СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования "Обязательного минимума" к общеобязательной подготовке школьников.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 7 класс»



Управление образования администрации города Чебоксары

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»

города Чебоксары Чувашской Республики


Утверждаю


Директор _________И.А. Ванюшкин


Приказ № от « » августа 2018 г.







Рабочая программа

основного общего образования

по географии






Классы: 7а, 7б, 7в

Уровень: базовый

Срок реализации: 2018-2019 уч.год

Учитель: Ильина Марина Александровна





Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей гуманитарных наук

Протокол от « » августа 2018 года №1

Руководитель методического объединения С.Н.Романова





  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Личностный результат освоения программы по географии

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты освоения программы по географии

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У обучающихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• выделять явление из общего ряда других явлений;

• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

• резюмировать главную идею текста;

• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

• критически оценивать содержание и форму текста.

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

• определять свое отношение к природной среде;

• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

 определять возможные роли в совместной деятельности;

 играть определенную роль в совместной деятельности;

 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

 выделять общую точку зрения в дискуссии;

 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметными результатами освоения программы по географии являются:

Обучающийся научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

  • уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

  • описывать погоду своей местности;

  • объяснять расовые отличия разных народов мира;

  • давать характеристику рельефа своей местности;

  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

  • приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления;

  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • составлять описание природного комплекса ;выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;

  • показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты.



II. Содержание учебного курса, предмета


Введение (2 ч)

Тема 1. Что и с какой целью изучают в курсе географии материков и океанов. Как люди открывали и изучали Землю (1)

«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.

Знания о Земле в древнем мире. Первые путешест­вия, расширяющие представления европейцев о Ста­ром Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройст­ве поверхности Земли.

Современные географические исследования: Меж­дународный геофизический год, исследования Миро­вого океана, изучение Земли из космоса. Междуна­родное сотрудничество в изучении Земли.

Практическая работа. Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации, обозначение маршрутов экспедиций.

Практическая работа №1 Обучение работе с различными источниками географической информации.

Тема 2. Карты материков и океанов (1 ч)

Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использо­ванием карты.

Практическая работа №2 Определение по картам и глобусам расстояния между точками в километрах и градусах.


Раздел I Главные особенности природы Земли (10 ч +1 ч Обобщение)


Тема 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (2 ч)

Гипотезы происхождения и теории эволюции ли­тосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

Рельеф земной поверхности. Закономерности раз­мещения крупных форм рельефа. Природные катаст­рофы, происходящие в литосфере.

Практическая работа №3 Определение по карте направле­ний передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).


Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (2 ч)

Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса осве­щенности и тепловые пояса. Распределение темпера­туры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. От­крытие общей циркуляции атмосферы. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в ат­мосфере.

Практическая работа №4 Описание климата места по климатической карте.


Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН – ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ ГИДРОСФЕРЫ (2 ч)

Мировой океан — главная часть гидросферы. Ги­потезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Практическая работа №5 Выделение побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.



Тема 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (4 ч)

Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества. Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплек­сы, их строение и разнообразие. Природная зона. Гео­графическая зональность. Высотная поясность. Карта природных зон.

Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Мигра­ции населения. Основные этносы. Основные религии.

Основные виды хозяйственной деятельности. Стра­ны мира, их группировка по различным признакам.

Практическая работа№6 Анализ схем круговоротов веществ и энергии.


Раздел II. Океаны и материки (54 ч.)


Тема 1.ОКЕАНЫ (2 ч)

Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Гео­графическое положение. Краткая история исследова­ния каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Северный Ледовитый океан. Географическое поло­жение. Основные этапы исследования природы оке­ана. Особенности природы океана, природные богат­ства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.


Тема 2. АФРИКА ( 11 ч )

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История ис­следования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение место­рождений полезных ископаемых.

Практическая работа № 7. 1. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Определение причин разнообразия природных зон материка.

Факторы формиро­вания климата материка. Климатические пояса и ти­пичные для них погоды. Внутренние воды, их зави­симость от рельефа и климата, природные зоны. Ха­рактерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.

Практическая работа №8. Оценка климатических условий материка.

Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Народы и страны. Гипотеза об африканском проис­хождении человека. Разнообразие расового и этниче­ского состава населения материка. Размещение насе­ления в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Совре­менная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Ал­жир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточ­ная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов.

Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населе­ния: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыс­лы; религия.

Основные виды хозяйственной деятельности по ис­пользованию природных богатств суши и прилегаю­щих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под вли­янием человека.

Крупные города, столицы, культурно-историче­ские центры стран региона.

Практическая работа №9. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.


Тема 3. АВСТРАЛИЯ (4 ч)

Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их раз­мещение в зависимости от климата. Природные бо­гатства. Изменения природы человеком и современ­ные ландшафты. Меры по охране природы на конти­ненте.

Население Австралии. Особенности духовной и ма­териальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралия — страна, занимающая весь конти­нент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.

Практическая работа №10. 1. Сравнение географического по­ложения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континен­тов, а также степени природных и антропогенных измене­ний ландшафтов каждого из материков.

Тема 4. ОКЕАНИЯ (1ч)

Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности при­роды в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании че­ловеком и изменение им природы островов. Совре­менные народы и страны Океании.


Тема 5. ЮЖНАЯ АМЕРИКА (6 ч + 1 ч Обобщение)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История от­крытия и исследования материка.

Особенности природы: строение поверхности, зако­номерности размещения крупных форм рельефа в за­висимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Про­явление на материке широтной зональности. Природ­ные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы че­ловеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богат­ства и их использование в хозяйственной деятельнос­ти населения.

Практическая работа №11 1. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. Практическая работа №12: Описание крупных речных систем Южной Америки (по выбору учащихся).

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнооб­разие расового и этнического состава населения кон­тинента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая кар­та. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Ко­лумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры насе­ления стран, основных видов хозяйственной деятель­ности. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, столицы, культурно-историче­ские центры стран Южной Америки.


Тема 6. АНТАРКТИДА (1 ч)

Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континен­та. Современные исследования материка.

Практическая работа №13. Сравнение природы Арктики и Антарктики.


Тема 7. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (8 ч +1 ч)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследо­вание материка.

Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности разме­щения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйст­венной деятельности.

Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяй­ственной деятельности населения.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Север­ной Америки.

Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столи­цы.

Практическая работа № 14. Характеристика климата Северной Америки.


Тема 8. ЕВРАЗИЯ (16 ч +2 ч Обобщение)

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Оте­чественные имена на карте Евразии.

Особенности природы: этапы формирования релье­фа; горы, нагорья, равнины, размещение месторожде­ний полезных ископаемых; климатообразующие фак­торы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по тер­ритории материка в зависимости от рельефа и клима­та.

Проявление на материке широтной и высотной зо­нальности. Особенности природы континента. Изме­нение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупней­шие заповедники.

Практическая работа № 15. 1. Сравнительная климата Евразии с климатом Северной Америки.

Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие эт­носы Евразии. Неравномерность размещения населе­ния: исторические и природные причины, обуслов­ливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта ма­терика.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, на­циональная одежда, пища, традиции народов, обы­чаи, обряды). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по ис­пользованию природных богатств суши и прилегаю­щих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние живот­ные.

Крупные города, их географическое положение.

Зарубежная Европа. Северная Европа. Харак­теристика одной из стран. Западная Европа. Ве­ликобритания, Франция, Германия.

Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Бе­лоруссия, Молдавия.

Южная Европа. Италия, Испания, Греция.

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны ре­гиона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.

Восточная Азия. Китай, Япония.

Южная Азия. Индия.

Юго-Восточная Азия. Индонезия.


Раздел III. Географическая оболочка — наш дом (2 часа + 1 ч Обобщение курса)

Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль жи­вых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных бо­гатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйствен­ной деятельности людей. Необходимость междуна­родного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Современная география. Роль географии в раци­ональном использовании природы.






III. Тематическое планирование


Тематический блок

Кол-во часов

Введение

2

Литосфера и рельеф Земли

2

Атмосфера и климаты Земли

2

Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы.

2

Географическая оболочка.

4

Население Земли

1

Океаны.

2

Южные материки

1

Африка.

11

Австралия.

4

Океания

1

Южная Америка

7

Антарктида

1

Северные материки

1

Северная Америка

8

Евразия

16

Промежуточная аттестация

1

Географическая оболочка-наш дом

2

Обобщение и закрепление

1


Итого

70












п/п

Тема урока

Дата

Примечание

Введение -2ч.


1

Как люди открывали и изучали Землю.

Практическая работа №1 Обучение работе с различными источниками географической информации.




2

Карты материков и океанов.

Практическая работа №2 Определение по картам и глобусам расстояния между точками в километрах и градусах.




Раздел I. Главные особенности природы Земли (10 ч +1 ч Обобщение)


3

Литосфера и рельеф Земли.

Происхождение материков и океанов.



4

Рельеф Земли.

Практическая работа №3 Определение по карте направле­ний передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).




5

Атмосфера и климаты Земли.

Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы.



6

Климатические пояса Земли.

Практическая работа №4 Описание климата места по климатической карте.



7

Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы Воды мирового океана. Схема поверхностных течений.

Практическая работа №5 Выделение побережий и шельфа как особых территориально-аквальныхприродных комплексов.



8

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой.



9

Географическая оболочка.

Строение и свойства географической оболочки.

Практическая работа№6 Анализ схем круговоротов веществ и энергии.



10

Природные комплексы суши и океана.



11

Природная зональность.



12

Контрольная работа №1 «Главные особенности природы Земли»



13

Население Земли.

Размещение населения Земли. Религия мира. Городское и сельское население



Раздел II. Океаны и материки (54ч.)


14

Океаны.

Тихий океан. Индийский океан.



15

Атлантический океан. Северный Ледовитый океан.



16

Южные материки .

Общие особенности природы южных материков



17

Африка.

Географическое положение. Исследование Африки.

Практическая работа № 7. 1. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Определение причин разнообразия природных зон материка.




18

Рельеф и полезные ископаемые.



19

Климат. Внутренние воды

Практическая работа №8. Оценка климатических условий материка.



20

Природные зоны.



21

Влияние человека на природу. ООПТ



22

Население.



23

Страны Северной Африки. Алжир.



24

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия.



25

Страны Восточной Африки. Эфиопия.



26

Страны Южной Африки. Южно-Африканская республика.

Практическая работа №9. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран



27

Контрольная работа №2 по теме “Африка”.



28

Австралия.

Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые.

Практическая работа №10. 1. Сравнение географического по­ложения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континен­тов, а также степени природных и антропогенных измене­ний ландшафтов каждого из материков.



30

Климат. Внутренние воды.



31

Природные зоны. Своеобразие органического мира.



32

Австралийский союз.



33

Океания.

Океания. Природа, население и страны




34

Южная Америка

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка.

Практическая работа №11 Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки.



35

Рельеф и полезные ископаемые.



36

Климат. Внутренние воды.

Практическая работа №12 Описание крупных речных систем Южной Америки



37

Природные зоны.



38

Население.



39

Страны Востока материка. Бразилия. Страны Анд. Перу.



40

Контрольная работа №3 по теме “Южная Америка”.



41

Антарктида.

Географическое положение. Открытие и исследование. Природа.Практическая работа №13. Сравнение природы Арктики и Антарктики.





42

Северные материки.

Общие особенности природы северных материков.




43

Северная Америка.

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка.



44

Рельеф и полезные ископаемые.



45

Климат. Внутренние воды.

Практическая работа № 14. Характеристика климата Северной Америки.



46

Природные зоны. Население



47

Канада



48

Соединенные Штаты Америки.



49

Средняя Америка. Мексика



50

Контрольная работа № 4 по теме “Северная Америка”.



51

Евразия.

Географическое положение. Исследования Центральной Азии.




52

Особенности рельефа, его развитие



53

Климат. Внутренние воды.

Практическая работа № 15. Сравнительная климата Евразии с климатом Северной Америки.



54

Природные зоны. Народы и страны.



55

Страны Северной Европы.



56

Страны Западной Европы. Великобритания.



57

Франция. Германия.



58

Страны Восточной Европы.



59

Страны Южной Европы. Италия.



60

Страны Юго-Западной Азии.



61

Страны Центральной Азии.



62

Страны Восточной Азии. Китай.



63

Япония.



64

Страны Южной Азии. Индия.



65

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия



66

Контрольная работа №5по теме “Евразия”.



67

Промежуточная аттестация



Раздел III. Географическая оболочка — наш дом (2 часа + 1 ч Обобщение курса)


68

Географическая оболочка – наш дом.

Закономерности географической оболочки.



69

Взаимодействие природы и общества.



70

Итоговый урок



Итого: 70 часов






7 класс

1. Контрольная работа №1. « Главные особенности природы Земли». Материалы взяты из «Контрольные работы по географии 7 класс» Г.А.Бабаев (стр. 11 )

2. Контрольная работа №2. «Африка» Материалы взяты из Материалы взяты из «Контрольные работы по географии 7 класс» Г.А.Бабаев (стр. 20 )

3. Контрольная работа №3. «Южная Америка» Материалы взяты из Материалы взяты из «Контрольные работы по географии 7 класс» Г.А.Бабаев (стр. 24 )

4. Контрольная работа №4. «Северная Америка» Материалы взяты из Материалы взяты из «Контрольные работы по географии 7 класс» Г.А.Бабаев (стр. 26 )

5. Контрольная работа №5. «Евразия» Материалы взяты из Материалы взяты из «Контрольные работы по географии 7 класс» Г.А.Бабаев (стр. 30 )

6. Материалы для проведения промежуточной аттестации.

Промежуточная аттестация по географии 7 класс.

Вариант 1.

1.Как называется материк, по территории которого протекают реки Меконг и Иравади?

1.Южная Америка 3.Евразия

2.Австралия 4.Африка

2.В каком океане находится Марианский глубоководный желоб?

1.Индийском 3.Атлантическом

2.Тихом 4.Северном Ледовитом

3.Представителями животного мира, какого из перечисленных материков являются утконос и ехидна.

1.Африка 3.Евразия

2.Южная Америка 4.Австралия

4.По размерам территории Африка уступает только:

1.Евразии 3.Австралии

2.Южной Америки 4.Северной Америки

5.Первооткрыватели Антарктиды – это

1.Руал Амундсен 3.Роберт Скот

2.Джеймс Кук 4.Ф.Ф.Беллингсгаузен и М.П. Лазарев

6.На каком материке в естественных условиях произрастает секвойя?

1.Северная Америка 3.Евразия

2.Австралия 4.Африка

7.Пассаты преобладают

1.в умеренных широтах 3.в тропиках

2.на полюсах 4.над Антарктидой

8.Какое из перечисленных озер является самым высокогорным?

1.Титикака 3.Чад

2.Эйр 4.Онежское

9.У берегов, какого из перечисленных материков проходит океаническое течение Гольфстрим?

1.Австралия 3.Северная Америка

2.Южная Америка 4.Африка

10.Какие горы самые длинные в мире?

1.Кордильеры 3.Гималаи

2.Анды 4.Альпы

11.Материк, на котором проживает более половины населения Земли – это

1.Северная Америка 3.Евразия

2.Южная Америка 4.Африка

12.Эндемиком флоры материка Австралии является

1.секвойя 3.лиственница

2.дуб 4.эвкалипт

13.В какой горной системе количество высотных поясов наибольшее

1.Карпаты 3.Гималаи

2.Пиренеи 4.Алтай

14.Пролив Дрейка разъединяет

1.Азию и Африку 3.Европу и Африку

2.Южную Америку и Антарктиду 4.Азию и Северную Америку

15.Образование какой из перечисленных пустынь связано с холодным течением?

1.Атакама 3.Гоби

2.Сахара 4.Большая пустыня Виктория

16.Крики – это

1.Пересыхающие реки 3.Болото

2.Пересыхающие озера 4.Заросли кустарника

17.Самый низкорослый народ на Земле, живущий в Африке

1.Бушмены 3.Пигмеи

2.Эфиопы 4.Берберы

18.Для какого типа воздушных масс характерна высокая летняя температура и низкая влажность?

1.Арктических 3.Умеренных

2.Тропических 4.Экваториальных

19.Какой из перечисленных городов является столицей Великобритании?

1.Варшава 3.Париж

2.Рим 4.Лондон


Часть В

1.Какие природные объекты имеют следующие названия: Нгоронгоро, Крюгер, Серенгети?

2.Самки, каких крупных птиц Австралии откладывают яйца в кучи гнилых листьев?

3.Укажите ошибочное сочетание «материк – река».

1.Африка – Замбези 3.Австралия – Муррей

2.Южная Америка – Ориноко 4.Северная Америка - Парана

4.Почему Африка – самый жаркий материк Земли?

1.Большая часть Африки находится между тропиками.

2.Африку омывает самый теплый океан Земли.

3.Здесь расположена крупнейшая пустыня мира.

4.Здесь зарождаются раскаленные ветры – песчаные ураганы.


Промежуточная аттестация по географии 7 класс.

Вариант 2.

1.Как называется материк, на территории которого находится Ниагарский водопад?

1.Южная Америка 3.Евразия

2.Северная Америка 4.Австралия

2.Какае озеро самое глубокое?

1.Мичиган 3.Байкал

2.Виктория 4.Чад

3.Антарктида – это

1.Дрейфующий лед 3.Материк

2.Остров покрытый льдом 4.Айсберг

4.К бассейну, какого океана относится река Нил?

1.Северного Ледовитого 3.Индийского

2.Тихого 4.Атлантического

5.Какой полуостров самый большой по площади?

1.Аравийский 3.Лабрадор

2.Балканский 4.Индокитай

6.На каком из перечисленных материков находятся горы Кордильеры?

1.Антарктида 3.Австралия

2.Северная Америка 4.Африка

7.Где земная кора имеет наибольшую толщину?

1.На Западно – Сибирской равнине 3.В Гималаях

2.Амазонской низменности 4.На дне океана

8.Какую карту Евразии необходимо выбрать для того, чтобы изучить направление ветров в июле

1.Политическую 3.Физическую

2.Природных зон 4.Климатическую

9.Вади – это

1.Пересыхающие реки 3.Болота

2.Пересыхающие озера 4.Заросли кустарника

10Представителями растительного мира, какого материка являются баобаб и финиковая пальма?

1.Северная Америка 3.Африка

2.Южная Америка 4.Австралия

11.Для какого типа воздушных масс, характерны высокая летняя температура и низкая влажность?

1.Экваториальных 3.Тропических

2.Арктических 4.Умеренных

12.Барханы относятся к формам рельефа, созданным

1.Ветровыми процессами 3.Текучими водами

2.Деятельностью ледника 4.Вулканической деятельностью

13.Самая глубокая океаническая впадина на Земле – это

1.Алеутский желоб 3.Марианский желоб

2.Курило – Камчатский желоб 4.Филлипинский желоб

14.Броненосец – характерный представитель животного мира

1.Южной Америки 3.Африки

2.Австралии 4.Евразии

15.Эта река Африки дважды пересекает экватор, укажите ее

1.Замбези 3.Нигер

2.Конго 4.Сенегал

16.Укажите материк, на котором зона тропических пустынь занимает наибольшую площадь

1.Северная Америка 3.Африка

2.Южная Америка 4.Австралия

17.Какой залив Северной Америки моряки называют «мешок со льдом»?

1.Мексиканский 3Аляскинский

2.Калифорнийский 4.Гудзонов

18.Где расположена пустыня Такла – Макан?

1.в Южной Америке 3.в Евразии

2.в Северной Америке 4.в Африке

19.Какой материк самый влажный?

1.Северная Америка 3.Африка

2.Южная Америка 4.Евразия.


Часть В

1.Определите природный комплекс по его описанию.

Это лавовое нагорье находится на северо – востоке материка. Город , расположенный на нем, называют «городом вечной весны». Это нагорье – родина кофе.


2.Какое растение называют «деревом – насосом»? Его кора сползает со ствола и висит лохмотьями, а из листьев получают лечебное масло.


3Установите соответствие между животным и местом его основного обитания.

Животное Материк

1.окапи 1.Африка

2.кайот 2.Южная Америка

3.вомбат 3.Северная Америка

4.Австралия

4.Какое соответствие «тип почвы – природная зона» верно?

1.каштановые – тайга 3.подзолистые - пустыни

2.черноземы – степи 4.красно – бурые – тундра






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!