
26 | Население Африканского континента | 24 | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Африки между особенностями рельефа и расселением населения, между особенностями природной зональности и хозяйственной деятельностью. Анализировать карты и статистические данные (таблицы, диаграммы, графики), сравнивать разные части материка по плотности населения, расовому и этническому составу. Находить дополнительную информацию о проблемах населения Африки | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 06.12 | |
27 | Страны Африки: Южно- Африканская Республика | 25 | Выявлять черты страны, характерные для всего района Южной Африки, и специфические особенности ЮАР. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения и о хозяйственной деятельности страны. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 10.12 | |
28 | Страны Африки: Египет, Демократическая Республика Конго | 25 | Выявлять черты Египта и ДРК как типичных государств Северной и Центральной Африки и специфические особенности этих стран. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об отличительных чертах населения и о хозяйственной деятельности Египта и ДРК. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 13. 12 | |
Южная Америка (6 ч) |
29 | Особенности природы Южной Америки | 26 | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Южной Америки: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и природной зональностью, между природными зонами и зональными природными богатствами. Анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Южной Америки (рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод) и природных зон. Наносить на контурные карты природные географические объекты материка | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 17. 12 | |
30 | Природные районы материка: Равнинный Восток | 27 | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Южной Америки между природной зональностью Равнинного Востока и размещением населения, зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности. Анализировать карты и составлять характеристики природных районов, оценивать степень нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности. Решать практические и познавательные задачи, отражающие особенности использования природных богатств, экологические проблемы. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать проблемы использования природных богатств, антропогенных изменений природы, охраны окружающей среды, создания национальных парков и других охраняемых территорий. Составить схему «Значение лесов Амазонии для природы Земли» (рекомендуется Интернет-сайт http://reserves-park.ru/) | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 20.12 | |
31 | . Природные районы материка: Анды | 28 | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления иллюстративного материала и тематических карт Южной Америки между положением подножий Анд в той или иной природной зоне и особенностями высотной поясности. Составлять характеристики природных районов Анд, оценивать возможности жизни и хозяйственной деятельности в разных частях горной системы. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать проблемы заселения, хозяйственного освоения и использования природных богатств, антропогенных изменений природы | практическая работа «Выявление условий развития хозяйства в природных районах Южной Америки»; | 24.12 | |
32 | . Население Южной Америки | 29 | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Южной Америки между особенностями рельефа и природной зональности и расселением населения и хозяйственной деятельностью. Анализировать карты и статистические данные (таблицы, диаграммы, графики), сравнивать разные части материка по плотности населения, расовому и этническому составу | Индивидуальный опрос | 27. 12 | |
33 | Страны Южной Америки: Бразилия | 30 | Выявлять черты Бразилии, характерные для стран, расположенных в экваториальных, субэкваториальных и тропических широтах, и специфические особенности Бразилии. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, о памятниках природы и культуры страны. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйства | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 10.01 | |
34 | Страны Южной Америки: Венесуэла, Перу | 30 | Выявлять черты сходства и различия географического положения, природы, населения и хозяйства Венесуэлы и Перу, расположенных в жарком поясе и занимающих как горные, так и равнинные территории. Выявлять специфические особенности этих стран. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об истории формирования расового и этнического состава населения, особенностях размещения населения и городов, о памятниках культуры. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйства | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 14.01 | |
Австралия и Океания (5 ч) |
35 | Особенности природы Австралии | 31 | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Австралии: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами. Анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Австралии (рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод) и природных зон. Наносить на контурные карты природные географические объекты материка | практическая работа «Разработка туристического маршрута по Австралии»; | 17.01 | |
36 | Особенности природы Океании | 32 | Устанавливать различия на основе анализа и сопоставления тематических карт островов Океании по размерам, геологическому строению, особенностям климата. Наносить на контурные карты природные географические объекты Океании. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях органического мира островов Океании | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 21.01 | |
37 | Население Австралии и Океании | 33 | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Австралии и Океании между особенностями рельефа и природной зональности и расселением населения и хозяйственной деятельностью. | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 24.01 | |
38 | Австралийский Союз | 34 | Выявлять черты Австралийского Союза, характерные для стран, расположенных в субэкваториальных и тропических широтах, и специфические особенности страны. | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 28.01 | |
39 | Самоа | 35 | Выявлять черты Самоа, характерные для стран Океании, и специфические особенности страны. Выявлять воздействие природных условий на развитие хозяйства. | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 31.01 | |
Антарктида (3 ч) |
40 | Характеристика природы материка | 36 | Устанавливать причины на основе анализа и сопоставления тематических карт Антарктиды оледенения, особенности береговой линии, взаимосвязи между особенностями надлёдного и подлёдного рельефа, между климатом и органическим миром. Строить профиль подлёдного рельефа и рельефа ледникового покрова по картам атласа. Наносить на контурные карты природные географические объекты материка | практическая работа «Описание географического положения и особенностей природы Антарктиды»; | 04.02 | |
41 | Освоение Антарктиды человеком | 37 | Определять по картам географические объекты, названные именами исследователей материка. | Фронтальная беседа | 07.02 | |
42 | Обобщающий урок «Южные материки» | 22-35 | подготовленное обсуждение проблемы «Как особенности природы южных материков влияют на направления хозяйственной деятельности человека: способы ведения хозяйства, выращивание культурных растений, характер построек и т.д.» (Учебник, с. 174, «Вопросы для обсуждения»); | Фронтальная беседа | 11.02 | |
Северная Америка (6 ч) |
43 | Особенности природы Северной Америки | 38 | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Северной Америки: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами. Наносить на контурные карты природные географические объекты материка. | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 14.02 | |
44 | . Равнинные районы Северной Америки | 39 | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Северной Америки между природной зональностью равнинных районов и размещением населения, зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности. Анализировать карты и составлять характеристики природных районов, оценивать степень нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности. Решать практические и познавательные задачи, отражающие особенности использования природных богатств, экологические проблемы | Индивидуальный опрос | 18.02 | |
45 | Горы Северной Америки | 40 | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления иллюстративного материала и тематических карт Северной Америки между положением подножий Кордильер в той или иной природной зоне и особенностями высотной поясности. Составлять характеристики природных районов Кордильер, оценивать возможности жизни и хозяйствования в разных частях гор | Индивидуальный опрос | 21.02 | |
46 | Освоение человеком материка | 41 | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Северной Америки между особенностями рельефа и природной зональности и расселением населения и хозяйственной деятельностью. Анализировать карты и статистические данные (таблицы, диаграммы, графики), сравнивать разные части материка по плотности населения, расовому и этническому составу | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 25.02 | |
47 | Страны Северо-Американского континента: США | 42 | Выявлять черты США, типичные для стран, расположенных на равнинных и горных территориях в умеренных и субтропических широтах, а также специфические особенности природы, населения и хозяйства США. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, памятниках природы и культуры страны. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 28.02 | |
48 | Страны Северо-Американс- кого континента: Канада и Мексика | 42 | Выявлять отличия географического положения, природы, населения и хозяйства Канады и Мексики. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об истории формирования расового и этнического состава населения, особенностях размещения населения и городов, памятниках культуры | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 03.03 | |
Евразия (15 ч) |
49-50 51 52 52 | Особенности природы Евразии Районы Евразии: западная часть Европы | 43 | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Евразии: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами. Анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Евразии (рельефа, полезных ископаемых, климата, внутренних вод) и природных зон. Наносить на контурные карты природные географические объекты материка | практическая работа «Описание внутренних вод Евразии»; | 06.03 10.03 | |
| | | | |
44 | Анализировать карты и составлять характеристики природных районов, оценивать степень нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности. Решать практические и познавательные задачи, отражающие особенности использования природных богатств, экологические проблемы. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать проблемы рационального использования природных богатств, антропогенных изменений природы, охраны окружающей среды. | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 13.03 | |
Районы Евразии: Северная Евразия, Северо-Восточная и Восточная Азия | 45 | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Евразии между природной зональностью равнинных районов и размещением населения, зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности. Решать практические и познавательные задачи, отражающие особенности использования природных богатств, экологические проблемы. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать проблемы рационального использования природных богатств, антропогенных изменений природы, охраны окружающей среды. | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 17.03 | |
53 | Районы Евразии: Южная, Юго-Западная и Центральная Азия | 46 | Устанавливать взаимосвязи на основе сопоставления тематических карт между природной зональностью равнинных районов и размещением населения, зональными природными богатствами и хозяйственной деятельностью. Анализировать карты и составлять характеристики природных районов, оценивать степень нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности. Решать практические и познавательные задачи, отражающие особенности использования природных богатств, экологические проблемы. | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 20.03 | |
54 | Человек на территории Евразии | 47 | Устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Евразии между особенностями рельефа и природной зональности и размещением населения и хозяйственной деятельностью. Анализировать карты и статистические данные (таблицы, диаграммы, графики), сравнивать разные части материка по плотности населения, расовому и этническому составу | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 31.03 | |
55 | Страны Европы: Норвегия | 48 | Выявлять черты Норвегии как типичной страны Северной Европы и специфические особенности её природы, населения и хозяйства. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, о памятниках природы и культуры страны, национальных парках и охраняемых в них природных комплексах. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности | Индивидуальный опрос | 03.04 | |
56 | Страны Европы: Великобритания | 48 | Выявлять черты Великобритании как типичной страны Северной Европы и специфические особенности её природы, населения и хозяйства. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, о памятниках природы и культуры страны. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 07.04 | |
57 | Страны Европы: Германия и Франция | 48 | Выявлять черты Германии и Франции как типичных стран Средней Европы и специфические особенности их природы, населения и хозяйства. Сравнивать географическое положение, природу, население и хозяйство Германии и Франции, определять черты сходства и различия. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, о памятниках природы и культуры стран. Наносить на контурные карты природные объекты и объекты хозяйственной деятельности | Индивидуальный опрос | 10.04 | |
58 | Страны Европы: Италия и Чехия | 48 | Выявлять различия географического положения, природы, населения и хозяйства Италии и Чехии как типичных стран Южной и Средней Европы, расположенных в разных географических поясах. Выявлять специфические особенности этих стран. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) о населении, городах, об особенностях материальной и духовной культуры, о памятниках культуры. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 14.04 | |
59 | Страны Азии: Индия | 49 | Выявлять черты Индии как крупнейшей страны Южной Азии, специфические особенности её природы, населения и хозяйства. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, материальной и духовной культуре, о памятниках природы и культуры страны. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 17.04 | |
60 | Страны Азии: Китай | 49 | Выявлять черты Китая как крупнейшей страны, расположенной в Восточной и во Внутренней Азии, специфические особенности её природы, населения и хозяйства. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, о памятниках природы и культуры страны. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 21.04 | |
61 | Страны Азии: Япония и Республика Корея | 49 | Выявлять черты Японии и Республики Корея как типичных стран Восточной Азии и специфические особенности их природы, населения и хозяйства. Сравнивать географическое положение, природу, население и хозяйство Японии и Республики Корея, определять черты сходства и различия. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об особенностях населения, хозяйства, материальной и духовной культуре, о памятниках природы и культуры стран.Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 24.04 | |
62 | Страны Азии: Турция и Казахстан | 49 | Выявлять на основе анализа карт различия географического положения, природы, населения и хозяйства Турции и Казахстана как типичных стран Юго-Западной и Внутренней Азии, расположенных в разных географических поясах. Определять специфические особенности этих стран. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) о населении, городах, об особенностях материальной и духовной культуры народов. Наносить на контурные карты природные географические объекты и объекты хозяйственной деятельности | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 28.04 | |
63 | Обобщение по теме «Северные материки» | 36-49 | | практическая работа «Комплексное описание страны» | 08.05 | |
Общечеловеческие проблемы (6 ч) |
64-65 | Общечеловеческие проблемы | С 170-174 | Анализировать карты материков «Нарушение природных комплексов», «Мировой океан. Хозяйственная деятельность человека», выявлять территории с наиболее неблагоприятной и наиболее благоприятной экологической ситуацией. Обсуждать общечеловеческие проблемы, перспективы охраны и разумного использования мирового природного и экологического потенциала | Фронтальная беседа Индивидуальный опрос | 12.05 15.05 | |
66 | Итоговая проверочная работа | | | Тест | 19.05 | |
67-69 | «Разработка проекта по улучшению местной экологической обстановки» | | Разработать проект по улучшению местной экологической обстановки | практическая работа «Разработка проекта по улучшению местной экологической ситуации» | 22.05 26.05 29.05 | |
Рассмотрено Согласовано
Руководитель МО Зам.директора по УВР
________/С.Е.Петренко/ _________/Е.В.Бунечко/
___________________ ____________________
7