Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено | Принято | Утверждено |
на заседании МО | на заседании педагогического | приказом от «01» сентября |
(Протокол от «27» августа | совета | 2018 года №43 /6 |
2018 года №1 | (Протокол от «30» августа | Директор школы |
| 2018 года №1) | Л. А. Парфенова |
Рабочая программа
по географии
5 класса
основного общего образования
на 2018– 2019 учебный год
Составитель: Константинова Елена Владимировна,
I квалификационная категория
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «География. Начальный курс. 5 класс» составлена на основе:
Федерального образовательного стандарта основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
Примерной образовательной программы основного общего образования;
Авторской программы основного общего образования по географии 5-9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин ;
Образовательной программы основного общего образования ОУ;
Учебного плана ОУ;
Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
Положения о рабочей программе МКОУ «2-я Выгорновская ООШ».
Основные цели изучения географии в школе:
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет формировать географическую картину мира;
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества насовременном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Основными целями курса «География. Начальный курс. 5 класс» являются:
знакомство с особенностями природы окружающего нас мира,
с древнейшим изобретением человечества - географической картой,
с взаимодействием природы и человека;
пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении курса решаются следующие задачи:
знакомство с одним из интереснейших школьных предметов - географией, формирование интереса к нему;
формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе. Он опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
Представленная рабочая программа полностью соответствует авторской программе основного общего образования по географии 5-9 классы И. И. Бариновой, В. П. Дронова, И. В. Душиной, В. И. Сиротина. Срок реализации программы – один учебный год (34 часа, 1 час в неделю).
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (М.: Дрофа, 2016), тетради География. Начальный курс. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс» / Н. И. Сонин, С. В. Курчина._ 5-е изд., стереотип – М.: Дрофа, 2016.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
• выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
• преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
• определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты:
• объяснять, для чего изучают географию;
• использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
• по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
• составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• строить простые планы местности;
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
• описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
• называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
• называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
• показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
• описывать представления древних людей о Вселенной;
• называть и показывать планеты Солнечной системы;
• приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
• описывать уникальные особенности Земли как планеты;
• находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
• работать с компасом;
• ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
• называть и показывать по карте основные географические объекты;
• наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
• приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
• объяснять особенности строения рельефа суши;
• описывать погоду своей местности;
• объяснять значение ключевых понятий.
Использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
• сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
• сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
• адаптации к условиям проживания на определенной территории;
• самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Содержание учебного предмета, курса
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1, 2.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную.
Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета - Земля. Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4.
Природа Земли (11 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат .Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | В том числе контрольные, практические, итоговые тестовые работы и т. д. |
практические работы | итоговые тестовые |
1 | Что изучает география | 5 | - | - |
2 | Как люди открывали Землю | 5 | 2 | - |
3 | Земля во Вселенной (9ч.) | 9 | - | 1 |
4 | Виды изображений поверхности Земли | 4 | 2 | - |
5 | Природа Земли | 11 | - | 1 |
Итого: | 34 | 4 | 2 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Название темы | Кол-во часов | Дата | Примеча- Ние |
план | факт |
Что изучает география (5ч.) |
1 | Мир, в котором мы живем. | 1 | | | |
2 | Науки о природе. | 1 | | | |
3 | География — наука о Земле. | 1 | | | |
4 | Методы географических исследований. | 1 | | | |
5 | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география». | 1 | | | |
Как люди открывали Землю (5ч.) |
6 | Географические открытия древности и Средневековья. Пр. р.№ 1 «Географические открытия древности и средневековья». | 1 | | | |
7 | Важнейшие географические открытия. | 1 | | | |
8 | Открытия русских путешественников. | 1 | | | |
9 | Открытия русских путешественников. Пр. р. № 2 «Важнейшие географические открытия». | 1 | | | |
10 | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю». | 1 | | | |
Земля во Вселенной (9ч.) |
11 | Как древние люди представляли себе Вселенную. | 1 | | | |
12 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. | 1 | | | |
13 | Соседи Солнца. | 1 | | | |
14 | Планеты-гиганты и маленький Плутон. | 1 | | | |
15 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | 1 | | | |
16 | Мир звезд. | 1 | | | |
17 | Уникальная планета — Земля. | 1 | | | |
18 | Современные исследования космоса. | 1 | | | |
19 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». | 1 | | | |
Виды изображений поверхности Земли (4ч.) |
20 | Стороны горизонта. | 1 | | | |
21 | Ориентирование. Пр. р. № 3 «Ориентирование по компасу». | 1 | | | |
22 | План местности и географическая карта. Пр. р.№ 4 «Составление простейшего плана местности». | 1 | | | |
23 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли». | 1 | | | |
Природа Земли (11ч.) |
24 | Как возникла Земля. | 1 | | | |
25 | Внутреннее строение Земли. | 1 | | | |
26 | Землетрясения и вулканы. | 1 | | | |
27 | Путешествие по материкам. | 1 | | | |
28 | Вода на Земле. | 1 | | | |
29 | Воздушная одежда Земли. | 1 | | | |
30 | Живая оболочка Земли. | 1 | | | |
31 | Итоговые тестовые задания по курсу «География. Начальный курс. 5 класс» | 1 | | | |
32 | Почва — особое природное тело. | 1 | | | |
33 | Человек и природа. | 1 | | | |
34 | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли». | 1 | | | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет география
Класс 5
Учитель Константинова Е. В.
2018-2019 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректи- ровки | Способ корректи- ровки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |