СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс, ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа с календарно - тематическим планированием в соответствии с ФГОС. География. Начальный курс 5 кл.: И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин - М.: Дрофа, 2016

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс, ФГОС»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа»



Рассмотрено

Принято

Утверждено

на заседании МО

на заседании педагогического

приказом от «01» сентября

(Протокол от «27» августа

совета

2018 года №43 /6

2018 года №1

(Протокол от «30» августа

Директор школы


2018 года №1)

Л. А. Парфенова







Рабочая программа

по географии

5 класса

основного общего образования

на 2018– 2019 учебный год











Составитель: Константинова Елена Владимировна,

I квалификационная категория









2018г.



Пояснительная записка


Рабочая программа курса «География. Начальный курс. 5 класс» составлена на основе:


  • Федерального образовательного стандарта основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;

  • Примерной образовательной программы основного общего образования;

  • Авторской программы основного общего образования по географии 5-9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин ;

  • Образовательной программы основного общего образования ОУ;

  • Учебного плана ОУ;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

  • Положения о рабочей программе МКОУ «2-я Выгорновская ООШ».


Основные цели изучения географии в школе:

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет формировать географическую картину мира;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества насовременном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.


География в основной школе — учебный предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.


Основными целями курса «География. Начальный курс. 5 класс» являются:

  • знакомство с особенностями природы окружающего нас мира,

  • с древнейшим изобретением человечества - географической картой,

  • с взаимодействием природы и человека;

  • пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

  • формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


При изучении курса решаются следующие задачи:

  • знакомство с одним из интереснейших школьных предметов - географией, формирование интереса к нему;

  • формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе. Он опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

Представленная рабочая программа полностью соответствует авторской программе основного общего образования по географии 5-9 классы И. И. Бариновой, В. П. Дронова, И. В. Душиной, В. И. Сиротина. Срок реализации программы – один учебный год (34 часа, 1 час в неделю).

Данная рабочая программа ориентирована на ис­пользование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плеша­кова, Н.И. Сонина (М.: Дрофа, 2016), тетради География. Начальный курс. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс» / Н. И. Сонин, С. В. Курчина._ 5-е изд., стереотип – М.: Дрофа, 2016.



Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Изучение географии в основной школе дает воз­можность обучающимся достичь следующих резуль­татов.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской иден­тичности: патриотизма, уважения к Отече­ству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального наро­да России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и че­ловечества; усвоение гуманистических, де­мократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучаю­щихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальней­шей индивидуальной траектории образова­ния на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а так­же на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, язы­ковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль­туре, языку, вере, гражданской позиции, к ис­тории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопони­мания;

• освоение социальных норм, правил пове­дения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школь­ном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетент­ности в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, формирование нрав­ственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­никами, детьми старшего и младшего возра­ста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследова­тельской, творческой и других видах деятель­ности;

• формирование ценности здорового и без­опасного образа жизни; усвоение правил ин­дивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угро­жающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

• формирование основ экологической культу­ры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексив­но-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов Рос­сии и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты:


Регулятивные УУД:

• самостоятельно обнаруживать и формулиро­вать учебную проблему, определять цель УД;

• выдвигать версии решения проблемы, осо­знавать (и интерпретировать в случае необ­ходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

• работая по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошиб­ки самостоятельно (в том числе и корректиро­вать план);

• в диалоге с учителем совершенствовать само­стоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

• анализировать, сравнивать, классифициро­вать факты и явления;

• выявлять причины и следствия простых явле­ний;

• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для ука­занных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

• преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

• определять возможные источники необходи­мых сведений, производить поиск информа­ции, анализировать и оценивать ее достовер­ность.

Коммуникативные УУД:

• самостоятельно организовывать учебное взаи­модействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

• учиться критично относиться к своему мне­нию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты:

• объяснять, для чего изучают географию;

• использовать различные источники геогра­фической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, ком­пьютерные базы данных) для поиска и извле­чения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;

• по результатам наблюдений (в том числе ин­струментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

• составлять описание географических объек­тов, процессов и явлений с использованием разных источников географической инфор­мации;

• строить простые планы местности;

• моделировать географические объекты и яв­ления при помощи компьютерных программ;

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географиче­ские объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• создавать письменные тексты и устные сооб­щения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопро­вождать выступление презентацией;

• описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

• называть отличия в изучении Земли с помо­щью географии по сравнению с другими на­уками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

• называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических от­крытий и путешествий;

• показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

• описывать представления древних людей о Вселенной;

• называть и показывать планеты Солнечной системы;

• приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

• описывать уникальные особенности Земли как планеты;

• находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

• работать с компасом;

• ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

• называть и показывать по карте основные гео­графические объекты;

• наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

• приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

• объяснять особенности строения рельефа суши;

• описывать погоду своей местности;

• объяснять значение ключевых понятий.

Использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

• сохранения здоровья и соблюдения норм эко­логического поведения;

• сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

• адаптации к условиям проживания на опреде­ленной территории;

• самостоятельному оцениванию уровня безо­пасности окружающей среды как сферы жиз­недеятельности.





Содержание учебного предмета, курса


Что изучает география (5 ч)


Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.


Как люди открывали Землю (5 ч)


Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1, 2.


Земля во Вселенной (9 ч)


Как древние люди представляли себе Вселенную.

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета - Земля. Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.


Виды изображений поверхности Земли (4 ч)


Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 3, 4.



Природа Земли (11 ч)


Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат .Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?








Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе контрольные, практические, итоговые тестовые работы и т. д.

практические

работы

итоговые

тестовые

1

Что изучает география

5

-

-

2

Как люди открывали Землю

5

2

-

3

Земля во Вселенной (9ч.)

9

-

1

4

Виды изображений поверхности Земли

4

2

-

5

Природа Земли

11

-

1

Итого:

34

4

2





Календарно – тематическое планирование

урока



Название темы

Кол-во

часов

Дата

Примеча-

Ние

план

факт

Что изучает география (5ч.)

1

Мир, в котором мы живем.


1




2

Науки о природе.


1




3

География — наука о Земле.


1




4

Методы географических

исследований.


1




5

Обобщение знаний по разделу

«Что изучает география».


1




Как люди открывали Землю (5ч.)

6

Географические открытия

древности и Средневековья.

Пр. р.№ 1 «Географические открытия

древности и средневековья».


1




7

Важнейшие географические

открытия.


1




8

Открытия русских путешественников.


1




9

Открытия русских путешественников. Пр. р. № 2 «Важнейшие географические открытия».


1




10

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю».


1




Земля во Вселенной (9ч.)

11

Как древние люди представляли себе Вселенную.


1




12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.


1




13

Соседи Солнца.


1




14

Планеты-гиганты и маленький Плутон.


1




15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.


1




16

Мир звезд.


1




17

Уникальная планета — Земля.


1




18

Современные исследования космоса.


1




19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».


1




Виды изображений поверхности Земли (4ч.)

20

Стороны горизонта.


1




21

Ориентирование.

Пр. р. № 3 «Ориентирование по компасу».


1




22

План местности и географическая карта.

Пр. р.№ 4 «Составление простейшего плана местности».


1




23

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли».

1




Природа Земли (11ч.)

24

Как возникла Земля.


1




25

Внутреннее строение Земли.


1




26

Землетрясения и вулканы.


1




27

Путешествие по материкам.


1




28

Вода на Земле.


1




29

Воздушная одежда Земли.


1




30

Живая оболочка Земли.


1




31

Итоговые тестовые задания по курсу

«География. Начальный курс. 5 класс»

1




32

Почва — особое природное тело.


1




33

Человек и природа.


1




34

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».


1








Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет география

Класс 5

Учитель Константинова Е. В.


2018-2019 учебный год

урока

Тема

Количество часов

Причина корректи-

ровки

Способ корректи-

ровки

по плану

дано
















































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!