СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии (7 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии (7 класс)»

МБОУ Татарско - Сайманская средняя школа

Утверждаю

Директор школы ________ Думбалова Р.Т.

Приказ № 210 от 30 августа 2017г



Рабочая программа

по географии для 7 класса

уровень: базовый

срок реализации 2017-2018 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы по географии для общеобразовательных школ «География» 5-9 классы Летягина А.А.. Душиной И.В., Пятунина В.Б., Таможней Е.А. Москва «Вентана - Граф» 2013





Разработчик программы: Булатова Гульсиня Ряшитовна

учитель географии высшей квалификационной категории







Рассмотрена Согласована

На заседании ТМГ гуманитарного цикла Зам. директора по УВР

Протокол №1 от 30 августа 2017 г. ______________Иванова Н.Ш.

Руководитель ____________ Бикмаева Р.У. 30 августа 2017 г

Рабочая программа по географии составлена на основании

 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48)

 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (п.18.2.2)

 Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»

 Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189)

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»

 Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями на 21 апреля 2016 года)

 Программы по географии для общеобразовательных школ «География» 5 – 9 классы Летягина А.А., Душиной И.В., Пятунина В.Б., Таможней Е.А. Москва «Вентана – Граф» 2013

 основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Татарско – Сайманская СШ

 учебного плана МБОУ Татарско – Сайманская СШ


2.В целях реализации рабочей программы используются УМК:

  1. Учебник: «ГЕОГРАФИЯ. Материки, океаны, народы и страны» 7 класс., Душина И.В., Смоктунович Т.Л., изд-во «Вентана - Граф» 2015 год

  2. Атлас: .География. Материки, океаны, народы и страны 7 класс., Душина И.В., Летягин А.А.. Изд-во «Вентана-Граф» 2015 год

  3. Контурные карты с заданиями. География. Материки, океаны, народы и страны 7 класс., Душина И.В., Изд-во «Вентана-Граф» 2014 год.



3.Содержание тем учебного курса «География. Материки, океаны, народы и страны »

7 класс (70 часов)

Введение. Источники географической информации(2 часа).

Что изучают в курсе географии?

Разнообразие источников географической информации. Географические карты, географические описания и характеристики. Практическая работа №1.

Раздел 1. Современный облик планеты Земля(3 часа).

Геологическая история Земли. Развитие земной коры. Понятие « географическое положение».

Географическая оболочка (ГО). Понятие «географическая среда». Географическая среда и человек. Пространственная неоднородность географической оболочки и её причины.

Природные комплексы. Зональные и незональные природные комплексы (ПК) суши и океана. Понятие «природная зона», «широтная зональность» и «высотная поясность».

Раздел 2. Население Земли(4 часа).

Освоение Земли человеком. Территории наиболее древнего освоения человеком. Изменения численности населения во времени. Перепись населения. Причины влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения. Миграции.

Современное размещение людей по материкам, климатическим областям, природным зонам, удалённости от океанов. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях.

Человеческие расы и этносы. Существенные признаки понятия «народ». Карта народов мира. Миграции этносов. География народов и языков. Языковые семьи. Страны мира и их население.

Мировые и национальные религии, их география. Материальная и духовная культура народа. Памятники культурного наследия.

Раздел 3. Главные особенности природы Земли (19 ч).

Рельеф Земли (4 ч).

Рельеф Земли. Планетарные формы рельефа. Плиты литосферы, их движение и взаимодействие. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры.

Размещение крупных форм рельефа. Основные черты рельефа материков. Основные виды минеральных ресурсов и закономерности их размещения в земной коре.

Роль рельефа в жизни и хозяйственной деятельности людей. Рельефообразующая деятельность человека. Антропогенный рельеф.

Климаты Земли (4 ч).

Основные климатообразующие факторы: приток солнечного тепла, характер земной поверхности и движение воздушных масс. Климатические карты.

Размещение климатических поясов подчинено закону зональности. Основные и переходные климатические пояса. Климатические области. Карта климатических поясов.

Естественное изменение климата. Влияние климата на человека. Влияние хозяйственной деятельности людей на климат.

Вода на Земле. Роль океана в жизни Земли. Водные массы. Поверхностные течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Вода на Земле (3 ч).

Типы водных объектов суши. Зависимость их распределения от климата и рельефа. Водный режим и годовой сток рек. Зональные типы рек. Озёра. Болота.

Речные цивилизации прошлого. Обеспеченность материков водными ресурсами. Загрязнение вод суши. Стихии вод суши.

Природные зоны (3 ч).

Природные зоны. Географическое положение каждой из зон. Особенности природы трёх зон: климат, зональные типы почв, типичные растения и животные. Приспособление организмов к среде обитания.

Возможности для развития хозяйства. Необходимость охраны природных зон.

Географическое положение зон. Причины наличия в субтропических поясах нескольких природных зон. Своеобразие природы средиземноморских вечнозелёных жестколистных лесов и кустарников, переменно влажных (муссонных) лесов и субтропических полупустынь и пустынь.

Географическое положение каждой из зон. Соотношение тепла и влаги в пределах каждой зоны. Особенности растительности, почв и животного мира зон, приспособление живых организмов к среде обитания в каждой из изучаемых зон.

Самые крупные природные комплексы на Земле — материки и океаны (2 ч).

Самые крупные природные комплексы Земли — материки и океаны. Понятие «материк», два ряда материков. Общие черты природы южных материков. Человек на южных материках. Степень антропогенного изменения природы южных материков.

Общие черты географического положения и природы северных материков. Особенности состава населения. Антропогенные комплексы на материках.

Океаны (3 часа)

Географическое положение и особенности природы каждого из океанов. Природные богатства океанов. Основные виды хозяйственной деятельности в океанах. Охрана океанов от загрязнения.

Раздел 4. Материки и страны (39 ч).

Африка (7 ч).

Краткая история исследования материка. Практическая работа №2.

Географическое положение, общие черты рельефа, климата, внутренних вод. Проявление широтной зональности в природе материка. Богатства природными ресурсами. Антропогенные комплексы материка. Практическая работа №3.

Численность населения и его естественный прирост. Размещение населения, его расовый и этнический состав, городское и сельское население. Страны Африки. Деление материка на природные и культурно-исторические регионы. Практическая работа №3.

Историко-культурный регион «Северная Африка». Состав территории. Общие черты природы, природных богатств, населения и его хозяйственной деятельности. Особенности материальной и духовной культуры народов Северной Африки. Комплексная характеристика Египта.

Историко-культурный регион «Африка к югу от Сахары». Состав территории. Общая характеристика региона. Особенности материальной и духовной культуры. Комплексная характеристика Нигерии.

Географическое положение и состав территории. Общая характеристика природы и населения региона. Комплексная характеристика Эфиопии. Заповедники на территории региона.

Географическое положение и состав региона. Особенности природы и состава населения. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика ЮАР.

Австралия и Океания (3 ч).

Географическое положение. Краткая история открытия и исследования материка. Своеобразие природы материка, эндемичность органического мира и её причины. Природные ресурсы. Проблемы охраны природы. Практическая работа

Австралия — страна-материк. Коренное и пришлое население. Численность населения, размещение его на территории. Виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств. Изменения природы страны.

Географическое положение и состав региона. Типы островов по происхождению. Природные особенности. Состав населения. Основные виды хозяйственной деятельности. Страны Океании.

Южная Америка (6 ч).

Географическое положение материка. Краткая история открытия и исследования. Основные черты природы материка. Природные ресурсы. Степень сохранения природы.

Практическая работа №5.

История заселения материка. Историко-культурный регион «Латинская Америка». Численность населения и его естественный прирост. Размещение населения, его расовый и этнический состав. Соотношение городского и сельского населения. Крупные города. Страны. Деление материка на регионы. Практическая работа №6.



Общая характеристика природы и населения региона. Географическое положение Бразилии. Разнообразие природы страны и природных ресурсов. Сложность этнического состава населения. Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Города.

Географическое положение. Особенности природы и природные богатства. Население. Основные виды хозяйственной деятельности. Сравнение Аргентины и Бразилии.

Состав региона. Своеобразие природы Анд. Географическое положение каждой из стран региона. Особенности природы и населения каждой страны. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика каждой из трёх стран. Практическая работа №7.

Антарктида (1 ч).

Особенности географического положения континента. Краткая история открытия и исследования. Уникальность природы, природные богатства. Влияние материка на природу всей Земли. Международный статус Антарктиды.

Северная Америка (5 ч).

Географическое положение. Краткая история исследования. Основные черты компонентов природы Северной Америки. Богатства природными ресурсами. Антропогенные комплексы материка. Практическая работа №8.

Историко-культурный регион «Англо-Америка». Особенности географического положения страны. Разнообразие и богатство природы и природных ресурсов. История заселения страны. Размещение населения. Своеобразие этнического состава населения. Развитое хозяйство США. Города. Практическая работа №9.

Географическое положение. Комплексная характеристика страны. Основные виды хозяйственной деятельности. Памятники Всемирного культурного наследия.

Географическое положение региона и стран в его пределах. Историко-культурный регион «Латинская Америка». Особенности природы и населения. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика Мексики.

Евразия (17 ч).

Географическое положение, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и природных зон Евразии. Богатства природными ресурсами. Численность и этнический состав населения. Природные и историко-культурные регионы Евразии. Практическая работа №10.

Историко-культурный регион «Северная Европа». Общая характеристика региона. Комплексная характеристика стран в его пределах. Практическая работа №11..

Историко-культурный регион «Западная Европа». Комплексная характеристика Великобритании и Франции. Памятники Всемирного наследия человечества.

Географическое положение каждой страны. Особенности природы и населения. Природные богатства стран. Комплексная характеристика Германии. Памятники Всемирного наследия человечества.

Историко-культурный регион «Восточная Европа». Состав региона, страны в его пределах. Комплексная характеристика Польши, Чехии, Словакии, Венгрии. Памятники Всемирного наследия человечества.

Географическое положение каждой из стран. Особенности природы и населения. Природные богатства стран региона. Основные отрасли хозяйства. Комплексная характеристика каждой из стран.

Состав региона, страны в его пределах. Комплексная характеристика Италии и Греции. Памятники Всемирного наследия человечества.

Историко-культурный мир региона. Общая характеристика природы региона. Природные богатства стран. Этнический и религиозный состав населения. Комплексная характеристика республик Закавказья и Турции.

Географическое положение. Общие черты природы и природных богатств. Этнический и религиозный состав населения.

Историко-культурный регион «Южная Азия». Особенность этнического и религиозного состава населения. Комплексная характеристика Индии.

Географическое положение историко-культурного региона и отдельных стран в его пределах. Своеобразие природы и природные контрасты. Природные богатства. Комплексная характеристика одной из стран (по выбору).

Историко-культурный регион «Восточная Азия». Географическое положение, страны региона. Своеобразие природы. Этнический и религиозный состав населения. Природные богатства. Комплексная характеристика Китая.

Комплексная характеристика страны.

Историко-культурный регион «Юго-Восточная Азия». Многообразие стран. Особенности географического положения групп стран. Своеобразие природы стран. Природные богатства. Сложный этнический состав населения. Комплексная характеристика Индонезии. Практическая работа №12.

Раздел 5. Природа Земли и человек (2 ч).

Этапы взаимодействия человека и природы. Виды природных ресурсов. Нарушение природного равновесия.

Понятие «природопользование». Рациональное и нерациональное природопользование. Качество окружающей среды.

Изменение задач географической науки во времени. Методы географической науки.

Обобщающее повторение (1час)

4.Планируемые результаты изучения учебного предмета (ФГОС)

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

- формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты курса «География. Материки, океаны, народы и страны» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- знать современное географическое положение материков и океанов, главные черты рельефа Земли, климатообразующие факторы и климаты, внутренние воды суши, зональные природные комплексы Земли, катастрофические явления природного характера;

- развивать базовые знания страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Учащийся должен уметь:

приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки - целостность, ритмичность, зональность;

объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека; называть разные виды при родных ресурсов;

приводить примеры влияния природы на условия жизни

людей.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

организовывать свою познавательную деятельность определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности; вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;

работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные).

Личностные результаты обучения Учащийся должен:

осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;

осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;

осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;

овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;

проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;

уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение; уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.



5.Тематическое планирование.

урока


Дата

по

плану

Дата

факти

ческая

Наименование разделов / тем уроков

Кол – во

часов




Введение.

2 часа

1



Введение. Что такое страноведение.

1

2



Источники географических знаний. Пр.р.№1.

1




Современный облик планеты Земля.

3 часа

3



Происхождение материков и впадин океанов.

1

4



Географическая среда - земное окружение человеческого общества.

1

5



Разнообразие природы Земли. Широтная зональность и высотная поясность.

1




Население Земли

4 часа

6



Расселение людей и разнообразие народов.

1

7



Особенности расселения людей. Страны мира.

1

8



Религии мира и культурно-исторические регионы Земли.

1

9



Подведение итогов изучения раздела "Современный облик планеты Земля".

1




Главные особенности природы Земли. Рельеф Земли.

19 часов




Рельеф Земли.

4 часа

10



Планетарные формы рельефа.

1

11



Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

1

12



Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей.

1

13



Обобщение по теме "Рельеф Земли"

1




Климат Земли.

4 часа

14



Климатообразующие факторы.

1

15



Климатические пояса.

1

16



Климат и человек.

1

17



Обобщение по теме "Климаты Земли"

1




Вода на Земле.

3 часа

18



Мировой океан - главная часть гидросферы.

1

19



Воды суши. Закономерности их питания и режима.

1

20



Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности.

1




Природные зоны.

3 часа

21



Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториальных и тропических поясов.

1

22



Природные зоны субтропических поясов.

1

23



Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов.

1




Самые крупные природные комплексы Земли - материки и океаны.

2 часа

24



Особенности природы и населения южных материков.

1

25



Особенности природы и населения северных материков.

1




Океаны.

3 часа

26



Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах.

1

27



Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах.

1

28



Подведение итогов изучения раздела "Главные особенности изучения природы земли"

1




Материки и страны.

39 часов




Африка.

7 часов

29



Особенности природы Африки. Пр.р. №2.

1

30



Население и политическая карта Африки. Пр.р. №3.

1

31



Северная Африка. Египет.

1

32



Западная и Центральная Африка. Нигерия.

1

33



Восточная Африка. Эфиопия.

1

34



Южная Африка. ЮАР.

1

35



Обобщающий урок по теме "Африка"

1




Австралия и Океания.

3 часа

36



Особенности природы Австралии. Пр.р. №4.

1

37



Австралийский союз (Австралия)

1

38



Океания

1




Южная Америка.

6 часов

39



Южная Америка. Особенности природы. Пр.р. №5.

1

40



Население и политическая карта. Пр.р. №6.

1

41



Внеандийский восток. Бразилия.

1

42



Аргентина

1

43



Андский Запад. Перу, Чили, Венесуэла. Пр.р №7.

1

44



Обобщающий урок по теме "Южная Америка"

1




Антарктида.

1 час

45



Антарктида. Особенности природы.

1




Северная Америка.

5 часов

46



Северная Америка. Особенности природы. Пр.р. №8.

1

47



Соединённые Штаты Америки.

1

48



Канада.

1

49



Средняя Америка. Мексика. Пр.р. №9.

1

50



Обобщение по теме "Северная Америка".

1




Евразия.

17 часов

51



Основные черты природы Евразии. Население материка. Пр.р. №10.

1

52



Северная Европа. Швеция и Норвегия. Пр.р.№11.

1

53



Финляндия. Дания. Исландия.

1

54



Западная Европа. Великобритания и Ирландия. Нидерланды.

1

55



Бельгия. Германия. Австрия.

1

56



Франция. Швейцария.

1

57



Восточная Европа. Польша. Страны Балтии.

1

58



Белоруссия. Украина, Молдова

1

59



Чехия. Словакия. Венгрия. Румыния. Болгария.

1

60



Южная Европа. Испания. Португалия. Италия.

1

61



Греция и Балканские страны.

1

62



Страны Юго - Западной Азии. Пр.р. №12.

1

63



Юго - западная Азия. Иран и Афганистан. Южная Азия. Индия.

1

64



Страны Центральной Азии.

1

65



Восточная Азия. Китай. Япония.

1

66



Юго - Восточная Азия. Индонезия.

1

67



Подведение итогов изучения северных материков.

1




Природа Земли и человек.

2часа

68



Природа - основа жизни людей. Изменение природы человеком.

1

69



Роль географической науки в рациональном использовании природы.

1




Обобщающее повторение.

1 час

70



Основные термины и понятия всего курса.

1





Лист корректировки рабочей программы



Класс


Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие

мероприятия

Дата проведения

по факту




















































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!