СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6-9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  составлена  на основе государственной  программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений для  5-9 классов, допущенной  Министерством образования Российской Федерации (под редакцией  кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой.  Изд.  М. Просвещение  2016 г. 9-е  издание). Программа содержит  базовый уровень изучения учебного материала.

Учитывая общие и специальные  задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному  усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.

Учебный материал расположен по годам:

6кл. – Начальный курс физической географии.

7кл. – География России.

8кл. – География материков и океанов. Зарубежная география.

9кл. – Государства ближнего зарубежья. Наш край.

В программе  выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны  межпредметные  связи, а  также сформулированы основные требования к знаниям  и умениям учащихся (по годам обучения).

Основной материал посвящен изучению географии своей страны (6, 7 и 9 классы). Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ  мала (они остаются жить и работать  в той  местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях,  облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение  доступных проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к  Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой  работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.

В предлагаемой программе увеличилось время на изучение своей местности.    Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село)     определяет сам учитель.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6-9 класс»

                                      

Пояснительная записка

Программа  составлена  на основе государственной  программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений для  5-9 классов, допущенной  Министерством образования Российской Федерации (под редакцией  кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой.  Изд.  М. Просвещение  2016 г. 9-е  издание). Программа содержит  базовый уровень изучения учебного материала.

Учитывая общие и специальные  задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному  усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.

Учебный материал расположен по годам:

6кл. – Начальный курс физической географии.

7кл. – География России.

8кл. – География материков и океанов. Зарубежная география.

9кл. – Государства ближнего зарубежья. Наш край.

В программе  выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны  межпредметные  связи, а  также сформулированы основные требования к знаниям  и умениям учащихся (по годам обучения).

Основной материал посвящен изучению географии своей страны (6, 7 и 9 классы). Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ мала (они остаются жить и работать  в той  местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях,  облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение  доступных проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к  Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой  работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.

В предлагаемой программе увеличилось время на изучение своей местности.    Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село)     определяет сам учитель.

Цели и задачи предмета:

  • Образовательная - расширять кругозор об окружающем мире

  • Коррекционная – корригировать память, речь, мышление

  • Воспитательная – формировать любовь: к Родному краю, к прекрасному, к природе.

Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей. Темы уроков спланированы в соответствии с содержанием учебников по географии 6,7,8 классов, изучение родного края опирается на литературу краеведческого характера. Курс  географии  имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением,  математикой,  изобразительной деятельностью, черчением, домоводством и др. предметами.

Требования к уровню подготовки учащихся включены в разделы: «Пояснительная записка» каждого предмета.

6 класс.

Начальный курс физической географии.

Пояснительная записка.

Этот раздел предполагает формирование у детей более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. Учащиеся  научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, водоемами, формами земной поверхности.

Основными задачами курса являются:

  • Научить детей ориентироваться на местности;

  • Познакомить с физической картой России, ее географическим положением, границами,  формами земной поверхности;

  • Формировать  у школьников более точные географические представления о формах земной поверхности и  водоемах своей местности.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • что изучает география;

  • горизонт, линию и стороны горизонта;

  • основные формы земной поверхности;

  • виды водоемов, их различия;

  • меры по охране воды от загрязнения;

  • правила поведения в природе;

  • отличие плана от рисунка и географической карты;

  • масштаб, его обозначение;

  • основные направления на плане, геогр. карте;

  • условные цвета и знаки географической карты;

  • распределение суши и воды на Земле;

  • материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

  • солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

  • кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

  • значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов;

  • различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

  • расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;

  • основные типы климатов;

  • географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.



Учащиеся должны уметь:

  • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам;

  • выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

  • ориентироваться на географической карте, глобусе;

  • читать географическую карту ( условные цвета и основные знаки);

  • показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.

7 класс

Пояснительная записка.

Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Природа изучается, как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам. Вопросы физической, экономической и социальной географии своей страны изучается в тесной взаимосвязи.

Основными задачами курса являются:

  • Ознакомление  учащихся с природой и хозяйством России;

  • Демонстрация тесной взаимосвязи между вопросами физической, элементов экономической и социальной географии своей страны;

  • Формирование у школьников специальных и общеучебных умений и навыков;

  • Воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными экологическими проблемами.

В содержании учебного материала выделены два основных блока:

  1. Особенности природы и хозяйства России

(общая характеристика) – 16ч.

  1. Природные зоны России – 51ч.

Целесообразно  при изучении 1-го блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом учащихся к изучению отдельных природных зон.

Особого внимания учителя требуют вопросы изменения геополитического и экономико-географического положения России после распада  СССР. Он должен дать разъяснения направлениям экономической реформы в России, ее целям и приоритетам.

При изучении географии России необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел. Так же нужно учитывать принятое в настоящее время новое административное деление России на семь федеральных округов: Центральный федеральный округ (центр-Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр-Санкт-Петербург), Северо - Кавказский федеральный округ (центр-Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр - Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр-Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр-Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр-Хабаровск).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;

  • пояса освещенности, в которых расположена наша страна;

  • природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;

  • природные условия и богатства России, возможности использования  их человеком;

  • типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;

  • хозяйство, основное население и его занятия, и крупные города в каждой природной зоне;

  • экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;

  • правила поведения в природе;

  • расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.

Учащиеся должны уметь:

  • показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;

  • показывать по картам (физической  и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;

  • устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

  • принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.


  • Содержание изучаемого курса

Темы

Кол-во часов.

1.

Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика).

16ч.

2.

Природные зоны России.

51ч.

3.

Годовая контрольная работа.

 1ч.

Всего 68ч., 2часа в неделю.











8 класс

География материков и океанов.

Пояснительная записка

Изучение курса  «География материков  и океанов»  позволяет  учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией  государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами  Европы и Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В этот курс  внесены изменения.  Деидеологизирована  его тематика: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При  объяснении  материала  учителю целесообразно несколько сместить  акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив  страноведческий подход к рассмотрению большинства тем.

Из  8 класса в 9 класс  перенесено изучение государств  Ближнего  зарубежья – бывших союзных

республик.

При изучении  «Географии материков и океанов» следует больше внимания уделить той части света, в которой расположена школа.

Основные задачи курса:

  • Сообщить учащимся элементарных знаний  по географии материков и океанов, их географического положения, основного населения и государств;

  • Формировать более четких представлений  о природных объектах и явлениях,  многих географических знаний, тесной связи географии с жизнью;

  • Затронуть проблемы взаимоотношения и экономического  сотрудничества с  сопредельными  с  Россией  государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами  Европы и Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

  • Включать учащихся в решение доступных для них проблем окружающей  действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству.

  • Учить культуре поведения в природе,  быстро ориентироваться и правильно  вести себя во время  стихийных.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

-Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океан и их хозяйственное значение;

-особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого   материка;

-государства, их положение на материке, основное население и столицы.

Учащиеся должны уметь :

-определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;

-находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.

Содержание изучаемого курса

Тема.

Количество часов.

1.

Введение.

1ч.

2.

Мировой океан

5ч.

3.

Африка.

6ч.

4.

Австралия.

4ч.

5.

Антарктида.

3ч.

6.

Северная Америка.

4ч.

7.

Южная Америка.

4ч.

8.

Евразия.

39ч.

9.

Годовая контрольная работа.

1ч.

10.

Занимательный урок по теме: «Государства Евразии».

1ч.

Всего 68 часов, 2 часа в неделю.

9 класс

Наш край.

Пояснительная записка.

В данной программе тема «Наш край» завершает весь географический цикл.  На краеведческом материале  изучаются социальные, экологические и культурологические аспекты.

Рассматриваются вопросы истории, этнографии, национальные и региональные культурные традиции, поскольку выпускники специальных (коррекционных) школ 8 вида  чаще остаются жить и работать в местности, в которой учились.

Часы для изучения  государств  Ближнего зарубежья перенесены в начало  учебного года для того, чтобы разгрузить учебный материал в 8 классе, за счет часов Астрономии, которые в этом же объеме изучаются в 5 и 6 классах в темах: «Солнечная система» и «Земной шар». Здесь учителю необходимо дать оценку причин  политико-экономического застоя, кризиса, а  затем и распада монополизированного государства. В то же время надо стараться на доступном  материале анализировать последствия разрыва связей бывших союзных республик, повлиявшие как на углубление экономического кризиса и падение производства в этих государствах, так и на национальные проблемы.

Цели и задачи предмета:

  • Образовательные – расширять кругозор, формировать более четкие представления о природных объектах и явлениях;

  • Коррекционные - корригировать  память, речь, мышление;

  • Воспитательные – способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и  повышать интерес к изучаемому предмету.

Учащиеся должны знать:

-названия государств, ближнего зарубежья и их столицы;

-особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;

-медицинские учреждения и отделы социальной защиты в своей местности.

Учащиеся должны уметь:

-находить свою местность на карте России  (политико–административной, физической и карте природных зон);

-давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности;

-давать краткую историческую справку о прошлом своего края;

-называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;

-правильно вести себя в природе.

                                Содержание изучаемого курса.

 Тема

Кол-во часов

1.

Государства ближнего зарубежья.

18ч.

2.

Наш край.

48ч.

3.

Годовая контрольная работа.

1ч.

4.

Занимательный урок по теме: «Наш край».

1ч.

Всего 68ч., 2ч. в неделю.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!