СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6-9 классы ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составленв с учетом ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6-9 классы ФГОС»

1.Пояснительная записка


Программа учебного предмета ”География” разработана  в соответствии со следующими  нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закона Республики Татарстан «Об образовании»;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательная программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных)к использованию в образовательном процессе;

- Учебного плана ГБОУ «Бугульминская школа № 10 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Основная цель обучения географии

Сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

― формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;

― формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;

― формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

― формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;

― овладение основами картографической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;

― формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.

Общая характеристика учебного предмета

География — учебный предмет, синтезирующий многие компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

Содержание курса географии позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.

В соответствии с требованиями ФГОС предметом оценки освоения обучающимися АООП должно быть достижение обучающимися предметных и личностных результатов, которые применительно к изучению географии должны быть представлены в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий

2. Содержание учебного предмета

Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:

6 класс – «Начальный курс физической географии»;

7 класс – «География России»;

8 класс – «География материков и океанов»;

9 класс – «География материков и океанов» (продолжение), «Наш край».


6 класс

Начальный курс физической географии

Введение

Что изучает география. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Явления природы. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений.

Ориентирование на местности 

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование по местным признакам природы. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.

Практическая работа № 1 «Зарисовка сторон горизонта»;

Практическая работа № 2 «Схематическая зарисовка компаса»;

Практическая работа № 3 «Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам».

Формы поверхности Земли 

Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Землетрясения. Извержения вулканов. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

Практическая работа № 4 «Зарисовка различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе».

Вода на Земле 

Вода в природе. Родник, его образование. Колодец, водопровод. Части реки. Равнинные и горные реки. Как люди используют реки. Озера. Водохранилища. Пруды. Болота, их осушение. Океаны и моря. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана вод от загрязнения.

Практическая работа № 5 «Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.д.)»

План и карта 

Рисунок и план предмета. План и масштаб. План класса. План школьного участка.Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты. Физическая карта России. Значение физической карты в жизни и деятельности людей.

Практическая работа № 6 «Вычерчивание простейшего плана класса»;

Практическая работа № 7 «Вычерчивание простейшего плана школьного участка»;

Практическая работа № 8 «Зарисовка в тетрадях условных знаков плана».

Земной шар 

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус – модель земного шара. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.

Практическая работа № 9 «Показ с помощью теллурия смены дня и ночи, смены времен года»;

Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте материков и океанов»;

Практическая работа № 11 «Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре».

Карта России 

Географическое положение России на карте. Столица России – Москва. Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного ледовитого океана. Мотя Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Реки: Волга с Окой и Камой. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки: Лена и Амур. Озера России. Крупные города России (по выбору учителя). Иркутская область на карте России.

Практическая работа № 12 «Обозначение на контурной карте границ нашей Родины, пограничных государств»;

Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте географических объектов».

Контрольная работа (1 час)

7 класс

География России

Особенности природы и хозяйства России 

Географическое положение России на карте мира. Европейская и азиатская части России. Административное деление России. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Климат России. Водные ресурсы России, их использование. Население России. Народы России. Промышленность – основа хозяйства, её отрасли. Сельское хозяйство, его отрасли. Транспорт России.

Практическая работа № 1 «Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых»;

Практическая работа № 2 «Нанесение на контурные карты изученных объектов и подписывание их названий».

Природные зоны России  из них:

Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России.

Практическая работа № 3 «Работа с физической картой и картой природных зон России».

Зона арктических пустынь 

Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население и его основные занятия. Северный морской путь.

Практическая работа № 4 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных».

Зона тундры 

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города тундры: Мурманск, Нарьян-Мар. Города тундры: Салехард, Норильск, Анадырь.Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры.

Практическая работа № 5 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных».

Лесная зона 

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки, озера, каналы. Растительный мир. Хвойные леса (тайга). Смешанные и лиственные леса. Животный мир. Пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города: Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.

Практическая работа № 6 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных».

Зона степей 

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной зоны: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград. Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей.

Практическая работа № 7 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных».

Зона полупустынь и пустынь 

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города зоны полупустынь и пустынь.

Практическая работа № 8 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных».

Зона субтропиков 

Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты.

Высотная поясность в горах 

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города и экологические проблемы Урала. Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы Восточной Сибири. хозяйство. Население и его основные занятия. Города.

Практическая работа № 9 «Вычерчивание схемы смены природных зон в горах».

Контрольная работа (1 час)

8 класс

География материков и океанов

Введение

Материки и части света на глобусе и карте.

Мировой океан

Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Современное изучение Мирового океана.

Практическая работа № 1 «Обозначение океанов на контурной карте полушарий».

Африка 

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Природные зоны и растительность тропических лесов. Животные тропических лесов. Растительность саванн. Животные саванн. Растительность и животные пустынь. Население и государства. Египет. Танзания. Южно-Африканская республика (ЮАР). Обобщающий урок.

Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни Сахара, рек (Нил, Конго), гор (Атласс, Капские, Драконовы), Суэцкого канала»;

Практическая работа № 3 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных природной зоны»;

Практическая работа № 4 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных природной зоны»;

Практическая работа № 5 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных природной зоны»;

Практическая работа № 6 «Обозначение на контурной карте изученных государств и их столиц».

Австралия 

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Растительный мир. Животный мир. Население. Австралийский Союз. Океания и остров Новая Гвинея.

Практическая работа № 7 «Обозначение на контурной карте острова Новая Гвинея, реки Муррей, города Канберра»;

Практическая работа № 8 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных материка».

Антарктида 

Географическое положение, Антарктика. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный мир. Охрана природы. Современные исследования Антарктиды.

Практическая работа № 9 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных материка».

Америка из них: Открытие Америки ,

Северная Америка 

Открытие Америки. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. Соединенные Штаты Америки (США). Канада. Мексика, Куба.

Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов: Аляска, Флорида, Калифорния»;

Практическая работа № 11 «Обозначение на контурной карте гор Кордильер и Аппалачей»;

Практическая работа № 12 «Обозначение на контурной карте рек Миссисипи и Миссури, Великих озер»;

Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте изученных государств и их столиц».

Южная Америка 

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительность тропических лесов. Животные тропического леса. Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов. Животные саванн, степей, полупустынь, гор. Население и государства. Бразилия. Аргентина. Обобщающий урок.

Практическая работа № 14 «Обозначение на контурной карте острова Огненная Земля, Панамского канала, Магелланова пролива»;

Практическая работа № 15 «Обозначение на контурной карте Амазонской низменности, гор Анды, реки Амазонки»;

Практическая работа № 16 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных материка»;

Практическая работа № 17 «Обозначение на контурной карте изученных государств и их столиц».

Евразия

Географическое положение. Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова. Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии. Реки и озера Европы. Реки и озера Азии. Растительный и животный мир Европы. Растительный и животный мир Азии. Население Евразии. Культура и быт народов Евразии.

Практическая работа № 18 «проведение на контурной карте границы между Европой и Азией»;

Практическая работа № 19 «Обозначение на контурной карте морей (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Черное), заливов (Финский), островов (Великобритания), полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия);

Практическая работа № 20 «Обозначение на контурной карте морей (Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское), заливов (Бенгальский, Персидский), островов (Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов (Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея);

Практическая работа № 21 «Обозначение на контурной карте гор: Альпы, Пиренеи, Апеннины»;

Практическая работа № 22 «Обозначение на контурной карте гор: Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ»;

Практическая работа № 23 «Обозначение на контурной карте рек: Висла, Дунай, Эльба, Днепр, Дон, Волга»;

Практическая работа № 24 «Обозначение на контурной карте рек: Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Сырдарья, Амударья», озер: Байкал, Балхаш»;

Практическая работа № 25 « Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных Европы»;

Практическая работа № 26 « Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных Азии».

Контрольная работа (1 час)

9 класс

Государства Евразии

Европа

Политическая карта

Западная Европа 

Великобритания: географическое положение, природа, экономика. Великобритания: население, культура, обычаи и традиции. Франция (Французская республика): географическое положение, природа, экономика. Германия (Федеративная Республика Германия). Австрия (Австрийская Республика), Швейцария (Швейцарская Конфедерация).

Практическая работа № 1 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц».

Южная Европа 

Испания (Королевство Испания), Португалия (Португальская Республика).  Италия (Итальянская Республика): географическое положение, природа, экономика, население, культура, обычаи и традиции. Греция (Греческая Республика).

Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц».

Северная Европа 

Норвегия (Королевство Норвегия). Швеция (Королевство Швеция). Финляндия (Финляндская Республика).

Практическая работа № 3 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц».

Восточная Европа 

Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика), Словакия (Словацкая Республика). Венгрия (Венгерская Республика). Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария). Сербия и Черногория. Эстония (Эстонская Республика). Латвия (Латвийская Республика). Литва (Литовская Республика). Республика Беларусь. Украина. Молдавия (Республика Молдова).

Практическая работа № 4 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц».

Азия из них:

Центральная Азия 

Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан). Туркменистан. Киргизия (Кыргызская Республика). Таджикистан (Республика Таджикистан).

Практическая работа № 5 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц».

Юго-Западная Азия 

Грузия. Азербайджан (Азербайджанская Республика). Армения (Республика Армения). Турция (Турецкая Республика). Ирак (Республика Ирак). Иран (Исламская Республика Иран). Афганистан (Исламская Республика Афганистан).

Практическая работа № 6 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц».

Южная Азия 

Индия (Республика Индия): географическое положение, природа, экономика, население, культура, обычаи и традиции.

Практическая работа № 7«Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц».

Восточная Азия 

Китай (Китайская Народная Республика): географическое положение, природа, экономика, население, культура, обычаи и традиции. Монголия. Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Республика Корея. Япония: географическое положение, природа, экономика. Япония: население, культура, обычаи и традиции.

Практическая работа № 8 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц».


Юго-Восточная Азия 

Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Индонезия (Республика Индонезия).

Практическая работа № 9 «Обозначение на контурной карте региона, изученных государств и их столиц».

Россия

Границы России. Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии. Административное деление России. Столица и крупные города. Обобщающий урок по географии России. Обобщающий урок по географии материков и океанов.

Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте границ России, соседей»;

Практическая работа № 11 «Составление таблицы административного деления России»;

Практическая работа № 12 «Нанесение на контурную карту столицы, крупных городов».

Свой край. География Республики Татарстан

История возникновения.

Географическое положение. Границы. Рельеф.

по местным признакам. Народные приметы.

Полезные ископаемые и почвы.

Реки, пруды, озёра, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоёмов.

Растительный мир. Красная книга. Охрана растительного мира.

Животный мир нашей местности. Охрана животных. Заповедники, заказники.

Население нашей республики. Национальный состав. Обычаи, традиции.

Промышленность.

Сельское хозяйство.

Транспорт.

Архитектурно- исторические и культурные памятники нашей республики.

Климат. Предсказания погоды

3. Планируемые результаты освоения

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение обучающимися учебного предмета предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой общеобразовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Личностные результаты освоения адаптированной программы  включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностные результатам освоения  относятся:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, бережного отношения к культурно-историческому наследию родного края и страны;

  • соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе;

  • развитие мотивации к изучению предмета;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • формирование готовности к самостоятельной жизни.


Предметные результаты освоения адаптированной программы  включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы. В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) ОО может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения:

6 класс

Минимальный уровень:

  • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы с помощью учителя;

  • выявлять на местности особенности рельефа, водоемов при помощи наводящих вопросов учителя;

  • составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения;

  • показывать на карте некоторые географические объекты, из указанных в программе;

  • выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии для 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).

Достаточный уровень:

  • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным признакам;

  • выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

  • делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;

  • показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.

7 класс

Минимальный уровень:

  • давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;

  • географические объекты, указанные в программе, наносить на контурную карту;

  • устанавливать взаимосвязи между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; - пользоваться дополнительной литературой для выполнения творческих работ и написания сообщений (рефератов);

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; - владеть элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

  • вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

  • применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Достаточный уровень:

  • уметь применять элементарные практические умения и приемы работы с географической картой для получения географической информации;

  • правильно вести себя в природе;

  • принимать простейшие меры по охране окружающей среды;

  • находить свой край на карте России, описывать характерные особенности нашей области.

8 класс

Минимальный уровень:

  • показывать на географической карте из приложения к учебнику океаны, давать им характеристику;

  • определять на карте полушарий географическое положение и очертание берегов каждого материка;

  • давать элементарное описание природных условий всех материков, опираясь на карту и картины;

  • находить в периодической печати сведения об изучаемых государствах и показывать их на политической карте;

  • выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся)

Достаточный уровень:

  • показывать на карте Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий и Индийский океаны, определять географическое положение и их хозяйственное значение;

  • давать описание очертаниям берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения;

  • называть изученные географические объекты (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида).

9 класс

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец школьного обучения (IX класс):

Минимальный уровень:

  • иметь представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;

  • владеть приемами элементарного чтения географической карты: декодированием условных знаков карты; определением направлений на карте; определением расстояний по карте при помощи масштаба; умением описывать географические объекты по карте;

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

  • использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Достаточный уровень:

  • применять элементарные практические умения и приемы работы с географической картой для получения географической информации;

  • уметь вести наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;

  • находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

  • называть и показывать на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области.

4. Система оценки достижения обучающимися

Оценки

Устные ответы

Письменные ответы

"5"

     Ориентируется на карте,  находит и показывает  географические объекты самостоятельно.

      Понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями. Соблюдается связность слов в предложении.

     Приводит примеры, подтверждающие  высказанное суждение.

     Классифицирует объекты на группы по существенным признакам.

    Дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства.

     Правильно устанавливает причинно-следственные связи.

     В тетради самостоятельно выполняет рисунки, схемы, таблицы в полном объеме.

      Тестовые задания (для 1гр) выполняет в объеме 80-100%.

"4"

     Ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта.

   Дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении.

     Не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления.

    Рисунки, схемы, таблицы в тетради выполняет в полном объеме, но имеются неточности, исправления.

     Тестовые задания (для 1 гр) выполняет в объеме 65-80%.

"3"

    Испытывает затруднения в правильном  показе изученных объектов на карте.

     Дает  неточный или неполный ответ на поставленный вопрос., материал излагает недостаточно полно и последовательно,  нуждается в помощи учителя.

     Испытывает трудности при классификации объектов на группы.

     Самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинно-следственные связи.

      Рисунки, схемы , таблицы в тетради выполняет небрежно

( если это не связано с нарушением моторики у детей).

       Задание выполнено на половину. .

     Тестовые задания (для 1гр) выполняет в объеме  50-65%.

"2"

     Не умеет  ориентироваться на карте. Не находит и не показывает объекты на карте.

     Дает неправильные ответы на поставленные вопросы.

     Не может самостоятельно классифицировать объекты на группы по существенным признакам и не использует помощь учителя.      

       Неправильно заполняет таблицы, схемы  в тетради.

     Тестовые задания (для 1гр) выполняет в объеме менее 50%.

"1"

      Данная оценка за устные ответы не ставится

     Полностью не усвоил программный материал.


5. Форма учебного занятия ( вводный урок, урок формирования (сообщения) новых знаний, обобщающий урок, контрольный урок, урок формирования и закрепления умений и навыков, комбинированный урок и т.д)

6. Виды контроля

Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования.

7. Учебно-методическое обеспечение учебного курса:

6 класс

1.География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000

2. Петрова Н.Н. География начальный курс: 6 класс. М.: Дрофа, 1997

3. Воробьёва Т.Н. География 6 класс : поурочное планирование к учебнику. Волгоград, «Учитель – АСТ»2002

4. Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии 6 класс. М.: Сфера, 2000

5. Каткова Е.Г. Сборник тестовых заданий и итогового контроля природоведения 4 класс. М.: «Интеллект – Центр», 2001

7 класс

Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. Методика проведения игр: вопросы, задания, ключи. М.: «Сфера», 2002

8 класс

1.География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000

2. Новенко Д.В. Тематическое и поурочное планирование. География 7 класс. М.: «Просвещение», 1997

3. Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов. 7 класс. М.: «Просвещение», 1997

4. Лазаревич К.С. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2000

9 класс

1.География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000

2. Новенко Д.В. Тематическое и поурочное планирование. География 7 класс. М.: «Просвещение», 1997

3. Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов. 7 класс. М.: «Просвещение», 1997.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!