СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии». Конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. ... Курс географии предназначен для изучения в шестом классе общеобразовательной школы (возраст учащихся 11-12 лет). Особенности возрастного периода ребенка 11-12 лет характеризуются нестабильным эмоциональным поведением.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Романовская основная общеобразовательная школа

Погарского района Брянской области



Утверждаю

директор МБОУ Романовская ООШ

________О.Л. Клюшникова

Приказ № 72 « 1 »сентября__2020г.





Рабочая программа

по географии 6 класса

Клюшниковой Олеси Леонидовны




Рассмотрено Принято

На заседании МО на заседании

Протокол №____1__ Педагогического совета

«__26_»__августа____2020г школы протокол №___1__

Руководитель МО от «_28__» ___августа_______2020г

_________Л.И. Сосик





2020-2021 учебный год







Планируемые результаты освоения учебного курса:


Метапредметные 

Учащийся должен уметь:

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

-оценивать работу одноклассников;

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-классифицировать информацию по заданным признакам;

-искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

-работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

-классифицировать информацию;

-создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.

 Личностные 

Учащийся должен обладать:

-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-опытом участия в социально значимом труде;

-осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

-общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

-пониманием ценности здорового образа жизни;

-основами экологической культуры


Предметные

Учащийся должен уметь:

-называть методы изучения Земли;

-называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

-объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

-приводить примеры географических следствий движения Земли;

-объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности»,  «масштаб», «азимут», «географическая карта»;

-называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;

-приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

-находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

-читать план местности и карту;

-определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;

-производить простейшую съемку местности;

-классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

-ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

-определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;

-называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;

-объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;

-называть и показывать основные географические объекты;

работать с контурной картой;

-называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

-приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

-определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;

-классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;

-объяснять особенности движения вод в Мировом океане,

особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана,

-особенности циркуляции атмосферы;

-измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;

-составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;

-описывать погоду и климат своей местности;

-называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;

называть меры по охране природ;

-рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;

-приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;

-составлять описание природного комплекса;

-приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.


Настоящая  программа составлена на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) с учетом авторской программы «Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В.И.Сиротин»,Издательство-М.«Дрофа»2014.
 

Программа соответствует учебнику География.Начальный курс. 

Авторы-Герасимова Т.П.,Неклюкова Н.П. Издательство-М. «Дрофа» 2016 


Форма итогового контроля - тестирование в рамках промежуточной годовой аттестации

В связи с фактическим количеством дней на основании календарно- учебного графика 2019 -2020 учебный год . С учетом расписания занятий выполнения рабочей программы в полном объеме будет обеспечено за счет уплотнения тем ( повторение)




Содержание программы 

Введение (3 ч)

География – наука о природе Земли, её населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса географии.

Земля – планета Солнечной системы. Луна – спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы. 

Практические работы. На местности: 1. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); изучение высоты солнца над горизонтом, ориентирование по солнцу. 2. Экскурсия по изучению форм земной поверхности, характера залегания горных пород, водоемов (их использование, охрана).

На контурной карте: 1. Нанести маршруты путешествий Ф.Магеллана, Х.Колумба. 2. Подписать названия материков и океанов.


Раздел I. Виды изображений земной поверхности (11ч).

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, аэрофотоснимок, снимки из космоса.



Тема 1. План местности

Понятие о плане местности. Условные знаки. Масштабы. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изобрабение неровностей земной поверхности на плане.

Способы съемки местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке местности. Составление простейших планов местности. Особенности изображения населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы. Использование планов местности в практической деятельности человека. 

Практические работы. 1. Ориентирование на местности. 2. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним способом) 3. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними. 
Тема 2. Географическая карта

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий.

Градусная сеть на глобусе и карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира.

Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Значение планов местности и географических карт. Использование географических карт в практической деятельности человека. 

Практические работы. 1. Обучение приемам: показ объектов на карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов. 2. Обучение определения направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе и координат своей местности). 3. Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через свою местность. 


Раздел II. Строение Земли. Земные оболочки (36 ч) 

Тема 1. Литосфера

Внутреннее строение земли (ядро, мантия). Земная кора – внешняя оболочка. Её строение, свойства, современные исследования.

Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры6 вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые, вогнутые. Картографическое изображение форм рельефа.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые). Различие гор по высоте. Изменение гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека. Значение гор.

Равнины суши: их рельеф, различие по высоте. Различие равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов влияние человека. Значение равнин.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана, переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности. 

Практические работы. 1. Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). 2. Определение по картам географического положения и высоты гор, равнин. 3. Изучение рельефа своей местности. 4. Обозначение на контурной карте объектов рельефа. 
Тема 2. Гидросфера

Что такое гидросфера? Три составные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек земли. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода – растворитель.


Мировой океан – основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки, острова, полуострова. Деление Мирового океана на океаны. Моря (окраинные и внутренние), заливы, проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движение вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение Мирового океана.



Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки: элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные.

Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные и соленые). Ледники: горные и покровные Многолетняя мерзлота

Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод. 

Практические работы. 1. Характеристика карты океанов. 2. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте. 3. Определение на карте расстояний от своего населенного пункта до ближайшего моря.. 4. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности. 
Тема 3. Атмосфера

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав и строение атмосферы. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, туман и облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год многолетний период)

Погода, ее характеристика. Распределение солнечного света и тепла на Земле. Тропики, полярные круги, пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем моря, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин. 
Практические работы. 1. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). 2. Описание климата своей местности. 
Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле

Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.

Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, литосферу. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности. 
Практические работы. 1. Описание растительного и животного мира, почв своей местности. 
Тема 5. Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы

Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой географической оболочки.

Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность т животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.

Природные комплексы своей местности.

Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе. 
Практические работы. 1. Наблюдение за природой: установление сроков начала времен года. 2. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком. 
Раздел III. Население Земли (1 ч) 

Тема 1. Численность населения Земли. Расовый состав.

Общая численность населения Земли.

Человек как часть природы; его хозяйственная деятельность. Воздействие человека на биосферу.




Тематическое планирование


п\п

Название разделов, тем

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту


Введение.

1




1

Открытие, изучение и преобразование Земли.

Земля – планета Солнечной системы.

1




Виды изображений поверхности Земли.

План местности


4



2

Понятие о плане местности. Масштаб


1



3

Стороны горизонта. Ориентирование

1



4

Изображение на плане неровностей земной поверхности


1



5

Составление простейших планов местности


1





Географическая карта


5



6

Форма и размеры Земли. Географическая карта

1



7

Градусная сеть на глобусе и картах

1



8

Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты

1



9

Изображение на физических картах высот и глубин

1



10

Обобщение и контроль знаний по разделу « Виды изображений поверхности Земли»

1




Строение Земли. Земные оболочки.


22




Литосфера


5



11

Земля и её внутреннее строение.

1



12

Движение земной коры. Вулканизм.


1



13

Рельеф суши. Горы .

1



14

Равнины суши

1



15

Рельеф дна Мирового океана

1




Гидросфера


6



16

Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана

1



17

Движение воды в океане

1



18

Подземные воды

1



19

Реки

1



20

Озёра

1



21

Ледники

1




Атмосфера



7



22

Атмосферы: строение, значение, изучение.


1



23

Температура воздуха.

1



24

Атмосферное давление. Ветер.

1



25

Водяной пар в атмосфере.

Облака и атмосферные осадки.

1



26


Погода.

1



27

Климат.

1



28

Причины, влияющие на климат.


1




Биосфера


4




29

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

1



30

Распространение организмов в Мировом океане

1



31

Природный комплекс.

1



32

Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки.»

1




Население Земли


3



33

Население Земли.

1



34

Человек и природа.

1



35

Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли»

1



 















Планируемые результаты освоения учебного курса:


Метапредметные 

Учащийся должен уметь:

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

-оценивать работу одноклассников;

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-классифицировать информацию по заданным признакам;

-искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

-работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

-классифицировать информацию;

-создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.


 Личностные 

Учащийся должен обладать:

-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-опытом участия в социально значимом труде;

-осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

-общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

-пониманием ценности здорового образа жизни;

-основами экологической культуры


Предметные

Учащийся должен уметь:

-называть методы изучения Земли;

-называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

-объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

-приводить примеры географических следствий движения Земли;

-объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности»,  «масштаб», «азимут», «географическая карта»;

-называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;

-приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

-находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

-читать план местности и карту;

-определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;

-производить простейшую съемку местности;

-классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

-ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

-определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;

-называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;

-объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;

-называть и показывать основные географические объекты;

работать с контурной картой;

-называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

-приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

-определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;

-классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;

-объяснять особенности движения вод в Мировом океане,

особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана,

-особенности циркуляции атмосферы;

-измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;

-составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;

-описывать погоду и климат своей местности;

-называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;

называть меры по охране природ;

-рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;

-приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;

-составлять описание природного комплекса;

-приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.










Содержание программы 

Введение (1 ч)

География – наука о природе Земли, её населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса географии.

Земля – планета Солнечной системы. Луна – спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы. 

Практические работы. На местности: 1. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); изучение высоты солнца над горизонтом, ориентирование по солнцу. 2. Экскурсия по изучению форм земной поверхности, характера залегания горных пород, водоемов (их использование, охрана).

На контурной карте: 1. Нанести маршруты путешествий Ф.Магеллана, Х.Колумба. 2. Подписать названия материков и океанов.


Раздел I. Виды изображений земной поверхности (9ч).

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, аэрофотоснимок, снимки из космоса.
Тема 1. План местности

Понятие о плане местности. Условные знаки. Масштабы. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изобрабение неровностей земной поверхности на плане.

Способы съемки местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке местности. Составление простейших планов местности. Особенности изображения населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы. Использование планов местности в практической деятельности человека. 

Практические работы. 1. Ориентирование на местности. 2. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним способом) 3. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними. 






Тема 2. Географическая карта

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий.

Градусная сеть на глобусе и карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира.

Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Значение планов местности и географических карт. Использование географических карт в практической деятельности человека. 

Практические работы. 1. Обучение приемам: показ объектов на карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов. 2. Обучение определения направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе и координат своей местности). 3. Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через свою местность. 
Раздел II. Строение Земли. Земные оболочки (22 ч) 

Тема 1. Литосфера

Внутреннее строение земли (ядро, мантия). Земная кора – внешняя оболочка. Её строение, свойства, современные исследования.

Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры6 вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые, вогнутые. Картографическое изображение форм рельефа.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые). Различие гор по высоте. Изменение гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека. Значение гор.

Равнины суши: их рельеф, различие по высоте. Различие равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов влияние человека. Значение равнин.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана, переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.Особенности рельефа своей местности. 

Практические работы. 1. Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). 2. Определение по картам географического положения и высоты гор, равнин. 3. Изучение рельефа своей местности. 4. Обозначение на контурной карте объектов рельефа. 
Тема 2. Гидросфера

Что такое гидросфера? Три составные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек земли. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода – растворитель.
Мировой океан – основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки, острова, полуострова. Деление Мирового океана на океаны. Моря (окраинные и внутренние), заливы, проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движение вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение Мирового океана.
Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки: элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные.

Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные и соленые). Ледники: горные и покровные Многолетняя мерзлота

Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод. 

Практические работы. 1. Характеристика карты океанов. 2. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте. 3. Определение на карте расстояний от своего населенного пункта до ближайшего моря.. 4. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности. 
Тема 3. Атмосфера

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав и строение атмосферы. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, туман и облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год многолетний период)

Погода, ее характеристика. Распределение солнечного света и тепла на Земле. Тропики, полярные круги, пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем моря, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин. 
Практические работы. 1. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). 2. Описание климата своей местности. 
Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле

Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.

Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, литосферу. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности. 
Практические работы. 1. Описание растительного и животного мира, почв своей местности. 
Тема 5. Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы

Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой географической оболочки.

Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность т животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.

Природные комплексы своей местности.

Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе. 
Практические работы. 1. Наблюдение за природой: установление сроков начала времен года. 2. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком. 
Раздел III. Население Земли (3 ч) 

Тема 1. Численность населения Земли. Расовый состав.

Общая численность населения Земли.

Человек как часть природы; его хозяйственная деятельность. Воздействие человека на биосферу.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!