Пояснительная записка
Программа составлена на основе государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для 5-9 классов, допущенной Министерством образования Российской Федерации (под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. Изд. М. Просвещение 2016 г. 9-е издание). Программа содержит базовый уровень изучения учебного материала.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
Учебный материал расположен по годам:
6кл. – Начальный курс физической географии.
7кл. – География России.
8кл. – География материков и океанов. Зарубежная география.
9кл. – Государства ближнего зарубежья. Наш край.
В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).
Основной материал посвящен изучению географии своей страны (6, 7 и 9 классы). Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ мала (они остаются жить и работать в той местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.
В предлагаемой программе увеличилось время на изучение своей местности. Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село) определяет сам учитель.
Цели и задачи предмета:
Образовательная - расширять кругозор об окружающем мире
Коррекционная – корригировать память, речь, мышление
Воспитательная – формировать любовь: к Родному краю, к прекрасному, к природе.
Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей. Темы уроков спланированы в соответствии с содержанием учебников по географии 6,7,8 классов, изучение родного края опирается на литературу краеведческого характера. Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, домоводством и др. предметами.
Требования к уровню подготовки учащихся включены в разделы: «Пояснительная записка» каждого предмета.
6 класс.
Начальный курс физической географии.
Пояснительная записка.
Этот раздел предполагает формирование у детей более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. Учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, водоемами, формами земной поверхности.
Основными задачами курса являются:
Научить детей ориентироваться на местности;
Познакомить с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности;
Формировать у школьников более точные географические представления о формах земной поверхности и водоемах своей местности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
что изучает география;
горизонт, линию и стороны горизонта;
основные формы земной поверхности;
виды водоемов, их различия;
меры по охране воды от загрязнения;
правила поведения в природе;
отличие плана от рисунка и географической карты;
масштаб, его обозначение;
основные направления на плане, геогр. карте;
условные цвета и знаки географической карты;
распределение суши и воды на Земле;
материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов;
различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
основные типы климатов;
географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.
Учащиеся должны уметь:
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам;
выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
ориентироваться на географической карте, глобусе;
читать географическую карту ( условные цвета и основные знаки);
показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.
7 класс
Пояснительная записка.
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Природа изучается, как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам. Вопросы физической, экономической и социальной географии своей страны изучается в тесной взаимосвязи.
Основными задачами курса являются:
Ознакомление учащихся с природой и хозяйством России;
Демонстрация тесной взаимосвязи между вопросами физической, элементов экономической и социальной географии своей страны;
Формирование у школьников специальных и общеучебных умений и навыков;
Воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными экологическими проблемами.
В содержании учебного материала выделены два основных блока:
Особенности природы и хозяйства России
(общая характеристика) – 16ч.
Природные зоны России – 51ч.
Целесообразно при изучении 1-го блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом учащихся к изучению отдельных природных зон.
Особого внимания учителя требуют вопросы изменения геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Он должен дать разъяснения направлениям экономической реформы в России, ее целям и приоритетам.
При изучении географии России необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел. Так же нужно учитывать принятое в настоящее время новое административное деление России на семь федеральных округов: Центральный федеральный округ (центр-Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр-Санкт-Петербург), Северо - Кавказский федеральный округ (центр-Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр - Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр-Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр-Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр-Хабаровск).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
хозяйство, основное население и его занятия, и крупные города в каждой природной зоне;
экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
правила поведения в природе;
расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.
Учащиеся должны уметь:
показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.
№ | Темы | Кол-во часов. |
1. | Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика). | 16ч. |
2. | Природные зоны России. | 51ч. |
3. | Годовая контрольная работа. | 1ч. |
Всего 68ч., 2часа в неделю.
8 класс
География материков и океанов.
Пояснительная записка
Изучение курса «География материков и океанов» позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В этот курс внесены изменения. Деидеологизирована его тематика: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При объяснении материала учителю целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив страноведческий подход к рассмотрению большинства тем.
Из 8 класса в 9 класс перенесено изучение государств Ближнего зарубежья – бывших союзных
республик.
При изучении «Географии материков и океанов» следует больше внимания уделить той части света, в которой расположена школа.
Основные задачи курса:
Сообщить учащимся элементарных знаний по географии материков и океанов, их географического положения, основного населения и государств;
Формировать более четких представлений о природных объектах и явлениях, многих географических знаний, тесной связи географии с жизнью;
Затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Включать учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству.
Учить культуре поведения в природе, быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
-Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океан и их хозяйственное значение;
-особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка;
-государства, их положение на материке, основное население и столицы.
Учащиеся должны уметь :
-определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;
-находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.
Содержание изучаемого курса
№ | Тема. | Количество часов. |
1. | Введение. | 1ч. |
2. | Мировой океан | 5ч. |
3. | Африка. | 6ч. |
4. | Австралия. | 4ч. |
5. | Антарктида. | 3ч. |
6. | Северная Америка. | 4ч. |
7. | Южная Америка. | 4ч. |
8. | Евразия. | 39ч. |
9. | Годовая контрольная работа. | 1ч. |
10. | Занимательный урок по теме: «Государства Евразии». | 1ч. |
Всего 68 часов, 2 часа в неделю.
9 класс
Наш край.
Пояснительная записка.
В данной программе тема «Наш край» завершает весь географический цикл. На краеведческом материале изучаются социальные, экологические и культурологические аспекты.
Рассматриваются вопросы истории, этнографии, национальные и региональные культурные традиции, поскольку выпускники специальных (коррекционных) школ 8 вида чаще остаются жить и работать в местности, в которой учились.
Часы для изучения государств Ближнего зарубежья перенесены в начало учебного года для того, чтобы разгрузить учебный материал в 8 классе, за счет часов Астрономии, которые в этом же объеме изучаются в 5 и 6 классах в темах: «Солнечная система» и «Земной шар». Здесь учителю необходимо дать оценку причин политико-экономического застоя, кризиса, а затем и распада монополизированного государства. В то же время надо стараться на доступном материале анализировать последствия разрыва связей бывших союзных республик, повлиявшие как на углубление экономического кризиса и падение производства в этих государствах, так и на национальные проблемы.
Цели и задачи предмета:
Образовательные – расширять кругозор, формировать более четкие представления о природных объектах и явлениях;
Коррекционные - корригировать память, речь, мышление;
Воспитательные – способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и повышать интерес к изучаемому предмету.
Учащиеся должны знать:
-названия государств, ближнего зарубежья и их столицы;
-особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
-медицинские учреждения и отделы социальной защиты в своей местности.
Учащиеся должны уметь:
-находить свою местность на карте России (политико–административной, физической и карте природных зон);
-давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности;
-давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
-называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
-правильно вести себя в природе.
Содержание изучаемого курса.
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Государства ближнего зарубежья. | 18ч. |
2. | Наш край. | 48ч. |
3. | Годовая контрольная работа. | 1ч. |
4. | Занимательный урок по теме: «Наш край». | 1ч. |
Всего 68ч., 2ч. в неделю.